По многочисленным просьбам, публикуем выступление Академика РАН Роберта Искандеровича Нигматулина на Орловском экономическом форуме, организованном КПРФ. Во вторник на закрытом от прессы заседании Роберт Искандерович высказал свое мнение по поводу исключения из предвыборной гонки. Нигматулин Роберт Искандрович Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик РАН, член Президиума РАН,доктор физико-математи. Сегодня, 17 июня легендарный российский ученый, Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Искандерович Нигматуллин отмечает свой юбилей. Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г.
«История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...»
Таким образом, экономика выходит из замкнутого круга прозябания. Но есть нюанс, как говорится в анекдоте, для раскрутки этого маховика требуется значительное повышение доходов населения уже сейчас, а значит изменение условий их распределения. И кажется все понятно, но вот тут то и возникает тот самый Рубикон, который мы не можем перейти для реализации этих шагов — невежество и самообман. Сделать свой вклад в экономический рост и побороть невежество можно посмотрев полную лекцию Нигматуллина в Интернете или купить пару книг по экономике.
С 1986 по 1989 г. В 1989-1995 гг. Параллельно в 1986-1992 г.
Нигматулин заведовал кафедрой механики многофазных сред, созданной по его инициативе в Тюменском государственном университете. С января 1993 г. По совместительству в 1995-2004 гг.
В апреле 2006 г. Роберт Нигматулин был назначен и. Затем стал членом президиума РАН.
В сентябре 2022 г. С октября 2006 г. Ширшова РАН.
С 2017 г. С 2010 г.
Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники.
Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например.
Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена!
Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом.
И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась. У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут. Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну. Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море.
Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться.
Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить?
Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом! Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития. Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно.
В детстве легко освоить несколько языков. И тогда люди будут меньше всего этого бояться. Если человек окончил национальную школу, например, как мой папа или мой учитель Халил Ахмедович Рахматулин, выдающийся ученый, который переехал из Узбекистана. Да, сначала ошибки в русском после национальной школы, потом человек кончает институт на русском, пару лет работает в русской среде, и человек знает язык лучше русских. Так он еще и умнее благодаря этому. Я обобщаю, конечно.
Так, может, определенная изоляция - это хорошо? Ничего хорошего в изоляции нет, как научному работнику мне хотелось и мир повидать, и себя показать. Но я хочу сказать, что когда я поехал в Америку, меня там знали, то есть несмотря на все препоны мы публиковались в зарубежных журналах. Конечно, любой ученый хочет публиковать свои результаты заграницей. Сейчас другая крайность: мы сейчас фактически обязаны предъявлять только заграничные статьи, рейтинг важнее всего. Кто это ввел?
Ныне также член комиссии РАН по научной этике. Предполагал участвовать в выборах президента РАН осенью 2022 года [12] , но его кандидатура не была согласована с кабмином [13]. Автор более 200 научных статей и нескольких книг, в том числе: Нигматулин Р. Основы механики гетерогенных сред. Нигматулин Р. Динамика многофазных сред.
Часть I. Часть II.
«История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...»
Дело в том, что после ухода в отставку с дипломатической службы я написал двухтомник «Восток глазами дипломата» и почти навсегда закрыл эту тему, начал активно изучать совершенно новую для себя сферу — квантовую физику. Результат не заставил себя долго ждать. После избрания на пост директора упомянутого института Нигматулин взял отпуск и отдыхал в санатории «Завидово». Там он прочитал мою книгу о крупнейшем физике по квантовой термодинамике. Сочинение ему понравилось, он позвонил мне домой и попросил приехать к нему на работу.
Вот уже более 10 лет я занимаюсь под руководством Роберта Искандеровича популяризацией современной науки, в том числе и на страницах московской печати главным образом в «НГ-Наука». А с Нигматулиным мы встречаемся почти ежедневно. В конце прошлой недели я выступил с небольшим докладом среди московских журналистов, в котором обозначил тезисы программы кандидата в президенты РАН Р. Фото Максима Платонова Идея баланса Кстати, пора приступить к главной теме.
А начну с первого вопроса, который задал выдающийся журналист и писатель В. Губарев во время недавнего интервью с Нигматулиным, где он изложил свои главные тезисы по обновлению Российской академии наук в новых условиях. Вопрос Губарева звучал так: «Каковые причины, по которым вы согласились участвовать в выборах в президенты РАН? Ученый ответил: «Вся моя трудовая жизнь, мои достижения, моменты творческого вдохновения связаны с двумя жемчужинами российской цивилизации — Московским университетом и Российской академией наук.
Сейчас государственность РАН под угрозой, идет ее сползание в статус клуба академиков и членкоров. Для меня, как и для моих близких друзей и коллег, это трагедия. История не простит ни правительству, ни современному обществу, ни нам — членам РАН, если мы не выведем академию из траектории падения на траекторию взлета. У меня есть опыт и идеи, чтобы преодолеть кризис в РАН.
О главных идеях я рассказал на встрече группы академиков с президентом России В. За последние 10 лет я написал о Роберте Искандеровиче полдюжины статей в казанской и московской печати и ряд очерков в своих трех книгах. Поэтому мне хотелось бы акцентировать внимание читателей на следующих вопросах. Во-первых, у Нигматулина огромный научный кругозор и глубокое исследование по крупным проблемам современной теоретической механики.
В 1996 г. На протяжении 13 лет он руководил деятельностью огромного разнопланового научного коллектива, включавшего институты математики, механики, физики, химии, биологии, биохимии и генетики, гербицидов, технологии металлов, геологии, экономики, добычи нефти, транспорта нефти, переработки нефти, нефтехимии, филологии и истории, медицины труда, глазных болезней, сельского хозяйства. На посту Президента Академии наук РБ проявилась широчайшая эрудиция академика Нигматулина и его научно-организационный талант. Активизировалась не только научная деятельность ученых, но и их работа в государственных органах, повысился авторитет науки. За счет республиканского и федерального бюджетов было начато строительство жилья для ученых, был построен современный лабораторный корпус для институтов УНЦ РАН. В это время Р. Нигматулин параллельно с научной работой ведет активную государственную деятельность. Он возглавил разработку программ социально-экономического и гуманитарного развития Башкортостана. Впервые был разработан межотраслевой баланс экономики Республики.
В 1995 году академик Нигматулин был избран депутатом Государственного собрания РБ, а в 1999 году в условиях острой борьбы — депутатом Государственной Думы РФ, где возглавил Высший экологический совет. Он руководил созданием важнейшего закона о регулировании работ с облученным ядерным топливом, который был принят в 2001 году. Как депутат Государственной думы Р. В 2006 году академик Р. Нигматулин был избран членом президиума РАН и директором Института океанологии им.
Роберт Нигматулин является специалистом по разным научным направлениям: прикладной математике, механике, теплофизике, термодинамике, нефтяным, химическим и ядерным технологиям, океанологии, экологии и др. Создал научную школу в области механики и гидродинамики. Автор идеи управляемого термоядерного синтеза в кавитационных микропузырьках пара - так называемого пузырькового термоядерного синтеза термояда. В перспективе реакторы на основе "пузырькового термояда" могут стать альтернативой конструкциям, построенным по наиболее распространенному в настоящее время принципу "токамак". Одновременно с научной и преподавательской занимался политической деятельностью.
В 1988 г. В 1995-1999 гг. В 1999 г. В 1999-2003 гг. В Думе входил в депутатскую группу "Регионы России". Являлся членом комитета по энергетике, транспорту и связи, затем комитета по экологии. Лауреат премии Ленинского комсомола 1973; за цикл научных работ по механике сплошных сред , Государственной премии СССР 1983; за цикл научных работ по волновой динамике газожидкостных сред , а также премий правительства РФ в области науки и техники 2012 и 2019 гг. Почетный доктор Казанского университета 2008 и Международного университета инновационных технологий 2015; г. Бишкек, Киргизия.
Коптюга и академика В. Нигматулина председателем Уфимского научного центра РАН. Реорганизация АН РБ позволила активизировать сотрудничество академических, вузовских и отраслевых институтов, увеличить финансирование институтов за счет республиканского бюджета. В 1996 г. На протяжении 13 лет он руководил деятельностью огромного разнопланового научного коллектива, включавшего институты математики, механики, физики, химии, биологии, биохимии и генетики, гербицидов, технологии металлов, геологии, экономики, добычи нефти, транспорта нефти, переработки нефти, нефтехимии, филологии и истории, медицины труда, глазных болезней, сельского хозяйства. На посту Президента Академии наук РБ проявилась широчайшая эрудиция академика Нигматулина и его научно-организационный талант. Активизировалась не только научная деятельность ученых, но и их работа в государственных органах, повысился авторитет науки. За счет республиканского и федерального бюджетов было начато строительство жилья для ученых, был построен современный лабораторный корпус для институтов УНЦ РАН. В это время Р. Нигматулин параллельно с научной работой ведет активную государственную деятельность. Он возглавил разработку программ социально-экономического и гуманитарного развития Башкортостана. Впервые был разработан межотраслевой баланс экономики Республики. В 1995 году академик Нигматулин был избран депутатом Государственного собрания РБ, а в 1999 году в условиях острой борьбы — депутатом Государственной Думы РФ, где возглавил Высший экологический совет. Он руководил созданием важнейшего закона о регулировании работ с облученным ядерным топливом, который был принят в 2001 году.
Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»
Нигматулин Роберт Искандрович Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик РАН, член Президиума РАН,доктор физико-математи. Выступление Нигматулина Роберта Искандеровича, академика РАН. Последние новости. Дополнительные видео. Академик Роберт Нигматуллин встретился с татарской общественностью Москвы. Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН.
Академик Р.И. Нигматулин поставил президенту неуд!
Денежный доход в Москве - 90 000 р. В ряде регионов он 30 000 р. При нынешнем экономическом курсе это отставание будет только усиливаться. За последние 2 года Россия суммарно потеряла более 2-х миллионов человек.
Часть I. Часть II. Механика сплошной среды. Статистическая динамика. Среди учеников Р. Нигматулина 23 доктора и 50 кандидатов наук, 3 директора академических институтов, 1 член-корреспондент РАН.
Политическая деятельность[ править править код ] Избирался депутатом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан в 1995 и 1999 годах. В 1999 году избран депутатом Государственной Думы РФ по Кировскому одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан, выдвигался непосредственно избирателями.
Давайте за эти последние 10 лет спросим с руководителя нашего государства, с правительства, что они достигли? В той же Польше - в 4 раза больше. ВВП России на душу населения - меньше чем в бывших соцстранах. Колоссальное неравенство между регионами. Денежный доход в Москве - 90 000 р.
Вы большое внимание уделяете образованию, обучению молодежи, много трудитесь в сохранении исторической памяти, усердно защищаете российскую науку на мировом масштабе. Для татар России, особенно для соотечественников, проживающих в столице России, Вы — пример чести, мудрости. А для молодежи «Штаба татар Москвы» Вы пример для подражания.
Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным
Объясняет академик Роберт Нигматуллин. Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Новости - Уфа - UTV. Роберт Нигматулин — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Персональный сайт Роберта Искандеровича Нигматулина, Академика Российской академии наук, доктора физико-математических наук, Лауреата Государственной премии СССР, ВРИО научного руководителя Института океанологии РАН.
«История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...»
Примерно 500 или миллион тонн, но у них народу там 30, что ли, миллионов, а у нас 145, понимаете? На душу населения нужно смотреть. Поэтому на нефти и газе не проживешь". Нигматулин считает, что мало говорить, что "мы извлекли уроки", и задаёт ряд риторических вопросов президенту и руководству России. Военных самолетов мы стали мало выпускать. Поэтому вот так вот говорить, что мы извлекли уроки… Ты должен, во-первых, покаяться, что такое сделали. А мы предупреждали! Не слушали же… И потом, ну хорошо, покаялись, но нужно же людей поменять! Эти люди, которые там сидят, минпромторг и так далее, это социологи, переводчики.
Ну как вы хотите поднять машиностроение социологами, переводчиками?! А кто министерство образования, науки возглавляет? Посмотрите, кто там. Ну ладно министр, он ректор был, а все-таки второсортного университета, второй категории. Ведь всегда министерство высшего образования, государственный комитет по науке возглавляли академики, самые квалифицированные люди. Они определяли политику отраслей. А кого вы поставили? И вот с этим уровнем правительства вы хотите поднять нашу промышленность, машиностроение, авиационную, автомобильную отрасль?
Но ведь, посмотрите, Южная Корея создает какие новинки?! Вот куда мир уходит! Академик напомнил, что выступая на Орловском форуме, он уже приводил наши затраты на образование, здравоохранение, науку и культуру в мизерных долях ВВП. Как это такое? Я думаю, бюрократия съедает. Ведь даже Бастрыкин говорит, коррупция выше некуда.
Ширшова РАН , с 2017 года — его научным руководителем. С 2010 года — заведующий кафедрой волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. Является также научным руководителем физфака ТюмГУ [4]. Примерно раз в год приезжает в Тюмень с лекциями о прикладной математике, экономике, океанологии, современной науке и инженерии.
В 2013 году подписал заявление ряда академиков и членов-корреспондентов РАН об отказе вступить в новую «РАН» в случае её реорганизации [5]. В июне 2017 года заявил о намерении баллотироваться на пост президента Российской академии наук [6] , в начале августа рассказал о предвыборной программе [7]. Его кандидатура, наряду с ещё четырьмя, прошла согласование в правительстве РФ [8]. Сергеевым 681 голос.
В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском. Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык. Такое должно быть везде!
Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания. Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова. Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход?
Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык? Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции. Нужны люди!
Нужны инвестиционные проекты! И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море. У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать.
Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что? А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция. Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел.
И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым.
Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые.
Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае.
Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким.
По результатам второго тура проиграл своему сопернику А. Сергееву [10].
При этом, как и в 2014 году, был избран в состав Президиума Академии [11]. Ныне также член комиссии РАН по научной этике. Предполагал участвовать в выборах президента РАН осенью 2022 года [12] , но его кандидатура не была согласована с кабмином [13]. Автор более 200 научных статей и нескольких книг, в том числе: Нигматулин Р. Основы механики гетерогенных сред. Нигматулин Р.
Феномен Роберта Нигматулина
По многочисленным просьбам, публикуем выступление Академика РАН Роберта Искандеровича Нигматулина на Орловском экономическом форуме, организованном КПРФ. Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Первым выступающим лектория стал академик Российской академии наук Роберт Искандерович Нигматуллин.
Академик Нигматулин поставил президенту Путину жёсткий "неуд"
Но что более неприятно, к этому надо прибавить вредительские реформы, которые двигают наши чиновники. При социализме у нас была диктатура пролетариата. Расправились с ней. Взамен Россия получила диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества, которое еще и вредит стране. Об этом я сказал на недавнем общем собрании Российской академии наук, на котором был и первый вице-премьер Белоусов, министр науки и высшего образования Фальков, председатель комитета по науке Госдумы Кабышев. И я им то же самое сказал. Как исходящие претензии от народа. К ЧЕМУ приводит двукратное недофинансирование социальной сферы? Хроническое недофинансирование образования, умноженное на вредительские реформы, разрушило среднюю школу. Мои сын и дочь, для своих детей, моих внуков, сейчас ищут школу в Москве, в которой было бы нормальное образование.
И это в Москве. И такие школы очень дорогие. Заслуга Советской власти в том, что обучался весь народ. Всех заставляли учиться. И надо было заставлять учиться. Без этого не будет никакого развития государства. Но мы пошли по американскому пути. Должен вам сказать, я работал и в Америке, и во Франции, в Дании, поэтому могу со знанием дела сказать, что там нормальное образование получают всего несколько процентов населения. Подавляющая часть народа довольствуется облегченным образованием.
Им синусы не нужны. Сочинения писать не нужно. Я же уверен, что в нашей стране все должны пройти эти синусы, тангенсы и котангенсы. Просто потому, что должны быть тренированы мозги. Обязательно должна быть языковая подготовка. Русскую литературу все должны знать. Плюс еще национальные языки. Но у нас все это загибается. Именно поэтому в стране не хватает квалифицированных рабочих, квалифицированных токарей, квалифицированных слесарей.
Не хватает и не будет хватать в дальнейшем квалифицированных инженеров, технологов, конструкторов. И это будет страшная проблема. Страна серьезно заплатит за разрушение всеобщего образования. Отдельная тема — двукратное недофинансирование науки. Помноженные на вредительские реформы в этой сфере. В России деградировала наука. Количество публикаций, их качество, активность ученых стали дряблыми. Это как в живом организме. Если мышцы не задействованы, не работают, они дрябнут.
По числу научных сотрудников мы сейчас находимся на 29-м месте в мире. Вы можете себе представить великую Россию на 29-м месте по числу научных сотрудников на душу населения? Только 10 процентов аспирантов делают диссертации. Наука на 70 процентов делается именно в диссертациях — это аксиома. У нас осталась только пропаганда науки, если взять какой-то «Сириус». Кстати, как аспирант может написать диссертацию, если у него стипендия 8000 рублей? А ведь это взрослые люди с высшим образованием. Многие даже не догадываются, что смертность в России самая высокая в Европе. Более того, несмотря на революционные открытия в медицинских технологиях, а сейчас фантастические методы лечения и сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, у нас смертность гораздо выше, чем во времена СССР.
На 200 тысяч человек! Целый город умирает сверх всяких норм. Плюс к этому двукратный прирост смертности в пандемийные два года. И это несмотря на все современные достижения медицины.
Давайте за эти последние 10 лет спросим с руководителя нашего государства, с правительства, что они достигли? В той же Польше - в 4 раза больше. ВВП России на душу населения - меньше чем в бывших соцстранах. Колоссальное неравенство между регионами. Денежный доход в Москве - 90 000 р.
Он возглавил разработку программ социально-экономического и гуманитарного развития Башкортостана. Впервые был разработан межотраслевой баланс экономики Республики. В 1995 году академик Нигматулин был избран депутатом Государственного собрания РБ, а в 1999 году в условиях острой борьбы — депутатом Государственной Думы РФ, где возглавил Высший экологический совет. Он руководил созданием важнейшего закона о регулировании работ с облученным ядерным топливом, который был принят в 2001 году. Как депутат Государственной думы Р. В 2006 году академик Р. Нигматулин был избран членом президиума РАН и директором Института океанологии им. Ширшова РАН — одного из крупнейших институтов РАН, в котором объединен широкий спектр наук об океане: физика, математика, биология, экология, география, геология, химия и инженерная наука. Во время встречи с В. Путиным в 2010 году на Байкале Нигматулин Р. Активная работа с помощником Президента РФ А. Котюковым позволила кардинально изменить работу флота РАН. Во многом благодаря усилиям Р. Нигматулина государственное финансирование научного флота РАН увеличилось в 6 раз и достигло 1 млрд.
У нас всё больше людей, которые не знают свой родной язык. А это потеря потенциала. Потенциала людей, которые в ней живут. Страна нуждается в том, чтобы люди были развиты, обладали гибким умом. Правда, я там покритиковал одного начальника-чиновника. Понятно, что у них свои проблемы. Но если не прилагать усилия, родные языки уйдут. При советской власти прибалтийские республики сохраняли свои родные языки. Это стремление быть европейцами - им, конечно, не хотелось оставаться в России. Это чувствовалось в значительной части интеллигенции. У татар этого стремления нет. В 90-е годы в Татарстане началось какое-то движение, возрождение своих языков, даже национальную школу в Казани открыли. Дети, которые там учились, знали русский язык лучше, и знали иностранный язык. Может быть, нужно, чтобы руководство республики позаботилось о создании таких школ, где бы сосредоточились основные педагогические силы, лучшие преподаватели. Чтобы они доказывали, что национальные школы даже более крепких людей воспитывают, в т. У меня был друг — профессор Загидуллин из Башкирии, он вырос в татарской деревне. Вот он по седьмой класс учился в татарской школе, а в 8-10 классах - в чувашской. Он и татарский знал, и по-чувашски даже небольшие шутливые стихи писал. И русский язык у него был замечательный, ничуть не хуже, чем у русских. Он был одним из самых талантливых людей, которых я встречал. Знание родных языков никак не мешает русскому языку, русскому образованию и нашему общерусскому общению. Дома с папой мы обсуждали и Пушкина, и других русских деятелей. В этом смысле мы все русские. Но я еще и татарин. Надо стараться сохранить язык. Я с детьми разговариваю по-татарски. Конечно, у них тоже русское образование, их татарский язык несовершенен. Но у дочери муж не татарин, поэтому две внучки не говорят. Но дочь обещала научить их татарскому или хотя бы начать изучать. Знание родного языка никоим образом не мешает русской культуре. Надо же еще и иностранным владеть. В Европе многие знают несколько языков. Я завидую Познеру - у него три родных языка: французский - язык мамы, английский - он детство провел в Англии, вот сейчас русский. Он и русским овладевал уже, когда приехал в Россию. Это же делает его развитым. Хотелось бы узнать ваше отношение к таким поползновениям. Я сейчас стараюсь говорить на родном языке, а многие совсем никак не стараются. Это говорит о качестве народа. Вот мы гордимся, что мы татары. Вообще, гордиться своей нацией нельзя. Нужно для своей нации что-то сделать. Если бы я был руководителем какой-либо республики, я бы сосредоточился на этом. На укреплении национальных школ, даже в городах. Чтобы там собирались лучшие люди, лучшие учителя. Чтобы они обеспечивали поступление в университет. Может быть, доплачивать людям, которые работают в государственных органах, если они еще владеют татарским языком. Потребует отменить это положение как дискриминирующее. За ученую степень же доплачивают. Русских, которые хотят изучить национальный язык, нужно как-то поощрять. Помощь укрепляет единство народов. Ваши предки из Башкирии. Валерий Тишков, например, года 4 назад в интервью предлагал ввести такую идентичность, как татаро-башкиры, для жителей северо-западных районов РБ и приграничных районов Татарстана. Как вы относитесь к этой идее Валерия Александровича? Конечно, язык северо-западных башкир близок к татарскому. Вообще, татарский язык - он ведь многодиалектный. Когда формировался официальный башкирский язык, его старались максимально отдалить от татарского. Может быть, это делалось, чтобы сохранить вот такой. Я сейчас это не осуждаю. Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость.