Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе. Виленская икона Божией Матери. Празднование 28 февраля, 27 апреля. Описание иконы Виленская По одному из преданий,икона Божьей Матери Виленская типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе. 00000172 Виленская икона Божией Матери по преданию была написана евангелистом Лукой.
Православные отмечают День Виленской иконы Божией Матери
Виленская икона Божией МатериВ чем помогает и о чем молится Виленской иконе. Виленская икона Божией Матери, размером 134,5 х 90 см, была написана на четырех досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий. В конце февраля православные почитают Виленскую икону Божией Матери, которая известна тем, что исцеляет страждущих от болезней. Смотреть что такое "ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" в других словарях. Икона Божией Матери увешана золотыми цепочками, крестиками и серьгами.
Также рекомендуем
- 28 февраля память Виленской иконы Божией Матери — Каменская епархия
- Православные отмечают День Виленской иконы Божией Матери » Независимое интернет-издание "ДНИ24"
- День Виленской иконы в 2025 году: какого числа отмечают, дата праздника
- 28 февраля память Виленской иконы Божией Матери — Каменская епархия
- История иконы на Руси
- ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | это... Что такое ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ?
Икона Божией Матери Виленская
При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью. Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья. В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795—м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали.
Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской». Пятница 18 июля 2014 года.
Как бы там ни было, но в 1652 году были уже документальные упоминания о том, что перед Виленской иконой совершался каждую субботу акафист именно в Троицкой церкви. В дальнейшем ее не раз вывозили из города и храма во время войн. К примеру, в 1654-1667 годах, во время польской войны, а также в 1700-1721 годах, во время Северной войны. В первый раз ее разыскивали по приказу Московского царя Алексея, чтобы вернуть, однако так и не нашли ее. В 1707 году для иконы был сооружен новый киот предыдущий исчез годом раньше в пожаре , через несколько лет его позолотили. Попытки перенести образ в Российскую империю прекратились, так как его не трогали даже после того, как Вильно присоединили к России, а также после аннулирования унии.
С тех пор она и находилась в этом монастыре, однако ее эвакуировали во время Первой мировой войны, дальнейший ее путь неизвестен. В храме в Вильнюсе сейчас находится точный список с иконы тоже, к слову сказать, чудотворный. Иконография образа Для изготовления этой иконы были вырезаны четыре доски - две кипарисовые и две липовые. Также есть схожести с Тихвинским и Грузинским образами. На иконе можно увидеть Богоматерь, держащую на левой руке Младенца. Его пяточка обнажена и выглядывает наружу, левая рука покоится на коленях со свитком, а правая рука поднята в благословляющем жесте. За свое долгое время нахождения в храме икона обросла подношениями из драгоценных материалов. В 1677 году для образа сделали серебряную чеканную ризу. В серебре были одежды Матери и Младенца, на которых золотом были изображены орлы и цветы. Также видно, что фон иконы выполнен в искуснейшей технике филиграни.
На голове Божьей Матери находилась золотая корона, которую поддерживали позолоченные ангелы, а на короне младенца находились драгоценные камни. На фоне иконы находилось немало серебряных табличек, а также различных драгоценных украшений бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения из золота и серебра. Когда в 1866 году производили реставрацию, ремонт и чистку образа, то из всех драгоценностей и серебра, которые сняли с иконы, был сделан новый оклад, а также новые нимбы с алмазами и бриллиантами.
Путешествия святого образа: В Москве, конечно же, лелеяли надежду на возвращение Виленской иконы Божией Матери. Шанс появился в период Ливонской войны, шедшей в XVI веке.
В момент переговоров представители русской стороны совершили попытку, предложив ультиматум: в обмен за святой образ они обещали освободить полсотни пленных дворян литовских. Но условия эти приняты противником не были. Реальная угроза утери иконы в Вильно православными возникла в 1596 году, когда власть церковную захватили униаты. Кафедральный собор, где находился образ Божией Матери, тоже отошел к унии. Пытаясь спасти икону, ее перенесли в церковь св.
Николая под Оршей, но и та быстро стала униатской. В итоге образ вернулся на первоначальное место своего пребывания. Из-за пожара в 1610 году в Пречистенском Успенском соборе митрополичью кафедру, а вместе с ней и икону перенесли в Свято-Троицкий храм одноименной обители — тоже униатской. На удачу, войскам русским удалось занять Вильно. Были организованы розыски святого образа, однако они не увенчались успехом.
Дело в том, что чуть раньше виленский мещанин Ю. Селедчик вывез икону в Крулевец позже Кёнигсберг , а уже там ее надежно спрятали униатские иноки. Лишь в начале 60-х гг. Позже икона совершила еще несколько вынужденных путешествий, но все равно возвращалась обратно. Так и хранилась она в Троицком монастыре: сначала в деревянном, затем в позолоченном киоте.
Образ был доступен для поколения верующих. По молитвам перед иконой этой совершались большие чудеса. В благодарность за полученную помощь исцелившиеся украшали Виленскую икону Божией Матери драгоценностями. Много было произведено в тот период исторических исследований, немало написано публикаций. Цель преследовалась одна-единственная: доказать православные корни иконы.
Несколько слов о том, как выглядел образ. Написан он был по типу Одигитрии.
После страшного пожара Вильны в 1714 г. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 г. После закрытия в 1832 г. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное.
Пречистая Дева изображена в момент Благовещения.
28 февраля – день иконы Божией Матери Виленская
#виленскаяикона #виленская #икона #божиейматери #богородицы #девымарии #история #историяиконы #деньпамяти #28февраля #православие #редкиеиконы Виленская икона Божией Матери Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. #виленскаяикона #виленская #икона #божиейматери #богородицы #девымарии #история #историяиконы #деньпамяти #28февраля #православие #редкиеиконы Виленская икона Божией Матери Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Виленская икона Божией МатериВ чем помогает и о чем молится Виленской иконе.
Виленская божья матерь икона
Музей древнебелорусской культуры Остробрамская икона Божией Матери. Ярославская мастерская. Художник Ольг а Кирина О чем молятся у Остробрамской иконы Невозможно перечислить все, о чем молятся у Остробрамской иконы. К ней приходят с просьбами об устройстве семейной жизни, о рождении детей, об избавлении от непонимания между близкими, о достижении личных целей и о разрешении сложных вопросов. С молитвой о своих детях к Пречистой обращаются матери в самых безвыходных ситуациях.
Знаменитое произведение польского классика Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» начинается с перечисления нескольких чудотворных Богородичных икон, в том числе Остробрамской, и рассказа, как Божья Матерь чудом, когда в детстве он упал с высоты, сохранила жизнь будущего поэта по отчаянной молитве его мамы. Анна Ахматова молилась перед Остробрамским образом, когда во время Первой мировой войны была вместе с Николаем Гумилевым в Вильнюсе и провожала его на фронт. Она просила у Божьей Матери, чтобы пуля не тронула ее супруга на войне. С фронта поэт вернулся невредимым.
Сохранились также истории, как невидимая сила не давала подойти к иконе тем, кто хотел надругаться над святыней. И неудивительно, что перед ней молятся не только об исцелении от болезней и травм и спасении от стихийных бедствий, но и о защите от озлобленных врагов, и о вразумлении неверующих. Читайте также: Ахматова и Апокалипсис. Какую катастрофу предсказала поэтесса?
Так как день празднования литовской святыни 27 апреля объединен с днем памяти трех литовских мучеников, пострадавших за Христа, перед ней просят об укреплении в вере. Молиться можно не только у чудотворного образа, находящегося в Вильнюсе, но и перед его списками. Так, уже 20 лет в Киеве существует церковь Остробрамской иконы Божьей Матери. И за это время по молитвам перед храмовой иконой также были засвидетельствованы чудесные случаи избавления от бесплодия, исцеления детей от тяжких недугов и возвращения пропавших родных домой.
Молитва Остробрамской иконе Обращаться к Божьей Матери можно как своими словами, так и используя специально составленные тексты для молитвы перед Остробрамской иконой. В них верующие обращаются к Богоматери как к Заступнице для всех и каждого, и как к Покровительнице города Киева, где появилась первая православная церковь, посвященная этому Ее чудотворному образу. Настоятель этого храма стал также автором Акафиста Пресвятой Богородице перед Виленской-Остробрамской иконой. История Остробрамской иконы На самом деле, история Остробрамской иконы начинается вовсе не с Острой брамы.
Хотя и существует предание о явлении образа на городских воротах 14 27 апреля 1431 года, вероятнее всего, икона попала в Вильну через великого литовского князя Ольгерда. Он мог привезти ее из Корсуни Херсонеса как подарок своей первой супруге витебской княжне Марии. По другой версии, икона была прислана византийским императором Ольгерду после принятия им христианства.
Мольбу безчадных супругов, пришедших к чудотворней иконе Твоей, не оставила тщетною, но даровала еси им милость деторождения. Тем же, да не неблагодарни явимся пред Тобою, по силе нашей похвальная восписуем Ти с любовию, вопия Богу: Аллилуиа.
Икос 11 Яко светоприемную свещу зрим Твою честную икону, Пречистая и Преблагословенная Дево Богородице, невещественный в душах наших возжигающе огнь любви к Тебе, Всеблагая. Ты же приими веру и усердие наше, направи на стези истины путь наш, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о гресех наших, и услыши моление к Тебе взывающих: Радуйся, чрез икону Твою нам благодеющая; Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая. Радуйся, греховныя помыслы властно отгонящая: Радуйся, маловерных вразумляющая. Радуйся, милосердие Божие разумети нам помогающая. Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая; Радуйся, о храмах Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая.
Радуйся, от сна лености нас воставляющая; Радуйся, светом Богопознания и благочестия омраченных озаряющая. Радуйся, блага земная, суетныя и скоропреходящия, презирати нас научающая; Радуйся, к небесным и вечным сокровищам умы и сердца наша возводящая. Кондак 12 Благодать дати восхотев, дарова нам Господь цельбоносную икону Твою, пред нею же возносяще усердная моления, возводим ум свой к Первообразней — Тебе, Богородице, просящи даровати нам благая и полезная во временней жизни сей, и в будущей жизни блаженство безконечное, да воспоем со ангелы и всеми святыми на небеси: Аллилуия. Икос 12 Поюще Твоя чудеса, яже обильно источаеши нам от святыя Своея иконы, хвалим Тя, Пресвятая Богородице и, предстояще пред пречистым Твоим образом со слезами, умиленною душею и сокрушенным сердцем взываем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго; Радуйся, Мати Господа и наша Мати и покровительнице. Радуйся, источающая всем нам неоскудныя милости; Радуйся, избавляющая от всяких бед и напастей благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Радуйся, телес наших здравие; Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего и Бога нашего; Радуйся, яко всем твориши спастися. Радуйся, избавление всех зол; Радуйся, яко Тя едину надежду имамы; Радуйся, яко Ты еси божественный покров рабом Твоим. Кондак 13 О, всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, нынешнее молебное приемши приношение, и на нужды наша призирающи, подаждь нам силу Твоея благодати, управи нас на пути спасения и умоли ниспослати нам милости щедрыя Сына Твоего, Ему же хвалу велию во умилении возносим: Аллилуиа. Мы же, земнороднии, дивящеся воплощению от Тебе Сына Твоего и Бога нашего, дерзаем воспевати Тебе сице: Радуйся, благодатная Богородице Дево; Радуйся, яко Спаса родила еси душ наших; Радуйся, яко Свободителя явила еси нам. Радуйся, небесе и земли Царице; Радуйся, яко превышши еси всякаго создания.
Радуйся, ангелы на небеси чтимая; Радуйся, человеки на земли прославляемая. Радуйся, яко пришедши ко Елисавете, Сама прорекла еси: «Отныне ублажат Мя вси роди»; Радуйся, яко воистинну вси роди до ныне Тя непрестанно ублажают. Радуйся, верно Тя величающим помощь скорую дарующая; Радуйся, чудотворными Своими иконами, яко солнцем, светящая. Кондак 1 Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице.
Энциклопедии в унисон твердят, что главная православная святыня Беларуси написана в I веке евангелистом Лукой. Потом икона находилась в Византии, Херсонесе ныне в пределах Севастополя. Оттуда ее привез в Киев князь Владимир, креститель Руси. Во время нашествия татар реликвия пропала: захватчик сорвал с образа богатый оклад, а доску бросил в Днепр. По рекам — через Березину и Свислочь — икона приплыла в Минск тогда Менеск. Красивая легенда. Что в ней правда, а что вымысел? В 1992 году икону исследовали реставраторы. Ксендз греко—католического униатского ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город». Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты: — В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена».
На голове Божьей Матери находилась золотая корона, которую поддерживали позолоченные ангелы, а на короне младенца находились драгоценные камни. На фоне иконы находилось немало серебряных табличек, а также различных драгоценных украшений бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения из золота и серебра. Когда в 1866 году производили реставрацию, ремонт и чистку образа, то из всех драгоценностей и серебра, которые сняли с иконы, был сделан новый оклад, а также новые нимбы с алмазами и бриллиантами. Еще для иконы выполнили бронзовую раму. Дни празднования Дни празднования этого образа припадают на два числа. Первый день — это пятнадцатое февраля, что приурочено к событию перенесения иконы в Вильно, которое состоялось в 1495 году. А второй день празднования — это четырнадцатое апреля. Молитва к иконе Очень известна различными чудотворениями Виленская икона Божией Матери. О чем молятся перед этим образом? Обычно к ней возносят молитву и просьбу, чтобы облегчить или исцелить свои недуги как духовные, так и телесные. Именно этими исцелениями и прославлен этот образ. Именно об этом и говорится в молитве-обращении к Божьей Матери перед этой иконой. Также просят о защите от различных напастей, об избавлении от грехов, о защите от врагов различных. Существует особая молитва, с помощью которой можно обращаться к иконе, но к ней не имеется отдельного акафиста, тропаря и кондака. Таким образом, исходя из всего вышеописанного, Виленская икона Божией Матери значение имеет огромное для всех православных. Остробрамская икона Также в Вильнюсе существует не менее чтимый образ, который к тому же иногда путают с вышеописанным. Он также имеет богатую и довольно древнюю историю, еще и несколько вариантов своего происхождения. Это Виленская Остробрамская икона, которая на сегодняшний момент находится в Литве, в часовне Острая Брама. Происхождение этой иконы довольно интересное.
Подать требы святым
- Икона Божией Матери «Остробрамская» Новомосковский Успенский монастырь / Монастырский вестник
- Икона Богородицы «Виленская» — все иконы Божией Матери
- Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Остробрамская Виленская»
- Дни празднования
День Виленской иконы в 2025 году: какого числа отмечают, дата праздника
Более того, не рекомендуется доверять чужим людям. А вот к вещим станам стоит прислушаться. Они могут прийти к человеку в ночь на 28 февраля.
Ее вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь, но после она исчезла и ее судьба до сих пор не известна. Виленская икона Божьей Матери славится исцелением страждущих. Обычно к ней обращаются, прося выздоровления.
В 1839 году Свято-Троицкий монастырь и икона Одигитрии были возвращены православным верующим. С этого момента икона стала центром благоговейного почитания для всех православных. Во времена Первой мировой войны, множество святынь, включая Виленскую икону, были эвакуированы из передовой зоны в Литве и Белоруссии. В 1915 году икону вместе с мощами Виленских мучеников доставили в московский Донской монастырь.
События, произошедшие после этого перевоза, остаются неизвестными.
Его пяточка обнажена и выглядывает наружу, левая рука покоится на коленях со свитком, а правая рука поднята в благословляющем жесте. За свое долгое время нахождения в храме икона обросла подношениями из драгоценных материалов. В 1677 году для образа сделали серебряную чеканную ризу. В серебре были одежды Матери и Младенца, на которых золотом были изображены орлы и цветы. Также видно, что фон иконы выполнен в искуснейшей технике филиграни. На голове Божьей Матери находилась золотая корона, которую поддерживали позолоченные ангелы, а на короне младенца находились драгоценные камни. На фоне иконы находилось немало серебряных табличек, а также различных драгоценных украшений бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения из золота и серебра. Когда в 1866 году производили реставрацию, ремонт и чистку образа, то из всех драгоценностей и серебра, которые сняли с иконы, был сделан новый оклад, а также новые нимбы с алмазами и бриллиантами. Еще для иконы выполнили бронзовую раму.
Дни празднования Дни празднования этого образа припадают на два числа. Первый день — это пятнадцатое февраля, что приурочено к событию перенесения иконы в Вильно, которое состоялось в 1495 году. А второй день празднования — это четырнадцатое апреля. Молитва к иконе Очень известна различными чудотворениями Виленская икона Божией Матери. О чем молятся перед этим образом? Обычно к ней возносят молитву и просьбу, чтобы облегчить или исцелить свои недуги как духовные, так и телесные. Именно этими исцелениями и прославлен этот образ. Именно об этом и говорится в молитве-обращении к Божьей Матери перед этой иконой. Также просят о защите от различных напастей, об избавлении от грехов, о защите от врагов различных. Существует особая молитва, с помощью которой можно обращаться к иконе, но к ней не имеется отдельного акафиста, тропаря и кондака.
Виленская божья матерь икона
Перед Виленской иконой Божией Матери молиться можно о чем угодно, но особенную помощь люди получают в физических болезнях, душевных недугах и облегчении жизни. В чем помогает Виленская икона Божией Матери. Виленская икона Божией Матери имеет свою особую историю происхождения (как и множество ей подобных). 28 февраля православные верующие празднуют день Виленской иконы Божией Матери — одного из самых почитаемых чудотворных образов.
Виленско-литовская епархия
День Виленской иконы Божьей Матери: что нельзя делать и в чем помогает древнейший образ Богородицы. Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Виленская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, имела долгую и величественную историю. Икона Божией Матери «ВИЛЕНСКАЯ» Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В чем помогает Виленская икона Божией МатериВ этом видео я расскажу о редкой иконе.
О чем молиться виленской иконе
Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем 1345—1377 , подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.
Селедчик вывез икону в Крулевец позже Кёнигсберг , а уже там ее надежно спрятали униатские иноки.
Лишь в начале 60-х гг. Позже икона совершила еще несколько вынужденных путешествий, но все равно возвращалась обратно. Так и хранилась она в Троицком монастыре: сначала в деревянном, затем в позолоченном киоте. Образ был доступен для поколения верующих. По молитвам перед иконой этой совершались большие чудеса. В благодарность за полученную помощь исцелившиеся украшали Виленскую икону Божией Матери драгоценностями. Много было произведено в тот период исторических исследований, немало написано публикаций.
Цель преследовалась одна-единственная: доказать православные корни иконы. Несколько слов о том, как выглядел образ. Написан он был по типу Одигитрии. Известны точные размеры иконы: 135,5 см на 90 см, а также материал изготовления — центральные кипарисовые и боковые липовые доски. Достаточно много общих черт образ Виленский имел с Иерусалимским, Грузинским и Тихвинским образами. Целых 4 столетия Богородица являла чрез древнюю чудотворную икону свою несчетную милость верующим. В 1677 году святыня совсем преобразилась: обзавелась чеканной ризой, изображенные на ней Матерь Божия и Младенец Иисус — позолоченными и посеребренными одеждами и коронами.
Согласно документальным письменным источникам, датированным 1701-м и 1781-м гг. Виленский образ просто утопал в украшениях. В 60-х гг. XIX века икону вложили в новый оклад и бронзовую раму, созданные из пожертвованных драгоценностей. Теперь головы Девы Марии и Богомладенца венчали алмазные нимбы. В 1866 году икона подверглась реставрационной чистке. Исчезновение святыни Виленский образ Божией Матери: Первая мировая война послужила причиной тому, что Виленский образ Божией Матери оказался утерянным.
Правительством была организована эвакуация основных и древних реликвий, имеющих важное религиозное значение, с целью уберечь святыни от надругательств. Иконы и прочая утварь вывозились в глубь страны.
Однако самым желанным вариантом Папа посчитал московского князя. Римский Папа надеялся развить католичество на Руси. В его мечтах вслед за невестой на Русь должна была прийти долгожданная уния.
Так, после длившегося три года сватовства, получив 6 тысяч дукатов из папской казны, блестящую свиту и взяв с собой Виленскую икону, Софья Палеолог отправилась в Москву. Католическая невеста в православной Руси Стоит ли упоминать, что многие относились негативно к такому браку? В числе первых противников этого союза был митрополит Филипп I, который понимал корыстные намерения католического Папы. Однако, вопреки всеобщим опасениям, Иван III растоптал грандиозные мечты Рима еще до долгожданной свадьбы. Принцессу отправили на Русь в сопровождении огромной процессии, впереди которой шел легат с католическим крестом в руках.
Это символизировало первенство Римского Папы, который буквально «входил, внедрялся» в Московию. Трудно даже представить, какое впечатление сложилось о Софье. Увидев такое «торжественное появление», преданный православной вере русский народ взволновался, начались мятежи. Поэтому, к большому ликованию митрополита и российских бояр, католический крест был изъят, немного не доходя до православной столицы. Молодые обвенчались в тот же день по всем византийским канонам.
Это произошло 12 ноября 1472 года. Так, Софья Палеолог вернулась к истинной вере своего народа.
Вместе с ней она переехала в Вильну, столицу Литвы. Очевидно, именно поэтому она и была названа впоследствии Виленской. Пока была жива княгиня, древний образ находился в ее покоях. После смерти Елены, а это случилось в январе 1513 года, святыню поместили над ее гробницей в Успенском соборе в Вильно это было оговорено в ее завещании. Это была резиденция Литовского и Киевского митрополита, а также один из самых старых и древних храмов в столице. Некоторые историки находят подтверждение тому, что Елена заранее передала этот образ храму, а не с момента ее смерти он там оказался. Интересным фактом является то, что эту икону не раз пыталось вернуть себе Московское княжество.
Было предложено множество откупных за нее, но все посягательства были отвергнуты. История иконы во время становления униатского правления Виленская икона Божией Матери, после того как была провозглашена Брестская церковная уния, была перенесена в церковь Св. Это произошло потому, что Пречистенский собор, где находился образ, стал униатским, и православные пытались сохранить в своей вере наиболее ценные святыни. Однако в 1609 году отошла к униатам и церковь Св. Николая, поэтому было решено возвратить Виленскую икону обратно в собор. Дальнейшие события привели к тому, что Виленская икона оказалась в Свято-Троицкой церкви мужского монастыря. После пожара в 1610 году в Пречистенском монастыре и последующего ремонта митрополичья кафедра была перенесена в Свято-Троицкую церковь. По некоторым данным говорится, что икону сразу забрали с собой, другие свидетельства говорят о том, что после запустения Пречистенской церкви образ был передан в Троицкую церковь. Как бы там ни было, но в 1652 году были уже документальные упоминания о том, что перед Виленской иконой совершался каждую субботу акафист именно в Троицкой церкви.
В дальнейшем ее не раз вывозили из города и храма во время войн. К примеру, в 1654-1667 годах, во время польской войны, а также в 1700-1721 годах, во время Северной войны. В первый раз ее разыскивали по приказу Московского царя Алексея, чтобы вернуть, однако так и не нашли ее.