Глава КБР Казбек Коков в связи с обращением благочинного Нальчикского округа Пятигорской и Черкесской епархии Русской Православной Церкви митрофорного протоиерея Валентина. Новости Казанской епархии, Казанская епархия, новости Казани, Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Татарстан. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская митрополия.
➕Православие КБР➕
Состоялось партийное собрание в первичном отделении «Ветеран» Баксанского городского отделения КПРФ | Группа Православие в Кабардино-Балкарии в Одноклассниках. |
В Кабардино-Балкарии планируют создать религиозно-культурный еврейский общинный центр | Нальчикское благочиние Пятигорской и Черкесской епархии - Русская Православная Церковь - Московский Патриархат. |
Какие религии исповедуют народы республики Кабардино-Балкарии
Обсуждены вопросы дальнейшего взаимодействия в данном направлении. В ходе беседы была затронута тема завершения строительства православного храма в Баксане. Строители закончили кладку стен, следующий этап - кровельные работы. Валентин Бобылев также инициировал благоустройство общественного пространства в селе Пролетарском рядом с мемориалом воинам-односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Соответствующий указ опубликован в пятницу на его официальном сайте. Бобылева по случаю Радоницы - дня особого поминовения усопших, отмечаемого 14 мая 2024 г.
Радоница - день поминовения усопших, который традиционно приходится на девятый день после Пасхи.
Провел его архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. О чём молились верующие — рассказал Сафар Гериев. Храм Иоанна Воина построили в посёлке Звёздном на территории воинской части.
Мероприятие организовано сотрудниками Государственной национальной библиотеки Кабардино-Балкарской Республики имени Т. Мальбахова и прошло в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, согласно которому 2024 год был объявлен Годом семьи.
В КБР родители школьников пожаловались на навязанное преподавание основ православия
В КБР собирают петицию против стройки еврейской общины, которую еще и подожгли | Новости кбр сегодня происшествие. |
В Кабардино-Балкарии планируют создать религиозно-культурный еврейский общинный центр | Кабардино-Балкарская республика. В КБР судят изуродовавшего лицо экс-жене ревнивого мужчину. |
Митрополит Кирилл освятил колокола для колокольни Преображенского храма села Большие Кабаны | В торжественной обстановке состоялось награждение сотрудников ведомства высокими государственными наградами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. |
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. СВЯТЫНИ РОССИИ - Телеканал «СПАС» | Главные новости о КБР на Будьте в курсе последних новостей: Сын Кадырова пришел на очередное награждение с «золотым пистолетом». |
Знать, чтобы помнить! Участвуем в «Диктанте Победы»
Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | Глава КБР поздравил православных христиан. Последние новости кабардино-балкарской столицы: происшествия Нальчика, фото и видео с места событий. Православие в Кабардино-Балкарии группа в Моем Мире.
Кабардино-Балкарская Республика
В Кабардино-Балкарии планируют создать религиозно-культурный еврейский общинный центр | Кабардино-Балкарская республика. В КБР судят изуродовавшего лицо экс-жене ревнивого мужчину. |
К 100-летию Кабардино-Балкарии в республике откроют храм | Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | Глава КБР поздравил православных христиан. |
В Кабардино-Балкарии помолились за военнослужащих
Глава республики ещё раз поздравил отца Валентина (Бобылева) и всех православных жителей Кабардино-Балкарии со светлым праздником Воскресения Христова. Состоялось открытие 74-го отделения Всемирного Русского Народного Собора в столице Кабардино-Балкарии. Делегация Кабардино-Балкарии во главе с сопредседателем регионального отделения ВРНС, спикером Парламента КБР Татьяной Егоровой также работает на XXV форуме Всемирного. Главные новости о КБР на Будьте в курсе последних новостей: Сын Кадырова пришел на очередное награждение с «золотым пистолетом». Айза попала в неприятную ситуацию после новостей о беременности Бони: «Он просто друг». В поселке Звездном Кабардино-Балкарии в храме Иоанна Воина прошло богослужение.
Валентин Бобылёв: «ВСТРЕЧА – ВЕЛИКОЕ ЧУДО»
Во время молитвы он напомнил прихожанам, что православные просят у Иоанна Воина заступничества от недругов и в периоды, когда необходимо утешение. После богослужения состоялся крестный ход.
Справа - Луговин Ант. Кузнецов Михаил Васильевич на первом плане Внизу, в первом ряду мой дед Кузнецов Михаил Васильевич во время службы в 1936-38 годах в 238-м конвойном полку войск НКВД перед демобилизацией.
Остальные на фо... Дата - 20 апрел... Кузнецов Георгий Васильевич справа Слева - неизвестный лейтенант, справа - командира взвода 120-мм батальонных минометов 312-й стрелкового Новгородского Краснознаменного полка 26-й стрелковой Ста...
Мы этого не допустим.
Уверен, что главный в вашей жизни «Диктант Победы» вы напишите на самый высокий бал». По итогам «Диктанта Победы» студенты получили дипломы участников. Вечная память и вечная слава Защитникам Родины! Понравился пост?
На совещании также присутствовал заместитель председателя Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики М. Обсуждались вопросы деятельности региональных отделений политических партий, а также тема предстоящих выборов в Парламент Кабардино-Балкарской Республики, которые состоятся в единый день голосования, в сентябре текущего года.
Власти Кабардино-Балкарии объявили 14 мая нерабочим днем по случаю Радоницы
Глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков объявил 14 мая выходным днем в республике по случаю православного праздника Радоница. Состоялось открытие 74-го отделения Всемирного Русского Народного Собора в столице Кабардино-Балкарии. По данным Правительства КБР в 2013 году в республике действовало 147 мечетей. Голосование благочинного православных церквей КБР Отца Валентина. Просим не использовать непроверенные источники информации о жизни православных общин епархии», – предупредили в епархии. ИА REGNUM. Кабардино-Балкарское УФАС.
В КБР руководство школы накажут за навязывание изучения православия
Древнеосетинский памятник из Кубанской обл. Черкесск, 1974. Балкарский тукъум. Нальчик, 1978; Хизриев Х. Нашествие Тимура на Сев. Новые мат-лы и исслед. Нальчик, 1987. Адыгские культы. Нальчик, 1992; Бейтуганов С. Кабарда и Ермолов.
Нальчик, 1993; Мизиев И. Нальчик, 1997; Думанов Х. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во 2-й пол. Нальчик, 2000; Лиценбергер О. Римско-католическая Церковь в России. Саратов, 2001; Малахова Г. Становление и развитие российского гос. Протестантизм на Кавказе в XIX в. Владикавказ, 2002; Кузнецов В.
Христианство на Сев. Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002; Леонтович Ф. Адаты кавказских горцев: Мат-лы по обычному праву Сев. Нальчик, 2002. Влияние рус. Пятигорск, 2002; Самарина О. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хоз. Ставрополь, 2004; Кажаров В.
Нальчик, 2005. Нальчик, 2006. Кавказа: АКД. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления: 2-я пол. Нальчик, 2007; Лазарова Э. Католичество на Сев. Владикавказ, 2007; Каров А. Религии и государственно-конфессиональные отношения в совр. Кабардино-Балкарии: опыт, проблемы и пути решения.
Нальчик, 2008; Макоева А. Нетрадиционные религ. Нальчик, 2010. Пидгайко Алтарная часть ц. Хустос в В. Чегеме Алтарная часть ц. Чегеме Основная проблема изучения христ. Имеющиеся сведения о нек-рых из этих построек настолько противоречивы, что относить данные сооружения к к. В действительности многие считаются таковыми лишь в местной фольклорной традиции напр.
Чегеме Эльтюбю. Собственно в Кабарде в Нальчике и его окрестностях о существовании христ. В основном памятники христ. Очевидно, у кабардинцев храмов не имелось как вообще капитальных построек , что связано с подвижным полукочевым образом жизни адыго-черкесов в позднее время это объяснялось якобы неписаным правилом, согласно к-рому нельзя молиться в рукотворных сооружениях. План ц. Обмер М. Первые здания из камня, возведенные приглашенными мастерами по заказу кабардинцев не ранее кон. Они отличаются более высоким качеством обработки камня по сравнению с горскими аналогами. В рус.
Нальчик, 2007. Однако, вероятно, речь шла о горной Балкарии конкретно о В. Чегеме; Батчаев. Возможно также, что имелись в виду храмы, построенные в Кабарде до прихода туда адыгов напр. Джулат , отождествляемом с прилегающим к границам К. На территории совр. У нек-рых сооружений этой группы «часовен» близ Нальчика «стены с наружной стороны были украшены крестами, высеченными в камне, а внутри живописью, от которой остались неясные следы» Сведения об археол. Кестанты, В. Тепцов видел «развалины шестиугольной, внутри круглой древней церкви».
Судя по описанию, эта постройка была крупнее обычных погребальных сооружений, поскольку мавзолеи некрополя Фардык указанный автор назвал уже не церквами, а часовнями Тепцов В. Тифлис, 1892. Сведения о христ. Кузнецовым Кузнецов. Из 8 рассмотренных им построек относительно хорошо сохранились только Ишканты и Курноят. До недавнего времени существовала стена памятника в Кашхатау известна по фотографиям. Доступны для осмотра руины церкви Хустос на Верхнечегемском городище недалеко от некрополя Фардык. Об остатках др. План церкви в Чегемском ущелье.
XI—XII вв. Рисунок А. Фирковича РНБ. Из точно атрибутируемых христ. Зальные храмы с выраженной снаружи полукруглой апсидой встречаются на территории горной части К. Чегем, Актопрак , но значительно реже, чем в соседней Карачаево-Черкесии. Все эти памятники находятся в руинированном состоянии и изучены плохо. Здания зальных храмов с не выраженной снаружи полукруглой апсидой не сохранились. В дневнике А.
Фирковича имеется рисунок плана и фасадов находившегося в Чегемском ущелье храма с «вписанной» апсидой и с полукруглым тимпаном над входом с изображением креста РНБ. Церковь в В. Осетии и Ингушетии, известен также на территории Балкарии. Постройки данного типа представляют собой особое художественное явление - самобытную горскую традицию, развивавшуюся в изолированных условиях. Из всех храмов Сев. Кавказа в них в наименьшей степени ощущается связь с классической визант. Особенностью таких памятников является отсутствие в них клинчатых, распорных арок и сводов. Судя по сохранившимся примерам, эти храмы перекрывались деревянными стропилами либо ложными сводами. К этому же типу следует отнести церковь Хустос; в 1959 г.
Алексеева Алексеева. Мужухоев, к-рый ошибся в определении мн. Отчет о результатах полевых изысканий за 1981 г. План постройки в частности, присутствие алтарной преграды, которая, судя по значительной толщине, могла представлять собой высокий простенок дает основание предполагать, что церковь Хустос близка к церквам «дигорской» группы в Сев. Осетии, датируемым кон. Саттай-Обау, Авд-Дзуар, храм в Фараскатта. Несколько более развитая система литургических устройств по сравнению с системой дигорских храмов в сочетании с достаточно широким алтарем и низким дверным порогом что свидетельствует о наличии тут относительно большого входного проема, а не лаза указывает на более раннюю датировку памятника. К такому же типу относят балкарскую церковь на р. Кестанты, известную по материалам Д.
Вырубова и по фотографии нач. Лавров Л. Альбом и макеты Д. Азии и Казахстана. Церковь интересна декором на алтарном фасаде в виде 2 крестов, вырезанных на каменных плитах. Из отмеченных Кузнецовым христианских храмов К. Постройки перекрыты ложным сводом и силуэтом напоминают храмы-святилища соседних Осетии и Ингушетии. Назначение постройки в Кашхатау также неясно: хотя она сходна со склепами-мавзолеями, сохранившийся в стене проем выглядит несколько крупнее лаза; о наличии здесь погребений ничего не известно. Роспись ц.
Тотур в Хуламском ущелье Рисунок В. Некоторые балкарские церкви имели погребальные функции. Грунтовое захоронение отмечено в алтаре церкви сел. Актопрак в Чегемском ущелье Чеченов. Чегеме аул Искильты; Фиркович. Исследователь отметил в указанном храме рельеф «с левой стороны двери, обращенной к западу... В дневнике Фирковича имеется рисунок фасада: он завершается треугольным щипцом и имеет оконный проем; в тимпане над дверью изображен крест. Аналогичные резные изображения на фасадах храмов известны в груз. Описанный Фирковичем храм Кузнецов отождествил с ц.
Байрым Св. Марии близ с. Былым, где в 1959 г. Это помещение имеет вход-лаз высотой 85 см что немногим больше «обычных» лазов в горских погребальных постройках. Форма храма прежде всего апсиды неясна. Атрибуция свода как ложного, характерного прежде всего для храмов с прямоугольной вост. Роспись церкви в ауле Безенги. Можно предположить, что в балкарских ущельях существовали некрупные святилища в виде простых 4-угольных построек с плоскими земляными кровлями. К ним предположительно следует отнести церковь в В.
Чегеме, описанную П. Акритасом Акритас. Вероятно, в Балкарии были и святилища с 2-скатным сланцевым покрытием на деревянных стропилах, известные в большом количестве в Осетии и Ингушетии. Такие сооружения следует относить к позднему времени. В Черекском ущелье в бывш. Кюннюм сохранился образец оборонительного сооружения - башня Абаевых, построенная, возможно, не ранее 2-й пол. На 3 ее фасадах под машикулями имеются изображения простых 4-конечных крестов, свидетельствующие о принадлежности к христианству высшего балкарского сословия в этот период. Подобные башни, более характерные для Чечни, Ингушетии и Осетии, возводились на территории совр. Они являлись частью усадьбы.
Росписи в церквах горной Балкарии и Кабарды известны лишь по описаниям. В 1743 г. Тузов отметил в Чегеме 2 опустевшие христ. Карачай и Балкария до 30-х гг. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009. В 1834 г. Шаховской видел в Чегеме и Безенги каменные церкви он сравнивал их с храмами Сванетии и предположительно относил к XII в. О маленькой церкви в ауле Безенги, на стенах которой изображены «альфреско 11 угодников Божьих и видны полуистертые грузинские надписи», упоминал Фиркович Фиркович.
На сев. Георгия на коне; аналогичные изображения известны в В. В дневнике Фирковича есть зарисовки неск. Кроме упоминания образа св. Иоанне Предтече; о 2 фигурах святых? В 1893 г. Долбежев зарисовал остатки фресок церкви в с. Тотур в Хуламо-Безенгийском ущелье Иессен. C большой долей вероятности можно предположить, что часть из них относилась к ктиторской композиции.
Фреска из неназванного храма в Балкарии известна по альбому Вырубова 1902 г. Основываясь на сходстве ряда изображений на копиях Фирковича, Долбежева и Вырубова, можно предположить, что все исследователи зарисовали фрески одного храма. Датировка росписей в балкарских храмах неясна. О ее качестве по рисункам исследователей судить сложно. Фиркович указывал, что росписи сделаны «весьма грубо» Фиркович. Сходно выглядят зарисовки балкарских фресок в материалах Долбежева и Вырубова, так что «варварский» характер этой живописи очевиден. Вполне вероятно, что фрески Балкарии, аналогично декорации Нузала и Сентинского храма в Карачаево-Черкесии, в условиях крайнего дефицита материалов были выполнены самыми доступными пигментами. Долбежев указывает, что в церкви с. Тотур роспись сделана черной и красной красками по белому фону.
Следы живописной декорации отмечены в XIX в. О самих постройках, приписывавшихся грекам, известны лишь общие сведения, в частности, что они «имели пирамидальную форму». Эти «часовни» были разрушены еще в XIX в. Эти сооружения и их живопись можно ориентировочно отнести к концу развитого средневековья или к позднему его периоду. Атажукино на р. Баксан и в В. Чегеме сохранялись греч. О греч. Ногмов и Фиркович Ногмов Ш.
Нальчик, 1994. По свидетельству последнего, они содержали «дневные и праздничные службы и Евангелие… списаны дурным почерком, по уверению Шогенова, его дедом с книги, писанной на коже». Он свидетельствовал, что к этим реликвиям чегемцы «кроме христиан… никого, а паче мухаммедиан, отнюдь не допускают», считая, «что все их чегемское благополучие в скоте и в хлебе в тех книгах состоит» Мат-лы по истории Осетии. В 1793-1794 гг. Паллас, к-рый привез листы с текстом Евангелия Паллас П. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского гос-ва в 1793 и 1794 гг. Кавказ в европ. Фиркович, посетивший Кавказ в 1848-1849 гг. Вместе с тем, как пишут Нарышкины, некие «старинные книги и вещи» были взяты из Чегема кн.
Эристовым Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ Сванетию с археологической целью в 1867 г. Очевидно, во всех этих случаях речь идет об одних и тех же памятниках. Клапрот, видевший в нач. Листы, вероятно, могли попасть в Чегем с территории Б. Кабарды, где греч. Кресты из с. XIV — нач. Известны надписи на монументах, в т.
Рисунки неск. Эльхотово, Кантышево, р. Этока Иессен. Эти данные являются свидетельством того, что в Кабарде, население к-рой в средние века не имело национальной письменности, в качестве офиц. Так, в XIX в. Миллер и Нарышкины. Хулам был раскопан каменный ящик, на перекрывающей плите которого находилось вырезанное изображение креста. Из-за отсутствия инвентаря точная датировка этого погребения представляется невозможной. Археолог И.
Чеченов отметил, что большинство каменных ящиков К. Чеченов также опубликовал отличающиеся оригинальностью туфовые кресты, найденные у с. Жанхотеко неск. Исследователь датировал эти кресты XIV - нач. На территории К. Орджоникидзе, 1933. МИА; 3 ; Акритас П. Древний торговый путь от Черного моря к Каспийскому по горам Центр. Нальчик, 1959.
Археологические раскопки в районе с. Чегем в 1959 г.
Ногмов писал о принуждении крымским ханом кабардинцев к принятию ислама, добавляя, что «магометанское духовенство спешило воспользоваться тягостным положением кабардинцев, дабы обратить их к магометанству, не щадя при этом ни обещаний, ни подарков» Ногмов. В «Записках о Черкесии» др. Хан-Гирей, отмечал, что ок. Однако в документальных источниках, где отразились сведения о многочисленных набегах, совершенных крымско-османскими войсками на Кабарду с сер. XVI до 70-х гг.
В «Черкесских преданиях» Хан-Гирей писал, что ислам укоренился «в Черкесской земле не влиянием военного мужества другого народа, но следствием... Первыми ислам принимали представители черкесской знати, к-рая была связана с крымскими ханами родственными узами, институтом аталычества обычай, в соответствии с к-рым дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или слуг на воспитание , торговыми отношениями. К началу контактов с Москвой в сер. Черкесские крестьяне в течение долгого времени сохраняли доислам. Так же долго у правящей верхушки не было потребности в глубоком усвоении ислам. Все это в совокупности давало основание европ. Усвоение мусульманства различными субэтническими группами адыгов растянулось на длительное время.
Одними из первых приняли ислам кабардинцы. С XVII в. Мусульманство принимали первыми феодалы, у балкарцев - таубии. Гюльденштедт, путешествовавший по Кавказу в 1771-1773 гг. Клапрот, побывавший в Центр. Предкавказье в 1807 и 1808 гг. Первые письменные свидетельства проникновения ислама в балкарские ущелья датируются 1-й пол.
Дагестана: кумыкские князья тарковские шамхалы выдавали своих дочерей за дворян Чегемского и Балкарского обществ при условии принятия ислама. В 1708 г. По сведениям Клапрота, посетившего Кабарду в 1808 г. В условиях начавшейся Кавказской войны резко изменилась политическая роль ислама. XVIII - нач. Развернулось шариатское движение, к-рое возглавили в 90-х гг. Адиль-Гирей Атажукин и первостепенный уорк дворянин эфенди Исхак Абуков; Ногмов писал, что именно они «ввели между кабардинским народом шариат» Ногмов.
Шариат стал не только основой судопроизводства, но и средством преобразования традиц. Одним из результатов шариатского движения было учреждение в 1807 г. В духовных судах разбирались тяжбы и мелкие преступления; серьезные уголовные дела убийства, разбои, выступления против властей решались в Моздокском верховном пограничном суде по российским законам. В принятом в 1807 г. Шариатское движение в Кабарде усилило процесс исламизации балкарцев, повлияло на их правовую систему. Постановления, принятые кабардинцами по «Народному условию» в 1807 г. В период «духовного правления» 1807-1822 , когда в Кабарде действовали шариатские суды, ислам приобрел новое качество.
Религия глубже проникла в народное сознание и одновременно политизировалась. Однако кабардинцы не стали ортодоксальными мусульманами, поскольку они восприняли ислам в наиболее либеральном его виде - в рамках ханафитского мазхаба, который допускал широкое применение норм обычного права. Благодаря этому обстоятельству у кабардинцев продолжал действовать адыгэ хабзэ неписаный свод морально-правовых норм адыгов. Происходил процесс адаптации мусульм. В результате возник вариант права, который включал положения и шариата и адата. Видимо, этому способствовало и структурное сходство шариата с адыгэ хабзэ: и в той и в др. После учреждения в 1822 г.
Кабардинского временного суда с 1858 Окружной суд, затем Горский словесный суд , что ознаменовало подчинение Кабарды России, юрисдикция шариата была значительно сужена. Согласно «Наставлению Временному суду» ген. Ермолова, в ведении духовного суда оставались «дела, до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств» Леонтович. Стремясь ослабить антирус. Ермолов в 1822 г. После 1822 г. Деятельность народного кадия находилась в центре внимания российских властей, особенно во время Кавказской войны.
Шамиль, старшим наибом к-рого был кабард. Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом А. Орлов, ходатайствуя о возвращении Шеретлокова на Кавказ, в 1848 г. Чернышёву: «Не открыто никаких изменнических со стороны Шеретлука действий или преступных сношений с Шамилем» цит. Групповой портрет в Аушигере: Горы и судьбы. Нальчик, 1993. Внимание к деятельности народного эфенди было частью российской внутренней политики в ислам.
В 1851 г. Эристов обратился в Кабардинский временный суд с планом возведения в Кабарде каменных мечетей, для чего предлагалось осуществить сбор средств с мусульманского населения. Эристов предписывал «упорядочить деятельность сельских мулл, подчинив сию контролю со стороны народного эфендия» ЦГА КБР. С 60-х гг. Правительство призывало мусульман России соблюдать «все требования своей религии, строго выполняя ее догматы». Духовные лица должны были обеспечивать следование верующих установлениям ислама, поддерживать нравственность населения. Важной функцией духовенства являлось участие в заседаниях Кабардинского окружного суда и народных судов.
Окружная администрация периодически созывала съезды эфенди. Так, в 1913 г. Шогенова выработал «правила для руководства сельских эфендиев и мулл». Однако, как отметил Д. Прасолов, кабардинцы «стремились сохранить свой оригинальный религиозный уклад и, насколько это было возможно, автономность внутриобщинной духовной жизни» Прасолов. К 1917 г. Начальное религ.
После Февральской революции 1917 г. После начала гражданской войны IV съезд народов Нальчикского окр. Однако дальнейшее развитие событий не позволило выполнить это решение, и на политическую арену вышли 2 противоборствующих военно-политических формирования, каждое из которых опиралось на ислам: созданная ротмистром З. Даутоковым-Серебряковым партия «Свободная Кабарда» и пробольшевистский революционно-шариатский отряд, сформированный Н. Ядром шариатского полка под командованием Катханова стала кавалерийская сотня, состоявшая в основном из учащихся и выпускников Баксанского ДУ и Нальчикской семинарии. V съезд народов Нальчикского окр. С сент.
Даутоков-Серебряков занял Нальчик и восстановил здесь власть Нальчикского окружного и Кабардинского национального советов. Пробольшевистский 6-й съезд народов Нальчикского окр. Выступая на съезде, Катханов говорил: «Призываю мулл встать на защиту шариата, который нам дала советская власть» Документы по истории борьбы за советскую власть. В составе исполкома Нальчикского окр. В политический альянс с исламом большевики вступили в период борьбы с Добровольческой армией Деникина, занявшей Кабарду в янв. Когда против идеи Деникина о «единой и неделимой» России выступил аварский шейх Узун-Хаджи, образовавший в Чечне шариатскую монархию - Северокавказское эмирство, большевики вошли в правительство эмирства Х. Бесланеев, Катханов, Н.
Однако после поражения Деникина и восстановления советской власти в Нальчикском окр. Выступая в апр. Киров заявил о сохранении шариатского судопроизводства, если оно не противоречит советским законам. В 1922 г. При этом представители власти на местах понимали, что утверждение нового строя в регионе возможно только в союзе с мусульм. При этом предполагалось произвести замену «опороченных мулл» радикальных противников власти и использовать духовенство для агитации за власть. В сфере образования антирелиг.
В окт. Кабардино-Балкарский обком принял постановление, в к-ром говорилось: «Считаясь с отделением церкви от государства и школы от церкви, преподавание мусульманского вероучения допустить где угодно, но не в школе, хотя бы и в неурочное от занятий время» Там же. Выступая на 1-м объединенном съезде советов Кабардино-Балкарской автономной обл. К 1924 г. В связи с переводом письменности с араб. Количество мусульм. Социальная политика советской власти коллективизация и раскулачивание и давление на ислам были причинами неск.
Первым было Баксанское восстание 1928 г. В офиц. В 1928-1931 гг. Подавление крестьянских выступлений сопровождалось массовыми репрессиями, были арестованы влиятельные представители мусульм. В дек. В 1926 г. К кон.
Преследование религ. К началу Великой Отечественной войны в К. Агрессивная атеистическая политика властей привела к изменению характера религиозности кабардинцев и балкарцев: религия замкнулась в семейно-бытовой обрядности, в которой смешались исламские и национальные традиции. В период оккупации К. Была восстановлена должность кадия К. В 1944-1946 гг. Часть общин впосл.
До нач. Мечети действовали в селах Каменномостское, В. Куркужин, Н. Куркужин, Кызбурун-2-й ныне Исламей , Заюково, Шалушка. В обязанности уполномоченного Совета по делам религ. Кадию Кабардинской АССР запрещались поездки в те районы республики, где не было зарегистрированных общин и мечетей. В такой ситуации богослужения в селах часто совершались под открытым небом, для молитвы приспосабливались кладбищенские постройки, где хранился инвентарь, верующие добивались временных регистрационных удостоверений для духовенства на период религ.
Наметившаяся в первые послевоенные годы нормализация отношений гос-ва с религ. С нач. Тлостанова, в к-рых предписывалось не допускать «использования верующими бывших зданий мечетей и пустующих в настоящее время для совершения в них общественных намазов» Там же. Более того, давление на верующих порой приводило к обратным результатам. Аисов указывал, что отказы местных органов власти в разрешении верующим проводить общественные намазы «разжигают религиозный фанатизм и создают нездоровые настроения у верующих советских граждан» Там же. В 1950-1954 гг. В связи с возвращением в регион балкарцев в 1957 г.
Советском ныне Безенги , уполномоченный ответил отказом. В мае 1964 г. Хрущёву с просьбой об открытии мечети и также получили отказ. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам», в ходе реализации которого на территории республики была выявлена могила «святого шейха» в с. Хотя могила не пользовалась особым почитанием, уполномоченный потребовал не допускать туда паломников. В 1962 г. Кроме того, в каждом населенном пункте жили старики, выполнявшие религ.
Недостаток в зарегистрированных служителях культа признавал уполномоченный СДРК. Действенным методом «разоблачения» ислама власти считали отказ представителей духовенства от сана и всячески добивались его. Маршанов, возглавивший проверку деятельности духовенства на территории республики в 1963 г. Случаи отказа от сана предавались широкой огласке. В информационно-статистическом отчете уполномоченного СДРК за 1964 г. К сер. Были выявлены 10 незарегистрированных общин, 130 мусульм.
Незарегистрированные группы верующих имелись в наиболее крупных населенных пунктах Чегемского, Баксанского, Зольского, Советского, Терского районов и в Нальчике. В 1981 г. Из 152 выявленных незарегистрированных «лиц, занимающихся требисполнением» решено было зарегистрировать 70 чел. ЦК КПСС принял постановление «Об усилении борьбы с влиянием ислама», в рамках выполнения которого Кабардино-Балкарский обком разработал ряд мероприятий. В 1987 г. ДУМ К. В 2007 г.
