Новости традиции празднования масленицы в россии

История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д. Несмотря на то, что празднование Масленицы для россиян тесно связано с началом Великого поста, традиция отмечать символическое окончание зимы «имеет языческие корни». Узнаем название дней Масленицы, традиции и обычаи праздника, а также его историю.

Главное меню

  • Масленица в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
  • Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
  • Русский праздник Масленица
  • Масленица: история, традиции и обычаи праздника

Масленица в России: история и традиции праздничной недели

Уже поздно вечером шествие это было встречено в Кремле пушечными выстрелами. Празднество продолжалось четыре дня, закончившись грандиознейшим фейерверком» [4]. Эпоха Екатерины II: маскарад «Торжествующая Минерва» В описаниях масленичных торжеств 1763 года встречается такой эпизод: «На Масленицу императрица устраивает грандиозный маскарад. Устройство маскарада поручено Фёдору Волкову — талантливому актёру, основателю первого национального русского театра в Ярославле. Волков горячо берётся за это дело. Сам выходец из народа, он мечтает создать на улицах Москвы красочное зрелище и лицом к лицу встретиться с многотысячной народной аудиторией. Это было мечтой всей его жизни. Это было то, чего не хватало ему в созданном им Ярославском театре… Празднество началось в разгар Масленицы. В двухстах колесницах едут четыре тысячи участников маскарада. В каждую колесницу впряжены 12 разукрашенных волов.

С десяти часов утра и до позднего вечера по Немецкой, по обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке движется маскарадное шествие. Пляшут нимфы и вакханки. Сатиры едут на козлах, на свиньях, на обезьянах. Вокруг нестройный хор музыки; музыканты наряжены в костюмы животных. Музыканты пятятся задом, платье надето наизнанку, хористы едут верхом на быках, коровах, верблюдах. Слуги в ливреях везут карету — в карете лежит лошадь. Несколько карлиц с трудом поспевают за великанами. Медленно движется громадная люлька. В люльке лежит спелёнатый старик.

Старика кормит грудью младенец. В другой люльке дряхлая старушка играет в куклы и сосёт рожок, а за нею присматривает маленькая девочка с розгой. Снова музыканты на ослах, коровах, верблюдах, гирлянды цветов, грандиозные венки, артисты, фокусники, акробаты… В ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, в бриллиантовой диадеме императрица объезжает улицы в раззолоченной карете, запряжённой восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными цветными кокардами. За императрицей тянется нескончаемая вереница тяжёлых золотых карет, похожих на раскрытые веера.

Фольклористы полагают, что Масленица входила в единый цикл с другими праздниками, посвященными плодородию: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Крещение Руси не заставило людей забыть о любимом празднике. Он лишь оброс новыми смыслами и ритуалами. Основной «задачей» Масленицы стало объединение, прощение всех обид и подготовка к Великому посту. У Масленицы есть и второе название — Сырная седьмица. В это время верующим разрешалось есть рыбу, яйца и молочные продукты, а мясо уже было под запретом. Таким образом Масленица была своеобразным переходом от времени, когда есть можно все, к Великому посту с его строгими ограничениями. Фото freepik. В последний день Масленицы вам придется быстро доесть все, что содержит животный белок, ведь с 18 марта начнется Великий пост. Традиции Масленицы Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. Это базовые знания, которыми обладает каждый. Однако для каждого дня Масленичной недели есть свои традиции и обряды. В понедельник Масленицу встречали. Для этого выпекали первый блин, его называли поминальным. Его либо клали на подоконник, как подношение усопшим, либо отдавали нищим за помин душ умерших. Все последующие блины можно было с чистой совестью есть и угощать соседей и друзей.

Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту. Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания.

Ответный ход делал зять, приглашал к себе на застолье тещу. Еще один семейный вечер, где шел разговор о хозяйстве, семейных хлопотах, планах на будущее. Не обходилось без веселой гулянки с песнями за столом. В субботу была настоящая вечеринка с танцами, блинами и водкой, все ходили к друг другу в гости. Но традиционно суббота посвящена сестрам мужей, если таковые были, этот день так и прозвали — Золовкины посиделки. Золовки приглашали к себе на семейное застолье родственников мужа, но незамужние сестра звали к себе незамужних подружек. И здесь в центре внимания блины и подарки. Веселились широко, водку разливают в последний раз перед Пасхой, а затем начинается Великий пост. Современные традиции в Прощеный день Сейчас основные мероприятия в городах и сёлах проходят на площадях или больших открытых пространствах. В центральной России во многих селениях открывал празднества «Масленичный поезд».

Мутация Масленицы: как ее упразднили и возобновили в СССР

Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования. Празднование Масленицы. Праздничная неделя делится на две части: с понедельника по среду отмечают узкую Масленицу, а с четверга по воскресенье — широкую Масленицу. В старые времена неделю Масленицы называли Сырной седмицей, которая была наполнена мыслями о страшном суде Христовом. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. Традиция праздновать Масленицу пришла к нам еще с языческих времен.

Традиции празднования русской Масленицы

Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным!

Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом.

Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста.

В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…».

Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь».

Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание.

По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное.

Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа.

Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост.

А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу.

И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь.

Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий.

Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван.

В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста.

Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом.

Четверг именовался «Разгуляем» или «Переломом». Это был день начала Широкой Масленицы. Начинались веселья, народные забавы.

Люди водили хороводы, пели веселые песни, катались на санях, играли в снежки. Традиционной забавой являлись кулачные бои. Эти состязания имели строгие правила: нельзя было бить ниже пояса, нападать на одного вдвоем, бить лежащего. За нарушение правил наказывали.

У состязания было 2 варианта: дрались один на один или «стенка на стенку». В праздничных битвах часто принимали участие жители 2 деревень. В этот же день по традиции пекли блинчики и для коровы. Считалось, что так можно задобрить бога Велеса, который сделает поля плодородными, урожай богатым.

Пятый день. Пятница носила название «Тещины вечерки». В этот день зятья угощали тещу блинами, которые пекли их жены. Женщине следовало вечером принести все, что могло потребоваться для приготовления лакомства.

Тесть должен был отправить сливочное масло и мешок гречневой крупы. Если зять относился к традиции с пренебрежением, теща могла оскорбиться и навсегда обидеться на него: такое поведение считалось бесчестьем. Шестой день. В субботу устраивались «Золовкины посиделки».

Золовка, сестра мужа, приходила в гости к невестке. Женщины общались, дарили друг другу подарки, угощались блинами. Этот день укреплял отношения между членами семьи. Седьмой день.

Завершало неделю Прощеное Воскресенье. Люди ходили друг другу в гости, чтобы попросить прощения за все обиды, нанесенные в уходящем году. При встрече с незнакомым человеком полагалось трижды поклониться, после чего попросить друг у друга прощения. В знак примирения следовало поцеловаться.

В этот же день проводилась церемония сжигания чучела Масленицы. В воскресенье следовало обязательно уснуть до полуночи, чтобы легко просыпаться весь год. Когда 7 дней Масленицы завершались, начинался Великий Пост. Первый его день, Чистый Понедельник, считался временем очищения от грехов.

В эти сутки полагалось есть простую пищу. Женщины отмывали посуду и молочную утварь, чтобы очистить ее от жира и остатков пищи. Полагалось в этот день посещать баню. Традиции этого дня в России Языческие корни обрядов исследователи трактуют по-разному.

Существует несколько версий, объясняющих смысл некоторых ритуалов. Кроме того, многие ритуалы отличаются в зависимости от местности, поскольку праздновалась масленичная неделя на больших территориях. Для молодых пар Многие традиции на Масленицу в России были направлены на поиск пары для молодежи. Молодые люди наряжались, участвовали в народных гуляньях, катались на санях, ледяных горках, каруселях.

Празднование сопровождалось хороводами и песнопениями. Для молодоженов устраивали торжество: одетые в лучшие наряды, они должны были выехать на расписных санях. Молодые семейные пары наносили визиты всем, кто гулял на их свадьбе. Зятья посещали тещу, которая щедро кормила их блинами.

С молодоженами связана и традиция катания на санях с ледяных горок. Молодой супруге, поднявшись на гору, следовало троекратно низко поклониться, поцеловать мужа, после чего сесть к нему на колени. Затем пара на санях съезжала с обледенелой горки. Еще раз поцеловать супруга требовалось, когда спуск с горы был окончен.

Затем весь снег, скатившийся вслед за молодыми, накидывали на супружескую пару, зарывали молодых в сугроб. Считалось, что это увеличивает их плодородие. Народные традиции Катание с гор предки связывали с колдовством, магией. Женщины катались с гор на прялках «на долгий лен».

Этот ритуал проводили и замужние дамы. Считалось, что самый высокий лен вырастет у той, которая уехала дальше всех. Катались и на лошадях. Скакунов украшали лентами, колокольчиками, расписными дугами.

Люди побогаче надевали на коней красивые попоны и седла. Овчины на сани, запряженные лошадьми, клали мехом наружу. Считалось, что это стимулирует плодородие. Еще одна народная забава — взятие ледяной крепости.

Мужчины строили крепость с воротами и высокими стенами, оставляли там стражу, уходили за пределы укреплений, а после атаковали. Защитники крепости отбивались как могли, используя метлы, снежки, нагайки. На Масленицу запрещалось ткать и прясть. Эти действия могли потревожить души умерших предков, навлечь беду.

Блинные До наших дней дошла традиция печь блины на Масленицу. Раньше это блюдо считалось деликатесом, лакомством. Традиция печь лепешки пошла из язычества: круглая форма и желтый цвет их в древности отождествлялись с солнцем. Блины появились на праздничном столе позднее.

Православная Церковь приурочила обычай к Великому Посту: перед отказом от молочных продуктов христиане могли наесться вкусными кружевными блинчиками. Некоторые исследователи считают, что традиция печь блины пошла из поминальных обрядов и связана с культом предков. Перед праздничной неделей шла Родительская суббота. Блинчики пекли с этого дня.

В некоторых деревнях принято было первый блин класть на божницу, как бы принося его в жертву ушедшим предкам, в других поселениях его относили на могилу или на погост. В других селениях существовал обычай жертвовать мертвым последний блин на прощеное воскресенье. Продукт смазывали медом, сливочным маслом и посыпали сахарным песком. Блины — обязательная еда на поминках, присутствовали они в меню и на свадьбах.

Поскольку большое количество масленичных обрядов связано с молодоженами, почитанием предков, поминками, обрядовая еда стала и атрибутом веселого праздника. Традиция готовить эти мучные изделия на Масленицу распространилась не на все страны. Блинчики заменили традиционные лепешки в ряде государств, однако некоторые страны не переняли традицию. Видео: привлекаем удачу и здоровье блинами О предках В неделю торжеств принято было поминать усопших.

Элементом поминального обряда являлись кулачные бои. С поминками связан и обычай жечь костры: считалось, что человек должен ритуально умереть в соломе. Часто в этих кострах жгли старые ненужные вещи. Представления ряженых тоже являлись частью поминального обряда.

Один мужчина изображал покойника; все девушки должны были поцеловать его в губы. Ряженые изображали старцев, нищих, которые и отпевали усопших. Часто это выражалось в виде брани: считалось, что ругань сделает год более плодородным. Исполняли песни и частушки, содержание которых часто было непристойным, тексты содержали нецензурную лексику.

С ряжеными связаны и другие ритуалы. Эти люди часто изображали колдунов и могли голыми бегать по улицам, зажав между ног метлу, кочергу или длинную палку. В некоторых деревнях существовали традиции, по которым женщина, желающая вывести насекомых из своего дома, должна была ночью голой на метле трижды обежать вокруг дома. Для привлечения благополучия, добра в дом хозяину следовало голым на рассвете обойти дом на помеле так, чтобы никто не увидел.

Для детей Для детей в праздничные дни тоже существовали развлечения. Вместе со взрослыми они катались со снежных гор, плясали, разучивали специальные песни, которые затем исполняли перед всей семьей, друзьями, жителями деревни. Существовали и различные игры, в которых принимало участие младшее поколение. Кроме того, женщины привлекали малышей к приготовлению блинов.

Детишки замешивали тесто, помогали изготовить сладкую начинку, смазывали маслом готовые изделия. Родители делали для малышей поделки своими руками. Взрослые изготавливали яркие свистульки из дерева или глины. Дети свистели в самодельные игрушки, зазывая перелетных птиц.

Сейчас свистульки остались только в качестве сувенира для учащихся, традиция их изготовления на Масленицу не сохранилась. Для мужчин Для молодых мужчин существовала своя забава.

И это особый день для тещ, ведь им нужно готовить застолье и закармливать любимого зятя блинами.

Чем любимее зять, тем лучше его полагается кормить. В принципе, постараться стоит еще и потому, что к концу недели придется нанести зятю ответный визит. Фото pixabay.

Название дню дали соответствующее — Разгул. Хороводы, песни, пляски, кулачные бои, традиционное для регионов, где есть снег, строительство и взятие снежного городка и блины-блины-блины… А куда же без них. Приходит пятница, а вместе с ней «час расплаты» для зятя, который до отвала наелся в среду.

Пятница зовется Тещиными вечерками. В этот день теща идет в гости к дочке и ее мужу. Кстати, взять с собой подружек традициями не возбраняется и даже поощряется.

В общем, мужчины, пеките блины, улыбайтесь и не ударьте в грязь лицом. В субботу устраивались Золовкины посиделки. Молодые женщины приглашали в гости сестер мужа.

Для моральной поддержки и большего веселья можно было позвать и своих подружек. Важный момент: если золовка не замужем, то приглашали незамужних подруг, если замужем — только семейных дам. Завершается неделя проводами Масленицы и Прощеным воскресеньем.

Целые дни он разъезжает верхом по московским улицам. Его фигура мелькает то на трудном повороте процессии из одной улицы в другую, то среди золочёных карет, то в толпе зрителей. И, когда Волков видит тысячи москвичей, с любопытством наблюдающих грандиозный маскарад, ему кажется, что он достиг того, к чему стремился: показал народу красочное зрелище… Маскарад длится три дня. На четвёртый день московская жизнь входит в свою колею» [5]. Масленица в XIX веке Газета «Московские ведомости» в 1846 году приглашала на необычное зрелище: «Огромного кита в 14 сажень длины и панораму, находящуюся в большом балагане на Лубянской площади, можно видеть на Масленице ежедневно от одного часа пополуночи до семи часов вечера; между рёбрами кита помещён хор музыкантов, играющих разные пьесы» [6]. Представители высшего света предавались утончённым развлечениям в здании Благородного собрания в советское время — Дом Союзов на Большой Дмитровке: «В 1859 году, на последний день Масленицы, московская молодёжь, посещавшая великосветские вечера, устроила танцевальный день в боковых залах собрания, в благодарность семьям, у которых она бывала зимою… Танцевали в Екатерининской и Гагаринской залах.

Обед был сервирован в проходной к буфету комнате и соседней. Приглашённых было около двухсот человек. По окончании обеда гости уезжали для перемены туалетов, но к девяти часам бал был снова в полном разгаре. Устроителями весёлого дня были знаменитые дирижёры Ипат Арсеньевич Бартенев и Лопухин, будущий председатель саратовской судебной палаты. Весь beau monde того времени почтил бал своим присутствием» [7]. Забавы простонародья напоминали развлечения времён Петра I.

Владимир Гиляровский вспоминал, как отмечали Масленицу рабочие, жившие в «Олсуфьевской крепости» на Тверской улице, напротив Брюсовского переулка, в конце XIX века: «Поголовное пьянство обыкновенно бывало на Масленице и на Святках. Масленица в литературе: чудеса кулинарии Одно из самых аппетитных воспоминаний щедрой московской Масленицы оставил Иван Шмелёв: «Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи… Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей.

Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы… Икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки… За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком.

Что такое Масленица и как ее празднуют?

Петром I было учреждено празднование Масленицы. Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Языческие традиции и обычаи Масленицы так укоренились в сознании славян, что продолжают жить и по сей день.

Курсы валюты:

  • Смысл и традиции Масленицы
  • Когда Масленицу празднуют в 2024 году
  • Масленица 2023: что нельзя делать и можно
  • Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ - Узнай Россию
  • Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять // Статьи НТВ
  • Поговорим о масленице

Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞

Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Какие масленичные традиции существуют в России? Несмотря на то, что Масленица — праздник переходящий, то есть его даты привязаны к церковному календарю, очередность дней на праздничной неделе строго регламетирована — каждый из них имеет свое название и традиции. Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования. История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д. Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.

Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта

Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Какие масленичные традиции существуют в России? история праздника, значение, как и когда появился, традиции, фото и видео Что такое.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий