Масленица в 2022 году началась в понедельник, 28 февраля, а закончится 6 марта. На Масленой неделе рооссиян ждут народные гулянья. Кроме того, в 15:00 в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» состоится музыкально-игровая программа «Здравствуй, Масленица».
Скоморохи, ряженые и люди на ходулях: почти 2000 кузбассовцев собрались в одном месте, чтобы зажечь
Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников. На фестивале "Московская Масленица" выступила Клава Кока. Город Масленица обзор Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. На центральных площадках фестиваля (на Манежной, площади Революции и пространстве между ними) выступят ряженые артисты, которые приехали на «Московскую Масленицу» из.
Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Программа
Масленичные гулянья прошли в Сергиевом Посаде. Зиму там проводили шествием ряженых. Чучело Масленицы доживает свои последние минуты. Скоморохи, черти и другие сказочные персонажи несут ее на верную погибель.
На улице по-весеннему тепло, и румянец скоморохам приходится подрисовывать помадой. Реклама Пять сотен ряженых пересекают парк «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде, чтобы водрузить чучело в гору снега.
Другим по душе джентльменский бой подушками. У подножия снежной горы уже собрались зрители.
Перед сожжением — короткое файер-шоу, и вот чучело окружают фонтанами фейерверка и подносят к нему огненный пистолет. Обгоревший каркас куклы закидывают снежками, через несколько минут от конструкции остаются только щепки. Остается надеяться, что весна придет в Подмосковье так же стремительно.
Ярослав Чингаев Московская область. Празднование Масленицы. Обряд встречи весны и проводы Масленицы. Артисты в костюмах Гостей из Москвы привез масленичный поезд, где артисты и музыканты развлекали пассажиров и угощали блинами. Ярослав Чингаев Масленичный поезд от Белорусского вокзала до Захарово.
Артисты поют и играют на инструментах Ярослав Чингаев Масленичный поезд от Белорусского вокзала до Захарово. Выступление артистов перед пассажирами. Едем на Масленицу! На Масленице в Захарово десятки творческих коллективов встречали весну. Зима не уступала права: то начинался снегопад, то шёл дождь.
Обряд встречи весны Ярослав Чингаев Московская область.
Почему 12? Потому что в году 12 месяцев, и мы должны совершить определенные прогностирующие, продуцирующие ритуалы, чтобы запрограммировать весь год. То есть родился новый год, и мы его учим жизни, показываем ему, чего мы от него хотим. Наполняем его нужными нам знаниями и навыками. Так что ряженые ходят не просто так, а совершают определенные действия. Например, ритуальную пахоту: таскают с собой плуг, пашут снег. Зима, холод, а они приходят к хозяину на двор, начинают трясти плодовые деревья. Ходят и сеют — могут семена разбрасывать, а могут и золу и песок — что-то, чего много. Чтобы в новом году было всего много: детей, денег, плодов, скотины...
А как ряженый должен себя вести? Окрутник дарит себя маске, тем манипуляциям, которые при помощи маски совершаются. По утверждениям антропологов, согласно древним верованиям, которые в Африке и Папуа — Новой-Гвинее сохранились, в человека, который надевает маску, вселяется дух. И он в это время — как управляемый овощ. Жрецы вуду говорят: «Под маской никого нет». То есть надо уметь стать никем, и тогда дух, что называется, сделает это для себя. Это, конечно, идеализированное представление, потому что окрутник должен очень много чего уметь и знать. И в этнологии разбираться, и на музыкальных инструментах играть, и петь. Раньше окрутник, который рос в сельской общине, все это умел и знал. Он не был случайным человеком, а участвовал в обрядах из года в год, знал, как себя вести правильно, манерка какая-то у него была.
И кто рядился? Тут были какие-то ограничения? Все зависело от исторического периода, но если мы говорим о последних нескольких веках в деревне, то окрутники, ряженые — это были самые залихватские ребята, которые и на гармошке, и петь, и плясать умели, и за словом в карман не лезли. Это была такая элита, образно говоря. Не мямли обиженные, с боку на бок переваливающиеся. А раньше такие обряды совершали скоморохи, и это было их ремесло. Простому человеку до маски дотрагиваться и тем более надевать на себя считалось грех, грязь. Поэтому была специальная каста, прослойка глумотворцев, лицедеев, которые ходили по деревням и совершали обряды, ритуалы, связанные с ряжением. Это было для всех важно, но сам таким делом никто заниматься не хотел и, собственно, не умел.
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
А у ее подножия парни пробуют себя в традиционной забаве — покоряют масленичный столб. Другим по душе джентльменский бой подушками. У подножия снежной горы уже собрались зрители. Перед сожжением — короткое файер-шоу, и вот чучело окружают фонтанами фейерверка и подносят к нему огненный пистолет. Обгоревший каркас куклы закидывают снежками, через несколько минут от конструкции остаются только щепки.
Остается надеяться, что весна придет в Подмосковье так же стремительно.
Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К.
Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией. Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами.
Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".
Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка... Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.
Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу. Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи.
Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину".
Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями". Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.
В "Записках" А. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей". Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах.
В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.
Женщины имели право участвовать в кулачных боях, выступая на подмогу своим мужьям, если тем приходилось туго. Об этом не без удивления сообщал и русский этнограф Тимошенков. Надо сказать, что эти бои никогда не носили характера национальной вражды.
Сегодня, конечно, сложно понять, как можно «по-дружески набить соседу морду»… Но так было. Словно в подтверждение правоты моих слов Василий Иванович Вареник в книге «Ростов и ростовцы. Путешествие в 1913 год» пишет: «Что можно сказать о взаимоотношениях казаков и неказаков? В общем можно сказать, что взаимоотношения эти были скорее хорошими, чем плохими.
Это были взаимоотношения благожелательной взаимности, веротерпимости и вообще всякой терпимости. Но не только к калмыкам-«братуням» испытывали казаки искреннюю симпатию. Они с любовью относились и к донским армянам, называя их «нашими армянами». И если уж и подраться с ними на Масленицу, то, конечно, только любя.
Как говорится, чем бы ни тешились… На Масленицу также разводили костры и прыгали через них. Кстати, подобные обычаи есть у многих народов. В пятницу на Масленицу были «тещины вечерки». То есть теперь уже теща приходила в гости к зятю.
В этот день должны были ублажать тещу. Невестки приглашали в гости золовок. Ну, а в воскресенье были уже проводы Масленицы. В конце праздника сжигали чучело.
Паргенанк и мырмырас донских армян Донские армяне также торжественно отмечали Масленицу.
Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела. Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет. В дошедших до нас источниках фигурирует чучело Масленицы, символизирующее божество Зимы. Сожжение — также символический акт: Зима уступает место Весне.
Не стоит также забывать о том, что древние славяне сжигали своих мёртвых, веря, что так их душа сможет возродиться вновь. Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали». В более позднюю эпоху людей стали заменять чучелами, которых лепили из снега вот откуда взялись снеговики , скручивали из соломы или связывали из древесных веток. В обязательном порядке такому чучелу рисовали углём глаза, рот, приделывали морковку вместо носа. Заканчивалось все, как правило, сожжением.
Между тем в северных областях России чучело иногда просто растерзывали, топили в водоёме или сбрасывали с горы. В некоторых регионах Масленицу изображало не чучело, а человек, который ложился в гроб или корыто. Его товарищ стоял рядом и играл роль священника, окропляя «покойника» святой водой.
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
В городе действовало до 20 рыбокоптильных заводов полукустарного типа. На состоявшейся в Петербурге международной рыбопромышленной выставке в 1901-1902 годах царицынские красная икра и копченая вобла были удостоены серебряных наград, — отметила сотрудник музея. Жители с удовольствием едят блины. Их пекли в каждом доме и ели с разными начинками — с икрой, патокой, маслом, медом, сметаной. Каждый день масленицы имел свое название. Понедельник — встреча, встречают гостей. Застолье посвящалось началу Масленицы.
В этот день родители мужа отправляли невесток к их папам и мамам, а затем приходили сами с блинами и угощением. Вместе решали, как будут проводить масленичную неделю: когда к кому в гости наведываться, кого к себе звать и чем угощать. Вторник — заигрыши. Молодые люди — парни и девушки — бывали друг у друга в гости, гуляли под гармонь и звон бубенцов по улице. На площадях выступали скоморохи.
Стоимость — 900 рублей с человека; 23 февраля в Музее истории Ярославля запланирована мини-экскурсия, на которой каждый желающий сможет примерить на себя образы жениха, невесты или другого участника старинного обряда сватовства в красочных национальных костюмах и угоститься блинами. Цена — 300—330 рублей; 25 февраля Ярославский музей-заповедник приглашает на широкий музейный двор окунуться в стихию праздничной культуры русского народа и стать участниками увлекательного действия. Для гостей праздника на территории музея — ряженые, масленичные игры, исторический тир, театр Петрушки, музыкальные выступления и хороводы, фотозона. Основные мероприятия запланированы с 12 до 16 часов; 26 февраля широкая Масленица пройдет в селе Вятском.
В программе — праздник на центральной площади, игры, потехи в Музее русских забав, угощение блинами со сгущенкой, вареньем и ароматным чаем; 26 февраля с 13 до 16 часов праздник пройдет в Городском саду в Ростове. Здесь устроят народные гулянья с участием разудалого Емели и веселой щуки, театрализованное представление, зимние забавы, катание на снегоходах.
Здесь развернутся интерактивные площадки с фольклорным уклоном, откроется театр Петрушки, площадки для знакомств и детских игр. Гостей будут развлекать ряженые: цыгане с конем, медведь. Все желающие смогут покататься на санях и на собачьей упряжке. Клуб исторической реконструкции «Железная дружина» покажет костюмы, доспехи и оружие, восстановленные по историческим образцам. Реконструкторы устроят показательные средневековые бои, бои на мягком оружии, предоставят реквизит для фотографирования.
Парк Ветеранов. Праздник «Широкая Масленица». Парк у Дома культуры Льнокомбината. Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково». Территория у Культурно-досугового центра «Северный» ул. Городское филармоническое собрание Советский пр. Городской парк культуры и отдыха «Соляной сад». Парк 200-летия г. Территория этнографического музея «Усадьба Гальских» ул. Матуринская, 28. Вологодский округ: 12. Майский Дом культуры п. Майский, д. В программе — ярмарка, мастер-классы для детей и взрослых, блинный фестиваль, народные забавы и гуляния, сожжение чучела Масленицы и проводы зимы. Вход на праздник свободный. Сосновский Дом культуры п. Сосновка, ул. Масленичные забавы». Дом культуры «Феникс» п. Федотово, д. Кубенский ДК с. Кубенское, ул. Ленина, 48. Спасский Дом культуры п. Непотягово, 50. Починковский сельский клуб д. Культурный центр «Звездный» п.
Масленица в музее «Как Масленицу встретишь, так и весна придет…»
Организаторы Масленицы в Петербурге рассказали о предстоящих мероприятиях в городе | международный фестиваль ряженых. |
☀ Масленица в Даровом: кто такие ряженые? - Администрация г о Зарайск | OK | При этом Масленица всегда была неделей для общения. |
Сопутствующие сайты | На променадной части пермяков встречали ряженые, здесь можно было попеть частушки и поиграть в подвижные игры вместе с аниматорами. |
Масленица в музее «Как Масленицу встретишь, так и весна придет…»
Теги: город, масленица, праздник, ряженые. Посмотреть все >. Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках. Но прежде чем зажечь чучело и попрощаться с зимой, ряженые скоморохи и барыни собрали у зрителей записки, которые положили к подножию чучела Масленицы. Народные гуляния, посвящённые фольклорно-этнографическому празднику «Масленица-2023» развернулись сегодня в парке астраханского дворца культуры «Аркадия».
У усадьбы Гальских пройдет Масленица с балаганами и ряжеными
Организовать Масленицу с ряжеными самостоятельно в городе или деревне не очень легко. Агентство городских новостей «Москва» - информационное агентство. «Речь» о том, где на Масленицу побросать валенок и поплясать с ряжеными. В рамках празднования общегородского мероприятия «Прощай, Масленица» были объявлены два конкурса: «Чудо-сани 2024» и «Ряженый-наряженный» на лучший уличный костюм.
Популярное
- Другие новости
- Масленица 2022: история тардиции как отмечать приметы
- Масленица, ряженые ...
- Скоморохи, ряженые и люди на ходулях: почти 2000 кузбассовцев собрались в одном месте, чтобы зажечь
- Гигантские маскоты приглашают на Широкую Масленицу в Парк Николаева - ГТРК Чувашия
- Ряженые и кузнецы встречают гостей центральных площадок «Московской Масленицы»
Бои мешками, метание валенок и выступления скоморохов: как россияне отмечают Масленицу
В Польше ряженые одевались в вывернутые кожухи, водили по дворам "туроня" и "козу". Они также мазали лицо сажей. В Чехословакии были распространены масленичные шествия ряженых. В Словакии это шествие возглавлял "туронь".
Ряженые мазали прохожих сажей и обсыпали пеплом. В Югославии ряженые одевались в одежды из овчины, мехом наружу, "украшенные" колючими ветками, хвостами животных, колокольчиками. Маски делали из кожи, дерева и даже из металла.
Среди зооморфных масок особое распространение получили маски с рогами. Причем маски и колокольчики переходили по наследству от отца к сыну. В Нидерландах на Масленицу фермеры собирают необъезженных лошадей.
Их тщательно чистят, в гривы и хвосты вплетают яркие бумажные цветы.
В предпоследний день недели девушки ждали в гости сестёр мужа — золовок — и своих подруг. Получалась девичья вечеринка, на которой хозяйка старалась показать себя хорошей кулинаркой. Суббота — самый длинный и весёлый день празднования. Вечером ходили ряженые, пели песни, катались с горок. Седьмой день — «Прощёное воскресенье». В дохристианские времена это был последний день старого года. Ходили на кладбище, поминали усопших и просили у них прощения. По православной традиции и сейчас в воскресенье надо со всеми примириться, попросить прощения.
С этого начинается подготовка к Великому посту. В воскресенье доедали праздничные угощения и одаривали ими чучело. После оказания знаков уважения, куклу выносили на площадь и сжигали вместе с дарами. Оставшийся пепел развеивали над полями, чтобы год был урожайным. Завершала праздник баня.
В понедельник готовились к предстоящим увеселениям, пекли блины, делали чучело, лепили снежные укрепления. Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они молились за души усопших близких.
Питер Артсен, «Пекарня», 1560 год Второй день — «Заигрыши». В деревнях устраивали смотрины. Следующие 60 дней свадьбы не играли, и у молодёжи была возможность после заигрышей лучше узнать друг друга. В этот день люди всех возрастов катались со снежных горок. В ход шли перевёрнутые скамьи, старые корыта. Для детей делали специальные салазки с рулём-коньком. Выражение «отправиться к тёще на блины» отсылает именно к среде масленичной седмицы. Супруги шли в дом родителей жены, где семья собиралась за общим столом.
После ужина у молодой жены было право оставить мужа с родителями и пойти гулять с девушками. Все подготовительные работы к празднованию в этот день завершались. Четвёртый день — «Разгул». В четверг начиналась широкая Масленица.
Но били они необычным оружием — подушками. В таком сражении важна не только сила удара, но и ловкость — побеждает тот, кто удержится на специальной доске. На Масленицу можно было действительно почувствовать себя персонажем из сказки, став частью необычного мира. Но и взрослым было не удержаться, в праздничном кураже они ничем не уступали собственным детям: пели, плясали, участвовали в интерактивах.
Директор музея-заповедника Максим Головин рассказал корреспонденту Сибдепо, что на празднование Масленицы в «Томскую Писаницу» пришло около 2000 человек. Были площадки с играми как для детей, так и для взрослых …. В этом году мы впервые сделали бесплатным вход для тех, кто пришёл в масленичной маске и возродил традиции празднования Масленицы на Руси!
Масленица. Ряженые
Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге. В Яранске накануне, 26 февраля, в честь Масленицы устроили Шествие ряженых. В прошлом году масленичные гуляния из-за карантина отменили, но за год до этого ряженых на московских улицах было особенно много. Смотрите онлайн видео «Ряженые и кузнецы встречают гостей центральных площадок «Московской Масленицы»» на канале «Оладьи и сырники дома» в хорошем качестве. Так как Масленица была связана с поминовением усопших родственников и характеризовалась ритуальными бесчинствами ряженых, нет ничего удивительного в том, что вплоть до конца XIX.
Блины с куском молока и ряженые мужики: костромичам рассказали о местных традициях на Масленицу
Их пекли родители. Вкусные да масляные. Главное действо проходило на территории внутреннего дворика, где особую атмосферу праздника создали инсталляции — русская печка, накрытые угощениями столы с блестящими самоварами, развешанные яркие ленты и павловопосадские платки. В стиль были одеты и юные североморцы.
Перед сожжением устроим кулачные бои», — рассказала режиссер праздника Елена Беляева. Начало праздника в 13 часов, чучело сожгут в 15 часов. Фольклорная Масленица пройдет у усадьбы Гальских в 12-й раз. В этом году масленицу отметят на четырех городских площадках.
Когда мы просим прощения, мы проводим работу над самим собой. Человек должен осознать момент, когда он был не прав, и сделать так, чтобы в его жизни что-то поменялось. Пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу. Получается, если мы не прощаем ближнему своему, то как нас простит Господь? Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина. Особенно если человек понимает, что это язычество. Как католики не празднуют Хеллоуин, а празднуют День всех святых, так же и православные празднуют не Масленицу, а праздную сыропустную неделю. Ты можешь радоваться и веселиться, но должен понимать, что это не неделя, когда ты можешь отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди. Чтобы ты наелся так, чтобы на весь пост хватило, и чтобы Прощеное воскресенье действительно было бы прощеным», — объясняет отец Александр. Сырная неделя у старообрядцев Тем не менее есть блины в это время не грех. Поэтому многие верующие любят в это время их печь, как, например, старообрядка Елена Дудко — прихожанка старообрядческий общины. В эту неделю любимая традиция семьи Елены Дудко — печь блины Фото: из личного архива Елены Дудко «У нас нет такого понятия, как Масленица. Это неделя моральной и телесной подготовки к посту. Нельзя кушать мясо, поэтому мы едим кисломолочные продукты, чтобы себя насытить на Великий пост, ведь он длинный и сложный», — поделилась Елена. В эту неделю любимая традиция семьи Елены — печь блины. Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту. Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось. Потом стакан молока холодного либо кефир и потом стакан муки. Уже после добавляю сахар и подсолнечное масло. Блинчики получаются кружевные, в дырочку», — поделилась рецептом Елена. Никаких гуляний у старообрядцев на Масленицу нет. Правда, в Прощеное воскресенье они организуют ярмарку на территории храма. Самовары, блины и игры для детей — этот день перед началом Великого поста они стараются провести именно так. Это языческое. И когда в городе проходят гулянья, я ни за что туда не пойду и не поведу туда сына. Потому что будут вопросы, почему так делают, для чего, а нам это неприемлемо, мы так не делаем.
В некоторых регионах Масленицу изображало не чучело, а человек, который ложился в гроб или корыто. Его товарищ стоял рядом и играл роль священника, окропляя «покойника» святой водой. А вот какой обряд существовал во Франции. В некоторых провинциях масленичное чучело специально изготавливали похожим на человека, уличенного в супружеских изменах. Затем его приносили к дому, где жил этот человек, и прямо на месте сжигали под завыванья и улюлюканья друзей и соседей гуляки. Вероятно, таким образом пытались призвать изменщиков к более нравственному поведению. Угощение для покойников В Белоруссии и в отдельных районах России суббота накануне Масленицы считалась родительским днём. В этот день поминали умерших родных, специально пекли для них блины, которые оставляли на божнице, слуховом окне или крыше, клали на могилы. В Калужской губернии, например, утром и вечером в родительскую субботу, садясь за стол, приглашали покойников разделить трапезу с живыми. При этом остатки ужина не убирали со стола, оставляли до утра. Обряд очищения Поскольку после Масленицы начинался Великий пост, практиковались обряды «очищения от соромного», ведь Масленица была сопряжена с гулянками, чревоугодием и проч. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день масленичной недели по селу возили шлюпку, установленную на старые дровни, в которой лежал мужик с вымазанной суриком голой спиной.
Масленица, ряженые ...
Ряженые и скоморохи – непременный атрибут всех масленичных гуляний, как в армянских традициях, так и славянских. один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. По словам представителей оргкомитета фестиваля “Московская Масленица”, на Сырную неделю впервые в этом году в столицу приехали 100 реконструкторов из Болгарии. Праздничное мероприятие региональное УФСИН проводит второй год подряд. Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо. Например, на Масленицу, как и во многие другие славянские праздники, по улицам гуляют ряженые.