В 1992 г. В 2003 г. В марте 2011 г. В 2004 г. Выступая по республиканскому радио в авг. Шафиг Пшихачев говорил о наличии в республике «воинствующего ваххабизма». В последнее время участились убийства сотрудников правоохранительных и властных структур, взрывы и покушения на жизнь отдельных граждан, к-рые связывают с деятельностью религ.
Большой общественный резонанс получили убийства в дек. Пшихачева, ученого-этнографа А. Борьба с религ. Для предотвращения терактов и розыска членов подполья в К. Мукожев Иудаизм в К. История иудейской общины в К. В 1846-1848 гг.
В 1868 г. В 1925 г. Горскоеврейский пос. В 1938 г. В 1940 г. К началу Великой Отечественной войны в Нальчике проживало более 3 тыс. Во время нем.
Руководители Горскоеврейского пос. В тот же период в окрестностях Нальчика немцы расстреляли ок. Новые религиозные движения в К. В Нальчике до недавнего времени нелегально существовали общины неопятидесятнического толка «Возрождение» и «Любовь Иисуса», продолжавшие деятельность, несмотря на то что в 2009-2010 гг. Прекратившие существование религиозные группы В нач. Были зафиксированы общины хлыстов в с. Ново-Кременчугском, в ст-цах Прохладной и Солдатской , группа толстовцев основана в 1888 в урочище Лескен см.
Толстовство , общины старообрядцев см. Старообрядчество , иоаннитов обе в Нальчике , а также субботников община существовала с 1903 в Нальчике. Сборник мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды. Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Орджоникидзе, 1976. Баку, 1980. Нальчик, 1983; Ногмов Ш.
История адыгейского народа, сост. Нальчик, 1994; Шаховской И. Нальчик, 2001. Древнеосетинский памятник из Кубанской обл. Черкесск, 1974. Балкарский тукъум. Нальчик, 1978; Хизриев Х.
Нашествие Тимура на Сев. Новые мат-лы и исслед. Нальчик, 1987. Адыгские культы. Нальчик, 1992; Бейтуганов С. Кабарда и Ермолов. Нальчик, 1993; Мизиев И.
Нальчик, 1997; Думанов Х. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во 2-й пол. Нальчик, 2000; Лиценбергер О. Римско-католическая Церковь в России. Саратов, 2001; Малахова Г. Становление и развитие российского гос. Протестантизм на Кавказе в XIX в.
Владикавказ, 2002; Кузнецов В. Христианство на Сев. Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002; Леонтович Ф. Адаты кавказских горцев: Мат-лы по обычному праву Сев. Нальчик, 2002. Влияние рус.
Пятигорск, 2002; Самарина О. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хоз.
Он призвал подписчиков к бдительности. Напомним, в начале апреля ФСБ сообщила о перекрытии канала ввоза с территории Украины взрывчатки в иконах и других православных атрибутах. Контрабанду пресекли только на КПП в Псковской области — до этого груз спокойно пропустили на досмотре в шести странах Евросоюза. Выезду из зоны Шенгена машине тоже не препятствовали. В результате операции, силовики изъяли 27 закамуфлированных в иконы взрывчатых устройств, 70 килограммов пластичного взрывчатого вещества, 91 электродетонатор и части к ручному противотанковому гранатомету. Задержанный водитель рассказал, что вёз груз в Москву.
Церковь и общество Представители горско-еврейской общины Кабардино-Балкарии приняли решение о создании в Нальчике Еврейского религиозного национально-культурного общинного центра, аналога которому нет в СКФО. Об этом сообщил во вторник главный раввин Северного Кавказа Леви Шабаев в ходе встречи в Пятигорске полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Юрия Чайки с лидерами еврейских общин региона. Считаем для себя приоритетом консолидировать усилия еврейских общин округа, сделать их более плодотворными и направленными. Мы уверены, что новый центр создаст достаточное количество площадок для совместной успешной работы, откроет новые возможности для развития региона», — сказал раввин.