Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан. Для административной деятельности полиции появление новых видов экстремизма, а также новых (изощренных) способов осуществления экстремистской деятельности является негативным моментом. По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений. Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России.

Профилактика терроризма и экстремизма

Далее более подробно рассмотрим основные причины развития молодежного экстремизма. Причины возникновения молодежного экстремизма 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи. Сюда относятся социальное неравенство, низкое качество образования, низкий авторитет правоохранительных органов. Рост влияния национализма и сепаратизма.

Формируется конфронтационная поведенческая установка, легко переходящая в насильственную направленность.

В современный условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистских организаций, усложняется их характер, возрастает изощренность и антигуманность террористических актов. Для эффиктивного противоборства с терроризмом важно понимать психологию терроризма, источники агрессии. Суть социального заказа психологической науке сегодня: объяснить природу терроризма и предложить обществу эффективные средства противостояния террористическому вызову. Проблема терроризма — многоаспектная. В ней наряду с социальным, политическим, правовым, экономическим следует особо выделить и психологический аспект, требующий всестороннего рассмотрения и глубокого изучения.

К большому сожалениюне всегда удаетсяпредотвратить террористический акт, даже используя все возможные меры. Поэтому возникает проблема пресечения террористических действий. Так, при захвате террористами заложников встает проблема ведения с ними переговоров. А это полностью психологическая проблема общения, возможности воздействия на преступников с целью избежать возможных жертв. Для эффективного решения этой задачи важно понимать психологию терроризма.

Принято выделять несколько типов мотивов, которыми, как правило, руководствуются террористы: Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором — это способ заработать деньги. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность. Мотивы преобразования и активного изменения мира.

Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости. Мотив власти над людьми. Через насилие, вселяя страх в людей террорист стремится утвердить себя и свою личность. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, процесс разработки планов, специфика осуществления террористических актов.

Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников. Мотив самореализации. С точки зрения самих террористов, их действия — это форма восстановления попранной справедливости. Терроризм представляет собой извращенные представления о справедливости в мире - является неадекватным ответом слабой стороны на действия сильного.

Терроризм не является новым явлением в истории. Роли, которые исполняют террористы в террористических группах, описаны социальными психологами и сводятся к трем основным: роли лидера, роли авантюриста, и роли идеалиста. Лидеры изначально как правило переживают чувство собственной неадекватности и легко проецируют его на общество, полагая, что общество неадекватно и должно быть изменено. Такие личности имеют ясное представление о целях террористической группы и о корнях ее идеологии. Роль лидера привлекательна для личностей нарцисстического и параноидного типов.

Авантюрист обычно имеет все необходимые навыки для участия в террористической группе. Как правило — это антисоциальный тип личности, часто имеющий историю криминального поведения до вхождения в группу. Идеология в их поведении может существенно варьировать или вообще отсутствовать. Поиск сильных ощущений в актах агрессии привлекает их больше всего. Идеалистом является как правило молодой человек или девушка с наивным взглядом на социальные проблемы и возможность социальных изменений, который всегда неудовлетворен состоянием его общества или организации.

Он или она являются идеальными объектами для «промывания мозгов», источниками которых могут быть идеологические, политические или религиозные влияния. Феномен фанатизма может наблюдаться среди этого типа террористов. Субъект включается в террористическое поведение главным образом из-за наличия искаженных психологических потребностей или дефектов личности , а не потому, что стремится к достижению улучшений в политической и социальной сфере. По степени выраженности эмоций различаются два типа террористов. Первый тип характеризуется предельным хладнокровием.

Второму типу террористов свойственна глубокая эмоциональная жизнь. Повышенный темперамент ведет к гиперактивности и сверхэмоциональности. Как правило, при выполнении террористического акта такой человек собран и сдержан, но в обыденной жизни он не способен сдерживать свои эмоции, порывы, аффекты, агрессию. Следует различатьпсихологический профиль лиц, способных к совершению террористических актов, или тех, кого могут использовать руководители террористических групп для подобных деяний. Прежде всего это лица, не сумевшие реализовать себя в политической сфере, но рвущиеся к власти и обладающие неким комплексом неполноценности.

С ними смыкаются бандитствующие элементы, уже пролившие кровь и способные за деньги выполнить любой заказ террористических организаций. Не следует забывать и бывших спортсменов, оказавшихся за бортом жизни. Питают терроризм и различные группы маргиналов, отщепенцев и отбросов общества, хотя вероятность их привлечения здесь меньше. Важным источником пополнения кадров террористов являются наемники, побывавшие в разных конфликтных регионах, сражавшихся то на одной, то на другой стороне. Для их психологии важно одно: кто более заплатит, а часто они побуждаются просто «интересом убивать», «почувствовать власть над людьми», «показать свое превосходство над другими».

Не следует сбрасывать со счетов и лиц с различными собственно психическими аномалиями, внушившими себе комплекс превосходства над другими. Надо заметить, что их деятельность стимулируется средствами массовой информации, раскрывающими не только способы и средства, используемые в террористических актах, но и популяризирующие личности их исполнителей. Своевременное изучение такого контингента позволяет принимать превентивные меры по недопущению терактов. Каждая из названных категорий террористов имеет специфические моральные и психологические характеристики. Зная контингент террористов, можно предположить, что лица из числа маргиналов и с психическими отклонениями, а также закомплексованные как неполноценностью, так и «сверхчеловеки» будут действовать преимущественно в одиночку.

Это составляет одну из трудностей их выявления. Напротив, кадры террористов из числа бандитствующих элементов и прошедшие школу наемничества в «горячих точках», будут действовать, организуясь в террористические группы. Серьезныеморальные проблемы присущи только «идейным» террористам, с достаточно высоким уровнем образования и интеллектуального развития, способным отрефлексировать свои поступки. Для большинства же террористов характерно наличие примитивных синдромов, препятствующих разрешению сложных этических и моральных проблем. Можно выделить несколько психотипов: Т.

Это «синдром бойца». Такие люди постоянно живут в условиях войны, они всячески избегают ситуаций мира и покоя. Для подобных людей характерно осознание добровольно возложенной на себя «миссии» спасения мира, мысль о благородных альтруистических обязанностях, позволяющих реализовать агрессивные стремления. Это «синдром миссионера». К основным психологическим характеристикам таких людей относится экстремальная готовность к самопожертвованию.

Террорист-«камикадзе» счастлив возможности отдать свою жизнь и унести на тот свет с собой как можно больше людей. Для этого он должен как минимум преодолеть страх собственной смерти. Многочисленные свидетельства говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с нею обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки полиции. Вот почему террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями жизнями своих жертв , то право распоряжаться собственной жизнью подразумевается автоматически.

Одним из основных мотивов обращения к терроризму является сильная потребность в укреплении личностной идентичности, что достигается принадлежностью к группе. Во-вторых, это мотивы самоутверждения, придание подобной деятельности особой героической значимости и т. И самое основное: терроризм чаще всего является результатом идейного абсолютизма, убеждения в обладании, якобы, высшей истиной, уникальным рецептом спасения своего народа или даже всего человечества. Терроризм предполагает использование насильственных, в первую очередь вооруженных, действий, однако его социальное влияние было бы ошибочным объяснять чисто физическим эффектом количеством жертв. Гораздо существеннее эффект эмоциональ-но-психологический, который проявляется в запугивании населения.

Это именно тот механизм, через который террористы пытаются воздействовать на население, на сознание масс и даже на власть. Страх — вот то оружие, через которое идет подавление личности обывателя. Иными словами, террористические акты всегда совершаются в целях саморекламы, с намерением вызвать шок, страх у населения и властей. Исследования показывают, что, несмотря на наличие некоторых сходных психологических характеристик, говорить о существовании комплексного портрета террориста нет оснований. Можно выделить как минимум два ярко выраженных психологических типа, часто встречающихся среди террористов.

Первые отличаются высоким интеллектом, уверенностью в себе, высокой самооценкой, стремлением к самоутверждению, а вторые — неуверенные в себе, неудачники со слабым «Я» и низкой самооценкой. Но как для пер-вых, так и для вторых характерна высокая агрессивность, стремление самоутвердиться, фанатизм. Второй психологический тип — идеальный строительный материал для любой террористической группировки, в которой этот слабый индивид обретает поддержку, чувство полезности, уверенности в своих силах, чувство МЫ. Ради новообретеннойреферентной группы этот человек — при условии некоторой психологической «подготовки» которую легче всего проводить в группе, в толпе — ради утверждения себя в качестве члена этой группы и чувства защищенности легко идет на поводу идеи, которая с готовностью оправдывает любые его поступки. Для террористов характерен высокий уровень агрессивности, отказ от общечеловеческих ценностей.

Также становится ясно, что группировка неистовых и бескомпромиссных единомышленников состоит собственно из одиноких и психологически слабых людей, которые могут чувствовать себя сильными только в общем реве, только в толпе. Толпы состоят из людей внушаемых, податливых и изменчивых. Их существование — это вера, сходная с религией. Но у террористов этой религией является идеология противопоставлений. Видение мира «мы — они», деление его на мусульман и «неверных» проявляется в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию.

Террористы — это религиозные фанатики, якобы обладающие высшей и единственной истиной. Психологически, терроризм — продолжение радикализма, экстремизма и фанатизма. Поэтому очень важно вести действенную работу по предупреждению появления этих явлений в обществе, особенно в среде молодого поколения, вовремя распознавать экстремисткие настроения, фанатизм и радикализм, принимать необходимые меры воздействия и пресечения. О политической психологии терроризма. Противодействие идеологии терроризма Изучение сущности терроризма, как преступления по отношению к обществу, важно и необходимо для результативной работы по раннему выявлению, и что особенно важно, предупреждению возникновения возможностей любых проявлений агрессии.

Понимание психологии терроризма позволяет успешно выстраивать профилактическую работу среди населения, особенно молодого поколения, по разъяснению крайней общественной опасности терроризма, противостоять этой преступной деятельности, пресекать ее всеми способами, методами и средствами, своевременно выявлять террористов и террористические угрозы. Успех борьбы с этим общественно-опасным явлением в значительной степени зависит от понимания его сущности и причин возникновения. Политическая психология - область психологии, изучающая психологические компоненты настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. Терроризм — это другая психология, другая логика, другая мораль, другие цели и методы. Поэтому решения проблемы терроризма довольно не просты и не однозначны.

Видом политического насилия является политический терроризм. Политический терроризм в последние годы стал одной из главных проблем мирового сообщества. Мишенью политического терроризма являются символы государства, наиболее значимые общественные нормы и государство, как таковое. Терроризм с точки зрения политической психологии — это борьба не легитимной власти против легитимной власти с применением неограниченных средств и методов давления на психическое состояние противника для подмены смысла, целей и ценностей противника на свой смысл, цели и ценности. Стратегия терроризма строится на непризнании т.

Борьба с терроризмом это борьба за сознание человека в обстановке глобальных изменений в мире. Целью терроризма является психолого-политическая дестабилизация общества, приводящая к финансовым коллапсам, сменам правительств, сокращению производства, остановкам транспортных потоков — всего, что материально воплощает отвергнутый терроризмом мир других людей. Терроризм — это заражение других психолого-политической нестабильностью, которой террорист страдает сам. Поэтому диагностика терроризма, его «лечение», прогноз заключается не столько в выявлении и уничтожении его военизированных структур, а в точном знании и оптимизации причин его существования: причин его психолого-политической нестабильности. Терроризм в психолого-политическом смысле — это силовое решение проблем политической несовместимости между людьми за счет дестабилизации психологического состояния оппонента методами насилия, не ограниченного цивилизованной моралью и международным правом.

Терроризм крайне обострен глобализацией, которая поставила в равной мере все человечество перед проблемами, которые ранее не встречались. Современный терроризм — это нервная реакция на глобальные изменения в мире. Адаптация к этим изменениям — это очень трудная интеллектуальная и психологическая проблема, которую нужно решать в рамках борьбы с терроризмом. Терроризм — явление как политическое, так и психологическое. Террористы способны самым серьезным образом изменить общественную атмосферу, посеять страх, неуверенность, недоверие к институтам власти.

Их можно и нужно обезвреживать и наказывать, но победить терроризм как явление можно будет только когда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические и религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими. Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество. Толерантность, как способность к установлению общности и мера к устранению экстремизма Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро это проявляется в молодёжной среде. Общество должно хорошо понимать меру своей ответственности за проблемы воспитания населения в духе взаимного уважения и национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, веками проживающих по соседству.

Россия является одним из крупнейших многонациональных государств современного мира, объединившим разные национальности, обладающие своей неповторимой культурой. К сожалению отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений национализма, насилия, наркотиков, криминала, проституции, СПИДа и т. Причинами подобной ситуации является, в том числе, и не достаточно эффективная и недостаточно широкая пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях. Необходимо работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений.

Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы с молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности. Молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди молодежи, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами. Молодежь занимает особое положение в обществе в силу того, что она обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, готово практически участвовать в процессе преобразования России, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера. Государство, со своей стороны, открыто заявляет о своей позиции по отношению к молодёжи, необходимости использования её высокого потенциала, который в настоящее время реализуется не в полной мере.

Существуют и работают программы поддержки молодежи в образовательных учреждениях по профилактике негативных явлений, нейтрализации асоциального и аддитивного поведения молодёжи, для выражения активной гражданской позиции в развитии системы духовно-нравственного воспитания. Эта работа должна нарастать по активности и своей результативности. Важно осознать, что проблема межнациональных отношений и национальных меньшинств чрезвычайно сложна, её решение требует мобилизации всего государственного аппарата, системы школьного и высшего образования, институтов гражданского общества. А организации молодёжной школы толерантности явится важным шагом в создании и апробации модели межкультурного взаимодействия молодёжи, в процессе формирования гражданского общества, воспитания молодёжи в духе уважения к культурам разных нардов, что создаст фундамент для формирования социально активной молодёжи, увеличит ее гражданскую активность.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282, 282.

В Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия терроризма, включившее в свой состав термин «идеология насилия». Мероприятия по профилактике террористической угрозы не менее значимы, чем пресечение террористических актов и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, поскольку в перспективе позволяет предотвратить совершение террористических актов путем формирования у населения отрицательного отношения к актам террора, независимо от того против какой нации, религии или власти они направлены. Основная же задача профилактической работы состоит не в том, чтобы устрашить строгой юридической ответственностью за совершение преступлений террористической направленности в рамках общеуголовной превенции, а, в первую очередь, в том, чтобы сформировать убеждение, что совершение террористического акта неприемлемо, прежде всего, с позиции обще человеческой морали, гуманного отношения к человеку. В рамках создания в Пензенской области системы мер по информационному противодействию терроризму особое внимание направлено на обеспечение скоординированной работы органов государственной власти субъекта и местного самоуправления с общественными и религиозными организациями, объединениями, средствами массовой информации, а также другими институтами гражданского общества.

Отметим также, что органы государственной и муниципальной власти активно участвуют в борьбе с экстремизмом. В частности, департамент по делам молодёжи Приморского края курирует проведение мероприятий, направленных на профилактику экстремизма. Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма. Справка: Экстремизм - это не только публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, но и возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. К этому понятию относится также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики, иной атрибутики экстремистских организаций.

Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией

Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные.

Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют».

Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности.

Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость — абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям.

Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность.

Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру — общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др.

Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур.

Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство — развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В.

Причиной этому стало его проявление в деятельности ряда политических объединений и идеологических движений фашистского и национального толка. Применительно к российской ситуации ученые видят причины развития экстремизма в распаде государства, ухудшении социально-экономического положения населения, ущемления личных прав и свобод человека и гражданина. При этом необходимо отметить, что понятие экстремизма не тождественно понятию терроризма. Зачастую экстремистские организации используют террористические методы для устрашения населения и для укрепления своих позиций. В современном мире наиболее распространенным является организованный идеологический терроризм.

В российском законодательстве ст. Так, в названной статье, за совершение взрыва, поджога или других действий устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение имущественного ущерба, либо наступления иных тяжкий последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угрозу совершения таких действий предусматривается лишение свободы вплоть до пожизненного заключения в зависимости от обстоятельств, от тяжести содеянного преступления. УК РФ [2], а также за «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» ст. В Российской Федерации юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержатся в ст. В соответствии с поправками от 23 ноября 2015 г. К общепризнанным видам экстремизма относятся: идеологический, коллективный, классовый, религиозный, этнический, экологический, миграционный, националистический, военный, молодёжный, социальный и др. Само слово экстремизм происходит от латинского extremus, что в переводе означает крайний, чрезмерный.

В наше время экстремизм есть приверженность к крайним взглядам и методам действий. Под экстремизмом современные учёные подразумевают активность идеологических и политических субъектов, общественных групп и индивидов, с целью воплотить в жизнь поставленные перед собой задачи всеми доступными средствами, не брезгуя различными формами насильственного воздействия. Экстремизм направлен на ослабление государственной власти, на раскол общества, при этом экстремисты оправдывают свою насильственную идеологию. Насильственная идеология является противоправным актом. Прежде всего, она попирает личные права человека и гражданина. Вместе с тем до сих пор нет теоретически обоснованной дефиниции идеологического экстремизма. Вопросы, связанные с изучением развития идеологического экстремизма сегодня как никогда актуальны и требуют широких и всесторонних научных исследований.

Особым обстоятельством, определяющим актуальность научного подхода к исследованию экстремизма, является глобальная перегруппировка политических, экономических, социальных, и идеологических сил в мире, сопровождающаяся перераспределением сфер влияния с применением террора, санкций, экономической блокады, в результате чего страдают устойчивость и стабильность мира современной цивилизации. Суть экстремизма кроется в агрессивной политической идеологии, проповедующей крайнюю степень нетерпимости к общепринятым нормам поведения, а также в противоправных действиях, нацеленных на воплощение экстремистской идеологии и на расшатывании основ государственности. Российская Федерация в своем основном законе провозгласила идею построения правового, социального, демократического государства. При этом приоритет отдается правам и свободам человека и гражданина. Данные права закреплены и получили прогрессивное развитие в Конституции РФ 1993г. В соответствии со ст. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или уничтожающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В единой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации праву на неприкосновенность частной жизни, закреплённому в ст. Защита чести и достоинства граждан наряду с защитой жизни и здоровья является одной из основных задач демократического государства. Так как экстремизм неразрывно связан с терроризмом, то проблемы связанные с обеспечением права на жизнь и свободу человека и гражданина, на неприкосновенность личности требуют от государственных структур разработки мер по обеспечению прав человека и гражданина. Права человека представляют собой одно из важнейших достижений мировой цивилизации человечества. Права человека доказывает Ю. Богдальянц, являются воплощением высоких идеалов, начиная с древних веков и до настоящего времени. Никто не может быть произвольно лишен жизни, жизнь то бесценное и абсолютное благо с которым не поспоришь, поэтому общественность осуждает все попытки нарушения прав человека в целом и право на жизнь в частности [6].

Экстремизм и его крайнее проявление терроризм перечеркивают все достижения мировой цивилизации, экстремистам чужды высокие идеалы, чужды страдания человеческие зачастую ни в чем не повинных мирных граждан. Мир пестрит сообщениями об экстремистских и террористических актах. Имея политическую и идеологическую направленность, существуя в сфере социально-экономических отношений и экстремизм, и терроризм обслуживают интересы различных организаций в их борьбе за власть, за ослабление позиций своих идеологических соперников и за укрепление собственных позиций.

Это делает их уязвимыми для манипуляций экстремистских организаций и идей. Однако низкий уровень знаний не является исключительно проблемой молодёжи. Оно отражает кризис образования в нашем обществе. Недостаточное финансирование, неэффективные учебные методы и отсутствие качественных учебных материалов негативно сказываются на образовательной системе. Странно, но факт, что слишком часто некомпетентность преподавателей приучает молодое поколение к поверхностному подходу к обучению, лишая его возможности развивать критическое мышление. Другим важным аспектом молодежного экстремизма является социальное окружение. Часто среди молодёжи уже сложились группы с единственной целью — поддержание и распространение идей экстремистских организаций.

Это обстоятельство создает опасную воронку для тех, кто ищет принятия и сообщества. Радикальные идеи и убеждения передаются внутри этого фактора, и становятся нормой. Интернет и социальные сети играют существенную роль в распространении экстремистских идей среди молодежи.

С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы. Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности. Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов.

Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости. Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы. Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций. Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а политические — проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б социально-психологические — применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в социально-экономические материальное неравенство, страх перед будущим ; г идеологические отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества ; д информационные; е социально-исторические последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т. Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов. Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России. В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные способ зарабатывать и бескорыстные — идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др. Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация.

Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности. В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию.

Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели. Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция. Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде. При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности — воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача — пресечение преступлений экстремистской направленности выявление и раскрытие и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии.

Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия. Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий. Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государства, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма, в первую очередь, в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать, а тем более игнорировать проблемы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно. Для успешной профилактики экстремизма органам государственной и муниципальной власти необходимо владеть знаниями, умениями и навыками в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и на основе комплексных знаний осуществлять грамотные действия, обеспечивающие в регионах страны в целом политическую стабильность и правопорядок.

В России проблема экстремизма приобрела новое звучание в последние годы. Уровень опасности экстремизма в регионах возрос. По некоторым оценкам наблюдаются тенденции радикализации обществ, создающие благоприятную почву для экстремизма. В этой связи перед органами государственной власти стоит первоочередная задача особой важности - профилактики экстремизма. Особую опасность сегодня представляет формирование так называемой "идейной платформы" националистических сил в составе международных экстремистских и террористических организаций, нацеленных на идею административно-территориальных изменений в регионах, на потуги нарушения территориальной целостности России. Основными источниками экстремизма могут являться: смена ценностных оснований развития общества; отсутствие объединяющей идеологии; социальные проблемы, которые могут быть еще и усиленные экономическим кризисом; коррупция; снижение общего культурного уровня населения, многочисленные "фобии": русофобия, исламофобия и другие. Источниками экстремизма также могут явиться: социальное расслоение общества, духовная дезориентация населения, противоречия между религиями и конфессиями. Одним из современных инструментов разжигания этнической розни и совершения на ее основе преступлений, используемых экстремистами, является в частности Интернет.

В экстремистской среде становится все более популярным применение видеороликов и использование социальных сетей. Преступники часто выкладывают в сеть Интернет видеоролики нападений на людей другой национальности. Таким способом экстремистские организации стремятся дестабилизировать обстановку в стране. Такая деятельность разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни и должна пресекаться всеми методами и средствами. Особую опасность представляют международные экстремистские и террористические организации, преступная деятельность которых распространяется по разным регионам нашей страны. Молодежь наиболее восприимчивой к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой, отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества. Отмечены попытки расширения сферы влияния некоторых организаций, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, путем прикрытия своей экстремистской деятельности под маской спортивных фанатов. Все это создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии.

В последнее время вызывающими становятся попытки лидеров ряда объединений национал-радикальной направленности к организации несанкционированных массовых политизированных акций. Радикальные формы ислама, неоязычества, некоторых так называемых новых религиозных движений, также представляют серьезную угрозу общественной безопасности. Незаконная миграция вносит свою лепту в радикализацию обществ и представляет собой питательную среду для распространения экстремизма. Сегодня формируются условия для легализации лиц, причастных к деятельности международных экстремистских и террористических организаций, вербовки ими новых сторонников, насаждения среди населения религиозно-экстремистских взглядов. Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в ней экстремизм становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок, в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. Экстремизм на религиозной почве - разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений.

Может проявляться в различных формах, например, радикализация в средствах осуществления своих целей фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий часто - каких-то маргинальных религиозных групп. Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти. Этнический экстремизм - на почве межэтнической розни. Экстремизм в сфере миграционных отношений - радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма. Крайние проявления экстремизма возникают не сразу, они чаще всего бывают следствием латентных фаз экстремистской деятельности организаций и религиозных групп формирование идеологии экстремизма, пропаганда идеологии экстремизма и др. В этой связи важное место в системе мер противодействия экстремизму отводится профилактике экстремизма. На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.

Вопросы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений нашли отражение и в миграционном законодательстве. Принят целый ряд законов и подзаконных актов, которые можно отнести к правовым регулятивным механизмам профилактики экстремизма в среде мигрантов. К числу основных механизмов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, относятся: концептуализация государственной политики. В концепциях обозначаются масштабные проблемы в обществе, излагаются взгляды высшего руководства на проводимую ими политику по решению этих проблем. Концептуальные положения являются руководством к действию для органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях. Посредством концепций осуществляется политическое управление общественными процессами. В настоящее время действует Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15. Реализация прав и свобод граждан России различной этнической принадлежности может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов, в том числе одной из таких форм должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии отводится органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов. Органы государственной власти призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий национального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Ведущая роль в проведении любого вида государственной политики принадлежит институту государственной власти, деятельность которого можно рассматривать и в качестве основного механизма регулирования профилактики экстремизма. Заметную роль в регулировании межэтнических отношений играет институт общественных советов при органах государственной власти. В настоящее время сформированы и функционируют общественные советы при Президенте Российской Федерации Совет по взаимодействию с религиозными объединениями , Правительстве Российской Федерации Экспертно-консультативный совет Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений , при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и при других органах государственной власти. В субъектах Российской Федерации созданы консультативные советы по межэтнических отношениям или взаимодействию с национально-культурными организациями. Общественные советы часто выступают в качестве действенного механизма профилактики проявлений этнополитического и религиозно-политического экстремизма, информируя органы государственной власти об этнической ситуации в стране, регионе, территории, разрабатывая рекомендации по профилактике проявлений экстремизма. Взаимодействие государства с общественными объединениями и организациями также может оказать позитивное влияние на развитие межэтнических и межрелигиозных отношений.

Социальная психология терроризма. Превентивные меры противодействия Наиболее опасной разновидностью насильственных преступлений, совершаемых как в группе, так и в одиночку, является терроризм — крайнее проявление экстремизма: взрывы, поджоги, использование радиоактивных и сильнодействующих веществ, организация аварий и катастроф, вывод из строя жизнеобеспечивающих объектов, создающих опасность гибели людей, захват и уничтожение заложников — действия, совершаемые в целях нарушения социальной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти. В психологическом плане терроризм опасен не только крайне негативными его конкретными последствиями, но инарушением психологического баланса в обществе, нарушением спокойного существования людей, порождением всеобщей тревожности и страха, ожидания угрозы, дестабилизацией общественной жизни. Наряду с политическими, идеологическими, этнопсихологическими и религиозными предпосылками поведение террористов обусловлено и их индивидуально-психологическими особенностями. Общей психологической особенностью террористов является их экстремистская акцентуация,эмоционально-конфликтная направленность в разрешении жизненных проблем. Акцентуированность личности террориста проявляется в гипертрофированном стремлении к самоутверждению, предельно завышенном уровне притязаний, в доминировании в его психике политических и этнопсихологических амбиций, в принятии на себя ореола мученика за «идею». Для всех террористов характерна гипертрофия узкогрупповых ценностей. Весь мир категорически подразделяется на «своих» и «чужих», гипертрофируется опасность чужеродного влияния.

Формируется конфронтационная поведенческая установка, легко переходящая в насильственную направленность. В современный условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистских организаций, усложняется их характер, возрастает изощренность и антигуманность террористических актов. Для эффиктивного противоборства с терроризмом важно понимать психологию терроризма, источники агрессии. Суть социального заказа психологической науке сегодня: объяснить природу терроризма и предложить обществу эффективные средства противостояния террористическому вызову. Проблема терроризма — многоаспектная. В ней наряду с социальным, политическим, правовым, экономическим следует особо выделить и психологический аспект, требующий всестороннего рассмотрения и глубокого изучения. К большому сожалениюне всегда удаетсяпредотвратить террористический акт, даже используя все возможные меры. Поэтому возникает проблема пресечения террористических действий.

Так, при захвате террористами заложников встает проблема ведения с ними переговоров. А это полностью психологическая проблема общения, возможности воздействия на преступников с целью избежать возможных жертв. Для эффективного решения этой задачи важно понимать психологию терроризма. Принято выделять несколько типов мотивов, которыми, как правило, руководствуются террористы: Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором — это способ заработать деньги. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность. Мотивы преобразования и активного изменения мира.

Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости. Мотив власти над людьми. Через насилие, вселяя страх в людей террорист стремится утвердить себя и свою личность. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, процесс разработки планов, специфика осуществления террористических актов. Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников. Мотив самореализации.

С точки зрения самих террористов, их действия — это форма восстановления попранной справедливости. Терроризм представляет собой извращенные представления о справедливости в мире - является неадекватным ответом слабой стороны на действия сильного. Терроризм не является новым явлением в истории. Роли, которые исполняют террористы в террористических группах, описаны социальными психологами и сводятся к трем основным: роли лидера, роли авантюриста, и роли идеалиста. Лидеры изначально как правило переживают чувство собственной неадекватности и легко проецируют его на общество, полагая, что общество неадекватно и должно быть изменено. Такие личности имеют ясное представление о целях террористической группы и о корнях ее идеологии. Роль лидера привлекательна для личностей нарцисстического и параноидного типов. Авантюрист обычно имеет все необходимые навыки для участия в террористической группе.

Как правило — это антисоциальный тип личности, часто имеющий историю криминального поведения до вхождения в группу. Идеология в их поведении может существенно варьировать или вообще отсутствовать.

Экстремизм – угроза национальной безопасности России

Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Чтобы успешно вести борьбу с экстремизмом, надо знать специфику и особенности причин возникновения преступности экстремистской направленности. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы.

Статьи по предмету Уголовное право

Для административной деятельности полиции появление новых видов экстремизма, а также новых (изощренных) способов осуществления экстремистской деятельности является негативным моментом. Чтобы успешно вести борьбу с экстремизмом, надо знать специфику и особенности причин возникновения преступности экстремистской направленности. деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение. Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры. Чтобы успешно вести борьбу с экстремизмом, надо знать специфику и особенности причин возникновения преступности экстремистской направленности.

Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном.

Экстремизм и его крайнее проявление терроризм перечеркивают все достижения мировой цивилизации, экстремистам чужды высокие идеалы, чужды страдания человеческие зачастую ни в чем не повинных мирных граждан. Мир пестрит сообщениями об экстремистских и террористических актах. Имея политическую и идеологическую направленность, существуя в сфере социально-экономических отношений и экстремизм, и терроризм обслуживают интересы различных организаций в их борьбе за власть, за ослабление позиций своих идеологических соперников и за укрепление собственных позиций. Ученые различных направлений — политологи, психологи, социологи, юристы исследуют причины разгула экстремизма в целом и идеологического экстремизма в частности. Идеологический экстремизм, поддерживаемый санкциями, террором, наводит страх. Перед страхом и ужасом человек теряет способность отражать насилие. Доктор юридических наук Мазуренко А.

Задача сложная, антитеррористическая политика это не единое, одноразовое мероприятие, это целостная система, совокупность принципов, направлений, методов и мер государственных органов власти по устранению данного противоправного явления. Эта политика является неотъемлемой частью обеспечения мер национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности [7]. По мнение большинства исследователей экстремизм и его крайне жестокое проявление терроризм исторически и социально обусловленное явление. Социальный мир и социальное благополучие являются с давних пор и по настоящее время предметом идеологического и политического манипулирования. В этой связи насилие считается наиболее действенным инструментом для достижения экстремистских целей. Большой интерес вызывает статья Л.

Ярмоленко А. Корниченко, которые сделали попытку анализировать связь политического экстремизма и политического протеста, причины, влияющие на рост и формирования политического протеста в молодежной среде. Авторы статьи выявили неоднозначность проявления экстремизма и восприятия граждан нашей страны системы противодействия этому явлению, далее они изучили мнение экспертов о взаимосвязи политического экстремизма и политического протеста. Эксперты признавали, что в РФ протестная деятельность слабо развита, однако поддерживать следует протестное движение в том случае, когда оно справедливо. Рассуждая о политическом протесте и политическом экстремизме мнения экспертов, разделись. Одни признали, что эти понятия не тождественны, хотя имеют некоторую взаимосвязь; экстремизм признан этими экспертами преступлением, то есть характерные черты экстремизма — агрессия, ненависть, вражда.

Протест же является цивилизованным проявлением политического несогласия. Другие эксперты полагают, что политический экстремизм находится в поле политического поведения, это активное участие в политике. Поэтому политические группы выбирают те формы политического поведения, которые считают средством достижения своих целей. На наш взгляд это мнение экспертов тревожно, ведь политические амбиции могут погубить идею демократического развития общества и государства. Тревогу также вызывают мнения экспертов, о факторах и причинах роста формирования протестного движения в молодежной среде: 1 нашей молодежью манипулируют политические лидеры в корыстных своих интересах; 2 часть молодёжи видит в политическом протесте «романтику» революционных преобразований; 3 другая часть молодых людей, находясь в сложном социально-экономическом состоянии, при отсутствии должного внимания со стороны государства подходит к решению об активном участии в политическом протесте. Анализируя все высказывания экспертов, обратим внимание на то, как разные идеологические подходы влияют на мнения экспертов.

Далеко не всегда горячие споры приводят к мудрому решению проблемы. Нам представляется, что было бы разумно определить основные идеологические направления для развития государства и начать целенаправленную работу именно с молодёжью страны. Президент Российской Федерации Путин В. Утверждения некоторых экспертов, что в случае улучшения политического состояния России радикализм пойдёт на спад, на наш взгляд ошибочны. Международные политические силы не дремлют. Заметив, что Российская Федерации справилась с трудностями распада СССР, международный экстремизм взял курс на усиление экстремистских настроений на территории стран СНГ и в самой Российской Федерации.

Считаем, что необходимо больше уделять внимание нашей молодежи, чтобы не потерять целые поколения нравственно здоровых граждан страны. Говоря о профилактических мерах по оздоровлению народов Российской Федерации, её молодёжи, эксперты отметили, что недостаточно только государственных мер по пресечению экстремизма, критично отозвались о практике уголовного и административного наказания. Этот вопрос спорный. Мы солидарны с теми экспертами, которые выступили с предложениями развивать институты демократии и улучшать социально-экономическое положение граждан РФ, но главное в необходимости комплексного исследования идеологического экстремизма, как среди взрослого населения, так и среди молодежи. Молодое поколение вольно или невольно сталкивается с массовым участником и основным носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации: зараженности спидом, потреблением алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности.

Идеологический экстремизм, поддерживаемый санкциями, террором, наводит страх. Перед страхом и ужасом человек теряет способность отражать насилие. Доктор юридических наук Мазуренко А.

Задача сложная, антитеррористическая политика это не единое, одноразовое мероприятие, это целостная система, совокупность принципов, направлений, методов и мер государственных органов власти по устранению данного противоправного явления. Эта политика является неотъемлемой частью обеспечения мер национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности [7]. По мнение большинства исследователей экстремизм и его крайне жестокое проявление терроризм исторически и социально обусловленное явление. Социальный мир и социальное благополучие являются с давних пор и по настоящее время предметом идеологического и политического манипулирования. В этой связи насилие считается наиболее действенным инструментом для достижения экстремистских целей. Большой интерес вызывает статья Л. Ярмоленко А. Корниченко, которые сделали попытку анализировать связь политического экстремизма и политического протеста, причины, влияющие на рост и формирования политического протеста в молодежной среде.

Авторы статьи выявили неоднозначность проявления экстремизма и восприятия граждан нашей страны системы противодействия этому явлению, далее они изучили мнение экспертов о взаимосвязи политического экстремизма и политического протеста. Эксперты признавали, что в РФ протестная деятельность слабо развита, однако поддерживать следует протестное движение в том случае, когда оно справедливо. Рассуждая о политическом протесте и политическом экстремизме мнения экспертов, разделись. Одни признали, что эти понятия не тождественны, хотя имеют некоторую взаимосвязь; экстремизм признан этими экспертами преступлением, то есть характерные черты экстремизма — агрессия, ненависть, вражда. Протест же является цивилизованным проявлением политического несогласия. Другие эксперты полагают, что политический экстремизм находится в поле политического поведения, это активное участие в политике. Поэтому политические группы выбирают те формы политического поведения, которые считают средством достижения своих целей. На наш взгляд это мнение экспертов тревожно, ведь политические амбиции могут погубить идею демократического развития общества и государства.

Тревогу также вызывают мнения экспертов, о факторах и причинах роста формирования протестного движения в молодежной среде: 1 нашей молодежью манипулируют политические лидеры в корыстных своих интересах; 2 часть молодёжи видит в политическом протесте «романтику» революционных преобразований; 3 другая часть молодых людей, находясь в сложном социально-экономическом состоянии, при отсутствии должного внимания со стороны государства подходит к решению об активном участии в политическом протесте. Анализируя все высказывания экспертов, обратим внимание на то, как разные идеологические подходы влияют на мнения экспертов. Далеко не всегда горячие споры приводят к мудрому решению проблемы. Нам представляется, что было бы разумно определить основные идеологические направления для развития государства и начать целенаправленную работу именно с молодёжью страны. Президент Российской Федерации Путин В. Утверждения некоторых экспертов, что в случае улучшения политического состояния России радикализм пойдёт на спад, на наш взгляд ошибочны. Международные политические силы не дремлют. Заметив, что Российская Федерации справилась с трудностями распада СССР, международный экстремизм взял курс на усиление экстремистских настроений на территории стран СНГ и в самой Российской Федерации.

Считаем, что необходимо больше уделять внимание нашей молодежи, чтобы не потерять целые поколения нравственно здоровых граждан страны. Говоря о профилактических мерах по оздоровлению народов Российской Федерации, её молодёжи, эксперты отметили, что недостаточно только государственных мер по пресечению экстремизма, критично отозвались о практике уголовного и административного наказания. Этот вопрос спорный. Мы солидарны с теми экспертами, которые выступили с предложениями развивать институты демократии и улучшать социально-экономическое положение граждан РФ, но главное в необходимости комплексного исследования идеологического экстремизма, как среди взрослого населения, так и среди молодежи. Молодое поколение вольно или невольно сталкивается с массовым участником и основным носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации: зараженности спидом, потреблением алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. По мнению Верховского и Прибыловского именно молодёжь является основным поставщиком адептов в ряды экстремизма и терроризма [8]. Молодёжь представляет собой особую социальную общность, состоящую из когорты сверстников, начиная с 14 лет до 28-30 лет. Это достаточно большая часть населения страны.

Её нельзя отдавать на откуп рыночным проблемам, трудовой и социальной неустроенности, организованной преступности, бесконтрольной работе средства массовой информации.

Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности. Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения. Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением. Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика.

В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители. Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне. Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: 1 принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; 2 выявление и пресечение экстремизма; 3 международное сотрудничество в области противодействия экстремизму. Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени. Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей. Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций. Запрещение различной литературы под предлогом ее экстремистского характера должно происходить в соответствии с установленными едиными цензурными нормативами, так как при желании под определение «экстремистская литература» можно подогнать очень много чего, включая стихи Пушкина, Лермонтова и сочинения Ленина.

Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное. Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: — это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это — рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом.

На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.

Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость — стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость — это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований.

На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы.

Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему.

Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии.

По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно.

Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности.

Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий.

Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией

Как следствие, возникают затруднения с выработкой научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что в конечном счете снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности. Причины возникновения экстремизма весьма многообразны, однако применительно к России главной следует признать социальную дезорганизацию граждан. Основные принципы, причины возникновения и профилактика. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром.

Экстремизм

Во время круглого стола поднимались вопросы, связанные с районами зарождения и распространения экстремизма, причинами его возникновения. Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи. Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Одной из причин возникновения экстремизма является бездуховность и отсутствие четких представлений об истории.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий