биография, дата рождения. Декан механико-математического факультета МГУ Андрей Игоревич Шафаревич, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН по Отделению математических наук, профессор, о своем отце.
Лаборатория механики природных катастроф
516, с 14:40 до 15:40 в рамках просеминара профильных факультетов МГУ дистанционно по ZOOM состоится доклад член-корр. РАН, декана механико-математического факультета МГУ Шафаревича Андрея Игоревича. новости в Воронеже и Воронежской области. Андрей Игоревич Шафаревич пока не имеет голосов, чтобы представить какие-то сравнения с другими преподавателями! Проголосуйте первым, пожалуйста, и мы сразу покажем статистику! О развитии математической науки в современном мире и переменах в российском математическом образовании рассказал «Научной России» декан механико-математического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Андрей Игоревич Шафаревич. Новости Объявления Выступления Интервью Статьи Дайджест РАН Медиатека. Шафаревич Андрей Игоревич shafar. доктор физико-математических наук с 2000 года.
MARC-запись (MARC21)
- Шафаревич, Андрей Игоревич (Ogsgjyfnc, Gu;jyw Nikjyfnc)
- Диссертационный совет МГУ 011.8
- Шафаревич, Андрей Игоревич — "Энциклопедия. Что такое Шафаревич, Андрей Игоревич
- Шафаревич Андрей Игоревич
- 4-е Бородинские чтения. Доклад Андрея Игоревича Шафаревича: rys_strategia — LiveJournal
- Из Википедии — свободной энциклопедии
О чём нас предупреждал Игорь Шафаревич
В Белгороде похоронили семью раненного при атаке ВСУ журналиста Sputnik - | Новости | Шафаревич Андрей Игоревич. Шафаревич Андрей Игоревич. д.ф.-м.н., член-корр. РАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор МФТИ, ведущий научный сотрудник Института проблем механики РАН (Москва). |
Диссертационный совет МГУ 011.8 | Как сообщили в суде, Андрей Рябис родился в 1984 году в Осташкове. |
4-е Бородинские чтения. Доклад Андрея Игоревича Шафаревича - 19 Февраля 2024 - Русская Стратегия | ШАФАРЕВИЧ Андрей Игоревич. |
О чём нас предупреждал Игорь Шафаревич
Биография Родился в 1963 году. Окончил физический факультет МГУ в 1987 году. В том же году поступил в аспирантуру физического факультета МГУ. Защитил кандидатскую диссертацию в 1990 году по теме «Асимптотические решения эволюционных задач с быстроменяющимися коэффициентами и локализованными начальными условиями». С 1994 года работает старшим научным сотрудником кафедры дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета МГУ. Докторскую диссертацию по теме «Локализованные решения уравнений Навье-Стокса» защитил на той же кафедре в 1999 году. В 2002 году получил должность профессора кафедры.
Докторскую диссертацию по теме «Локализованные решения уравнений Навье-Стокса » защитил на той же кафедре в 1999 году. В 2002 году получил должность профессора кафедры.
Библиография Dobrokhotov S. Доброхотов C. Маслов В.
Орлов, А. Иванов, А. Михалёв, В.
Чирский, А. Ольшанский, М. Зайцев, И. Кожухов, А. Канель-Белов, Н. Добровольский, Н.
Добровольский, И. Реброва, И. Иванов, С. Демидов, С. Гашков, А. Нижников, А.
Фомин, Е.
Общее собрание РАН, которое состоится в декабре 2011 года и на котором будут проведены очередные выборы в состав этой уважаемой научной организации, как-нибудь само с этим сумеет разобраться. Сумели же академики по каким-то резонам определить, что Дмитрий Менделеев недостоин быть избранным в действительные члены академии. Тогда она называлась Императорская Санкт-Петербургская академия наук.
Несмотря на весь партийно-административный ресурс, советским руководителям не удалось дожать академиков, чтобы они исключили из своих рядов академика Андрея Сахарова. Из более близкой к нам истории: на прошлых выборах в действительные члены РАН общее собрание прокатило стопроцентную, казалось бы, кандидатуру члена-корреспондента Михаила Ковальчука. И все-таки внутренние пружины принятия того или иного решения, несомненно, публику еще могут интересовать и интриговать. Не случайно социологические опросы показывают, что «выборы в РАН не дают корреляции между ожиданием общества».
То есть интерес общества к тому, что происходит в крупнейшей научной организации мира, Российской академии наук «Большой академии» , еще вполне заметен. Именно поэтому опубликованные в конце октября списки кандидатов в действительные члены РАН и в члены-корреспонденты РАН дают некоторый материал для размышлений. Основные статистические данные представлены в таблице. Сразу же хотел бы отметить, что среди всех вакансий в члены-корреспонденты РАН 36 — вакансии с ограничением возраста кандидата: меньше 51 года.
Нисколько не претендую на репрезентативность, а тем более на полноту анализа. Это дело специального науковедческого исследования. Но некоторые очевидные тенденции можно обнаружить даже при беглом изучении списков претендентов на академические вакансии. Невооруженным глазом, что называется.
Самое главное, можно отметить три источника кадрового пополнения РАН. Напомню, что, согласно Уставу РАН, «действительными членами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения.
Лаборатория механики природных катастроф
Персоналии: Шафаревич Андрей Игоревич | Игорь Шафаревич и Александр Солженицын © Из личного архива Андрея Шафаревича. |
Конференция по топологии - Ломоносов | Декан механико-математического факультета МГУ Андрей Игоревич Шафаревич, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН по Отделению математических наук, профессор, о своем отце. |
Состав Академии
Академик Игорь Шафаревич и профессор Виктор Тростников размышляют о будущем России | Радонеж.Ру | [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] # Шафаревич, Андрей Игоревич — доктор физико-математических наук, профессор кафедры дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета МГУ. |
О новых задачах преподавания математики рассказал член-корреспондент РАН А.И. Шафаревич - Scienty | ШАФАРЕВИЧ Андрей Игоревич. |
Шафаревич, Андрей Игоревич (Ogsgjyfnc, Gu;jyw Nikjyfnc) | Сын знаменитого математика и публициста Игоря Ростиславовича Шафаревича. |
Навстречу выборам в РАН
Сегодня мы поговорим с Игорем Шафаревичем о таком вопросе, который связан с историей нашей науки, а с другой стороны просто с историей нашего государства и жизнеустроенияв 20 веке. Шафаревич Андрей Игоревич shafar. доктор физико-математических наук с 2000 года. В дальнейшем, Андрей Игоревич занимался теорией квазиклассического квантования инвариантных изотропных многообразий гамильтоновых систем. Декан механико-математического факультета МГУ Андрей Игоревич Шафаревич, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН по Отделению математических наук, профессор, о своем отце.
Состав Академии
Руководит работой аспирантов и студентов.
Изменилось положение во время войны, когда руководством были осознаны материалы, которые были известны еще немного ранее по шпионским источникам, что американцы создают сверхоружие. Это было прекрасно известно. Сахаров мне сказал, что нам было передано всё, что можно было написать на бумаге. Формулы, технические данные. Я думал, что это преувеличено, но вот теперь публикуем разведчиков советских, ту же картину рисуют.
Вот тогда это стало ясным для руководства, тогда положение ученых изменилось. Но я тогда был совсем молодым человеком, аспирантом, совсем молодым. Мне запомнилось это все тем, что исчезло чувство голода, и мысль о том, буду я голоден или нет — была снята. Даже с аспирантов, докторантам. Изменилось все, это стало престижным, целью, к которой молодому человеку стоит стремиться. Тростников: - Прикладная такая сторона.
Она заставила государство финансировать эту отрасль? Шафаревич: - Не только. Был статус ученого поднят. Это уже была не фигура старичка, дожившего до этих времен, а тут молодой сильный коммунист, член партии, а в то же время академик. Этот образ появился в фильмах, романах, как образец для молодежи. А в эту старую галошу никакой молодой человек примериться не мог.
Тростников: - Вспоминаю хрущевское время, попытку второй раз построить коммунизм. Хрущев серьезно начал говорить о том, что наше поколение будет жить при коммунизме. Тут опять фаворитизм начался в науке, правда больше к социологии, например, которая стала объяснять, как коммунизм строить. Это уже лженаука пошла. А что до математики и ядерной физики, которые были нужны для противостояния американской силе атомной, то наверное это сыграло роль. Вероятно, есть разделы математики, которые не составляют большей ее части, но и идейно не более интересную или значительную часть того, чем занимается математика.
А потому математики просто занимаются математикой, могут делать это, не думая больше ни о чем. Тростников: - Всё переплетено. Спектральная теория связана с квантовой механикой, а расчет водородной бомбы идет на основе квантовых эффективных решений. Все равно без этого аппарата нельзя. Сахаров же был Вам знаком? Говорят, что он отец водородной бомбы.
Шафаревич: - Он это всегда отрицал. Тростников: - Но он делал расчеты эффективных сечений, как сделать, в каком объеме реакция должна инициироваться. А все это рассчитывается же на основе квантовой механики. Тут все тесно связано. Меня еще интересует, как люди, которые отрицательно относившиеся к советской власти, так много на нее работали? Шафаревич: - Не знаю, можно ли сказать, что деятель культуры работает на власть, властителя.
Тростников: - Кстати, вспоминаю расцвет детской литературы. Равной в мире нет. Разве только английский фольклор. Шафаревич: - Почему же и русский фольклор не считать? Тростников: - Но я все же о профессиональной литературе, которая была потрясающей. Маршак, Михалков, Житков.
Чудные детские книги, иллюстрации. Талантливые детские писатели, которые не хотели политизированного творчества, уходили в детскую литературу — отдушина такая была, область, где не нужно показывать свою лояльность власти. Шафаревич: - Но ведь были и в среде взрослой литературы те, кто не писал о Сталине. Шолохов не писал ничего. Тростников: - Паустовский, Пришвин тоже не писали. Выбрали себе природу, писали о ней.
Жили себе и писали. Был этот момент ухода от политики. Шафаревич: - Шолохов, если угодно, не уходил. Он писал о революции, потом о коллективизации, но при этом он держался. Его многократно редактировали, но то, что он написал, он написал. Тростников: - А вернемся к Сахарову, к тому, что он отрекался от бомбы.
Шафаревич: - Он работал над этой темой, чтобы создать равновесие в мире, но он отвергал утверждение о том, что он отец атомной бомбы, потому что он не единолично вел эту работу. Были многие, кто внес свой вклад. Тростников: - Помню свое знакомство с академиков Арцимовичем. Я его спросил, нет ли у него угрызений, что он занимался страшным оружием. Он моментально ответил, будто готовил его. А что же нам оставалось делать?
Они же первые сделали… Вот был его ответ. Вернемся к советской математической школе. Было мнение, что она в какой-то момент вышла на первое место в мире. Шафаревич: - Нет, она всегда была на втором месте в мире, что вполне почетно. До войны она была после немецкой математики, после войны — американской. Но она полностью усвоила западный стиль работы в математике, работы при помощи школ, семинаров, воспитание учеников.
Тростников: - А этот стиль сложился еще давно? Шафаревич: - Да, еще в 19 веке. Тростников: - Когда был интегрирован в мировую науку Чебышёв и другие. Есть у нас гениальный Лобачевский, начало 19 века. Несмотря на огромное значение его открытий, которые только потом сыграли роль, он же не ездил в Париж, не выступал там. Шафаревич: - Нет, нет.
Он не был признана у нас никем. Геометрия, созданная им, отторгалась, ее не принимали. Тростников: - Так вот у нас было второе место в мире математике. Америка была после войны на первом плане. Скупала умы, приезжали европейцы в отличие от нас — к нам никто не ехал, всё создавалось внутренними силами. И вот есть вопрос, который обойти нельзя.
Есть мнение, что большую роль сыграли в нашей школе математики еврейской национальности. Шафаревич: - Евреи активно участвовали, у меня и учеников было много евреев, и среди тех, кто лекции слушал. Думаю, это было внутренее явление духовной жизни России, в котором евреи приняли активное участие, как такой восприимчивый народ. Тростников: - Можно сказать, что у них какие-то сверхъестественныеспособности в математике? Шафаревич: - Мне кажется, способность в математике в основном заключается в том, чтобы создавать новый тип, новое направление математики. В Древней Греции, например, было именно так.
Появилась новая математика, основанная на доказательствах, аксиомах, когда первые из доказанных теорем доказывала, что диаметр делит круг на две равные части. Речь шла не о том, чтобы убедиться в правильности этого, потому что об этом каждый разумный человек знает, а в том, чтобы понять, что здесь дано, что нужно доказать, почему на самом деле это неочевидно и вообще требует доказательств. Вот этот тип возник в Греции. Потом некий новый тип математики был создан западноевропейскими народами. Даже я бы сказал шире — математики и физики. Это начиналось еще от Галилея и до 20 века шло.
И это было таким индивидуальным таким созданием. Тут были авторы.
Съезд был приурочен к 270-летию со дня основания Московского университета.
Для участия в съезде собралось около 4-х тысяч представителей из 80 регионов России, а также участие приняли представители 11 зарубежных стран. Съезд прошел в очном формате и в формате видео-конференц-связи. Основными направлениями работы Съезда было: цифровизация и новые технологии в преподавании математики; содержание и методы обучения математике в школе и в вузе, подготовка учителей; олимпиады и конкурсы, популяризация математики и проектно-исследовательская деятельность; государственная итоговая аттестация и ее влияние на математическое образование; проблемы среднего профессионального образования.
Съезд организован МГУ имени М. Ломоносова при участии заинтересованных общественных и образовательных организаций, международных математических центров мирового уровня и объединил учителей и преподавателей математики для обсуждения проблем математического образования всех уровней. Ученый заявил о необходимости обновления и принятии новой Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
В 1918 году он вернулся в свой родной город Севск, за пределами которого уже начинал учиться. Он сказал, что им надо уезжать из Севска как можно дальше и туда, где их никто не знает. Семья уехала в Елисаветград и спаслась. Несколько лет спустя Петровский пошел работать дворником в детский сад. Меня это долгое время удивляло, пока наконец я не узнал причину.
Годовая работа дворником изменила социальный статус Петровского: из купеческих детей он стал пролетарием и как таковой мог поступить в высшее учебное заведение. В детском саду Петровский познакомился со своей будущей женой Ольгой Афанасьевной, которая была заведующей этим садом, и это определило его судьбу на все дальнейшие годы. О математике, поразившей своей красотой В юности, еще до работы дворником, он читал книгу Дирихле Иоганн Петер Густав Лежён Дирихле 1805—1859 — немецкий математик, внесший существенный вклад в математический анализ, теорию функций и теорию чисел. Имеется в виду его книга «О сходимости тригонометрических рядов, служащих для представления в данных пределах произвольной функции». После этого он решил поступать на математический факультет, и в 1922 году он поступил на мехмат, тогда физмат.
Ректор Московского университета с 1917 года, а с 1921 по 1924 год — директор Научно-исследовательского института математики и механики МГУ. В 1929 году Егоров был подвергнут гонениям по религиозным убеждениям, в октябре 1930 года арестован. Умер 10 сентября 1931 года в больнице, после голодовки, объявленной в тюрьме. Егоров был убежденный монархист, не скрывал своих убеждений и был арестован. Через год он скончался в тюремном госпитале в Казани.
Петровский никогда не боялся говорить о том, что он ученик Егорова, несмотря на то что в те времена это было опасно. Это несколько слов о том, как вырастал в свой реальный масштаб Петровский. Их всех посадили. Счастливым образом герой нашего рассказа вышел из лагеря всего лишь через пять лет. Он пробовал восстановиться в университете — его посылали от одного проректора к другому, и так он ходил по кругу, которому не было видно конца.
И Петровский написал приказ о его восстановлении. Другую историю мой коллега рассказал мне много лет спустя после того, как она произошла с ним и его матерью. На четвертом курсе мехмата рассказчик пытался решить какую-то проблему, сделать что-то выдающееся. У него ничего не получилось, он плюнул на все и ушел в геологическую экспедицию. И его как задолжника, не сдавшего сессию, должны были отчислить.
Его мама пошла к Петровскому, взяв зачетку, и рассказала Ивану Георгиевичу всю историю, объяснив, что сын ее отлично учился, и в доказательство показав зачетку. Но по ошибке она взяла не его зачетку, а зачетку своей дочери. Петровский не рассердился и, несмотря на этот ляпсус, тут же отдал приказ о восстановлении. Еще один эпизод записан Владимиром Михайловичем Тихомировым. Николаю Владимировичу Ефимову, тогда еще не декану мехмата, а просто профессору, выдали квартиру на девятом этаже.
Петровский знал, что у его дочери больное сердце: он сделал поправки в списке, квартира перешла на третий этаж. О десяти тысячах добрых дел Иосиф Самуилович Шкловский Иосиф Самуилович Шкловский 1916—1985 — советский астроном, астрофизик. Я спросил ее, был ли верующим Петровский. Она отвечала, что, конечно, да, и рассказала, в какую церковь он ходил, о том, как он вел свою христианскую жизнь. Удивительно, на какую высоту советская власть подняла беспартийного верующего и, очевидно, не в лад с ней действующего человека.
Но слава богу, что это произошло, и хотя я советскую власть не люблю, но то, что она так поступила, говорит, несомненно, в ее пользу. Мемориальная доска-горельеф на главном здании МГУ Клубная часть, скульптор Иулиан Рукавишников; посмертная маска снята скульптором Николаем Никогосяном. Долго длилось тревожное ожидание, но, когда он поправился, он снова стал ректором, хотя, конечно, здоровье его было подорвано. Он скончался в здании ЦК, куда поехал представить проект некоего доклада. С ним поговорили очень резко, и в вестибюле у Ивана Георгиевича случился приступ стенокардии.
Он упал на пол. Петровский умер там же, в вестибюле здания ЦК. Для меня Петровский — недостижимый образец. Его жизнь я воспринимаю как победу. Не только победу великого ученого над трудными проблемами, но и победу добра над злом, особенно трудную в те годы.
Один из основоположников современной теории вероятностей, автор работ по философии, истории, методологии и преподаванию математики, а также теоретической физике. Член Лондонского математического общества, Индийского математического общества, иностранный член Американского философского общества. Почетный доктор Парижского университета, Стокгольмского университета, Индийского статистического института в Калькутте и др. Рассказывает Математик, доктор физико-математических наук, заслуженный профессор МГУ, член Московского математического общества О сеятеле и деревьях Академик Андрей Колмогоров дома в рабочем кабинете. Все, что он сажал, — все приживалось, все росло.
Он передавал своим ученикам саженцы, и они все приживались. Таким сеятелем он был в гораздо более глубоком смысле слова: он сеял мысли, разбрасывал идеи, как зерна. Он никого не учил так, как учат школьников или студентов, — он просто высказывал на семинарах мысли о том, как что-то , по идее, должно выглядеть, и после этого человек начинал работать и достигал больших успехов. Был один математик, у которого что-то не выходило. И он приехал к Андрею Николаевичу в эту самую Комаровку, они беседовали.
И Андрей Николаевич спросил, как у него дела. Он ответил: «Вы знаете, все хорошо, я составил все уравнения, но одного уравнения не хватает для того, чтобы замкнуть систему». Андрей Николаевич сказал: «У вас же случайный процесс, а случайный процесс не терпит изломов. Значит, слева и справа все должно соединиться — это будет дополнительным условием, которое приведет к цели». Из этого замечания родилось целое научное направление.
О первом открытии, сделанном в четыре года Андрей Колмогоров с тетей Верой Яковлевной. Мать умерла при его рождении, и мальчика воспитывали две тетушки по матери — собственно, одна из них его усыновила. Это все происходило в имении его деда под Ярославлем: оно называлось Туношна, там прошло его раннее детство. Андрей Николаевич, которому еще не было пяти лет, отвечал за математическую часть. Тогда же, готовясь к публикации в этом журнале, он испытал первую творческую радость.
Он обнаружил следующее свойство чисел: один в квадрате — это один, а если к одному прибавить три, то есть два нечетных числа подряд, будет четыре. То есть два в квадрате. И так далее. Это свойство не исчезает, и чем далее, тем оно все более и более подтверждает себя: сумма первых n нечетных чисел равна n квадрат. Вот это открытие Андрей Николаевич сделал между четырьмя и пятью годами.
Он всегда говорил, что оно дало ему первое творческое наслаждение. Он был болезненным мальчиком, иногда падал в обморок. Его жизнь перевернуло следующее событие. С 1920 по 1925 год он преподавал в Потылихинской школе, школе Наркомпроса, и старался понравиться своим ученикам. У Андрея Николаевича был любимый класс, который его очень уважал: детям страшно нравилось, что совсем молодой человек преподает и физику, и математику, ведет кружок юных биологов.
И вдруг они выбрали физкультурника. Но физкультурники не могли быть классными руководителями, и при перевыборах все-таки выбрали Андрея Николаевича. И тогда он понял, что надо менять стиль жизни, понял, что ему чего-то не хватает, а именно физической культуры. На следующий год он поехал в поход в Крым вместе со своими школьниками, и с тех пор походы стали фундаментальнейшей частью его жизни. О лыжах Он научился очень хорошо ходить на лыжах и ходил на лыжах лучше всех своих аспирантов.
Это было испытанием для каждого из нас. Там были лыжники, имевшие разряды и даже первый разряд по лыжам, но и они не выдерживали такого длительного путешествия. Иногда он выходил с этими перворазрядниками, а потом ему приходилось брать их лыжи и нести их, в то время как человек шел пешком.
Андрей Игоревич Шафаревич
Титишов Андрей Дмитриевич, 51 год. Шафаревич, Андрей Игоревич — статья из Интернет-энциклопедии для Андрей Игоревич Шафаревич (р. 1963) — доктор физико-математических наук, профессор кафедры дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета МГУ. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Сегодня мы поговорим с Игорем Шафаревичем о таком вопросе, который связан с историей нашей науки, а с другой стороны просто с историей нашего государства и жизнеустроенияв 20 веке.
Организаторы
- LIVE с академиком. Математики без галстуков: Андрей Шафаревич, Андрей Миронов, Юрий Прохоров
- Основные мероприятия Съезда
- Нашли ошибку или баг? Сообщите нам!
- Иллюстрации
- Аннотация к книге "Русофобия"
О новых задачах преподавания математики рассказал член-корреспондент РАН А.И. Шафаревич
Шафаревич Андрей Игоревич член-корреспондент РАН, профессор, доктор физико-математических наук специалист в области математической физики, дифференциальной геометрии, тензорной алгебры и анализа, математической теории уравнений гидродинамики. Новости [7848]. - Аналитика [7298]. Шафаревич Андрей Игоревич. Профессор кафедры Дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета Московского государственного университета сова. Андрей Игоревич Шафаревич — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Шафаревич, Андрей Игоревич. Профессор, Доктор физико-математических наук.
Организаторы
- Поделиться
- Author Search Results
- Андрей Игоревич Шафаревич (преподаватель МГУ им. Ломоносова) - СтудИзба
- Андрей Игоревич Шафаревич - биография и семья
Игорь Шафаревич: Русофобия
Это было прекрасно известно. Сахаров мне сказал, что нам было передано всё, что можно было написать на бумаге. Формулы, технические данные. Я думал, что это преувеличено, но вот теперь публикуем разведчиков советских, ту же картину рисуют. Вот тогда это стало ясным для руководства, тогда положение ученых изменилось.
Но я тогда был совсем молодым человеком, аспирантом, совсем молодым. Мне запомнилось это все тем, что исчезло чувство голода, и мысль о том, буду я голоден или нет — была снята. Даже с аспирантов, докторантам. Изменилось все, это стало престижным, целью, к которой молодому человеку стоит стремиться.
Тростников: - Прикладная такая сторона. Она заставила государство финансировать эту отрасль? Шафаревич: - Не только. Был статус ученого поднят.
Это уже была не фигура старичка, дожившего до этих времен, а тут молодой сильный коммунист, член партии, а в то же время академик. Этот образ появился в фильмах, романах, как образец для молодежи. А в эту старую галошу никакой молодой человек примериться не мог. Тростников: - Вспоминаю хрущевское время, попытку второй раз построить коммунизм.
Хрущев серьезно начал говорить о том, что наше поколение будет жить при коммунизме. Тут опять фаворитизм начался в науке, правда больше к социологии, например, которая стала объяснять, как коммунизм строить. Это уже лженаука пошла. А что до математики и ядерной физики, которые были нужны для противостояния американской силе атомной, то наверное это сыграло роль.
Вероятно, есть разделы математики, которые не составляют большей ее части, но и идейно не более интересную или значительную часть того, чем занимается математика. А потому математики просто занимаются математикой, могут делать это, не думая больше ни о чем. Тростников: - Всё переплетено. Спектральная теория связана с квантовой механикой, а расчет водородной бомбы идет на основе квантовых эффективных решений.
Все равно без этого аппарата нельзя. Сахаров же был Вам знаком? Говорят, что он отец водородной бомбы. Шафаревич: - Он это всегда отрицал.
Тростников: - Но он делал расчеты эффективных сечений, как сделать, в каком объеме реакция должна инициироваться. А все это рассчитывается же на основе квантовой механики. Тут все тесно связано. Меня еще интересует, как люди, которые отрицательно относившиеся к советской власти, так много на нее работали?
Шафаревич: - Не знаю, можно ли сказать, что деятель культуры работает на власть, властителя. Тростников: - Кстати, вспоминаю расцвет детской литературы. Равной в мире нет. Разве только английский фольклор.
Шафаревич: - Почему же и русский фольклор не считать? Тростников: - Но я все же о профессиональной литературе, которая была потрясающей. Маршак, Михалков, Житков. Чудные детские книги, иллюстрации.
Талантливые детские писатели, которые не хотели политизированного творчества, уходили в детскую литературу — отдушина такая была, область, где не нужно показывать свою лояльность власти. Шафаревич: - Но ведь были и в среде взрослой литературы те, кто не писал о Сталине. Шолохов не писал ничего. Тростников: - Паустовский, Пришвин тоже не писали.
Выбрали себе природу, писали о ней. Жили себе и писали. Был этот момент ухода от политики. Шафаревич: - Шолохов, если угодно, не уходил.
Он писал о революции, потом о коллективизации, но при этом он держался. Его многократно редактировали, но то, что он написал, он написал. Тростников: - А вернемся к Сахарову, к тому, что он отрекался от бомбы. Шафаревич: - Он работал над этой темой, чтобы создать равновесие в мире, но он отвергал утверждение о том, что он отец атомной бомбы, потому что он не единолично вел эту работу.
Были многие, кто внес свой вклад. Тростников: - Помню свое знакомство с академиков Арцимовичем. Я его спросил, нет ли у него угрызений, что он занимался страшным оружием. Он моментально ответил, будто готовил его.
А что же нам оставалось делать? Они же первые сделали… Вот был его ответ. Вернемся к советской математической школе. Было мнение, что она в какой-то момент вышла на первое место в мире.
Шафаревич: - Нет, она всегда была на втором месте в мире, что вполне почетно. До войны она была после немецкой математики, после войны — американской. Но она полностью усвоила западный стиль работы в математике, работы при помощи школ, семинаров, воспитание учеников. Тростников: - А этот стиль сложился еще давно?
Шафаревич: - Да, еще в 19 веке. Тростников: - Когда был интегрирован в мировую науку Чебышёв и другие. Есть у нас гениальный Лобачевский, начало 19 века. Несмотря на огромное значение его открытий, которые только потом сыграли роль, он же не ездил в Париж, не выступал там.
Шафаревич: - Нет, нет. Он не был признана у нас никем. Геометрия, созданная им, отторгалась, ее не принимали. Тростников: - Так вот у нас было второе место в мире математике.
Америка была после войны на первом плане. Скупала умы, приезжали европейцы в отличие от нас — к нам никто не ехал, всё создавалось внутренними силами. И вот есть вопрос, который обойти нельзя. Есть мнение, что большую роль сыграли в нашей школе математики еврейской национальности.
Шафаревич: - Евреи активно участвовали, у меня и учеников было много евреев, и среди тех, кто лекции слушал. Думаю, это было внутренее явление духовной жизни России, в котором евреи приняли активное участие, как такой восприимчивый народ. Тростников: - Можно сказать, что у них какие-то сверхъестественныеспособности в математике? Шафаревич: - Мне кажется, способность в математике в основном заключается в том, чтобы создавать новый тип, новое направление математики.
В Древней Греции, например, было именно так. Появилась новая математика, основанная на доказательствах, аксиомах, когда первые из доказанных теорем доказывала, что диаметр делит круг на две равные части. Речь шла не о том, чтобы убедиться в правильности этого, потому что об этом каждый разумный человек знает, а в том, чтобы понять, что здесь дано, что нужно доказать, почему на самом деле это неочевидно и вообще требует доказательств. Вот этот тип возник в Греции.
Потом некий новый тип математики был создан западноевропейскими народами. Даже я бы сказал шире — математики и физики. Это начиналось еще от Галилея и до 20 века шло. И это было таким индивидуальным таким созданием.
Тут были авторы. Сначала итальянцы, потом французы, немцы, англичане.
О новых задачах преподавания математики рассказал член-корреспондент РАН А. Шафаревич 23. Ломоносова открылся двухдневный Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики, посвященный 270-летию со дня основания университета.
О развитии математической науки в современном мире и переменах в российском математическом образовании рассказал «Научной России» декан механико-математического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Андрей Игоревич Шафаревич.
Руководит работой аспирантов и студентов.
Руководит работой аспирантов и студентов.
В Белгороде похоронили семью раненного при атаке ВСУ журналиста Sputnik
Открытие Конференции (А.А. Шафаревич). Список источников диссертации и автореферата по математике, доктора физико-математических наук, Шафаревич, Андрей Игоревич, Москва. Сын знаменитого математика и публициста Игоря Ростиславовича Шафаревича.