Тем кто бодрствует во время Махашиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание, также любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца и Луны в это время. Праздник Маха Шиваратри. Даты МахаШиваратри в обозримом будущем. Садху считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам.
Празнование МахаШиваратри 2024
Во вторых, нужно понимать на какую часть дня должен попасть Чатурдаши титхи, для выбора именно этого дня как опорного для расчета. Ключевой точкой отсчета для Маха Шива ратри является ночь, но какая ее часть? Есть несколько взглядов на этот вопрос: согласно школе Нирнаясиндху, значимым для расчета отрезком времени является прадоша период времени на границе захода солнца ; согласно школе Дхармасиндху, это ратримана период времени на границе полночи. Вариант расчета по версии Дхармасиндху наиболее популярен, но вариантов расчета ратриманы есть также два: либо нишитакала 8-ая часть ночи из 15-ти , либо мадхьяратри 3-я часть ночи из 5-ти. В большинстве случаев это не имеет значения, но если Чатурдаши титхи попадает на полночь в два разных дня, то может произойти перенос события. В третьих, как уже было сказано выше, Чатурдаши титхи может попасть на значимый для расчета отрезок времени два дня подряд и нужно будет выбирать один из них. Чаще всего событие попадает только на один значимый отрезок времени.
В этом случае выбор очевиден.
Многие люди празднуют рано утром, а некоторые совершают пуджу всю ночь. Преданные даже соблюдают дневной пост, прерывая его только на следующий день после омовения. Этот пост является скорее проверкой решимости, чем достижением благ. В 1864 году Александр Каннингем задокументировал ярмарку и танцевальный фестиваль Маха Шиваратри, который проходил в храмах Кхаджурахо Шивы, с участием паломников-шиваитов, разбивших лагерь на многие мили вокруг храмового комплекса. За пределами Индии Маха Шиваратри также празднуют в Непале, и это, по сути, национальный праздник. Главное празднование проходит в храме Пашупатинатх.
Даже в Пакистане индуисты посещают храмы Шивы, а самый важный праздник — трехдневный праздник в Умеркот Шив Мандире. Таким образом, Маха Шиваратри является чрезвычайно священным днем для индуистов всего мира и отмечается с большим энтузиазмом. Как соблюдать Махашиваратри Соблюдайте пост Многие преданные соблюдают пост в Махашиваратри. Единственными разрешенными продуктами в этот день являются фрукты, молоко и блюда, в состав которых входят постные ингредиенты. Желательно воздержаться от любого употребления мяса, алкоголя и табака. Посетите храм Шивы В полночь отправляйтесь в ближайший храм Шивы и насладитесь всеми положительными вибрационными энергиями во время полуночной пуджи. Это уникальный опыт.
День раздачи просада из грецких орехов и рисовых пирогов. В давние времена МахаШиваратри праздновался вплоть до восьмого лунного дня Аштами. Но в нынешнее время всё обстоит немного иначе. МахаШиваратри в наши дни Сегодня Шиваратри празднуют в ночь новолуния. Считается, что благодаря воздействию луны на этот период усиливается действие любых практик. Ум успокаивается, сознание на время прекращает блуждание в пространство прошлого, будущего. Это лучший момент, чтобы зафиксироваться в настоящем. МахаШиваратри это период, который стоит посвятить практикам: Медитации.
Хотя бы один час необходимо отвести на чтение мантр и медитации. Молитвы могут быть посвящены Шиве. Однако можно выбрать любую другую близкую душе молитву. Благодатна эта ночь для взятия обета или начала длительной садханы. Шива — великий покровитель всех практик. МахаШиваратри чудесное время для поста. Только здесь подразумевается не один лишь отказ от пищи, но и полная аскеза. Благоприятным решением будет отказ от интимных отношений, похода на различные мероприятия, не входящие в рамки рассматриваемого праздника.
МахаШиваратри удивительная возможность побыть наедине с самим собой и обязательно стоит этим воспользоваться во благо себе и всему, что окружает в этом мире! Легенды МахаШиваратри Шива и праздник в его славу описывается множеством легенд. Вот, одна из них самая главная легенда, объясняющая происхождение праздника. Пураны гласят, что однажды Вишну и Брахма два бога из индуистской божественной троицы столкнулись в сражении, чтобы доказать свою доблесть. Битва эта была настолько сильной и яркой, что другие боги просто пришли в ужас. Они попросили Шиву вмешаться. Тогда, Шива для того чтобы помочь осознать двум богам тщетность их сражения, обернулся пылающим Лингамом и стал между Брахмой и Вишну. Бог попросил измерить Лингам.
По приданию Лингам символ Шивы. Богов охватил благоговейный страх перед размерами пылающего Лингама и они решили, что каждый найдёт один край, чтобы доказать превосходство над вторым. Брахма обратился лебедем и воспарил к небесам, чтобы отыскать край там в мирах возвышенных. А Вишну превратился в вепря Варахи и отправился вниз под землю, чтобы отыскать край там, в низших мирах. Оба искали в пределах тысячи миль, но так и ничего не нашли.
Это грандиозный праздник, посвященный Господу Шиве, который проводится ежегодно, а Шив Ратри отмечается ежемесячно по лунно-солнечному календарю. Великая Ночь Шивы: Маха Шивратри, переведённая буквально как «великая ночь Шивы», имеет глубокий духовный смысл.
Легенда гласит, что в эту ночь Господь Шива, Разрушитель Тримурти, исполняет свой небесный танец, известный как «тандав». По словам Дрика Панчанга, фестиваль начинается в ночь на 8 марта и продолжается до вечера 9 марта. Чатурдаши Титхи начнется в 09:57 8 марта 2024 года и завершится в 06:17 9 марта 2024 года. Время Нишита Каал Пуджи, особенно благоприятный период, начинается в 12:07 и заканчивается в 12:56. Маха Шивратри — это не просто праздник, а глубокое духовное событие. Он приглашает преданных погрузиться в молитвы, ритуалы и самоанализ, символизируя вечный танец творения, сохранения и растворения. Культурное значение Махашиваратри проявляется в космическом танце Господа Шивы, символизирующем созидание, сохранение и разрушение, олицетворяющем циклическую природу существования.
Значение Рудрабхишека во время Махашиваратри Рудрабхишек имеет огромное значение во время Махашивратри, символизируя глубокое почтение и преданность Господу Шиве. Этот священный ритуал включает в себя церемониальное омовение лингама Шивы различными священными подношениями, такими как вода, молоко, йогурт, мед и топленое масло, в сопровождении ведических песнопений и молитв. Считается, что он призывает благословение Господа Шивы на очищение, процветание и освобождение от негативных энергий. Рудрабхишек во время Махашивратри считается очень благоприятным, предлагая преданным духовный подъем и божественную связь.
Смотрите также
- 8 марта 2024 - Махашиваратри (Шиваратри) - ночь Шивы
- Время и место
- Как переводится Махашиваратри
- Махашиваратри: великая ночь Шивы
- МахаШиваратри: Великая ночь Шивы с 8 - 9 марта 2024 г. | Джйотиш астролог Ольга MoonHasta | Дзен
- Календарь Шиваратри на 2024 год
🌑 ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ 25 МАРТА 2024 ГОДА В 07:53 МСК 🌑
Маха Шиваратри. Дата в текущем году: 8 февраля 2024. Махашиваратри в 2024 году: дата проведения и особенности праздника. Махашиваратри 08.03.2024 — пост пикабушника Shivananda. Celebrate MahaShivRatri 2025 at Isha Yoga Center on 26 Feb. Join us for musical performances, powerful meditations, and a nightlong Satsang with Sadhguru. Групповая церемония на Махашиваратри 8 марта 2024. Садху считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам.
Махашиваратри
День перед ночью Маха Шиваратри лучше провести в посту. Узнайте точные даты Шиваратри в 2024 году, традиции и ритуалы индуистского праздника, его влияние на культуру Индии и экономическую активность. это ночь поста и молитвы. Махашиваратри отмечается в четырнадцатый лунный день темной половины лунного месяца Магха. Махашиваратри: дата и особенности праздника в 2024 году.
Махашиваратри 2024
После каждого абхишекама раздаются угощения. Бауманская см схему проезда. Вход строго по списку регистрации! Начинается: 8 марта 2024 в 17:00 МСК.
Вознесите молитвы Господу Шиве и дайте клятву работать над собой и идти по пути праведности. Найдите время для самоанализа Маха Шиваратри — торжественный праздник; Помимо совершения пуджи и ритуалов, вы также можете уделить время самоанализу. Поймите, как ваши действия влияют на вас и окружающих. При необходимости примите необходимые меры по исправлению ситуации. Жена Господа Шивы Жена Господа Шивы — Парвати, индуистская богиня брака, любви, плодородия, красоты, преданности, детей, божественной силы и власти. Третий глаз Господа Шивы Известно, что у Господа Шивы есть третий глаз, который часто бывает закрыт, когда он смотрит внутрь себя. Колье кобра Господь Шива носит ожерелье из кобры, которое символизирует его силу и могущество как верховного бога.
Шиваизм Поклонение Господу Шиве известно как шиваизм. Почему Махашиваратри важен Это поощряет самоанализ Маха Шиваратри — день, который поощряет самоанализ. Надо знать, что все действия имеют последствия. Этот день напоминает вам о необходимости погрузиться глубоко в свою душу и искать ответы. Анализируйте свои действия. Научитесь принимать других такими, какие они есть, оказывать поддержку и показывать людям правильный путь.
В зависимости от региона особенности процессии Шивабарат на Махашиваратри могут быть разные. Где-то ездит человек, одетый Шивой, где-то возят статую или мурти из храма, где-то — Шива идет пешком, в сопровождении бхутов и претов.
В одних местах в качестве транспорта используют белую лошадь, в других — карету, повозку, машины и т. В «городе Шивы» — Варанаси — процессия Шива-барат ежегодно стартует с территории храма Тилбхандешвар , проходит через весь Каши и возвращается в храм. Одновременно в городе может проходить несколько таких процессий, например, по одной в каждом районе. Главное событие Махашиваратри для каждой семьи, где почитают Шиву как семейное, клановое или избранное Иштадевата божество — посещение храма Махадева. С наибольшей помпой проходят празднования в крупных храмовых комплексах, посвященных Шиве или в важных Шива-мандирах например, в храмах, где находятся 12 джьотирлингамов. Люди съезжаются в шиваитские храмы со всех окрестностей, в том числе из глубинки. Приезжают, зачастую, семьями, часто останавливаясь на ночь тут же, во дворе храма. Толпы паломников в этот день скупают посвюду молоко, листья бильвы и цветы, чтобы отнести своему Господу — Шиве — в качестве подношения.
Поток шива-бхактов в храмы начинается еще днем, накануне Великой Ночи Шивы. И всю ночь люди идут и идут к лингаму, чтобы омыть его молоком и украсить цветами. Особенно просветленные преданные Махадева идут в храм с простираниями или делая кувырок на каждом шагу. Вечером стартует так называемый Джагран — всенощное бдение. Считается, что человек, который не спит на Махашиваратри, предаваясь мыслям о Боге, будет благословлен Господом и сможет достичь освобождения мокши из круговорота перерождений. Индуисты также верят, что Махадев посещает своих преданных, не спящих в эту ночь. И стоит только человеку на секунду сомкнуть глаза в ночь Махашиваратри, как в тот же миг Шива явится перед ним. Чтобы избежать соблазна уснуть, рекомендуется усиленно практиковать, думать о Шиве или разговаривать о нем с другими Шива-бхактами.
Празднование Махашиваратри конкретной семьей очень сильно зависит от того, к какой ветке индуизма причисляют себя ее члены, какие у них иштадеваты, семейное Божество. Шиваиты будут отмечать этот фестиваль с максимальным размахом, паломничеством в святые места или, как минимум, в местные храмы Шивы.
Иногда на плечах Шивы наброшена накидка из шкуры слона, которая символизирует укрощенную гордыню. Змея, обвивающая Его шею — Нага или её другое имя - Кундалини буквально — «свернувшаяся кольцом» — символ внутренней энергии, также она означает мудрость и вечность. Змеи на запястьях и ногах — знаки чистых каналов энергий, змея Кундалини на голове — символ полностью раскрытой энергии и мудрости, проявившейся в сознании. Он пребывает на священной вершине Гималаев — пике Кайласа, всегда покрытом снегом и льдом, означающем высшую чакру — сахасрару. Лёд — знак холодного, чистого сознания в котором нет больше сжигающих обычного человека страстей и страданий, лёд и горный хрусталь — это ясное сознание, не опаляемое огнем заблуждений. Он сидит на шкуре полосатого тигра — символ поверженного двойственного ума, бродившего в «лесу желаний», глаза тигра открыты — это знак того, что ум не мёртв, а подчинен. Тигр представляет вожделение, страсть, которые Шива поставил под контроль.
