Ортодоксальные иудеи в местах своего проживания иногда ведут себя по отношению к неортодоксальным женщинам крайне агрессивно. Традиции, которым следуют евреи в наши дни, пришли из глубины веков. В нынешнюю правительственную коалицию Израиля харедим не вошли, и монополия ортодоксов в духовной сфере пошатнулась.
Названа причина, по которой евреи в Нью-Йорке вырыли подземный тоннель
Музыканты - правоверные иудеи. А они, принято считать, сторонятся развлечений и светского образа жизни. Но эти исполнители, видимо, решили сломать стереотипы. Не снимая традиционных кип и хасидских пиджаков, они взяли в руки гитары и исполняют композиции, которые явно далеки от того, что можно услышать в синагогах.
Их предупреждали: вас ждет либо успех, либо скандал, а скорее всего - и то, и другое. Ну, а как иначе, если у гитаристов не просто длинные волосы, а настоящие пейсы, одеты музыканты в классические хасидские пиджаки, а со сцены звучат знаменитые рок-баллады. Братья Арье и Гиль - сейчас, пожалуй, самые известные ультра-ортодоксальные евреи в Израиле.
Месяц назад они решили поучаствовать в музыкальном конкурсе на одном из местных телеканалов. И с тех пор их жизнь - бесконечная череда репетиций, съемок и интервью. Мы далеки от шоу-бизнеса и славы, но я уверен - если то, что мы делаем, - хорошо, это будет продаваться", - говорит Арье Гат.
За последние две недели мы видим огромное количество наших резервистов, людей, которые случайным образом оказались на месте, были за границей и вернулись домой в Израиль, чтобы пойти на резервную службу. Люди отменяли свои свадьбы, поехали на юг, чтобы воевать. Это война всего израильского общества, эта война продлится еще долгие недели, нас ожидают сложные вызовы, сложные времена, и мы призываем к стойкости, терпению и мужеству весь наш народ", - сказал Хагари. Как правило, они не несут обязательную для большинства израильтян службу в армии, не работают и посвящают свою жизнь изучению священных писаний и молитвам.
Они протестуют против вскрытия тела ребенка из их общины. Массовыми беспорядками и арестами закончилась акция протеста ультраортодоксальных евреев в Иерусалиме, передает телеканал «Россия 24». Участники протестуют против вскрытия тела 15-летнего члена общины, который накануне утонул в реке во время школьной поездки в долину реки Иордан.
Процесс еврейского «знакомства с серьезными намерениями» называется шидух. Он помогает избежать стихийности и ослепления чувствами. Свои впечатления участники свидания выражают не друг другу, а свату.
Важно отбраковать «не то» вовремя, поскольку разрыв совершившейся помолвки чреват позором, предпочтительнее свадьба и развод. Шидух кажется торжеством рациональности, но вполне может стать и романтическим пересечением сердец. У молодого Акивы Штиселя нет серьезного конфликта с религиозной средой, но есть порывы, непонятные окружающим. Он хочет быть художником, а не учителем в хедере, он видит сны и влюбляется в красавицу, «дважды вдову» старше себя. Все это не запрещено, но странно и несерьезно для окружающих. Реально ли найти баланс между традиционным образом жизни и артистической вольностью души, пожалуй, главная тема израильского телешоу.
Она близка не только тем, кто носит пейсы и перед каждой трапезой благословляет Господа Бога, Царя Вселенной. Так называют себя ортодоксальные иудеи, придерживающиеся образа жизни, в основе которого лежит Тора и строгое исполнение ее заповедей. К харедим относятся несколько религиозных общин со своими традициями. Тора и Талмуд — основы иудейского религиозного закона. Тора — это священные книги Ветхого Завета. Талмуд — многотомные комментарии к ним.
Каббала — мистическая традиция в иудаизме, изучающая тайны божественного откровения, которые скрыты в Торе. Хедер — начальная религиозная школа для мальчиков. Иешива — высшее религиозное учебное заведение. Колель колел — высшее религиозное учебное заведение для женатых студентов. Талит талес — накидка с полосами по краям, которой иудеи накрывают голову во время молитвы. Большой талит изначально был частью верхней одежды, заменявшей и плащ, и одеяло.
Малый талит — четырехугольная накидка вроде пончо с кистями на углах. Ее носят под пиджаком так, чтобы выглядывали кисти — они должны напоминать о заповедях Торы. Кипа — круглая шапочка без полей, символизирующая благочестие и подчинение воле Всевышнего. Кипа, она же ермолка, может быть вязаная или тканевая, многогранная или гладкая, плоская или остроконечная с кисточкой. Тфилин — два амулета в виде кожаных коробочек, куда заключены отрывки из Торы, написанные на полосках пергамента. Во время молитвы тфилин привязывают ремнями ко лбу и к левой руке в знак связи с Богом.
Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Ультраортодоксы не обнажают наготу отцов
Согласно ортодоксальным представлениям иудеев, в Третий Иерусалимский Храм, в котором, по пророчеству Иезекииля, будет находится Бог, смогут войти лишь те, кто будет очищен водой, смешанной с пеплом кошерной красной коровы. Согласно иудейской традиции, со времен Моисея и до разрушения Второго Иерусалимского Храма в 70 году нашей эры были найдены девять подходящих для ритуала животных. Еврейский философ Маймонид полагал, что десятая корова станет предвестником мессии мошиаха.
Сами ультраортодоксы именуют себя харедим — «богобоязненные». Наиболее известные и влиятельные течения — литваки и хасиды, зародившиеся в Литве, Польше, Украине. Образование независимого Израиля противоречит вере Большинство ортодоксальных евреев выступают против независимого государства и сионизма как такового. Согласно их убеждениям, еврейский народ и современный Израиль — разные вещи. Харедим уверены, что Бог не зря уготовил евреям изгнание, во время которого они не должны заниматься политикой. Идею создания независимого Израиля продвигали сионисты, а это политическая организация, которая террором и хитростью взяла под контроль иудеев.
Когда Господь пошлет избранного, тогда Израиль и станет иудейским. Пока Мессии нет, избранному народу следует изучать заповеди Бога и налаживать благосостояние разбросанных по миру общин. Само существование страны, жизнь которой не регулируется святыми книгами иудеев, — святотатство и преступление против Бога. Еще в 1937 году раввин Хаим-Озер Гродзенский, духовный руководитель литовского еврейства писал: «…еврейское государство, не основанное на Торе, — это отрицание еврейства; оно противоречит сущности нашего народа и подрывает основы его существования». Возмущает харедим и попытка израильского правительства воссоздать иврит — священный язык иудаизма, который сегодня является официальным языком государства.
Но историческая правда такова: ультраортодоксы - относительно новое течение в еврейском народе, которое отличается особым подходом к Галахе.
А также в качестве реакции на возникновение реформистского течения в иудаизме. Кризисные ситуации той эпохи привели к созданию самых разных движений в еврейском народе, и ультраортодоксы - лишь одно из них. Галаха очень многогранна, и позволяет определенную широту действий: можно делать только то, что предписано законом, или брать на себя «повышенные обязательства». Ультраортодоксы предпочитают именно такой подход, накладывая на себя гораздо больше ограничений, чем предписано Галахой. И теперь израильские ультраортодоксы задают тон всему ультраортодоксальному еврейству. Более чем за 70 лет существования Израиля в их среде окончательно переплелись и слились воедино сугубо религиозная практика и всевозможные постановления духовных лидеров, касающиеся поведенческих норм.
Прежде чем коснуться технических деталей, я хотела бы обратить внимание на социологические аспекты ситуации, при которой общественные нормы поведения возводятся в ранг заповедей. После Катастрофы в Израиль прибыли чудом выжившие представители ультраортодоксального еврейства Европы. Многие крупные раввины погибли, известнейшие йешивы остались в руинах. Лидеры ультраортодоксов, начиная с раввина Авраама-Йешаягу Карелица, известного как Хазон-Иш по названию своего основного труда призвали всех мужчин-ультраортодоксов посвятить жизнь исключительно изучению Торы. Важность изучения Торы - не новшество, иудаизм всегда считал это высшей ценностью. Однако появление сектора, представители которого не зарабатывают на жизнь, а только учатся - нововведение.
Это привело к тому, что такая тривиальная вещь как работа, поиск заработка, стала восприниматься чуть ли не как предательство идеалов. Ничего подобного раньше в еврейской истории не было. Мужчины испокон веков были основными кормильцами в семье, это записано черным по белому в "ктубе" брачном контракте. Согласно ультраортодоксальной идеологии, жена должна содержать мужа, чтобы он смог посвятить всю жизнь изучению Торы. Она была стратегией по восстановлению религиозного социума, пострадавшего от Катастрофы. Прошло несколько десятков лет, появилось много йешив в Израиле и за его пределами, мир Торы возродился заново.
И сложно понять причину, по которой это сообщество продолжает существовать до сих пор. Галаха не запрещает пользоваться интернетом или другими современными технологиями, это вообще никак не связано с Галахой! Это - специфический, характерный именно для ультраортодоксов подход, который наиболее сильно проявляется в Израиле. В США ультраортодоксы несколько отличаются от израильских - там пожизненно учатся в йешивах далеко не все, и зарабатывать на жизнь не считается чем-то презренным и противоречащим иудаизму. И тех, кто пользуется интернетом, больше. В Израиле ультраортодоксы живут среди соплеменников-евреев.
Ультрарелигиозный Бней-Брак плавно перетекает в светский Рамат-Ган. Житель Бней-Брака видит из окна таких же евреев, как и он, но эти евреи не едят кошерное, не соблюдают субботу, нарушают все, чему его учили с детства. А житель американского хасидского квартала Боро-Парк видит из окна неевреев. Для него они - совершенно другие, значит, ему не надо доказывать самому себе, что он лучше: ведь он другой изначально. Именно потому, что израильские ультраортодоксы живут среди евреев, они предъявляют куда более высокие требования к стране обитания. Например, когда речь идет об освобождении от службы в армии.
Если бы обязательный призыв существовал в США, ультраортодоксам было бы сложнее от него уклониться — ведь там они не чувствуют себя полноправными хозяевами страны. Зато в Израиле ультраортодоксы гораздо больше опасаются оттока из их общины под влиянием нерелигиозного, но еврейского окружения. Отгородиться от «своих» легче, чем от «чужих». Что это за группа? Ультраортодоксальный сектор появился на свет, чтобы противостоять влиянию внешней среды, и с годами градус закрытости постепенно возрастал.
В XIX веке начальные формы ортодоксального модернизма создали раввины: Азриэль Хильдесхаймер 1820—1899 [12] и Шимшон-Рафаэль Гирш 1808—1888 , которые провозгласили принцип Тора ве-дерех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим современным миром. Основная статья: Религиозный сионизм Одно из направлений ортодоксального модернизма в иудаизме, особенно популярное в Израиле — религиозный сионизм. Основоположником этого течения, сочетающего иудаизм с сионизмом , считается раввин Цви Калишер ; в начале XX века оно было разработано и популяризовано Авраамом-Ицхаком Куком , первым Главным ашкеназским раввином Подмандатной Палестины.
Ортодоксальные евреи
Протестующие перекрывали дороги, строили баррикады и жгли мусорные баки. Полиции для разгона демонстрантов пришлось применить силу, главный раввин ультраортодоксальной общины арестован.
Основоположником этого течения, сочетающего иудаизм с сионизмом , считается раввин Цви Калишер ; в начале XX века оно было разработано и популяризовано Авраамом-Ицхаком Куком , первым Главным ашкеназским раввином Подмандатной Палестины. По выражению рава Кука, «Б-г желает, чтобы сыны Израиля вернулись к себе домой для того чтобы создать еврейское независимое государство, в котором евреи смогут жить по законам Торы» [13].
Раздражение израильтян вызвало то, что правительство до последнего момента не вводило карантин для харедим, прибывавших из США. Но попытки закрытия синагог и штрафы за коллективные молитвы спровоцировали неповиновение ортодоксов, встречавших полицейских криками «нацисты! Силовое противостояние с ортодоксальной общиной и навязывание ей светского образа жизни чреваты политическими и идеологическими издержками. Так, регулярные попытки призыва студентов йешив в армию приводят к массовым демонстрациям протеста не только в Израиле, но и в США. Это негативно сказывается на имидже «еврейского государства». Часть экспертов считает, что торжество ортодоксальной общины в демографической гонке отнюдь не предопределено. Специалисты Иерусалимского университета Эйтан Регев и Габриэль Гордон обратили внимание, что все больше молодых ортодоксов предпочитают образ жизни светского населения. Причинами тому являются дискриминация женщин, бедность и перенаселенность. По их данным, в 2017 г.
Авторы считают, что эпидемия коронавируса усилит эту тенденцию.
Короткая ссылка Атака ХАМАС на израильские поселения 7 октября заставила ультраортодоксальных евреев, которых также называют харедим, серьёзно задуматься о собственной безопасности. Ранее они полагались на военных страны, однако теперь многие из них стали брать уроки стрельбы и самозащиты.
Почему ультра-ортодоксальные евреи против государства Израиль
В нынешнюю правительственную коалицию Израиля харедим не вошли, и монополия ортодоксов в духовной сфере пошатнулась. Жизненные ценности ортодоксальных евреев и светских израильтян абсолютно не совпадают. ортодоксальный иудаизм стоковые фото и изображения. Ортодоксальный иудаизм отличается от других еврейских деноминаций своей приверженностью к письменной Торе (канон еврейской Библии, или Танах). Полиция Нью-Йорка арестовала десятки ортодоксальных евреев – приверженцев мессианского религиозного движения «ХАБАД-Любавич». Смотрите видео на тему «Ортодоксы евреи про гоев» в TikTok (тикток).
Содержание номера
- Как евреи-ортодоксы обучаются самозащите в Израиле — РТ на русском
- Ортодоксальные евреи собирают деньги на исполнение библейского пророчества
- Ультраортодоксы не обнажают наготу отцов
- Мракобесие средневековья в современном Израиле - Блоги
- Содержание
Иудеи против Израиля. Почему часть евреев считает Израиль страной грешников
Отмечается, что «харедим» (ультраортодоксальные евреи) просят израильскую армию принять их в свои ряды, где это возможно. Ультра-ортодоксальных евреев-мужчин отличить проще всего по их одежде. Ортодоксальные иудеи из Израиля напали на экипаж пассажирского лайнера авиакомпании El Al и заставили его посадить воздушное судно, чтобы соблюсти шаббат. — То есть по факту правые консерваторы — это еврейские ортодоксы? — Еврейские ортодоксальные партии составляют чуть больше четверти сегодняшней коалиции.
Ортодоксальные евреи собирают деньги на исполнение библейского пророчества
В заключение архимандрит отметил, что решать этот вопрос должна израильская сторона.
Зато в Израиле ультраортодоксы гораздо больше опасаются оттока из их общины под влиянием нерелигиозного, но еврейского окружения. Отгородиться от «своих» легче, чем от «чужих». Что это за группа? Ультраортодоксальный сектор появился на свет, чтобы противостоять влиянию внешней среды, и с годами градус закрытости постепенно возрастал. Но всему есть предел. Поначалу их было мало, поэтому те или иные льготы они получали без лишних проволочек: йешиботников освобождали от воинской повинности, а министерство просвещения не особенно следило за программой в их учебных заведениях. Для сравнения: в 50-х годах прошлого века освобождение от службы в армии получило около 400 учеников йешив.
За 70 лет ультраортодоксальный сектор численно очень разросся, а чем больше община, тем сложнее ее лидерам подпирать стены гетто. Стали появляться разные течения среди самих ультраортодоксов - раньше они были куда более гомогенными. И вот "современные ультраортодоксы" начали добровольно идти в армию, получать аттестаты зрелости и высшее образование, строить карьеру… Появился, если можно так назвать, ультраортодоксальный средний класс. Они пытаются быть евреями и израильтянами одновременно, сочетать тщательное соблюдение заповедей с определенной открытостью новым веяниям. С кого и с чего начался такой вектор развития? Если муж учится, а жена получает более всестороннее образование и работает, именно она будет знакомить семью с современными нравами. Это видно и по снижению рождаемости. Во всем мире, чем женщины образованнее - тем меньше у них детей.
Аналогичные, но эти процессы не происходят и среди израильских ультраортодоксов. Раньше в их среднестатистической семье было 8 детей, и сегодня - столько же. Речь идет, скорее, о возвращении к истокам. В Германии, например, и после формирования ультраортодоксальной общины активно действовало движение нео-ортодоксов, ярчайшим представителем которого был раввин Шимшон-Рафаэль Гирш. Нео-ортодоксы соблюдали Галаху, но не отказывались от культурных и научных достижений окружающего мира. Лидерами их синагог были молодые раввины, получившие всестороннее образование, обладавшие ораторскими качествами. Многие ли покидают ультраортодоксальный сектор? Кто они?
Исследователи предполагают, что есть ряд причин для разрыва с ультраортодоксальным миром. Например, теологические причины - потеря веры в Б-га - характерны для молодежи от 16 лет и старше. Многие в этом возрасте страдают от кризиса авторитетов и тесноты рамок ультраортодоксальной автономии. Некоторые покидают ультраортодоксальный мир под давлением критики извне. Есть и те, кто пережили травму, были жертвами сексуальных преступлений. Беглецам очень сложно интегрироваться в обществе. Целые пласты разговорного иврита им неизвестны. С ультраортодоксальными йешивами и школами такого не происходит.
До Верховного суда тот иск не дошел, государственные организации выдвинули контраргументы: не мы виноваты в том, что вас не обучали математике, а ваши родители, которые отправили вас именно в такие учебные заведения. Ультраортодоксы в Израиле составляют примерно 14 процентов населения, но они разительно отличаются от остальных слоев общества. Я изучаю их взаимодействие с официальными организациями. Конкретный пример - пандемия коронавируса. Профильные министерства не сразу поняли, что надо приспособить особый посыл к разным группам населения.
Ранее они полагались на военных страны, однако теперь многие из них стали брать уроки стрельбы и самозащиты. Ультраортодоксальные евреи в Израиле освобождены от обязательной службы в армии и существуют несколько обособленно от других людей.
Это мир так называемых харедим — современных иудеев-ортодоксов, «людей в черном» из иерусалимского квартала Меа-Шеарим. Это настоящий эксклюзив: сценарист Йонатан Индурский сам вырос в семье харедим и показывает их жизнь изнутри с любовью и полным знанием дела. У неизраильского зрителя не раз возникает желание, так сказать, спросить раввина, чтобы понять все реакции героев — Штиселя-отца Дов Гликман , вдовца и преподавателя хедера, и Штиселя-сына Михаэль Алони , молодого художника. От частностей конкретного телешоу переходишь к общему вопросу: каким должен быть настоящий мужчина с точки зрения еврейской традиции? Разобраться в этом нам помогли лекции центра «Эшколот» и другие специализированные ресурсы. Учение именно мужская обязанность, женщины от нее освобождены. Раввин рабби — не духовное звание, а академический титул: знаток Торы, получивший религиозное образование. Прочие заботы только отвлекают иудея от главного предназначения, хотя и не порицаются, если не нарушают заповеди и не становятся самоцелью или тратой времени. В принципе, правоверный еврей вполне может заниматься спортом или фитнесом для поддержания физической формы, если сумеет делать это скромно, по заповедям, не нарушая субботу и не пересекаясь с женщинами. То есть проще выбрать шахматы. При этом еврей должен выделиться среди неевреев, этот принцип родился в древности как противовес греческому влиянию. Современный ортодокс в любой толпе тоже сразу виден по одежке. Каждая деталь этой одежки может быть истолкована на основе Торы. Толкований почти столько же, сколько толкователей, то есть кошерных вариантов много. Черные костюмы только кажутся одинаковыми — в деталях они различаются, как мундиры божьих воинов из разных полков, то есть общин. При желании можно найти в сети не один одежный определитель харедим, а мы выделим общие принципы. Ортодоксальный еврей полностью одет и всячески закрыт даже в жару и дома наедине с собой. Это не значит, что тело без одежды считается неприличным — наоборот. Оно сотворено по образу Бога, и человек, имеющий тело, считается более совершенным, чем бестелесные ангелы. Правильная одежда магически защищает его. Поэтому для молодого героя «Штиселя» дерзким выходом за рамки становится купание в озере Кинерет. Неслыханное дело: ортодокс снимает шляпу и пиджак, закатывает штаны до колен, и в таком неприкрытом виде ложится в воду. Тип головного убора тоже указывает на религиозную общину: харедим различаются по фасону кипы, загибу полей шляпы и расположению ленты на тулье. Каждая деталь вплоть до количества нитей в кисточке кипы имеет значение и богословское истолкование. Шляпу ортодоксы надевают не вместо кипы, а поверх нее. Штисели в сериале предпочитают фетровые шляпы плуш, прозванные «летающими тарелками». Такие шляпы указывают на то, что их носители принадлежат к старой иерусалимской династии. Экстравагантные меховые шапки — спондики, штраймлы и косматые чернобыли — праздничные варианты. А в непогоду недешевую шляпу прикрывают полиэтиленовым пакетом. Выглядит экстравагантно, но практично.
Наставничество ультраортодоксальных евреев
Роста ортодоксального еврейского населения недостаточно, чтобы компенсировать эту разницу, а значит, в среднесрочной перспективе нам грозит закат еврейского. — То есть по факту правые консерваторы — это еврейские ортодоксы? — Еврейские ортодоксальные партии составляют чуть больше четверти сегодняшней коалиции. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения[11]. В Иерусалиме израильская полиция сцепилась с ортодоксальными евреями, потому что те заявили, что они антисионисты и вывесили палестинские флаги в еврейском квартале. Работающие ортодоксы Если учитывать взгляды религиозных лидеров ультраортодоксальных евреев, то и такая инициатива может не возыметь желаемого. В пику им расширялось движение ортодоксов, которые видели в новых интерпретациях иудаизма опасность для еврейской религии.
Евреи-ортодоксы вышли протестовать против карантина и подрались с полицией
Все они готовы в срочном порядке записаться в ряды боевых подразделений. Он также рассказал, что сотни тысяч уже мобилизованных резервистов и солдат срочной службы проходят подготовку к следующему этапу операции на территории сектора Газа. Эта война продлится еще долгие недели, нас ожидают сложные вызовы, сложные времена, и мы призываем к стойкости, терпению и мужеству весь наш народ", — добавил он. Развернуть 21 октября 2023, 21:31 7 октября по Израилю был нанесен массированный ракетный удар. В ответ на это Иерусалим начал контртеррористическую операцию "Железные мечи". В течение недели армия Израиля была приведена в состояние боевой готовности.
ЦАХАЛ приступил к нанесению ответных масштабных ракетных ударов, которые продолжались в течение недели.
С помощью новой молитвы ортодоксальные евреи не только смогут бороться с вирусами, но и искупить свою вину после посещения «греховных» страничек: «Господи, помоги мне очистить компьютер от вирусов и порочных фотографий, которые мешают моей работе и совращают меня! И тогда я смогу очиститься от греха! С каждым днем все больше евреев приходят к нему покаяться и пожаловаться на то, что соблазны Всемирной паутины разрушают их семейную жизнь.
Второй американский авианосец, Dwight Eisenhower, отправился в Средиземное море в субботу, 14 октября. Со стороны сектора Газа продолжаются обстрелы городов Израиля. Так, удары были нанесены по Тель-Авиву и его пригородам , 15 октября обстрелу вновь подвергся Сдерот.
Один человек погиб при обстреле города Штула со стороны Ливана. Группировка "Хезболла", которая начала атаковать территорию Израиля, взяла на себя ответственность за удар по поселению. Кроме того, был изолирован четырехкилометровый участок к югу от северной границы с Ливаном.
В ООН подчеркнули, что миграция 1,1 млн человек повлечет гуманитарную катастрофу.
Сергей Игнатов — специально для Седмицы. В Израиле ортодоксальные иудеи харедим ведут неравную битву со смартфонами за «кошерное» духовное пространство — примерно так же, как с телевизорами и интернетом, сообщает apnews. Шмуль имя изменено со страхом выглядывает из окна своего магазина смартфонов, теребя бороду и пейсы и умоляя журналиста не фотографировать его, не говорить громко и вообще немедленно убираться отсюда. Его тревога понятна — уже несколько магазинов, торгующих смартфонами и другой цифровой техникой близ района Меа-Шеарим в Иерусалиме, обители крупнейшей ультраортодоксальной общины иудеев-харедим, подверглись погромам. Покупателей разгоняют и избивают, а на прилегающих улицах закипают беспорядки. Смартфоны стали яблоком раздора для харедим в апреле, когда министр связи Израиля упразднил «кошерные пакеты» и ввел общие правила пользования услугами связи, не озаботившись известить раввинов. Этот шаг вызвал волнения в общине и обострение ее давнего конфликта с прочим израильским обществом.
У них есть несколько сект, однако все они едины в приверженности еврейскому закону в каждой мелочи жизни и в полном неприятии западных веяний. Раввины регулируют каждый аспект их жизни — от правил скромности для женщин до личного здоровья и супружеских отношений. Харедим считают себя сторонниками подлинного иудаизма и живут в сплоченных общинах — так называемых «гетто по выбору» за «стенами святости», оберегающими их от греховной внешней среды. В школах харедим главный предмет — религия, а естественные науки, математика и английский не поощряются, потому выпускники неконкурентоспособны на рынке труда и вынуждены трудиться в своих закрытых общинах. У харедим есть свои газеты и журналы — раввины запрещают им посторонние светские газеты.