С гордостью сообщаем, что наш коллега, известный историк, журналист, писатель и главный редактор проекта «Россия – Моя история» Александр Леонидович Мясников написал новую книгу о прошлом, настоящем и будущем Новороссии – уникального региона между Чёрным и. Книга историка и писателя Александра Мясникова "Романовы. О том, почему эта дата заняла достойное место в календаре, что способствует, а что мешает единению общества, «АиФ» рассказал историк, писатель, главный редактор проекта «Россия — моя история» Александр Мясников. Александр Леонидович Мясников 100 великих достопримечательностей Москвы Удивительные московские достопамятности Так, достопамятностями, назвал достопримечательности первопрестольной замечательный русский историк Николай Михайлович Карамзин. Автор книги, историк Александр Мясников, сосредоточивает своё внимание, прежде всего на личности императора Александра III.
Историк Мясников: украинцы не в курсе, что Бандера видел их страну только в составе Третьего рейха
Кухня во времена Рюриковичей отличалась от кухни Петра I тем, что раньше нельзя было молоть никакую пищу. Продукты можно было употреблять только целиком, так как в фарш можно было легко что-нибудь подмешать. Такие супы как щи и борщ придумали не в России и даже не на Украине, их придумали в Древнем Риме. Император Диоклетиан говорил, что выращивать капусту лучше, чем заниматься политикой. К слову, «капуста» переводится на русский язык как «голова». RU Отметим, по словам директора парка «Россия — моя история» Натальи Прошиной, встречи, подобные сегодняшнему заседанию «Клуба историков», очень важны для школьников. Наталья Прошина, директор мультимедийного парка «Россия — моя история»: — Это не только популяризация исторического знания. Каждая такая встреча рождает интересные предложения по интеграции содержательной части экспозиций парка в школьную программу. RU Александр Андреев, директор Фонда святой Екатерины: — Я очень рад, что наш совместный с парком «Россия — моя история» проект стартовал с лекции блистательного историка и публициста Александра Мясникова. Уверен, что сегодня педагоги почерпнули для себя много нового и интересного.
Хотелось бы сказать отдельное спасибо департаменту образования Екатеринбурга за оказанное содействие.
Точнее не столько годы, сколько вся страна: промышленность, сельское хозяйство и — самое страшное — армия. По словам писателя, в книге представлено много документального материала, иллюстраций, речей и интервью президента.
Событийный ряд в книге заканчивается по сути нашими днями, а значит, логично, что там затрагивается тема спецоперации и новых территорий, уточнил автор. Биографическая информация подается пунктиром, основной акцент сделан на годы президентства.
Своеобразными вехами в освоении исторической темы стали объёмистые тома: «Российская летопись» СПб. После выхода в свет этих трудов, казалось бы, вопрос с освоением и осмыслением пространства российской истории должен был потерять для Александра Мясникова актуальность. Однако через несколько лет выходит в свет «Летописный календарь России» СПб. Александру Мясникову не чуден жанр путеводителей.
В 2009 году крупнейшее московское издательство «АСТ» выпускают в свет путеводитель «Весь Петербург», затем — путеводитель по Валааму, написанный с большой любовью к русскому северу. Путеводитель по Петербургу Александр Мясников строит довольно неожиданно, отказываясь от описания традиционных туристических маршрутов. Географическими точками опоры стали острова, на которых расположен город. Это позволяло читателю более полно и точно осмыслить городское пространство, остановить внимание на «автографах времени», которыми с избытком отмечены все петербургские острова. Но в 2011 году Мясников выносит на суд читателей произведение совершенно неожиданного и нового жанра: «Путеводитель по русской истории». В течение пяти лет выходят в свет шесть томов.
Не зря пресса живо откликнулась на появление этих книг. Следующим неординарным проектом стала серия книг, объединённых так называемым «тайным кодом», то есть есть приёмом, который позволяет по-новому взглянуть на многие привычные события, понятия, факты. Но занимаясь историей, он не забывал и художественную прозу. Особняком в его творчестве стоит роман «Принцип росомахи» М. Мясников обращается к казалось бы не свойственному ему жанру — детективу, хотя сам обозначает жанр произведения как «экстремальная проза». Детектив здесь используется как традиционный приём для раскрытия и осмысления скандальных историй 90-х годов ХХ века, связанных с российскими изотопами и, так называемой, красной ртутью.
Отдал писатель дань и научно-популярной литературе. Начиная с 2012 года Мясников осваивает совершенно новый вид деятельности — выставочную. Он принимает самое активное участие в создании выставки «Романовы», которая открылась в 2013 году в центральном Манеже в Москве. На следующий год была выставка «Рюриковичи», которая, как и предыдущая, была приурочена к Дню народного единства — 4 ноября. Затем были выставки, посвященные ХХ веку. В 2017 году началась работа по созданию филиалов Исторического парка во всех регионах России.
Александр Мясников является главным редактором этого грандиозного проекта.
А как только это делалось наоборот — всё", — рассказал Мясников. Историк добавил, что обычные люди на Западе не настолько охвачены русофобией, как нам кажется. Более того, один его знакомый журналист из Германии, который ездил в Донбасс снимать фильм, сказал, что потрясён той свободой, коей нет у него на родине. В ответ Мясников посмеялся, что западные СМИ и политики, наоборот, постоянно говорят о том, что свобода слова существует только на Западе.
Историк Александр Мясников написал книгу о Путине
Отмечается, что предложение писателю поступило осенью 2022 года. Тогда же он поговорил о книге с Путиным, для которого проводил экскурсию по выставке в московском Центральном Манеже. Ожидается, что широкой общественности издание станет доступно в январе 2024 года.
В гостях у нас Александр Леонидович Мясников, историк, публицист, консультант мультимедийного проекта «Россия — моя история».
Как раз сегодня проект открывается у нас в Перми. Здравствуйте, Александр Леонидович. Гость: — Доброе утро.
Хочу немного поправить — я не консультант, я один из авторов этой идеи. Я делал вместе с коллегами эту выставку. Консультантами у нас были совершенно другие люди из Института истории Российской академии наук и прочее, потому что это их работа.
Это даже не выставка. Мы сначала не могли понять жанр этого всего, потому что когда-то мы начали с того, что начали делать выставки в Центральном Манеже. И после того, как мы сделали первую выставку о Романовых, когда Манеж оказался в ситуации, в которой никогда не был, потому что пропускная способность Манежа — 5 тысяч человек в день, а у нас было 25 тысяч человек в день, и очередь до Лобного места стояла.
Стало понятно, что что-то не так происходит. И вместо недели мы работали месяц. Это всё продолжалось, потом вторая — Рюриковичи и прочее.
И тогда возникла идея эти выставки манежные объединить и сделать эту самую экспозицию. Но перед этим был ещё один акт, я думаю, что все, кто придут сюда, в Пермь на выставки, они поймут, какие вообще чудеса у нас в стране бывают. Можете себе представить, мы сделали выставку, на которую приходили все и вся, приезжали.
И вот мы такую выставку повезём, например, в город Тюмень или ещё куда-то. Устраиваем такую выставку, строим всё. Понятно, что это ненормально.
Тогда и появилась идея, смутная сначала, что, видимо, надо делать так, чтобы не ломать, чтобы можно было показывать всем и вся безо всяких вариаций. Естественно выставка и постоянная экспозиция — это немного разные вещи, потому что в постоянной экспозиции необходима какая-то более многослойная информация. И в этом плане, конечно, очень помогает эта мультимедийность.
Я сразу хочу сказать, что мультимедийность — это не как на выставке Ван Гога, когда шевелятся руки и ноги, это несколько другая вещь. Смысл всего заключается в том, что здесь информация подаётся в разном виде. Потому что есть люди, которые любят информацию читать, есть люди, которые любят слушать, есть люди, которые любят трогать что-то.
И вот мы из расчёта на всех людей, мы сделали всевозможные способы подачи информации. Поэтому мы изначально столкнулись с вещью, которая нас потрясла, мы были в хорошем смысле поражены, когда к нам стала ходить в большом количестве молодёжь. И мы поняли, что, видимо, что-то такое правильное мы поймали, потому что цель и задача была очень простая: сделать историю интересной — вот это самое главное.
Потому что мы все, чего уж скрывать, выходим из школы с нелюбовью к двум предметам: история и литература. Эти штампы, которые вбивают в голову, они занудные, и те, кто интересуется, понимают, что это не так, что всё по-другому. Но общая масса людей понимает, что это какие-то безумные цифры, числа, от которых вообще голова съезжает.
Зачем это? Как это? И мы попытались всё-таки сделать немного по-другому.
Человеку, молодому человеку не понятно, что такое XIV век. Мы попытались сделать так, чтобы люди могли себе ассоциировать с историей. Что, например, у каждого человека, даже жителя Перми, особенно прекрасной половины человечества — одна из них сидит здесь — что есть в гардеробе, что появилось 1000 лет в России, тогда Руси?
Когда мы это рассказываем, тогда всё становится понятно, что эти далёкие времена первых Рюриковичей связывают эпохи. Потому что есть рукавицы, были ещё и ноговицы, они на ноги надевались, и когда появились варяги — это отдельная история, как и что — они, помимо всего прочего, выполняли ещё и военную функцию, охрану торговцев и всего прочего. И они в эти самые рукавицы вшивали в середину кожу, специальную прокладку из кожи, чтобы держать весло и меч.
И назывались они варЯжки, от слова «варяг». Сейчас это превратилось в «варежки», которые у вас лежат в кармане шубы. Это и есть то, что связывает эпохи.
То есть какие-то такие, может быть, смешные иногда, но живые мелочи… Ведущий: — То есть вы искали как раз такие «мульки», которые показывают… Гость: — Конечно, да, да, да. Я к тому, что у нас любят такой традиционный спор между русскими и украинцами, кто придумал борщ, кто придумал щи. И там битва какая-то безумная идёт, я всегда всех расстраиваю, что ни те и не другие ничего не придумали.
Потому что это придумали в Древнем Риме, всё пришло из Византии, из восточно-римской империи. Капуста в переводе — это не русское слово, если бы это было русское, она называлась бы как-нибудь «зеленуха», ещё как-то — это от слова «капус», «голова». Поэтому капуцины, монахи, капюшон — всё это есть, и по-русски голову тоже иногда кочаном называют.
Какие-то такие смешные взаимосвязи, что называется, оживляют. И понятно, что и как. И связь времён заключается не в том, что вы выучили дату, когда началась Куликовская битва, и когда она закончилась, а в том, что эти времена связываются.
И они становятся понятны, потому что есть что-то такое близкое. Мы попытались это сделать относительно всех правителей, какие у нас были. Мы не акцентируем внимание XII век или XIII век, потому что человек, как вы понимаете, меряет жизнь реальными размерами своей собственной жизни.
Человеческая жизнь — она понятна. Мы живём при Путине, жили при Ельцине, жили при Горбачёве, при Брежневе — это какие-то понятные мерки. И нормальный человек соглашается, как дети в школе, ну, ХХ век, ну, бог с ним.
А на самом-то деле всё несколько по-другому. Ведущая: — Наверное, молодежь привлекают мультимедиа «фишки», она же любит это. Не любят историю, наверное, те, кому не повезло с учителями.
Есть же учителя, которые говорят: «Читаем параграф», а есть те, которые рассказывают, как вы, про варежки, про качан и так далее. А тут же ещё можно выбрать, здесь же разные совершенно мультимедийные форматы, то есть здесь есть сенсорные столы, анимированные картинки, видеоролики, статичные картинки. То есть ты сам захотел — посмотрел про ХХ век, если тебе интересно.
Тебе не навязывает экскурсовод свою позицию. Гость: — Нет, здесь позиции вообще никто не навязывает, никаких толкований, ничего нет. Мы даём фактологию, вы уже принимаете решение сами.
Конечно, что касается учителей — безусловно, человеческий фактор — он везде. Есть люди, которые занимаются физикой, но всю жизнь любят историю и литературу, потому что им повезло с учителями. Но что делать?
Это человеческий фактор. Что касается проекта — мы и делали так, чтобы это было интересно, чтобы это не было монотонно. Поэтому там перебивки этими фильмами всевозможными, тач-скринами — сенсорными столами.
То есть человек приходит в музей и первое, что он видит — это «Не подходите, это витрина. Не трогайте, это нельзя трогать». Мы говорим наоборот: «Приходите, трогайте, вертите.
Хотите — на полу сидите, ради бога. Делайте, что хотите, только чтобы вам было интересно». У меня был очень яркий пример.
Но как потом оказалось, расчет на культурную составляющую полностью оправдал себя, ведь без этого ничего не сделать. Нам действительно необходимо возвращение к истокам, чтобы понять кто мы, откуда и для чего. Я когда-то решил подсчитать, сколько у человека, родившегося в 2000 году, было прямых предков в начале XX века. Оказалось, что только прямых предков 16 человек! А если продолжить искать до Петра I, то получится, что у всех у нас гигантское количество прямых предков. Я понимаю, что сегодня человека интересует в основном своя собственная история и своя собственная жизнь, но вдруг у нас все-таки получится привязать общую историю к личной.
У нас, например, Ивана Грозного до сих пор обвиняют в том, что он убил своего сына, хотя он его не убивал и по этому поводу даже есть заключение судебно-медицинской экспертизы Генеральной прокуратуры СССР в 60-х годах прошлого века советский археолог и антрополог Михаил Герасимов вскрывал гробницу царевича Ивана. У нас есть такая боязнь, мы иногда считаем, что народ, дескать, что-то не так поймет. На мой взгляд, это величайшая глупость, потому что народ-то не дурак и поймет все, только скажите ему правду. Понимаете, перед любым обществом должны быть четко сформулированы цели и задачи.
Источник фото: Фото редакции «Тогда главным стало заработать денег, «быть успешным». Неважно, какой ценой, неважно, что о тебе подумают… А ведь Россия всегда была жива и сильна своим коллективизмом.
В одиночку на нашей огромной территории было не выжить.
Мясников Александр Леонидович, все книги автора
Информационные войны с Россией и экономические санкции были придуманы много веков назад Историк и писатель Александр Мясников был приглашен администрацией президента на семинар для губернаторов. Книга историка и писателя Александра Мясникова "Романовы. Это родной дедушка нынешнего доктора Мясникова из телевизора. Мясников был крупным специалистом по сердечным болезням, хотя хирургией, как таковой, не занимался. Всю информацию о предстоявшем сражении не знал даже маршал Жуков, а для всех остальных придумали фальшивую операцию под названием "Марс", пишет Историк Александр Мясников дал журналистам интервью, в котором рассказал, почему общественность далеко не. моя история», эксперт РВИО Александр Мясников стал Почётным профессором СПбПУ. Александр Мясников родился в Ленинграде. Сегодня в пресс-центре ТАСС читателям и журналистам была представлена книга о Владимире Путине писателя и историка Александра Мясникова.
Историк Мясников_ СВО заставила нас говорить правду
Генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова отметила, что в последние годы общество стало более бережно относиться к истории Отечества, и это прослеживается в новой книге. Она напомнила, что после развала Советского Союза были разрушены не только все связи между республиками, но и институты работы с молодежью, система преподавания истории. В более 200 учебниках по истории, изданных до последнего времени, каждое издание трактовало исторические события на свой лад. Это означает системный, государственный подход к изучению истории". По ее мнению, изучение истории не только делает людей просвещёнными, но и формирует чувство сопричастности, солидарности со своим Отечеством. Она отметила, что очень важную работу в этом направлении проводит Российское военно-историческое общество и Российское историческое общество, и изменение отношения к изучению истории в нашей стране - это следствие их большой работы. Справка "РГ" Александр Леонидович Мясников - журналист, писатель-прозаик, историк, автор и ведущий нескольких телевизионных проектов, главный редактор мультимедийных парков "Россия - моя история".
Поэтому и была придумана фальшивая операция под названием "Марс", — рассказал Мясников. Гость нашей студии отметил, что в 1945 году примерно такая же ситуация была с советско-японской войной, когда "никакая разведка не могла себе представить, что за полтора месяца можно незаметно перебросить на Дальний Восток полтора миллиона человек".
Об этом, со слов историка, знали тоже только три человека, больше никто. Битва стала одним из переломных моментов в Великой Отечественной войне. В преддверии памятной даты ФСБ обнародовала уникальные архивные документы о зверствах захватчиков Сталинграда , в том числе грабежах, изнасилованиях, убийствах.
После выступления автор ответил на вопросы студентов. Он подробно рассказал о различных типах календарей, начиная с древних времен и заканчивая современностью.
Особенно интересными были факты о календарях в эпоху модерна, их разнообразие и специфика использования. Мы узнали много нового о том, как люди из разных культур и эпох отслеживали время и праздновали различные события. Большое спасибо спикеру за интересное и познавательное мероприятие», — отметила студентка группы РЛ-23-2 Софья Прокуророва. Александр Мясников — историк, журналист, писатель, сценарист документальных фильмов. Впервые его произведения были опубликованы в 1987 году в сборнике «Причал».
По словам автора, книга повествует о переменах в России, произошедших с первого президентского срока Путина и по настоящее время, в том числе событиях СВО и воссоединения с новыми регионами. Нашли опечатку?
Утро Z. 29.07.2023. Разговор с историком Александром Мясниковым о дорогах русской истории.
Историк, писатель и главный редактор проекта "Россия — моя история" Александр Мясников в эфире телепроекта "Дайте сказать!" рассказал об искажениях в трактовках Сталинградской битв. Информационные войны с Россией и экономические санкции были придуманы много веков назад Историк и писатель Александр Мясников был приглашен администрацией президента на семинар для губернаторов. моя история" Александр Мясников написал книгу о президенте РФ Владимире Путине, которая войдет в серию "Собиратели. 23 ноября в СПбПУ выступил с лекцией писатель, историк, главный редактор мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» Александр Мясников.
Историк Александр Мясников: Польской обиде на Россию 400 лет
В России представили книгу историка Мясникова о Владимире Путине | Надежда Долгих встретилась с писателем, историком, главным редактором федерального проекта «Россия – моя история» Александром Мясниковым. |
Историк Александр Мясников рассказал о настоящих героях времен Смуты — Video | VK | Оппозиция, несогласные есть в любом обществе, и в этом нет ничего страшного, полагает историк, писатель, главный редактор проекта «Россия — моя история» Александр в интервью он прокомментировал предложение депутата Госдумы Андрея. |
Доктор Мясников озвучил «диагноз» историка Соколова | Александр Леонидович Мясников родился в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 12 марта 1953 года. |
Мясников А.Л.. Книги онлайн | Поляки демонстративно отказались праздновать юбилей освобождения от нацизма. Почему народ, долго живший бок о бок с Россией, стал одним из ее главных ненавистников, «КП» пыталась разобраться в разговоре с писателем и историком Александром Мясниковым. |
Историк Александр Мясников: Если бы Корнилов дошел до Петрограда, история была бы совсем другой
Александр Мясников уверен, что выставка заинтересует посетителей любого возраста — от шести до 60. Александр Мясников уверен, что выставка заинтересует посетителей любого возраста — от шести до 60. Александр Мясников, писатель, историк Мясников подчеркнул, что вторая часть в современной Украине сознательно замалчивается и об этом мало кто знает, а на первой части предложения все спекулируют. При этом историк пояснил, что на самом деле было сказано. Историк Александр Мясников рассказал о впечатлениях немецкого журналиста от поездки в Донбасс. Книга историка и писателя Александра Мясникова "Романовы.
"Выставка "Православная Русь". Светлый вечер с Александром Мясниковым (03.10.2015)
Поделиться У нас в гостях был историк, журналист, писатель, один из организаторов выставки "Православная Русь" Александр Мясников Накануне Дня Народного единства мы говорили об открывающейся в этот день выставке «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе». Наш гость рассказал о том, как организовывалась и готовилась эта выставка, что на ней можно узнать и какие экспонаты увидеть. Емельянов — Здравствуйте, вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера».
В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова. Митрофанова — Добрый светлый вечер. Емельянов — Мы сегодня проводим время с Александром Леонидовичем Мясниковым — журналистом, писателем, историком, автором и ведущим нескольких телевизионных проектов. Но встречаемся мы вот по какому поводу — завтра в Манеже открывается третья уже по счету выставка под названием «Православная Русь».
И в этом году она будет посвящена истории России с 1914 по 1945 годы. Так вот, наш сегодняшний гость — Александр Леонидович Мясников — один из создателей этой самой выставки. Здравствуйте, Александр Леонидович! Мясников — Добрый вечер!
