Учредители — Нежданова Антонина Васильевна, Граждан Татьяна Михайловна. 16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой, русской певицы (1873–1950). Антонина Нежданова Антонина Нежданова российская и советская певица и музыкальный педагог. Она по праву считается одной из самых прославленных оперных певиц XX века. Малая родина Антонины Васильевны Неждановой – село Кривая Балка, расположенное недалеко от Одессы.
150 лет назад родилась Антонина Нежданова - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано
Нежданова, Антонина Васильевна — Википедия | Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу. |
Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века — VATNIKSTAN | НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна [4(16).6.1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одесса, Украина – 26.6.1950, Москва], рос. певица (лирико-колоратурное сопрано), засл. арт. имп. театров (1912), нар. арт. |
Антонина Нежданова - актриса - биография - актрисы театра - Кино-Театр.Ру | Антонина Васильевна Нежданова (1873—1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. |
Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети
Существует интересный факт того, Нежданова не изменяла своим предпочтениям и не исполняла то, что не подходило под ее голос, только чтобы получить какую-то роль. Она не бралась за такие как партия Венеры в опере «Тангeйзер» и Даши во «Вражьей силе». Вклад певицы в оперное наследие был окрашен утонченным вкусом и сдержанностью. За два года до своей cмepти Антонина Васильевна впервые испытала неописуемые ощущения от полета на самолете. Когда воздушное судно поднялось на высоту четырех тысяч метров, у нее оставался только восторг. Все переживаемые эмоции певицы помогали в насыщении ее искусства идейным содержанием. Об этом она говорила в своих записях. Музыкально-общественная деятельность Антонины Неждановой набрала свою широкую известность после Октябрьской революции. Нежданова была одной из первых, кто начинал выступать в различных концертах-митингах, в шефских концертах для рабочих и крестьян, а также воинов Красной Армии.
Начиная с тысячи девятьсот двадцать четвертого года, она регулярно принимала участие в концертах советского музыкального радиовещания. На протяжении всей своей творческой жизни Нежданова исполнила, в общей сложности, примерно семьсот композиций русских и зарубежных авторов. Ее партнерами по сцене были популярные и известные всему миру певцы. Выступления певицы проходили в сотрудничестве с выдающимися композиторами. Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только тщательно отточенной техникой, но и тембральным очарованием, простой одухотворенностью и легкостью исполнения. Композиторы тех лет высоко ценили ее за полнейшее и четкое понимание смысла в произведениях, умение прочувствовать его не только мopaльно, но и духовно. В личных архивах жизни певицы был освещен момент, когда Сергeй Рахманинов, что очень сдержанный в своих чувствах, во время выступления Антонины Неждановой импровизационно стал аккомпанировать ей на сцене. Бернард Шоу был в таком большом потрясении, что даже после выступления русской дивы, написал ей в своем обращении о том, что ее талант — это лучшее, что ему доводилось слышать когда-либо.
Ей стали приходить приглашения на зарубежные гастрольные выступления. Но увы, Нежданова всегда была верна своей родной стране и лишь советской публике. Сердце и непревзойденный талант женщины навсегда принадлежал лишь родине. Эпоха великой оперной певицы закончилась вместе с ее кончиной двадцать шестого июня тысяча девятьсот пятидесятого года. На сегодняшний день имя великой певицы увековечено в Одесской государственной музыкальной академии и на одной из улиц родного города Антонины. Мемориальная доска в честь Неждановой установлена на улице Льва Толстого, на самом здании школы, где училась сама Антонина Васильевна. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2022; проверки требуют 12 правок. Народная артистка СССР 1936.
Герой Труда 1925. Лауреат — исполнительница вокализа Песни без слов Сталинской премии I степени при участии композитора С. Рахманинова 1943. Доктор искусствоведения 1944. Биография[править править код] Родилась 4 16 июня 1873 по другим источникам — 17 29 июля 1873[1] в селе Кривая Балка, близ Одессы ныне в черте Одессы, Украина в семье сельских учителей. В детстве пела в церковных хорах. В 1883—1891 годах училась в Одесской Мариинской гимназии. С ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в музыкальных классах при Императорском русском музыкальном обществе ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А.
Её музыкальной наставницей была С. После окончания гимназии работала учительницей русского и немецкого языка в Одесском городском женском училище. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе русских и итальянских певцов М. Фигнер, М. Баттистини, Дж. Гальвани , пела главным образом народные песни на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У.
С 1924 выступала на радио.
Записывалась на грампластинки. Умерла 26 июня 1950 года в Москве. Похоронена 29 июня на Новодевичьем кладбище. Читайте также: Отар Кушанашвили рассказал о драке с Александром Абдуловым boda.
Природная, уникальная красота лирико-колоратурного сопрано Неждановой была дополнена не только ювелирно отточенной техникой, но и очаровательным тембром, интонацией, одухотворенной простотой и искренностью исполнения. Современные композиторы ценили ее за предельно полное понимание замысла произведения, умение постичь его не только умом, но и душой.
Известен случай, когда Сергей Рахманинов, очень сдержанный в выражениях своих чувств, во время сольного выступления Антонины Неждановой вышел на сцену и экспромтом стал аккомпанировать певице.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Квартиру Антонины Неждановой восстановят в Москве
16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы родилась Антонина Васильевна Нежданова, чьё феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. В этом доме с 1915 по 1935 год жила Антонина Нежданова, наша дива, оперная прима. Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950 г.г.) – великая русская оперная певица, солистка Большого тетра, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Государственной премии СССР. Полная биография певца Антонины Неждановой.
День одного исполнителя. Антонина Васильевна Нежданова
Антонина Васильевна Нежданова | Васина-Гроссман Вера Андреевна Нежданова Антонина Васильевна Всероссийское театральное общество. |
День одного исполнителя. Антонина Васильевна Нежданова | Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950).Русская певица, лирико колоратурное сопрано, народная артистка СССР (1936). |
Новодевичье кладбище .. Антонина Васильевна Нежданова. Певица | Антонина Нежданова исполняла песни на одной сцене с оперными певцами Энрико Карузо и Федором Шаляпиным. |
"Мой район. Обратная связь": капремонт столичного дома, где жила певица Антонина Нежданова | Антонина Васильевна Нежданова — чем известна, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. |
Антонина Васильевна Нежданова
Волей случая Антонина Нежданова стала солисткой Большого театра. новости коротко. Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу.
День одного исполнителя. Антонина Васильевна Нежданова
1950, Москва) - певица. Так что имя Антонины Васильевны Неждановой на три десятилетия определили жизнь Брюсова переулка. Антонина Нежданова неоднократно получала приглашения выступить в ведущих оперных театрах мира. В Москве воссоздадут квартиру-музей выдающейся советской оперной певицы Антонины Васильевны Неждановой. Подготовка к реставрации жилья артистки, которое находится в доме №10 в Брюсовом переулке, уже началась. Примечательно, что новости о старте работ. Антонина Нежданова служила в Большом театре и создала множество незабываемых образов на сцене. Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы.
Нежданова, Антонина Васильевна
С 1936 года преподавала в студии Большого театра, в "Оперной студии К. Станиславского", с 1943 - в Московской консерватории. Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре в опере - особенно в сочинениях Римского-Корсакова вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка "отстраненное" звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора дело в том, что до 1917 года участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью.
Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П.
В этой правде — основа эстетики русского сценического реализма — от Щепкина и Мочалова до Шаляпина и Станиславского. Как перекликаются с этими словами великого русского критика высказывания Неждановой о своих сценических переживаниях. Казалось, что мы, действительно, оба по-настоящему были влюблены друг в друга. В «Лакме», спасая любимого Джеральда, я горела искренним самопожертвованием. В «Травиате», безумно любя Альфреда, горячо оплакивала несбывшиеся мечты и надежды. В «Лоэнгрине» страдала глубоко, переживая все чувства несчастной Эльзы».
Но Антонина Васильевна подчеркивает не раз, что «переживания при неумелой технике не достигают цели. Натурализм должен уступить место искусству перевоплощения». И Фигнер, и Шаляпин, и Ермолова учили не только переживать самой, но и «уметь внешне передавать пережитое, заражать своим настроением зрителей». Нужно отметить связь передовых творческих стремлений Неждановой с ее общественным обликом, морально-эстетическими принципами, мировоззрением. Народное учительство, в среде которого выросла Нежданова, составляло одну из передовых групп русского общества. В народные учителя шли многие талантливые, энергичные, образованные люди, стремившиеся облегчить крестьянскую долю, поднять культурный уровень народа. Одним из таких людей был и Насилий Павлович Нежданов.
Антонина Васильевна, посвящая своему отцу строки любви и преклонения, характеризует его, как человека передовых идей и лаконично рассказывает о друзьях и знакомых семьи. По этим строкам можно представить окружение Неждановых. Антонина Васильевна упоминает о «политически неблагонадежных» студентах, которые укрывались в их доме от преследований полиции. Это были не случайные в доме люди. Некоторые студенты были постоянными участниками деревенского хора, руководимого Василием Павловичем. Круг знакомых Неждановых — семьи народных учителей, педагогов высших учебных заведений, профессоров университета. О принадлежности Василия Павловича к прогрессивным кругам русской демократической интеллигенции свидетельствует его многолетняя дружба с В.
Фармаковским директором Народных училищ. До своего переселения в Одессу, Фармаковский жил в Симбирске, где работал в дирекции Народных училищ, возглавляемой И. Ульяновым — отцом В. Семья Фарма-ковского была близка с семьей Ульяновых, и их дети росли в тесном общении друг с другом. Естественно, что быстро возраставшая популярность В. Ленина среди передовых русских кругов была предметом гордости всех Фармаковских, и его имя часто звучало в их семье. Через Фармаковских Антонина Васильевна совсем юной девушкой вошла в среду передовой интеллигенции.
Встречи и общение с такими людьми, как профессора Успенский, Зелинский, Умов и другие выдающиеся деятели русской культуры и науки, явились своеобразным университетом для Неждановой, оказав огромное влияние на формирование ее мировоззрения. Дружба с семьей Сеченовых ввела артистку в передовую московскую среду и дала новую, обильную пищу ее впечатлительному уму. Сам Иван Михайлович Сеченов и его жена одна из первых русских женщин-врачей, окончившая университет в одно время с Софьей Ковалевской были страстными почитателями искусства, и особенно музыки. Верное художественное чутье помогло им почувствовать огромный талант ученицы Московской консерватории, выступившей в одном из студенческих концертов. Сеченовы выразили восхищение безукоризненным исполнением Неждановой старых итальянских мастеров. Это положило начало их тесной дружбе с молодой певицей. В доме Сеченовых она встречала таких людей, как К.
Тимирязев, Н. Зелинский, Н. Стороженко п другие. Страницы воспоминаний Антонины Васильевны о нравственном влиянии на нее Сеченовых характеризуют кристальную чистоту души этих замечательных русских людей, как и самой артистки. Сеченовы помогли утвердиться прогрессивным взглядам Неждановой на искусство, на отношение к людям, развивали присущие ей оптимизм, выдержку, такт. Особенно они внушали необходимость постоянного совершенствования, работы над собой. Главное же, что воспитала окружающая среда в Неждановой,— это то, что она никогда не мыслила себя жрицей «чистого искусства».
Понимание своего артистического долга, как долга общественного, искусства, как средства служения народу и родине, всегда отличало Нежданову. Поэтому материальные расчеты, погоня за громкой славой никогда не имели места в артистической жизни Неждановой. Поэтому она всегда отклоняла самые лестные предложения заграничных антреприз, оставаясь верной русской сцене. Поэтому, как и ее ближайший соратник по сцене Л. Собинов, Нежданова с радостью и полным бескорыстием принимает широкое участие во всех благотворительных мероприятиях, в концертах для неимущих студентов и т. С первых же дней своей артистической жизни Антонина Васильевна была избрана почетным шефом Высших женских курсов и университета Шанявского, ежегодно давая в их пользу свои концерты. Об этом же говорят многие другие письма и телеграммы, сохранившиеся в архиве певицы.
В годы первой империалистической войны Нежданова, одна из первых артисток-патриоток, стремилась оказать помощь русским солдатам. Наряду с Г. Федотовой, Н. Никулиной, А. Южиным и другими деятелями русского театра Антонина Васильевна у себя дома принимала пожертвования в пользу армии. Газеты того времени часто пишут об активной деятельности Неждановой в этой области. Даже по небольшим газетным заметкам можно составить представление о том, в какой среде и у какого слушателя наиболее почиталась Нежданова.
Это была не аристократия, не буржуазия. Пришлось подписать массу фотографий и удовлетворить наивное любопытство поклонников и поклонниц, интересовавшихся обстановкой, в которой живет артистка». Редкая скромность Неждановой говорит о том, что все это она делала от чистого сердца, а не в поисках популярности. Истинный патриотизм великой артистки раскрылся с особой яркостью в революционную эпоху. Несмотря на настойчивые советы некоторых «доброжелателей» уехать за границу, Антонина Васильевна осталась, как всегда, верной своей Родине, народу и русскому искусству. Именно в эти годы с особой наглядностью выявляются ее передовые устремления. С первых же месяцев революции Антонина Васильевна начинает активную общественную деятельность, часто выступает на концертах-митингах.
Она принимает участие в первом открытом концерте в пользу Красной Армии, состоявшемся 10 апреля 1918 года. Сохранилась письменная благодарность Антонине Васильевне от Штаба Красной Тяжелой Артиллерии МВО за участие в этом концерте, «успех которого,— как гласит благодарность,— находился в тесной зависимости от Вашего выступления... Голованов много рассказывал мне о совместных с Антониной Васильевной шефских поездках в трудные годы гражданской войны — в части Красной Армии, героически отстаивавшей молодую Советскую республику. Они выступали перед бойцами в Ростове, Смоленске, в Нижнем Новгороде и в других городах, ставших бастионами революции. И часто речи большевиков-трибунов, вдохновлявшие бойцов на борьбу с врагами Родины, сопровождались чарующими песнями Неждановой. В эти же годы Антонина Васильевна восстанавливает свою дружбу с А. Горьким, по просьбе которого она принимает участие в апреле 1920 года в концерте-митинге, в котором выступает с пламенной речью В.
Здесь и происходит встреча Антонины Васильевны с Ильичем, отнесшимся к артистке с исключительным вниманием и теплотой. Советские годы — это годы всестороннего раскрытия творческой натуры Неждановой, расцвета ее общественной деятельности. Невозможно представить на протяжении более тридцати лет почти ни одного крупного события в области музыки без участия Неждановой. Она входила во многие правительственные комиссии по вопросам искусства, ее всегда можно было увидеть в президиуме торжественных заседаний, среди членов жюри музыкальных конкурсов и олимпиад самодеятельного искусства, участников вокальных конференций и т. В студии Большого театра, затем в оперной студии им. Станиславского Нежданова начинает педагогическую деятельность. Мужественно проявляет себя Нежданова в период Великой Отечественной войны.
Ни фашистские бомбы, ни зарево приближающейся войны не заставили Антонину Васильевну покинуть любимую Москву. Ее воспоминания этих лет обнаруживают исключительную твердость духа и глубину переживаний артистки за любимую родину. Она поет в госпиталях, военных частях, по радио.
Россини , Татьяна «Евгений Онегин» П. Наибольшую известность певице принесли партии Антониды в опере М. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. Помимо оперных партий Антонина Васильевна также исполняла камерные вокальные сочинения, в ее обширном репертуаре значительное место занимали народные песни — русские, украинские и белорусские. Станиславского, в 1943-1950 — в Московской консерватории, с 1943 — профессор.
До конца жизни Мазетти 1919 консультировалась с ним и пользовалась его рекомендациями при разучивании оперных партий. Дебютировала 16 апреля 1900 г. Николаи партия Миссис Форд, Большой театр. Незаурядная одаренность, уникальная музыкальность и совершенное владение редкостно красивым голосом обширного диапазона до «соль» 3-й октавы , безупречно чистая интонация были высоко оценены А. Скрябиным и В. Впоследствии критики отмечали драматическую выразительность, особую, искреннюю простоту и душевное благородство исполнительской манеры певицы В. В 1902 г. Глинки , до 1934 была его солисткой. Бизе , Эльза «Лоэнгрин» Р. Моцарта , Церлина «Фра-Дьяволо» Д. Обера всего около 40. Гречанинова , Франчески «Франческа да Римини» С. Рахманинова , Герды «Оле из Нордланда» М. Ипполитова-Иванова , Параси «Сорочинская ярмарка» М. Выдающаяся камерная певица, репертуар которой насчитывал свыше 700 произведений.
Нежданова Антонина Васильевна
Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века — VATNIKSTAN | Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950). |
Нежданова, Антонина Васильевна — Википедия | — Дом № 4, строение 1, в Большом Кисловском переулке знаменит на всю страну, так как в свое время здесь жила дива — Анонина Нежданова. |
150 лет назад родилась Антонина Нежданова - русская оперная и камерная певица, колоратурное сопрано | Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950).Русская певица, лирико колоратурное сопрано, народная артистка СССР (1936). |
Антонина Васильевна Нежданова - певица, чей талант приводил в вос | Антонина Васильевна Нежданова (1873—1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. |
Голос войны: пять советских артисток, чьи песни привели к победе | Antonina Nezhdanova "Nightingale". |
В столице завершился капремонт дома, где жила оперная певица Антонина Нежданова
Специально на Нежданову композитор писал заглавную партию в опере «Франческа да Римини», однако от выступления на премьере она позднее отказалась. Антонина Нежданова. Фото К. Москва, 1913 Над опусом 34 Рахманинов работал в любимой Ивановке в июне 1912 года. Практически каждый день из-под пера композитора выходил очередной номер. Однако создание Вокализа заняло три года — от первого наброска весной 1912 года до чистовой рукописи финальной редакции.
Поэтому первое издание опуса издательство А. Гутхейля, 1913 содержало лишь первые тринадцать романсов. Первая редакция полного авторского текста Вокализа была завершена 1 апреля 1915 года — эта дата зафиксирована Рахманиновым в рукописи, ставшей его даром Неждановой. Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. Мы вместе с ним для более удобного исполнения обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание.
Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы».
Станиславский в одном из своих писем писал: «Вы не можете не петь и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца дней, потому что Вы для этого рождены на свет»… Такие восторженные отзывы можно приводить до бесконечности; напомню лишь, что Нежданова пела с такими «корифеями» мировой оперной сцены как Э. Карузо, Ф. Шаляпин, Т.
Но самое интересное, что она не просто пела с ними, — она вызывала их восхищение! Антонина Васильевна Нежданова родилась в деревне Кривая балка, близ Одессы теперь это один из районов города. Родилась 17 июля 29 — по новому стилю 1873 года. Напомню, что тот год был удивительным, и теперь об этом знают все любители оперной музыки.
Именно в том году родились три величайших оперных артиста, три гения: Э. Шаляпин и А. Не подарок ли это самого Господа? А знаете ли Вы, дорогие читатели, что Нежданова днем своего рождения считала 6 мая 1902 года?
Удивительно, и в то же время — ничего удивительного. Дело в том, что в этот день сбылась мечта певицы. Об этом дне она мечтала долгие годы. Так что же произошло в этот день?
В дальнейшем она не только помнила этот день, но и действительно отмечала его, как день своего рождения! От себя добавлю, что в те годы мало кто отмечал истинный день своего рождения, — отмечали день Ангела, и именно день Ангела считали днем своего рождения. К примеру, все Веры, Надежды, Любови и Софии днем рождения считали 30 сентября. Так было принято.
Я тоже рос в те достопамятные времена, когда дети звали родителей на «Вы». Нежданова родилась в интеллигентной семье, где пели все. Интересно, что ее природный голос обладал всеми качествами профессиональной певицы. В становлении Неждановой, как вокалистки, помогли и ее природная музыкальность, и отличная память.
И, конечно, огромное желание стать профессиональной певицей. В консерваторию Антонина Васильевна поступила довольно поздно, в 26 лет. Попала она в класс итальянца У. Мазетти, так что итальянская школа пения совпала с особенностями ее природного голоса, а это так важно для дальнейшего совершенствования!
Однако здесь следует оговориться. При всех прелестях итальянской школы, Нежданова, как исполнительница, все равно оставалась ярчайшей представительницей русской вокальной школы. Маэстро У. Мазетти не мог нарадоваться на талантливую ученицу.
Занимался он с ней очень много. Ко всему, маэстро был еще и пианистом и часто в концертах сам аккомпанировал своей любимице. В феврале 1902 года, будучи еще студенткой консерватории, Антонина Васильевна участвовала в прослушивании молодых исполнителей, которое проходило на сцене Большого театра. Если быть более точным, то произошло это 26 числа, а само прослушивание можно было считать пробой в Большой театр!
И это после всего двух с половиной лет обучения! Как же решилась на пробу в Большой театр студентка Московской консерватории А. Ведь она практически даже не участвовала в концертах. Исключением можно считать концерт, устроенный в пользу больных туберкулезом студентов университета.
На концерте было много публики, в зале сидели видные музыканты и журналисты. Был и известный в то время музыкальный критик С.
Прекрасные вокальные данные в сочетании с блестящей техникой позволяли певице творить чудеса — например, она могла с видимой легкостью исполнить арию Царицы ночи со всеми ее сложнейшими фиоритурами, не распеваясь. Но певица никогда не увлекалась «техникой ради техники» — например, она не позволяла себе фермат ради «кокетничанья» высокими нотами. Нежданова покоряла публику не только небывалой красотой голоса, но и бесподобной актерской игрой. Не сразу ей удалось достичь таких высот — на заре сценической карьеры случались и ошибки. Так, выступая в партии Маргариты в «Фаусте», певица однажды настолько вошла в образ, что в сцене гибели Валентина разрыдалась по-настоящему — а потом поняла, что именно в этот момент она пела и играла хуже всего. В тот день певице пришлось осознать, что «слезы дальше рампы не идут». Зато когда Нежданова достигла подлинных высот в искусстве перевоплощения, она стала творить истинные чудеса на сцене.
Так, исполняя в сорокалетнем возрасте роль Снегурочки, певица, не отличавшаяся особо хрупким телосложением, выглядела на сцене тоненькой девочкой-подростком. Современники характеризуют Нежданову не только как великолепную артистку, но и как высоконравственного и принципиального человека. Шумиха вокруг известных исполнителей, нездоровый интерес к их личной жизни вызывали у нее отвращение. Певица была известна своей глубокой и искренней верой в Бога — настолько, что ей было позволено солировать с Синодальным хором.
В этой школе долгие годы учительствовал Василий Павлович Нежданов, отец артистки, обаятельный, жизнерадостный, разносторонне образованный, художественно одаренный человек. От Василия Павловича и матери своей Марии Николаевны, также народной учительницы, Антонина Васильевна унаследовала музыкальный талант. Отец, еще в бытность свою студентом Педагогического института выучившийся играть на скрипке, а затем самоучкой — на фортепиано, преподавал в школе, Кроме прочих предметов, хоровое пение и организовал хор из крестьянской детворы, пользовавшийся большой популярностью в округе. Мария Николаевна превосходно пела, сохранив до глубокой старости нежного чистого тембра высокое сопрано. Антонина Васильевна вспоминает, как однажды, уже будучи артисткой Большого театра, она, работая дома над арией Джильды, несколько раз взяла ми третьей октавы — камень преткновения для большинства певиц. И вдруг, из соседней комнаты, словно эхо, донеслось такое же ми кристальной чистоты pi точности. Это старушка-мать вторила своей дочери. Трех лет от роду Нежданова уже проявляла тонкий музыкальный слух и память. Засыпая под нянины сказки, неизменно сопровождавшиеся песнями, девочка, при малейшей ошибке, поправляла няню, и сама ей подтягивала тоненьким, но верным голоском. Напевы крестьянки-няни, песенная атмосфера украинской деревни, сельский хор, руководимый отцом в этом хоре участвовали все дети Неждановых , народные праздники рано пробудили в Антонине Васильевне музыкальное чувство. Семи лет она уже солировала в хоре и была желанной гостьей на крестьянских свадьбах и других деревенских торжествах. Но в раннем раскрытии вокального таланта Неждановой не было ничего общего с так называемым «вундеркиндством», гипертрофированным вниманием к развитию одной способности, что еще так часто уродует талантливых детей. Щедро одаренная художественная натура, Антонина Васильевна с юных лет развивалась гармонично, всесторонне, а главное — естественно, под влиянием простой, народной среды и богатства украинской природы. Этим, возможно, объясняется и высоко развитое у Антонины Васильевны чувство красоты, отличавшее большую творческую жизнь артистки. С особой силой эта черта раскрылась в творчестве. Все, кто знали Антонину Васильевну, испытывали на себе обаяние врожденного артистизма певицы, всегда так юношески непосредственно и живо воспринимавшей каждое сколько-нибудь интересное явление в искусстве, в общественной жизни, в быту. Одаренная натура Неждановой проявлялась во всем, чем бы она ни занималась. Кроме музыки пения и игры на фортепиано , Антонина Васильевна превосходно рисовала, метко схватывала характерные черты людей, образов природы, выказывая тонкое чувство колорита, выразительно декламировала, была мастерицей рукоделья, с артистическим темпераментом и изяществом танцевала, сохранив любовь к танцам на всю жизнь, увлекалась спортом — плаваньем, катаньем на коньках, лыжах... Слух и память определили и ее превосходное владение языками, особенно французским и итальянским, которые она постигла в совершенстве. Все это потом сторицей принесло свои плоды, найдя гармонический синтез в артистическом облике Неждановой. Художественное развитие будущей певицы шло равномерно с ее духовным ростом. Естественно, что вся обстановка жизни ее родителей, не могла не пристрастить девушку к книгам. Но воспитание артистки не было книжным, оторванным от жизни. Чуткая восприимчивость Антонины Васильевны ко всему окружающему, умение найти для себя во всем интерес, оградила ее от опасности стать «синим чулком», расширила источник ее познания жизни. Впечатления от природы, народного быта, путешествий, явлений искусства, встреч с выдающимися людьми, ставшие необходимыми для Антонины Васильевны с юных лет, складывались в стройную и строгую систему непрерывного обогащения внутреннего мира артистки. Свой ежегодный отпуск Антонина Васильевна, обычно, посвящала ознакомлению с художественно музыкальными центрами России и Западной Европы, посещала театры, концерты, музеи, выставки и т. В последние свои годы Антонина Васильевна всегда стремилась летом на Кавказ, в Крым или в другие красивейшие места нашей Родины. За два года до кончины Антонина Васильевна совершила свой первый рейс на самолете, на высоте четырех тысяч метров, переживая это новое для нее ощущение с непосредственным, почти детским, восхищением. Все жизненные впечатления артистки помогали в обогащении ее искусства, его идейного содержания. Это она подчеркивает в своих записках: «Артисту, музыканту общее всестороннее образование, культура безусловно необходимы — отсутствие этих качеств всегда сказывается во всей его сценической деятельности». Разносторонняя одаренность встретилась в Неждановой со столь же разносторонней культурой и строгой трудовой дисциплиной. Простота и легкость исполнения самых виртуозных партий заставляли слушателей забывать о том огромном труде, который помог артистке достигнуть свободы творчества. Эту старую истину Антонина Васильевна не уставала повторять молодежи. Великий мастер понимал, что совершенство искусства Неждановой стоило ей «огромных трудов» всей жизни. Искусство и техника стали Вашей второй органической природой». Труд для Неждановой был насущной потребностью, радостью, подлинным творческим актом. Все воспитание ее, как человека и художника, связано с глубочайшим уважением к труду, пониманием его, как основы жизни и искусства. Я с самого раннего возраста стала понимать, что жизнь есть труд. Эти слова Антонины Васильевны служат ключом к ее творческой биографии. Радость жизни и творчества она сматривала в постоянной шлифовке своего таланта. Довольствоваться тем, что слушатели считают совершенством, равносильно концу развития художника» — записывает Антонина Васильевна в тетрадку «Советы ученикам», эпиграфом к которой ставит народное изречение «Век живи — век учись». Этот завет великой артистки должен стать руководством в творческой жизни каждого советского певца. Но чтобы быть верным этому завету, надо развивать свою волю к труду, настойчивость, упорство, желание идти непроторенными дорогами в искусстве, побеждать препятствия. Свою заветную мечту учиться пению, сделаться образованным, культурным человеком, несмотря на все трудности, я осуществила. Добивалась же я этого упорно и твердо... Надо помнить, в каких условиях Нежданова пробивала себе дорогу к искусству. Ее путь не был усыпан цветами. Нужда, недостатки были рано знакомы Антонине Васильевне. Когда скоропостижно скончался ее отец, юная выпускница гимназии стала единственной кормилицей семьи из пяти человек. Антонине Васильевне было тогда семнадцать лет. Решив наследовать профессию отца — стать учительницей, она подала прошение о предоставлении ей места в одной из одесских гимназий. Но она оказалась двести пятнадцатой кандидаткой! Чтобы получить место, надо было ожидать два года! В память об отце ей предоставила работу дирекция Народных училищ. Нежданова стала учительницей в трехклассном женском городском училище. Грошовое жалование пришлось пополнять частными уроками. Тяжелый труд, однако, не заглушил влечения к искусству, к театру. Антонина Васильевна была постоянной посетительницей третьего ряда галереи одесского театра, и, зная эту любовь, сослуживцы часто уступали ей свои билеты, получаемые по очереди. Я так же, как и в гимназии, изображала в лицах всех оперных героев, которых видела и слышала в театре, пела по слуху и по памяти, без всякого аккомпанемента, конечно, не совсем верно но с большим чувством и увлечением». Однако талант Неждановой не сразу получает признание педагогов. Когда Антонина Васильевна, собрав скромные средства, приехала в Петербург, чтобы учиться пению, то столичные педагоги, в том числе известный Прянишников, не оценили ее дарования. Таков был их суровый приговор. Но Нежданова вновь испытывает свою судьбу, на этот раз в Московской консерватории, и побеждает. Занятия у знаменитого педагога потребовали больших испытаний. Огромная любовь к пению и вера в своего педагога помогли мне»,— пишет Антонина Васильевна в «Заметках певицы», подчеркивая внимательность, осторожность и последовательность работы Мазетти с ней над развитием диапазона голоса, выравниванием его регистров и т. Так же, как исполнитель-инструменталист каждый день должен упражняться на своем инструменте, певец обязан повседневно тренировать свой голосовой аппарат, дыхание и т. Этим заветам Мазетти Антонина Васильевна осталась верна всю жизнь. Ее домашние не помнят дня, когда бы Антонина Васильевна, с девяти часов утра уже не сидела бы за роялем, распеваясь, просматривая новинки музыкальной литературы Антонина Васильевна была в курсе всех новых вокальных изданий советской музыки , работая над пополнением своего репертуара. Искусство и труд были для нее нераздельны. Только один месяц году Антонина Васильевна позволяла себе отдыхать; даже последних месяца отпуска она неизменно проводила на юге, у моря, тренируя голос, подготавливая новые партии к началу сезона. Эту же потребность к труду она старалась воспитать и в учениках. Антонина Васильевна всегда подчеркивала важность самостоятельной работы певца над голосом. Это способствует не только развитию голоса, но и, что она считала особенно важным, развитию внутреннего слуха певца, его способности слышать себя, а значит и контролировать каждое колебание связок, каждую интонацию. Голованов и С. Мигай, партнеры Антонины Васильевны по многим спектаклям и концертам, рассказывали мне об ее исключительно развитом чувстве само-контроля. Выступая в новом, непривычном для нее помещении, Нежданова всегда инстинктивно искала место, где бы могла хорошо себя слышать. Однако внутренняя сосредоточенность не лишала Антонину Васильевну наблюдательности, внимания к исполнению других певцов, интереса к чужому труду. Вспоминая свои первые выступления с Ф. Шаляпиным, Антонина Васильевна рассказывала, что на репетициях ее, прежде всего, поражала тщательная работа Федора Ивановича над своей партией, филигранная отделка каждой детали, слова и звука.
Антонина Нежданова - биография, новости, личная жизнь
Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в Одесском городском женском училище. Выступала с пением на любительских вечерах и благотворительных концертах. Нежданова в кругу семьи: сидят мама и бабушка, рядом с Неждановой — тетя. Одесса, 1900 г. В редкие свободные часы девушка посещает одесские театры. Антонина занимается в Одессе с преподавательницей пения С. Но мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и настойчивей. Благодаря помощи доктора М. Бурда девушка едет в Петербург поступать в консерваторию.
Попытка заканчивается неудачей. Счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории в то время уже начался. Но Нежданову прослушали директор консерватории В. Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось. Так в 1899 году А. Нежданова поступила в Московскую консерваторию в класс У. В 1902 году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став первой вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. С 1902 по 1948-й год она оставалась солисткой Большого театра.
Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства. Ее партнерами были знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Нежданова обладала безупречной вокальной техникой. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были Ф. Шаляпин и Л. Вместе с ними она пела и в концертах, на которых неоднократно в роли аккомпаниатора выступал С. Родилась в селе Кривая Балка под Одессой 4 16 июня 1873 в семье сельских учителей. В детстве и юности пела в церковном хоре, после окончания гимназии работала в Одесском городском женском училище, выступала с пением на любительских вечерах и в благотворительных концертах. В 1899 поступила в Московскую консерваторию в класс У. В 1912 с успехом гастролировала в Парижской опере.
Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф. Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С. Голованов; она выступала также в ансамбле с А.
В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У.
Далее была приглашена солисткой в Большой театр, где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж.
Кроме оперных, также исполняла камерные вокальные сочинения. В обширный репертуар, который насчитывал свыше 700 произведений, входили сочинения С. Рахманинова, П. Чайковского, Л.
Шуберта, И. Стравинского и др.. Значительное место в репертуаре занимали народные песни - русские, украинские и белорусские, а также романсы. Участвовала в Исторических концертах С.
Концертировала за рубежом и в городах СССР. Уникальный голос певицы отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойденной техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, певица, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности. В разные годы партнерами певицы на сцене были Леонид Собинов и Федор Шаляпин.
С 1917 года вела широкую музыкально-общественную деятельность. Участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. Английский драматург и романист Бернард Шоу , восхищенный ее исполнением русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет - для того, чтобы я услышал лучшее творение Божие - Антонину Нежданову». Высоко оценивал певицу режиссер Константин Станиславский : «Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна!
Знаете ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет. Вы - Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры.
Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю». Глинки 1902 ; Джильда - «Риголетто» Дж.
На завершающем этапе специалисты покрасили все плоскости фасада и заменили водосточные трубы и отливы. Отремонтировали цоколь, после чего дом приобрел вторую жизнь».
Также специалисты заменили инженерные коммуникации и крышу. Картина дня.
Изначально она повторяла колыбельные своей няни, а в 7 лет солировала в сельском хоре, собирая восхищенные отклики соседей. Во время учебы в женской гимназии Нежданова также посещала музыкальное училище, но по настоянию матери и отца бросила его, чтобы полностью сосредоточиться на основном образовании. Окончив гимназию, Антонина Васильевна стала работать педагогом в Одесском девичьем училище.
Девушка грезила о творчестве, часто посещала театр, а также оперу, пела в гостях. Не всегда эти выступления доставляли Неждановой удовольствие. По воспоминаниям Антонины Васильевны, однажды у знакомых, где был один из приезжих московских артистов, девушка спела какой-то романс и была сильно огорчена, услышав от него, что голос у нее отличный, но петь Нежданова не умеет. Поездка в Санкт-Петербург Будущая знаменитость могла бы проработать в этом училище всю жизнь, если бы не поездка в Санкт-Петербург. Ее знакомые ехали туда и предложили Антонине присоединиться к ним.
Ради интереса там Нежданова выступила перед одной преподавательницей, но та, как писала в своих воспоминаниях будущая звезда, сочла ее голос небольшим по силе, учиться пению ей не рекомендовала. В итоге педагог дала совет продолжать работу в училище, а также петь, как умеет, лишь для своего удовольствия.
Антонина Васильевна Нежданова Материалы и исследования
В Москве воссоздадут квартиру-музей выдающейся советской оперной певицы Антонины Васильевны Неждановой. Подготовка к реставрации жилья артистки, которое находится в доме №10 в Брюсовом переулке, уже началась. Примечательно, что новости о старте работ. Антонина Васильевна Нежданова — чем известна, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Antonina Nezhdanova "Nightingale". Антонина Нежданова неоднократно получала приглашения выступить в ведущих оперных театрах мира.