Глаза Шивы или полностью открыты или полуприкрыты в состоянии медитации, как символ одновременного пребывания в двух измерениях бытия — в глубинах сознания и во внешней природе, обретая при этом нераздельность всего. Его глаза всегда излучают свет интуиции и проницательности. Шива является Трехглазым Трилочана : третий глаз — Око Мудрости находится в межбровном центре головы. Это символ абсолютного баланса сознания и высшего просветления. В ушах Господа Шивы серебряные или золотые серьги в виде полумесяца Чандра , они означают чистое слышание трансцендентального звука Нада. Волосы Шивы обычно рыжего цвета — знак природы огня, поэтому Его древнее имя — Рудра Огненный, Рыжеволосый. Когда Шива танцует в своём экстатическом танце, все во вселенной приходит в движение, Его волосы развеваются как вихри космических энергий, рождаются и сгорают целые галактики в языках вселенского пламени. Когда Шива погружается в покой и медитацию Его волосы свиты на макушке головы, как знак собранных воедино энергий Космоса. Из Его спутанных волос джада вытекает священная Ганга - символ нектара бессмертия, который проистекает из Божественного Сознания.
Ниспадающая Ганга, как небесный поток чистой мудрости, охлаждает тело Шивы, разгоряченное огнем аскетической практики, в котором сгорают все несовершенства. От головы Шивы всегда исходит свет — вечное сияние Абсолютного Знания. Священные атрибуты Шивы: Тришула Трезубец — один из основных священных атрибутов Шивы — знак могущества в трёх мирах физическом, астральном и причинном. Он обозначает пробуждение, действие и мудрость ичха, крийя и джнана Шакти с помощью которых Шива контролирует законы вселенной. Тришула - знак трех ветвей тантры учения тантр делятся на тантры левой и правой руки, а также срединный путь , четырех состояний сознания бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений и турии — транса, как единства трёх предыдущих. Три пики представляют три гуны базовые качества природной энергии : саттва равновесие, ритм, свет , раджас движение, страсть, огонь и тамас покой, неведение, тьма. Трезубец — атрибут верховной власти Шивы над гунами материальной природы. Он правит миром через эти три гуны и одновременно пребывает вне их досягаемости. Дамару - двусторонний барабанчик, представляет Шабда Брахмана звучание космоса или творение звуком.
Теория йоги говорит, что вселенная была создана звуком или вибрацией. Это подобно научной теории «большого взрыва». Дамару представляет два полушария мозга человека, энергия или фокус осознавание переходят от одного полушария к другому в процессе восприятия мира, так и ударники барабана перелетают от одной половины к другой. Дамару — символ ритмов ума, вначале двойственных, а затем единого вибрирующего звука. Трилистник бильва или роза в волосах — знак духовной и телесной чистоты и благоухания, йогин полностью очистивший себя практикой йоги обретает божественный аромат. Его тело действительно начинает благоухать, дурной запах различных выделений тела исчезает. Чётки из Рудракша семена голубого клёна — символ Сострадания и Любви ко всему живому, поэтому имя «Шива» переводят как Благой или Милосердный, бусины рудракша — это «слёзы Шивы» проявившиеся в печали о страданиях людей. Чандра полумесяц — знак ночи и подсознания читты , проникновения в глубины разума, а также знак сексуальной энергии, которая сублимировалась в психическую силу сознания. Полумесяц нарастающая луна на Его голове указывает, что Шива имеет совершенно контролируемый ум.
Камандалу — сосуд для воды, который носят аскеты шиваиты. Как атрибут Шивы камандалу представляет сосуд, наполненный нектаром бессмертия — вечным потоком сознания и жизни. Линга-Йони - Единство Шива-Шакти, Непроявленного и Проявленного, от их слияния вечно истекает бесконечный поток жизни, энергия плодородия, нектар блаженства чистого бытия и неисчерпаемого опыта жизни. Этот образ относится к недвойственным тантрам, в которых нераздельно слиты Энергия и Сознание. Бык Нандин — это вахана ездовое животное Шивы, чисто белый бык с чёрным хвостом, инстинктивное животное начало в человеке на которое опирается разумное сознание, это символ земли и постоянства в практике и вере, образ духовной твёрдости, чистая душа совершенно преданная Шиве, энергия мощи природы и аспект блаженства, сила оплодотворяющая Природу. Цель и задачи этого праздника - подержать устремления практикующих контролировать раджас и тамас. Перед ночной практикой поддерживается пост весь день.
8 марта - Махашиваратри 2024: значение, ритуалы и религиозные верования
Великая ночь Шивы.» на канале «Meditation Best R» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 марта 2024 года в 13:52, длительностью 00:04:10, на видеохостинге RUTUBE. Махашиваратри 2024 дата. Махашиваратри — это один из наиболее значимых религиозных праздников в индуистской традиции. Дата празднования Махашиваратри в 2024 году В этот день верующие молятся и воздерживаются от еды, утренние молитвы продолжаются до рассвета.
Празнование МахаШиваратри 2024
Когда эти энергии объединяются в Сахасрара Чакре, знание, знающий и объект знания становятся единым целым. Шива и Шакти — проявление единого божественного сознания. Когда каждая из этих двух основополагающих сил творения изображена, как часть единой фигуры. Одна сторона — женская, другая — мужская.
Левая сторона — это Божественная Мать, Парвати — «женская» энергия, а правая сторона представляет Шиву, «мужское» сознание. Эта фигура показывает объединение мужского и женского аспектов в каждом из нас, и отражает мистическую внутреннюю целостность. Это Шива-Шакти — союз священного мужского и женского сознания, которое находится внутри нас и во всей Вселенной.
Проявление Шивы и Шакти: Шива знает обо всем, что приходит в творении. Всё в творении рождается благодаря Шакти. В нас есть эти качества Шакти: танец, движение, сила, энергия, свобода становления.
Шива — это чистое бытиё в полном спокойствии и равновесии. Шакти — чистое развитие во всем ее потоке и творчестве, а также ее бесконечное открытие возможностей. В Шиве есть глубокая мудрость и способность осознавать.
Он являет собой Высшее Трансцендентальное Сознание в облике человека. Тело Шивы дымчатого, пепельного, голубого цвета или цвета грозового облака. Это символический цвет бесконечного пространства сознания, знак сожженных привязанностей к грубым объектам материального мира.
Он обнажен, так как Истина не прикрыта ни чем и чиста, он одет в набедренную накидку из шкуры леопарда или тигра, как знак подчинения животной природы в человеке. Иногда на плечах Шивы наброшена накидка из шкуры слона, которая символизирует укрощенную гордыню. Змея, обвивающая Его шею — Нага или её другое имя - Кундалини буквально — «свернувшаяся кольцом» — символ внутренней энергии, также она означает мудрость и вечность.
Змеи на запястьях и ногах — знаки чистых каналов энергий, змея Кундалини на голове — символ полностью раскрытой энергии и мудрости, проявившейся в сознании. Он пребывает на священной вершине Гималаев — пике Кайласа, всегда покрытом снегом и льдом, означающем высшую чакру — сахасрару. Лёд — знак холодного, чистого сознания в котором нет больше сжигающих обычного человека страстей и страданий, лёд и горный хрусталь — это ясное сознание, не опаляемое огнем заблуждений.
Он сидит на шкуре полосатого тигра — символ поверженного двойственного ума, бродившего в «лесу желаний», глаза тигра открыты — это знак того, что ум не мёртв, а подчинен. Тигр представляет вожделение, страсть, которые Шива поставил под контроль. Глаза Шивы или полностью открыты или полуприкрыты в состоянии медитации, как символ одновременного пребывания в двух измерениях бытия — в глубинах сознания и во внешней природе, обретая при этом нераздельность всего.
Его глаза всегда излучают свет интуиции и проницательности. Шива является Трехглазым Трилочана : третий глаз — Око Мудрости находится в межбровном центре головы. Это символ абсолютного баланса сознания и высшего просветления.
В ушах Господа Шивы серебряные или золотые серьги в виде полумесяца Чандра , они означают чистое слышание трансцендентального звука Нада. Волосы Шивы обычно рыжего цвета — знак природы огня, поэтому Его древнее имя — Рудра Огненный, Рыжеволосый. Когда Шива танцует в своём экстатическом танце, все во вселенной приходит в движение, Его волосы развеваются как вихри космических энергий, рождаются и сгорают целые галактики в языках вселенского пламени.
Когда Шива погружается в покой и медитацию Его волосы свиты на макушке головы, как знак собранных воедино энергий Космоса. Из Его спутанных волос джада вытекает священная Ганга - символ нектара бессмертия, который проистекает из Божественного Сознания. Ниспадающая Ганга, как небесный поток чистой мудрости, охлаждает тело Шивы, разгоряченное огнем аскетической практики, в котором сгорают все несовершенства.
От головы Шивы всегда исходит свет — вечное сияние Абсолютного Знания. Священные атрибуты Шивы: Тришула Трезубец — один из основных священных атрибутов Шивы — знак могущества в трёх мирах физическом, астральном и причинном. Он обозначает пробуждение, действие и мудрость ичха, крийя и джнана Шакти с помощью которых Шива контролирует законы вселенной.
Тришула - знак трех ветвей тантры учения тантр делятся на тантры левой и правой руки, а также срединный путь , четырех состояний сознания бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений и турии — транса, как единства трёх предыдущих. Три пики представляют три гуны базовые качества природной энергии : саттва равновесие, ритм, свет , раджас движение, страсть, огонь и тамас покой, неведение, тьма. Трезубец — атрибут верховной власти Шивы над гунами материальной природы.
Он правит миром через эти три гуны и одновременно пребывает вне их досягаемости.
Шива в одном из своих проявлений воздерживается от большинства удовольствий, ведет закрытый, отшельнический и строгий образ жизни, контролирует свои порывы и желания. Этому его аспекту и поклоняются те, кто хочет достичь освобождения от всего мирского. Вторая — это женщины, которые обращаются не к самому Шиве, а к его супруге Парвати.
Незамужние в эту ночь просят, чтобы Парвати помогла им обрести супруга, замужние просят детей. Также они ждут счастья и благополучия и для себя, и для всех членов семьи. Но поскольку Шива символизирует добро в самом широком смысле этого слова, то в эту ночь он щедр по отношению ко всем людям, ищущим его покровительства. Он разрушает ложную реальность и помогает думающим, медитирующим и созерцающим, именно поэтому в ночь Махашиваратри нужно пытаться обрести внутренний покой и заниматься духовными практиками.
Если удастся достичь успокоения ума, то милостью Шивы жизнь изменится к лучшему. Махашиваратри можно рассматривать с двух точек зрения — нематериальной и материальной. В нематериальном контексте праздник связан с молитвами, медитациями или хотя бы простым обдумыванием разных важных для человека вопросов. Это помогает усмирять, успокаивать ум и контролировать, организовывать мысли.
В материальном контексте это приводит к тому, что появляются выходы из самых сложных и, казалось бы, беспросветных ситуаций, проблемы начинают решаться. Поэтому говорят, что Махашиваратри — благоприятный день, помогающий процветанию и обретению счастья. Как рассчитать Махашиваратри Для этого необходимо иметь индийский лунный календарь на интересующий вас год обратите внимание — индийский, иначе расчеты окажутся неверными. Махашиваратри отмечается в четырнадцатый лунный день темной половины лунного месяца Магха.
Оно означает начало лунного месяца Магха. С этого момента Луна начнет расти прибывать. Потом нужно найти дату полнолуния того, которое следует за новолунием в Козероге , оно укажет на границу между первой светлой и второй темной половиной месяца Магха. С этого момента Луна начнет уменьшаться убывать.
В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой. На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященные различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации. В IX веке Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние». Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводилось в благочестивых молитвах. Один день был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы.
Один день был предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день почитания Шивы. На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых пирогов. В прошлом праздник часто продолжался до Аштами 8-го лунного дня. Последний день также отмечается, как конец зимы и празднуется сжиганием кангри. Это было раньше, в современном мире всё иначе. На Шиваратри рекомендуется вечером или ночью посвятить некоторое время духовной практике: Медитациям.
Первая пуджа — вайдика ведическая — имеет саттвическую направленность; в ней Шива почитается как Рудра. Пуджа завершается возлиянием на Лингам молока. Вторая пуджа — пураника пураническая — пышная, раджасичная; Шива почитается как Садашива в духе Дакшиначары. Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта. Третья пуджа — тантрика тантрическая , вамачарская, соотносится с гуной тамаса; почитание Шивы совершается в образе Бхайравы и завершается возлиянием на Лингам гхи топленого масла. Четвертая пуджа — брахма — трансцендентная, внутренне-медитативная, она выполняется в предрассветное время — брахма-мухурту. В этой пудже почитается Пара-Шива высший аспект , она завершается возлиянием меда.