Наше досье: Александр Мясников родился в 1953 году в Ленинграде, окончил Ленинградский государственный университет, сотрудничал со многими крупными печатными изданиями, был корреспондентом в газете «Вечерний Ленинград», писал сценарии для Ленинградской студии научно-популярных фильмов, работал главным редактором различных издательств, принимал участие в редакции художественных программ на телевидении, издал более десяти книг по истории, также пишет произведения в жанре современной прозы. Митрофанова — Вы принимали участие в этой выставке, как историк-консультант, верно? Мясников — Нет, не верно, я принимал в этой выставке участие, как один из организаторов и создателей этой выставки. Консультантом я просто не могу быть по причине того, что я не профессор и не доктор наук.
У нас было достаточно большое количество консультантов, в этот раз это на самом деле так, в отличие от предыдущих выставок, потому что мы задействовали все, в общем-то, исторические институты, которые у нас есть, архивы и все остальное, а наш небольшой коллектив, который делал и выставку «Романовы», и делал выставку «Рюриковичи», вот мы делали эту тоже выставку, у нас были консультанты в большом количестве. Выставка продолжает традицию, «Православная Русь» - это часть названия выставки, потому что проект называется «Моя история», в этом проекте мы хотим показать всю историю Руси, России, нынешняя — это у нас история Советского союза, во всех гранях, во всех ипостасях, как было, что было, как существовало, что существовало, как создавалось и все прочее. Также, как и на предыдущих выставках, здесь будет очень большое количество материалов, связано это с тем, что восприятие насчитано на… то есть, выставка рассчитана на людей, у которых разная система восприятия. Для одних нужна клиповая, какая-то клиповая вещь сознания, поэтому там у нас есть большое количество всяких интерактивов.
Другие люди, которые вдумчивые, интересные, для них существует уже такой материал более глубокий, более, можно так сказать, научный. Потому что у нас есть несколько пластов этой самой информации, если вас интересует какая-то тема, вы можете уйти в глубину, потом еще в глубину, то есть, это вот такая… А. Митрофанова — То есть, просто покликать на какую-то строчку и… А.
А еще Мясников рассказал, что в СССР нельзя было рассказывать, что страны из братского союза СЭВ - румыны, венгры и болгары — это "самые главные негодяи, которые с нами воевали под Сталинградом". Румыны были самые страшные, потому что они грабили и убивали все, что возможно. Мы в Венгрии потеряли самое большое количество людей, освобождая эту страну. Это были государства, которые входили в страны оси, они были в Вермахте, но мы не могли про это говорить, потому что ну как же, "ну как же можно".
Потому что политика дурацкая была и правды не рассказывали", — рассказал Мясников.
Я просто представил картинку и понял, что такого нет нигде. Читаю воспоминания, кажется, датского посла, который приехал в Москву зимой. Он пишет, что вышел на Москву-реку и обалдел: там просто стояли рядами ошкуренные коровы, бараны, лоси, и между ними ходили люди. Он такой системы продажи продуктов никогда не видел. И я понял, что картинка невероятная — Москва-река служила местом большого торжища прямо на льду.
Впечатление было безумное. И я понял, что есть такие мелочи, которые позволяют на достаточно известные вещи взглянуть по-другому. Вот я и попытался это сделать, написав книгу «Москва. Это небольшая книга, хотя она и выглядит толстой, в медном переплете, но текста в ней не очень много; мы сделали ее еще двуязычной, чтобы лучше продавалась. Но после выхода этой книги на меня обрушилось невероятное количество рецензий: дескать, что это за история, как это все пишется? Однако для меня стало важным то, что в истории всегда есть удивительные события, удивительные вещи, которые могут заставить абсолютно по-другому взглянуть на хорошо известные факты.
Например, Отечественная война 1812 года. Открываем любой учебник: «Внезапно 12 июня самая страшная в мире армия перешла границу — началась Отечественная война». Меня с детства поражало, почему перед Казанским собором стоят два памятника. Кутузов — это понятно, это наш национальный герой. А вот этот лысый что там делает? Кто это такой?
И вдруг я читаю в школе стихотворение Пушкина под названием «Полководец», которое почему-то посвящено не Кутузову, а Барклаю-де-Толли. Думаю: «Да как же так? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? Он ведь многие вещи не знал, но понимал, у него было какое-то особое чутье. Приходит он на открытие галереи героев войны 1812 года в Зимний, видит Барклая и пишет это стихотворение, потому что понимает, что что-то не так. Теперь-то я понимаю, что не так, и это подействовало на меня совершенно невероятно.
Я понимаю, что война 1812 года — это герой Барклай и что происходившие события удивительны. Барклай создает первую в мире службу военных атташе, создает внешнюю разведку, он делает резидентом в Англии человека, про которого никто не мог даже подумать, что это агент русской разведки, не то что ее резидент. Все исторические фильмы, которые сейчас делают… Но вот Александр Иванович — это фантастика, это совершенно феерическое событие! А в Англии кто был резидент? Ни одному человеку в голову такое прийти не могло! Потому что резидентом русской разведки в Англии перед войной 1812 года была выпускница Смольного института, красавица Дарья Христофоровна Бенкендорф, сестра того самого Бенкендорфа.
Понимаете, это только Барклай мог такое придумать, только он мог такое организовать! И ты вдруг понимаешь, что эти события, которые тогда происходили, не то что события многосерийного кино, это бесконечное кино, роман и все, что хочешь. И это события, которые повлияли на всю нашу жизнь. Поэтому я решил, что должен не просто писать всякие книги по истории, что я, в общем-то, и делаю — история Москвы, история Петербурга, — но я захотел написать путеводитель по истории, который был бы понятен всем, и сделал большую хитрость… — Он состоит из шести книг и закончен? Понимаете, можно опять углубляться, но я просто боюсь, когда огромные тома. Смысл очень простой — страница разделена на две части, в одной — хроника событий, то есть факты, которые нельзя передернуть, они создают ощущение реальности, правды, а во второй вот эти комментарии — истории про Дарью Христофоровну Бенкендорф, про Барклая, который создает фантастическую службу внешней разведки… Ведь кого он делает главным аналитиком шпионств?
Мы должны понимать: Россия, ее дворянская часть тогда говорила по-французски, в каждой семье парикмахер, повар — французы. Пять разведок работают против России. Все прозрачно. Надо сделать то, чего никто никогда не поймет, во что никто никогда не поверит. И Барклай назначает главным аналитиком шпионств человека, на которого точно никто не мог подумать, — преподавателя словесности Московского университета. Создается такая служба, которая обыгрывает Наполеона.
Когда Наполеон начинает эту войну, то понимает, что попал в ловушку. Поэтому он ищет выход на двух людей: естественно, на «этого хитрого византийца», как он называл Александра I, потому что понял, что это человек чрезвычайно хитрый, и на эту «подлую шотландскую сволочь» — Барклая-де-Толли. Барклай на самом деле шотландец, «де» — это офранцуженный вариант. Наполеон понимает, что попал в чужую игру: и Александр I, и Барклай сделали так, чтобы игра велась по-русски. Потому что когда ты управляешь игрой, ты победитель, что и произошло. Такие факты, конечно, не могут не привлекать любого человека, который об этом пишет.
Это всегда интересно. Александр Леонидович. У Вас есть еще такой труд, который называется «Властители Отечества». Вы ведь включили туда не только правителей государства, но и разных людей, которые стоят у власти, включая политических деятелей и даже духовных лиц. Например, в памятниках нельзя было изображать сидящими верхом на конях никого, кроме императоров.
В Древнем Риме овес ели только лошади, для людей этот продукт считался непригодным.
Первыми его начали есть германцы, затем через варягов овес попал и в нашу страну. Екатерина II была умной женщиной, и понимала, что ставить памятник себе не стоит. Поэтому она поставила его Петру I и написала на нем: «Петру первому Екатерина вторая». Кухня во времена Рюриковичей отличалась от кухни Петра I тем, что раньше нельзя было молоть никакую пищу. Продукты можно было употреблять только целиком, так как в фарш можно было легко что-нибудь подмешать. Такие супы как щи и борщ придумали не в России и даже не на Украине, их придумали в Древнем Риме.
Император Диоклетиан говорил, что выращивать капусту лучше, чем заниматься политикой. К слову, «капуста» переводится на русский язык как «голова». RU Отметим, по словам директора парка «Россия — моя история» Натальи Прошиной, встречи, подобные сегодняшнему заседанию «Клуба историков», очень важны для школьников. Наталья Прошина, директор мультимедийного парка «Россия — моя история»: — Это не только популяризация исторического знания.