Переяславская рада.1647 г. – начало вооружённой борьбы Украины с Польшей 1648 г. – первая просьба Богдана Хмельн. Воссоединение левобережной Украины с Россией имело огромное историческое значение. В год 365-летия воссоединения России и Украины редакция "Родины" открывает рубрику, которая напомнит читателям об общем и славном прошлом двух братских народов.
Воссоединение Украины с Россией
И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом. И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих государей наших, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили. И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.
Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое.
И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно.
И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено.
Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; второй — хан крымский; третий — король польский, которой, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежную ласку принята может; четвертый есть православный Великия Росия государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец восточный, которого мы уже 6 лет безпрестанными молении нашими себе просим, — тут которого хотите избирайте. Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наши, православний християне греки, беду терпят и в каком суть от безбожных утеснений. Крымский хан тож бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнские от польских от панов утеснения — никому вам сказывать не надобеть. Сами вы все ведаете, что лучше…, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский великий государь, царь восточный, есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания… Той великий государь царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением православные церкви в нашей Малой Росии, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь, милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме его царския высокий руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет вольная дорога»[42]. В ответ на речь гетмана участники Переяславской рады единодушно заявили: «Волим под царя восточного, православного». По обычаю к народу несколько раз обращались с вопросом, все ли так желают. Ответ был положительным. Тогда Б. Хмельницкий заявил: «Буди тако». Все участники рады горячо приветствовали великий акт воссоединения и выражали желание, чтобы «вовеки вси едино были»[43]. После рады русские послы передали гетману царскую грамоту о воссоединении Украины с Россией. В тот же день в церкви Успения при огромном стечении народа гетман и старшина в присутствии русских послов присягнули в том, чтобы быть им «з землями и з городами под государевою высокою рукою навеки неотступным»[44]. Бутурлин от имени царя торжественно вручил Б. Хмельницкому булаву, знамя и другие символы гетманской власти. Бутурлин заверил, что все права и вольности населения Украины будут сохранены. Предполагалось, что для подтверждения этих прав гетман направит в Москву своих послов. О решении Переяславской рады В. Бутурлин и Б. Хмельницкий письменно известили царя. Так был провозглашен великий исторический акт воссоединения Украины с Россией. Единодушие участников рады свидетельствовало о том, что воссоединение являлось жизненно необходимым для двух братских народов и как близки их интересы. Представители русского посольства из Переяслава выехали в города Украины для принятия присяги от населения. Украинский народ с воодушевлением воспринял решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией. Повсюду представителей России встречали с большими почестями. Для принятия присяги от жителей Киева приехал боярин В. Население города торжественно встречало посла перед Золотыми воротами. В Софийском соборе и на прилегающей к нему площади, 17 января присягали на верность России сотники, есаулы, атаманы, казаки, горожане, духовенство. Весь народ Украины с большим подъемом приносил присягу. Летописец Г. Грабянка сообщает, что присягу «во всей Украине всякая душа з охотою учинила, и была радость великая во всем народе»[47]. Навеки вместе. Художник А. Хмельницкий 1953. Богданович-Зарудный и П. С письмами Б. Хмельницкого они передали царскому правительству также «Просительные письма», состоявшие из 23 пунктов «статей» , а именно: об утверждении прав и привилегий казаков, православной шляхты; установлении 60-тысячного казацкого реестра; о плате старшине и выделении средств на содержание войска; свободном избрании казаками гетмана и передаче ему во владение Чигиринского староства; о сохранении прав киевского митрополита, городской администрации и установлении порядка сбора налогов на Украине царским правительством и т. При этом гетманская администрация обязывалась определить, «хто казак, тот вольности казатцкие иметь будет, а хто мужик, тот будет повинность обыклую царскому величеству отдавать, как и преж того бывало»[48]. Большинство указанных пунктов получило одобрение царя и бояр. Дополнительные пункты о положении Украины в составе Русского государства утверждались в статьях от 21 марта, известных в истории под названием «Мартовские статьи 1654 г. В частности, в них речь идет о сохранении порядков и прав, действовавших в городах, положении старшины и казаков, о праве гетмана поддерживать сношения с другими государствами, за исключением Турции и Польши. Другие решения оформлялись в царских грамотах от 27 марта — о сохранении прав и вольности Войска Запорожского, православной шляхты, владении гетманом Чигиринским староством и другими имениями. Украина, находившаяся на положении колонии Речи Посполитой, в составе Русского государства получала право на самоуправление. Обеспечивались «права и вольности» Войска Запорожского и отдельных сословий, выборность гетмана, местной администрации, традиционное судопроизводство, собственные вооруженные силы, организация финансов под контролем царских представителей, право сношений с иноземными государствами. Историческое и международное значение воссоединения Украины с Россией. Историческое значение воссоединения Украины с Россией состояло прежде всего в том, что им навсегда закреплялось сложившееся единство двух братских народов. В составе Русского государства Украина нашла спасение от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией. Несмотря на социальную политику царизма и господствующих классов, воссоединение Украины с Россией объективно имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития украинского и русского народов. В составе Русского государства освобожденная Украина экономически развивалась быстрее, чем украинские земли, оставшиеся под властью иностранных держав. Воссоединение способствовало росту производительных сил, развитию товарно-денежных отношений и расширению формирующегося общероссийского рынка. Ленин отмечал то обстоятельство, что «пока разные нации живут в одном государстве, их связывают миллионы и миллиарды нитей экономического, правового и бытового характера»[49]. Эти взаимосвязи народов способствовали их всестороннему развитию. Воссоединение Украины с Россией усилило экономическое и военное могущество Русского государства. Расширилась его территория, укрепились южные границы, в охране которых активное участие принимало украинское население. Со времени воссоединения Украины с Россией тесный и неразрывный союз украинского и русского народов продолжал развиваться и крепнуть. В лице русского народа украинский народ «обрел великого союзника, верного друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение»[50]. Начался качественно новый этап совместной борьбы двух братских народов против социального гнета. В совместных классовых боях против эксплуататоров на различных этапах исторического развития закалялась дружба русского, украинского и других народов.
Утром гетман созвал старшинскую раду совещание руководителей , которая единодушно высказалась за воссоединение, а в два часа пополудни — открытую раду. Кроме представителей всех полков и земель, освобожденных от польских оккупантов, в сходе приняли участие переяславские горожане и жители окрестных сёл. На верность царю Алексею Михайловичу присягнули гетман, полковники, а затем простые казаки и мещане. Боже, утверди.
Привилегии из документа и привилегии в тексте параграфа одинаковые. В частности, перечислены следующие привилегии: после гетмана казаки могут выбирать гетмана в соответствии с их обычаями, также представители казачества могут оставлять за собой землю, принимать и отпускать послов. Как согласно документу, происходило назначение гетмана? Исходя из документа, гетман назначался в соответствии с местными обычаями. Как вы думаете, почему гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королем? Гетману запрещалось делать это потому, что султан и король были противниками России. Думаем, сравниваем, размышляем 1. Используя отрывки из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» или фрагменты из одноименного художественного фильма , сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку. Напишите отзыв о книге или фильме. У казаков был ряд обязанностей, к которым относились: платить налоги, не убивать казаков, не воровать у казаков же. За неисполнение обязанностей полагались суровые наказания. Представители казачества принимали участие в собраниях с 16 лет. Если говорить о фильме «Тарас Бульба», в нем отлично передан быт казачества. Кроме того, в фильме встречаются идеи единения русского и украинского народов. Используя дополнительную литературу и Интернет, соберите материалы о Богдане Хмельницком.
Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?Истоия России 7 класс
Польша и Литва были автономными и жили каждая по своим законам. Население древнерусских земель — белорусы и украинцы исповедывали православие и не притеснялись. В 1569 г. На этот раз общим стал король, законы, армия. На этот раз польское правительство насильно стало вводить польские порядки и законы на всей территории Речи Посполитой.
Так, владеть землей в Речи Посполитой могла только польская шляхта. И польские короли стали раздавать земли белорусских и украинских крестьян полякам, а самих крестьян превращать в крепостных. Крепостное право в Польше сложилось на 100 лет раньше, чем в России и было самым суровым в Европе: польские дворяне имели право карать смертной казнью своих крестьян. В 1587 г.
Он стремился окатоличить православное население. Полностью искоренить православие в Речи Посполитой польскому королю не удалось. Но Сигизмунд III добился того, что в 1596 г. По унии православные признавали главенство папы римского над собой а не православного патриарха , переходили на католические догматы, но сохраняли православные обряды.
Так, в Западной Украине возникло униатство. Поэтому украинская знать стала переходить в униатство, перенимать польский язык, образ жизни поляков. В православии остались мелкие дворяне, крестьяне. С этого времени начался национальный и религиозный гнет украинцев и белорусов в Речи Посполитой.
Но Речь Посполитая цепко держалась за земли бывшей Киевской Руси. Отдав их, Польша превратилась бы в небольшое, заурядное государство. От национального и религиозного гнета население бежало на окраины Речи Посполитой и России, в частности, к нижнему течению Днепра. Так появляются запорожские казаки и городок Запорожская Сечь.
Первоначально запорожские казаки, как и казаки вообще, жили за счет набегов и грабежей на соседние территории — Речи Посполитой, России, Крымского ханства, Османской империи. Речь Посполитая решила привлечь казаков для охраны своих территорий. Польское правительство стало составлять особые списки — реестры. Записанный в реестр казак считался на службе у польского короля и получал жалованье, вооружение.
Во главе запорожского войска отныне стоял гетман польск. Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки. Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания.
В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков — украинцами. В 1648 г. Весной 1648 г. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи.
Началась открытая вооруженная борьба запорожцев с поляками. В битве при Желтых Водах войско Б. Хмельницкого уничтожили передовые отряды польской армии. Вскоре близ Корсуня произошло генеральное сражение, в котором поляки потерпели сокрушительное поражение.
Движение здесь было менее организованным, чем на Украине, прежде всего потому, что в Белоруссии отсутствовали силы, аналогичные тем, которыми располагал Хмельницкий, - запорожское казачество, цементировавшее движение и придававшее ему больше организованности. Это препятствовало слиянию локальных выступлений в единое движение. Хмельницкий понимал значение Белоруссии как плацдарма для нанесения панами ударов по Украине с фланга и тыла. Поэтому он отправлял в помощь белорусским повстанцам значительные силы. Совместные действия белорусских крестьян и горожан с украинскими казаками сковывали силы противника и лишали его возможности бросить их на Украину.
Успехи движения не вскружили голову его предводителю - Хмельницкий отдавал отчет, что, чем дольше будет затягиваться освободительная война, тем меньше останется шансов добиться цели. Собственных национальных ресурсов было недостаточно для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой и Крымом. С самого начала освободительной войны Хмельницкий много раз обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Обстановка в России не способствовала удовлетворению просьбы - страна не была готова к войне с Речью Посполитой, которая началась бы сразу же после объявления о воссоединении Украины с Россией. На решимость правительства удовлетворить просьбу Хмельницкого оказывало сдерживающее влияние обострение социальных противоречий внутри страны - в середине столетия Россия была охвачена городскими восстаниями.
Освободительная война украинского и белорусского народов вступила в стадию, когда без помощи извне она могла пойти на убыль. Время показало, что на союзническую верность крымского хана положиться было нельзя, - он изменял в самые ответственные моменты, например, в июне 1651 г. В итоге Белоцерковский договор, заключенный в сентябре 1651 г. Изменил крымский хан и осенью 1653 г. Для России настала пора решительных действий.
Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 января 1654 г. В торжественной обстановке было провозглашено воссоединение двух братских народов. Начавшаяся война с Речью Посполитой на первом этапе протекала для России весьма успешно.
