Социолог – это специалист, который занимается изучением общества и социальных явлений, анализирует различные социальные процессы и их влияние на людей. Все о профессии Социолог: описание, характеристика сотрудника, необходимые навыки и средняя зарплата. Наиболее полный обзор профессии социолога и ее особенностей. Где учиться и сколько зарабатывают специалисты. Социология является многогранной, многопрофильной наукой, поэтому сравнение социолога с другими профессиями может быть сложным.
Цифровое общество требует новых методов управления. В России растет спрос на социологов
Тогда получение диплома будет не только интересным, но и полезным при трудоустройстве. Студенты-социологи изучают историю, экономику, политологию. При этом нужно быть готовым к большому количеству цифр и необходимости много считать.
Преимущества профессии социолог Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем. Она также является социально значимой специальностью. Социолог может выбирать между научной деятельностью и карьерой в государственной или коммерческой организации. В первом случае он получит больше возможностей для творческой самореализации, во втором — более высокую заработную плату. Социологические исследования обязывают практически постоянно общаться с респондентами, и в процессе этого общения специалист учится взаимодействовать даже с самыми сложными людьми. А это умение может быть полезно социологу и вне работы.
Недостатки профессии социолог Для того чтобы быть востребованным специалистом, социолог должен хорошо разбираться не только в социологии, но и в таких областях науки, как философия, политология, психология, математика, статистика и т. Считается, что уровень подготовки специалистов по социологии в ВУЗах России недостаточно высок, поэтому за пределами страны найти работу по профессии достаточно сложно. Не смотря на то, что социолог владеет всеми навыками, необходимыми для того, чтобы открыть свое дело, данный специалист не может работать на себя по специальности. Качества, которыми должен обладать социолог Профессия «социолог» предполагает наличие у отдельного человека спектра определенных личностных и трудовых качеств: Данный специалист должен обязательно иметь научный склад ума. Ведь социология — это не только прикладная наука. Грамотно составить опросник и предварительно проанализировать настрои общества сможет далеко не каждый человек. Творческий подход к работе. При проведении исследования мыслить логически и структурно мало.
Иногда социологам нужно принимать нестандартные решения. Социолог должен быть усидчивым, щепетильным. Ведь после проведения исследования нужно обрабатывать огромное количество информации. А для этого потребуется много времени и труда. Данный специалист также должен иметь навыки психолога. Ведь опрашивать иногда нужно и «трудные» категории населения. К примеру, наркоманов или заключенных. А к таким людям надо находить определенный подход.
Широкий кругозор также необходим социологам. Они должны видеть мир или ситуацию в разных проекциях, относясь ко всему безоценочно и беспристрастно. Ну и самое главное: социолог полностью берет на себя ответственность за результаты исследования. Об этом нужно помнить. Требования к квалификации социологов на предприятии Социолог для успешного трудоустройства должен обладать довольно специфическим набором навыков и качеств: Аналитический склад мышления, уметь поставить проблему и облечь её в четкие и доходчивые вопросы; Способность к последовательному системному решению задач; Усидчивость и внимательность к деталям на всех этапах исследования; Широкий кругозор и познания в области экономики, психологии, производства товаров и услуг; Умение нести ответственность за результаты своего труда. Знания и навыки Социолог должен основывать свои выводы на полученном эмпирическом материале, а не на собственных умозаключениях. Это значит, что, помимо широкого кругозора и познаний в разных отраслях, важно обладать хорошо развитыми коммуникативными способностями. Специалисту важно уметь завязывать контакты с людьми, привлекать внимание и заинтересовывать, говорить четко и понятно.
Всегда полезными будут развитая логика и гибкость мышления, а также умение сосредотачиваться долгое время на одном объекте. Современный социолог должен уверенно владеть персональным компьютером и как минимум работать в программе Microsoft Excel. Так как взаимодействие происходит со статистическими данными, потребуется также знание программ MSQL, Microsoft Access и подобных им. Где и кем может работать человек с дипломом социолога? Социологи востребованы в маркетинге, PR и рекламе на позициях маркетологов, специалистов по связям с общественностью, менеджеров по рекламе, бренд-менеджеров. Выпускники социологических факультетов востребованы как специалисты аналитических отделов, центров мониторинга общественного мнения при министерствах, государственных агентствах и других органах государственной власти. Если выпускник хочет развиваться в науке и образовании, то после окончания вуза можно работать в научно-исследовательских институтах Академии наук или в научно-исследовательских центрах и лабораториях при ведущих вузах страны и или преподавать вузе. Кроме того, выпускники социологических факультетов могут работать по специальности на крупных производствах как специалисты социологических служб или как специалисты по управлению персоналом.
Отдельно хотелось бы отметить редкое, но очень востребованное направление практического применения социологии — это социологическая экспертиза. В центрах или лабораториях социологической экспертизы готовится доказательная база для ведения дел в Роспатенте, Федеральной антимонопольной службе, арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Здесь тоже востребованы профессиональные социологи.
Можно выбрать бакалавриат 4 года или бакалавриат с магистратурой 6 лет. Прекрасно подходят для повышения квалификации или переподготовки, например, если уже есть образование в области «Data science» или другой смежной сфере. Обучающие программы по социологии также доступны на платформе Coursera и аналогичных образовательных онлайн-площадках. Дипломированным специалистом он не сделают, но позволят освоить азы профессии и определить для себя, насколько близка и интересна такая работа. Где работать У дипломированного социолога есть два варианта дальнейшей деятельности. Первый — уйти в науку и профессионально заниматься исследованиями, публиковаться в научных журналах, посещать профильные конференции и даже преподавать в ведущих вузах страны. Второй вариант реализации — работа специалистом в какой-нибудь коммерческой, государственной или иной организации.
Примечательно, что до последнего времени никто даже не пытался рассмотреть их в качестве объекта социологического исследования с целью идентификации профессии. Попытка собрать и проанализировать эти внутренние регламенты исследовательских компаний в 2014 г. Так, на призыв прислать свои положения, должностные инструкции и пр. Их анализ позволил определить наиболее значимые для компаний составляющие исследовательского процесса, нуждающиеся в регламентации см. Таблица 2. Стабильное качество результатов своей профессиональной деятельности исследовательские компании рассматривают как производную от эффективности и технологической точности полевых работ и продуманности отчетных документов, в том числе их соответствия отечественному законодательству. Полученные нами документы выполнены либо в контексте процессного подхода, то есть подробно регламентируют последовательность действий специалиста для достижения качественного результата, либо оформлены в виде описания функционала различных «социологических должностей». Значительную роль в этом «нормотворчестве» сыграли и крупные игроки отечественного исследовательского рынка, такие как ИПСОС Комкон, ГФК, Кантар ТНС, и другие, придерживающиеся международных кодексов и инициировавшие «приобщение» региональных компаний к корпоративным стандартам профессиональной деятельности.
В состав этой группы вошли руководители крупных региональных исследовательских компаний, многие из которых совмещают исследовательскую деятельность с преподаванием в профильных департаментах, на факультетах социологии. Более того, в 2014 г. В 2014 г. Рабочая группа провела опрос руководителей, начальников отделов 87 исследовательских компаний по поводу профессиональных функций, выполняемых специалистами отрасли, и требований, которые предъявляют работодатели к своим сотрудникам. В исследовании приняли участие практики отрасли исследований из 37 городов, расположенных во всех федеральных округах РФ. Итоговая география исследования в целом представляла сложившуюся локализацию хозяйствующих субъектов отрасли. Большим числом участников были представлены столичные города Москва и Санкт-Петербург и города-миллионники с развитой инфраструктурой отрасли Самара, Томск, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Результаты исследования позволили определить сложившуюся должностную структуру исследовательских компаний.
Преобладающее число российских предприятий, специализирующихся на проведении социологических и маркетинговых исследований, имеют в своей организационной структуре полевые отделы. Исключение составляют компании, специализирующиеся на онлайн-исследовани-ях. В небольших компаниях с численностью пять—семь сотрудников, руководитель полевого отдела выполняет, как правило, и функции супервайзера. Рисунок 2. Функционал каждой должности определяется экспертами в основном согласованно. В то же время исследование высветило ряд существенных проблем отрасли. В частности, эксперты в определении компетенций аналитиков явно недооценивают функции, касающиеся взаимодействия с полевыми отделами и интервьюерами. Этот факт отражает известную проблему отстраненности аналитиков от «живого общения» с полевиками.
Результаты экспертного исследования свидетельствуют о весьма поверхностном отношении профессионального сообщества к функциям, связанным с подготовкой обучением, переподготовкой персонала. Ни для одной должности компетенции, касающиеся обучения, формирования мотивации, повышения качества работы персонала, не получили большого числа выборов экспертов. Особенно очевидно отсутствие обязанностей, связанных с подготовкой интервьюеров обучение, коммуникации и т. Представления экспертов о необходимом уровне базового профессионального образования для работы социологом-исследователем отражают практику воспроизводства кадров, сложившуюся в отрасли. Так, многие эксперты упоминали о наличии вертикальных лифтов для карьерного роста особо способных интервьюеров, которые, имея богатый практический опыт работы в поле без социологического образования, продвигаются по служебной лестнице на должности супервайзеров, руководителей отделов. Руководители исследовательских компаний отмечали, что для работы рядовым специалистом полевых отделов не требуется даже уровня бакалавра социологии. Фактически, по мнению большинства экспертов, наличие базового социологического образования необходимо для должностных позиций аналитика, руководителя аналитического отдела и преподавателя. Для остальных должностей полевики приемлемо любое среднее или высшее профессиональное образование, с обязательным опытом практической работы в социологической отрасли.
Интересна позиция участников исследования относительно должности интервьюера. Многие эксперты сетовали на непродуманный функционал и вынужденно заниженные требования к образованию интервьюеров — основных коммуникативных посредников между исследователем и респондентом. Такая ситуация, по мнению экспертов, обусловлена постоянным дефицитом этой категории работников и их быстрым «выгоранием». Тем более удивительно, что в функционале сотрудников полевых и аналитических отделов обучение интервьюеров отмечалось лишь небольшим числом экспертов. В отечественной и зарубежной методической литературе тема труда интервьюера на концептуальном методологическом уровне представлена достаточно масштабно. Особенности поведения интервьюера в разных форматах опросов, типичные ошибки, допускаемые интервьюерами, анализ видов преднамеренных и непреднамеренных фальсификаций со стороны интервьюеров и пр. Если в зарубежных профессиональных стандартах требования к работе интервьюеров в основном представлены в детальном описании разных исследовательских технологий и этических кодексах 16, в отечественной социологии эти вопросы остаются прерогативой методических изысканий, академических изданий, методических пособий по прикладной социологии [Мягков, 2003, 2018; Стацевич, 1993; Рогозин, Ипатова, 2015]. Отрадно, что по мере развития отечественной опросной индустрии описание функций интервьюера в конкретных исследовательских проектах находит свое воплощение в инструкциях для организаторов и исполнителей полевых работ, и в большинстве исследовательских компаний эти документы стали обязатель- 16 ГОСТ Р ИСО 20252-2014 Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем.
В последние годы были заявлены интересные попытки институализировать труд интервьюера и даже разработать профессиональный кодекс полевого интервьюера, но пока эти практики не выходят за рамки методических изысканий и пособий 18. В силу целого ряда причин усиливающегося дефицита, высочайшей текучести интервьюерских кадров, их хронически внештатного трудоустройства, отсутствия требований к профессиональному социологическому образованию и, что тоже важно, очень динамичного изменения самих опросных технологий вопрос о легитимации должности интервьюера вряд ли будет решен. Сегодня в отрасли социологических исследований интервьюер по-прежнему не имеет статуса самостоятельной профессии и является некоторым «инструментальным приложением» к профессиональной деятельности социолога. Полученные результаты экспертного исследования и оценка ситуации в отрасли послужили исходной информационной базой в работе над стандартом профессии. Таким образом, проведенное исследование, анализ собранных нормативных документов российских исследовательских компаний, изучение профессиональных кодексов американских, европейских и отечественных профессиональных ассоциаций и компаний позволили осуществить выбор оптимального формата профессионального стандарта и уточнить сегмент в рамках профессии «социолог», наиболее остро нуждающийся в нормативном оформлении функциональной структуры и квалификаций профессиональной деятельности. Далее события развивались стремительно, даже драматично. Начиная с 2016 г. Во время VI Грушинской конференции прошли первые публичные слушания проекта стандарта, и вскоре он был зарегистрирован на сайте Минтруда для всеобщего обсуждения.
Десятки конференций, несколько социологических конгрессов в России и за рубежом — это далеко неполный список площадок, программа которых включала тему профстандарта за последние годы см. Постепенно на смену опасениям потери творческого духа профессии в случае ее «бюрокра- 17 См. Обсуждение проекта стандарта привело к долгожданной консолидации «академиков» и «практиков». Преподаватели университетов, наконец, получили вполне четкие ориентиры для подготовки специалистов, востребованных рынком, для разработки образовательных стандартов и программ, согласованных с работодателем. Для агентов коммерческого сектора социологических и маркетинговых исследований — исследователей и заказчиков — важно, что профстандарт позволит привести профессиональные нормы и требования в деятельности специалистов по социологическим и маркетинговым исследованиям в соответствие с мировым стандартам и российским законодательством; создаст, наконец, наглядную для всех игроков рынка основу для понимания профессиональных квалификаций социолога; будет стимулировать соблюдению профессиональных стандартов качества на каждом этапе реализации исследовательского проекта. Дополнительным стимулом для активизации стало осознание риска «опоздать на поезд»: Гильдия маркетологов и несколько маркетинговых агентств оказались более расторопными и оперативно разработали и зарегистрировали свой профстандарт «Маркетолог», в который включили профессиональные функции, связанные с проведением маркетинговых исследований 20. Концептуальное и методологическое понимание исследования как жанра для двух разных профессий получило нормативную интерпретацию в транскрипции профессии маркетолога. Этот и другие аналогичные сюжеты 21 отчетливо продемонстрировали риск упустить возможность отстоять функциональные рамки профессии социолога и вынудить профессиональное сообщество руководствоваться профстандартами «смежников».
Стандарт получил свое окончательное название: «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным исследованиям» 23. Основные цели стандарта разработчики видят в создании объективной основы для формирования программ высшего социологического образования; для профессионального обучения, подбора, развития и эффективного использования персонала исследовательских компаний; для оценки профессиональных квалификаций социологов и в итоге — повышения престижа профессии, конкурентоспособности отечественных социологов. Список литературы References Артамонова М. Artamonova M.
Социолог кто это такой и чем занимается. Особенности профессии. Качества специалиста
Так как взаимодействие происходит со статистическими данными, потребуется также знание программ MSQL, Microsoft Access и подобных им. Образование В России получать профессию социолога рекомендовано только в том случае, когда человек планирует строить карьеру именно в большом городе. Учат на данного специалиста во многих вузах столицы. К примеру, выпускникам школ есть смысл поступать в Государственный университет управления, Российский экономический университет имени Г. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел России, в котором как раз имеется факультет социологии. Предварительно придется сдавать ЕГЭ по трем предметам: математике, русскому языку и обществознанию. Поступать, конечно же, предстоит на специальность «Социология», а вот направление можно выбирать в соответствии с собственными интересами, к примеру, «Экономическая социология» или же «Социальная теория и прикладная социология».
Получение степени бакалавра занимает 4 года, а магистратура длится в 2 раза меньше. Пройти переподготовку можно в ведущих учебных заведениях столицы. К примеру, Российский институт профессионального образования «ИПО» позволяет дистанционно не только принять участие в программе профессиональной переподготовки, но и повысить квалификацию. Вторая категория присваивается социологу, получившему высшее образование по данной специальности, а также отработавшему в этой сфере хотя бы 3 года. Получить первую категорию можно, если работник уже провел во второй категории около 3 лет, а также обладает соответствующим образованием. Рабочее место Социологи с высшим образованием могут выбрать себе один из нескольких путей дальнейшего развития.
В первом варианте специалист уходит в науку и занимается исследованиями, публикуясь в журналах и сборниках научного направления. Такие социологи также часто становятся участниками международных и национальных конференций. Во втором варианте выпускник университета выбирает для себя роль специалиста в государственных или коммерческих организациях, занимающихся исследованиями социальной сферы. В этих случаях социологи работают в таких компаниях, как Всероссийский центр исследований общественного мнения, «Левада-центр», «Циркон», ГФК «Русь». Очень часто необходимая вакансия встречается и в не связанных с требуемым направлением организациях. Социолог может обрести трудоустройство в училище полиции, СМИ, государственных органах власти, частных консалтинговых организациях, пиар-компаниях и рекламных службах, а также издательствах.
Он осуществляет комплексные исследования определенных аспектов, структурирует информацию, проводит объективную оценку данных, устанавливает закономерности и предлагает обоснованные меры для решения тех или иных задач. Работа такого специалиста может иметь как сугубо научный характер, так и прикладное значение, позволяющее достигать определенных целей в сфере общественного устройства, государственного управления или коммерческой деятельности. Чем занимается социолог Обязанности такого специалиста различаются в зависимости от выбранной отрасли. Преимущества и недостатки профессии Работа социолога имеет множество достоинств. Дипломированный социолог может работать аналитиком, политтехнологом, маркетологом , HR-специалистом или на другой должности. В процессе деятельности социолог осваивает новые технологии и методы исследования, углубленно изучает психологию, статистику и прочие смежные сферы.
В навыках и умениях социологов сегодня заинтересованы практически все организации: от коммерческих фирм до государственных органов власти.
Обеспечение социальной защиты, заботы о людях 2 «Забота о пенсионерах»; «как-то пообщаться с человеком и помочь»; «наблюдает пожилых людей, оказывает помощь»; «оказывают социальную помощь нуждающимся»; «они за всех переживают, помогают людям»; «они о чем-то хлопочут»; «помогают тем людям, которые не могут двигаться или просто сильно старые»; «помощь людям больным, престарелым, помогают им, покупают продукты, лекарства»; «соцработники приносят пользу людям пожилым». Анализ полученной информации 1 «Анализ всего этого»; «анализируют все услышанное»; «выявить какие-то тенденции»; «изучают и преподносят данные»; «они делают выводы»; «просчитывает». Приносят пользу в целом 1 «Без социологов сейчас нельзя обойтись»; «большую»; «все работы приносят пользу»; «для чего-то же придумана»; «какая-то польза есть»; «положительную»; «приносит пользу, и все». Прогнозирование развития общества, государства, человечества 1 «Возможность прогнозировать на будущее»; «информация о будущем человечества»; «на основе анкетирования создают прогнозы для развития общества»; «прогноз будущего государства»; «прогнозы на будущее дают на основе настоящего»; «прогнозы на будущее, уверенность в правильности развития общества»; «умные прогнозы сделают и помогут». Публикация данных социологических исследований 1 «Выносят, делают доступными данные своих исследований, человек может проследить, что в мире происходит, задуматься»; «данные в новостях потом говорят»; «донести знания до людей»; «из СМИ мы узнаем результаты соцопросов»; «каждый день смотрим телевизор, узнаем, сколько думает так и сколько эдак»; «озвучиваются результаты опросов»; «передачи разные показывают»; «результаты опросов передают на ТВ». Рейтинг политиков 1 «В стране нужно знать, за кого люди голосуют»; «информируют людей о популярности того или иного политика»; «можно прогнозировать, как люди будут голосовать на выборах»; «мы узнаем, сколько людей поддерживает какого-то политика»; «озвучивает проценты доверия политикам, рейтинги»; «определяют рейтинг политиков, партий». Просвещение, воспитание людей 1 «В воспитании молодежи»; «воспитывают людей в обществе»; «нужно ведь молодежь воспитывать»; «повышает сознание людей»; «просвещают народ»; «это воспитывает общество».
Социолог обязан хорошо разбираться в процессах , происходящих в экономике, взаимодействовать с целью накопления опыта с зарубежными коллегами. Социологи составляют программы и разрабатывают схемы исследований, анализируют происходящие процессы, оказывают консультативную помощь. Эта профессия подойдет людям желающим впитывать знания и умеющим критически относиться к полученным сведениям. Социологи работают с математическими методами, статистикой, теорией вероятности. Эти люди очень умны и умеют в любой компании поддержать разговор. Карьера и перспективы Социологи имеют возможность работать в любой отрасли экономики, от культуры и рекламы до науки и производства, ведь везде нужны специалисты, умеющие анализировать различные процессы и имеющие навыки планирования работы предприятий.
Еще будучи студентом можно выбрать направление своей работы — науку или бизнес. Если студент желает заниматься научной деятельностью, то предпочтет изучать социальные явления, будет публиковать собственные работы и участвовать в различных конференциях. Желающие работать с бизнес-сфере уделят основное внимание прикладной социологии, это позволит в дальнейшем работать в учреждениях, проводящих социологические исследования, в маркетинговых компаниях. Социолог востребован в области управления и научно-исследовательских разработок. Для этого рекомендуется закончить аспирантуру. Доход социолога зависит от опыта работы и сферы, в которой он работает, в случае если он грамотно подает информацию, проводит качественный анализ, владеет иностранными языками и может работать со специальными программами — шансы получать высокую зарплату велики.
Размышления людей об устройстве общества, иначе говоря, социологические воззрения сопровождали весь ход развития всего мирового сообщества. Первые такие высказывания можно найти в легендах, мифах и сказаниях. Затем общественные идеи находят свое отражение в истории античности и философии, впоследствии проникают в литературу, экономику, политику, право и искусство. Основоположником социологической науки принято считать ученого и философа Франции Огюста Конта , который в 1839 году первый раз использовал термин социология, написав работу «Курс позитивной философии». Отметим, что проблемы, которые решались французским ученым, весьма актуальны и сегодня. Все они являлись сторонниками стабильности и думали об установлении согласия между разнообразными социальными группами.
Однако впервые заговорили о социологии как о науке лишь 150 лет назад. Именно тогда учёные собрались вывести математически строгие законы, которые смогли бы детально описывать развитие общества и поведение в нем людей. Получив, таким образом, образ идеального общества, ученые хотели преобразовать окружающий мир в соответствии с разработанной ими схемой его развития. Амбиции современных социологов значительно скромнее. Правда, некоторые из них, как и в былые времена продолжают разрабатывать глобальные теоретические схемы, но большинство социологов решают вполне конкретные практические задачи, продиктованные самой жизнью. Также необходимо заметить, что как нельзя лучше описывает отношение социологов к отдельному члену общества замечательное высказывание Владимира Маяковского «единица — вздор, единица — ноль».
Требования профессии Социолог должен обладать следующими качествами: Способность к концентрации внимания. Коммуникабельность способность находить контакт с различными людьми, строить взаимоотношения. Достаточные ораторские способности грамотное выражение мыслей, умение убеждать, излагать требования. Организаторские навыки. Умение выслушать человека, терпение по отношению к людям. Словесное и логическое мышление.
Социолог - чем занимается специалист, описание и зарплата
Профессия социолога является востребованной на рынке труда и социально значимой. Социология: что за профессия и где можно работать. Особенности профессии Среди большинства современных профессий социологи занимают одно. Социолог занимается исследованием явлений, происходящих в обществе. Социолог занимается исследованием явлений, происходящих в обществе.
Социолог - это какой специалист? Профессия социолог. Известные социологи
Социология является многогранной, многопрофильной наукой, поэтому сравнение социолога с другими профессиями может быть сложным. На практике социологи занимаются анализом функционирования социальных институтов, изучаются взаимодействие между общностями. — Социолог — это профессия, которая, как вы уже сказали, предполагает непосредственную работу с людьми.
Кем может работать социолог: обзор актуальных профессий
Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя: проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников — материальные и духовные — были максимально удовлетворены. Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства; проведение социологических исследований от этапа их разработки до анализа полученной информации и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда; участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации; участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее ; совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения; при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы. В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, "раскручивают" продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность. Какими личностными качествами должен обладать социолог По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации. Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины. Нужно также, чтобы он имел способность оценивать данные, выделять закономерности и частные случаи. Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость. Нельзя переоценить и такую черту характера, как ответственность.
От того, насколько качественно специалист по изучению общества выполнит свою работу, зависит успешность всех проектов, ради оптимизации которых и проводятся социологические исследования. Для данного специалиста важно уметь находить нестандартные способы решения нестандартных ситуаций, а также понимать психологию человека. Это необходимо, поскольку одна из основных задач социолога — предлагать варианты того, как решить проблемы сотрудников компании. Преимущества профессии социолог Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем.
Лучше всего ознакомиться с научными работами и книгами преподавателей , чтобы произвести впечатление на него. Что должен уметь делать социолог? Занятие социологией — неизмеримая ноша, которую на себя взваливает каждый человек.
Ведь процесс развития общества не стоит на месте и понятие социологии становиться более обширным. Саморазвитие и тяга к научным познаниям — 2 критерия, которые помогут быстро и качественно освоить науку. Социолог должен владеть экономическими методами, знать экономические подходы, уметь обмениваться опытом с сотрудниками различных стран и при этом владеть программированием, чтобы создавать математические вычисления в программах. Заниматься разработкой программы для социального анализа, проведение исследований, социальный опрос и так далее. И это не все обязанности, которые должен освоить социолог. Типаж социолога Работа социолога подходит любознательным, тянущимся к знаниям, информационно подкованным людям. Социология — не гуманитарная профессия, поскольку студенту кафедры социологии необходимо освоить точные науки, владеть языками, высшую математику, теоретическую, а также знать основы философии, логистики, древней истории.
Голова социолога должна быть полна важной информацией, которую постоянно нужно будет обновлять новым потоком информации. В основном социологи — подкованные люди , которые могут поддержать разговор на любую тему. Зарплата социолога В зависимости от места и направленности, зарплата социолога может варьироваться. Студент, которые на «отлично» закончил кафедру социологии может освоить и достигнуть значительных успехов в любой отрасли, где необходимо решать вопросы социального характера. А такие вопросы нужно решать в каждой профессии. Зарплата социолога зависит от опыта работы и багажа знаний, которым пользуется человек. Чем больше человек владеет анализом статистики, умеет обрабатывать информацию и делать соответствующие выводы, тем больше шанс добиться успеха и получать большие деньги.
Такие деньги может уже получать человек, будучи студентом, что уж говорить про сформировавшегося социолога, у которого «горы опыта за плечами». Знание иностранного языка повышает шанс на достижение высоких целей и выезда за границу. Чему должны учить будущих социологов? И какие перспективы у выпускников социологических факультетов ведущих вузов? Если вы считаете, что «Социология» — специальность исключительно для гуманитариев, вы глубоко заблуждаетесь. Будущий социолог должен одинаково хорошо владеть словом и «чувствовать» цифры. Получить специальность «Социология» можно как в государственных, так и негосударственных вузах.
Но самой большой популярностью у абитуриентов пользуются несколько учебных заведений: Государственный университет управления ГУУ , Государственный университет — Высшая школа экономики ГУ-ВШЭ , Московский государственный университет им. Ломоносова МГУ им. Здесь самый высокий вступительный конкурс. По словам Марианны Румянцевой, руководителя направления рекламы и PR «Агентства Контакт», выпускники именно этих вузов востребованы работодателями — их социологические факультеты считаются самыми сильными. Чему учат В ведущих вузах студентам стараются дать разносторонние знания о жизни общества. Помимо гуманитарных и точных наук, вы будете изучать социологию управления, рекламы, культуры, образования, семьи и т. Познакомитесь с разными научными школами, освоите методы подготовки и проведения соцопросов, анализа полученной информации.
Вас научат работать с базами данных, электронными таблицами, статистическими пакетами. На старших курсах вы сможете участвовать в выполнении реальных заказов и проводить собственные научные исследования. Александр Чепуренко, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ: — Мы готовим не ученых, которые будут сидеть в кабинетах и рассуждать о превратностях бытия, а социальных аналитиков, способных работать в бизнесе, политике, государственном управлении. Они знают, как и какую информацию следует собрать, каким образом ее можно обработать и проанализировать. Разные акценты Определитесь заранее, каким именно направлением социологии вы хотели бы заниматься. Если больше привлекает работа по исследованию рынка товаров и услуг, поступайте в вуз, который дает широкую экономико-математическую подготовку. В этом случае можно выбрать специализации «экономическая социология», «социология маркетинга» и т.
А еще ведь есть и прикладные дисциплины. В РГГУ тоже акцент делают на связи социологии прежде всего с экономикой, хотя специализации здесь самые разные. Читайте также: Развивающее занятие по профориентации 9 класс «Кем быть? Или выбор будущей профессии» Для тех, кому интереснее изучать общественное мнение и делать политические прогнозы, лучше поступать в вузы, где есть специализации «социология и психология управления», «социология политики», «социология общественных связей». Такие варианты предлагают Московский педагогический государственный университет МПГУ , Институт гуманитарного образования, Университет Российской академии образования и др. Вас научат грамотно задавать вопросы, анализировать мнения людей и видеть скрытый смысл в высказываниях респондентов. Социология «на любой вкус» есть в МГУ им.
Ломоносова, который предлагает специализации на тринадцати кафедрах: социология безопасности, семьи, международных отношений и др. Преимущество — в «языке» Знание иностранных языков — дополнительное преимущество для любого специалиста. При прочих равных условиях в международных компаниях отдадут предпочтение выпускнику «с языком». Ведущие вузы это понимают. Студенты социологического факультета МГУ им. Ломоносова могут в течение четырех лет изучать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский или китайский язык и получить дополнительную квалификацию — «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Большое внимание уделяется иностранным языкам в РГГУ.
Преподаватели по самым разным предметам приветствуют чтение студентами научной литературы в оригинале.
Занимается он и вопросами раскрутки продукции, оценивая эффективность рекламных кампаний, а также составляя рейтинги СМИ. Уникальное предложение.
Если социолог работает в консалтинговых компаниях и аналитических центрах или в государственных органах, то его должностные обязанности несколько иные.
Разработка и апробация методик сбора и анализа социальной информации, выбора выборки и формирования гипотез. Организация и координация работы полевых сотрудников интервьюеров, наблюдателей, экспертов , контроль качества данных.
Обработка и интерпретация полученных данных с помощью специальных программ например, SPSS, Statistica, Excel , применение статистических методов и моделей. Подготовка отчетов, докладов, статей и презентаций по результатам исследований для разных аудиторий заказчиков, коллег, научного сообщества, СМИ. Консультирование заказчиков по вопросам социологии, предоставление рекомендаций по улучшению ситуации в области интереса.
Участие в научных проектах, конференциях, семинарах и других формах профессионального обмена опытом. Преподавание социологии в учебных заведениях разного уровня. Специализации социолога Социология — это очень широкая наука, которая имеет множество специализаций по изучению разных аспектов общественной жизни.
Некоторые из них: Социальная психология — изучает поведение человека в группе, влияние социальных факторов на личность, отношения между людьми. Социальная антропология — изучает культуру, традиции, обычаи разных народов и этносов. Социальная экология — изучает взаимодействие человека и окружающей среды, проблемы экологического кризиса и устойчивого развития.
Социальная демография — изучает численность, состав, распределение и движение населения. Социальная статистика — изучает методы сбора, обработки и анализа социальной информации в цифровом виде. Социология образования — изучает систему образования, ее цели, функции, структуру, проблемы и перспективы.
Социология культуры — изучает культурные ценности, нормы, символы, идеологии, искусство и другие формы культурного творчества. Социология политики — изучает политическую систему, ее элементы, процессы, институты, режимы, партии, движения. Социология экономики — изучает экономическую систему, ее типы, модели, сектора, отрасли, рынки, акторы.
Социология семьи — изучает семью как социальный институт, ее функции, типы, структуру, роли, отношения. Социология религии — изучает религию как социальный феномен, ее формы, функции, влияние на общество и личность. Социология здоровья и медицины — изучает здоровье и болезнь как социальные категории, медицинскую систему, ее организацию, ресурсы, проблемы.
Кому подойдет профессия социолога Чтобы стать социологом, нужно иметь следующие интересы, склонности и таланты: Интерес к общественным наукам история, обществознание, право и другие. Интерес к математике и статистике алгебра, геометрия, теория вероятностей. Интерес к информационным технологиям программирование, базы данных.
Склонность к аналитическому мышлению умение абстрагироваться от эмоций и предрассудков. Склонность к творческому мышлению умение создавать новые концепции и подходы. Карьера социолога Карьера социолога часто начинается еще на младших курсах вуза — с работы интервьюера и подсчетов голосов в социологических организациях и госорганах.
Профессия Социолог
В отличие от философа, который занимается абстрактными и фундаментальными вопросами о природе реальности и знании, социолог фокусируется профессию конкретных социальных явлениях и взаимодействии в обществе. Куда поступить на профессию Социолог в Беларуси, Какие экзамены сдавать. Описание профессии. Достоинства и недостатки. Изучение общественного мнения, качества функционирования общественных институтов, настроений и трендов — вот чем занимаются социологи. Вместе с экспертами рассказываем, кто такой социолог, чем он занимается, какая у него зарплата, как им стать в 2024 году. Спрашивают не только социологи – кто угодно начинает спрашивать, часто неквалифицированно, с огромными ошибками и нарушениями методологии. Профессия социолог Любая деятельность требует общественной оценки.
Профессия «cоциолог»
Профессии Социолог — профессия любознательных граждан Социологи — это специалисты, которые, основываясь на анализе статистических и анкетных данных, могут предсказать исход политических баталий или спрогнозировать развитие событий в обществе. Социологи специализируются на различных общественных явлениях: от рекламы до демографии. Расскажем подробнее, кем работает социолог, где им можно стать, и поговорим о плюсах и минусах профессии. Чем занимается социолог Главные инструменты социолога — это различные методы социологических исследований опрос, анализ информации, эксперимент, социологическое наблюдение, метод экспертной оценки и так далее. Специалист с их помощью объясняет общественные явления и на основе наблюдений составляет программы, готовит рекомендации, разрабатывает проекты по решению проблем общества. Социолог на высоком уровне владеет методикой проведения исследований, программами обработки данных, обладает знаниями по теории вероятности, статистике и даже дискретной математике. Философия, логика, история — это те дисциплины, в которых профессиональный социолог должен хорошо разбираться. Пригодится и знание английского языка: обмен опытом с зарубежными коллегами ещё никогда не был лишним. Какими качествами должен обладать социолог Если мы говорим о личных качествах, то это в первую очередь аналитический склад ума, логическое мышление, наблюдательность и внимательность.
Если ты плюс ко всему ещё и коммуникабельный, ответственный, усидчивый — это будет только плюсом! Но даже если ты самый замечательный и исполнительный работник, без навыков и знаний не обойтись. Профессиональный социолог должен быть уверенным ПК-пользователем, ведь ему потребуется работать с Microsoft Excel статистика, ведение отчётности и с базами данных.
При этом нужно быть готовым к большому количеству цифр и необходимости много считать. Среди необходимых социологу качеств — критическое и аналитическое мышление, хорошие коммуникативные навыки, умение искать информацию.
Крупные компании и государственные структуры устраивают конкурс на место, оценивая возможности претендентов. Уровень зарплаты Заработная плата социолога прямо пропорциональна оказываемым услугам. Это может быть бюджетный проект, тогда специалист получает назначенный процент. При постоянной ставке молодой специалист может рассчитывать на 30 тысяч рублей.
Опытный профессионал получает до 70000. Высоко оцениваются исследования в области рынка. Заработная плата в коммерческих структурах значительно превышает среднестатистический показатель. Условия работы В зависимости от того, какая должность предложена специалисту, он постоянно находится в офисе или занимается исследованиями.
В консалтинговых и аналитических агентствах полная занятость персонала. Присутствует обязательный дресс-код, обусловленный требованиями компании. Социолог обеспечен полным социальным пакетом от государства и работодателя: оплата листа временной нетрудоспособности, отпуск в течение месяца, премии и доплаты за работу. Некоторые фирмы практикуют выдачу тринадцатой зарплаты.
Возможности работы на фрилансе С внедрением новых технологий в общество многие социальные опросы проводятся через Интернет. Эта сфера успешно задействуется современными специалистами. Работают удаленно представители средств массовой информации, рекламные агенты и PR-менеджеры. Профессия дает широкие возможности для фриланса.
Чтобы работать удаленно, не нужно дополнительных вложений. Необходимо владеть программами обеспечения, совершающими вычисления. Требуется знание персонального компьютера выше среднего уровня. Возможности трудоустройства Молодые специалисты имеют перспективы для трудоустройства в государственные структуры и коммерческие компании.
С каждым годом спектр возможностей только расширяется.
В МГУ ежегодно проходят значимые для научного сообщества социологические конференции, здесь преподают известные в России и за рубежом профессора. Обучаться в МГУ можно по направлениям бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, есть как бюджетные, так и платные места. Это один из наиболее прогрессивных вузов страны, где обучение проходит по самым актуальным направлениям: исследования социального неравенства, социология права и правоприменения, социология науки и технологий, исследования здоровья и медицины. Набор ведется на программы магистратуры и аспирантуры — бакалавриата в ЕУСпб нет. Это частный вуз и обучение в нем платное. Выпускники получают дипломы государственного образца, а впоследствии нередко выбирают академическую карьеру, продолжая работать в лучших университетах и исследовательских центрах страны. Курсы Курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации по специальности «Социология», как правило, предлагают университеты и институты. Отдельно стоит упомянуть площадки онлайн-образования, где можно Курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации по специальности «Социология», как правило, предлагают университеты и институты. Отдельно стоит упомянуть площадки онлайн-образования, где можно пройти курсы от ведущих университетов бесплатно или за символическую сумму.
Курсы по социологии есть на платформе «Открытое образование» и других. Обычно на таких курсах рассказывают азы социологической теории. Их полезно послушать тем, кто еще не определился в своем решении стать социологом, чтобы понять, насколько близка и интересна для них была бы эта область. Курсы по социологии есть на платформе «Открытое образование», Coursera и других. Востребованность До тех пор, пока мы живем в обществе, запрос на профессию социолог не исчезнет. Совсем наоборот, чем активнее в нашу жизнь внедряется технический прогресс, чем скорее развивается социум, тем сильнее нужны социологи — не только чтобы успевать описывать происходящие процессы, но и чтобы устанавливать причинно-следственные связи, давать прогнозы и помогать государству и предприятиям сориентироваться во всем многообразии социальной жизни. Устройство на работу и карьера Студенты, обучающиеся по социологическому профилю и планирующие в дальнейшем связать свою жизнь с этой профессией, могут нарабатывать опыт прямо во время обучения. Учащихся часто привлекают к своим исследования преподаватели, университетские лаборатории. Многие подрабатывают интервьюерами — теми самыми людьми, которые стоят на улице или ходят по квартирам с предложением пройти опрос. Любые подработки во время учебы дают практические навыки, помогают освоить «работу в поле» и позволяют выгоднее смотреться в глазах потенциальных работодателей после получения заветного диплома.
Особенность профессии — отсутствие ярко выраженных карьерных ступеней, свойственных другим областям. Социологи, работающие в организации, всегда являются частью команды. Группа исследователей, как правило, работает над общим проектом, где каждый отвечает за свою область задач. На начальных этапах эти задачи простые, но со временем они усложняются, и хороший специалист сможет быстро вырасти до главы этой команды.