Поверив в эту новость, восстали Фивы (греч.
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа
Он отправился в поход к жрецам Амона-Ра в оазисе Сива, чтобы они признали его потомком бога. История не сообщает, что жрецы сказали ему от имени божества, но говорится, что они подтвердили его божественное происхождение. Плутарх предложил интересную интерпретацию этого эпизода, считая, что жрец сказал Александру по-гречески «дитя», но из-за неправильного произношения это было понято как «сын Бога». В любом случае, Александр был удовлетворен ответом. Он провозгласил себя богом в Египте и решил стать богом и для греков. В одном из писем Аристотелю он просил его аргументировать перед греками и македонянами его божественную природу.
Он считал себя политиком и государственным деятелем, отвечающим за себя. Однако на родине Александра его культ не прижился. За желанием Александра стать богом для своих подданных стоял политический расчет. Божественный авторитет облегчал управление его империей, которая была поделена между управителями. Но личный фактор также играл важную роль.
Во всех городах, основанных Александром, ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, которое овладело им в последние месяцы жизни, свидетельствует о том, что он сам верил в созданную им легенду и считал себя скорее богом, чем человеком. Александр умер внезапно, когда он готовился к своему следующему походу на Карфаген. Причем он умер не во время сражения, а на своей постели. В начале июня 323 года до н.
А на краях скребниц крепили еще и серпы. При удачной атаке эта конструкция могла рубить в строю врага полноценные просеки. Да и просто встретить в лоб несущуюся со скоростью 30-40 километров в час колесницу — удовольствие ниже среднего. Поэтому во время атаки колесниц на правый фланг армии Македонского знаменитая македонская фаланга попросту расступились и пропустила страшное оружие мимо себя. Вероятно, тяжеловооружённые воины не бегали от колесниц по всему полю, а просто заступали друг за друга и тем самым в секунды, сделав всего пару шагов, сокращали линейное построение в два раза. А после растерянных возниц перебили боковой атакой или метательным оружием. На пути к цели не стоит отвлекаться Лошади — существа живые, и им на войне тоже бывает страшно. Поэтому лошадей можно напугать, как сделали македонцы. Во время атаки колесниц на левом фланге гоплиты не стали расступаться, а принялись громко стучать оружием о щиты. Многие лошади испугались и понесли назад, рубить те самые просеки, только не в рядах македонцев, а среди своих же.
Тем не менее, здесь атака персов оказалось более удачной, чем на правом фланге, тем более что атаку колесниц поддержала и конница. Персы пробили македонскую оборону и вырвались на оперативный простор. А на оперативном просторе их встретил македонский обоз. Что такое обоз в армии из нескольких десятков тысяч человек? Это практически небольшой город, в котором, кроме припасов и всего прочего, необходимого для армии на марше, содержались также и персидские пленные, захваченные еще до битвы. И персы, вместо того чтобы совершить обход и ударить македонцам в тыл, бросились освобождать пленных, а также грабить обоз. Если бы они не тратили на это время и силы, то ситуация могла бы сложиться иначе.
На неск.
Византийский музей. Музей в Фессалонике , XIV в. Музей в Бернаке - встречается изображение следующих эпизодов: «Александр брошен в яму» Ibid. I 14 ; «Битва Александра с Пором» Ibid. III 4. Цикл подвигов А. Грегуара, дворец мог находиться в вост. Азии и датировался IX в.
Значительное число иллюстраций преимущественно «портретов героев» содержалось в серб. Српска Александрида: Историjа основног текста. Београд, 1969. Большой цикл иллюстраций к особой хронографической редакции романа имеется во 2-м томе Лицевого летописного свода 2-й пол. XVI в. В кон. Иллюстрации отдельных сцен романа, преимущественно батальных напр. II 41 и встречающийся также в искусстве многих стран средневек.
Европы, куда он проник из Византии. О попытке А. Иконография полета, или вознесения, А. Эта композиция встречается на наружных рельефах соборов, на царских коронах и диадемах, на драгоценных блюдах и др. К числу наиболее известных памятников с «Вознесением А. Археологический музей. Софии в К-поле, XII в. Тирольский музей Фердинандеума.
Инсбрук ; серебряное блюдо с рельефами из региона гос-в крестоносцев, ранний XIII в. ГЭ ; рельефы из мон-ря Дохиар на Афоне и ц. Сохранилось неск. Руси: на золотой диадеме, украшенной эмалями, XI в. Композиция «Вознесения А. Вероятно, это отзвуки эллинистической традиции, уподоблявшей А. В сборнике кирилло-белозерского книгописца Евфросина есть миниатюра, изображающая юного А. Различные сюжеты.
В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова , кон. VIII , и в ее списках имеется миниатюра с изображением 4 мировых царств Дан 7. На моливдовуле X в. ГЭ представлен портрет А. По мнению Э. Стататос в композицию магического назначения включено изображение головы А. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton, 1951.
Das Alexandersbild der Byzantiner: Diss. Historia Alexandri elevati per griphos ad aerem. Светское искусство Византии: Произв. Београд, 1983. Београд, 1987; Буланин Д. Evans, W. N 267, 281; Грабар А. Император в византийском искусстве.
Этингоф, А. Турилов Рубрики:.
Вам будет интересно: Археологические находки, которым до сих пор нет объяснения Где был похоронен Александр Македонский Похороны Александра Македонского окружены тайнами — никто точно не знает, как это происходило. В некоторых источниках говорится, что он сам завещал похоронить себя в Египте. Также есть свидетельства того, что полководца с самого начала хотели похоронить в Македонии, где покоились его предки. Скорее всего, люди Александра Македонского сами не знали, что делать с телом внезапно умершего правителя. В первую очередь его поместили в золотой другая версия гласит, что в стеклянный гроб, и покрыли медом.
После сооружения огромного катафалка, его все-таки решили отправить на родину в Македонию. Для перевозки катафалка использовались 64 отборных мула, украшенные драгоценностями. Однако, по пути катафалк перехватили другие соратники царя и перевезли в Египет. Конструкция, при помощи которой перевозили тело Александра Македонского Сначала тело Александра Македонского располагалось в Мемфисе, а потом его переместили в Александрию — египетский город, который был основан полководцем. В каком именно храме оно лежало, археологам неизвестно. Но есть убедительные свидетельства того, что его посещали многие исторические личности. Например, в храм точно заходил Октавиан Август и возложил на тело завоевателя золотой венец и цветы.
Читайте также: Сколько бы стоило строительство египетской пирамиды сегодня?
10 особенных фактов об Александре Македонском
С быстротой и ослепительным блеском метеора Александр проходит территорию, составлявшую тогдашний мир, оставляя в тоже время глубокие, неизгладимые следы своего краткосрочного пребывания в стране. Он обладал всеми качествами героя в такой степени, как едва ли кто-либо другой, всеми качествами, необходимыми для выполнения тяжелой задачи, возложенной на него всемирной историей. Александр брал с собою в поход, говорит Плутарх, то, что дает наибольшую надежду на успех: благочестие по отношению к богам, честность, простоту, умеренность, веселое расположение духа с презрением к смерти, дар слова и правдолюбие, спокойную обдуманность и быстроту в действиях, славолюбие и твердую волю во исполнение того, что он считал справедливым. Перед началом сражения он хладнокровно и обдуманно распределял все, согласно составленному плану, принимая в соображение даже качество почвы и силу или бессилие врага.
Потом он бросался вперед с невообразимыми энергией и мужеством, с неодолимою силою льва, во главе своих избранных всадников, на неприятеля, увлекал за собой своих солдат в неустрашимом самозабвении и решал судьбу битвы личною храбростью. Нужно ли было переходить реки, как бы последние не были широки и глубоки, или завладеть городами и крепостями, как бы высоко они не лежали и как бы неодолимы ни были их стены, изобретательный ум Александра всегда находил средства и пути для преодоления препятствий, стремясь как бы покорить себе течение и силу воды, подняться на высоту и опрокинуть стены. Наряду с изобретательностью, в Александре была сила, выносливость в борьбе с трудностями и лишениями.
По страшным бесплодным пустыням он шел вместе со своими солдатами, вместе с ними пересиливал голод и жажду; ласковым, ободряющим словом и своим примером он умел поддерживать унывающих, а ропщущих побуждать к новым усилиям. Молодой красавец в греческом смысле, он, когда был спокоен, то очаровывал окружающих кротки выражением своего лица, легким румянцем на щеках, нежною томностью взгляда и тем даже, что голова его была немного наклонена влево; его резкие движения, от которых развивались его волосы, его сверкающий взгляд и сильный голос обличали в нем героя 5. Нужно ли удивляться, что Александр оставил неизгладимую память по себе везде, где был?
Его имя сделалось известным всему древнему миру. В настоящее время не только грамотные наши туземцы, но и большинство неграмотных знают Македонского царя под именем Искандера Зуль-карнайна и рассказывают о нем некоторые предания, частью общие всему Востоку, частью же приурочивают к данному месту некоторые из этих преданий. Так, например, у известного мусульманского автора Таляби, рассказывается, что Зуль-карнайн при помощи друга своего, ангела Рафаила, узнал, где находится источник вечной живой воды и отправился в подземное мрачное царство, в котором после 24-летнего странствования достиг чудесного источника, напился воды его, выкупался, совершил религиозное омовение и даже вымыл там свои запылившиеся одежды.
Местное ташкентское предание прибавляет к этому, что Зуль-карнайн вышел из подземного своего странствования на теперешнем Шайхантаурском кладбище и расплескал там несколько капель живой воды, которую вынес с собою из-под земли. От этих капель выросли деревья — савр или сарв 6 , стволы которых и до сих пор, но уже без коры и листьев, стоят на Шайхантаурском кладбище и считаются неприкосновенными, священными. По другому, преданию, к нашей Голодной степи приурочивается легендарный случай с цирюльником Александра, о чем в сочинении имама Сююти 7 только кратко упомянуто и притом без определенного указания на место действия.
Кроме того, в Средней Азии есть несколько местностей и урочищ, соединяемых с именем Искандера, как например: Искандер-куль, Искандер-сай, Искандер-кала, Искандер-манара, а место Александрии Эсхаты подлежит определению. Ясно, что Александр Македонский оставил после Туркестанского своего похода 8 неизгладимую память в туземном населении, а коран укрепил и освятил потом в народе воспоминание о Зуль-карнайне, как и вообще, при посредстве религиозного авторитета этой освященной книги мусульман, имя Зуль-карнайна распространилось по всем странам мира, где утвердилось учение ислама. При этом невольно припоминается известный историко-литературный факт, состоящий в том, что не только отдельные идеи, но и целые легенды переходят от одного народа к другому, не встречая препятствий ни во времени, ни в пространстве, ни в особенностях религии и национальности, что повторилось и с легендой об Александре Македонском.
Рассмотрение этого интересного вопроса я позволил себе предложить вниманию гг. Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах. Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р.
Из кн. С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка.
Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн? Так, говорит об этом Казы Байзави 12. Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13.
В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим».
Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет.
У него на короне были два рога 16. Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические.
У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос. Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу.
Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу. Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки.
Весь путь длился 25 лет, и за это время многие моряки и солдаты погибли, но их место занимали примкнувшие к мореплавателям жители встречающихся на пути племен. Полинезийская Македония Ранее в истории преобладали «изоляционисты», считающие, что цивилизации на разных континентах не соприкасались и развивались независимо друг от друга, однако открытия и эксперименты последних десятилетий поменяли привычную картину. Путешествия норвежца Тура Хейердала на древних судах показали, что люди прошлого благодаря океанским течениям могли проходить по морским просторам огромные расстояния. Карта маршрутов Тура Хейердала Первых европейцев, оказавшихся на полинезийских островах, удивило наличие у аборигенов большого количества блондинов. Блондины преобладали и на новозеландском острове Турехо. Изучая этот феномен, известный норвежский исследователь Тур Хейердал считал, что в прошлом у островитян случился контакт с европейским народом, который передал им светлые волосы. Интересно и особое место астрологии в культуре греков и полинезийцев. Островитяне использовали очень похожие средства определения положения звезд и их значения для людей. Как и греки, полинезийцы владели искусством навигации по звездам, что позволяло им проплывать в океане по несколько тысяч миль и без особых проблем ориентироваться, находя среди огромных водных пространств свои крошечные островки. Македонские гавайцы Известный американский исследователь Джозеф Кэмпбелл сравнил полинезийские устные предания с гомеровскими «Илиадой» и «Одиссеей» и пришел к выводу, что они весьма схожи.
Самый большой сюрприз приготовили гавайцы. Когда капитан Кук впервые вступил на Гавайи, его удивили головные уборы местных воинов, поразительно похожие на шлемы греческих и македонских гоплитов. Воины гавайского племени коа Шлем с гребнем из перьев птиц назывался махиоле и считался символом высшего правящего класса, а носить такой головной убор разрешалось только вместе с плащом-туникой. Удивительно, но воины гавайского племени коа, как и эллины, сражались тесной фалангой и вооружившись длинными копьями. На фоне таких совпадений возникла теория, согласно которой флот Неарха или его часть все-таки доплыли до Полинезии и покорили местное население.
Лето 329 года до н. Осада Мараканды Зариаспы Спитаменом, бывшим сатрапом Согдианы, уничтожившим в 329 и в 328 гг. Александр провел зиму в Бактрах. Убийство Александром своего молочного брата Клита в Мараканде. Рисунок Андре Кастеня, 1890-е годы Весна-лето 328 года до н. Основание крепостей Узундара, Курганзол. Визит к Александру хорезмийского царя Фарасмана в Мараканде. Убийство Клита Александром во дворце сатрапов в Мараканде северная зона Афрасиаба. Осень-зима 328 год до н. Убийство Спитамена. Возвращение в Бактры. Битва с индийским царем Пором на реке Гидасп, притоке Инда. После очередной победы Александр под давлением своего войска отказывается от продолжения похода на восток. Его армия разными путями возвращается в Сузы в Персии. Александр умирает в Вавилоне в 323 году до н. И именно это объясняет тот факт, что в западной историографии сложился миф Александра-географа, который «открыл» миру неведомые страны. Только в средние века благодаря смелым путешественникам — послам, миссионерам и торговцам, таким как, в частности, Марко Поло, — Европа смогла получить новую порцию информации об огромном пространстве, протянувшемся от Каспия до Китая. Однако не надо забывать, что ойкумена обозначала «известный мир» исключительно с точки зрения греков, и что это «открытие» Александра было «открытием» только для Европы, поэтому и этот вопрос отражает европейскую точку зрения, ориентализирующую в понимании Эдварда Саида среднеазиатский регион. Чтобы избежать подобного перекоса, необходимо помнить, что в рамках Ахеменидской империи, бывшей до Александра величайшей державой в мире, Средняя Азия играла важную политическую и экономическую роль. Она не была ни «белым пятном», ни terra incognita; напротив, она была хорошо известна персам и занимала видное место на картах их империи, центр которой располагался в Персеполе. На каком уровне развития находилось местное население? Какое место занимали какую роль играли Бактрия и Согдиана в составе державы Ахеменидов? Более того, именно отсюда сатрап региона Бесc провозгласил себя преемником царя Дария III, к смерти которого он был напрямую причастен. Вместе с тем наша информация о Средней Азии ахеменидского периода в основном базируется на сведениях, сообщаемых в более поздних древнегреческих и римских источниках, описывающих завоевание Александра. Поэтому реконструировать повседневную жизнь населения по этим источникам весьма сложно без привлечения археологических данных. Дворец Дария, южная лестница. И даже тогда, когда археологи обнаруживают следы монументальной архитектуры, их интерпретация довольно сложна. Вместе с тем надо сказать, что, например, в Самаркандской области, на городищах Афрасиаб Самарканд и Коктепа в 25 километрах на север от Самарканда или в Кашкадарьинской области, на городищах древних Ксениппы Еркурган и Киша древний Кеш рядом с Шахрисабзом сохранились остатки фортификационных сооружений, дворцов, а также несколько святилищ, связанных с авестийской зороастрийской религией в частности, раскопки на городище Коктера и Сангиртепа, святилище рядом с Кишем, где, возможно, Бесс был пленен. В этот период в Средней Азии существовала богатая аристократия, владевшая многочисленными предметами роскоши, которые широко циркулировали в обширном регионе, о чем свидетельствуют как находки из храма Окса в Тахти-Сангине у слияния Пянджа и Вахша , так и ахеменидские предметы, обнаруженные в скифских гробницах степного мира, граничащего с империей Ахеменидов на севере-востоке. Но при раскопках этих городищ подобные находки являются скорее исключением; в большинстве случаев мы имеем дело с сельскими поселениями.
И персы, вместо того чтобы совершить обход и ударить македонцам в тыл, бросились освобождать пленных, а также грабить обоз. Если бы они не тратили на это время и силы, то ситуация могла бы сложиться иначе. Всегда нужно смотреть под ноги Дарий ждал удара конницы с правого фланга македонцев. Поэтому он усилил левый фланг, чтобы нанести там решительный удар, а на правом попытался обезопасится: там по его приказу раскидали специальные железные колючки, которые должны были калечить лошадей. Александр, который лично повел в бой конницу, обратил внимание на эту хитрость и просто провел атаку еще правее, чтобы обойти ловушку. Македонцы обошли колючки и ударили в слабую часть персидского построения. Прорвав фланг, всадники Александра ударили в центр персидской армии и завязали там бой. Иногда для победы следует поступится привычками В персидской армии было не заведено, чтобы полководец лично вёл войска в атаку. Как и сегодня, главнокомандующий отдавал приказы из штаба. Например, за 150 лет до Гавгамел персы вторглись в материковую Грецию, и в ущелье Фермопилы им дали решающий бой объединенные армии нескольких греческих городов во главе с царем Спарты Леонидом. Именно в этой битве и произошёл знаменитый эпизод, известный как подвиг трехсот спартанцев. Сам Леонид погиб в сражении, в то время как персидский царь Ксеркс, наблюдая за битвой со специального трона, совершенно не пострадал. Дарий же был смелым человеком, который не боялся участвовать в поединках. Под Гавгамелами он лично пошел в бой на колеснице. Это персов окончательно и погубило. Возница колесницы погиб, и многие персы, подумав, что убили царя, запаниковали и обратились в бегство. А сидел бы Дарий в штабной палатке — и паники бы не случилось.
Какие интересные факты об Александре Македонском стоит знать
Но история об этом умалчивает, а сообщает нам, что вернувшись и основав Новую столицу, Александр вдруг, совершенно внезапно, умирает. Александр Македонский был человеком, который с небольшой армией смог подчинить почти весь известный мир своего времени. Завоевания Александра Македонского 1 Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий. Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. Изображение Александра Македонского и мумии.
Александр Македонский – «cын Зевса»
македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец. Сообщество посвящено периоду Священной Освободительной войны Эллинов против Державы Ахеменидов под предводительством пеласгов вошедшая в историю под названием "Поход Александра Македонского". Жизнь Александра Македонского, одного из величайших завоевателей Древнего мира, окружена тайной. Почти сразу после смерти Александра Македонского его государство распалось: разные части отошли диадохам — полководцам царя.
Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского?
Александр Македонский с Аристотелем Философ выступал за всестороннее развитие личности полководца, каждый раз предлагая ему для изучения новую научную сферу. Александр углублялся не только в военное дело, но и корпел над медицинской литературой, учил наизусть стихи, читал художественные книги, пытаясь стать богаче духовно. Юный Александр с первых занятий показал свою целеустремленность, тонкий ум, честолюбие. Занятия с Леонидом дали свои плоды. Юноша вел аскетичный образ жизни, мог долгое время обходиться без пищи и воды. Слуги напоминали ему поесть, ведь в погоне за знаниями юноша мог не трапезничать несколько дней. Чревоугодие было чуждо Македонскому, как и страстолюбие. Он долгое время не обращал внимания на женщин, воспринимая их, как людей ниже себя рангом. Юный Александр удивлял гостей отца своим интеллектом, догадливостью и любознательностью. Отец с гордостью оставлял сына решать дела государства в свое отсутствие.
Персидские послы были сражены наповал умом мальчика. Он три часа вел беседу со взрослыми мужчинами на равных, говоря с ними на разные темы, расспрашивая об устройстве быта в их городах, постройке дорог, особенностях культуры. Десятилетний мальчик общался с послами на равных, чем заслужил их уважение. Немало легенд сложено о коне Александра по имени Буцефал Знаменитый конь обладал крутым нравом, не подпускал к себе никого, был диким и опасным. Каким-то образом Македонскому удалось обуздать его. Он заметил, что конь боится солнечных лучей, поэтому никогда не разворачивался на лошади против солнца. Правитель В шестнадцатилетнем возрасте сын царя Филиппа впервые остался править Македонией в отсутствие отца. Царь отправился в поход, а Александр временно взошел на трон. Обстоятельства вынудили молодого полководца провести первую войну без поддержки отца.
Прослышав об отсутствии Филиппа, племя мэдов напало на город, однако юный Александр смог успешно подавить его. Разорив селение дикого племени, Македонский основал на пустыре город, назвав его в свою честь — Александрополь. Филипп проводил военные действия в центральной части Греции, призвав Александра на подмогу. Исход битвы решили войска Александра, которые вошли в тыл союзников, обратив последних в бегство. Фивы потеряли превосходство, а с Афинами Македонские заключили мирный договор. Филипп поступил мудро, вернув грекам пленных. Он разрешил забрать тела погибших для захоронения. В ответ Афины надарили их правом гражданства. Александр принимал непосредственное участие в возвращении тел, павших в Грецию, за что получил высшую похвалу от отца.
Македонский в шлеме Геракла Размолвка с отцом Во время политического кризиса в Македонии отношения царя с сыном окончательно испортились. Филипп развелся с матерью Александра, затем вновь женился на племяннице известного полководца Клеопатре. На свадебном торжестве юный Александр повздорил с отцом, в глубине души понимая, что не стоит ждать добра от мачехи, которая будет настраивать отца против него. Македонский сбежал в Иллирию, пытаясь скрыться от ищеек отца.
У многих народов, которых коснулись походы Александра, например, у персов, — негативную. Понятно почему: он разрушил могущественную Персидскую державу Ахеменидов. В частности, зороастрийцы осуждали его за то, что он якобы сжигал их священные книги. Но была и иная традиция, которую можно проследить в целом ряде произведений на персидском языке.
Сразу вспоминается Фирдоуси: в свой грандиозной поэме «Шахнаме» он изобразил Александра положительным героем, правда, представил его как сына персидского царя Дария — главного его противника. Всевозможные фольклорные рассказы и даже песни о походах Александра сохранились в самых разных странах, по которым в свое время прошло его войско, — в Турции, Сирии, Ираке, Иране, а также на территории северо-западной части бывшей Персидской державы — в современных Узбекистане и Таджикистане. Более того, в христианстве македонский царь приравнен к пророкам. Эта традиция пошла от древних евреев. Якобы Александру, когда он еще находился в Македонии, приснился первосвященник. И он же вышел навстречу ему, когда полководец со своим войском двигался через Иудею к Иерусалиму, желая его уничтожить. Лично меня привлекает, что он на многие столетия и даже тысячелетия опередил свое время, когда попытался вести политику «слияния народов». Именно таким, «меганациональным», он видел будущее своей империи.
Он попытался сделать так, чтобы не было разницы между победителями и побежденными, то есть между греками и персами а в широком смысле — всеми покоренными восточными народами. Он стремится к тому, чтобы создать один общий народ, смешав население. Недаром Аристотель будто бы советовал Александру относиться к персам, как к растениям и животным. Александр же поступил совершенно иначе. Он считал, что держать под своей властью огромную территорию исключительно силой оружия невозможно. В том числе и потому, что греков и македонян элементарно было гораздо меньше, нежели коренных жителей. И ему нужно было найти опору. Уже с самого начала восточного похода, но особенно после битвы при Арбелах, он начал привлекать персидскую элиту к управлению государством.
Назначал персов на различные посты, перенимал обычаи и традиции персидского двора. Пожалуй, самым ярким событием в этом смысле была свадьба в Сузах в 324 году до н. Это была грандиозная свадьба, полностью профинансированная Александром. Зачем это было нужно? Чтобы дети, рожденные в таких семьях, не делились на греков и персов. Чтобы появился единый народ, условно говоря, «греко-азиатский». Чтобы не было между людьми национального деления и выяснений, кто из них лучше, достойнее. Жителями новых городов, которые Александр основывал на захваченных землях и называл, как правило, Александриями, становились не только воины-ветераны его армии, но и местные жители.
Да, разумеется, необходимость получить более широкую опору в завоеванных странах была, но Александр действительно верил в возможность создания единого «мега-народа». Он считал, что в его огромной империи не должно быть этнических и национальных барьеров. На обширных территориях его империи получили распространение греческий язык и культура, происходил процесс ее синтеза с восточными традициями. Результатом стало появление новой по качеству эллинистической цивилизации, которой мир до этого не знал. Она просуществовала почти триста лет, и следы ее сохраняются до сих пор. Если бы не было походов Александра Великого — не произошло бы ничего подобного… И, кстати, вот парадокс.
Таким образом, он показал, что с мечом он покорит Азию. Жрецы храма восторженно изрекли: «Он тот, кто завоюет мир! Осенью этого же года, армия Александра Македонского, покорила Малую Азию. Войско Македонского разгромило персов, Дарий спасся бегством, оставив в лагере свою мать, жену и детей. Македонцы их взяли в плен, обращались с ними уважительно. После этих сражений, Александр берёт направление на юг, захватывает Финикию, Палестину и Египет. Там он оставил армию и с небольшой охраной пошел в пустыню, чтобы посетить оракула Амона-Зевса. В святилище его встречали с большими почестями и обращались к нему как к «сыну Зевса», что ещё больше предало ему уверенности в себе. Вернувшись в Египет, он начал готовить армию для новых сражений. Конец Персидского государства и Дария 331 год до н. И снова восторжествовала храбрость македонцев и стратегия Александра. Большая персидская армия терпит поражение и спасается бегством. Персидской державе положен конец. Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь Смерть Александра Великого Александр Великий сделал свой последний вздох в Вавилоне, в 323 году до н. Согласно древнему историку Диодору, все началось с того, когда Александр на ночном пиру выпил много неразбавленного вина и вскоре после этого заболел. Вернувшись к себе, у него поднялась высокая температура, в теле начались сильные боли, тошнота и тяжелая мышечная слабость, а через 12 дней наступило паралитическое состояние, он не мог ни говорить, ни двигаться.
Примирившись с отцом, Александр вернулся в Македонию к свадьбе родной сестры Клеопатры с эпирским царём Александром Молосским. Во время свадебных торжеств в 336 до н. Филипп был убит своим телохранителем Павсанием. Из наследников у Филиппа были только Александр, сын от опальной разведённой Олимпиады, и Арридей, незаконный сын от любовницы Филинны. Жена Филиппа Клеопатра родила накануне убийства дочь, однако её влиятельные родственники могли поддержать другого кандидата на трон, из которых реальным претендентом был Аминта, сын македонского царя Пердикки III и двоюродный брат Александра. В действительности Аминта уже был царём в малолетстве, но его опекун Филипп сам занял трон, в качестве компенсации выдав за Аминту свою дочь Кинану. Македонское войско, хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях, провозгласило его царём. Восхождение на трон[ ] При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон; из последних он казнил Аминту, сделав свою сводную сестру Кинану вдовой. Знать и македонский народ он привлек на свою сторону отменой налогов. Затем Александр в качестве преемника Филиппа организовал конгресс в Коринфе, на котором был подтвержден ранее заключенный договор с греками. Договор декларировал полный суверенитет греческих полисов, самостоятельное решение ими внутренних дел, право выхода из соглашения. Для руководства внешней политикой греческих государств создавался общий совет и вводилась «должность» гегемона эллинов, обладающего военными полномочиями. Имея за спиной пока ещё спокойную Грецию, присматривающуюся к новому царю, он весной 335 до н. В ряде сражений варвары были разгромлены, остальные предпочли вступить в союзные отношения с Македонией. Пока Александр улаживал дела на севере, на юге в конце лета под влиянием ложного слуха о смерти Александра вспыхнул мятеж в Фивах, самом пострадавшем от Филиппа греческом городе. Жители Фив призвали к восстанию всю Грецию, однако греки, на словах выражая солидарность с фивянами, на деле предпочли наблюдать за развитием событий. В накалившейся ситуации Александр не терял времени. Стремительными маршами он перебросил армию из Иллирии к Фивам. Осада заняла несколько дней. Перед штурмом Фив Александр неоднократно предлагает мирные переговоры и получает отказ. Штурмом город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство см. Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии.
Сибирский поход Александра Македонского, или о чем на самом деле рассказал Плутарх
Сложно найти в истории столь же знаменитого героя, как Александр Македонский. Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского. Личность Александра Македонского до сих пор вызывает интерес не только у историков и археологов, но и огромного количества других людей, а причина смерти великого полководца – это одна из интереснейших загадок истории.
Искандар Зуль-карнайн. (Александр Македонский)
Но весь мир больше считает, что Великий Александр родился между 20-м и 26-м июля и не без основания. Ведь по преданию, в ночь на 21 июля 356 года до н. Герострат, поджёг храм Артемиды Эфесской. Вот и существует теория, что пока обсуждали это событие, Александр и родился. А чтобы наверняка не забыть, связали два этих события между собой.
Тем более, как говорили умные люди и старейшины, рождение Великих, всегда знаменуется каким-либо событием, да хоть грандиозным пожаром. Александр был учеником Аристотеля. Отец Александра Филипп II Македонский пригласил воспитывать 13-летнего сына, наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Мало чего известно о трех годах, проведенных будущим полководцем под опекой ученого.
Известно лишь, что Аристотель учил его медицине, морали, логике и конечно же, философии, а так же привил ему любовь к литературе и научил уважать философов. Помимо высококлассного образования, отец Александра, Филипп II Македонский, заложил хорошую военную базу для будущих побед сына. Было создано мощное и большое войско и Коринфский союз, в котором объединились все самые крупные греческие города-государства. Иногда, будучи 16 — летним подростком, Александр, оставался замещать на троне своего отца, когда тот уезжал по государственным делам.
В один из таких отъездов Филиппа, произошло восстание фракийского племени медов. Александр III Македонский, будучи сыном своего отца-воина, подавил восстание, и чтобы зародить традицию — называть города своим именем — назвал бывшее фракийское поселение — Александрополем, а позже основал и сам город. Первая победа была им одержана, когда ему было 18 лет. Взойдя на престол в 334 году до н.
Он был одним из тех царей, которые сами шли в бой со своим войском и знали солдат поименно. Он являлся гениальным стратегом, воином-полководцем, который одержал победу в первой же битве. Отец Александра, царь Филипп Македонский был убит, когда тому было 20 лет. Учитывая молодость Александра, его успехи в создании одной из величайших империй мира вызывают всеобщее восхищение.
Помимо Аристотеля, Александр поддерживал связь и с другими известными философами того времени. Однажды он подошел к Диогену на городской площади и задал вопрос: «Могу ли я что-то для тебя сделать? Ты заслоняешь мне солнце». Он не проиграл ни одной битвы.
Александр Македонский известен по сегодняшний день, как один из величайших военных стратегов всех времен. Он на протяжении 15 лет вел успешную военную кампанию, покорив многие страны, включая Турцию и Иран. В 336 году до н. В живых он оставил лишь своего слабоумного брата, которого звали Арридеем.
У Александра было три жены: Роксана, Парисатида и Статира. Историки утверждают, что Роксана была одной из красивейших женщин в Азии. Александр взял ее в жены по любви. Будущая жена Македонского была пленницей, в которую он влюбился с первого взгляда.
До этого момента согдийский Рок считался непобедимой горной крепостью. Полководцем были пленены тысячи людей. Однажды Александр прохаживался, рассматривая своих пленников. Среди них он увидел совсем юную девушку.
Ее звали Роксана. Она была дочерью дворянина из Бактрии.
Мало того, принципы фальсификации истории имеют очень древние корни. Человек, завоевавший власть в древности силой, стремился её легализовать в рамках действовавшего в те времена родового права наследования власти. Поэтому новые правители нанимали историков, чтобы те фальсифицировали их историю прихода к власти и обосновывали для их детей легальность передачи власти по наследству, согласно родового права.
Попробуем с помощью лингвистического анализа и использования исторических источников, которые историки не признают, разобраться с происхождением Великого полководца Александра Македонского. Первое, что обращает на себя внимание это то, что Александр не имел фамилии, носил прозвище Македонский. Его отец Филипп также не имел фамилии, но прозвища Македонский не имел. В чем тут загадка? В древние времена простолюдинам фамилии были не положены.
Это было царской привилегий. История преподносит Филиппа как царя Македонии, но на самом деле Филипп не был потомственным царём Македонии, он им стал в результате военного завоевания этой территории. Лингвистический анализ показывает, что Филипп был русским пастухом, организовавшим военную группировку из своих приятелей с Дона и захвативший Македонию. Имя Филипп означает на древнем русском языке Фил чувствующий , иппо лошадь или конь и первоначально было прозвищем. Похожее на него древнее русское имя Ипполит, также в древности означало прозвище, которое дословно можно перевести на современный русский язык как : иппо лошадь или конь , лит литой или влитый.
Слившийся с лошадью или чувсвующий лошадь сегодня обозначили бы словом всадник. Итак Филипп - это всадник. Теперь рассмотрим название Македонец. По моим исследованиям это словосочетание, в котором слово "мак" означает пастух и происходит от сокращения прозвища, а в последствии имени Макар. В свою очередь имя Макар происходит от искажения древнего русского слова "махарь".
Махарь на древнем русском языке означало пастух. Работа пастуха - это постоянное махание кнутом, отсюда и его древнее прозвище "махарь". Со временем прозвище незначительно изменилось и превратилось в имя Макар. Русская пословица:"Куда Макар телят не гонял", - относится в данном случае не к имени, а к профессии и профессия эта пастух. Если вы посмотрите на современные карты России, то увидите очень большое количество деревень, особенно в районе Дона, с названием Макаровка.
Такое название давалось поселениям пастухов, занимавшимся разведение скота. Интересно, что другая распространённая в древности профессия кузнец, на древнем русском языке звучала как "махайбей". Со временем это словосочетание "махай и бей" изменилось сначала в макавей, а затем в имя Макей. То есть имя Макей является древним русским именем и означает кузнец. Прозвище Макавей из династии Хасмонеев, носил Иуда Макавей который в 160 году до рождества Христова возглавил восстание евреев против греков.
То есть Иуда был кузнецом.
Попов "Вознесение" Александра Великого. Фрагмент серебряной чаши. XIII в. ГЭ "Вознесение" Александра Великого.
ГЭ Иконография. Эллинистические сюжеты. В памятниках раннехрист. Иллюстрации к «Роману об Александре» В визант. В рукописи Кинегетики Псевдо-Оппиана 1-я пол.
Вейцмана, представлено изображение плаща А. Historia Alexandri. I 3 и сцена «Примирение родителей Александра» Ibid. На неск. Византийский музей.
Музей в Фессалонике , XIV в. Музей в Бернаке - встречается изображение следующих эпизодов: «Александр брошен в яму» Ibid. I 14 ; «Битва Александра с Пором» Ibid. III 4. Цикл подвигов А.
Грегуара, дворец мог находиться в вост. Азии и датировался IX в. Значительное число иллюстраций преимущественно «портретов героев» содержалось в серб. Српска Александрида: Историjа основног текста. Београд, 1969.
Большой цикл иллюстраций к особой хронографической редакции романа имеется во 2-м томе Лицевого летописного свода 2-й пол. XVI в. В кон. Иллюстрации отдельных сцен романа, преимущественно батальных напр. II 41 и встречающийся также в искусстве многих стран средневек.
Европы, куда он проник из Византии. О попытке А. Иконография полета, или вознесения, А. Эта композиция встречается на наружных рельефах соборов, на царских коронах и диадемах, на драгоценных блюдах и др. К числу наиболее известных памятников с «Вознесением А.
Археологический музей. Софии в К-поле, XII в. Тирольский музей Фердинандеума. Инсбрук ; серебряное блюдо с рельефами из региона гос-в крестоносцев, ранний XIII в. ГЭ ; рельефы из мон-ря Дохиар на Афоне и ц.
Сохранилось неск. Руси: на золотой диадеме, украшенной эмалями, XI в. Композиция «Вознесения А. Вероятно, это отзвуки эллинистической традиции, уподоблявшей А. В сборнике кирилло-белозерского книгописца Евфросина есть миниатюра, изображающая юного А.
Различные сюжеты. В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова , кон. VIII , и в ее списках имеется миниатюра с изображением 4 мировых царств Дан 7. На моливдовуле X в. ГЭ представлен портрет А.
По мнению Э. Стататос в композицию магического назначения включено изображение головы А.
Был убит Аминта , двоюродный брат и зять Александра; один источник сообщает о родном брате царя Каране , которого тоже убили [54] ; Аттал был казнён по обвинению в измене [52] , и его участь разделили все ближайшие родственники мужского пола. Наконец, Олимпиада принудила к самоубийству последнюю из жён Филиппа, Клеопатру, а её новорождённую дочь приказала убить. В результате у Александра не осталось потенциальных врагов внутри Македонии [55] [56]. Знать и народ новый царь привлёк на свою сторону отменой налогов, не обращая внимания на пустую казну и 500 талантов долга [57]. На момент прихода Александра к власти Македонское царство было крупной территориальной державой: оно включало не только Нижнюю Македонию , но и Верхнюю, а также Фракию, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря, ранее контролировавшееся независимыми греческими полисами. В зависимом от него положении находились Эпир там правил шурин и зять Филиппа, обязанный ему престолом , Фессалийский союз Филипп был его тагом и Коринфский союз , включавший всю остальную Грецию, кроме Спарты , и признавший Филиппа своим гегемоном с широкими полномочиями [58].
Греки формально подчинялись не Македонии, а её царю и после гибели последнего сочли себя независимыми. Враги Македонии в Афинах открыто радовались убийству Филиппа, а Фивы и Амбракия попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны [59]. В этой ситуации Александр действовал решительно. Он быстро двинулся с армией на юг, добился своего избрания тагом Фессалии, а потом вошёл в Среднюю Грецию и разбил лагерь под Фивами. Не ожидавшие этого греческие полисы изъявили покорность и прислали своих делегатов в Коринф, где был подтверждён договор, заключённый после Херонейской битвы. Сохраняя формальную независимость, вся Эллада кроме Спарты теперь подчинялась Александру — гегемону Коринфского союза и стратегу-автократору в предстоявшем походе на персов; многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны [60] [61] [62]. Александр: — Проси у меня что хочешь! Диоген : — Не заслоняй мне солнца!
По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил: «Не заслоняй мне солнца» [63]. Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» [64]. Позже Александр посетил и Дельфы; он потребовал от пифии , чтобы она предсказала его судьбу, и услышал в ответ: «Ты непобедим, сын мой! Александр прервал пифию словами: «Ни слова больше! Тем временем на севере готовились к войне [en] войне иллирийцы и трибаллы. Царь решил нанести упреждающий удар: весной 335 года до н. В битве у горы Эмон Александр разбил фракийцев, занимавших сильную позицию на возвышенности, а потом одержал победу над трибаллами. Правитель последних Сирм укрылся на острове Певка [en] на Истре.
На северном берегу реки собрались войска племени гетов , и Александр счёл это вызовом [65] : на подручных плавучих средствах он переправил армию через Истр, разбил гетов и тем самым лишил трибаллов последней надежды на успех [66]. Приняв капитуляцию этого племени, Александр двинулся в Иллирию. Там он осадил [en] крепость Пелион , был окружён врагами, но смог прорваться, а потом обманным манёвром выманил иллирийцев с возвышенности на равнину и разгромил [67] [68] [69]. В ходе этого похода март—май 335 года до н. Александр продемонстрировал незаурядный полководческий талант, умение импровизировать и не менее важную способность надёжно контролировать достаточно большие и разнородные воинские контингенты. Фор даже называет эту кампанию «быть может, самой блестящей и стремительной» [70] в биографии Александра. Царь смог полностью обезопасить северные границы Македонии на последующие годы, пополнил свою армию фракийскими, иллирийскими и трибалльскими воинами, захватил ценную добычу. Но в Греции из-за его долгого отсутствия появились слухи, что Александр погиб.
Поверив в эту новость, фиванцы восстали и осадили македонский гарнизон под командованием фрурарха [en] Филоты в Кадмее ; поддержавшие их афиняне начали переговоры о союзе с персами, а полисы Пелопоннеса двинули свои войска к Истму. Александр узнал об этом в Иллирии и тут же двинулся на юг: на путь до Беотии ему понадобилось всего 13 дней [71] [72] [73]. Узнав, что царь жив, пелопоннесцы и афиняне немедленно прекратили враждебные действия; остались только Фивы, которые не хотели сдаваться. В сентябре 335 года до н. Александр, получивший поддержку остальных полисов Беотии, осадил этот город. Комбинированным ударом снаружи и из Кадмеи фиванцы были разгромлены [74] , а на улицах произошла настоящая резня, в которой погибли 6 тысяч горожан. Решать судьбу города Александр предоставил своим греческим союзникам. Те постановили разрушить Фивы, оставив только Кадмею, земли разделить между соседями, а население обратить в рабство.
Всего было продано 30 тысяч человек; на вырученные деньги примерно 440 талантов Александр полностью или частично покрыл долги македонской казны [57]. Больше никто не сопротивлялся Македонии. Греки, поражённые быстрой победой царя и судьбой древнего города, в ряде случаев сами привлекали к суду политиков, призывавших к восстанию. Александр ограничился требованием к афинянам изгнать одного оратора и вернулся в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию [74] [75]. Восточный поход: от Граника до Киликии См. Горгием , Эсхином , Исократом. И греки, и македоняне были в этом заинтересованы в связи с перспективой завоевания новых земель и захвата богатой добычи. Кроме того, греки могли вывести на завоёванные территории новые колонии и таким образом избавиться от излишков населения, оппозиционеров и смутьянов; Македония же, возглавив объединённую армию в восточном походе, упрочила бы свою власть над Элладой.
Поэтому царь незадолго до своей гибели переправил в Малую Азию часть армии во главе с Атталом и Парменионом.