В кампанию 1654 г. Разгромом Речи Посполитой воспользовалась Швеция, стремившаяся оттеснить ее от побережья Балтийского моря и стать самой полновластной хозяйкой прибрежных территорий на юге Балтики. Летом 1655 г. Успехи Швеции обострили и без того напряженные отношения ее с Россией. В Москве справедливо рассудили, что захват Швецией польских земель укрепит ее позиции в Прибалтике и усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю.
Так как русское правительство было убеждено, что Речь Посполитая, ослабленная успешными действиями русского и шведского оружия, более не в состоянии вести активные боевые действия, то в августе 1656 г. Русская сторона потребовала присоединения к России всех территорий, которыми она овладела в течение двух лет войны. Поляки не соглашались на такие уступки. Поэтому с Речью Посполитой 24 октября 1656 г. К этому времени Россия уже находилась в состоянии войны со Швецией, объявленной 17 мая.
Военные действия на русско-шведском театре первоначально развивались успешно: русские войска овладели Дерптом, Кокенгаузеном, Динабургом, Мариенбургом и подошли к Риге, но здесь их постигла неудача, и осаду Риги пришлось снять. В течение двух лет, когда Россия вела войну с Швецией, Речь Посполитая, получив передышку, сумела собраться с силами и возобновить военные действия против России. Одновременно вести войну против Речи Посполитой и Швеции у России возможностей не было, и она 20 декабря 1658 г. В 1660 г. Швеция заключила мир с Речью Посполитой, и Россия вынуждена была по Кардисскому миру июнь 1661 возвратить Швеции все свои приобретения в Ливонии.
Юбилейные фестивали, выставки, научные конференции и обмены делегациями продолжались в течение всего года. Художники изображали события 1654 года в живописи и графике. Киевская киностудия начала съемки исторического фильма «300 лет тому…», который вышел на экраны уже в 1956 году. Прозаик Натан Рыбак успел завершить к юбилею второй том большого романа «Переяславська рада».
А поэт Мыкола Бажан сочинил поэму «Гонець» о храбром посланнике от Богдана Хмельницкого к московскому царю. Почту наводнили открытки и конверты с юбилейной эмблемой, портретами Богдана Хмельницкого, репродукциями картин с Переяславской радой. Разумеется, знаменательную годовщину увековечили в столицах обеих республик. В Москве в честь юбилея Хрущев назвал «Украина» новую гостиницу, построенную на Дорогомиловской набережной.
Между Дорогомиловской улицей и Кутузовским проспектом проложили Украинский бульвар. Дорогомиловскую набережную переименовали в Набережную Шевченко и установили там памятник Кобзарю. Одна из красивейших станций московского метро получила название «Киевская». Центральным юбилейным объектом должна была стать грандиозная триумфальная арка, которую решили воздвигнуть в Киеве на автостраде, проложенной от моста Патона.
Во всесоюзном конкурсе из 257 заявок выделили две: первую премию присудили киевской группе архитекторов и скульпторов под руководством Владимира Заболотного, вторую — московскому коллективу во главе с Юрием Арндтом.
После нескольких неудачных казацких восстаний на Украине вспыхнуло национально-освободительное движение. Его возглавил шляхтич, гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий. Восстание завершилось присоединением Украины к России. Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?
Изучаем документ 1. Какие казачьи права и привилегии перечисляются в тексте документа? Сравните их с теми, которые указаны в тексте параграфа. Привилегии из документа и привилегии в тексте параграфа одинаковые. В частности, перечислены следующие привилегии: после гетмана казаки могут выбирать гетмана в соответствии с их обычаями, также представители казачества могут оставлять за собой землю, принимать и отпускать послов.
Как согласно документу, происходило назначение гетмана? Исходя из документа, гетман назначался в соответствии с местными обычаями. Как вы думаете, почему гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королем? Гетману запрещалось делать это потому, что султан и король были противниками России. Думаем, сравниваем, размышляем 1.
Используя отрывки из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» или фрагменты из одноименного художественного фильма , сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку.
Родичi Родины
Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Возглавив автономию, Хмельницкий подал прошение к Алексею Михайловичу о воссоединении с Россией. Принято считать, что Переяславская рада ознаменовала собой воссоединение Украины с Россией.
Воссоединение Украины с Россией
Казачье посольство привезло «Переяславский договор» — ещё в январе 1654 года в городе Переяславе ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло выработать окончательные условия соглашения о вхождении Запорожского войска, представлявшего тогда всю Украину, в подданство Русского царства. Привезенные в Москву «переяславские статьи» обсуждались казачьим посольством с представителями русского правительства — с казанским наместником князем Алексеем Трубецким, тверским наместником боярином Василием Бутурлиным и каширским наместником окольничим Петром Головиным. Обсуждение деталей договора происходило на территории Кремля, в избе Казенного приказа, расположенной возле Успенского собора, где совместно молились московские представители и казачьи послы. Уже на следующий день запорожцы и московские аристократы составили окончательный проект договора о вхождении Украины в состав России, как бы сказали сегодня, на правах широкой автономии. Ещё через день, 24 марта 14 по старому стилю 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей. Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха «Служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Твоему Царскому Величеству будем вовеки…» , но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении «В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском… Где три человека козаков, тогда два третьего должны судити…». Одновременно этот договор предусматривал начало совместной войны России и Запорожского войска против Речи Посполитой.
Утром 8 января гетман собрал раду генеральной старшины, полковников и есаулов. Все они единодушно высказывались за воссоединение Украины с Россией и созыв военной рады. На городской площади собралось огромное количество людей: представители старшины, духовенства и казаков всех полков, а также жители Переяслава. В этот праздничный день в город прибыло множество крестьян из окрестных сел Переяславщины.
Таким образом, рада приобрела общенародный характер. В статейном списке русского посольства ярко изображена церемония великого акта воссоединения Украины с Россией. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковый велел всем молчать»[41]. Хмельницкий обратился к участникам Переяславской рады с речью: «Для того ныне собрали есмя радуг явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете.
Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; второй — хан крымский; третий — король польский, которой, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежную ласку принята может; четвертый есть православный Великия Росия государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец восточный, которого мы уже 6 лет безпрестанными молении нашими себе просим, — тут которого хотите избирайте. Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наши, православний християне греки, беду терпят и в каком суть от безбожных утеснений. Крымский хан тож бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнские от польских от панов утеснения — никому вам сказывать не надобеть.
Сами вы все ведаете, что лучше…, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский великий государь, царь восточный, есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания… Той великий государь царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением православные церкви в нашей Малой Росии, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь, милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме его царския высокий руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет вольная дорога»[42]. В ответ на речь гетмана участники Переяславской рады единодушно заявили: «Волим под царя восточного, православного».
По обычаю к народу несколько раз обращались с вопросом, все ли так желают. Ответ был положительным. Тогда Б. Хмельницкий заявил: «Буди тако».
Все участники рады горячо приветствовали великий акт воссоединения и выражали желание, чтобы «вовеки вси едино были»[43]. После рады русские послы передали гетману царскую грамоту о воссоединении Украины с Россией. В тот же день в церкви Успения при огромном стечении народа гетман и старшина в присутствии русских послов присягнули в том, чтобы быть им «з землями и з городами под государевою высокою рукою навеки неотступным»[44]. Бутурлин от имени царя торжественно вручил Б.
Хмельницкому булаву, знамя и другие символы гетманской власти. Бутурлин заверил, что все права и вольности населения Украины будут сохранены. Предполагалось, что для подтверждения этих прав гетман направит в Москву своих послов. О решении Переяславской рады В.
Бутурлин и Б. Хмельницкий письменно известили царя. Так был провозглашен великий исторический акт воссоединения Украины с Россией. Единодушие участников рады свидетельствовало о том, что воссоединение являлось жизненно необходимым для двух братских народов и как близки их интересы.
Представители русского посольства из Переяслава выехали в города Украины для принятия присяги от населения. Украинский народ с воодушевлением воспринял решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией. Повсюду представителей России встречали с большими почестями. Для принятия присяги от жителей Киева приехал боярин В.
Население города торжественно встречало посла перед Золотыми воротами. В Софийском соборе и на прилегающей к нему площади, 17 января присягали на верность России сотники, есаулы, атаманы, казаки, горожане, духовенство. Весь народ Украины с большим подъемом приносил присягу. Летописец Г.
Грабянка сообщает, что присягу «во всей Украине всякая душа з охотою учинила, и была радость великая во всем народе»[47]. Навеки вместе. Художник А. Хмельницкий 1953.
Богданович-Зарудный и П. С письмами Б. Хмельницкого они передали царскому правительству также «Просительные письма», состоявшие из 23 пунктов «статей» , а именно: об утверждении прав и привилегий казаков, православной шляхты; установлении 60-тысячного казацкого реестра; о плате старшине и выделении средств на содержание войска; свободном избрании казаками гетмана и передаче ему во владение Чигиринского староства; о сохранении прав киевского митрополита, городской администрации и установлении порядка сбора налогов на Украине царским правительством и т. При этом гетманская администрация обязывалась определить, «хто казак, тот вольности казатцкие иметь будет, а хто мужик, тот будет повинность обыклую царскому величеству отдавать, как и преж того бывало»[48].
Большинство указанных пунктов получило одобрение царя и бояр. Дополнительные пункты о положении Украины в составе Русского государства утверждались в статьях от 21 марта, известных в истории под названием «Мартовские статьи 1654 г. В частности, в них речь идет о сохранении порядков и прав, действовавших в городах, положении старшины и казаков, о праве гетмана поддерживать сношения с другими государствами, за исключением Турции и Польши. Другие решения оформлялись в царских грамотах от 27 марта — о сохранении прав и вольности Войска Запорожского, православной шляхты, владении гетманом Чигиринским староством и другими имениями.
Украина, находившаяся на положении колонии Речи Посполитой, в составе Русского государства получала право на самоуправление. Обеспечивались «права и вольности» Войска Запорожского и отдельных сословий, выборность гетмана, местной администрации, традиционное судопроизводство, собственные вооруженные силы, организация финансов под контролем царских представителей, право сношений с иноземными государствами. Историческое и международное значение воссоединения Украины с Россией. Историческое значение воссоединения Украины с Россией состояло прежде всего в том, что им навсегда закреплялось сложившееся единство двух братских народов.
В составе Русского государства Украина нашла спасение от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией. Несмотря на социальную политику царизма и господствующих классов, воссоединение Украины с Россией объективно имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития украинского и русского народов. В составе Русского государства освобожденная Украина экономически развивалась быстрее, чем украинские земли, оставшиеся под властью иностранных держав. Воссоединение способствовало росту производительных сил, развитию товарно-денежных отношений и расширению формирующегося общероссийского рынка.
Правобережная Украина и Белоруссия по-прежнему оставались в составе Польши. Запорожская Сечь, согласно договору, была под совместным управлением России и Польши. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г.
Очень помог. Только в 17в это была не Украина, а малороссия! Каким боком она была "малороссией", если была на территории Польши?
Российский царь Алексей Михуилович ссыканул что Османы будут угрожать России. Поэтому царь согласился.
Утверждение Земским Собором После согласия царя Алексея Михайловича просьба запорожских казаков о воссоединении была рассмотрена Земским Собором. Положение осложнялось тем, что земли гетманщины формально входили в состав Польши, о чем был подписан Зборовский договор. Казаки официально давали присягу польскому королю.
Нужна была веская причина, которая бы сделала присягу не действительной. Выход был найден. Это неисполнение пункта веротерпимости польской стороной, что также являлось нарушением договора и делало присягу казаков не действительной. Русское правительство принимало под свое покровительство вольных жителей. Переяславская Рада В начале января 1654 г.
