В ходе миссии «Союза-8» Гагариным на Луну была так же доставлена урна с частицей праха Сергея Королёва, который, таким образом, стал первым человеком, захороненным за пределами Земли.
Были ли люди на Луне?
Цель эту засекретили, а старт «Луна-15» специально перенесли на три дня раньше, чем у американцев. При этом о плане полета «Луна-15» ничего известно не было. Американское космическое агентство опасалось нежелательных помех и даже отправило в Советский Союз командира «Аполлона-8 » Фрэнка Бормана, который был дружен с СССР и стал первым космонавтом, посетившим страну. Его информация подтвердила — проблем не будет. И сначала действительно все шло по плану: пятитонная советская станция в то время они были очень громоздкие подлетела к Луне 17 июля, на три дня раньше конкурентов, и вышла на около лунную орбиту.
Однако тут началось непредвиденное. По каким-то причинам, космический аппарат задержался на орбите Луны до самого прилета «Аполонна-11». Есть несколько версий: от неполадок на борту до гравитационного поля Луны и ее поверхности, которые были плохо еще изучено, и СССР все это время делали срочные расчеты для наилучшего приземления. Аполлон-11, Базз Олдрин у экрана коллектора солнечного ветра NASA Но даже после того, как астронавты приземлились, советские контроллеры продолжали терять время на вычисления.
К тому моменту, когда американцы уже шли по Луне и собирали лунный грунт, «Луна-15» облетела спутник 52 раза.
Всего с 1969-го по 1972 год на Луне побывали 12 американских астронавтов. Следующая высадка человека на Луну в рамках разрабатываемой NASA программы «Артемида» состоится не ранее 2025 года — пока что новый лунный корабль «Орион» совершил один испытательный полет без экипажа на борту и готовится к первому пилотируемому облету Луны. Дальнейшие планы по освоению спутника предусматривают создание на Луне постоянной базы.
Так, например, в 1964 году «Рейнджер-7» сумел сделать подробный кадр Моря Облаков — лунного моря или низменности с ровным дном, заполненной затвердевшей лавой , расположенного на видимой стороне.
С помощью «Рейнджеров» ученые также получили возможность больше узнать про уже упоминавшийся выше реголит. Новый этап в изучении природы Луны начался в 1966 году, когда советская «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность Луны. Последняя оказалась «порошкообразной», но достаточно прочной, чтобы выдержать вес станции. В том же году на Луну приземлился «Сервейер-1» Surveyor , а последующие экспедиции дали больше информации о свойствах местного грунта. Поверхность также содержит пыль, но при этом достаточно прочная, чтобы выдержать вес людей и машин.
Луна не имеет глобального магнитного поля и атмосферы и состоит из обычных пород, аналогичных земным», — заключается на сайте NASA. Можно утверждать, что за одно десятилетие человечество узнало про спутник больше, чем за всю предшествующую историю. Во всяком случае до того, когда на Луну вступил астронавт. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг США — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». Более двух часов они ходили по Луне, собирая камни и грунт, чтобы забрать их на Землю для изучения.
Тогда Армстронг и произнес знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но огромный скачок для всего человечества». Следующие 50 лет успех миссии «Аполон-11» — проще говоря, нахождение астронавтов на Луне — пытались неоднократно оспаривать. Но ученые, получившие собранные лунные образцы, имеют однозначное мнение: камни явно внеземного происхождения. По химическому составу образцы похожи на земные породы, но при этом гораздо более сухие. Позднее исследователи пришли к выводу, что древняя Луна от 3,6 до 4,4 млрд лет назад , вероятно, была практически полностью расплавленной и покрытой слоем жидкой породы, пока та не кристаллизовалась под воздействием Солнца и «бомбардировки» метеоритами.
Базз Олдрин Впрочем, без происшествий у «Аполлонов» не обошлось, известно про две крупные аварии.
Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков.
Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё. Н-1 на стартовой площадке Н-1 в сборочном цеху Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей.
При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки. На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год.
3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник.
Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг США — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». Более двух часов они ходили по Луне, собирая камни и грунт, чтобы забрать их на Землю для изучения. Тогда Армстронг и произнес знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но огромный скачок для всего человечества». Следующие 50 лет успех миссии «Аполон-11» — проще говоря, нахождение астронавтов на Луне — пытались неоднократно оспаривать. Но ученые, получившие собранные лунные образцы, имеют однозначное мнение: камни явно внеземного происхождения. По химическому составу образцы похожи на земные породы, но при этом гораздо более сухие. Позднее исследователи пришли к выводу, что древняя Луна от 3,6 до 4,4 млрд лет назад , вероятно, была практически полностью расплавленной и покрытой слоем жидкой породы, пока та не кристаллизовалась под воздействием Солнца и «бомбардировки» метеоритами. Базз Олдрин Впрочем, без происшествий у «Аполлонов» не обошлось, известно про две крупные аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе после пожара корабль получил название «Аполлон-1» , в результате которого погибли три астронавта. Вторая произошла во время полета «Аполлона-13»: из-за взрыва бака с жидким кислородом и поломки двух из трех батарей топливных элементов высадка на Луну сорвалась, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю. Нил Армстронг и Базз Олдрин посадили лунный модуль корабля «Аполлон-11» на Луне «Аполлон-15» стал первой лунной миссией, использовавшей луноход.
На сайте NASA его описывают как небольшую электрическую тележку, позволявшую экипажу уезжать на многие километры от места приземления корабля. Крайняя на сегодня миссия на Луну, «Аполлон-17», прошла в декабре 1972 года — с тех пор люди туда не возвращались. Команда «Аполлона-17». Это тема для отдельного материала. Энтузиасты обсуждают множество возможных причин — от полумистических и до куда более банальных, связанных с проблемами в финансировании и сменой политической власти в США. Интересно, что советскую лунную программу крайний зонд — «Луна-24, 1976 год , так и не отправившую космонавта к спутнику, свернули почти одновременно с американской.
Но совершить мягкую посадку на спутник Земли смогла только станция «Луна-9». Она была запущена 31 января 1966 года и 3 февраля совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю сделанные изображения. С последующими АМС на Луну были доставлены самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2», которые обследовали окрестности мест посадки и переслали на Землю множество фотографий тех участков планеты. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24». Кроме программы «Луна», в СССР существовали еще программы исследования поверхности земного спутника — «Зонд» и программа «Н1-Л3», программа пилотируемых полетов на Луну. В ходе программы «Зонд» были запущены спутники серии «Зонд». При этом «Зонд-3» 25 июля 1965 года осуществил облет обратной стороны Луны и ее фотосъемку. Было сделано 25 крупноформатных снимков высокого качества. На основании этих снимков был создан «Атлас обратной стороны Луны». А 10 ноября 1968 года был запущен «Зонд-6», который отрабатывал полет по трассе Земля — Луна — Земля с возвращением спускаемого аппарата на Землю. В ходе полета 14 ноября 1968 года осуществлялась фотосъемка поверхности обратной стороны Луны.
Фото: Общественное достояние Лунная программа Советского Союза началась в конце 1950-х. Станция достигла второй космической скорости. Предполагалось, что станция «попадет» в Луну. Увы, попасть в спутник Земли не удалось. Управление спутником предполагало, что команды оператора выполняются мгновенно, а расстояние до Луны немного больше 1 световой секунды. Ионные ловушки и счетчик частиц позволили дать оценку силе солнечного ветра, было обнаружено отсутствие магнитного поля Луны. Станция впервые напрямую измерила величину солнечного ветра. Она достигла поверхности Луны 14. Собственная работа, общественное достояние 4 октября 1959 года была запущена АМС «Луна-3». Она была первой земной АМС, которая использовала для коррекции орбиты гравитационный маневр, в ходе которого станция увеличила скорость и изменила орбиту. Новая орбита была рассчитана так, что по возвращении станция вновь пролетела над северным полушарием.
Кубасов , В. Анохин , А. Бобиков, Г. Долгополов , В. Бугров , В. Никитский , В. Пацаев , В. Официально созданную группу отдел возглавлял В. Группа долго и тщательно вплоть до полной готовности к 1968 г. Для подготовки астронавигации по звёздам южного полушария группа командировывалась в Сомали. Для отработки высадки на Луну космонавты использовали тренажёры и вертолёты. Также в ЦПК для этой программы был построен планетарий. По предварительным назначениям, экипаж Быковский — Рукавишников должен был совершить первый облёт Луны , а Леонову предстояло стать первым космонавтом СССР а при удачном стечении обстоятельств — и мира на Луне. Согласно опубликованным источникам, ключевые члены группы присутствовали и инспектировали корабли при запусках «Зонда-4» и последующих кораблей Л1 в том числе, находясь на Байконуре , ожидали разрешения на полёт на «Зонде-7» 8 декабря 1968 , а также Л1С на втором запуске ракеты-носителя Н-1. Попович и Севастьянов и другие вели переговоры с центром управления через корабли «Зонд» во время их полётов. Ввиду проигрыша СССР обоих этапов «лунной гонки» подготовка космонавтов по лунно-облётной программе была прекращена в марте 1969 г. Основные статьи: Зонд космическая программа , Союз 7К-Л1 и Протон ракета-носитель лунно-облётный корабль Л1 компьютерная графика В разных КБ существовал ряд проектов облёта Луны, в том числе с несколькими запусками и сборкой корабля на околоземной орбите до появления ракеты « Протон » и прямого полёта вокруг Луны. К реализации облётной программы был выбран и доведён до стадии последних беспилотных отработочных запусков и полётов проект из вновь создаваемого в составе семейства «Союз» корабля ОКБ-1 Королёва — 7К-Л1 — и созданной несколько ранее ракеты-носителя ОКБ-52 Челомея «Протон». Смирнова собрано совещание по разбору вопросов: «О состоянии работ по исследованиям космического пространства, Луны и планет». По результатам разбора было отмечено, что работа по реализации, в первую очередь, лунных программ, а также по системам связи, исследованиям Венеры и Марса выполняется неудовлетворительно, в результате чего возникает серьёзная угроза утраты приоритета Советского Союза в области освоения космоса. ОКБ-52 не разработаны и не представлены планы-графики создания комплекса для облёта Луны, не рассмотрена и не утверждена схема полёта корабля при облёте, отмечена слабая работа главных организаций ОКБ-1, ОКБ-52 и научно-технического совета Минобщемаша. Было предписано считать центральным заданием 1965—1967 гг. Королёвым и В. Челомеем в двухнедельный срок рассмотреть и решить вопросы о возможности унификации разрабатывающихся пилотируемых кораблей для облёта Луны и высадки экспедиции на её поверхность; в месячный срок представить программу ЛКИ ракеты УР-500 и пилотируемого корабля. В ходе рассмотрения выяснилось, что ОКБ-52 не в состоянии решить в установленные сроки все вопросы, связанные с созданием и отработкой ракеты УР-500, разгонного блока и корабля для облёта Луны ЛК-1. В ОКБ-1, наоборот, состояние разработки пилотируемого корабля типа 7К и разгонного блока Д для комплекса Н1 -Л3 было более благополучно. Это создавало основу для переориентации с ОКБ-52 на ОКБ-1 работ по кораблю и разгонному блоку Д для облёта Луны с решением в том числе ряда задач по выполнению программы лунной экспедиции, осуществляемой комплексом Н1-Л3. Проекты предусматривали одноразовый пролёт над обратной стороной Луны, поле тяготения которой искривляет траекторию корабля и направляет его назад к Земле. Перехода на окололунную орбиту и схода с неё не планировалось, объём научных исследований был ограничен, что было не столь важно для такого проекта, главным образом, престижного характера. Это позволяло резко снизить массу лунного корабля и использовать не сверхтяжёлый носитель Н-1 , до эксплуатационной готовности которого было ещё очень далеко, а уже существующий с середины 60-х годов тяжёлый носитель «Протон». Советские облётные корабли уступали американским «Аполлонам» также и в том, что вмещали только двух космонавтов, а не трех.
Облет Луны
- Первым покорителем Луны был гражданин СССР
- «Авантюристы». Почему в СССР не верили, что американцы высадятся на Луне?
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России — 11.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны
- Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну
«Луна-9». Первая посадка на Луну 55 лет назад
Советская лунная станция «Луна-24» совершила мягкую посадку на спутник Земли 46 лет назад, 18 августа 1976 года. Ведь Советский Союз высадился на Луне всего на год позже. Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая — впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны. Спускаемый аппарат первых советских пилотируемых космических кораблей был рассчитан лишь на одного человека, что делает сомнительными версии о двух‑трёх одновременно отправленных (и погибших) космонавтах. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать). По версии «Человека на Луне», Нил Армстронг отправляется на Луну вовсе не из патриотических побуждений, но из-за переживаний о смерти дочери.
"Лунная гонка" СССР и США
Фактически, это была последняя попытка заскочить в уходящий поезд «лунной гонки». Что такое «Луна-15»? Космическая программа «Луна», предполагающая запуск межпланетных космических аппаратов к спутнику, появилась в 1958 году — еще до насовской программы «Аполлон». Запуск в 1961 году первого человека в космос только укрепил уверенность Советского Союза: они должны быть первыми и во всем остальном. И все какое-то время шло вроде бы неплохо. Среди других побед миссий — первый искусственный объект, достигший Луны; первый зонд, сделавший мягкую посадку на ее поверхности. Многие аппараты даже не вышли на земную орбиту, а какие-то до нее дошли, но отказались с нее уходить. В общем, советское правительство не очень любило анонсировать свои неудачи и понимало, что существует еще много несовершенств. Однако американский «Аполлон-11» объявил об отправке людей на Луну 16 июля 1969 года, и Советский Союз решил действовать на опережение.
Нет, отправить туда людей они были не могли при всем желании, но был способ разбавить горечь проигрыша небольшой ложкой мёда.
Как уже было сказано, АМС не достигла Луны. Причина, по которой станция не добралась до поверхности Луны, связана с ошибкой, закравшейся в циклограмму полёта: при команде на отсечку двигателя третьей ступени, которая выдавалась с Земли, не было учтено время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Но миссия «Луны-1» позволила понять и отработать технологию полета к естественному спутнику Земли для последующих космических аппаратов. Уже 14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик.
Но киношных персонажей «Звездных войн» знают куда лучше, нежели живых покорителей космического пространства. Нацеленность американцев на личный успех, славу, деньги - тоже вещь известная. Даже спортсмены и актеры не самого высшего ранга и то на одной рекламе зарабатывают миллионы долларов. А ведь все лунные астронавты — это безусловные суперзвезды, и уж первый экипаж — вдвойне. Вот где действительно должна была сбыться американская мечта: из обычного человека в миллионеры! Нил Армстронг Посмотрим же теперь, как сложилась судьба членов экипажа «Аполлона-11». Странно, но Армстронг — первый человек на Луне, по официальной американской версии — очень скоро уволился из НАСА, стал университетским преподавателем, ушел, что называется, в тень, его крайне редко показывали по телевизору, он почти полностью отгородился от прессы, потом занялся продажей компьютеров. Базз Олдрин Жизнь Олдрина, второго человека, сложилась еще сложнее. Одно время имел проблемы с алкоголем, страдал от депрессии, зарабатывал на жизнь то продажей автомобилей, то лекциями. Согласитесь, какая-то нетипичная судьба американских героев, первых людей, высадившихся на Луне: по идее, они должны были стать олицетворением процветающей Америки, всегда находиться на виду и стричь многомиллионные доходы от своего первооткрывательства. А здесь мы видим несчастных, в общем-то, людей, которых, по сути, выкинули со службы в самом цветущем возрасте около 40 лет , и всю оставшуюся жизнь они прозябали где-то в глуши, стараясь лишний раз не попадать в фокус общественного внимания. Майкл Коллинз Майкл Коллинз, третий член экипажа «Аполлона-11», который, в отличие от Армстронга и Олдрина, на Луну не высаживался, а находился в основном блоке корабля, обеспечивая отстыковку и пристыковку лунного модуля и поддерживая связь с товарищами, как вы уже, наверное, догадались, тоже ушел из НАСА почти сразу после полета 1969 года. Потом учился в Гарвардской школе бизнеса, в 80-х стал главой собственной фирмы.
Никаких сигналов с Луны. Если случилась авария, и лунный модуль получил повреждение, шансов вернуться домой нет никаких. Орел все-таки сел на лунную поверхность. Сломана одна опора. Смогут ли они вернуться домой на Землю? Орел на трех опорах Орел на трех опорах Альтернативная история лунной гонки в сериале Рональда Мура "Ради всего человечества" Уже снято два сезона. Выше содержание первой серии.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
Алексей Леонов и Павел Беляев Алексей Леонов в открытом космосе В рамках программы «Восход» Королёвым была разработана целая серия военных и научных программ, включающая в себя первый выход женщины в открытый космос, создание искусственной силы тяжести, испытания автономного средства передвижения космонавта и т. Предшествовал ему запуск беспилотного аппарата «Космос-64» 25 марта 1965 года, в ходе которого последний раз в истории советской космонавтики на орбите побывали собаки — Ветерок и Уголёк, полет которых продлился почти 22 суток. Они провели в космосе 18 дней и благополучно вернулись на Землю 13 июля, однако после возвращения оба космонавта испытали значительные трудности с привыканием к земной гравитации — около шести суток они находились в госпитале под наблюдением врачей. Здоровье Берегового и Дёмина восстановилось, однако негативные с точки зрения медицины результаты первого долгосрочного полета заставили ученых пересмотреть многие взгляды на продолжительность безопасного для здоровья пребывания человека в космосе и заняться разработкой специальных методик, для поддержания физической формы в ходе полета. Негативные последствия от долговременного пребывания в космосе позднее получили неофициальное название «эффекта Берегового». На февраль—март 1966 года был намечен пуск «Восхода-4» с космонавтками Терешковой и Соловьёвой уже с учетом опыта предыдущего полета, но этот полет, как и все последующие, был отменен после того, как 27 августа 1965 года на коллегии Минобщемаша все пилотируемые миссии были переданыв ОКБ-52, возглавляемое Владимиром Челомеем. А 14 января 1966 года от саркомы в возрасте 59 лет скончался Сергей Королёв, после чего программу «Восход» окончательно свернули, сосредоточив основные усилия на предстоящей лунной миссии. Лунная гонка Выпуск журнала «Time», посвященный Лунной гонке Впервые соперничество между СССР и США вокруг Луны проявилось еще в 1950-е годы — 23 сентября 1958 года в космос была запущена советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1», которая должна была достичь поверхности земного спутника, но из-за ошибки в расчетах прошла в 6 000 км от нее. В результате «Луна-1» набрала вторую космическую скорость и стала первым искусственным спутником Солнца. Как и в целом в Космической гонке, США явно не поспевали за Советским Союзом в изучении Луны — вторая космическая скорость была впервые развита «Пионером-4» 3 марта 1959 года, почти на полгода позже «Луны-1», достичь поверхности Луны удалось «Рейнджеру-4» 23 апреля 1962 года, однако еще до посадки прервалась связь со станцией.
Наконец, в середине 1960-х году обе державы сумели произвести мягкую посадку своих аппаратов на поверхности Луны — 22 июля 1965 года к западу от кратера Кеплера села советская «Луна-7», а 30 мая 1966 года на территории Океана Бурь совершил посадку и американский «Сервейер-1». Советская лунная программа Первые проекты пилотируемого полета к Луне появились у Королёва уже в марте 1959 года — речь пока не шла о посадке на ее поверхность, космическому кораблю предстояло лишь облететь Луну, однако очень быстро в ОКБ-1 осознали, что Советский Союз еще не располагает мощностями для такой экспедиции и нужно создание принципиально новой ракеты. В январе 1962 года Королёв представил эскизный проект своей ракеты Н-1 грузоподъемностью до 75 т, которая смогла бы осуществить мягкую посадку спускаемого аппарата на поверхность Луны и вывести на окололунную орбиту ее искусственный спутник. В это же время со своей идеей пилотируемого полета на Луну выступил другой советский конструктор Владимир Челомей, прежде занимавшийся в основном ракетами военного назначения. Он предложил в качестве носителя разрабатываемую в его ОКБ-52 трехступенчатую ракету УР-500К, с помощью которой уже в 1965—1967 годах должен был состояться облет Луны. Владимир Челомей — «отец» советской лунной программы Челомею, до того успешно реализовавшему программу создания ракетных вооружений для ВМФ, удалось своими смелыми предложениями заинтересовать Берию, для которого победа над американцами в Лунной гонке постепенно выходила на первый план. Программа «Союз» Разработка ракеты-носителя УР-500 шла уже с октября 1959 года — ведущими конструкторами были назначены Павел Ивенсен, Юрий Труфанов и Виталий Выродов, а 31 октября 1964 года состоялся первый тестовый запуск новой ракеты, прошедший успешно. В это же время активно шла подготовка лунного отряда космонавтов, состав которого окончательно утвердили в феврале 1967 года — начальником отряда был Гагарин, в первый экипаж, которому предстояло облететь Луну, выбрали Валерия Быковского и Николая Рукавишникова, а первым человеком, которому предстояло ступить на лунную поверхность, должен был стать Леонов. Кроме того, в лунный отряд отобрали уже побывавших в космосе Комарова, Поповича, Николаева и Волынова и еще около 20 летчиков-испытателей, которым только предстояло совершить свой первый космический полет.
Сроки полета, однако, постоянно сдвигались, главным образом из-за соперничества двух конструкторских бюро и личной неприязни Королёва и Челомея. Однако неудовлетворительные результаты программы «Восход» и, вместе с тем, успешные испытания УР-500, привели к тому, что в августе 1965 года все работы над лунной ракетой передали в ОКБ-52, а после смерти Королёва решением Берии Челомею поручили так же проектировать корабль, которому предстояло высадить космонавтов на Луну. Все работы над королёвской Н-1 были прекращены, а уже 16 марта 1966 года состоялись первые успешные испытания модернизированной УР-500 — УР-500К, так же известной как «Протон-К» с беспилотным кораблем ЛК-1. УР-500 на старте Положению Челомея угрожала позиция министра обороны маршала Устинова — с ним у конструктора были крайне напряженные отношения, следствием которых были постоянные попытки Устинова закрыть программу УР-500К — ЛК-1. Спас Челомея лишь успешный полет «Зонда-5» 8—14 марта 1967 года, в ходе которого беспилотный аппарат, выведенный на орбиту его «Протоном», впервые не только облетел Луну, но и благополучно вернулся на Землю — первыми живыми существами на окололунной орбите стали две средиземноморские черепахи. Не смотря на то, что «Зонд» совершил посадку в водах Индийского океана и едва не был перехвачен американским судном, успех его миссии дал старт пилотируемым полетам по программе «Союз»: 28—29 апреля в космосе побывали Павел Попович и Виталий Севастьянов на корабле «Союз-1», 1—12 сентября — Валерий Волошин и Юрий Артюхин на «Союзе-2», проведя испытания нового корабля на высокоэллиптической орбите, а 12 октября со своего поста был снят Устинов и на его место назначен маршал Якубовский, гораздо более лояльный к Челомею. Старт «Союзу-3», экипажу которого предстояло впервые облететь Луну, был дан 23 декабря в 12 часов 37 минут по московскому времени и был, отчасти, приурочен к 7-й годовщине полета Гагарина: через час отработала последняя ступень и аппарат начал полет к Луне. Быковский и Рукавишников поддерживали радиосвязь с Землей, вели фотографирование планеты, а при облете Луны — и ее поверхности. Благодаря тому, что переговоры космонавтов с Байконуром были перехвачены обсерваторией Джодрелл-Бэнк в Великобритании, о полете «Союза-3» узнали во всем мире.
По замыслу Челомея, при старте от Луны к Земле кораблю не требовалось дополнительно включать двигатели — полет продолжался исключительно за счет использования лунной гравитации. При этом от космонавтов не требовалось гасить скорость на околоземной орбите, т. В ходе полета «Союза-3» возникла серьезная проблема из-за отказа датчика ориентации при облете Луны — пилотам пришлось в ручном режиме корректировать положение корабля, чтобы не повиснуть на окололунной орбите, но, тем не менее, миссия окончилась успешно — 30 декабря в 7:03 возвращаемый аппарат совершил посадку к северо-востоку от города Гурьев. Для советского руководства этот успех стал желанной возможностью продемонстрировать, что СССР по прежнему остается лидером в космосе. Валерий Быковский — командир корабля «Союз-3» Николай Рукавишников — бортинженер корабля «Союз-3» «Восход Земли» — фотография «Союза-3» Первая сверхтяжелая ракета Пилотируемый облет Луны стал для НАСА шоком — получалось, что полеты «Аполлонов» еще не начинались, а советы уже практически высадились на лунной поверхности, в связи с чем администрация президента Скрэнтона даже подумывала полностью отказаться от дорогостоящей космической программы. По расчетам Вашингтона, уже в мае—июне 1968 года советский космонавт должен был высадится на Луну, однако прошел год, но никаких известий о высадке не было.
Королев — в пух и прах. Но неприятности ждали впереди. Неожиданно умер С. А тут еще началось подстегивание сверху.
На одном из совещаний, проводимых Д. Устиновым, вопрос был поставлен так: «Через два месяца праздники, в США снова полетят. Что сделали мы? Первый старт 21 февраля 1969 г. Через 70 секунд после старта в хвостовом отсеке ракеты возник пожар. В июле 1969 г. Из-за неисправности кислородного насоса произошел взрыв, который разрушил стартовый комплекс. На его восстановление, анализ аварии и строительство новой ракеты ушло два года. Третий старт состоялся 27 июня 1971 г. Ракета уже приподнялась над землей, но… внезапно потеряв управление, упала на полигон.
С четвертой попытки ракета полетела. Пятый старт был намечен на август 1974 г.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Подготовка российских космонавтов к высадке на Луну Информация о подготовке российских космонавтов к планируемой высадке на Луну, этапы и особенности тренировок и подготовки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Планы и перспективы российской космонавтики после высадки на Луну Анализ планов и перспектив развития российской космонавтики после запланированной высадки на Луну, возможные проекты и направления исследований. Контент доступен только автору оплаченного проекта Подготовительные работы к первому полету российских космонавтов на Луну Обзор начала подготовительных работ к первому полету российских космонавтов на Луну в 2015 году, этапы и задачи подготовки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы.
Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Шесть американских экспедиций на Луну плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны.
Были ли люди на Луне?
31 марта 1966 года советские специалисты осуществили запуск первого искусственного спутника Луны. Космонавты СССР на Луне, пропавшие космонавты СССР, первый советский космонавт в плену у Пекина и другие любопытные версии. Первым из корабля в открытый космос вышел советский летчик-космонавт Алексей Леонов, а первой в мире женщиной-космонавтом оказалась Валентина Терешкова. Главная → Публикации → Новости.
Арабский халифат и его распад
- Советская лунная программа
- Ответы : А были ли Русские на луне?
- "Лунная гонка" СССР и США
- Советская лунная программа
Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15»
Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету. Кроме того, в результате исследования было окончательно определено соотношение масс Луны и Земли: оно составило 1 к 81,3. А установленные на борту спутника высокочувствительные магнитометры позволили сделать новые выводы о магнитном поле Луны. Измерения показали, что это поле значительно слабее земного и обусловлено влиянием солнечного излучения, космических лучей и периодического магнитного шлейфа Земли. Кроме того, установленные на обшивке датчики позволили прийти к выводу, что вокруг Луны существует метеоритное облако из захваченных гравитационным полем частиц. А благодаря спектрометрам гамма-излучения ученые пришли к выводу, что основными породообразующими элементами лунной поверхности являются кислород, магний, алюминий и кремний. Текст: Анна Хрусталёва.
Так, в документе говорилось: "…Для выяснения причин незапуска двигателя четвертой ступени создана комиссия под руководством тов. Одновременно составлен план подготовки носителя с объектом Е-6 к запуску на Луну 2-3 февраля с. Несмотря ни на что, Сергей Королев упорно и настойчиво двигался вперед. Выявив и проанализировав ошибки, специалисты ОКБ-1 к весне 1965 г. В 1965 году по инициативе Королева работа была передана в КБ им. Здесь под руководством Георгия Бабакина было освоено производство обновленной станции, которая в результате и достигла успеха: "Луна-9" произвела мягкую посадку на Луну. На следующий день после прилунения по команде с Земли она начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображения. Кстати, среди рассекреченных документов есть и такой интереснейший, как протокол совещания при Междуведомственном научно-техническом совете по космическим исследованиям при АН СССР от 23 января 1963 года.
Оказалось, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем. Широко известен миф о скульпторе Дедале и его сыне Икаре, сделавшем себе крылья из орлиных перьев и воска. Перед полетом осторожный Дедал посоветовал сыну держаться строго определенной высоты над Землей, но, опьяненный радостью полета, пылкий Икар забыл об этом напутствии, поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск, и Икар погиб. Первым из известных в истории авторов «описаний» космических путешествий называют греческого философа-софиста Лукиана Самосатского 120—180 гг. Он в своих «Истинных историях» рассказал о жизни на других планетах, а в повествовании «Икароменипп» запустил своего героя в космос с горы Олимп. В этом произведении в художественной форме зарождается идея космического полета человека. Тогда же сформировалось космоцентрическое представление о мире, согласно которому мир воспринимался как космос, разнообразный и гармоничный. Рассматривалась связь микрокосмоса человека и макрокосмоса Вселенной , что создавало предпосылки для появления идей о космическом полете человека. В эпоху Средневековья господствовала геоцентрическая картина мира Аристотеля — Птолемея, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. В рамках этой модели человеку не было нужды даже мысленно выбираться из «центра мироздания», и идея космического полета не получила своего развития. Для этого требовалась коренная ломка привычных схем и понятий. Система Птолемея была поставлена под сомнение. Наступила эпоха возрождения космической идеи. В своем сочинении «Об обращениях небесных сфер» Коперник нарисовал гелиоцентрическую картину мира, где Земля из центра Вселенной была переведена в ранг рядовой планеты Солнечной системы. Труды многих ученых Нового и Новейшего времени легли в основу современной космонавтики. Среди них: Джордано Бруно, выдвинувший идею множественности обитаемых миров; Галилео Галилей, один из первых бросивших взгляд на Луну в телескоп; Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет; Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения — основу небесной механики; наш соотечественник Михаил Ломоносов, обнаруживший атмосферу на Венере и открывший первую страницу новой науки — физики планет и др. В мировой литературе начал появляться целый ряд произведений писателей-фантастов, отражающих идею космического полета. Одним из первых «отправился» на Луну в своем романе французский писатель Сирано де Бержерак. Замечательный писатель-фантаст Жюль Верн в своих произведениях «Робур-Завоеватель» и «Властелин мира» рассматривал космонавтику как неотъемлемую часть земной жизни, выступал как настоящий ученый-исследователь. В 1832 году было опубликовано первое оригинальное произведение русской литературы, в основу которого положен космический сюжет, — «Путешествие в Солнце и на планету Меркурий и все видимые и невидимые миры» Д. Его автор задался целью опровергнуть слухи о возможном столкновении в том году кометы с Землей. В 1844 году вышла книга С. Дьячкова «Путешествие на Луну в чудной машине, с описанием тамошних стран, обычаев и разных редкостей». В 1897 году газета «Северная пчела» поведала о том, что крестьянин села Ключи в Рязанской губернии Матвей Селиванов «измастерил из холстины крылья» и 12 апреля 1897 года прыгнул с колокольни, «махая оными». А перед этим он «смущал народ речами о том, что полетит к звездам и посмотрит Господа Бога». За вольнодумные речи Матвей Селиванов был выслан на поселение в Туркестанский край. Постепенно становилось понятным, что для полетов в космическое пространство необходимо изучить и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, разработать теоретические и практические основы освоения космоса. Нужен был принципиально новый космический летательный аппарат с реактивным двигателем. В первой половине XIX века в России опытные работы по боевым ракетам проводили русские изобретатели — военные инженеры А. Засядко, К. Шильдер, К. Последний обобщил предшествующий опыт научно-исследовательской и производственной деятельности по изготовлению ракет в России и был ревностным пропагандистом идей ракетной техники. С середины XIX века русские изобретатели и конструкторы исследовали перспективы применения реактивного принципа движения для решения проблемы космического полета человека. В 1849 году военный инженер И. Третеский разработал проекты летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара. В 1866 году герой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания, контр-адмирал Н. Соковнин в работе «Воздушный корабль» предложил проект реактивного аэростата, сила тяги которого в горизонтальном полете должна была создаваться при истечении сжатого воздуха. В 1867 году изобретателю Н. Телешову был выдан патент на ракетоплан, в котором использовался принцип отдачи газов, образующихся при взрыве смеси в полом цилиндре, служившем камерой сгорания. В конце XIX века заслуживают внимания разработки пионера авиации контр-адмирала А. Можайского, испытавшего в 1883 году созданный им самолет, который стал прообразом современных воздушных лайнеров. Однако недостаточная мощность двигателей не позволила аэроплану совершить устойчивый полет. Особое место среди большого количества проектов реактивных летательных аппаратов занимает проект изобретателя Н. Интересно, что его «Проект воздухоплавательного прибора» был разработан в 1881 году в тюрьме, куда он был заключен за участие в покушении на императора Александра II. Изобретатель утверждал, что атмосфера для полета реактивного аппарата только вредна, так как создает дополнительное сопротивление движению. Кибальчич стал автором первого в мире проекта реактивного аппарата для полета человека в безвоздушном пространстве. Подлинно научная теория реактивного движения ракет была разработана выдающимся русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Он первый назвал ракету средством осуществления межпланетных полетов. В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов. Наш великий соотечественник К. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики. Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов. В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф. Цандер и Ю. Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники. Под влиянием трудов К. Циолковского энтузиасты космических полетов начали объединяться в группы и сообщества. В начале 1921 года под руководством Н. Тихомирова в Москве была создана первая в нашей стране государственная лаборатория, реорганизованная в 1928 году в Ленинградскую газодинамическую лабораторию ГДЛ. В лаборатории проводились экспериментальные исследования пороховых, жидкостных и электрических ракетных двигателей. Разработкой жидкостных и электрических двигателей в ГДЛ руководил талантливый инженер-конструктор В.
Так вот, в те "золотые" годы Советский Союз с большим рвением старался изо всех сил выйти первым и в Лунной гонке. Но что-то в определенный момент пошло не по плану и вперед выдвинулись американцы, которые в итоге и посадили на поверхность Луны целых шесть экипажей. Сегодня, нам нужно узнать, по какой же причине Советский Союз отказался от высадки своего экипажа на Луну. С одной стороны, партийная номенклатура понимала, что "гонка за Луну" нами уже проиграна, когда американцы совершили высадку летом 1969 года. Тем не менее, работы на данном направлении в нашей стране не заканчивались. Иметь звание "вторых" на Луне, в целом то, не было настолько плохим, и уж точно, не вредило имиджу страны. Тем не менее, хотя запал у партийной верхушки еще был, но дела уже не шли у конструкторов и ученых. Сразу скажем о том, что в данном материале о данной теме будет сказано кратко, так как разбор каждого из пунктов достоин целой статьи, чем мы и займемся в следующих темах. А на сегодня, повторимся, все будет, весьма и весьма, кратко. Наверное, основной причиной отказа от программы, стало не то, что американцы первыми совершили посадку на Луну, а то, что подвела ракета-носитель Н-1. Как говорится, не срослось. Было проведено несколько испытаний и всегда, ракета взрывалась.
История проекта
- На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет
- Советская лунная программа
- Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
- "Лунная гонка" СССР и США
- Как человечество покорило Луну, все потеряло и сможет ли сделать это снова?
- Человек, опережающий время
Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны
Советский Союз обходит США, советские люди пользуются уважением всего мира, о достижениях советских конструкторов пишет пресса. Вопрос: Антон Громов, популяризатор космонавтикиОтвечает: Владимир Борисович Краскин, старейший член Российской секции ISA, ветеран космодрома Байконур, зам. Почитать о жизни первого человека, оставившего свой след на Луне, можно в книге Джеймса Хансена, которому довелось пообщаться с астронавтом лично.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Советская лунная программа зарождалась в условиях космической гонки между СССР и США. В то время как Соединенные Штаты развивали программу "Аполлон" по высадке человека на Луну, Советский Союз воплощал собственную программу по освоению спутника. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». В 1959-м Советский Союз запустил первую межпланетную станцию для изучения Луны.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Советская лунная станция «Луна-24» совершила мягкую посадку на спутник Земли 46 лет назад, 18 августа 1976 года. Согласно графику советской лунной программы, Алексей Леонов в сентябре 1968 года мог стать первым человеком на Луне.