Кадр из фильма "Тени забытых предков" (1964, режиссёр Сергей Параджанов). В Украине спустя 50 лет после приговора реабилитировали армянского кинорежиссера и художника Сергея Параджанова, осуждённого в 1974 году в Киеве по обвинению в. Его фильмы и теоретические работы преподают в киношколах всего мира, о нем пишут книги и снимают кино, Сергей Параджанов считал его одним из немногих подлинных киногениев.
Рассылка новостей
- Сергей Параджанов: художник и ритуал - Алексей КОЛЕНСКИЙ
- фотографии >>
- Игорь Оболенский. Сергей Параджанов: режиссер, художник или сценарист?
- Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу
Вечер памяти кинорежиссера Сергея Параджанова
У Тарковского больше земной прозы, жесткого реализма, или даже гиперреализма; недаром его обвиняли в том, что он очернил рублевскую эпоху. По-своему этот конфликт интерпретировал Андрей Кончаловский, сам приложивший руку к сценарию «Рублева», в статье «Мои шестидесятые», напечатанной в журнале «Искусство кино»: "Андрей Рублёв" «На чем строилась новая режиссура? Прежде всего на фактуре… Первым и главным нашим желанием было добиться правды фактуры. Нас волновали трещины на асфальте, облупившаяся штукатурка, мы добивались, чтобы зритель не ощущал грима на лицах и видел грязь под ногтями героев. Тарковский на этом буквально повредился. Он в любом своем фильме добивался фактуры, никогда ее не выхолащивал… Запретили «Андрея Рублева» потому, что он был неприятен с точки зрения фактуры, в нем не было привычного киноглянца…». Очень важное замечание, как и содержащийся в этой статье анализ творческого противостояния прогрессивных режиссеров-шестидесятников их консервативным предшественникам. В число последних попал даже Михаил Ромм, учивший Тарковского и Кончаловского.
Его фильм «Девять дней одного года» стал одним из манифестов оттепели, эпохи «физиков и лириков», но если по своим идеям это было новое кино, то стилистически оно эпохе не соответствовало. Как пишет Кончаловский, все эти «павильоны, парички, причесочки Смоктуновского, вылизанные, выхолощенные кадры» воспринимались как «фанера». Как голливудская или сталинская эстетика, что в глазах молодых режиссеров было одно и то же. Однако поэтика «синема верите», потока жизни, непричесанных фактур не исчерпывала художественного арсенала шестидесятых. Параллельно ей, споря с ней и часто тесня ее, на экраны пробивалась декоративность, эмоциональная красочность, связанная в том числе с появлением более чувствительной цветной пленки и съемочной аппаратуры. В следующем десятилетии эту эстетику назовут «новой зрелищностью»; в нее впишется и «Зеркало» Тарковского. Драматургии действия противопоставлена мощная драматургия живописи и цвета.
Параллельным путем шли в это время Жак Деми в «Шербурских зонтиках», Аньес Варда в «Счастье», Антониони в «Красной пустыне», но они работали на современном материале. У Параджанова же ультрасовременное находило неожиданную подпитку в архаичном искусстве. Съемки «Саят-Новы» начались в 1967 году в Лорийской области Армении; так же как это было с «Рублевым», работа над фильмом сопровождались многочисленными конфликтами. Режиссер настаивал, чтобы на главную роль взяли Софико Чиаурели. И не только на главную! Молодая грузинская актриса сыграла в фильме Юного поэта, его символическую Любовь княжну Анну , его Музу, а также выступила в ролях Мима, Ангела, сумасшедшей Монашки. Чиновники не были готовы к таким радикальным решениям и долго не хотели утверждать Чиаурели.
Но режиссер стоял на своем, говоря, что без нее делать картину не будет. На вопрос, почему именно она, отвечал: «Вглядитесь, у нее лицо будто с фрески. А на фресках мужские и женские лица одинаковы.
Последней каплей стала подпись Сергея Параджанова под письмом интеллектуалов, которые в 1968 году выступили против политических репрессий. Из-за активной гражданской позиции режиссёр стал костью в горле для власти. В 1973 году её терпение оборвалось и Параджанова приговорили к 5 годам заключения. При этом статьи выбрали самые «грязные», сделав из их синтеза просто гремучую смесь — гомосексуализм с применением насилия.
Причиной послужило заявление режиссёра для бельгийской прессы, которой он рассказал, что его расположения добивались многие партийные деятели. Понятно, что это была метафора или шутка, но для следственных органов этих слов для возбуждения дела было достаточно. Жизнь после освобождения Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Из-за этого мужчине пришлось несладко на зоне. Единственным светлым лучиком в этой части его жизни стало досрочное освобождение по ходатайству многих видных деятелей культуры, которые организовали международную акцию протеста. Сам Луи Арагон, всемирно известный французский писатель, лично обратился к Брежневу с просьбой амнистировать Параджанова. В 1977 году режиссёра выпустили, при этом запретив ему жить и творить на территории Украины.
Параджанов отправился на историческую родину — в Тбилиси, где продолжил работу на киностудии «Грузия-фильм». Тут он снял ещё две полнометражные картины. Что касается сексуальной ориентации мужчины, то в наши дни мнения историков расходятся. Дело в том, что Сергей не раз говорил о своей слабости к представителям сильного пола. Но можно ли верить этому провокатору, любителю эпатажа? Если брать во внимание рассказы его друзей, то складывается двузначное представление о личной жизни Параджанова. Они говорили: на совместных посиделках он то хвастался новыми любовными победами над женским полом, то намекал, что соблазнил молодого художника.
Даже товарищи до конца не видели границы между выдумкой и правдой. Последние годы На закате жизни в родной город приехал Сергей Параджанов. Биографии режиссёра, а именно её творческой составляющей, суждено окончиться там, где она началась — в Тбилиси. Тут он экранизировал свою последнюю работу — сказку Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». Притча про классовое неравенство и великую любовь стала частично автобиографической для режиссёра. После этого Параджанов переехал в Армению. Тут в Ереване, в специально построенном для него доме, он умер от рака лёгких.
Случилось это 20 июля 1990 года.
Превращает житийные жанровые сюжеты в натюрморты с натурщиками в обрамлении порталов древних армянских церквей. Трепетный мир армянской миниатюры и высушенная, как бы романская архитектура армянских церквей — два полюса исходного средневекового мышления. Так подается вневременной сюжет развития внутреннего мира героя: перерастая себя, поэт обретает и опознает свой внутренний космос. От сцены к сцене развивается пластический сюжет: каждую, как бы каменеющую микроновеллу оживляет какая-нибудь одна движущаяся миниатюрная деталь. Примечательно, что почти все стихотворные цитаты Саят-Новы посвящены поэтическому онемению, изумлению, смирению.
О Саят-Нове известно немного, он был мистификатором, выдумщиком автобиографии. Параджанов прочувствовал принципиальную анонимность, неуловимость национального поэтического гения как художественную проблему, И. Знаменитый французский критик Серж Даней так отзывался о фильме: «Вот фильм поэта, который не менее, чем поэзия, не терпит пересказа. Бери его или оставь. Эффект такой системы то странный, то гипнотический, то комический, то скука, то «тортом по физиономии» — на выбор. Понемногу от каждого.
Как если бы кино было только что изобретено, и актеры, надев свои самые красивые наряды, учились двигаться в этой неведомой стихии — пространстве фильма: в поле зрения камеры. Скупые на жесты, но не на взгляды. Это все идет, разумеется, от иного и издалека: от искусства икон и религиозной концепции, где изображение должно быть приношением — Богу, зрителю, им обоим». Однако существуют и «земные книги» — ковры. Отбросив такой ковер от слухового окошка хамама, маленький герой видит юный женский торс. Причем одна грудь прикрыта спиралевидно закрученной раковиной, очевидно символизирующей сокровенное женское естество.
Следующая новелла: подросший герой, вернее его пробудившаяся душа, предстает андрогином в исполнении Софико Чиаурели. С этого момента мы просматриваем биографию поэта изнутри, в обрамлении его внутреннего ландшафта — как историю томления духа. Наивное искусство, которое ориентируется не на массового зрителя и кассу, но зачастую определяется недостатком средств, технологических возможностей и даже профессиональных артистов, вынужденно воспроизводит одни и те же приемы. Статичные планы, подобные назывным предложениям; ослабленный сюжет, сопутствующая ему монтажная вольница. При наличии минимальных способностей и железной воли к победе снимать или писать авангард нетрудно: зачастую достаточно делать все наоборот. Вспоминаю одного малоизвестного, но острого на язык поэта: Нет стихов хороших, Есть в деревне лошадь.
Лошадь — это стих! За псевдоисторический картон его бы распяли. При этом от биографии поэта остался лишь приблизительный событийный контур.
W Magazine report here. Intro by Martiros M. Vartanov Boy with a Movie Camera.
February 25. The Hall of Frescoes.
Сергей Параджанов – режиссёр свободы
Special appearance on January 22 by Martiros M. Their personal Paradjanov archive has been damaged and they have no place to live temporarily staying with friends. Vartanov during his Soviet childhood, as well as other rare and unpublished documents, stories, and photographs. While Parajanov continues to inspire people around the world, it is important to respect his vision and understand that The Color of Pomegranates is not a silent film — the soundtrack is an indelible part of his masterpiece and cannot be replaced. I would strongly encourage others to unite around this significant endeavor.
Черно-белые отпечатки передают атмосферу, царившую на съемках, погружают в удивительный мир предметов, тканей и фактур, преобразивших одноименную сказку Лермонтова, положенную в основу картины. Специально к выставке подготовлена публичная программа: экскурсии, мастер—классы по коллажу, лекции, кинопоказы, встречи с современными авторами экспериментального кино. Выставка пройдет на втором этаже Дворового корпуса.
Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы. Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен [7] [19]. После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов замыслил снять кино совершенно иного формата.
Сюрреалистичный проект картины « Киевские фрески », которая должна была рассказать о современной режиссёру украинской столице, предполагал аскетизм во всем: отказ от динамичности, от экспериментирования с техникой, от живописности кадра, даже от диалогов актёров. Съёмки были начаты 1 июня 1965 года, однако уже 1 ноября картина была закрыта. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности». Но Параджанов не отказался от своей задумки. По совету своего друга В. Шкловского он решил перенести действие нового фильма-«фрески» из современности в прошлое, а конкретно — снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. Параджанов написал предложение на киностудию в Ереван , где оно было принято [7].
В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи. При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта [7]. В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками хрущёвской оттепели. В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии « Арменфильм ». В ходе подготовки к съёмкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» об армянском художнике. В августе после многих производственных проблем начались съёмки фильма «Саят-Нова» [7].
В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма « Андрей Рублёв ». Весной 1968 года он присоединился к обращению « Письма-протеста 139 », в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов. При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов [7]. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления « Пражской весны ». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки. Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната».
После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С. Юткевича , которая была негативно оценена автором [7]. Возвращение в Киев[ править править код ] В 1969 году Сергей Параджанов вернулся в Киев, однако снимать кино ему не давали. Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде , страстно в него влюбившейся , «Давид Сасунский» на основе армянского эпоса о богатырях , «Дремлющий дворец» по мотивам пушкинского « Бахчисарайского фонтана » , «Демон» по одноименной лермонтовской поэме , «Икар», «Золотой обрез» и другие [7]. В 1970 году Параджанов снова обратился к творчеству М.
Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картина вначале была принята к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике со стороны как литераторов, так и украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». Щербицкий , который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра. Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю. Андропову , а тем, в свою очередь, ЦК КПСС , и в феврале 1972 года подготовка к съёмкам фильма «Интермеццо» была остановлена, а сам режиссёр попал в опалу [7] [21]. В 1973 году Сергей Параджанов, опять по совету В.
Шкловского , создал проект новогоднего фильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена. Друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Эта затея практически удалась, и в декабре 1973 года сценарий «Чуда в Оденсе» по заказу творческого объединения «Экран» был запущен на киностудии « Арменфильм » киностудии прибалтийских республик отказались от сотрудничества с «проблемным» режиссёром. Однако работа прервалась из-за внезапного ареста Параджанова [7]. Уголовное преследование[ править править код ] 5 февраля 1973 года председатель украинского КГБ В. Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал, что Параджанов пытался заступиться за диссидента И. В более поздних записках говорилось, что режиссёр открыто критиковал советскую власть, призывал «вырыть могилу соцреализму» и «выгнать красных комиссаров из кино», «клеветал о притеснениях свободы творчества».
Дзюбой , Е. Сверстюком , И. Светличным , Н. Холодным и другими, а также то, что режиссёр пытался организовать массовые протесты против развёрнутых в 1972—1973 годах политических судебных процессов над ними [22] [23]. В декабре в Москве на похоронах художника Я. Ривоша Параджанов произнес очередную «крамольную» речь [24]. Фотография арестанта В результате Параджанов не успел уехать на съёмки своего нового фильма в Армении — 17 декабря 1973 года во время визита к больному брюшным тифом сыну в Киев он был арестован и помещён в Лукьяновскую тюрьму.
Параджанову были предъявлены обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата» [7] [24] [23]. Историки и биографы режиссёра отмечают явный политический характер этого судебного процесса. Они, не отвергая гомосексуальности Параджанова, указывают на необычайную скорость следствия, слабость и нестыковки его доказательной части. Так, расследование было начато младшим лейтенантом Артёменко, вопреки процессуальным нормам, на основании зарегистрированного 9 декабря анонимного доноса, в котором режиссёр обвинялся в гомосексуальных связях. Как донос попал в милицию, неизвестно, а личность его автора следствию установить «не удалось». В результате подтвердившихся фактов Артёменко написал датированный 12 декабря рапорт о возбуждении уголовного дела. При этом резолюция полковника Хряпы на данном рапорте датирована 11 декабря.
Уже 13 декабря был найден первый пострадавший — некий механик А. Воробьёв, который дал показания о якобы имевшем месте изнасиловании его Параджановым. В этот же день дали показания 21-летний актёр Ф. Десятник и архитектор М. Сенин, потом добавились свидетельства И.
Элегантная, красивая, она родила ему сына Сурена, которого режиссер обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Будучи человеком непредсказуемым, странным и временами откровенно безумным, поговаривали, что он заставлял жену принимать участие в своих многочисленных мистификациях и причудах, а также подавать еду на стол каким-то необыкновенным образом. Щербатюк так и не сумела приспособиться к странностям своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Слева - вдова Светлана Щербатюк-Параджанова. Как-то певец приехал навестить приятеля, и тот увидел на шее Высоцкого "николаевский" рубль на толстой серебряной цепи. Увидев такое незатейливое украшение, Параджанов развел руками и направился к своему буфету. Оттуда он достал красивую звезду ручной работы, отделанную малахитом и бриллиантами, и повесил драгоценность на шею Высоцкому вместо старого рубля. Оказалось, эта звезда — одна из высших наград Османской империи. Однажды в свой день рождения режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех встречных знакомых к себе домой. Они и пришли — почти сто человек. Конечно, в квартиру все не вместились, но именинник нашел выход в своем стиле.
P A R A J A N O V
Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера. Дмитрий Валерьевич Бакиров прочитал лекцию «Сергей Параджанов в поисках стиля, или Обратная сторона кино». Член Союза кинематографистов России, актер и режиссер Георгий Параджанов сломал ногу и выстоял двухчасовую службу в храме в Москве, сообщил Life.
О компании
- Вечный ребенок
- Интервью с режиссером фильма Все ушли Георгием Параджановым
- В "Росфото" впервые показали фотографии Параджанова из личного архива Мечитова
- Сергей Параджанов - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Армения
- Умер единственный сын Сергея Параджанова » Территория новостей
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения
Следующие работы Параджанова мог выдержать только подготовленный любитель со склонностью к мазохизму. Параджанов обвинялся в совершении актов мужеложства с Владимиром Кондратьевым, Иваном Писковым и Феликсом Десятником, что подпадало под ч.1 ст. 122 УССР. Сергей Параджанов активно использовал технику коллажа и ассамбляжа во многих своих художественных произведениях. Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер.
В РОСФОТО открывается выставка к 100-летию Сергея Параджанова
Хроника диалога» Юрия Мечитов запечатлел жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза, представлены также и фото со съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб». Черно-белые отпечатки передают атмосферу, царившую на съемках, погружают в удивительный мир предметов, тканей и фактур, преобразивших одноименную сказку Лермонтова, положенную в основу картины.
Формат этой площадки и материалов, размещенных на ней, будет несколько отличаться от того, что вы видите здесь — больше лонгридов, аналитический статей, интересных фактов и новостей из мира кино, связанных с творческим наследием Сергея Параджанова. На сегодня это первый и единственный телеграм-канал, посвященный изучению жизни и творчества Сергея Иосифовича Параджанова.
Картина безумно статична, и этим она мне очень дорога. Сценарий был написан в стихах, он был абсолютно непонятен никому и поэтому не был утвержден.
Никто не понимал, на что надо наводить фокус». Среди немногих счастливчиков, успевших посмотреть фильм таким, каким его задумал Параджанов, оказался и я. Картина была еще не озвучена, местами растянута, не очень точно смонтирована, но… она потрясала! Именно потому, что мне удалось посмотреть картину до того, как ее жестоко порезала цензура, после долгожданной премьеры осталось чувство разочарования. И в конце 90-х я узнаю о чуде — нашелся рабочий материал! Сразу родилась мечта увидеть на экране уничтоженные, вырезанные цензурой эпизоды. У советской цензуры был хороший вкус, вырезанные эпизоды были действительно лучшими».
Спас, понимаете? Левон смонтировал свой фильм из срезок, это кадры, которые сам Параджанов выбросил. О чем тут говорить? Да, есть много людей, и среди друзей моих тоже, которые считают, что Юткевич его испортил. Но сам Параджанов говорил мне, что он никаких претензий к Юткевичу не имеет. Ну, он стал на 10 минут короче, появились титры… Сергей говорил, что это фильм-мозаика, отрежь кусок — ничего не изменится. Вы же сами можете посмотреть оригинальную армянскую версию и сравнить.
Она, кстати, уцелела чудом — оставалось буквально пара копий, страшно выцветших, а после ареста Параджанова все боялись их хранить. И оператор картины отвез ее в Ленинград, подруге, которая была замужем за генералом МВД, — решили, что их-то обыскивать не будут». Документальный фильм Левона Григоряна «Воспоминания о Саят-Нове», в котором он пытается восстановить логику авторской версии Подарки Значительная часть любых воспоминаний о Параджанове посвящена тому, как он дарил подарки — кажется, что для него это вообще был один из способов общения с внешним миром. Подарки от Параджанова получали и близкие, и малознакомые люди, он посылал их с нарочными, передавал в другие города и мог потратить все деньги на подарок человеку, которого видел один раз в жизни. К любому подарку прилагалась история, чаще всего выдуманная от первого до последнего слова. Алла Демидова «Он мог дарить самые что ни на есть дешевые побрякушки и говорить при этом, что это уникальные украшения от принцессы английской. В то же время Параджанов мог подарить уникальные вышивки незнакомым людям, о которых забывал тут же».
Получал подарок и передаривал, мог вообще украсть у вас что-нибудь, передарить другому человеку, а вас потом убедить, что вам она просто не нужна. C 1988 года его вещи хранились у меня, в Ереване, и нередко приезжали люди с письмом от Сергея — мол, подари такому-то что-нибудь. Или даже конкретную вещь. А я уже понимал, что дарить ничего не надо, а надо хранить и собирать, и отказывал. Люди обижались, конечно. Потом меня сам Сергей переспрашивал — ну, был такой-то? Подарил ему?
Ну и правильно». Речь в Минске Творческая встреча Параджанова с белорусской молодежью 1 декабря 1971 года, которая, как считается, послужила одной из причин второго уголовного дела. Речь режиссера сохранилась: Параджанов начинает с того, что в советской режиссуре полный застой и деградация, один приличный режиссер — Тарковский, про Ленина вообще снимают какие-то бездари, и дальше понемногу проходится по всем. Долго топчет «Дворянское гнездо» Кончаловского и бондарчуковскую «Войну и мир», говорит, что абсолютно все экранизации русской классической литературы — полный провал кроме «Бесприданницы» и «Попрыгуньи» , что у Козинцева «пижоны ходят по фанерным стенкам» — и так на 23 листах. В целом, довольно бесстрашное выступление очень язвительного, невероятно талантливого пару гениальных мизансцен он придумывает прямо по ходу беседы и при этом страшно уязвленного человека, сделанное совершенно безо всякой оглядки на время и обстоятельства. Сергей Параджанов режиссер «Я понимаю, насколько я рискованно выступаю. Но меня разозлил вчера этот член ЦК, который мне грозился, что «вы еще шесть лет не будете работать».
Ну не буду работать я, найдется другой талантливый человек. Просто обидно, когда я не мог делать картины, мне давали, а вот когда я умею, мне не дают. В особенности московские художники.
В тюрьме он пробыл четыре года. Накануне российские певцы вернулись в чарты стран бывшего СССР.
В "Росфото" впервые показали фотографии Параджанова из личного архива Мечитова
Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера. Следующие работы Параджанова мог выдержать только подготовленный любитель со склонностью к мазохизму. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино Сергея Параджанова. Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз. Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве». Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова.
Прерванный полёт. К 90-летию Сергея Параджанова
1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место. Режиссёр Георгий Параджанов получил перелом ноги около храма в Москве. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова (в центре).