Хмельницким, и других слоев населения. Это была открытая Рада, на которой присутствовали казаки, жители городов всех сословий, крестьяне. На ней было зачитано решение Земского Собора, привезенное московским посольством во главе с Бутурлиным. Рада единогласно приняла встречное решение всего народа гетманщины о вхождении в подданство Российского государства и принимает присягу царю. После этого посольство объехало 177 городов и населенных пунктов, принимая присягу на верность русскому царю.
Отказались принять ее 4 сотника казацких полков и несколько населенных пунктов. Подавляющее большинство жителей принесли присягу русскому царю. Договор между Россией и Украиной После принятия решения Радой казацкие старшины принялись за составление условий вхождения в состав государства Российского. Всего в прошение вошли 11 пунктов. По дороге они добавили в челобитную еще 12 пунктов.
Все они были рассмотрены и полностью удовлетворены. Украине предоставлялась широкая автономия. Условия вхождения В результате объединения Левобережной Украины с Россией первая вошла в состав Российского государства. Управление на всей украинской территории осуществлялось местными органами власти, которые выполняли указы российского правительства. Власть на Украине представлял гетман, который подчинялся русскому царю.
Местную власть составляли воеводы и полковники, подчинявшиеся непосредственно гетману. За казацкой старшиной, шляхтой и духовенством были сохранены все права на наследственное владение поместными землями. В городах устанавливалось самоуправление. Все пункты прошения казаков были внесены в договор о присоединении Украины к России от 1654 года и выполнены. Все казаки вошли в реестр, который был увеличен до 60 тысяч.
Кому принадлежала инициатива воссоединение Украины с Россией
Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем? Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому, который обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением перейти в подданство Русского царства при условии сохранения автономии. Но частью России Украина пока не стала. Воссоединение Украины с Россией: Богдан Хмельницкий. В 1954 году отмечалось 300-летие воссоединения Украины с Россией, и по предложению Хрущева Верховный Совет СССР передал в состав Украинской ССР Крым (присоединенный к России в 1783 году.—.
Миф 2: Украина уже существовала как независимое государство
- ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 73
- Разделы Речи Посполитой
- Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?Истоия России 7 класс
- Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение / ИА REX
Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады
После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением Руси. Присоединение Украины к России с точки зрения международного права и как законно присоединить Украину к России? 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада, принявшая решение о присоединении Украины к России. Переяславская Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Принято считать, что Переяславская рада ознаменовала собой воссоединение Украины с Россией.
Решение о воссоединении Украины с Россией.
Так завершился процесс воссоединения, начатый еще в 20-х годах XVII века. Дело было сложным — надо было и наследие прошлого преодолеть ведь запорожцы боролись против Москвы в Смуту , и хрупкий мир с Польшей не разрушить. Потому осторожное московское правительство несколько раз отклоняло украинскую инициативу и дало согласие на воссоединение лишь 14 марта 1653 года.
Война принесла значительный ущерб экономике, а также бедствия и страдания населению. Россия в данной войне оказывала Украине разные виды помощи: военную, дипломатическую и экономическую. Во время войны Б. Хмельницкий неоднократно поднимал вопрос о воссоединении Украины и России. Замечание 2 1 октября 1653 года на заседании Земского собора было принято решение о воссоединении Украины и России. Законодательно присоединение Украины к России было оформлено в Переяславле в январе 1654 г. В марте этого же года были определены взаимоотношения сторон «Статьями Б. В составе России Украина сохраняла достаточно большую автономию: Украина управлялась выборными гетманами, казацкой старшиной; сохранение местного законодательства, права, судов; сохранение магдебургского права прав и привилегий городов , привилегий местной шляхты, сословных прав, вольностей казачества; в руках казацких старшин оставался сбор налогов.
В 1667 г.
Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Хмельницкий вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил: «Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный.
Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога». Раздались восклицания: «Волим под царя восточного!
Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля.
Идея равенства и братства приобрела неожиданный смысл — это равенство всех перед ним. Бояре же отстаивали преимущества сословного равенства для тех, кто принадлежит к высшему слою. Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя.