Долгая зима никому не в радость, да добрая весточка есть у «Северной сказки» о приходе весны. Знаете ли, что 2 февраля – Громница, славянский праздник, перва. Сретенье, Громницы — славянский народно-христианский праздник в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа, отмечаемый 2 (15) февраля.
В Могилевском районе воссоздали славянский праздник Громницы
Среди древних славянских праздников особенной важностью пользовалась Громница. славянский праздник, узнайте его историю, символизм, традиции и значение. Во времена двоеверия обряды славянской Громницы слились с иудохристианским праздником Сретенье.
Церковный праздник сегодня 15 февраля 2024: что нельзя делать, приметы
Культура » Календарь языческих праздников по месяцам » Календарь славянских праздников на февраль 2 февраля — День богини Додолы Громница Календарь языческих праздников Языческий праздник Громница Зимнее Перунье, Сретенье отмечается в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, кончается владычество Зимы, праздник связан с культом Перуна-Громовника. По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и холода. Кто такая Додола-Громовница С введением христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля , православными христианами — 15 февраля. Роль громовержца в христианстве отдали Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу,происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей,на Украине — Паляницей.
Неведомый праздник природы «Громница» Опубликовано 02. В эти дни по преданию происходит встреча зимы и весны на Мироколице Яви, и именно в эти дниь силы юной весны борются с силами Морены-зимы. Кроме того, только 2-15 февраля в зимнее время гремит Перунов гром и сверкают молнии. Она была женой великого Перуна , и имя её было Додола. Имя Додола произошло от удвоения корня «dnu» на древнеарийском языке, и означало оно «трясти бородой».
То есть жена громовержца Перуна, Додола трясла его бородой. Знаменитая Додола, она же Перуница, часто встречается в обрядовых песнях православных родноверов, так как считается боевой подругой Перуна и вдохновляет его на подвиги и ратные поединки. Додола считается горделивой и непокорной девушкой, под стать нашим праматерям Амазонкам. Богиня Додола считается покровительницей растительности, а также владелицей стихии, живой небесной воды. В её силах было вызывать дождь, который оплодотворял землю-матушку.
В давние времена молодую девушку, которая считалась княгиней праздника Перуна, украшали разнообразными венками и гирляндами из растений, в честь Додолы, так как именно к ней обращались православные родноверы, когда стремились вызвать дождь.
В Белоруссии эти дни считались как "Малые деды" - поминовение усопших - поэтому на стол ставили дополнительный прибор и приглашали предков, чтобы почтить их. Первые дни февраля считались пограничными и очень опасными. В эти дни старались не работать, не начинать никаких дел, потому что граница всегда опасна, и через нее могут проникнуть злые духи. Но на границе можно и нужно собирать силу для будущих дел и своего блага, которую можно будет использовать. Этот день также связан с огнем. Зажигали огонь и свечи в больших количествах, особенно по дому. В этот день или за несколько дней до 2 февраля делалась особая магическая свеча - Громничная свеча, которой пользовались потом весь год.
На обряде эти свечи освящают, посвящая Перуну-охранителю. Громничная свеча пользуется особым почитанием. Она является олицетворением живого огня, наделена магической силой и выполняет обережные функции. Чтобы получить наиболее сильный оберег, следует самостоятельно слепить громничную свечу, конечно лучше всего из воска со своей пасеки. Считается, что чем больше свеча, тем удачливее будет год. Также в этот день, хозяин дома зажигал Громничную свечу и подпаливал волосы всем домочадцам крестообразно, чтобы защитить их на весь будущий год и дать им здоровье. Лишь в этот день женщинам разрешалось распустить волосы для этой процедуры. Этой свечой ставились кресты на окнах и дверях, для защиты жилища, ведь окна и двери были местом проникновения чужих сил и духов.
Считалось, что если перед закатом светило выглянуло из облаков, то прошли последние зимние морозы. Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Кроме того, язычники посвящали Перуну и его жене "громничные свечи". По традиции их делали женщины или девушки.
Три свечки сплетали в косу, и кверху они расходились небольшим трезубцем. Это был символ единства трех сторон бытия. Свечи хранили в укромном месте в течение года и зажигали по праздникам и большим событиям.
Славянские праздники. Громница 2 февраля
Во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года [7]. Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» чеш. Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлится ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. По чешским поверьям: «На громницы должен жаворонок пискнуть, даже если должен будет замёрзнуть» чеш.
Na hromnice musi skrivan vrznout, i kdyby mel zmrznout [7]. С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды Великого поста [26]. Польские обряды[ править править код ] Считалось, что Громничная Богородица и «громничная свеча» защищают от волков Раньше 2 февраля повсеместно в Польше отмечали праздник Божьей Матери Громничной польск.
Само название праздника говорило об ожидании весны с её первыми грозами. В костёлах светили свечи — громницы. Во время грозы такую свечу зажигали и ставили на окно для защиты от удара молнии.
Детям, а в старину и взрослым, такой свечой подпаливали волосы с четырёх сторон головы, чтобы они не боялись грома. Детям прижигали волосы и для того, чтобы не боялись волков. Свечу, обвязанную прядью льна, святили, считая, что это способствует хорошему урожаю льна.
В этот день гадали о будущем урожае: «Если на Громницу ясно, в амбаре будет тесно» польск. Дымом от громничной свечи изображали на дверях избы или на потолочной балке крест, чтобы зло не могло войти в дом [27]. В конце XIX века поляки на Громницы зажигали столько свеч, сколько в семье членов: считалось, чья свеча потухнет раньше, тот и умрёт скорее [28].
В польском Поморье плотно закрывали окна и двери хлева, чтобы домашние животные не видели солнца, иначе во время весеннего выпаса они будут болеть. Если было солнечно — домашнюю птицу не выпускали на улицу. Поляки считали, что лучше волка увидеть в стаде овец, чем солнце на Громницы.
Чехи и поляки верили, что на Громницы первый раз должен запеть жаворонок. Известна польская легенда о встрече Громничной Богородицы с волком. В холодную февральскую ночь за Девой Марией крался волк.
Этого волка искали крестьяне, чтобы убить. Встретив на дороге Богородицу, крестьяне спросили её — не видела ли она волка. Она ответила, что не видела, и не выдала волка.
Затем Божья матерь предложила им поискать волка в своих сердцах и отправила по домам.
Обряды, посвященные славянским богам. В древности громничные обряды были связаны с почитанием Перуна и Велеса, богов грома и плодородия соответственно. В этот день проводились ритуалы, призванные обеспечить защиту от злых сил и обеспечить урожай. Поминание предков. На Громницы также вспоминали ушедших на тот свет родственников, ставя на стол лишнюю тарелку в их честь. Это действие символизировало связь живых с миром предков и желание поделиться с ними домашним уютом и теплом. Запрет на тяжелый труд. Считалось, что в эти дни не следует заниматься серьезной работой или заключать договоры, чтобы не вызвать недовольство темных сил и не нарушить гармонию природы, готовящейся к весеннему обновлению.
Использование громничных свечей. Свечи, зажженные в этот день, считались мощным оберегом от злых духов. Их устанавливали на входных дверях и обходили с ними дом, освящая каждый уголок, чтобы очистить жилище от нечистой силы. Освящение дома и домочадцев.
Её зажигали и ставили у окна во время грозы для того, чтобы она защищала помещение от удара молнии и, соответственно, от пожара. С помощью этой свечи люди не только оберегали себя от стихии, но и защищали свой дом от нечистой силы и злых, завистливых людей. Для этого воском свечи на двери рисовали обережные знаки чаще всего крест или символы Перуна , которые защишали дом от любого зла. На Руси на Громницу было принято не только создавать свечи, но и очищать свой дом и себя от негатива и всякого зла с помощью воды — считалось, что в этот день, как и в Водокрес, вода обладает особыми свойствами. Ритуал на Громницу Существует простой ритуал на Громницу, который поможет избавить ваш дом от негатива и привлечь в него благополучие и изобилие на весь год.
Каковы приметы, предания и традиции этого праздника? Как он связан с изменениями в Природе? Что нужно знать и делать человеку в это время? Об этом и поговорим на очередной встрече команды Народного Славянского радио. Если эта тема важная — расскажите об эфире друзьям, сделайте мир лучше!
Другие книги автора:
- Громница — Сретение
- Славянский праздник природы «Громница»
- Громницы — народный праздник 15 февраля, обряды, приметы
- Громница. Ритуал три свечи
Громница, славянский праздник, кого чествуем сегодня?
- Календарь славянских праздников и список языческих обрядов
- 2 февраля Громница: как празднуем?
- Громницы. Традиции праздника | Народное славянское радио
- Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля
- Славянские праздники - Русская славянская народная библиотека - Велeсов круг
Громницы или Сретение, Сустретьев день
Громница – архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой. Праздник Громница (Сретение) Славянский праздник Громница (2/15 февраля). В славянском народном календаре 15 февраля (2 февраля по старому стилю) – Громница (единственный зимний день, когда могла случиться гроза). Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой. Праздник Громница называется так потому, что 15 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Что можно делать в славянский праздник Громница, поверья, запреты и суеверия.
Сретение (Громница)
В любом случае, нам есть, что праздновать и что помнить в эту дату. Противник пошатнулся, а его уверенность в своей непобедимости рухнула под натиском отваги, стойкости и самопожертвования советских солдат и обычных людей. Наши предки одержали победу! Мы выстояли! Слава об этом пусть гремит и память в потомках живёт на века. Традиции, обряды, смысловая нагрузка Громница — это древний славянский праздник первой встречи 46 сречи зимы с весной Морены с Лёлей , потому часто в этот день можно увидеть редкую зимнюю грозу и даже услышать гром — свидетельство приближающейся весны и первых «столкновений сил света и тьмы». Оттого и называют праздник Громницей, а также связывают его с богом грома и молний Перуном и его супругой Дивой-Додолой 47 — богиней небесной влаги, повелительницей молнии, гроз и дождей. Афанасьев, «Древо жизни»: «Небесная гроза, с её бурными вихрями и дождевыми ливнями, обожалась литовско-славянским племенем в образе Перуна, память о котором до сих пор живо сохраняется у белорусов и литовцев. Белорусы представляют его статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородою: восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооружённый луком и стрелами, и разит нечестивых. А литовцы ещё помнят о девяти силах Перкуна и тридевяти его названиях. Как божество, посылающее дожди, Перун явился творцом земных урожаев, подателем пищи, установителем и покровителем земледелия.
Земля, по народному русскому поверью, не растворяется не открывает своих недр на рождение злаков до первого весеннего грома, т. Следовательно, и деревья начинают распускаться только с пробуждением бога-громовника, в свите которого шествуют весенние ветры, пригоняющие дождевые облака…» Рис. В этот день начинали закликать весну да солнышко красное звать — это были первые заклички весны существуют ещё вторые и третьи. Первый раз весну закликают только девушки и дети, а песни-заклички поют чуть слышно. Считается, что в этот день вода особенно дождевая тоже обладает особой силой, поэтому ею запасались для разных обрядов и нужд. Так же, как и на Водокрес, полезно окунаться в природные источники и умываться водой, собранной в этот день. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей. А в Белоруссии, к примеру, до сих пор жива традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию. Их принято изготавливать и заговаривать именно в этот день, но приготовить можно также в субботу перед Громницей, а в этот день заговорить и использовать для обрядов. Способов изготовления таких свечей немало, можете поискать самостоятельно в Интернете.
Степанов об изготовлении громничных свечей пишет следующее: «Громничная или Сретенская свеча тем и отличается от всех прочих, что ей приписывают наиболее чудодейственную силу. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается именно та скрытая благодающая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молний. Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска. Когда дойдёт она до одного пуда весом 48 , её сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере необходимости и с соблюдением строгой очереди… Пришедшие домой спешат огнём громницы подпалить себе вдоль и поперёк волосы. Потушенная свеча разламывается на кусочки, которые раскладываются по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы… Свечу берут на поля при начале сева и жнитва.
Накануне праздника ее отливал хозяин семьи, а затем зажигал на капище, где женщины исполняли ритуальный танец Огнедеву. Свечу, напитанную энергией молитв, приносили в дом. С ней обходили жилье, подворье и хлев. Громницу оставляли не догоревшей до конца и хранили в домашнем алтаре, потому что она обладает мощной магией. Ее зажигали по большим праздникам, в сильную грозу, при рождении ребенка, давали тяжело больному во время чтении молитвы о выздоровлении, вставляли в руку покойника и обкуривали дымом пламени дом умершего.
С ней обходили ниву перед севом и жатвой. У некоторых народностей громницу делали женщины: сплетали косу из 3-х восковых маканых свечей с магическими компонентами. Она имела три конца с фитилями, символизирующие триединство мира. Православные на Сретение также святили свечи, но дом обходили с иконой Сретения Господня. У нее просили спасения и заступничества. О здоровье молились Пресвятой Богородице.
Отсюда ясно, что ритуальные подношения Трёхликой матери — это кормление всех тех, из кого она состоит своим воздушным ликом, — из всех ветров, духов воздуха, сильфов, фейри и птиц вещих. Их присутствие рядом с миром людей будет в течение года помогать сохранять порядок, не даст свершиться непоправимому. Они отведут беду общую, удалив причину проблемы локально: накажут одного, но спасут всех. Но если духи отвернутся от человека, то ошибка одного может погубить всё племя. Древние маги, понимая истинную силу детей Бригитт, детей Матери-Земли, проводили обряды, которые должны были стать гарантией безопасности всего народа, всего племени. Люди же своим простым участием, подношениями и дарами выполняли простую, но очень важную работу — отключали сопротивление своего сознания и усиливали заклинания и обряды мага согласием с общим законом Природы: единства всего со всем. В славянской традиции Имболк назывался Громница. Считалось, что только в этот день может греметь гром на небе что, кстати, правда, и поверье работает до сих пор. С этого момента считается, что «тёмный период» закончился и начинается новый цикл. Не празднуя Громницу так широко, как кельты свой Имболк о причинах сего будет рассказано ниже , тем не менее в общемировых обрядовых процессах славяне участвовали тоже. Но если ритуальная часть сонастройки со стихией Воздух касалась только касты волхвов, то весь прочий добрый люд входил в процесс соединения с природой своим способом: чистили и мыли жилище, окуривали скотину, почитали бога Велеса — бога, соединяющего собою миры, бога, следящего за порядком как в мире людей, так и не-людей. Ну и конечно, духов — нашу родную русскую нечисть. Сразу после праздника Имболк, как точки силы, в славянской традиции Громница дошёл до сегодняшнего дня как вытекающий из него праздник — Кудесы, день рождения домового. Домовой — это домашний дух у кельтов — брауни, у скандинавов — ниссе , имеющий воздушную природу, который тоже пробуждался в этот период. Кудесы назначались на 10 февраля, и в этот день было принято уже задабривать «своего родного» домового — подарками, подношениями, добрыми словами также показывая ему, представителю стихийного благого дома: будь с нами, дедушка, мы тебе не враги, мы семья твоя. Домовой, как связь между миром людей и не-людей, мог и защитить от неблагих сил, и мог привлечь благие. Но уже не всему племени, не всему народу, а только одной отдельно взятой семье.
Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. На склоне дня Громницы славянские ребятишки проживающие на юге России собиралась где-нибудь на пригорке за околицей первый раз закликали Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались повсеместные заклички весны, в средней полосе России закликать весну начинали позднее. В чудесном народном сказание «О Змее Громовержце и Оленухе» описаны основные процессы течения жизни в круге года, находящие своё отражение в языческих праздниках сельскохозяйственного года, в календаре — «круге года». Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Змей, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли Красная Горка, день весеннего равноденствия. Там её и настигает Змей, превращающийся в Громовержца. Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога — символ Мудрости и Силы Матери. Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. Коляда, день зимнего солнцестояния А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли Громница. Коло замкнулось. В народной легенде Громница — это праздник выхода Силы на поверхность земли. День, когда Оленуха дарит людям и земле Силу Огнедевы. В этот день просыпается Змей Громовержец, отсюда и название праздника — Громница. Во время Масленицы на всех славянских карнавалах ряженые «шуты гороховые» изображали медведя — «скотьего бога» в языческих представлениях. По народному поверью «февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет», в эту пору наступает середина зимы и на другой бок поворачивается в своей берлоге Медведь. Самое ранее упоминание о Комоедице мы обнаружим в 3 томе книги П. Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края», изданной ещё в 1902 году. О суевериях в Бегомольском приходе Борисовского уезда священник Симеон Нечаев рассказывает: «Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящён в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя». Комы — это вовсе не медведи, а традиционное кушанье из гороха. Поговорка — «Первый блин комом», в 1736 году «Первый блин и тот комом», или «Первый блин да комом», встречается в 1741 году. А сама присказка «Первый блин комом, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне» прозвучала в припеве песенки бабушки Варвары из фильма «Вот моя деревня» 1972 года.
История праздника Сретение Господне: корни и развитие
- Громница: традиции праздника, обряды и ритуалы
- Лельник — суть и смысл праздника
- Громница (2 февраля) | Славянский Ведический Портал
- Громница, Сретенье, ПЕРВАЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ — 2 лютеня (февраля)
Громница 2021
Зачем 15 февраля предки просили любви у куклы, а потом ее уничтожали | Главная» Новости» Славянский праздник 2 февраля. |
Откройте свой Мир! | Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля. |
Громница славянский праздник 2 февраля | Громница – архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой. |
Как славяне отмечали праздник Громница или Сретенье Господне? | Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля. |
В Могилевском районе воссоздали славянский праздник Громницы | Новости Беларуси|БелТА | В разных частях славянского мира жену громовержца еще называют Перуницей, Громовицей или Паляницей. Что же такое славянский праздник Громница? |
Коло Года. Языческий праздник «Имболк»
встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. славянский праздник. Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. Славянскому Сретению/Громнице соответствует древнекельтский Имболк (от imb-volk — «ливень») — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). В деревне Грибаны Могилевского района воссоздали аутентичный славянский праздник Громницы. Встреча зимы с весной» на канале «Народное Славянское радио» в хорошем качестве, опубликованное 5 февраля 2023 г. 20:00 длительностью 00:41:49 на видеохостинге RUTUBE.
Сретение Господне и Громница: История и Традиции 15 февраля(2 февраля по старому стилю)
Громница в разгар зимы напоминала о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну. Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля. Обычай освящения свечей Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков. Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр Могила составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии фестиваль, связанный с пастушеским культом , славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери.
Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара. К сретенским свечам в Православной Церкви относились по-особенному — не магически, а благоговейно. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы. Народные традиции Сретения В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.
А еще: будет снежок — весной дрожжок. Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая. На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних. На Сретение капель — урожай пшеницы. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть.
Белили плодовые деревья. Также кормили закармливали племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. Еще люди поклонялись Солнцу в день праздника: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку.
Чтобы магический закон равновесия работал в человеке так же, как и во всей Вселенной, в сознании нужен регулятор, гироскоп, который будет приводить его сознание в резонанс с общими процессами, чтобы ни отдельный человек, ни всё человечество в целом не стали в какой-то момент лишними, инородными существами, которые не только не помогают вселенскому развитию, но даже мешают ему. Языческий праздник Имболк направлен на это. Языческий праздник Имболк, Громница, 1 февраля, пробуждается стихия Воздуха Несмотря на то что Воздух считается мужской, «внедряющейся» стихией, ритуально этот день был связан с богиней Бригитт Бригиттой — матерью богов. Она — хранительница традиции, сведущая во всех искусствах и ремёслах, одаряющая тем, что называется вдохновение. Триединая богиня, как богиня судьбы, определяет основные перемены, которые должны случиться в течение года.
Её тройственная суть отражается в сознании человека как единство сознания, подсознания и сверхсознания. Именно закон единства и закон мирового равновесия запускается как основная операционная система силой стихии Воздуха. В древности богиня Бригитт изображалась в виде птицы с человеческой головой и только в более позднее время приобрела чисто человеческий облик, став матерью ремёсел. Древнейшая же её функция — разрешающая. Трёхликая богиня, присутствующая так или иначе в этом качестве во всех языческих традициях, олицетворяла волю Матери-Земли. Она — выпускающая ветер, переносчик информации из иных миров и одновременно среда для её распространения. Птицей неслыханной и невиданной являла она себя, и те, кто умел видеть, по её облику и песне понимали, в каком лике являет свою волю Богиня: птица Сирин или Алконост, вещая Гамаюн, вороны Морриган и Бадб, стриги Гекаты — великие проявления Матери-Земли как силы миропорядка. Птица как часть образа богини раскрывает своё предназначение в этом качестве: сейчас она — вестник. Её стихия — Воздух, и она, пролетая через открытые только для силы Воздуха врата между мирами, переносит на своих крыльях информацию — знание о других мирах. Пыль иных дорог, принесённая стихией Воздуха, осядет в этом мире, неизбежно изменяя реальность.
Через 6 месяцев стихия Воздуха отправится в иные миры, и уже пыль наших дорог будет силой ветров Матери перенесена туда, где суждено свершиться переменам. Так устанавливается равновесие по этому уровню — всякая информация должна учитываться.
О том приметы такие были: На Громницу капель — в весну раннюю верь, если метель разгуляется, долго будет погода метельная, до конца месяца.
На Громницу капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. Метель на Громницу зерно разметает значит, грозит неурожайным годом. Однако, не лучшей приметой считался и слишком теплый день, особенно если потепление было резким — весна будет нынче ранней, да год не урожайным, не успеет отдохнуть Земля, чтобы взрастить богатый урожай.
Коли Громница выдалась морозной, ясной, а ночью видно много звезд — зима не скоро отступит, зато, богатым будет урожай нынешним летом. Громница, славянский праздник с древней традицией Громница, как всякий славянский праздник, сопровождалась обрядами. На Громницу начинали зазывать весну, помогали её скорому приходу.
Девушки впервые пели заклички весны, пока что чуть слышно и у себя на дворе. Парни начинали первые игры-зимоборы, состязания, символизирующие борьбу зимы и весны. На Громницу мужские игры посвящали Перуну.
Пока что были это состязания меж парнями с соседних улиц, из одного села. А уж ко дню Ярило превратятся игры-зимоборы в состязания между соседними сёлами, в шумное взятие снежной крепости. Будет это всё после, пока на дворе Громница, славянский праздник первой, тихой, домашней, встречи с весной.
Особое место в обрядах занимала Громничная свеча.
Громница. Ритуал три свечи
На Украине эти свечки изготовляли только женщины, и особенно — девушки. Причём громницы часто делались из трёх свечек, переплетённых в косу и расходящихся кверху маленьким Трезубом — символом триединства Нави, Яви и Прави то есть Троемирья. Эти священные свечи украшались лентами и другими девичьими прикрасами. Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин дома выплавлял свечу самостоятельно, обычно в последний шестак субботу перед праздником. Известно, что свеча была примерно 10 вершков 44 см.
Такие размеры позволяли в случае необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться. Также в Белоруссии на Громницу проводили обряд огненного крещения «агнистага крыжавання». Сначала хозяин крест на крест поджигал совсем чуть-чуть у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек.
Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь. Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём.
Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на дни поминовения предков Осенние Деды ночь на 1 ноября и Весенние Деды ночь на 1 мая , давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск громничной свечи принимался больными, как лекарство.
Существует также много примет, связанных с громничной свечой.
Такую свечу в день Громницы делает глава семьи. Такая свеча обязательно должна быть большой, часто высотой с десять ладоней. Эту свечу мужчина зажигает на капище и приносит в жилье. Если капища нет, свечу зажигают на домашнем алтаре в красном углу. Второй обряд: девичья Громничная свеча «косичка». Такие свечи делают женщины из тонких маканых свечек, свивая их между собой в косичку. В этом случае громничных свечей может быть несколько, но все они обязательно заговариваются в праздник Громницы.
Громничная свеча может быть изготовлена заранее перед праздником. Как правило, её делают в ближайшую субботу перед Громницей, а в сам день праздника только освящают.
Александр Гореликов АлександрГореликов 26-01-2018 13:24 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Comments disabled ирина радость ирина радость 27-01-2018 18:50 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Все славянские праздники очень яркие и позитивные!!! Comments disabled Александр Носов Александр Носов 27-01-2018 20:43 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Громница 2 февраля, а 7 - первый день астрономической весны!
Данный праздник Громница, в разгар зимы, напоминает нам о том, что даже переживая самые страшные бедствия мы должны надеяться на лучик света, как эта яркая молния лютой зимой. Поэтому и славится Маланьица, за надежду на скорый приход красавицы весны. Этот день имеет глубокий смысл, и считается днём годового круга, в котором мы видим скорое наступление тепла и даже лета, которое придёт к нам через полгода, и которое живёт в нас уже сегодня, как часть нас и нашей жизни, данной нам выше по праву рождения и по долгу проживания. Другими словами, год рождается как единое целое, как, впрочем, и каждый другой ритм, который имеется в четырёхмерном мире, именно поэтому осязая данный ритм-объект в одном пересечении, мы можем видеть и дотягиваться к другой его стороне, той, что находится, напротив.
Таким образом, в середине зимы, нам вдруг отражается скорое лето, полное радостных событий, которые происходят по мере того, как Солнце начинает излучать свой первый импульс, в виде первого грома, что приходиться на этот праздник. Данный день не какая - то пустая сказка, Сретенье является могущественной встречей противоположных качеств, и это явление более значимое и реальное, чем большинство наших пустых проблем и переживаний. В круговом же круге всё реально, и если на Громницу потеплело и грянул гром, это значит, что мы по-настоящему пересеклись с противоположной стенкой года. Именно поэтому мистерии Громницы, это не пустая дань, непонятному устаревшему ритуалу, и не повод для ненужного развлечения.
В этот день мы сталкиваемся с важными событиями, и в который раз получаем возможность соединиться с этими событиями природы и получить желаемый и нужный нам импульс. Более новые статьи:.