Новости что такое вотчина кратко

земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры).

Вотчина и поместье

Значение слова вотчина. Что такое вотчина? 1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству.
История 6 класс: что значит вотчина это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси.

Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса

Вотчинники имели ряд судебных, финансовых и прочих привилегий. После распада Древнерусского государства, в период раздробленности Руси, они становились государями в своих вотчинах, а население — их подданными. Вотчинами иногда называют и удельные княжества уделы, полученные князьями в наследство от отцов. Происходило дробление вотчин между наследниками, вотчинные земли продавались, закладывались, передавались монастырям в залог посмертного повиновения и пр.

История вотчины прослеживается с древности и продолжает развиваться вплоть до конца средневековья. Она возникла в результате распада раннего феодализма и стала основной формой землевладения в Европе. Понятие вотчины было широко распространено во многих странах, включая Францию, Англию, Германию и Россию. В России вотчина стала основной формой землевладения в 10-12 веках и существовала до 1861 года. В западноевропейских странах вотчинники получали свои владения от королей или князей в обмен на военную помощь или верность. В Германии вотчина сохраняла свою значимость до 19 века, когда земля стала продаваться и передаваться по наследству. С течением времени вотчина утрачивала свое значение и роль в землевладении.

Промышленная революция, а также изменение социально-экономических отношений привели к отмене феодальных отношений и уничтожению системы вотчины в большинстве стран. Определение понятия «вотчина» Владельцы вотчины, или вотчинники, имели право распоряжаться землей, назначать и управлять рабочими и крестьянами, собирать налоги и другие платежи. В феодальном обществе статус владельца вотчины был определяющим для общественного и экономического положения.

Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь... Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения.

Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин. Государство старалось об обращении В. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права см. Владимирского-Буданова намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий. Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям.

Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос см.

Широкое распространение получили княжеские, боярские, церковные, позднее — монастырские вотчины. Вотчинники имели ряд судебных, финансовых и прочих привилегий. После распада Древнерусского государства, в период раздробленности Руси, они становились государями в своих вотчинах, а население — их подданными.

Вотчинами иногда называют и удельные княжества уделы, полученные князьями в наследство от отцов.

Что такое вотчина

Она представляет собой комплекс земельного владения, включающий в себя землю, постройки, живой и мертвый инвентарь, а также связанные с ним права на феодально-зависимых крестьян. Наследование вотчины происходило по роду, в основном от отца к сыну. Какова история вотчины в средневековой России Вотчина возникла в России еще в X-XI веках и отличалась от других форм землевладения того времени тем, что наличествовали две ее разновидности: княжеская князейские вотчины и боярская боярские вотчины. Кроме того, вотчины монастырей также имели место. Что значит владение вотчиной Владение вотчиной подразумевало наличие прав на распоряжение живущими на этих землях крестьянами холопами.

Крестьяне были феодально-зависимыми и были обязаны выполнять некоторые обязанности владельцам вотчин, такие как работу на полях и выполнение других поручений. Как вотчина стала частью российского дворянства Указ Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» в 1722 году закрепил дворянскую собственность на землю и уравнял в правах владельцев поместий и вотчин.

Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее.

Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками, которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено — унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц.

В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем.

Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели.

Две формы землевладения Вотчина и поместье — это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия — ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству.

В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения.

Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то — только кровным родственникам.

Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение — «на прожиток».

Начиная с Х и вплоть до XII столетия, вотчина являлась основной формой земельной собственности. Сам термин произошел от древнерусского слова «отчина», то есть то, что перешло сыну от отца. Также это могла быть собственность, полученная от деда или прадеда. Князья или бояре получали вотчину по наследству от своих отцов. Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование.

Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий. Вотчина — это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел.

Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои. В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр. На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне — люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили.

Именно так появилась новая форма владения землей — поместья. Вотчина и поместье — в чем разница Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья — землю с крестьянами.

Что такое вотчина: история 6 класс кратко

В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Вотчина это в истории определение. Вотчина это в древней Руси. Существуют различные категории вотчин: родовые, купленные, дарованные князем или другими собственниками, что частично непосредственно влияло на возможность собственника свободно распоряжаться вотчиной. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма. Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами.

Когда появилась вотчина?

По своему грамматическому происхождению термин В. Теряя частноправовой характер, В. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г. Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население крестьянское , жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно.

Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин.

С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в.

Следовательно, не было прочной экономической базы для единства территорий. При объединении Руси главенствовал политический, даже, скорее, внешнеполитический фактор — необходимость освобождения от ордынской зависимости, а в дальнейшем — необходимость успешного «соседства» с более развитыми в социально-экономическом плане европейскими странами. В итоге вокруг Москвы сначала сложилось единое государство, и уже в его рамках происходил процесс централизации. Централизация страны растянулась на несколько веков. Главой единого Московского государства был великий князь Московский и Владимирский. Однако этого титула было уже недостаточно, чтобы символизировать степень могущества московского монарха, а главное — степень его претензий на власть над подданными. Этот титул подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных подданных: начиная от князей и бояр, и кончая последним холопом.

Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы холопы своего хозяина. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы». Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы. Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр.

Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности. Многие бояре вели род от Рюриковичей например, Шуйские , литовских князей Гедиминовичей Голицины , татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь Юсуповы , старинных слуг московских князей Романовы, Салтыковы.

По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя. Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство. Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми.

Что входило в понятие вотчины Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси — это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому. Боярская вотчина Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина. Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам — боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину.

Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси — земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением — вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам.

Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее. Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками, которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев.

Это произошло в марте 1714 года. На волне своих масштабных реформ Петр I издал еще один важный для Российского государства указ ныне известный как «Указ о единонаследии» , в силу которого окончательно устранялась разница между поместными и вотчинными землевладениями, объединенными в новый вид земельной собственности, который стал называться имением. Вотчина в современном контексте На сегодня исторический смысл слова «вотчина» почти полностью утрачен, хотя сам термин остается в специфике научного употребления.

Что касается обыденной жизни, то обычно под вотчиной мы подразумеваем какую-нибудь территорию, организацию, область или сферу, в которой кто-то ощущает себя знатоком, экспертом, гуру. Или ведет себя по-хозяйски, держится чересчур уверенно. Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.

Исторический обзор вотчины

  • Вотчина в истории России
  • Связанных вопросов не найдено
  • Вотчина и поместье
  • История24: Вотчина
  • ВОТЧИНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Вотчина - это что означало на Руси? ::

Что такое вотчина. опишите ее

земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Вотчина – что такое в истории (определение кратко)? Вотчина в Древней Руси – это земельный надел, который получал боярин за свою службу князю. Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках. Узнайте что обозначает Вотчина — что значит, какой имеет смысл и в каких случаях применяется. господствующая форма землевладения.

ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание

Это было причиной расслоения общества, поскольку большая часть крестьян и мелких землевладельцев были привязаны к этой земле, не имея возможности изменить свое положение. Система вотчины играла значительную роль в формировании феодализма в России, поскольку она обеспечивала социальную и экономическую стабильность в стране. Однако, в 19 веке, совместно с другими изменениями в обществе, система вотчины была постепенно ликвидирована и заменена другими формами землевладения. Судьба вотчины в новое время В XIX веке с утратой крепостного права в России и забастовками история вотчин великого имения резко изменилась. Большинство владельцев усадеб понесло серьезные финансовые убытки, так как теряли крепостных крестьян, которые являлись основным источником дохода. Многие помещики смогли сохранить свои владения, превратив их в арендные имения. Они сдали землю в аренду богатым крестьянам или буржуазии, которые занимались коммерческой деятельностью и жили на вотчине, платя помещику арендную плату.

Некоторые помещики потеряли свои вотчины из-за невозможности оплатить налоги или участвовать в торгах. В результате они покинули свои поместья и переехали в города, ставшие новыми центрами деловой активности. В XX веке, после Февральской революции 1917 года, многие земельные владения помещиков были национализированы советской властью. Замки, парки и усадьбы стали доступными широкой публике и включены в список культурного наследия. Таким образом, судьба вотчины в новое время была связана с такими историческими событиями, как отмена крепостного права, появление арендных имений, национализация и сохранение культурного наследия.

Михаил Федорович в 1642 г. С прикрепления крестьян к вотчинным правам присоединилось и право на крепостных. Вотчинники были свободными обладателями своих вотчин только до возникновения обязательной для них службы государству; с этого же времени по 1762 г. Великий князь Василий Иванович не дозволял уже отказывать вотчины в монастыри и продавать их в некоторых городах иногородцам без доклада себе А. Представим подробный анализ относящегося к двум последним ограничениям указа 1562 г. Указ говорит: 1 об исстаринных княжеских вотчинах; 2 о вотчинах жителей некоторых городов: Твери, Торжка, Ярославля, Рязани, Белоозера и Романова, и, наконец, 3 дает распоряжение о вотчинах служилых людей. Постановления его об этих трех видах вотчин неодинаковы. Важные ограничения в праве распоряжения установлены только для исстаринных княжеских вотчин. Князья не могут ни продавать их, ни менять, ни давать в приданое за дочерьми, ни завещать по своему усмотрению. Им предоставлено только право отказывать женам своим некоторую часть вотчины, небольшую. Если бы князь отказал жене всю свою вотчину и вотчина будет большая, такое завещание идет на усмотрение Государя; а если откажет часть, жена владеет ею до живота без особого утверждения Государя. В законном порядке исстаринные княжеские вотчины наследуются только сыновьями; при отсутствии сыновей вотчина берется на Государя. Из изложенного ясно, что постановления указа 1562 г. Что же касается княжеских купель, то эти ограничения на них вовсе не распространяются. Обладатели вотчин в уездах особо перечисленных городов сохраняют за собой все права распоряжения, за одним исключением: они не могут отчуждать их — иногородцам. Эти вотчины, следовательно, переходят в женские руки и подлежат дроблению. Наконец, общее постановление, относящееся ко всяким вотчинам, определяет только признак их выморочности. Они становятся выморочными, если о них не написано завещания и законных наследников не осталось. Законные же наследники ограничены ближним родом. Право распоряжения этими вотчинами ни в каком отношении не ограничено. Их можно продавать, дарить, закладывать, менять, завещать без всяких ограничений. К этому же вопросу относится и приговор 1572 г. Здесь речь идет о вотчинах, которые, в силу прежних указов, не подлежат свободному распоряжению владельцев. До сих мест приговор только повторяет прежние указы. Какие же это вотчины не давались в продажу? Это старинные княжеские, о которых речь шла в указе 1562 г. Какие же это боярские вотчины не давались в продажу, то есть не подлежали отчуждению? А у котораго в грамоте будет ему одному вотчина написана, и после его та вотчина на государя. Итак, здесь речь идет не о родовых вотчинах, а о вотчинах государского данья, то есть о жалованных. Жалованные вотчины, действительно, не всегда давались в продажу, мену и т. Распоряжение ими допускается в пределах прав, предоставленных жалованной грамотой. Были пожалования и с предоставлением полных прав распоряжения; но к таким вотчинам приговор 1572 г. Он относится только к таким боярам-вотчинникам, которым не было предоставлено право распоряжаться. Ввиду же разнообразия предоставляемых жалованными грамотами прав и самого способа пожалования, которое иногда происходило и без грамоты, приговор и нашел нужным разъяснить, когда вотчина, пожалованная без права распоряжения, возвращается к Государю. Итак, в приговоре 1572 г. Но приговор 1572 г. О каких вотчинах идет здесь речь? Конечно, о тех же, о которых говорилось перед тем. А перед тем речь шла о жалованных вотчинах, по отношению к которым остался не разрешенным такой случай: вотчина дана известному лицу, его жене, детям и роду; у пожалованного не осталось ни жены, ни детей, остались только родичи. Как же они наследуют — без конца или до известной степени? Это не было еще определено, а потому и поставлен приведенный вопрос в довольно курьезной, но понятной форме: вотчинники вымерли, а между тем спрашивается, по которое колено отдавать вотчинникам? В первом случае вотчинниками названы те лица, права которых совершенно ясны из жалованной грамоты: сам пожалованный, его жена и дети; они перемерли. Во втором — дальнейшие члены рода. Они тоже вотчинники и наследуют после смерти первых, к ним приведенный вопрос и относится. Там выкуп применялся к так называемым наследственным имуществам Erbgut.

Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском [ править править код ] После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.

Вотчина в Древней Руси и после ее распада Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков. Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то их до конца XI века было всего три: Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями — они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами. Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться: После распада Древнерусского государства так называемый Период раздробленности вотчинников, обретавших все большее влияние на политическую жизнь отдельных княжеств, начали серьезно ограничивать в правах. Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников. Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая потомственная , запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах. Чем поместье отличалось от вотчины К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения.

Значение слова вотчина кратко

Понятие вотчина основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к.
Вотчина – это форма землевладения господствующая форма землевладения.
Вотчина - это что означало на Руси? Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма.

Вотчина это простыми словами

Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности. Многие бояре вели род от Рюриковичей например, Шуйские , литовских князей Гедиминовичей Голицины , татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь Юсуповы , старинных слуг московских князей Романовы, Салтыковы. Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения. Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей. Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю. Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска.

Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно. В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой. Расширились корпоративные и личные права дворянства. В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» термин, часто используемый В. Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты. Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их. Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада. Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса.

XV-XVI вв. Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол. XVI в. В XVII в.

Шереметев в 1554 г. Веденный Боярин И. Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчие с такими же условиями просто по незнанию новых законов.

В купчей 1568 г. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. Не стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене прямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет.

Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел права на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; а по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Указный выкуп далеко расходится с обычным.

Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания Царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому наймита называли в старину еще и закупом. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Неволин приводит их довольно много на с.

III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3]. У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа? На этот вопрос можно отвечать только догадками. На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками.

Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г. Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин. В удовлетворение этих просьб и последовало указное определение выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелям ввиду выраженного этой подписью согласия на продажу. Последовавшие в два приема, в 1550 и 1679 гг. Сопоставление правил обычного и указного выкупа дает возможность точно определить, когда впервые возникло у нас понятие родовых недвижимостей, не подлежащих свободному отчуждению. Оно не старее 1550 г. До 1550 г. Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины.

Но Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, а о подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются.

Жалованные грамоты на вотчины начала XVII в. Составители Уложения нашли нужным подтвердить прежние запрещения.

Служилым князьям воспрещалось продавать свои исстаринные вотчины помимо братьев и племянников и отдавать их в приданое за дочерьми и сестрами. В порядке законного наследования вотчины эти шли только наследникам мужского пола, а в боковой линии не далее 7-й степени родства. При отсутствии таких наследников вотчины шли в пользу Государя.

Таким образом, была принята целая совокупность мер к тому, чтобы исстаринные вотчины служилых князей перешли мало-помалу в собственность московского Государя. Так, напр. Рассмотрим, кому принадлежало это право по указам, каких вотчин касалось и при каких условиях имело место.

Право выкупа принадлежало боковым родственникам, за исключением тех, которые подписались свидетелями в акте продажи. Подпись на акте рассматривалась как отказ от права выкупа. Нисходящие не имели права выкупа, как и сам продавец.

Боковые родственники допускались к праву выкупа в том же порядке, в каком они допускались к наследованию. Судебник 1550 г. Под вотчинами, может быть, надо здесь разуметь родовые и выслуженные.

Отсюда надо, кажется, заключить, что допускается и выкуп купель. Что касается условий, при которых возможен выкуп, то до 1679 г. Эта разница с течением времени исчезает; в 1679 г.

По Судебнику выкупа-тель поставлен был в весьма стеснительные условия. Выкупленную вотчину он не мог продавать, закладывать же мог только своим родственникам. Самый выкуп он должен был сделать на свои деньги, а не на занятые.

Это, конечно, было сделано в видах ограждения прав первого покупщика, чтобы выкуп не перешел в перепродажу из выгоды. Первоначально, в XVI в. Срок, в течение которого можно было производить выкуп, был довольно продолжительный, а именно 40-летний.

Этот длинный срок был очень невыгоден для покупщика, который в течение целых 40 лет не мог иметь уверенности, что имение останется за ним Неволин. Изложенные правила выкупа взяты из Судебника 1550 г. Указному выкупу предшествовала народная практика.

В напечатанных собраниях древних актов находим любопытные указания на бытовую практику, которая во многом отступает от указного выкупа. Указный выкуп впервые был регламентирован в царском Судебнике 1550 г. Бытовой же выкуп практиковался еще до первого Судебника и, конечно, относится к явлениям очень почтенной старины.

Приведем здесь дошедшие до нас указания на эту практику. Удельный верейский князь Михаил Андреевич в 1479 г. Если он этим правом не воспользуется, тогда противная сторона приобретает деревни в прок.

Это тот же выкуп, но выговоренный в пользу одного продавца, а не его родственников А. Тот же князь в своей духовной 1486 отказывает монастырям и церквям села и деревни, но с оговоркой: если те села будут надобны вел. То же делают и частные лица.

Ефрем Неклюд отказывает в 1500 г. Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын. Наоборот, Николай Рычков в 1517г.

С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам. От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия.

Этот порядок продолжает действовать и после издания Царского Судебника, и понятно почему: новые законы не скоро делались известными публике в XVI в. Боярин И. Шереметев в 1554 г.

Веденный Боярин И.

Значение слова вотчина кратко

Вотчина и поместье — Студопедия древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества.
Что такое вотчина в истории 6 класс - основные понятия и краткий обзор - Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами.
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Вотчина – это форма землевладения

сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, по. Вотчина включала в себя три составляющие: непосредственно хозяйство владельца, хозяйства крепостных крестьян, которым были выделены земельные наделы, а также, через сдачу земель в аренду, реализовывалось право собственности.

Какова история вотчины в средневековой России

  • Значение слова «вотчина» в 10 словарях
  • Значение слова «вотчина»
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Связанных вопросов не найдено
  • Что значит вотчина в курсе истории для 6 класса
  • Что такое вотчина. опишите ее -

История 6 класс: что значит вотчина

В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. Запоминаем базовые исторические понятия с учителем истории и обществознания Грищук Екатериной Григорьевной. Что такое вотчина?Что такое поместье?Чем отличает. Новости Новости.

Вотчина в Древней Руси и после ее распада

  • Вотчина в Древней Руси
  • Вотчина — краткое описание и особенности
  • Что такое вотчина: история 6 класс кратко
  • Значение слова «Вотчина»
  • Вотчина и поместье — в чем разница
  • Что такое вотчина: история 6 класс кратко

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий