75 лет назад началась высадка войск западных союзников по Антигитлеровской коалиции в Нормандии.
75 лет назад началась операция «Оверлорд» по высадке союзников в Нормандии
Кто командовал союзными войсками в Северной Африке руководил высадкой в Нормандии? Независимость Австрии была восстановлена в апреле 1945 года, после её занятия союзными войсками в ходе Второй мировой войны, и узаконена Государственным договором 1955 года, запрещающим аншлюс. Местом для высадки десанта командованием союзнических войск была выбрана Сенская бухта. Высадка в Нормандии или операция Оверлорд В плен сдавались пачками, зачастую не попытавшись сделать даже и одного выстрела по высадившимся десантникам. В статье приведены новые факты о подготовке и высадке английских и американских войск в Нормандии в 1944 г.
Высадка в Нормандии - «величайшая операция» или жуткое позорище?
Войсками западных держав, высадившихся в Нормандии командовал. 6 июня 1944 года союзные войска приступили к реализации операции «Оверлорд», начальной целью которой была высадка десанта в Нормандии. Первым титул герцога Нормандии стал использовать Ричард I. В условиях ослабления центральной власти во Франции, герцогство Нормандия превратилось в фактически независимое государственное образование. Высадка англо−американских войск в Нормандии. Первые высадки британских, французских и американских войск на территории нашей страны произошли еще в марте 1918 года, когда в Мурманске высадился отряд английских морских пехотинцев в количестве 176 человек.
«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии
Высадка планировалась на северо-востоке Франции. Хуан Пужоль, действовавший под псевдонимом Гарбо, в течение нескольких лет передавал Абверу фальшивую информацию о сети агентов в Великобритании. Таким образом, в случае обнаружения ошибки он мог переложить ответственность на нерадивых сообщников. Мужчина убедил немецкое командование в том, что высадка десанта должна произойти в проливе Па-де-Кале. Войска Третьего Рейха были сосредоточены в районе Кале, и это сыграло существенную роль в успехе вторжения союзных частей.
Спланированная утечка информации сопровождалась размещением макетов кораблей в местах, далеких от реальных мест загрузки. Нормандская операция. Одной из сложностей стало сильное течение в выбранном районе. Были оборудованы плавучие пирсы, которые поднимались и опускались вместе с приливом.
Из 156 тысяч десантировавшихся в День «Д» больше всего, 73 000 человек, было американцев: 58 500 - морской десант и 15 500 — воздушный. На британский и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих, из них 61 715 — британцы. Пляж «Юта». Фото: Public Domain Операция развивалась успешно, серьезного сопротивления, угрожающего провалом высадке, немцам оказать не удалось. К исходу дня 12 июня союзникам удалось захватить плацдарм протяженностью 80 км по фронту и 10-12 км в глубину. На французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов.
Высадка войск союзников продолжалась до 21 июня с одновременным расширением плацдарма и наступлением вглубь французской территории. Высадка десанта в Нормандии признана крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией. В ней участвовало 19 дивизий США, численностью по 14 тысяч военнослужащих каждая, 16 англо-канадских дивизий по 18 тысяч человек. К операции было привлечено 11 тысяч боевых и более 2300 транспортных самолетов, 6 линкоров, 22 крейсера, 93 эсминца, 255 минных тральщиков, свыше 6 тысяч транспортных и десантных судов. Открытие второго фронта было высоко оценено в Советском Союзе, так как оттянуло значительные силы немецко-фашистских войск, хотя для Гитлера до конца войны основным фронтом оставался восточный.
И хотя десант оказался сильно рассредоточен и понес большие потери, свою задачу он выполнил. Управление немецкими войсками в зоне операции «Нептун» было серьезно нарушено, десантникам удалось захватить многие ключевые точки, а также освободить первый французский город — Сент-Мер-Эглиз. Кровопролитная «Омаха» Если судить об операции «Нептун» по современным фильмам, может сложиться впечатление, что вся высадка союзников в течение первого дня висела на волоске. Такое представление очень далеко от действительности: общие потери десанта составили менее 1 процента! Другое дело, что в одном из пяти секторов высадки — «Омаха» остальные носили имена «Юта», «Суорд», «Голд» и «Джуно» — десант действительно оказался в очень тяжелой ситуации.
В этом районе участок «Атлантического вала» был спланирован немцами настолько удачно, что на пляже практически не оставалось мест, где десантники могли бы укрыться от огня. К тому же во время высадки наступавшие потеряли существенную часть тяжелой техники, которая должна была поддержать их, и оказались в практически с голыми руками. Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой. Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе». Гавани «Малберри» Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» — одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка весом от 1672 до 6044 т каждый! Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов. Две гавани «Малберри» — по одной в американской и английской зоне высадки — позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск.
Нефтеносный «Плутон» Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон».
В этом районе участок «Атлантического вала» был спланирован немцами настолько удачно, что на пляже практически не оставалось мест, где десантники могли бы укрыться от огня. К тому же во время высадки наступавшие потеряли существенную часть тяжелой техники, которая должна была поддержать их, и оказались в практически с голыми руками. Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой.
Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе». Гавани «Малберри» Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» — одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка весом от 1672 до 6044 т каждый! Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов.
Две гавани «Малберри» — по одной в американской и английской зоне высадки — позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск. Нефтеносный «Плутон» Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон». Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном». Чтобы проложить гибкие трубы по дну Ла-Манша, их наматывали на гигантские катушки, весом в два тогдашних эсминца каждая.
Зато с их использованием трубопровод длиной в 130 км укладывался всего за 10 часов! Любопытно, что английские инженеры нашли отличный способ, чтобы трубы не сплющило давление на глубине: опуская, их заполняли водой, которую потом выдавливало топливом. Интернациональный «Нептун» Высадка в Нормандии была многонациональной.
Операция «Оверлорд»
О его незаурядных способностях ходили легенды. Харламов родился в 1905 году в деревне Жуковка Брянской области. Будущему адмиралу было четырнадцать, когда умер его отец. Николай был старшим из четверых детей. Мать решила отправить его в части особого назначения. Подросток был в восторге от своей «взрослой» службы. ЧОНы боролись с бандитами в Брянских лесах. Там пригодилась и его феноменальная память. Харламову достаточно было один раз взглянуть на страницу из учебника, чтобы дословно все запомнить. Николай вступил в комсомол и отправился учиться в Петроград - в Военно-морское училище имени Фрунзе.
За шесть лет учебы в морском училище Харламов успел параллельно закончить юридические курсы и военно-политическое училище Рошаля, где готовили командные кадры. За отличную учебу ему позволили выбрать место службы. И в 1928-м Николай отправился на Черноморский флот. Службу Харламов начал вахтенным, а через десять лет стал уже начальником штаба Черноморского флота. Затем Харламова перевели в Москву, где вскоре назначили на должность начальника управления боевой подготовки. Но занимал ее Харламов чуть больше месяца - до того самого совещания в Кремле, где он познакомился со Сталиным. Тот отметил моряка: Харламов говорил убедительно и четко, не робел перед высокими чинами, знал обстановку на флотах. И когда была сформирована советская военная миссия в Англии, ее главой назначили начальника разведки генерала Филиппа Голикова, а его заместителем - контр-адмирала Харламова. Преодолев опасный путь над Белым морем, оторвавшись от немецкой авиации, члены советской миссии долетели до Шотландии и 8 июля 1941 года прибыли в Лондон на Юстонский вокзал.
Там их аплодисментами встретили простые англичане, которые узнали о приезде миссии из газет. Около десяти тысяч человек пришли оказать им свою поддержку.
Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой. Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе». Гавани «Малберри» Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» — одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка весом от 1672 до 6044 т каждый! Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов.
Две гавани «Малберри» — по одной в американской и английской зоне высадки — позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск. Нефтеносный «Плутон» Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон». Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном». Чтобы проложить гибкие трубы по дну Ла-Манша, их наматывали на гигантские катушки, весом в два тогдашних эсминца каждая. Зато с их использованием трубопровод длиной в 130 км укладывался всего за 10 часов! Любопытно, что английские инженеры нашли отличный способ, чтобы трубы не сплющило давление на глубине: опуская, их заполняли водой, которую потом выдавливало топливом. Интернациональный «Нептун» Высадка в Нормандии была многонациональной.
Больше всех было американцев, для которых эта высадка стала первой боевой операцией в Европе в ходе Второй мировой войны. В ней участвовали 73 000 человек, из которых 58 000 высадились на побережье Франции 23 250 — в секторе «Юта» и 34 250 — в секторе «Омаха» , а остальные участвовали в воздушном десанте.
Это объясняется стремлением правящих кругов этих стран переложить на СССР тяготы войны. В Национальном архиве Соединенных Штатов хранится протокол заседания объединенного англо-американского штаба от 20 августа 1943 года, в ходе которого рассматривалась перспектива политики США и Англии в отношении СССР. Параграф девятый протокола «Военные соображения в отношениях с Россией» указывает, что обсуждался вопрос о том, «не помогут ли немцы» вступлению англо-американских войск на территорию Германии, «чтобы дать отпор русским». Трудно представить, что в 1943 году, когда Советский Союз в тяжелейшей борьбе с Германией прокладывал путь к победе антифашистской коалиции, руководящие военные деятели США и Англии обсуждали этот вопрос. Тем не менее, это было так [7]. Почему же Второй фронт был открыт в 1944 году? Большинство исследователей исходит из того, что к лету 1944 года судьба фашистской военной машины фактически была предрешена на советско-германском фронте, хотя предстояла еще тяжелая борьба, чтобы одержать окончательную победу.
Советский Союз был способен ее одержать и освободить порабощенные фашистами народы. Такой исход войны не соответствовал политическим целям правящих кругов США и Англии. Именно это и стало одной из важнейших причин, побудивших их открыть Второй фронт в Западной Европе. Такова правда об открытии Второго фронта в Европе и его значение в борьбе против фашистской Германии. Ряд западных историков поддерживает версию о решающей роли США в достижении победы над фашистским блоком: США изображаются фабрикой оружия для врагов Германии, а их военная экономика, промышленный потенциал объявляются основой победы стран антифашистской коалиции; утверждается, что без материальной помощи союзников русские не смогли бы устоять в 1941—1942 годах и тем более провести наступательные операции в 1943—1945 годах [8]. Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне. В публикациях российских авторов подчеркивалось, что усилению боевой мощи СССР, несомненно, способствовала военно-промышленная, сырьевая и продовольственная помощь, оказанная США и Англией, осуществляемая в соответствии с законом о ленд-лизе официально он назывался «Акт содействия обороне США». Советские люди выражали свою признательность американскому и английскому народам, которые помогали Красной армии громить дивизии вермахта. В советской печати и в трудах историков подчеркивалось, что помощь союзников вооружением и различными материалами сыграла положительную, но незначительную роль в борьбе советского государства против фашистской агрессии.
Такая оценка аргументировалась сравнительными данными соотношения поставок по ленд-лизу к продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства; военной техники, поступившей из США, Англии и Канады и произведенной в СССР в годы Великой Отечественной войны. Особое значение для СССР имели поставки союзниками боевой техники и оружия, которые в огромном количестве требовались фронту. За годы войны из США до 20 сентября 1945 года по ленд-лизу прибыло в СССР орудий разных калибров — 7509, самолетов — 14 450 есть и другие данные, не меняющие порядка соотношения полученной и произведенной в СССР военной техники и вооружения , танков и самоходных артиллерийских установок — 6903 [9]. Большую ценность для Красной армии имели поставки из США автомобилей — 427 тыс. Рузвельт подписывает закон о ленд-лизе Отсюда делается логический вывод: не помощь союзников сыграла решающую роль в обеспечении Красной армии вооружением и боевой техникой. На боевом оружии, которым народ снабжал свою армию, стояла советская марка. Отечественные исследователи справедливо считают, что танки Т-34, самолеты ИЛ-2, боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» и многие другие образцы советской боевой техники по своим качествам не имели себе равных.
Нормандская десантная операция положила начало широкомасштабному наступлению союзников в Западной Европе. Одновременно с ней Красная Армия согласно достигнутой в Тегеране Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем договоренности активизировала боевые действия на Восточном фронте. В конце июня 1944 года началась грандиозная операция по освобождению Белоруссии «Багратион». И несмотря на то что открытие второго фронта в Европе союзными державами было очевидно и вполне осознанно затянуто, операция эта явилась достаточно весомым вкладом в общее дело борьбы против нацистской Германии. Учесть все Самая крупная в ходе второй мировой войны Нормандская десантная операция явилась также необычайно грандиозным мероприятием и в инженерно-техническом, и в организационно-хозяйственном отношениях. Благо, 2-летняя подготовка позволила продумать и спланировать ее на самом высоком уровне. Даже сегодня трудно себе представить, сколько сил и воли нужно было приложить командованию союзных соединений, чтобы грамотно и бесперебойно координировать развертывание всех запланированных действий, особенно с учетом того количества живой силы и техники, которые требовали не только военного обеспечения. К началу Нормандской десантной операции союзные силы на Британских островах насчитывали почти 2 млн. Им были приданы различные службы, насчитывавшие 54 тыс. В ночь на 6 июня 1944 года одновременно с переходом морского десанта союзная авиация начала наносить удары по батареям, отдельным узлам сопротивления, штабам и скоплениям войск и тылам противника. Только на 10 основных немецких батарей 1 136 английских бомбардировщиков сбросили 5 267 т бомб. С рассветом 1 083 американских бомбардировщика в течение получаса обрушили на объекты береговой обороны в заливе Сены 1 763 т бомб. Накануне высадки началась выброска воздушно-десантных войск. В ней участвовало 1 662 самолета и 512 планеров американской авиации, 733 самолета и 335 планеров английских ВВС. Только в восточной английской зоне в первый день Нормандской десантной операции было выгружено 6 тыс. К 17 июня союзники высадили на французском побережье 19 дивизий в том числе 3 бронетанковые численностью 500 тыс. Для них было доставлено около 150 тыс. Владимир Невежин, доктор исторических наук Техсюрпризы для дня «Д» Проблемы, связанные с подготовкой и проведением крупнейшей десантной операции, потребовали множества новых технических решений. Вот лишь несколько примеров. Для ослепления германских РЛС и создания впечатления о массированных налетах в районе Па-де-Кале авиация союзников в больших количествах сбрасывала ленты фольги. Выделенные самолеты ставили активные радиопомехи. Поскольку согласно расчетам огня обычной корабельной артиллерии для поддержки высадки десанта не хватало, в ход шли реактивные системы залпового огня. Ракетный корабль поддержки LCT R водоизмещением 560 т нес 1 080 легких или 936 тяжелых реактивных снарядов. Система, работы над которой были начаты еще в 1941 году, включала в себя навесные гребные винты, приводимые в движение вращением двигателя, плавучесть машине обеспечивал складной брезентовый экран, крепившийся по периметру корпуса, который разворачивался накачкой воздуха в резиновые трубки и фиксировался распорками, обеспечивая достаточное водоизмещение и придавая машине внешнее подобие понтона. Сам корпус машины оказывался при этом ниже поверхности воды. После выхода на сушу гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт. К маю 1944 года танки «шерман» DD имели и британские, и американские танковые части. В день «Д» их спустили на воду на участках «Суорд», «Юта», «Омаха». На участке «Омаха» 32 танка спустили с самоходных десантных барж слишком далеко от берега, и до уреза воды добрались только 5. Брезентовые кожухи срывались волнами, их пробивало пулями, качка опрокидывала танки. А вот на британском участке «Суорд» из 40 «шерманов» DD на берег вышли 34. Большую работу во время высадки проделали не только боевые, но и инженерные бронемашины. Так, инженерный танк «черчилль» AVRE британского Королевского Инженерного Корпуса вместо пушки нес надкалиберный 29-см миномет «Петард» для метания тяжелых фугасных снарядов по укреплениям и заграждениям. Среди инженерных устройств, нашедших себе применение в день «Д», была и оригинальная самоходная «переправа»: колейный мост с двумя аппарелями крепился прямо на корпусе «черчилля», так что другие танки и автомобили могли проходить рвы или подниматься на стенки и дамбы буквально по «голове» танка-моста. Эффективным средством проделывания проходов в минных полях на пляжах оказались цепные минные тралы типа «Крэб»: на вращающемся барабане крепились цепи с грузиками, которые с большим усилием били по грунту, подрывая мины по всей ширине устройства. Уничтожением препятствий решеток, ежей, барьеров и проделыванием проходов в минных полях занимались также группы специально обученных подрывников, экипированные водонепроницаемыми костюмами, подрывными зарядами Хагенсена весом около 20 кг , катушками с детонирующим шнуром и водонепроницаемыми капсюлями-детонаторами. Несмотря на постоянные разрывы шнура и большие потери среди подрывников, они достаточно эффективно обеспечивали войскам проходы. Сносили заграждения и бронированными бульдозерами. Правда, и они не везде действовали удачно: на участке «Омаха» из 16 бульдозеров на пляж вышли 6, три из них скоро подбили. Остатки германских береговых заграждений пригодились потом: из них делали навесные ножи-гребенки, с помощью которых танки союзников пробивались через сплошные живые изгороди Нормандии. Для приема войск и грузов было сооружено 5 искусственных причалов «Гузберри» и две искусственные гавани «Малбери». Причалы представляли собой затопленные вплотную суда для 5 причалов их потребовалось 60 , которые создавали полосу спокойной воды, позволяя разгружать небольшие корабли и десантные суда. Гавани же были настоящими портами, секции которых железобетонные кессоны изготовлялись в Британии и буксировались через пролив. Что-то из планируемых разработок просто не успело к сроку.
Нормандия 1944 - настоящие реальные кадры высадки
Главная» Новости» Высадка союзных войск в нормандии дата. Штаб Эйзенхауэра наметил пять зон высадки войск в Нормандии — от устья реки Див до восточного побережья полуострова Котантен. Найди верный ответ на вопрос«Войсками западных держав, высадившимися в Норвегии, командовал: » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Наступление в Нормандии вызвало крушение всего германского Западного фронта. О том, что никакая высадка в Нормандии не была бы возможна без успехов Красной армии, не говорится ничего.
Высадка союзников в Нормандии
Общий план боевых действий американо-английских армий в Западной Европе заключался в том, чтобы высадиться с территории Англии на побережье бухты Сены и захватить плацдарм с портами Нормандии и Бретани. Первые высадки британских, французских и американских войск на территории нашей страны произошли еще в марте 1918 года, когда в Мурманске высадился отряд английских морских пехотинцев в количестве 176 человек. высадки в Нормандии были десантными операциями и связанными с ними воздушно -десантными операциями во вторник, 6 июня 1944 г., во время вторжения союзников в Нормандию в рамках операции «Оверлорд» во время Второй мировой войны.