Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Вопрос по истории: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству.
Повинности крестьян перечислите
Думаем, сравниваем, размышляем 1. Объясните происхождение слова «крепостной». На его основе подготовьте сообщение сопроводив его электронной презентацией. Скачать презентацию «Крепостные крестьяне XVII века» Слово «крепостной» произошло от понятия «крепость», что в древнерусском праве означало акт, символический или письменный, утверждавший власть какого-либо лица над чем-нибудь. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу «крепостное право» на эту вещь. Предметом крепостного обладания в России были и люди. Такие крепостные изначально назывались «холопами и робами». На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой — крепостная женщина. При этом в документах, кроме церковных, никогда не употреблялось слово «раб». Холопство же было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян.
Крепостное право в России Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше. Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение. В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов.
В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.
Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». Крестьяне в XVII веке После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия.
Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы.
В довершение этих односторонних условий помещикам предоставлялось право в течение шести лет требовать разверста-ния общих и чересполосных угодий, переносить за свой счет крестьянские усадьбы, если они стояли слишком близко к усадьбе помещика или вклинивались в барские угодья обменивать крестьянскую землю на другие участки, если помещик открывал полезные ископаемые, хотел организовать осушение и орошение земель и т. Земля, закрепленная за крестьянами уставной грамотой, составляла владение сельской общины, но по решению двух третей голосов сельскому сходу разрешалось перейти от общинного землепользования к подворно-наследственному, участковому При определении крестьянских повинностей закон тоже отдавал предпочтение «полюбовным соглашениям», причем договоры об отбывании барщины должны были заключаться на три года.
Если соглашение не достигалось, входили в силу нормы, установленные законом. Повсеместно отменялись натуральные сборы — ягодами, грибами, пряжей и другими продуктами, так же, как добавочные повинности в форме караулов и «сго-нов» на помещичьи работы. Формально барщинные и оброчные повинности крестьян рассматривались как плата за отведенный земельный надел, однако под давлением помещичьих требований они превратились в систему использования не только земледельческих, но и промысловых доходов крестьян. Этой цели служила так называемая «градация повинностей», придуманная либеральным Тверским комитетом. За высший земельный надел полагалась высшая душевая невинность от 8 до 12 руб. Та же система в смягченной форме была применена в черноземной полосе.
Подобная же «градация» имела место при «издельной повинности» барщине. За высший душевой надел поддгялппт. Большее число барщинных дней лежало на первых десятинах надела.
Основные повинности крестьян в 17 веке. Повинности крестьян в 16 веке в России. Повинности крестьян 19 век. Барщина это. Повинности барщина и оброк.
Крестьянские повинности барщина. Средневековая деревня и ее обитатели таблица. За пользование землей крестьяне несли повинности. Средневековая деревня и ее обитатели 6 класс таблица. Средневековая деревня и ее обитатели 6 класс конспект. Повинность в пользу государства. Кто нес повинности в пользу государства. Повинность крестьян в пользу государства.
Повинности в пользу государства не несли. Провинности средневековых крестьян. Повенность средневековых крестьян. Вотчинные крестьяне. Усиление феодальной эксплуатации крестьян. Формы эксплуатации крестьян. Феодальные повинности которые несли крестьяне. Повинности крестьян в средние века.
Крестьяне оброк. Государственные крестьяне. Подати и повинности в пользу государства. Подушная подать повинность крестьян в пользу. Категории крестьянства в первой половине XIX века. Категории крестьян на Руси. Крестьянские повинности в средние века. Феодальные повинности.
Повинности принудительные обязанности крестьян. Повинности помещичьих крестьян 18 века. Крестьяне общинники. Повинности черносошных крестьян. Крестьянские повинности в пользу помещика и государства. Повинности зависимых крестьян вилланов Нормандии. Зависимых феодала крестьян повинность. Феодал имел право.
Феодальные повинности схема. Феодалы и зависимые крестьяне средние века. Оброк в средневековье. Средневековая деревня крестьян и феодалов. Зависимые крестьяне в средневековье. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьян феодалы зависимых крестьян. Барщина и оброк средние века в Европе.
Барщина, оброк, церковная десятина. Повинности христиан Борщина. Повинности крестьян барщина. Феодальные повинности. Барщина это повинность. Барщина оброк десятина.
Понятие оброк. Повинность в средневековье. Феодал и зависимые крестьяне. Феодальные повинности схема. Феодалы и зависимые крестьяне средние века. Формы крестьянских повинностей в России.
Феодально зависимые крестьяне это. Барщина и оброк. Феодальная община. Владельческие крестьяне в 17 веке. Обязанности владельческих и черносошных крестьян. Черно соршные крестьяне.
Гос крестьяне это. Рядовичи это в древней Руси. Зависисимые крестиане. Зависимые крестьяне в средневековье. Закупы Рядовичи. Крестьяне были крепостными.
Обязанность украинских крестьян. Повинности крестьян на Руси. Барщина это. Оброк это кратко. Барщина определение. Положение крестьян в средние века.
Феодалы и крестьяне. Категории крестьян в средневековье. Основные крестьянские повинности. Назови основные повинности крестьян в средние века. Виды феодальных повинностей. Таблица крестьяне и феодалы.
Фопсы фнодалтной повинности. Зависимые крестьяне. Обязанности зависимых крестьян. Формы землевладения на Руси.
Как жили крестьяне в Московском государстве и какие повинности несли?
Также необходимо отметить, что и бояре, и дворяне, входили в состав одного сословия — феодального. Думаем, сравниваем, размышляем 1. Объясните происхождение слова «крепостной». На его основе подготовьте сообщение. Слово крепостной происходит от слова крепость. Положение крепостных крестьян было довольно тяжелым, поскольку у них не было личной свободы, они не могли распоряжаться своим имуществом и землей, полностью зависели от помещиков.
Они не могли убежать, поскольку беглецов разыскивали представители специальной инстанции. Изначально срок сыска колебался от 5 до 15 лет, а с 1649 года Соборное уложение утвердило бессрочный сыск беглых крестьян. Крепостные могли принадлежать помещику, церкви, лично царской семье. У крестьян была повинность — барщина, которую отрабатывали все. Барщина означала принудительный труд на земле помещика.
За то, что крестьяне пользовались землей, они должны были отработать в пользу помещика то или иное количество дней. Законом не было установлено точное количество дней, по этой причине помещик самостоятельно решал, сколько дней крестьяне обязаны были трудиться на его землях. Но, при этом в дни праздников и в воскресные дни запрещено было работать. Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни России. Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.?
Для того, чтобы улучшить экономическое положение страны, при монастырях организовывались ярмарки. Монастырские крестьяне получали в аренду часть угодий; часть монастырей владела городскими подворьями, которые позволяли вести торговлю и связь органами власти. В монастырских хозяйствах работали крестьяне, монастырские слуги они получали от монастыря жилье, еду и одежду , ремесленники. Какие обстоятельств, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте свое мнение.
С первой половины XI ст. Однако устройство феодалами за счет захваченных крестьянских земель собственных хозяйств — поместий , производивших на продажу хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, обусловило то, что в XVI в. Согласно «Уставе на волоки» 1557 года для тяглых крестьян была установлена регулярная барщина по 2 дня в неделю с волоки. Крестьяне- городники отбывали барщину по одному дню в неделю, а их жёны — 6 дней во время уборки или прополки. В южной части Украины, страдавшей от нападений крымских татар , основными феодальными повинностями крестьян оставались натуральная и денежная дань.
Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли. Потом полюдье превратилось в уплату ренты, которая до 14 века платилась продуктами, с 14-15 веков приобрела денежную форму.
Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки.
Поскольку речь идет о крестьянстве, обе эти формы тесно соприкасались и иногда сливались друг с другом. В период феодальной раздробленности одни и те же крестьянские повинности удовлетворяли потребности княжеского двора и потребности, вытекавшие из задач управления княжеством. Только в этом смысле правы были историки-юристы, говорившие о господстве не публичного, а частного права в период раздробленности. Даже в ту пору, когда оформились обширные государства, могла вкладываться обстановка, при которой налог и рента сливались. Маркс писал: «Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит непосредственным производителям, как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты». Ленин,— серьезно не доводится... Но как в первом, так и во втором случае собранные в виде налога средства в основном попадали к феодальным землевладельцам разных рангов — от бояр до провинциальных служилых людей.
Это сближало налоги и ренту. И все же нельзя включать в понятие феодальной ренты государственные повинности крестьян. Между ними возникли немаловажные различия. Аппарат, предназначенный для взимания государственных повинностей, не ограничивался вотчинной администрацией и общинными властями. Над ними возвышалась целая иерархия чиновников, возглавляемая государем. Обычно различной была номенклатура государственных и владельческих повинностей. Различными были окладные единицы хотя они часто назывались одинаково. И что особенно существенно, средства, собранные в виде ренты, непосредственно поступали в руки землевладельцев, а средства, собранные в виде налогов, проходили через государство.
И чем большую долю дохода служилых людей составляли «дачи царя», тем сильнее становилась зависимость этих служилых людей от государства. Нельзя забывать и связи между трудностями, возникавшими при выкачивании ренты и налогов, и закрепощением крестьян. Влияние, которое оказали перебои именно в сборе государственных податей, несомненно следует учитывать. Ближе всего к ренте стояло обложение черносошных крестьян, по отношению к которым государство выступало в качестве суверена и одновременно присваивало все большие права на их землю. К первым, например, относились обработка десятины «для посопного хлеба», денежный оброк и «мелкий доход», а ко вторым — ямские деньги, примет и многие другие. Для характеристики эволюции феодальной ренты в Северо-Восточной Руси большое значение имеет анализ грамот, которые на протяжении 250 лет получал Владимирский Царевоконстантиновский монастырь от митрополитов и патриархов. Первая из них 1391 г. Грамота свидетельствует также об огромной роли, которую играла традиция при определении состава крестьянских повинностей.
В соответствии с обычным правом крестьяне могли тогда жаловаться на представителей монастырских властей, и жалобы эти не оставались безрезультатными. Грамота показывает, что монастырские власти обязаны были считаться со «старой пошлиной». Монастырские крестьяне сироты жаловались митрополиту на игумена Ефрема, который наряжал «дело не по пошлине», и митрополит назначил расследование, чтобы установить, «ходит ли игумен Ефрем по старой пошлине, как было при первых игуменех». Традиционные повинности были подтверждены митрополичьей грамотой, причем в ней было сказано: «... В то же время грамота, содержащая номенклатуру повинностей, почти ни разу не определяла их размеры. Крестьяне должны были «игумнов жеребей весь рольи орать взгоном», а сколько следовало обработать пашни, не было указано; крестьяне должны были «сено косити десятинами», но сколько десятин надлежало скосить, не было оговорено; крестьяне обязаны были ловить для монастыря рыбу, но сколько ее надлежало сдавать, тоже не оговаривалось; крестьянам надлежало подносить игумену «на Велик день и на Петров день», «что у кого в ручках». Такая неопределенность не означала, что размеры повинностей зависели от произвола господина, так как традиции исключали или, во всяком случае, умеряли произвол. Грамота отражает господство натурально-хозяйственных отношений в данной монастырской вотчине: крестьяне не только поставляли монастырю в натуре продукты питания, но в порядке отработков должны были «церковь наряжать, монастырь и двор тынити, харомы ставить».
Наконец, грамота свидетельствует о широком применении в Царевоконстантиновском монастыре отработочной барщинной системы, причем отработки были весьма разнообразными, и не заметно преобладание полевой барщины. Через 100 с лишним лет в грамоте митрополита Симона от 1495—1511 гг. Тут размеры полевой барщины уже регламентируются. Поскольку выть в митрополичьих вотчинах была малоизменчивой, можно констатировать, что норма полевой барщины увеличилась здесь в полтора раза. Устанавливаются и размеры сенокосных работ: 20 копен 1—2 десятины с выти. Определяются и размеры натурального оброка, в состав которого входили те культуры, которые монастырь не получал со своей пашни, — пшеница и конопля. Регламентировался и размер оброка продуктами животноводства: с выти по 4 гривенки масла коровьего, по 2 сыра, по 100 яиц, по 2 поярка и по овчине. А к 1602 г.
Полевая барщина сокращается до старых размеров — одной десятины на выть, норма работ на сенокосе остается прежней, а вместо натурального оброка назначается плата деньгами: «... Кроме того, добавляется требование делать по 4 четверти круп и толокна из монастырского зерна. Если для конца XIV в. Полевая барщина увеличилась в XVI столетии, но в конце его вернулась к размерам, зафиксированным в 1495—1511 гг. То же самое следует сказать об объеме работ на сенокосе, зафиксированном в 1590 г. Натуральный оброк мало изменялся в течение XVI в. Грамоты Царевоконстантиновскому монастырю, будучи сопоставлены с другими источниками, позволяют отметить некоторые закономерности развития ренты в Северо-Восточной Руси. Ранние известия источников о барщине и оброках, свидетельствующие о широком их разнообразии, совершено естественны в условиях слабо развитых рыночных отношений.
Это разнообразие работ и продуктов, которые требовали господа, характерно как для Руси, так и для Западной Европы. В условиях развития торговли, и прежде всего торговли хлебом, из состава разнообразных отработков и оброков на первый план выходят полевая барщина и хлебный оброк. Работа во дворе господина и оброки продуктами животноводства, птицеводства, льном, коноплей и многими продуктами и предметами домашнего обихода сохраняются в течение всей крепостной поры, но все эти продукты, в отличие от оброчного хлеба, источники конца XV—XVI вв. А отработки вне барского поля и сенокоса обычно перестают в это время включать в перечни крестьянских повинностей. Греков полагал, что в крупных вотчинах X—XI вв. Однако в X—XI вв. По мере исчезновения ленов без земельного пожалования и трансформации дружинников в оседлых вотчинников, а также по мере превращения церковной десятины от даней и церковных кормленных волостей в церковно-монастырские вотчины старые формы эксплуатации превращались в феодальную ренту. В «Аграрной истории Северо-Запада России» на примере Новгорода было показано, как и когда это происходило.
И мы можем полагать, что еще до XIV в. А грамота Царевоконстантиновскому монастырю от 1391 г. Рост барщины сдерживался в тех земельных владениях, где жили и работали на пашне холопы. У светских землевладельцев, усадища которых были расположены в непосредственной близости от принадлежавших им деревень, быстрее укоренялась и распространялась барщина. А в деревнях, удаленных от усадищ, и особенно в мелких, разбросанных волостках крупных землевладельцев, в которые не было смысла сажать приказчика и не было возможности постоянно держать крестьян под контролем, больше распространялся оброк. В мелких землевладениях, например во владениях новгородских своеземцев, была относительно высока доля господских обеж. И в других пятинах этот процент был близок к 25. Немалую ее часть обрабатывали сами своеземцы, представлявшие собой беднейшую часть землевладельцев.
О том, что доля господской запашки была выше в мелких земельных владениях, чем в крупных, свидетельствуют также данные, относящиеся к разделенным между помещиками владениям крупных новгородских бояр. Вместе с появлением большого числа помещичьих усадеб заметно увеличилась господская пашня. Вероятно, играла роль и степень устойчивости урожаев.
Крестьянские повинности и цены
Григория Уреке, господарь Иоан Деспот, обложив население «новым налогом, увеличил и без того тягостные повинности». А господарь Иоан Вода Лютый «изо дня в день выдумывал все новые и разные налоги а повинности…». Грабительская политика турецких поработителей и фискальная система их ставленников — молдавских и валашских господарей, хищничество бояр и духовенства греческого и местного , взяточничество государственных чиновников и прямой грабеж довели основную массу городского и сельского податного населения до полного обнищания. Даже такой представитель господствующего класса, как историк Дмитрий Кантемир 1673-1723 , который сам был молдавским господарем, говоря о Молдавии, находившейся под османским игом, отмечал, что «крайнее падение сея земли можно видеть из того, что нужда и бедность ежедневно возрастают». По словам Кантемира, молдавские крестьяне были так угнетены, что им едва хватало времени для «промышления себе хлеба». Поэтому «молдавских мужиков можно бы почесть за беднейших людей во всей подсолнечной т. Настоящим бичом для податного населения являлась система кормлений и отдачи на откуп сбора государственных налогов и повинностей.
Откупщики стремились не только извлечь уплаченную господарю откупную сумму, но и превысить ее и тем самым как можно больше нажиться за счет трудового народа. На социально-экономический и национальнорелигиозный гнет трудящиеся массы города и деревни отвечали активным сопротивлением. Классовая борьба молдавского и валашского крестьянства против феодально-крепостнического угнетения была неразрывно связана с освободительной борьбой против иноземного ига, которая по своим движущим силам и характеру также была крестьянской. Формы борьбы крестьян были чрезвычайно разнообразны, начиная с подачи челобитных господарям и кончая гайдучеством и антифеодальными крестьянскими восстаниями. Гайдучество, или гайдуцкое движение, зародилось и развивалось вместе с ростом классовой борьбы; оно было известно в Трансильвании, Валахии и Молдавии еще задолго до турецкого завоевания. Особенно гайдучество распространилось и усилилось после установления турецкого господства в Валахии и Молдавии, когда оно приняло национально-освободительный характер.
Гайдуки — это народные мстители, выходцы из крестьянской массы и городских низов, боровшиеся против социального и национального угнетения. В 1604 г. Классовая борьба крестьян принимала форму вооруженных антифеодальных восстаний.
Необходимость собирать на ней урожай. Уборка и ремонт барской усадьбы. Натуральный оброк, вынуждавший отдавать часть своего урожая, птицы, яиц, скота, выращенных крестьянами.
Денежный оброк, который плотили подушно — по количеству членов семьи.
Отдаю 30 баллов за лучший. Заранее спасибо 1 Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Чем были вызваны эти перемены? Белые дворы и слободы, освобожденные от казенных платежей и провинностей? Объясните свою точку зрения. Перед вами страница с вопросом Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 - 9 классов.
Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали. Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней 3-4 дня в неделю. За пропущенные дни полагался штраф — начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком. Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно — целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу.
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. это одна из основных тем, связанных с крестьянским бытом и историей России. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. слите основные повинности, которые несли крестьяне.
Краткое содержание 19 параграфа по истории (7 класс)
ГДЗ Часть 2 Стр. 49 История России 7 класс Арсентьев | Учебник Часть 1, 2 | Кроме того, черносошные крестьяне несли несли тягло — повинности. |
перечислите основные повинности которые несли крестьяне | 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. |
Какие повинности в пользу государства несли | основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. |
Повинности крепостных крестьян
“Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. Перечислите основные повинности крестьян. Основными принципами, регулирующими повинности крестьян, были обязательность и обусловленность. Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.
Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне?
Возросло число казаков, которые по-прежнему пользовались особыми привилегиями. Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами? Феод — населенное крестьянами земельное владение. Феодал — землевладелец, который за право владения феодом должен был нести службу у сеньора и быть его вассалом. Что такое посад? Кто проживал в посадах? Посад — населенная территория за пределами княжеского или какого-либо другого поселения, находящаяся под защитой стен последнего.
В посаде жили посадские люди, находилось торжище и слободы. Вспомните, как управлялись казацкие общины. Казацкие общины возглавляли атаманы и старшины. Все вопросы обсуждались совместно. Казачество пользовалось всеми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. В чем вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.?
Положение дворянства изменилось потому, что самодержавие в государстве постепенно укреплялось. Чем различалось положение черносошных и владельческих крепостных крестьян? Владельческие крестьяне были собственностью бояр, дворян, царской семьи или духовенства. Черносошные крестьяне сохраняли личную свободу, владели общинными землями в частности, в Поморье и Сибири и несли государственные повинности. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крепостные крестьяне, которые полностью принадлежали хозяину, работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк.
В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба. Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай. В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте. Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов. У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества. Примечание Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей. Примечание Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем. Половая вседозволенность со стороны помещика была распространена повсеместно, причем закон никогда не вставал на сторону пострадавших крепостных. Всегда в любых спорах победу одерживал помещик, а подневольный человек, посмевший пожаловаться на господина, карался еще больше.
Черносошные крестьяне обязаны были платить дань — главный налог в казну великого князя в XV—XVI веках. Кроме того, черносошные крестьяне несли несли тягло — повинности. Например, ремонтировали мосты или городские стены. Приписные крестьяне — это казенные крестьяне, которые жили около Урала и которых Петр I стал приписывать к металлургическим заводам на Урале, — отсюда и название «приписные». Они должны были заготавливать древесный уголь: пережигать сосновые и еловые леса на древесный уголь и на своих лошадях и телегах доставлять этот уголь к заводам на Урале. Приписные крестьяне существовали до 1860-х годов. Эти крестьяне снабжали продуктами и деньгами дворец великого князя или царя или обеспечивали продуктами слуг в этом дворце например, сокольничих охотников. Фактически это крепостные крестьяне семьи Романовых. Семья Романовых — крупнейшие помещики в России того времени с удельными крестьянами они имели почти миллион удельных крестьян. Они были образованы в 1797 году из дворцовых крестьян. Удельные крестьяне принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году. Ясачные крестьяне — это крестьяне Среднего Поволжья марийские, татарские, чувашские , которые оказались под властью Русского государства в середине XVI века. Государство обложило их особым налогом — ясаком. Позже к ним присоединились крестьяне в Сибири — местные сибирские народы, которые переходили к оседлости.
Однако устройство феодалами за счет захваченных крестьянских земель собственных хозяйств — поместий , производивших на продажу хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, обусловило то, что в XVI в. Согласно «Уставе на волоки» 1557 года для тяглых крестьян была установлена регулярная барщина по 2 дня в неделю с волоки. Крестьяне- городники отбывали барщину по одному дню в неделю, а их жёны — 6 дней во время уборки или прополки. В южной части Украины, страдавшей от нападений крымских татар , основными феодальными повинностями крестьян оставались натуральная и денежная дань. Помимо барщины, крестьяне выполняли и другие виды повинностей.
Краткое содержание 19 параграфа по истории (7 класс)
труд крестьян на земле помещиков. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Вообще, все повинности крестьяне нести в пользу феодалов или землевладельцев.
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности
В 16 веке поместье стало господствующей формой феодального землевладения. Но дворяне не имели представителей в Боярской думе. В таких условиях 16 января 1547 года венчался на царство Иван 4, первый русский царь. Спокойная половина века закончилась. А началось всё с пожаров. Летом 1547 года Москва горела трижды, самый большой пожар случился 21 июня: Москва горела 10 часов, выгорело 25 тысяч дворов, погибло от 1700 до 3700 человек. Затем в 1549 году собирается неофициальное правительство - "Избранная рада" - и первый земский собор. В 1550 году Избранная рада проводит реформы: составляет новый Судебник, где повторяется положение о Юрьеве дне, создает приказы прообразы министерств , организует стрелецкое войско. Дней Ивановых прекрасное начало. Иван 4 задался целью разрубить сразу два узла - южный и северо-западный: выйти к Черному морю и расширить выход к Балтийскому. На юге Большая орда развалилась еще в 1502 году, но остались агрессивные ханства на Волге и в Крыму.
За первую половину века крымские татары предприняли 43 похода на Русь, а казанские около 40. Иван 4 начал с южной проблемы. В 1548-1550 годах русская армия дважды ходила на Казань, но безуспешно В 1551 году была мирно присоединена Правобережная, Горная сторона Казанского ханства. В 1552 году русские войска пошли третьим походом и штурмом овладели Казанью - была присоединена Левобережная, Луговая сторона ханства. Затем последовали пять лет татарских мятежей, но они уже ничего не изменили. Тогда же, в 1553 году во время болезни государя произошли первые казни измеников и еретиков. До массовых казней осталось 14 лет. В 1556 году наступила очередь Астраханского ханства. Россия вышла к Каспийскому морю, граница ее отошла к Тереку. Дальше был Кавказ.
Оставалось сильное Крымское ханство. В 1556-1561 годах русские войска предприняли поход в Крым, дошли до Бахчисарая и Керчи, научились жарить шашлыки на костре и отодвинули русскую границу до Азова. Полная победа лежала на ладони. Но Иван 4 не закончил эту войну: в разгар Крымского похода, в 1558 году он ввязался в легкую, как ему, видимо, казалось, Ливонскую войну и увяз в ней на 25 лет. Все силы были брошены на Северо-Запад - Крымское ханство уцелело, а потом с турецкой помощью усилилось. Черное море осталось для России закрытым, не открыл его даже Петр 1 150 лет спустя Это была серьезная военно-политическая ошибка Грозного - первая ошибка. Следующие ошибки превратились в преступления против народа. Война переместилась на Север, а крымские татары продолжали грабить южную Русь. Из 25 лет Ливонской войны 21 год отмечен татарскими набегами. В 1571 году татары даже подожгли Москву.
А ведь за первые восемь лет правления Ивана 4 территория России увеличилась с 2,8 до 4 миллионов квадратных километров. Запахло Российской империей. Появились первые недовольные. В 1554 году случилось первое бегство из России: князь Лобанов-Ростовский бежал в Литву, но неудачно. Был сослан на Белоозеро. В 1554-1555 годах произошли массовые казни посадских людей. Но прозвище Грозный Иван 4 еще не получил. На Северо-Западе в середине 16 века российские границы были спокойными. Росссия имела выход к Балтийскому морю по берегам Финского залива - от реки Нарвы до реки Сестры как в 1939 году. Господство Ганзы на Балтике кончалось, усиливалась Дания и ее флот.
Для России складывались неплохие условия для торговли с бурной Европой. В 1525 году остаток Тевтонского ордена был провозглашен герцогством Пруссией. В теле Восточной Европы осталась милитаристская заноза, которая еще не раз нарвет, пока ее не удалят в 1945 году. Пограничный с Россией Ливонский орден одряхлел и особой опасности не представлял. Швеция была занята внутренними делами. В 1521-1523 годах там восстали крестьяне и рудокопы. Восстание возглавил дворянин Густав Ваза. Восставшие победили, и Густав Ваза был избран шведским королем. Первым делом он расторг Кальмарскую унию с Данией 1397 года. Швеция обрела независимость.
В 1524 году новый шведский король начинает в Швеции Реформацию, которая, кроме всего прочего, включала упразднение монастырей, секуляризацию церковных земель и конфискацию церковных сокровищ, накопленных за пять столетий. Чем не большевик? Для сравнения: в 16 веке, после реформ Ивана 3, Кирилло-Белозерский монастырь имел во владении 20 тысяч десятин земли 200 квадратных километров и 923 села и деревни. Густав Ваза поощрял развитие промышленности, торговли и судоходства. Швеция вскоре вышла на первое место в Европе, а значит и в мире, по производству и вывозу железа и меди. В это время все скандинавские страны провели реформу своих церквей, в Швеции и Финляндии - в 1539-1540 годах. Королевская власть подчинила себе духовную и тем самым усилилась. В 1544 году Швеция сделалсь наследственной монархией, у нее появился военный аппетит, и со второй половины века она возобновила завоевательную политику, прерванную в 14 веке. Финляндия в 1556 году за два года до Ливонской войны становится герцогством в составе Швеции, а в 1581 году за два года до окончания Ливонской войны провозглашается великим княжеством со столицей в Турку. Будущая столица Гельсингфорс Хельсинки основана шведами в 1550 году, но пока что пребывает в захолустном виде.
У финнов появляется письменный язык. Финляндский епископ-просветитель Микаэль Агрикола 1510-1557 в середине века составил финский букварь, перевел на финский язык Библию и издал на финском языке первые духовные книги. Но еще 200 лет официальным языком Финляндии будет оставаться шведский. Такова была ситуация в Восточной Прибалтике и Северной Европе, когда Иван 4, еще не закончив дела с крымским ханом, начал Ливонскую войну. Его просчет заключался в том. У Ивана 4 было и другое решение: для связей и торговли с Европой он мог основать порт в устье Невы, на полтора века опередив Петра. Но он позарился на готовые порты, через которые торговали русские купцы, - Нарву, Ревель Таллин и Ригу. Они принадлежили дряхлому Ливонскому ордену, и основным источником доходов этих городов была транзитная российская торговля с Европой. А английское и голландское купечество не имело прямой торговли с Россией. Ливонские города входили в Ганзу, и их сюзереном считался немецкий император.
Вот во что ввязался Иван 4. Процветала еще колоссальная торговля России через Выборг. Но противоречия между Швецией и Россией в пограничных вопросах мешали этой торговле. Случилась даже небольшая война: в сентябре 1555 года шведы пошли в наступление и по морю и по суше, осадили Орешек. Но были разбиты русскими войсками на Вуоксе и под Выборгом. Потеряли много пленными и в июне 1556 года заключили мир в Москве. Наверное, этот успех воодушевил Ивана 4. Ливонская война началась в январе 1558 года - началась успешно. Был предлог: ливонская сторона нарушила условия очередного перемирия. Русские войска внезапно пересекли границу с Ливонией, которая проходила по реке Нарове, Чудскому озеру и западнее реки Великой, и быстро заняли Нарву и Юрьев.
Ливонский орден затрещал по всем швам. Но тут возникли проблемы на юге, и для похода на Крым Иван 4 в 1559 году заключает перемирией с Ливонией. Крымские улусы он разгромил, но когда вернулся в Прибалтику, получил совершенно другое соотношение сил. Видя неизбежность поражения, ливонская знать решила подчиниться кому угодно, только не русским. Епископ острова Эзель в 1559 году первым принял покровительство датского короля. А Ревель в 1561 году при подходе русских войск присягнул на верность новому шведскому королю Эрику 4. Шведы, опередив русских, захватывают Эстляндию Северную Эстонию , и дворянство Северной Эстонии тоже присягает на верность Эрику. Вмешалась и Польша, под ее протекторат перешли рижский архиепископ и сам Ливонский орден. Итог 1561 года: Ливонский орден распался, Россия успела захватить половину Ливонии, но теперь у России четыре новых противника - Швеция, Дания, Польша и Литва. Со Швецией Иван 4 заключает перемирие на 20 лет, с Польшей отношения враждебные.
Швеция и Дания увязли в Восьмилетней войне. Иван 4 в 1562 году заключает договор с Данией против Швеции. Для России началась 16-летняя дипломатическая война. Пока на Балтике идет война, английская торговля с Россией через Белое море процветает. В 1563-1567 годах уже 10-14 кораблей ежегодно приплывают к русским берегам. В 1563 году Иван 4 отвоевывает у Литвы Полоцк и в следующем году получает наступление литовских войск и бегство в Литву князя Курбского. Но зато заключает семилетний мир со Швецией. Появились кризисные явления в российской экономике. В Обонежской пятине оброк с государевых крестьян за 30 лет, с 1533 по 1563 год, вырос в 4-6 раз. Начинается семилетний террор.
Вообще-то историки считают началом террора 1560 год, когда была ликвидирована Избранная рада, тогдашнее правительство. Страшное слово "опричнина" - это существительное, произведенное от прилагательного "опричный", которое означает всего лишь "особый". Опричнина - особый воинский корпус для защиты "богохранимой" личности монарха и укрепления его власти. Опричники - это особисты 16 века. Сперва их было 570 человек, затем опричное войско достигло 5000. На его содержание и на царские расходы передавались территории, которые составили особое владение царя - опричнину. Это уже второе значение слова. Опричниной историки называют и политику царя в 1565-1572 годах. Это уже третье значение. Вся московская земля была разделена на две части - опричнину государев удел и земщину.
За пропущенные дни полагался штраф — начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.
Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно — целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.
Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.
В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан. В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты.
Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями».
Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян — они могли откупаться деньгами.
Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик. Барщина — работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда.
На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали. Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам.
Заключали договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки, размер ссуды, повинности. В 14-15 веках половничество испольщина существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке — в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке — лишь в уездах Вологодской губернии.
В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян. Посадские люди. Посадские люди несли государственное тягло налоги, торговые пошлины, натуральные повинности. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. Посессионные крестьяне. Крепостные крестьяне в России 18 — первой половины 19 вв.
Посессионные крестьяне не могли продаваться отдельно от предприятия мануфактуры. Категория посессионных крестьян была введена при Петре I в 1721 году в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казенные мастеровые, переданные владельцам мануфактур. В 19 веке в число посессионных крестьян вошли непременные работники, заменившие приписных крестьян. Категория посессионных крестьян была ликвидирована с отменой крепостного права. Посошные люди.
Временные служилые люди в Русском государстве 16-17 вв. Посошные люди собирались по указу. Из грамоты 1547 года известно, что к Казанскому походу требовалось собрать в селах и деревнях по два человека с сохи «по конному да пешему» , в слободах — по одному человеку с десяти дворов. Посошные люди выполняли в армии роль пехоты и вспомогательные функции строительство укреплений, обслуживание артиллерии. В 16 веке посошные люди привлекались и в мирное время для выполнения строительных и ремонтных работ. Посполитные крестьяне.
Лично свободное население Левобережной и Слободской Украины во второй половине 17-18 вв. Посполитный крестьянин был лично свободен, мог менять место жительства, владел землей и другим имуществом на праве полной собственности. Посполитные крестьяне платили налоги в войсковую казну, несли натуральные повинности — подводную, постойную. Казаки и посполитные крестьяне не были обособленными группами: казак мог сделаться посполитным, посполитный крестьянин — казаком. Главную роль в переходах играли причины экономического характера. Только в 18 веке посполитные крестьяне обособились от казаков.
Приписные крестьяне. Государственные, дворцовые и экономические крестьяне в России 18 в. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определенного срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике их эксплуатировали и наказывали как крепостных крестьян. Тяжелое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян. В конце 18 века правительство прекращает приписывать крестьян к заводам.
По указу 1807 года приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. В начале 19 века приписные крестьяне вошли в категорию посессионных крестьян, которая была ликвидирована с отменой крепостного права. Работные люди. Рабочие на промыслах и промышленных предприятиях России 17 — первой половины 19 вв. В исторических источниках название встречается с 17 века. Поначалу основную массу работных людей составляли работники, обслуживающие речные суда, а также рыбные, соляные промыслы.
Позднее слой работных людей расширился за счет работников мануфактур, а с начала 18 века — посессионных крестьян. Формирование слоя работных людей шло за счет крепостных и наемных работников. Мелкие земельные собственники на Руси 12-16 вв. В Пскове и Твери происхождение своеземцев было связано с несением военной службы. С конца 15 века усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков, большая часть населения в крестьян. Этот процесс завершился в конце 16 — начале 17 века.
Служилые люди. Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14-нач. С середины 16 века служилые люди делились на служилых людей «по отечеству» и на служилых людей «по прибору». К служилым людям «по отечеству» относились бояре, дворяне, дети боярские. К служилым людям «по прибору» относились стрельцы, пушкари, городовые казаки. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, освобождались от государственных налогов и повинностей.
Места должности служилых людей «по отечеству» переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии. Источники 11-12 веков указывают на смердов отмечены в Киевской Руси Русская правда и другие источники , в Польше и др. Смерды на Руси — крестьяне, постепенно попадавшие в зависимое состояние полностью или частично. Правовое положение отдельных групп смердов было различным. В 11-12 веках смерд имел свое имущество, сам платил штраф за совершенные проступки.
Но юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь.