26 февраля Николай II на два месяца распустил Государственную думу. июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. 26 февраля Николай II на два месяца распустил Государственную думу. Николай II на два месяца распустил Государственную думу. В Государственную думу внесен законопроект, который продлевает до 2030 года помощь с погашением ипотеки для многодетных семей.
Почему Николай II распустил Первую Думу?
читайте, слушайте. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, это вообще первый случай в истории палаты, когда нет депутатов, которые голосовали против кандидатуры председателя правительства РФ. Николай II также роспустил II Государственную Думу в 1917 году. Роспуск Второй Государственной Думы был проведен с нарушением Основных законов. 6 августа 1905 года император Николай II издал Манифест об учреждении Государственной Думы и положение о выборах депутатов. И ровно 118 лет назад, 27 апреля 1906 года, начал работу первый российский п Смотрите видео онлайн «Сегодня отмечается День российского. Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением.
Условие роспуска ГД назвали в рабочей группе по поправкам в Конституцию
Сегодня завершила свою работу Государственная Дума второго созыва.. Новости. Первый канал | июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. |
Последняя Дума Российской империи начала работу 107 лет назад | «Третьеиюньский переворот» широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы. |
Дело о Выборгском воззвании: как «лучшие люди страны» стали преступниками | Третьеиюньский переворот — это государственный переворот 3 июня 1907 года в Российской империи, который заключался в незаконном роспуске второй Государственной думы и внесения изменений в новый избирательный закон. |
Роспуск 2 государственной думы
Практически на все предложения и требования Думы правительство ответило отказом. Более того, в начале июня Совет министров, обвиняя Думу в нагнетании обстановки и нервировании населения, принял решение о ее роспуске. А через месяц последовал соответствующий указ Николая II. Политическая карикатура. Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям», — говорились в манифесте о роспуске Госдумы. Со временем период рассмотрения законодательных инициатив становился дольше, а сама процедура сложнее. Появлялись многочисленные комитеты предварительного рассмотрения документов, канцелярия и прочие отделы.
Считавшийся самым реакционным деятелем. Ушедшим в отставку с поста замминистра внутренних дел после Манифеста 17 октября. Чего-то вдруг заклинило в голове у этого представителя полицейской династии Треповых. Он вдруг стал сторонником парламентаризма. И повел переговоры с Милюковым. Чтобы кадеты сформировали правительство. А заодно — с председателем Думы кадетом Муромцевым. На эту же тему. В итоге Муромцев и Милюков почти разругались, кому это правительство возглавить. А Николай II начал думать, не стоит ли и вправду пойти на уступки. Тут уж в дело вмешался родной брат Трепова — Владимир. Который начал на каждом углу кричать, что его братец сошел с ума. Тогда в дело вмешался набиравший силу министр внутренних дел Столыпин. Он тоже повел переговоры с Милюковым. Нельзя ли создать коалиционное правительство. Из бюрократов и депутатов. Только без вас лично. Это уж непременно. Столыпин, естественно, к Милюкову интерес потерял. Но переговоры приняли характер эпидемии. Министр переключился на более умеренных общественных деятелей.
C января 1907 года шла слежка за школой-лабораторией, обучавшей изготовлению бомб; школа, после ряда арестов в начале 1907 года, переместилась в Финляндию, в район станции Куоккала. Слежку за Военной организацией координировал сотрудник Охранного отделения полковник В. Готовый документ, названный «Наказ воинских частей петербургского гарнизона в социал-демократическую фракцию Государственной думы», оказался в руках Екатерины Шорниковой, исполнявшей в организации обязанности делопроизводителя. Шорникова немедленно известила о событиях полковника Еленского, Еленский доложил начальнику отделения полковнику А. Герасимову , а тот, в свою очередь, немедленно информировал премьер-министра П. Столыпин проявил неожиданную заинтересованность в деле и потребовал раздобыть копию «наказа»; Шорникова немедленно изготовила две копии, из которых к одной даже приложила печать Военной организации. Ознакомившись с документом, Столыпин отдал распоряжение арестовать депутатов от РСДРП с поличным непосредственно в момент визита к ним солдатской делегации. Задача не представлялась особенно сложной — все участники военной организации были известны Охранному отделению, за ними велось тщательное агентурное наблюдение. Солдатская делегация отправилась к социал-демократам вечером 5 мая. Озола , располагалась в меблированных комнатах «Сан-Ремо» в доме 92 по Невскому проспекту. По неизвестным причинам полковник Еленский со своими сотрудниками замешкался, и полиция ворвалась в квартиру только после того, как солдаты из неё ушли. В квартире оказалось 35 человек, в том числе пять депутатов Думы Д. Белановский , И. Лопаткин , И. Марев , И. Озол и Ф. Полиция не имела права ни арестовать депутатов, ни начинать выемку документов до прибытия судебного следователя; всё, на что решились полицейские — задержать депутатов в квартире до прибытия судебных властей. В ожидании следователя и прокурора продолжавшемся около двух часов депутаты успели уничтожить многие документы. Хотя план полиции в целом провалился, обыск в квартире всё же дал некоторое количество документов противоправительственного содержания; сам наказ был, однако, вырван из рук полицейского Озолом. Хотя полиция не обыскивала и не задерживала депутатов, обыск в квартире, снимаемой депутатом, также представлял собой нарушение парламентской неприкосновенности. Затем полиция незамедлительно арестовала в казармах солдат — участников делегации, причём один из них дал подробные показания о событиях и передал свой экземпляр наказа [26]. Лидеры фракции социал-демократов меньшевик И. Церетели и большевик Г. Алексинский не принимали участия в этих и всех последующих событиях, так как ранее уехали в Лондон для участия в V съезде РСДРП [27] см. Ранее, 3 мая, в Финляндии в деревне Хаапала близ станции Куоккала были арестованы 11 членов Военной организации, при обысках были обнаружены готовые бомбы и динамит [28]. Текст наказа, содержавший разного рода жалобы, «…как запирает начальство солдат в каменные клетки-казармы, как мучает их непосильной и ненужной работой, как терзает их бессмысленными учениями…», не производил впечатления свидетельства о серьёзном противоправительственном заговоре. Весь механизм составления подобных наказов был отработанной практикой РСДРП — вначале под руководством РСДРП созывалось нелегальное собрание рабочих или, в данном случае, солдат , собрание принимало решение составить так называемый наказ для местной, центральной организации или думской фракции РСДРП, наказ писался активистом РСДРП и затем использовался партийной прессой для доказательства того, что партия выполняет волю масс [29]. Подобную практику широко поддерживали и эсеры , только по отношению к крестьянам — депутаты Думы получали сотни крестьянских наказов [30]. Дальнейшие события в Думе [ править править код ] 7 мая произошёл новый значительный инцидент. Правая фракция внесла запрос о ходивших в обществе слухах о раскрытии покушения на великого князя Николая Николаевича и Николая II. Столыпин коротко информировал Думу о произошедшем 31 марта аресте 28 членов партии социалистов-революционеров , обвинявшихся в данном преступлении [31] не называя, впрочем, партийную принадлежность революционеров. Все эти действия были срежиссированными — Столыпин и лидер умеренно-правых граф В. Бобринский предварительно согласовали свои действия, а Столыпин сделал заявление в Думе одновременно с опубликованием правительственного коммюнике в прессе [32]. Обыск в штаб-квартире социал-демократов не упоминался. Затем события приняли неожиданный оборот. Депутаты левых фракций внесли два спешных запроса правительству с требованиями объяснений по поводу обыска 5 мая. Запросы были составлены в агрессивном тоне; вопросы участия депутатов в революционном движении, уместности посещения членов думы делегациями солдат, содержания «солдатского наказа» не затрагивались; вместо этого акцент был сделан на нарушении депутатской неприкосновенности, которое объявлялось характерным для политики властей полицейским произволом; существование Военной организации РСДРП и посещение депутатов солдатской делегацией объявлялись измышлениями полиции. Запросы взывали к общей солидарности депутатов Думы в защите парламентских прав. Из текста запросов было понятно, что социал-демократы воспринимают обыск как удобный предлог для очередной атаки на правительство, не догадываясь о том, что на этот раз именно правительство готовится использовать этот предлог для действий против них. Столыпин не стал уклоняться от ответа и немедленно, без всякой подготовки, сделал уверенное заявление. Он заявил, что «…полиция и впредь будет также действовать, как она действовала». Далее Столыпин перешёл к принципиальным вопросам: «Я должен сказать, что кроме ограждения депутатской неприкосновенности, на нас, на носителях власти, лежит ещё другая ответственность — ограждение общественной безопасности. Долг этот свой мы сознаём и исполним его до конца» [33].
Масштабные перемены, последовавшие в Советском Союзе с началом перестройки, привели к появлению в стране новых выборных органов. После всенародного референдума и принятия новой Конституции РФ 1993 года представительным и законодательным органом стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Как подчеркнул в своем поздравлении Председатель ГД Вячеслав Володин, «законодательно обеспечивая достижение национальных целей, безопасность и благополучие граждан, депутаты всех уровней вносят вклад в консолидацию общества, укрепление суверенитета, развитие России».
Какие события послужили причиной роспуска 2-й Государственной Думы Российской Федерации
Вторая государственная дума, российский представительный законодательный орган, действовавший с 20 февраля по 2 июня 1907 года в течение одной сессии. Вторая Государственная дума была созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года. II Государственная Дума. Вскоре нашелся весомый повод для роспуска Госдумы. Государственная дума была распущена. После этого издали новый избирательный закон, который ограничивал избирательные права населения страны.
Портал правительства Москвы
Сложившаяся ситуация представляла собой один из первых конституционных кризисов в России. Фрагменты тезаурус социокультурных угроз : «К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства.
Забастовали до 200 тысяч рабочих.
Центральный военно-промышленный комитет пустил слух о якобы надвигающемся голоде и отсутствии хлеба в столице. К тому же как раз в это время, для урегулирования раздачи хлеба, продовольственная комиссия решила перейти на карточную систему. Погром переходит в массовые антивоенные митинги, стихийно перерастающие в стачки и демонстрации.
Рабочие массово прекращают работу и выходят на улицы.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что "не видит практических результатов от думской работы". В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с "настойчивыми" просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, так как "большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства". С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, "500 Пугачевых".
Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П. Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя.
Одна из двух палат российского парламента – Федерального собрания РФ
- В этот день была распущена революционная 2-я Государственная Дума
- Госдума в новейшей истории России
- Этот день в истории: 16 июня 1907 года — последний день Первой русской революции
- Нарушение порядка
- В январе 1907 года проходили выборы во II Государственную Думу Российской Империи
Вторая государственная дума
По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, — депутатов избирали выборщики от избирателей — двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.
Выборы в I Государственную Думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Большинство левых партий бойкотировали выборы — РСДРП большевики , национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров эсеры , Всероссийский крестьянский союз. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г. Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы. Социал-демократическая фракция образовалась в Государственной Думе только 14 июня, после приезда 17 депутатов с Кавказа. В противовес революционной социал-демократической фракции, все, кто занимал правые места в парламенте их называли «правыми» , объединились в особую парламентскую партию — Партию Мирного Обновления. Вместе с «группой прогрессистов» их было 37 человек.
Продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы КДП «кадеты» , сумевшие обязательствами навести порядок в работе правительства, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей. В отдельные моменты численность фракции кадетов доходила до 179 депутатов. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная "вносить спокойствие" в общество, лишь "разжигает смуту". Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу "Народу от народных представителей". Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы неуплата налогов, отказ от воинской повинности. Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.
В среду самой Думы внесен был дух вражды... По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергла... Все это побудило Нас Указом, данным Правительствующему Сенату, 3-го сего июня Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1-е ноября сего 1907 года". Все окрестные жители, с любопытством рассматривающие стоящую на дворе роту солдат. Даже околоточных надзирателя всего два-три... Было уже около 10 ч.
В деле фигурировали 169 обвиняемых, защищали их более 60 адвокатов. Судебные старожилы сравнивали дело по масштабу с «Процессом 193-х», состоявшимся над революционерами-народниками в 1877—1878 годах.
Но статус обвиняемых в 1907-м, когда перед судом оказались весь президиум Первой Думы и наиболее знаменитые депутаты, позволил наблюдателям считать процесс небывалым явлением не только в России, но и в мире. Зал заседания был переполнен, журналисты и публика понимали, что на их глазах вершится история. Состав подсудимых оказался ярким: знаменитые юристы, профессора, врачи, земские деятели, священники, крестьяне. Представляясь суду, почти все использовали эпитет «бывший»: еще на стадии следствия их лишили должностей и званий. Многие оказались не у дел и занимались в основном сельским хозяйством или литературным трудом. Хотя воззвание не привело к какому-либо значимому результату, в обществе бывшим думцам сочувствовали и даже организовали сбор средств на внесение залогов в том случае, если суд заключит их под стражу. Промышленники и банкиры пожертвовали более полутора миллионов рублей. Газеты сообщали, что эта сумма превышает залоговый депозит Министерства юстиции по всей Российской империи.
Подсудимых обвиняли в распространении на территории России «по предварительному между собой уговору воззвания, призывающего население к противодействию закону и законным распоряжениям власти». Ни один подсудимый не признал себя виновным, хотя никто не отрицал, что подписывал воззвание. Показания бывших депутатов во многом перекликались. Если свести их, то мотивы перводумцев выглядели так. Роспуск парламента оказался для народных избранников неожиданным. Расценив акт императорской воли как неконституционный, они посчитали необходимым высказать свое мнение об этом, потому что чувствовали ответственность перед народом. Так как в Петербурге действовало положение чрезвычайной охраны и любые собрания грозили столкновением с полицией, депутаты выехали в Финляндию. Призывая народ к пассивному неповиновению, они хотели «не смуту создать в стране, а укрепить тот порядок вещей, который существовал и был санкционирован Верховной властью».
Поэтому главной целью воззвания депутаты считали «спасение народа от анархии и беззакония», а задачей своей деятельности — «построение свободного государства, где право стояло бы превыше всего и ему были подчинены все — от высшего представителя власти до простого гражданина». Окончание процесса. Выход подсудимых из зала суда. Адвокаты пытались направить процесс в юридическое русло и, равно как их коллеги-правоведы на досудебной стадии, настаивали, что обвинение смешало статьи 129 и 132, нет признаков соучастия и, следовательно, состава преступления по ст. Процесс длился несколько дней. В итоге суд, применив статью о смягчении наказания, приговорил почти всех подсудимых вместо исправительного дома к трем месяцам тюрьмы. Двоих оправдали за недоказанностью обвинения, еще одного освободили от наказания, так как он уже отсидел назначенный срок в предварительном заключении. Когда осужденные выходили из зала суда, публика аплодировала, осыпая их цветами и лавровыми ветками.
Клеймо «государственных преступников» Почти все осужденные обжаловали приговор, но весной 1908 года кассационная инстанция оставила его в силе. Три месяца бывшие думцы провели в тюрьме. Особенно это касалось депутатов из провинции: им отказывали в работе, притесняли даже родственников, многие находились на грани нищеты. В первые годы после судебного процесса существовало частное общество, помогавшее безработным думцам с трудоустройством. Со временем его не стало, лишь несколько энтузиастов продолжали поддерживать коллег.
Новое положение обнародовано 11 декабря 1905 года. В нем и в особо изданных в апреле 1906 года основных законах Российской империи русский самодержавный царь даровал своему народу участие, через выбираемых им лиц, в законодательной деятельности. Вместе с этим государь император преобразовал и Государственный совет, призвав в него выборных от духовенства, дворянства, земских учреждений, торговли, промышленности и науки. Государственная дума первого созыва, начавшая свои занятия в апреле 1906 года, вместо того чтобы сосредоточиться на обсуждении крайне нужных для России новых законов, стала проявлять попытки к вмешательству в дела управления, ведению ее не предоставленные, и предъявлять требования, имевшие главной целью поддержание смуты в стране. Ввиду этого последовало распоряжение о ее роспуске и производстве новых выборов.
Государственная дума второго созыва оказалась не лучше первой.
Хроника семнадцатого года: 11 марта (26 февраля): указ о роспуске Думы.
9 июля 1906 года Николай II распустил Государственную думу Российской империи I созыва. 1 июня 1907 года в закрытом заседании Государственной Думы П. А. Столыпин предъявил требование об устранении из ее состава 55 человек и о разрешении заключить из них 15 человек под стражу по обвинению в политическом преступлении. МАНИФЕСТ 3 ИЮНЯ 1907 г. содержал закон о роспуске II Государственной думы под сфабрикованным предлогом, что социал-демократическая фракция Думы готовит «антиправительственный заговор». 3 июня II Государственная дума была распущена.
II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Журнал "Коммерсантъ Власть" - Коммерсантъ: последние новости России и мира. 26 февраля Николай II на два месяца распустил Государственную думу. Должностные лица II Государственной Думы. Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Роспуск II Государственной думы Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности. В целом II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её.
7. Роспуск II Государственной Думы и издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 г.
Но раз Кремль ставит вопрос о роспуске Думы — значит, ему нужен не просто лояльный, а суперлояльный парламент. Который чихнуть не посмеет без согласования с президентской администрацией. Вне всякого сомнения, такие повышенные требования к лояльности связаны с новой властной конфигурацией. По-прежнему наиболее вероятно, что будет создан пост председателя Госсовета, и Путин станет его пожизненным председателем. Но суперлояльный парламент делает возможным и другой сценарий: главным человеком в стране будет председатель правительства, он же председатель Госсовета. Смысл Госсовета в этом случае — блокировать всенародно избранного президента, если тот вдруг вздумает взбрыкнуть. А верная «до гробовой доски» Дума нужна, чтобы раз за разом премьера — Путина — переназначать. До тех пор, пока сам Путин этого хочет. Что стоит за идеей о самороспуске Думы, каким будет продолжение кремлевского спектакля?
Если депутаты принимают законы, которые нужны администрации президента, а мнение оппозиции практически ни на что не влияет? Видимо, имеются совсем другие планы трансферта власти Владимира Путина, чем нам представляются — раз нужны досрочные выборы парламента, и тем более утечка, что предполагается внести соответствующую конституционную поправку о возможном самороспуске. Получается, обычных процедур, которые приписаны в нынешней Конституции — так, президент может распустить нижнюю палату, если она трижды отклонит кандидатуру премьера — оказывается недостаточным. Замечу, самороспуск Думы — непростая штука. Но, с другой стороны, при нынешней управляемости депутатов «Единой России» — это вещь вполне возможная. Мы такие прецеденты видели в региональных парламентах — там, кстати, это осуществлялось без поправок в Конституцию. По «танковой» — нынешней — Конституции, принятой после расстрела Борисом Ельциным парламента в 1993 году, президент имеет практически абсолютную власть. Путину, который собирается оставаться во главе страны пожизненно, но не на президентском посту, такой всевластный президент не нужен.
Владимир Владимирович, видимо, натерпелся с Дмитрием Медведевым.
Поправки в главы Основного закона о президенте и правительстве перед вторым чтением предстоит рассмотреть комитету по госстроительству и законодательству. По словам Крашенникова, это, скорее всего, произойдет 19 февраля.
Поправку о возможности отзыва министров предлагала фракция ЛДПР. Если мы не хотим дать прямое право отзыва, давайте пропишем механизм обращения к президенту, на которое он должен будет дать ответ", - сказал на заседании комитета вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев. Ранее Крашенинников не исключал, что норма об отзыве министров может появиться в шестой главе.
В частности, глава государства выступил с инициативой введения запрета на иностранное гражданство для высших должностных лиц, усиления роли парламента, губернаторов и Госсовета, предложил закрепить нормы о верховенстве Конституции в правовом пространстве РФ и о том, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, а пенсия должна ежегодно индексироваться.
Столыпин, благодаря политике министра внутренних дел Плеве, сделавшего ставку в замещении вакантных административных постов на местных землевладельцев, был назначен гродненским губернатором. В 1903 г. Пётр Аркадьвич становится саратовским губернатором, в должности которого ему пришлось встретить революцию 1905-1907 гг.
В тревожный 1905 г. Уже в октябре этого года его кандидатура на пост министра внутренних дел по предложению обер-прокурора Святейшего Синода князя А. Оболенского впервые обсуждалась на совещании председателя совета министров С. Витте с «общественными деятелями».
Витте, равно как и «общественные деятели» не выразили сочувствия этому предложению. Тем не менее, не прошло и года, как в апреле 1906 года в момент ухода в отставку министерства Витте, стечение обстоятельств способствовали назначению его на этот ключевой пост в системе управления России. В этой должности ему пришлось пытаться находить компромисс между Верховной властью, либеральной общественностью и революцией в сложнейшей обстановке весны-лета 1906 года до роспуска I Государственной Думы. Столыпина на посту председателя Совета министров и министра внутренних дел.
Решимость и твёрдость» [47]. После этого указы о роспуске Думы, выборах новой Думы созыв был назначен на 1 ноября 1907 года и новый избирательный закон [48] были обнародованы утром 3 июня. Пришедшие в Таврический дворец депутаты обнаружили, что он закрыт, охраняется полицией, а на дверях прикреплён императорский манифест о роспуске Думы. Манифест перечислял различные основания роспуска Думы медленность рассмотрения и отклонение представленных правительством законопроектов, обращение права запросов в метод борьбы с правительством , причём составление социал-демократическими депутатами заговора не указывалось в качестве главнейшей причины [39]. Дума просуществовала 103 дня. Конституционный аспект роспуска Думы Изменение избирательного закона без утверждения Государственной Думы и Государственного Совета представляло собой прямое нарушение статьи 87 Основных государственных законов , что дало основания описывать события как «Третьеиюньский переворот». Правительство делало попытки обосновать свою правовую позицию, цепляясь за неоднозначность Основных законов, статья 10 которых допускала издание императором законов единолично «в порядке верховного управления» без всякого объяснения, в чём состоят эти законы и как это увязывается с требованиями статьи 87 [49]. Действия Николая II привели конституционное право России в состояние неопределённости — после третьеиюньских событий невозможно было понять, сохраняет ли император за собой право изменить государственное устройство ещё раз, или же установившийся строй является незыблемым; позиция императора по этому вопросу никогда не была объявлена официально. Эта неопределённость была одной из причин беспокойства, охватившего большинство Думы в конце 1916 — начале 1917 года: в политической среде циркулировали слухи о том, что Николай II намеревается править без Думы [50]. Новый избирательный закон и его результаты Избирательная система 1907 года Основная статья: Избирательная система 1907 года Избирательный закон «Положение о выборах в Государственную Думу» был практически переписан заново.
Все изменения имели твёрдо намеченную цель — уменьшить представительство в Думе тех классов, слоёв населения и национальностей, представители которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно. По выражению автора закона С. Крыжановского , система давала «возможность предопределить число представителей от каждого класса населения, установив таким образом состав Думы в соответствии с видами правительственной власти» [51]. Основные изменения были следующими: избиратели-горожане были разделены на две курии, с высшим и низшим имущественным цензом, норма представительства более обеспеченных горожан была выше; резко сократилось количество городов, выбирающих депутатов отдельно от своих губерний; существенно сократилось представительство Кавказа и Привислинских губерний Царства Польского ; полностью лишились представительства в Думе все жители Средней Азии, кочевые киргизы и калмыки, жители Якутской области ; русское население Остзейских губерний и Царства Польского стало выбирать депутатов по отдельной курии, с большей нормой представительства, чем коренное население. Но самая главная новация заключалась в том, что депутаты на квотированные избирательные мандаты крестьянской волостной и рабочей курий теперь избирались не своими куриями, а общим губернским избирательным собранием, большинство в котором всегда составляли совместно землевладельцы крестьяне не считались землевладельцами и горожане первой курии [52]. В новом парламенте необходимое для принятия законов простое большинство 221 голос образовывалось как при блокировке октябристов с умеренно-правыми и националистами эти две фракции затем слились , так и при блокировке октябристов с кадетами и прогрессистами. В то же время, все фракции как левее, так и правее октябристов не были способны набрать большинство голосов без участия октябристов. Благодаря таким результатам выборов сразу же начала складываться устойчивая система с блокировкой двух фракций — ведущей октябристской и дополнительной националистической ведущую роль во фракции играл Всероссийский национальный союз. При этом фракция октябристов не превращалась в марионеточную, а играла роль независимого партнёра правительства, так как имела возможность в любой момент переблокироваться с кадетами и прогрессистами, составив другое большинство. Лидеры националистической фракции, оказавшейся в менее независимом положении, установили тесные личные связи с П.
Политические последствия событий Страна восприняла третьеиюньский переворот с полным спокойствием; многие наблюдатели были удивлены явным безразличием населения [54]. Не было ни забастовок, ни манифестаций. Даже газеты комментировали роспуск Думы в спокойном тоне. Николай II, редко записывавший в своём дневнике впечатления от политических событий, на следующий день отметил: «Слава Богу, уже второй день после роспуска Думы, всюду полнейшее спокойствие! Террористические акты, совершаемые эсерами, продолжались; но к 1908 году террор также резко пошёл на спад [56]. Стало очевидным, что Первая русская революция закончилась, а роспуск Думы был, по существу, её последним актом. Политические последствия третьеиюньских событий имели огромное значение. Правительству удалось получить такой состав III Думы , который обеспечивал возможность конструктивной совместной работы. Крайние левые партии потеряли всякое значение при голосовании, влияние кадетов резко уменьшилось, власть в думе принадлежала спокойному и уравновешенному центру. Но в системе имелся очень значимый недостаток.
По выражению графа С. Витте , «…переворот этот по существу заключался в том, что новый выборный закон исключил из Думы народный голос, то есть голос масс и их представителей, а дал только голос сильным и послушным: дворянству, чиновничеству и частью послушному купечеству и промышленникам. Таким образом, Государственная Дума перестала быть выразительницей народных желаний, а явилась выразительницей только желаний сильных и богатых, желаний, делаемых притом в такой форме, чтобы не навлечь на себя строгого взгляда сверху» [57]. Широкие массы населения поняли, что новая Дума их не представляет или представляет непропорционально слабо по отношению к имущим классам. Глубокая заинтересованность людей думской политикой, характерная для периода первых двух Дум, сменилась безразличием [58]. Принятая правительством тактика заваливания Думы огромным количеством мелочных и малозначительных законов так называемой «законодательной вермишелью» превратила Думу в место, где нечасто происходило что-либо значимое и интересное. Законодательная система продолжала содержать в себе возможности взаимных блокировок, сторонам надлежало удерживать политический баланс. Ни правительству, ни Думе не был выгоден роспуск Думы, поэтому Думе приходилось обходить все острые темы, чтобы избежать скандалов между правыми и левыми. Отношения большинства Думы с Государственным Советом наладить не удалось, и многие важные законы отклонялись или задерживались второй палатой. В результате, законодательный процесс в части утверждения бюджета и мелких, малозначимых законов шёл гладко, но все важные законы заметно буксовали; от рассмотрения законов, затрагивающих гражданские права и свободы, сословные преимущества, дискриминацию евреев, Дума предпочитала воздерживаться [59].
Постепенно П. Столыпин в своих реформаторских начинаниях лишился поддержки царя и придворных кругов [60] и так и не получил поддержку Думы. Из обширных планов Столыпина состоялась только одна большая реформа — аграрная , все остальные его широкие начинания были реализованы не полностью или совсем заглохли [61]. После начала Первой мировой войны третьеиюньская политическая система начала давать сбои. В сессию 1914—1915 годов IV Дума была созвана только на три дня, с единственной целью утверждения бюджета. Недоверие между правительством и парламентом постепенно нарастало. На фоне Великого отступления русской армии в августе 1915 года из различных думских фракций образовался обладавший большинством голосов Прогрессивный блок , позиции которого требование «правительства общественного доверия» были противопоставлены правительственной политике. Тем самым, политическая основа третьеиюньской системы — обеспечение проправительственного большинства в Думе за счёт неравномерного представительства и имущественных избирательных цензов — была разрушена. В ноябре 1914 года пять депутатов большевистской социал-демократической фракции IV Думы А. Бадаев , Г.
Петровский , М. Муранов , Н. Шагов , Ф. Самойлов были обвинены в составлении антиправительственного заговора. На этот раз Дума немедленно лишила депутатов парламентской неприкосновенности, и в декабре 1914 года они были присуждены к ссылке на поселение. Суд над социал-демократическими депутатами 37 депутатов Думы были арестованы в ночь со 2 на 3 июня, непосредственно в тот момент, когда вступил в силу императорский указ о роспуске Думы и они лишились парламентской неприкосновенности. То, что большинство депутатов не успело бежать хотя бы в близлежащую Финляндию , явилось следствием секретности, с которой правительство сумело подготовить переворот. Правительственный ультиматум 1 июня оказался настолько неожиданным, что большинство обвиняемых не успело принять никаких мер безопасности. Герус и И. Озол, являвшиеся главнейшими заговорщиками по правительственной версии, смогли бежать за границу и поселились в США [62].
Аресты членов Военной организации начались ещё до роспуска Думы так, Е. Ярославский был арестован 25 мая, как только он вернулся со съезда и продолжались в течение нескольких недель после роспуска. Всего был арестован 51 человек, примерно половина из них была солдатами. Суд над депутатами открылся 22 ноября 1907 года. Так как судебный процесс был закрытым, обвиняемые отказались защищаться и вместе со своими адвокатами покинули зал суда. Суд закончился 1 декабря 1907 года. Из 37 депутатов 17 было приговорено к каторжным работам на срок 4—5 лет, 10 сослано на поселение, 10 оправдано. Законодательство Российской империи признавало преступлением саму принадлежность к сообществам, имевшим целью насильственное изменение государственного строя [63] ; доказательная база для отнесения РСДРП к таким сообществам была хорошо разработана. Сложившаяся судебная практика была более мягкой — суды не удовлетворялись одной только принадлежностью обвиняемых к РСДРП и требовали доказательств персонального участия обвиняемых в конкретной деятельности, направленной на свержение существующего государственного строя. По этой причине прокуратура не решалась преследовать тех, кто открыто называл себя социал-демократом и вёл деятельность, направленную на реализацию той части программы РСДРП, которая не составляла преступления борьба за улучшение рабочего и социального законодательства, изменение налоговой системы и т.
На этой, достаточно нетвёрдой, правовой базе думская фракция РСДРП могла действовать открыто до тех пор, пока действия депутатов находились в рамках их законных полномочий. Принятие депутатами наказа и общение с делегацией солдат полностью изменили формально-правовую оценку их деятельности — так как для нижних чинов армии все виды политической активности были противозаконными, эти действия депутатов рассматривались прокуратурой как «приготовление к бунту против Верховной власти», то есть активно преследуемое тяжкое преступление [65]. Депутаты С. Джапаридзе , В. Ломтатидзе и С. Джугели умерли в тюрьме, Г. Махарадзе сошёл в тюрьме с ума. Остальные осуждённые после заключения оказались в ссылке, где и находились до Февральской революции. Наибольшую известность из осуждённых в дальнейшем получил меньшевик Ираклий Церетели , министр почт и телеграфа Временного правительства. Параллельно проходило и несколько массовых судебных процессов над арестованными по делу Военной организации.
В сентябре 1907 года было признано виновными 17 социал-демократов, арестованных ещё в 1906 году, а 13 ноября 1908 года к каторжным работам приговорили ещё 22 обвиняемых, арестованных после роспуска Думы. В марте 1908 года состоялись новые массовые аресты членов Военной организации, 32 из них были приговорены к различным наказаниям в сентябре 1908 года. Из осуждённых по делу Военной организации наибольшую известность затем получил лидер «воинствующих безбожников» Емельян Ярославский [66]. Благодаря этим развёрнутым репрессивным мерам правительству удалось серьёзно подавить деятельность РСДРП. Не было и речи о том, чтобы лидеры партии вернулись в Россию из эмиграции. Массовые аресты активистов в России ограничили возможности низовых партийных ячеек. По словам И. Сталина , рабочее движение в России окончилось забастовкой в Батуми 22 ноября по поводу начала суда над депутатами [67]. Разоблачения в 1911—1913 годах и расследование Чрезвычайной следственной комиссии Разоблачения в 1911 году В 1911 году разразился скандал. Бывший агент Охранного отделения Болеслав Бродский, бежавший за границу, решил вернуться в Россию; нуждаясь в средствах, он вымогал деньги у Департамента полиции, угрожая раскрыть известные ему подробности.
Эмигрант Бродский завидовал своей коллеге Шорниковой, жившей в России, и в случае отказа в своих требованиях угрожал выдать и её и тот факт, что Шорникова, разыскиваемая по суду, в то же время живёт под прикрытием полиции. Так как полиция не поддалась на шантаж, в июле 1911 года Бродский дал подробное интервью эсеровской газете «Будущее», издававшейся в Париже. Бродский утверждал, что он с ведома полковника А. Герасимова и директора Департамента полиции Трусевича был инициатором посылки в социал-демократическую фракцию делегации солдат и переодевал солдат в гражданское платье на своей квартире перед отправлением делегации. Бродский также утверждал, что текст наказа был выработан непосредственно в Охранном отделении под руководством Герасимова [68]. Заявление Бродского было сделано при содействии разоблачителя Е. Азефа , известнейшего борца с полицейскими провокациями В. Бурцева , на тот момент находившегося в эмиграции в Париже [69]. Тесленко , бывший докладчиком комиссии Кизеветтера 1—3 июня 1907 года, во время думского заседания заявил о том, что комиссия 3 июня пришла к убеждению в том, что «…дело идёт не о заговоре, учинённом социал-демократами против государства, а о заговоре, учинённом Петербургским охранным отделением против второй Государственной думы», и только роспуск Думы помешал ей обнародовать свои заключения 4 июня [70]. Это заявление немедленно послужило основой для резкой статьи В.
Социал-демократическая фракция III Думы 15 ноября 1911 года внесла проект запроса Думы правительству с просьбой дать комментарий данным утверждениям. В запросе, составленном в самых резких выражениях, объявлялось, что и сама Военная организация РСДРП была создана агентами полиции, и солдатский наказ был составлен полицией с единственной целью несправедливо обвинить и предать суду социал-демократических депутатов Думы. Так как председательствующий потребовал обсуждения за закрытыми дверями, то социал-демократы, заинтересованные в максимально возможной огласке данной темы, отказались от запроса. Социал-демократы в те дни ещё трижды вносили свой запрос в III Думу, но октябристско-националистическое большинство Думы так и не дало им возможности обсудить данную тему публично [72]. Новые разоблачения в 1913 году Затем достоянием гласности стали новые компрометирующие правительство данные. Агент Охранного отделения Екатерина Шорникова, второй участник событий со стороны полиции, ещё в 1907 году для сохранения конспирации была заочно приговорена к тюремному заключению наряду с другими обвиняемыми. Полиция помогла Шорниковой скрыться, снабдив её фальшивым паспортом. Продолжать деятельность в качестве агента Шорникова не могла, так как РСДРП стало известно её сотрудничество с полицией; ей приходилось скрываться, жить по поддельным паспортам и часто менять место жительства, пользуясь скрытой полицейской поддержкой. В июле 1913 года Шорникова, уставшая жить в нищете на нелегальном положении, потребовала от полиции помочь ей переселиться в США и выдать необходимую денежную помощь. Так как ситуация угрожала разоблачениями, решение вопроса дошло до уровня премьер-министра В.
Коковцов, ранее не имевший никакого представления об этой истории, вызвал директора Департамента полиции С. Белецкого , бывшего в курсе дела. Коковцов по результатам обсуждения с С. Белецким и товарищем министра внутренних дел В. Джунковским принял решение на шантаж не поддаваться, так как всем уже давно стало известно, что Шорникова была полицейским провокатором, но в то же время Коковцов согласился официально реабилитировать Шорникову.