Представители туристических компаний обсуждают возможные последствия главной политической новости этих дней – признание Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик. Правда, турецкий руководитель продемонстрировал и умение менять курс, не оправдавший надежд, извлекать выводы из неудач. Чем закончится политический скандал в Финляндии и готова ли Турция принять извинения Хельсинки?
Подписка на новости Политнавигатора
- Правила комментирования
- 14 мая 2023 – выборы в Турции
- Экономика без чудес
- Экономика без чудес
- Будет ли переворот? Эрдоган после победы заявил, что он с Турцией "до смерти"
На выборах в Турции снова побеждает Реджеп Эрдоган. Он обогнал противника на несколько процентов
Пусть никто не сомневается, что мы примем решение в этом процессе в рамках стратегической мудрости и справедливости», — сказал глава Турецкой Республики. Южное крыло НАТО нуждается в лидерстве Турции, это важно с точки зрения стабильности региона, указал в свою очередь нидерландский премьер, выдвинутый ранее на пост нового генсека Североатлантического альянса. Турция играет решающую роль. При этом она прилагает усилия для урегулирования ситуации в Газе», — заявил Рютте, добавив также, что Анкара «предпринимает меры, чтобы справиться с ужасным конфликтом на Украине».
Несмотря на то, что муниципальные выборы в большинстве стран редко оказывают влияние на внутриполитические процессы, исход битвы за Анкару и Стамбул возымеет решающее значение для будущего всей Турции.
Политическая карьера Эрдогана началась с его избрания мэром Стамбула в 1994 году, и в 2019 году политик говорил: «Тот, кто выиграет Стамбул, выиграет всю Турцию». Так что потеря этого города безусловно символизирует падение репутации коалиции президента. Однако его администрация поспешила это опровергнуть: Анкара не планирует проводить досрочные выборы главы государства. Президент Эрдоган под своим руководством приведет Турцию к переходу на новый этап, к независимой и сильной стране.
Ни у кого не должно быть в этом никаких сомнений», — отметил советник Эрдогана Мехмет Учум. Как итоги местных выборов изменят Турцию? Несмотря на результат, победа оппозиции не окажет серьезного влияния на общий курс страны в ближайшие годы, уверен Шахбазян. Противники Эрдогана довольно долго руководят Измиром, Стамбулом и Анкарой, но они не влияют на внешнюю политику.
Турция — одно из тех государств, где внешний курс строится общими интересами страны, не меняющимися долгими годами. Поэтому Эрдоган все равно продолжит маневрировать между глобальным Югом и коллективным Западом, извлекая максимальную выгоду для себя. В связи с этим Эрдоган может начать искать и интегрировать в повестку своего преемника. Большую конкуренцию ему может составить потенциальный кандидат от оппозиции, который будет иметь неплохие шансы на президентских выборах в 2028 году», — резюмировал востоковед.
Что будет дальше?
Генконсульство Узбекистана в Стамбуле разыскивает его родных, сообщает корреспондент Podrobno. Турция более не поддерживает активные торговые отношения с Израилем, подтвердил президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. Российская сторона просила разъяснить правила после случаев массового недопуска российских туристов на рейсы из Стамбула. Евросоюз рассматривает возможность введения против них санкций.
По его словам, премьер-министр Армении Никол Пашинян понимает это.
Турция заявила, что она не признаёт Республику Кипр и не собирается распространять на неё преференции ТС, то есть гарантировать свободу передвижения кипрских товаров и свободный доступ кипрских кораблей, самолетов и грузовиков на турецкую территорию. В итоге такая позиция дорого обошлась Анкаре и привела к приостановке переговоров о вступлении в ЕС. И пока не слишком ясно, что в Брюсселе понимают под модернизацией Таможенного союза в отношении Турции. Но об одном из аспектов глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель всё же проговорился. Исключительно важным в Брюсселе считают продолжение сотрудничества Евросоюза и Турции в борьбе с нелегальной миграцией. Стоит напомнить, что в 2016 году, в разгар миграционного кризиса, Евросоюз договорился с Эрдоганом о том, что Турция будет принимать у себя нелегальных мигрантов без шансов на убежище, направляющихся в Европу по южному маршруту в основном через Эгейское море в Грецию и на Балканы.
Чтобы поддержать Турцию, ЕС создал фонд с финансированием в 6 миллиардов евро. С той поры Турция приняла около 4 миллионов человек из беспрецедентного притока мигрантов, ищущих убежища от ближневосточных и африканских конфликтов. Но как показало время, соглашение всё же работало не слишком эффективно, и нелегальная миграция в Европу процветала. В 2020 году из-за обострения ситуации в Сирии Турция не раз открывала свои границы для арабских беженцев, стремящихся на Балканы. Теперь ЕС надеется на обновление соглашения. На период с 2021 по 2023 год для продолжения этой миссии было выделено еще 3 миллиарда евро. Привлекательным фактором для Анкары могла бы стать либерализация визового режима с ЕС.
Диалог на эту тему был начат ещё в 2013 году. Тогда даже была разработана дорожная карта с 72 контрольными показателями, которым Турция должна соответствовать, чтобы достичь безвизового режима поездок. Но этот процесс не был завершен и тоже заморожен. Главным двигателем нынешней инициативы Евросовета по Турции стал Берлин, который демонстрирует высокую заинтересованность в поддержании связей с Анкарой. В отношениях Турции с ЕС Германия занимает особое место как крупнейший в Европе торгово-экономический партнёр Анкары, а также страна, где постоянно проживают около 3 млн. Это самая многочисленная национальная диаспора в ФРГ, и она больше, чем где-либо ещё за пределами Турции. Причём среди этих турок 1,5 миллиона имеют немецкий паспорт и обладают избирательным правом.
Эту диаспору в Анкаре всегда рассматривали как свой важный зарубежный электоральный резерв, поскольку немецкие турки в большинстве своём консервативны и на всех турецких выборах традиционно высказывают поддержку правящей Партии справедливости и развития ПСР и лично Эрдогану. А сам Эрдоган никогда не скрывал, что именно в Германии видит ключ к дверям в Евросоюз. Однако германо-турецкие отношения при президентстве Эрдогана никогда не были простыми, особенно в последние годы на фоне миграционного кризиса в Европе. Его официальный визит в ноябре прошлого года в Берлин, первоначально ожидавшийся как возможный шаг к перезагрузке отношений, оказался не очень-то удачным и выявил множество противоречий сторон. Их диалог не стал ни знаковым, ни прорывным. Кроме того, он совпал по времени с событиями израильской операции в секторе Газа и был омрачён резкими политическими заявлениями Эрдогана в поддержку ХАМАС и критическими выпадами против Израиля как «государства-террориста», которые в ФРГ посчитали неприемлемыми. Тем не менее, Эрдогану организовали тогда в Берлине почётную встречу в соответствии с нормами большого протокола и помимо переговоров с канцлером ФРГ Олафом Шольцем его принял в своей резиденции Бельвю президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
И хотя перезагрузки тогда не случилось, в Берлине решили сделать новый шаг навстречу Анкаре. Тем более был прекрасный повод — 100-летие германо-турецких дипломатических отношений. По этому случаю 22 апреля с трёхдневным государственным визитом в Турцию отправился на сей раз президент Штайнмайер. Как и положено при юбилеях, программа его пребывания была, на первый взгляд, не слишком нагружена деловой частью и во многом носила церемониальный характер. А чтобы окончательно придать ей праздничный флёр, Штайнмайер прихватил в свой багаж 60-килограммовый мангал и привёз известного шашлычника Арифа Келеша из Берлина, чтобы в дни поездки угощать турецких друзей известным берлинским изобретением - дёнер-кебабом, этакой немецкой версией шаурмы. Однако в этом визите немец турецкого происхождения Келеш не просто эксперт по кебабу, а ещё своего рода человек-символ, поскольку он олицетворяет судьбу тех турецких мигрантов, которые построили себе жизнь в Германии благодаря своим предкам, приехавшим в страну в 60-е годы прошлого века. Они добывали уголь на шахтах в Эссене, строили дома в Гамбурге и Дюссельдорфе, собирали автомобили на конвейерах в Кёльне и Штутгарте — турок приглашали тогда все предприятия.
Как отметили СМИ, своей «шашлычной дипломатией» Штайнмайер хотел подчеркнуть тесные связи между гражданами обеих стран и почтить значительный вклад турецких рабочих в «немецкое экономическое чудо». По данным Министерства иностранных дел ФРГ, после заключения соглашения о наборе персонала в 1961 году около 876 000 человек из Турции приехали на немецкие стройки и заводы.
ТР © Турецкая Политика
Сделано это потому, что, согласно турецкому законодательству, дополнительный бюджет требует от правительства определить эквивалентные доходы и придерживаться запланированных показателей дефицита бюджета. Не имея возможности обеспечить такой объём поступлений, несмотря на повышение ряда налогов и сборов после выборов, правительство удовлетворилось дополнительным бюджетным предложением в размере 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов , надеясь преодолеть разрыв за счёт других средств. Соответственно новый законопроект о выделении средств госорганизациям и повышении лимитов заимствований дал возможность Эрдогану покрыть недостающие ассигнования в 700—800 миллиардов лир 30 миллиардов долларов за счёт займов. По мнению оппозиции, такой законопроект ущемляет полномочия ВНСТ по формированию бюджета и фактически нарушает конституцию. Ещё один бич экономики Турции, зависящей от импорта, — рост цен на иностранную валюту, являющийся одним из основных факторов инфляции. Поскольку доходы от экспорта и туризма не покрывают импорт, дефицит счёта текущих операций страны увеличился на 8 млрд за май 2023 года, выведя годовые показатели его роста на 60 миллиардов долларов. Для покрытия этого разрыва Турции необходимо привлечь иностранные средства. Однако, несмотря на назначение новым министром финансов известного экономиста Мехмета Шимшека и главой Центрального банка финансиста с богатым опытом в ведущих международных структурах Хафизе Гайе Эркан, власти Турции до сих пор не смогли внушить доверие западным инвесторам и по-прежнему рассчитывают на финансовую поддержку богатых монархий Персидского залива.
Об этом, в частности, свидетельствует международная активность министра финансов и послевыборное ближневосточное турне Эрдогана в июле этого года [10]. Правительство рассчитывает привлечь 25 миллиардов долларов инвестиций из аравийских нефтедобывающих монархий с помощью различных схем, включая их участие в новой приватизации. Внутриполитический ландшафт Турции, очевидно, будет существенным образом определяться попыткой президента вернуть массовую поддержку ПСР, которая на протяжении уже трёх парламентских электоральных циклов теряет лояльность избирателей как в относительных, так и абсолютных показателях. Так, в ноябре 2015 года ПСР поддержали 23,6 миллиона человек, в 2018 году — 21,3 миллиона, а в 2023-м всего лишь 19,3 миллиона. И это притом, что в ПСР состоят более 11,24 миллиона членов 11 миллионов 241 тысяч , то есть примерно 20 процентов имеющих право голоса в Турции состоят в партии Эрдогана. Представленная статистика сама по себе — удивительный феномен. У конкурирующей Народно-Республиканской партии НРП этот показатель почти в 10 раз меньше — лишь 1,37 миллиона 1 миллион 369 тысяч , у «Хорошей партии» — 618 тысяч, у ПНД — 464 тысяч.
Эрдогану и его сторонникам предстоит серьёзная подготовка к муниципальным выборам весной 2024 года, на которых ПСР планирует вернуть контроль над крупнейшими городами — столичными Анкарой и Стамбулом, а также Антальей. Муниципальные выборы, запланированные на март 2024 года, станут ещё одним важным электоральным испытанием для Эрдогана. Президент считает их «решающими» и рассматривает как своеобразный вотум доверия. Действуя в этой логике, он призвал своих сторонников активно работать над возвращением крупных городов, позиции в которых были проиграны ПСР на муниципальных выборах 2019 года. Их результаты стали разочарованием для Эрдогана, полгода до этого выигравшего президентские выборы 2018 году с 52 процентами голосов. При всей сложности поставленной задачи, Эрдоган может получить некоторые преимущества, если оппозиция не сумеет вновь консолидироваться после распада «коалиции шести партий» и сохранить поддержку курдских избирателей в городских центрах. Кроме того, решение суда, вынесенное в отношении мэра Стамбула Экрему Имамоглу — ключевой фигуры в оппозиционной НРП — может привести к его «отлучению» от политики на несколько лет.
Президент Байден выразил поддержку продаже F-16 Турции, и в январе 2023 года администрация, как сообщается, неофициально уведомила Конгресс о потенциальной продаже F-16, а также связанного с ним оборудования и боеприпасов. Члены Конгресса могут рассмотреть законодательные и надзорные варианты в отношении Турции. Действия Конгресса и исполнительной власти в отношении Турции и ее соперников могут иметь последствия для двусторонних отношений, военно-политических вариантов США в регионе, а также внешнеполитической ориентации и финансового благополучия Турции. Политические события при правлении Эрдогана Президент Реджеп Тайип Эрдоган правит Турцией с тех пор, как стал премьер-министром в 2003 году, и неуклонно усиливал свой контроль над населением и институтами страны. После того, как Эрдоган стал президентом в августе 2014 года в результате первых в истории всенародных президентских выборов в Турции, он получил мандат на усиление своей власти и внедрение президентской системы правления, которую он закрепил на референдуме 2017 года и президентских и парламентских выборах 2018 года. Некоторые обвинения в мошенничестве и манипулировании избирателями появились после референдума и выборов. После неудавшейся попытки военного переворота в июле 2016 года Эрдоган и его исламистски настроенная Партия справедливости и развития турецкая аббревиатура ПСР приняли более националистические подходы к внутренней и внешней политике, возможно, отчасти из-за их зависимости от парламентской поддержки со стороны националистов - Партии националистического движения турецкая аббревиатура MHP.
Многие наблюдатели описывают Эрдогана как противоречивую фигуру, и выборы показали, что примерно равные части страны поддерживают и противостоят его правлению. ПСР получила наибольшую долю голосов на местных выборах 2019 года, но проиграла некоторые ключевые муниципалитеты, в том числе Стамбул, кандидатам от светской Народно-республиканской партии турецкая аббревиатура НРП. Официальные лица США и Европейского союза ЕС выразили ряд опасений по поводу авторитарного правления и эрозии верховенства закона и гражданских свобод в Турции. Тем временем турецкие власти продолжают усилия по противодействию боевикам Рабочей партии Курдистана курдская аббревиатура РПК, террористическая организация, признанная США террористической. Эти усилия включают турецкие военные операции против РПК и связанного с ней персонала в Ираке и Сирии. Февральские землетрясения и их последствия Два сильных землетрясения магнитудой 7,8 и 7,5 произошли на юге Турции 6 февраля 2023 года. По сообщениям, в результате землетрясения и его последствий в районах Турции и Сирии погибло более 48 000 человек в Турции и 6 000 человек в Сирии, более 100 000 получили ранения и непосредственно повлияли на жизненные ситуации и повседневную жизнь миллионов людей.
В то время как турецкие власти координируют гуманитарное реагирование, предполагающее значительную международную помощь, и облегчают доступ к пунктам пересечения сирийской границы, наблюдатели стремились оценить 1 факторы, способствовавшие нанесению ущерба и его масштабам, 2 усилия по оказанию помощи жертвам и их семьям и 3 настоящие и будущие потребности. Официальные лица США предоставили или объявили о различных средствах помощи Турции, в том числе о срочной гуманитарной помощи на сумму 235 миллионов долларов. Катастрофа повлияла на политику, общество и экономику Турции, особенно в то время, когда страна готовится к президентским и парламентским выборам. Парламент утвердил трехмесячное чрезвычайное положение окончание которого запланировано на начало мая в 10 наиболее пострадавших южных провинциях Турции. Аналитики рассуждают о том, как кризис повлияет на поддержку президента Эрдогана и его правительства. В результате сильного землетрясения 1999 года на северо-западе Турции погибло около 18 000 человек, что побудило законодательные и нормативные органы принять меры по повышению безопасности зданий. Однако некоторые СМИ и оппозиционные политики утверждают, что за годы до землетрясений 2023 года правительственные чиновники и подрядчики отдавали предпочтение экономическим выгодам, а не соблюдению строительных норм и правил, что, по крайней мере, частично способствовало масштабам ущерба и гибели людей.
Эрдоган осудил критику в свой адрес или правительство как разжигание разобщенности, а министерство юстиции Турции приказало прокурорам создать «группы по расследованию преступлений, связанных с землетрясением», для рассмотрения уголовных нарушений за некачественную работу. Эрдоган признал некоторые проблемы с первоначальным реагированием правительства, в основном объясняя катастрофу масштабом землетрясений. Он объявил о программе восстановления под руководством правительства, пообещав построить 319 000 домов в течение года, всего 650 000 домов. Некоторые местные чиновники, инженеры и международные доноры выразили обеспокоенность тем, что быстрое восстановление без детального планирования или более четких мер ответственности может сделать новые здания уязвимыми для будущей сейсмической активности. Многие аналитики связывают всплеск инфляции с неоднократным снижением ключевой процентной ставки центральным банком Турции с сентября 2021 года, при этом дополнительное инфляционное давление может быть вызвано внешними событиями, такими как война России против Украины и повышение процентных ставок в США и других крупных странах. Лира имеет тенденцию к снижению уже более десяти лет, и ее падение, вероятно, частично вызвано более широкими опасениями по поводу верховенства права и экономики Турции. На протяжении всего этого времени президент Эрдоган настойчиво бросал вызов общепринятой экономической теории о том, что более высокие процентные ставки сдерживают инфляцию, привлекают иностранный капитал и поддерживают стоимость валюты.
Сменив управляющего центральным банком Турции и министра финансов в 2021 году, Эрдоган установил больший контроль над фискальной и денежно-кредитной политикой Турции. В публичных заявлениях Эрдоган утверждал, что более низкие процентные ставки стимулируют производство, занятость и экспорт. Эрдоган также критиковал высокие процентные ставки как противоречащие исламским учениям и усугубляющие разрыв между богатыми и бедными. Валютный и инфляционный кризис в Турции резко повлиял на стоимость жизни потребителей и стоимость международных займов в основном в долларах США для банков и компаний частного сектора. Правительство стремилось уменьшить влияние инфляции, предоставив снижение налогов, повышение минимальной заработной платы, расширение доступа к досрочным пенсионным пособиям и субсидии на основные расходы, а также льготы по кредитам для банков, держащих лиры. Турция также добивалась валютных свопов от некоторых арабских государств Персидского залива и извлекала выгоду из притока средств из России, что способствует предупреждению США о возможном уклонении от санкций. Расходы на текущую гуманитарную помощь и восстановление после землетрясения, а также сбои в сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, вероятно, еще больше нагрузят экономику Турции.
Учитывая, что общая стоимость оценивается примерно в 104 миллиарда долларов, Economist Intelligence Unit прогнозирует некоторое замедление экономического роста. Один аналитик сказал, что финансовая помощь от международных банков развития будет необходимой, но ограниченной из-за плохих отношений турецкого правительства с Западом. Выборы в мае 2023 г. Следующие президентские и парламентские выборы в Турции должны состояться в соответствии с конституцией Турции к 18 июня 2023 года. В марте президент Эрдоган назначил выборы на 14 мая 2023 года. Во многом в контексте экономических проблем Турции, о которых говорилось выше, опросы общественного мнения породили слухи о том, что Эрдоган и парламентская коалиция ПСР-ПНД могут быть уязвимы перед коалицией шести оппозиционных партий во главе с НРП и Партией добра. Некоторые наблюдатели спорят, могут ли 1 свободные и честные выборы состояться при Эрдогане, 2 оппозиционные партии могут убедить потенциальных колеблющихся избирателей встать на их сторону, несмотря на их личную или идеологическую близость к Эрдогану, или 3 Эрдоган уступит власть после поражение на выборах.
Коалиция оппозиции согласовала совместную платформу, направленную на возвращение Турции к парламентской системе, существовавшей до выборов 2018 года, в основном как средство ограничения исполнительной власти. Представители оппозиции также раскритиковали подход правительства Эрдогана к ряду вопросов внешней и внутренней политики и пообещали внести изменения. В своей платформе оппозиция намекает на более ортодоксальную экономическую политику, заявляя, что она снизит инфляцию и не наложит на Центральный банк никаких обязательств, кроме обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Избирательный процесс в Турции Выборы в этом году проходят в соответствии с изменениями, внесенными в 2022 году в избирательный закон Турции. Как и в 2018 году, 600 мест в парламенте Турции распределяются по партийным спискам по пропорциональной системе для каждого из 87 избирательных округов Турции. Однако поправка 2022 года снизила порог для прохождения в парламент. Неясно, могут ли возможные преимущества измененного закона для выделения большего количества мест более крупным партиям благоприятствовать ПСР, потому что она может получить наибольшее количество голосов, или НРП, потому что она больше объединяет свои избирательные списки со своими союзными партиями, чем ПСР со своей коалицией.
Высший избирательный совет Турции турецкая аббревиатура YSK управляет выборами. Он также расследует и выносит решения по всем нарушениям, жалобам и возражениям. Прошлые решения YSK в пользу позиции Эрдогана, вызвавшие споры, заключались в следующем: 1 его решение 2017 года не применять обычное требование о том, что на конституционном референдуме того года могут подсчитываться только опечатанные бюллетени; 2 его решение от 2019 года о повторении выборов мэра Стамбула в том же году кандидат от ПСР проиграл вторые выборы с большим отрывом, чем первые. Кроме того, измененный закон изменил процесс отбора судей, которые будут председательствовать в избирательных комиссиях провинций и округов, которые контролируют голосование, заменив систему старшинства лотереей. Критики утверждают, что это изменение может увеличить шансы на большую политизацию этих советов. Как и на прошлых выборах, представители местных политических партий и организаций гражданского общества, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы будут наблюдать за работой избирательных участков, голосованием и подсчетом бюллетеней, подведением итогов. Как и прежде, ОБСЕ осуществляет долгосрочную миссию по наблюдению за регистрацией избирателей, деятельностью и финансированием избирательных кампаний, освещением в СМИ и другими вопросами организации выборов или разрешения споров.
В марте 2023 года оппозиция выдвинула своим совместным кандидатом лидера партии НРП Кемаля Кы, в конечном итоге согласился поддержать Кылычдароглу после того, как два других потенциальных кандидата, которые более благосклонно отнеслись к Эрдогану, — мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Явас — поддержали Кылычдароглу в ответ на последний призыв Аксенера к одному из них баллотироваться. Перспективы Имамоглу, возможно, были подорваны уголовным приговором ожидающим окончательного решения по апелляции , который он и другие оппозиционные деятели обвиняют по политическим мотивам. Кылычдароглу стремился заручиться поддержкой курдов в своем стремлении свергнуть Эрдогана, «не вызывая вражды с националистически настроенными избирателями в разнообразном оппозиционном блоке, который его выдвинул». Некоторые аналитики задаются вопросом, сможет ли он это сделать. В то время как «Хорошая партия» Аксенера отвергает формальный союз между оппозицией и ДПН, решение ДПН поддержать Кылычдароглу вместо того, чтобы выдвигать собственного кандидата, может помочь Кылычдароглу создать антиэрдогановское большинство. ДПН организовала участие в парламентских выборах под эгидой YSP, чтобы предотвратить ее исключение, поскольку дело, находящееся на рассмотрении Конституционного суда, может запретить ДПН проводить кампанию под своим собственным именем. Возможные результаты Опросы предполагают тесную президентскую гонку.
По состоянию на 3 мая 2023 года один турецкий агрегатор опросов показывает небольшое преимущество Кылычдароглу в первом туре голосования, предполагая, что повторный тур возможен, потому что два менее популярных кандидата могут отобрать голоса у Эрдогана и Кылычдароглу. Для парламентских выборов тот же агрегатор опросов оценивает результат, при котором Народный альянс, выступающий за Эрдогана, может получить большинство голосов, но может не сохранить своего большинства, учитывая совокупный уровень поддержки Альянса нации, выступающего за Кылычдароглу, и прокурдский Альянс труда и свободы. Неясно, может ли поддержка ДПН кандидатуры Кылычдароглу в президенты перевести на координацию парламентских действий. Несмотря на потенциальную уязвимость Эрдогана, некоторые наблюдатели ставят под сомнение перспективы оппозиционной коалиции, ссылаясь на препятствия, создаваемые разобщенностью, политической стойкостью Эрдогана и влиянием правительства на СМИ, экономическое развитие и судебные решения. Пока неясно, как избиратели отреагируют на землетрясение. Economist Intelligence Unit оценил, что напряженная конкуренция может привести к «разногласиям в суде» и «политической нестабильности». Если партийная коалиция президента не будет контролировать парламент после выборов, парламент может проверять президента различными способами, если этого хочет большинство членов.
Президент обладает широкими полномочиями назначать министров кабинета и действовать в отсутствие парламентской инициативы, но полагается на одобрение парламента в некоторых вопросах, таких как составление бюджета, ратификация международных договоров и развертывание иностранных войск. Внешняя политика Турции Стратегическая ориентация Турции, или то, как она соотносится с Западом и другими глобальными и региональными державами и балансирует между ними, является важным фактором для Соединенных Штатов. Тенденции в отношениях Турции с Соединенными Штатами и другими странами отражают изменения в этой ориентации, поскольку Турция стремилась к большей независимости действий в качестве региональной державы в рамках более многополярной глобальной системы. Заинтересованность турецких лидеров в уменьшении своей зависимости от Запада в обороне и препятствовании западному влиянию на их внутреннюю политику может частично объяснить их готовность координировать некоторые действия с Россией, например, в Сирии и с покупкой Турцией российских ЗРК С-400 - системы ПВО. Тем не менее, Турция сохраняет значительные разногласия с Россией, с которой у нее давняя история разногласий, в том числе в политических и военных кризисах, связанных с Сирией, Украиной, Ливией и Арменией-Азербайджаном. Турецкие лидеры, похоже, разграничивают свои партнерские отношения и соперничество с другими влиятельными странами, как того требует каждая ситуация, отчасти в попытке уменьшить зависимость Турции от этих акторов и сохранить свое влияние на них. Будущий внешнеполитический курс Турции может частично зависеть от того, в какой степени турецкие лидеры чувствуют себя ограниченными своими традиционными отношениями в сфере безопасности и экономическими отношениями с западными державами, и насколько они готовы рисковать напряженностью или разрывом этих отношений при построении других глобальных отношений.
Изменения во внешней политике при другом президенте? В преддверии выборов 2023 года наблюдатели размышляли о том, чем внешняя политика нового президента включая внутреннюю политику с явными внешнеполитическими разветвлениями может отличаться от политики Эрдогана в случае победы кандидата от оппозиции. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную озабоченность в области безопасности: Сирия и Ирак курдская воинственность, проблемы беженцев и влияние других стран , Греция и Кипр споры Эгейского и Восточного Средиземноморья , а также Россия и Украина конфликт и его региональные и глобальные последствия.
Стремление стать посредником показывает, что Турция, не отказываясь от своих обязательств в НАТО, стремится предотвратить вероятность обострения конфликта в Черном море. В любом случае создание новой площадки для взаимодействия между Москвой и Анкарой, для переговоров между Россией Украины может оказаться полезным, полагает Амур Гаджиев. События в Казахстане ослабили пантюркистские и панисламистские настроения в турецкой элите и обществе в целом, заставили задуматься о своевременности идеи создания союза тюркоязычных государств под эгидой Турции. Отвечая просьбу HSE Daily прокомментировать факторы сотрудничества и соперничества в российско-турецких отношениях, эксперт сказал, что их элементы сочетаются в Сирии, где стороны сотрудничают в прекращении огня на северо-западе страны. Но Турция поддерживает деятельность конституционного комитета, который пытается изменить действующую модель организации власти в Сирии, в то время как Россия оказывает помощь сирийским курдам. Соперничество также проявляется и на южном Кавказе, где Россия является союзником Армении, а Турция поддержала в ходе войны за Карабах Азербайджан. Но при этом именно влияние России и Турции позволило остановить войну.
Такие же тенденции проявляются и в черноморском регионе, где обе стороны стремятся обеспечить стабильность. Турция, являясь членом НАТО, не желает обострения ситуации и, напомнил докладчик, не допустила прохода дополнительных кораблей НАТО в Черное море во время конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 г. Говоря о неоимперских элементах политики Турции, Амур Гаджиев отметил, что бывший министр иностранных дел 2009—2014 гг.
Президент Турции заявил, что не потерпит террористических организаций у своих южных границ Фото: kremlin.
Дай Бог, чтобы наши героические солдаты одержали победу", — сказал турецкий лидер. До этого, в субботу 23 декабря, 6 военных республики погибли на севере Ирака из-за нападения со стороны радикалов запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана РПК.
Турция с Эрдоганом или без: изменится ли что-то для России?
В конце мая президент Турции Реджеп Эрдоган объявил Эрдоган анонсирует новую операцию против курдов«Султан» идет на Сирию о том, что Анкара проведет новую военную операцию против Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Сирии. Политика - 28 мая 2023 - Новости Ростова-на-Дону - По данным агентства, "прямо перед выходом флотилии в море из Турции в Газу с 5 тыс. тонн гуманитарной помощи, Международный регистр судов Гвинеи-Биссау (два судна имели этот флаг) провел неожиданную инспекцию, по результатам которой флаги этой страны на судах. После того как Путин отказал в беседе Эрдогану, Турция готова пойти на крайние меры. После того как Путин отказал в беседе Эрдогану, Турция готова пойти на крайние меры.
Комментарии →
- Антитеррористическая операция Эрдогана: на кого Турция идет с войной
- Очень "дорогой друг". Чего же России всё-таки ждать от Эрдогана
- Поворот Эрдогана на Запад не спасет экономику Турции — The Cradle
- Нельзя будет даже слетать на отдых? Как на Россию повлияют выборы президента в Турции
- Парламент Турции обновился почти на две трети
Турция примет «стратегически мудрое» решение по новому генсеку НАТО — Эрдоган
До недавних пор Турция считалась наглядным опровержением двух мифов — о том, что в мусульманской стране не может существовать последовательно светский политический режим, и о том, что мусульманская страна без нефти неспособна быстро развиваться. Политика Турции осуществляется в рамках конституционной республики и президентской системы с различными уровнями и ветвями власти. По словам турецкого политика и дипломата, члена партии Партии инноваций (Yenilik), депутата Озтюрка Йылмаза, победа турецкой оппозиции означает, что "общество сейчас испытывает большой стресс и более активно реагирует на режим Эрдогана".
Турецкий выбор. Эрдогану придется готовить преемника?
Кроме того, в Турции провели денежную реформу, позволившую снизить уровень инфляции. В Турции было открыто множество свободных экономических зон СЭЗ , где действовали специальные налоговые условия для компаний, у которых более 85 процентов продукции шло на экспорт, а бизнес получил доступ к льготным кредитам Экономические преобразования продолжились и после того, как в 2014 году на первых в стране президентских выборах, прошедших путем прямого голосования, победил Эрдоган, сменив должность премьер-министра на пост главы государства. По итогам 2022 года ВВП Турции увеличился в годовом выражении на 5,6 процента, до 10,6 тысячи долларов на душу населения, свидетельствуют данные Института статистики страны. ВВП в пересчете на текущие цены в 2022 году увеличился на 107 процентов по сравнению с 2021 годом и составил 15,6 триллиона лир 905 миллиардов долларов. Рост финансового и страхового сектора в корреляции с ВВП составил 21,8 процента, сферы услуг — 11,7 процента, информационных и коммуникационных услуг — 8,7 процента. Выправилась и ситуация с торговым балансом. В начале января текущего года Эрдоган заявлял, что за последние 20 лет экспорт в Турции увеличился в семь раз — с 36 миллиардов долларов до 254,2 миллиарда долларов, и сейчас рост «не могут остановить неопределенности и преграды». При этом президент не намерен останавливаться на достигнутом и планирует вывести Турцию в топ-10 государств-экспортеров в мире. Принесли свои плоды и инвестиции в промышленность.
Количество проектов в оборонной промышленности выросло с 62 до 750, количество компаний — с 56 до 2700. Когда мы пришли к власти [в 2002 году], реализовывалось оборонных проектов на 5,5 миллиарда долларов. Сегодня эта цифра превысила 60 миллиардов долларов. А далее, с учетом проектов, находящихся на стадии тендеров, мы увеличиваем бюджет оборонпрома до 75 миллиардов долларов Реджеп Тайип Эрдоганпрезидент Турецкой Республики на церемонии передачи армии первого турецкого десантного корабля Anadolu Что касается экономических проблем, то к ним относится, например, высокая инфляция. Уровень инфляции остается крайне высоким: в апреле рост цен составил 43,68 процента. Однако верно и то, что показатель постепенно снижается уже в течение полугода, и апрельский уровень инфляции оказался минимальным за последние 16 месяцев. Это в большей степени проявляется именно в геополитической и идеологической зонах. Эрдогану удалось развить идею пантюркистского мира, включив в периметр своих интересов ряд стран, близких к Турции.
В экономической политике Турции эпохи Эрдогана удалось достигнуть значимого экономического прогресса. Развитие промышленности и сельского хозяйства обеспечивалось частичными методами протекционизма и усилиями по обеспечению доступности кредитов. В целом экономика Турции в значительной мере диверсифицирована», — считает кандидат экономических наук и главный аналитик «РегБлок». По ее мнению, к выборам Эрдоган подходит на фоне наличия очевидных успехов, имея в качестве слабого места лишь упущения в экономической сфере.
Президент Турции заявил, что не потерпит террористических организаций у своих южных границ Фото: kremlin. Дай Бог, чтобы наши героические солдаты одержали победу", — сказал турецкий лидер. До этого, в субботу 23 декабря, 6 военных республики погибли на севере Ирака из-за нападения со стороны радикалов запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана РПК.
Теперь под контролем оппозиции будут не только Стамбул, Анкара и Анталья, но и такие промышленные центры, как Бурса и Текирдаг.
Выборы проходили довольно эмоционально и не обошлись без происшествий. На юго-востоке в провинции Диярбакыр словесная перепалка избирателей перешла в драку с палками, метанием камней и стрельбой. В результате один человек погиб, еще 11 пострадали. Председатель комиссии по выборам показывает избирательный бюллетень, март 2024 года. У нее всегда были сильные позиции в крупных городах, где проживают обеспеченные представители среднего класса, отметил в разговоре с «360» кандидат политических наук, доцент Академии труда и социальных отношений Павел Фельдман. Народно-республиканская партия выступает за евроинтеграцию и светский путь развития страны.
Стремление расширить турецкое влияние привело, по словам авторам доклада, к заключению договора о разграничении в Средиземном море между Ливией и Турцией, который вызвал недовольство Греции и Кипра. Новая концепция внешней политики Турции предполагает укрепление военной составляющей, в том числе активизацию создания военных баз за рубежом, снижение роли дипломатии и создание ВПК, способного обеспечить решение внешнеполитических задач. По мнению Амура Гаджиева, правящая партия совместно с левыми кемалистами и националистами стремится активизировать вмешательство в Сирии, особенно против курдов, и присутствие в Ливии, используя протурецкие вооруженные группировки. Он пояснил, что в Турции нынешнюю стратегию называют «активным политическим реализмом».
Эксперт обратил внимание на активизацию Турции на внешнеполитической арене в последние недели, он привел в пример попытки участвовать в урегулировании российско-украинских отношений. Стремление стать посредником показывает, что Турция, не отказываясь от своих обязательств в НАТО, стремится предотвратить вероятность обострения конфликта в Черном море. В любом случае создание новой площадки для взаимодействия между Москвой и Анкарой, для переговоров между Россией Украины может оказаться полезным, полагает Амур Гаджиев. События в Казахстане ослабили пантюркистские и панисламистские настроения в турецкой элите и обществе в целом, заставили задуматься о своевременности идеи создания союза тюркоязычных государств под эгидой Турции. Отвечая просьбу HSE Daily прокомментировать факторы сотрудничества и соперничества в российско-турецких отношениях, эксперт сказал, что их элементы сочетаются в Сирии, где стороны сотрудничают в прекращении огня на северо-западе страны. Но Турция поддерживает деятельность конституционного комитета, который пытается изменить действующую модель организации власти в Сирии, в то время как Россия оказывает помощь сирийским курдам.
Турция: последние новости
Правда, турецкий руководитель продемонстрировал и умение менять курс, не оправдавший надежд, извлекать выводы из неудач. Турция сегодня — Два человека погибли при стрельбе в полицейском участке в Турции. Благодаря имплементации политики многополярности президенту Турции удалось обеспечить для страны серьезные экономические и политические преференции, отмечает она. Турция, ты готова голосовать?" —грядущие изменения обещает основной оппонент действующего президента, единый кандидат от оппозиционного блока Кемаль Кылычдароглу. Последние двадцать лет политические устремления Турции представляет Партия справедливости и развития (AK Parti) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, который руководит страной с 2002 года.
Чем турецкая модель правления отличается от других президентских систем
Его называют «хранителем секретов Эрдогана», «черным ящиком», «кувшином тайн». Не исключено, что в турецкой внешней политике нового периода дипломатический инструментарий будет подвергнут определенной ревизии с учетом современных подходов к обеспечению безопасности. Ряд обозревателей уже назвали новый период турецкой дипломатии «эпохой Фидана» — по аналогии с прежними периодами Ахмета Давутоглу и Мевлюта Чавушоглу. Но пока мы можем констатировать лишь то, что Анкара продолжает усилия по повышению своей роли в существующей системе международных отношений. Возникшая неопределенность в этой системе открывает определенные возможности для Турции, которая рассматривает неопределенность и переходный период в системе международных отношений как возможность проводить «более напористую» внешнюю политику. В последней предвыборной программе ПСР подчеркивалось, что во внешнеполитической деятельности курс на развитие отношений как со странами Запада, так и с Россией, сохранится. В контексте продолжающегося конфликта вокруг Украины Турция, согласно планам ПСР, и далее будет придерживаться «политики нейтралитета». В предвыборном документе ПСР также отмечалось, что Анкара активизирует контакты со всеми сторонами сирийского конфликта, чтобы добиться урегулирования ситуации в этой стране. Отношения с соседними странами, согласно вышеуказанному документу, будут укрепляться «на основе уважения национальных интересов, сотрудничества, процветания, стабильности и мира». При этом подчеркивалось, что Турция продолжит «самым активным образом» проводить политику по укреплению безопасности границ, борьбе с терроризмом и защите суверенных прав. Таким образом, ориентированный на многовекторность нынешний внешнеполитический курс Анкары с большой долей вероятности сохранится.
А это означает, что и вектор развития российско-турецких связей не будет подвержен каким-либо серьезным корректировкам. Для российского руководства Р. Эрдоган является «привычным» и «предсказуемым» партнером, с помощью которого можно решать как региональные, так и международные вопросы. В свою очередь Анкара понимает, что позиция Москвы является важным фактором в контексте турецкого присутствия в регионах Центральной Азии, Кавказа, Черноморского бассейна и Ближнего Востока. С участием России и Турции создан международный формат взаимодействия по сирийскому направлению, у Москвы и Анкары за спиной богатый опыт двустороннего сотрудничества по Карабаху. Турция сохраняет интерес к посредничеству в украинском конфликте, видя в этом возможность укрепления своих позиций на международной арене. Выступив инициатором в процессе создания регионального механизма под эгидой ООН, нацеленного на решение проблем, связанных с глобальной продовольственной безопасностью, Турция получила дополнительную возможность заявить о себе как об ответственном глобальном игроке. В сложившейся военно-политической обстановке можно предположить, что Турция под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана будет и дальше проводить во многом самостоятельную внешнюю политику. Отношения Турции с США и странами ЕС, к которым у нее сохраняется целый ряд претензий, в том числе, по вопросам военно-технического сотрудничества и борьбы с терроризмом, кардинальных перемен, судя по всему, не претерпят. Однако сохранение Анкарой прежнего курса внешней политики не означает, что инструментарий турецкой дипломатии останется прежним.
Россия, 127015, Москва, ул. Новодмитровская, дом 2, корпус 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 4.
В Турции президент может распустить турецкий парламент. Но это невозможно в США, где президент не имеет полномочий распускать ни Сенат, ни Палату представителей, две законодательные палаты Конгресса, ни при каких обстоятельствах. В этом смысле турецкая система аналогична французской, в которой президент может распустить Национальное собрание в любой момент после консультации с премьер-министром и лидерами как верхней палаты Сената , так и нижней палаты Национального собрания. Отставка президента Что касается отстранения президентов от должности, турецкая система в этом вопросе больше похожа на американскую, чем на французскую. В США Конгресс может объявить импичмент президенту простым большинством голосов, но для отстранения президента от должности требуется большинство в Сенате в две трети голосов.
В Турции турецкий парламент может назначить новые президентские выборы, если за это проголосует большинство в три пятых от числа депутатов. Во Франции для отстранения президента — процесс называется деституцией — требуется простое большинство голосов в обеих палатах парламента. В этом отличие французской модели от турецкой и американской систем, которые требуют квалифицированного большинства — двух третей или трех пятых — для смены главы государства. Если и верхняя, и нижняя палаты решат сместить президента Франции, статья 68 Конституции страны предусматривает: это может сделать только парламент, «заседающий в качестве Высокого суда». Проведение референдумов В отличие от американской модели, в которой нет референдумов на федеральном уровне, и турецкая, и французская президентские системы позволяют проводить референдумы на национальном уровне по таким важным вопросам, как, например, изменение Конституции. На местном уровне Франция и 23 американских штата разрешают проведение референдумов по различным вопросам, в то время как в президентской системе Турции такого пункта нет. Во Франции, согласно местной конституции, референдум может быть созван по любому вопросу президентом «без контрассигнации» то есть без одобрения со стороны главы правительства. Президент страны также может назначить референдум по предложению кабинета министров или парламента.
Турция, являясь членом НАТО, не желает обострения ситуации и, напомнил докладчик, не допустила прохода дополнительных кораблей НАТО в Черное море во время конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 г. Говоря о неоимперских элементах политики Турции, Амур Гаджиев отметил, что бывший министр иностранных дел 2009—2014 гг. Турции Ахмет Давутоглу называл себя неоосманистом, а внешняя политика страны отчасти демонстрировала преемственность политики младотурок в начале XX века. В последние годы союз исламистов и националистов привел к ослаблению имперских амбиций, но одновременно активизировались пантюркизм и пантуранизм, лозунги единства тюркских народов.
Фото: iStock Эксперт говорит, что в Турции понимают ограниченность ресурсов и поддерживают только прокси-силы в Сирии и Ливии протурецкие силы, обеспеченные инструкторами и снабжаемые турецким вооружением и боевой техникой — ред. На севере и северо-западе Сирии есть турецкие военные базы, но в Анкаре понимают, что не могут претендовать на всю Сирию. Тем не менее Турция, полагает автор доклада, будет расширять свое экономическое влияние и военное присутствие в этой стране и в Ливии. Отвечая на вопросы аспиранта департамента зарубежного регионоведения Эмилии Рубан , Амур Гаджиев подчеркнул, что переговоры с ЕС о возможных льготах для Турции продолжаются, стороны продлили миграционную сделку, по которой Анкара сдерживает приток беженцев в Европу, получая средства на их обустройство и в обмен на обещание либерализации визового режима для турецких граждан.
Однако обещания пока не воплощены в реальность — в Брюсселе понимают, что облегчение визового режима коснется и мигрантов, недавно получивших турецкое гражданство. Эксперт также отметил важность восстановления армяно-турецких отношений.
Либо через принятие новой Конституции страны. Это им, конечно, интересно", — говорит Стародубцев. Однако политолог подчеркнул, что турецкая оппозиция не даст возможности команде Эрдогана это сделать. И поскольку в этом вопросе они не договорятся, вероятность досрочных президентских и парламентских выборов в Турции довольно мала, считает он. Кто может обойти Эрдогана на следующих выборах Бытует мнение: тот, кто одержал победу в Стамбуле, побеждает потом и на президентских выборах. На этот раз мэром города был избран оппозиционный лидер Экрем Имамоглу. Стародубцев рассказал, есть ли у него шансы стать следующим турецким президентом.
На сегодняшний день он для оппозиции наиболее предпочтительный кандидат. Если бы были выборы завтра, он имел бы хорошие шансы не только на выдвижение, но и на победу. Но все-таки политика — это штука такая хитрая. За четыре года, подчеркну, может многое что произойти. Он может растерять свой рейтинг. На политической арене Турции могут появиться совершенно новые игроки. В частности, до сих пор от партии власти никого не выдвинули. Неизбежно кто-то должен появиться. И этот кто-то, в принципе, может бросить вызов и Экрему Имамоглу", — заметил политолог.
Стародубцев считает, что в своем нынешнем состоянии Экрем Имамоглу мог бы составить достойную конкуренцию режиму Эрдогана.