Новости подготовительные недели перед великим постом

Подготовка к Великому посту включает четыре недели: неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, неделю о страшном суде и неделю сыропустную. Сегодня началась первая подготовительная неделя. Великий пост (или как его иначе называют «Великая Четыредесятница») считается самым главным и строгим. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из «четыредесятницы» и Страстной седмицы (это неделя перед самой Пасхой). Перед Великим постом православные христиане отмечают три подготовительные недели. Первая из них – неделя о мытаре и фарисее (с 13 по 19 февраля). Страстная, или Великая неделя – последняя неделя перед Пасхой, которую в 2024 году православные будут отмечать 5 мая. То есть Страстная неделя начнется 29 апреля (понедельник), а закончится 4 мая (суббота). Гость рассказал о Великом посте, о его истинной цели, а также о подготовке к нему. Смотрите видео онлайн «Вячеслав Куприенко: перед Великим постом существуют подготовительные недели» на канале «НТК Эфир» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта.

5 февраля — Неделя о мытаре и фарисее

  • Страстная неделя в 2024 году: даты, правила питания, значения дней и запреты
  • О подготовительных неделях перед Великим постом
  • Вопросы о религии. Зачем перед Великим постом устраивать подготовительные недели
  • Подготовительные недели
  • Подготовительные недели перед Великим Постом - Сурский Иоанновский женский монастырь
  • Что такое Страстная седмица?

Подготовительные недели к Великому посту в 2024 году

С этого момента продолжительность «Четыредесятницы» в разных Церквях колеблется от 6 до 8 недель. Обязательным для соблюдения верующими Великий пост стал в IV—V веке. Ранее, если христианин не соблюдал Великий пост, он мог быть даже отлучен от Церкви на некоторое время Фото: 1MI Сорокадневная продолжительность Великого поста связана с постом Христа в пустыне и постом пророка Моисея. Также 40 дней — это обычная длительность поста для тех, кто хотел принять крещение. Дело в том, что ранее крещение традиционно проходило на Пасху, и те, кому предстояло пройти таинство крещения, готовились к этому событию как раз те самые 40 дней. Остальные христиане старались причаститься во время «Четыредесятницы». Великий пост является самым строгим и продолжительным по времени для христиан, не зря, видимо, он так и называется — «Великий». Соблюдавшие его таким образом готовятся к покаянию и встрече Пасхи. Верующие во время поста ограничивают себя в пище и развлечениях — для освобождения духовных сил Фото: 1MI Как правильно подготовиться к нему За четыре недели до начала Великого поста христианин должен духовно подготовиться к его основному смыслу — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту недель воскресений и седмиц имеет собственное название: Неделя о Закхее.

В это время христиан по примеру Закхея призывают проявить свободное волеизъявление, чтобы приблизиться к Богу. Неделя о мытаре и фарисее.

Наибольшая же из этих добродетелей - любовь. А пост состоит не только в телесном воздержании, но в обуздании языка, очей и в воздержании от всякого зла. В богослужении этого дня мы воспоминаем подвиги древних отцов, просим их помощи в предстоящем нам подвиге. Канон утрени этого дня, как и в субботу мясопустную, имеет вторую песнь в отличие от большинства канонов. Последний воскресный день накануне Великого Поста именуется Неделей Сыропустной.

Этот день - заговение на Великий пост, последний раз вкушается скоромная пища. В богослужении этого дня воспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение. Первая заповедь человеку была заповедью о посте запрет вкушения плодов от одного из деревьев рая. И эту заповедь Адам преступил, согрешив против любви Божией. И этим навлек наказание на весь человеческий род. Чрез это падение грех вошел в человеческую природу. А до грехопадения благодать была в душе Адама и делала его беспечальным, радостным, святым; делала его тело послушным орудием души.

Господь призрел на покаяние Адама. И Адам был наречен «другом Божиим». Но чтобы восстановить повреждение человеческой природы необходим был искупительный подвиг Христа Спасителя. Хочется обратить внимание на содержание богослужебных текстов этого дня. Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго" стихира на Господи Воззвах, на "Слава:". Но вместе с горьким рыданием, покаянием и плачем есть надежда на Христа Спасителя: "...

Примечательна стихира на стиховне на "Слава:" , она изображает плач и сокрушение Адама и ответ Господа: "...

Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле.

Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров.

По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».

Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. И сразу 1-й час. Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. Поется великопостный тропарь часа с поклонами исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа в Часослове или Следованной Псалтири на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди.

Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю на 9-м часе — с тремя поклонами. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и второй прокимен.

В этот день на Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Память Адамова изгнания. В этот день на Литургии читается отрывок Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви.

Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» Флп. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть — «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение надмевание мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

Подготовительные Недели перед Великим постом

Что запрещается делать и есть перед Великим Постом О подготовительных неделях к Великому посту, их символике и значении в своей авторской программе «Град Креста» нам рассказал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Сайт общественно-политической газеты Славянского района. 5 февраля по 11 февраля Неделя о мытаре и фарисее — первая подготовительная неделя перед Великим Постом.
Подготовительные недели, предшествующие Великому посту 2023 В чём смысл подготовительных недель перед Великим постом.

Последняя неделя перед Великим постом: что можно кушать, а что нет

Аромат гречневой каши дает этим блинам преимущество перед обычными. подготовительные недели перед великим постом. Подготовка к Великому посту начинается за четыре недели до его начала. Время Великого поста – это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю. Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее Во время первой подготовительной недели, которая называется "Неделею мытаря и фарисея", нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей».

Страстная неделя по дням

  • Подготовительные недели перед Великим Постом
  • «Подготовительные недели к Великому Посту». Игумен Филарет (Пряшников) - Радио ВЕРА
  • Что такое седмица
  • Основная навигация
  • первая подготовительная неделя перед Великим Постом
  • Преддверие Великого поста: о подготовительных неделях - Симбирская митрополия

Вопросы о религии. Зачем перед Великим постом устраивать подготовительные недели

О богослужении подготовительного периода к Великому посту — Красовицкая в «Литургике». Великий пост в 2024 году начнется 18 марта. Ему предшествует несколько подготовительных недель (слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день). Великий пост предваряют четыре подготовительные недели (воскресных дня) и последующие за ними седмицы. 11 марта 2024 года Русская Православная Церковь вступила в Сырную седмицу (неделю), или Масленицу — последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. В это время из пищи уже исключаются мясные продукты, но еще разрешается употреблять сыр, яйца, молоко. Великому посту предшествует три подготовительные недели.

первая подготовительная неделя перед Великим Постом

В Великую пятницу, когда Христос был приговорен к распятию, рекомендуется полностью отказаться от употребления пищи. Если соблюдение поста дается с трудом, можно ограничиться небольшим количеством хлеба и воды. В Великую Субботу, последний день Великого Поста, снова сухоядение. В этот день в церквях освящают пасхальные угощения, включая куличи и яйца. Воскресенье Христово является окончанием Великого Поста, и в этот день все ограничения снимаются. Меню может быть максимально разнообразным. Примерное меню на каждый день Страстной недели: Понедельник Завтрак: Кусок хлеба и стакан воды Обед: Фруктовый салат Ужин: Винегрет без масла, ржаной хлеб Вторник Завтрак: Ореховая смесь с добавлением тертого яблока Обед: Баклажаны, перцы, помидоры с зеленью Ужин: Сухофрукты, чай Завтрак: Овсяные хлопья на воде с яблоком Обед: Овощной салат, кусочек ржаного хлеба Ужин: Салат из свеклы с орехами Четверг Завтрак: Гречневая каша с луком Обед: Суп из чечевицы с томатами и зеленью Ужин: Овощной салат, заправленный лимонным соком Пятница В этот день по возможности лучше отказаться от еды. Суббота Завтрак: Рисовая каша на воде с кусочками груши Обед: Рассольник с перловкой, котлеты из чечевицы и риса Ужин: Салат из капусты и яблока с добавлением клюквы Воскресенье Пасха Обед: Щи из кислой капусты Ужин: Тушеный картофель с грибами.

Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся Лк.

В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный блуждающий сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»… Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию. Притча о Страшном суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение усопших и особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия.

Матроны Московской, а на 8 марта — празднование 1-го и 2-го обрЕтения главы Иоанна Предтечи 9 марта, суббота — Вселенская родительская поминальная суббота мясопустная. Поминовение усопших. В храмах накануне в пятницу, 8 марта вечером, служится особое заупокойное богослужение — парастас , в субботу, 9 марта, после литургии совершается панихида. Неделя 3-я: 10 марта — мясопустная заговенье на мясо — это последний день перед Пасхой , когда на трапезе разрешается мясо.

О Страшнем Суде. На литургии в этот день читается отрывок из Мф 25:31—46, который напоминает о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. На утрене реально 9 марта, в субботу вечером поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Седмица 3-я: 11 по 16 марта— Сырная масленица — сплошная, поста в среду и пятницу нет из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв Великого поста. Реально это молитвословие произносят на вечернем богослужении во вторник, затем в среду утром, вечером в четверг и в пятницу утром. Неделя 4-я: 17 марта — С ыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.

Прощеное воскресенье. На литургии читается отрывок от Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Заговенье на Великий пост.

А как в монастыре вот эти постные недели ощущаются? Я понимаю, что они проводятся: есть устав, есть постная трапеза, есть постовые богослужения, кстати говоря, наверное, действительно, не так много храмов, за исключением тех, в которых проводятся ежедневные службы, куда человек может прийти. Я знаю людей, которые по воскресеньям ходят в храмы, работают с утра до вечера пять дней в неделю и, естественно, за всю свою многолетнюю церковную жизнь ни разу не были на большинстве постных служб. Великопостная утреня, длинная, с чтениями постоянными — на ней люди и не бывают никогда.

Я понимаю, что для монастыря вполне естественен такой уклад жизни. Но внутреннее настроение братии и вас, как наместника монастыря. Что в этот момент в монастыре происходит такого, что обычные люди, даже много лет ходящие в Церковь, не чувствуют и не знают. Филарет Пряшников : —Вообще, когда мы говорим о монастырях, мы должны понимать, что монастырь — это особое место для покаяния, а монашество — особое время для изменения своей жизни. Мы не огораживаем себя от общения с людьми, потому что люди всегда есть и в храме, и в монастыре, но есть возможность, допустим, приехать и поговеть в монастыре. Что это значит? Пожить несколько дней в монастыре, походить на богослужения, поисповедоваться и причаститься.

Возможно, это будет беседа с монахом или с духовником. То есть, в принципе, та работа, которая проводится в монастыре постоянно — потому что мы постоянно кого-то принимаем, постоянно с кем-то общаемся — в постное время она приобретает совершенно иной окрас, когда люди уже совершенно целенаправленно приезжают, чтобы задуматься, подумать, ответить на какие-то вопросы. Да, я уже говорил, поучаствовать в богослужении, поговорить со священнослужителем, просто побыть в уединении, потому что наш монастырь находится в уникальном и очень интересном месте, тихом, и мы приглашаем наших друзей из Санкт-Петербурга провести, так называемый, тур выходного дня, когда люди проводят пятницу, субботу и воскресенье в монастыре, иногда просто приезжают и даже, кстати говоря, москвичи приезжают к нам, чтобы просто побыть несколько дней в одиночестве, ощутить полноценно время покаяния, время постное. У нас есть кельи специальные, конечно, они не такие древние, как можно представить себе. Для наших гостей сделано всё достойно, обычная келья, всё необходимое есть, иногда человек даже отказывается от современных услуг связи и интернета, хотя связь есть и интернет тоже есть. Но вот я говорю, что Великий пост и подготовительные недели, потому что многие приезжают в Прощёное воскресенье, чтобы провести его в монастыре, поучаствовать в братском Чине прощения. Поэтому, в пост жизнь в монастыре не останавливается, но приобретает совершенно другой окрас.

Конечно, без искушений не бывает. Мы знаем, что в пост необходимо держать себя в тонусе, быть внимательным к своей духовной жизни, усилить молитву, почему чтение Псалтири и Иисусову молитву никто не отменяет, а в Великий пост, параллельно с богослужением, усиливается и келейная молитва и даёт свои плоды. Пичугин: —А как вы думаете, почему люди приезжают в монастырь и находят возможность ходить на настоящие постовые богослужения. Что им это даёт? Ведь эти длинные чтения, очень длинные чтения, службы, которые идут по два с половиной, иногда по три часа. Что даёт это современному человеку, который не очень хорошо владеет церковнославянским на слух, по крайней мере, не может сразу это воспринять, ведь он не читает это на клиросе. Что он внутренне для себя получает.

Филарет Пряшников : —Смотрите, в первую неделю Великого поста читается Канон Андрея Критского, и мне очень приятно, когда люди... Поэтому, надо предварительно просматривать чтение на каждый вечер. Что такое: клас прозябшая неоранный? Класс, который замерз и трясётся? Поэтому, есть такие обороты, которые нужно знать и дружить со словарём. И мне очень приятно, когда наши прихожане стоят и держат в руках этот Канон Андрея Критского в книге или в телефоне на русском языке. Пичугин: —Я помню, тогда ещё только входили в обиход смартфоны, я пришёл в храм со смартфоном и радостно думал: вот, у меня здесь и перевод, и всё, тут и перевод Никодима Ротова, и какой угодно открою.

Но как-то неудобно, всё-таки, храм. И тут храм просто озаряется свечением экранов смартфонов. Филарет Пряшников : —Да, время бессмыслия и бессмысленного слушания прошло. Мы всегда говорим о том, что чтение и пение должно быть внятным. А в монастыре это сделать очень удобно, когда неспешно, когда мы совершенно ни за чем не гонимся. Вы говорите, что людям это дает? Это погружение в иной мир, это погружение в иную жизнь.

Мы часто видим, когда фотографируют богослужения, люди пишут в комментариях: почему там все такие грустные и такие напряжённые? Потому что нужно понимать, какое таинство происходит в Церкви даже во время молитвы человека, когда человек напряжённо думает о своей жизни, о своих грехах, об изменении своего бытия. Поэтому, постовые монастырские богослужения, безусловно, помогают человеку переключиться на другой лад. Пичугин: —Как один мудрый священник сказал, даже если мы сейчас переведём всё на русский язык, это не значит, что смыслы, заложенные тысячу лет назад, к нам придут. Но настроение, мы действительно чувствуем этот настрой. Ведь по натуре своей любой человек очень аудиовосприимчив, и как это читается, и полумрак храма, и мерцание свечей и лампад, и приглушённый звук — всё это к нам приходит и, действительно, настраивает нас на определённый лад, и ведёт нас внутрь себя, и через это мы как-то начинаем задумываться о себе, о своих недостатках и своей жизни. Филарет Пряшников : —Я хотел бы вернуться к тому, что сам пост, поклоны, постовые богослужения — это всего лишь инструменты, которые помогают мне, грешному человеку настроиться на нужный лад, которые помогают мне в моём непростом пути.

Как сказал кто-то из Святых Отцов, духовная жизнь — это наука из наук, и познавать свой внутренний мир можно без конца, совершенствовать себя можно без конца. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный — говорится в Писании. Понятно, что после постного времени, в конце будет Пасха, понятно, что в конце будет и великая потеря, и великое приобретение, но мы к Голгофе должны подготовиться, как и к тому, чтобы взяться за раны Христа, как апостол Фома. Почему мы говорим, что пост — это древнее установление, не просто так Церковь его придумала зачем-то, это древнее установление, которая помогает нам, людям, через эту суету, через всю ту информацию, которую мы получаем из новостных источников и социальных сетей, через всё это посмотреть на себя и ответить на вопросы: кто я такой, человек? Что я принесу к Воскресению и Голгофе? Поэтому, мы и сами меняемся, и призываем с амвона, беседуем с коллективами и с какими-то людьми и стараемся, безусловно, направлять людей на такой покаянный лад, на изменение своего внутреннего мира. Пичугин: —Друзья, напоминаем, что в гостях у Светлого радио сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Свято-Никольского монастыря в Старой Ладоге в Ленинградской области.

Буквально через минуту мы вернёмся в нашу программу. Пичугин: —Возвращаемся в студию Светлого радио. Дорогие слушатели, напомним, что сегодня мы с отцом Филаретом Пряшниковым , игуменом Староладожского Свято-Никольского монастыря, что в Старой Ладоге в Ленинградской области говорим о подготовительных неделях к Великому посту и о самом уже Великом посте — пост не за горами — тоже сегодня говорим. Я так думаю, может быть это, конечно, и не очень хорошо связано с Уставом, но, в принципе, то, что мы часто обсуждаем какие-то моменты восприятия нашей церковной жизни и богослужения с каким-то изначальным замыслом в Уставе не очень вяжется. Но, всё-таки, я думаю, что пост, как таковой — он о человеке, когда человек сам о себе размышляет. И, когда мы подходим к Страстной, то эти дни, конечно, уже не о человеке, они о страданиях Господних, но о человеке были все предыдущие недели, когда Церковь давала возможность человеку остаться наедине с собой. Насколько мы психологически, может быть, иной раз не совсем верно настраиваем себя на пост: надо отказаться от мяса, от одного, другого и третьего, кто-то отказывается от телевизора, и прочее.

Но насколько это менее важно по сравнению с тем, что человек имеет возможность, даже находясь в обществе — на своей работе, в семье, в кругу близких людей все равно в какой-то момент хотя бы на секунду остановиться и задуматься о том, кто он, что он и почему он, как соизмеряется с Богом вся его жизнь. Именно так в последние годы я вижу для себя пост. Филарет Пряшников : —Вы знаете, мне сейчас вспоминаются слова Христа, которые Он говорил: для этого Я пришёл в этот мир, для того Я и пришёл. И всегда есть ответ на этот вопрос: для чего же Господь приходил? Наверное, для того, чтобы совершить то дело, о котором мечтали и которого ждали. Помните, как Он говорил: блаженны уши ваши, что слышите и глаза, что видите, те, которые жили до вас, они мечтали об этом. Господь приносит Себя в жертву.

Вот эта Жертва Любви, которую до сего момента понять, принять и привести аналогию нельзя было. Когда Бог становится человеком, Он не просто становится человеком, но и приносит Себя в жертву за меня, Он снисходит до меня, я ещё раз хочу сказать, становится таким же, и прочее. Поэтому, что делает современный мир? Даже если мы берём отвлечённые вопросы. Современный мир пытается отвлечь человека от Бога различными способами: развлечениями, гаджетами, новостями, ещё раз повторюсь, и всем прочим. Поэтому мы и говорим о том, что в пост нужно сократить не только пищу, потому что, как говорит апостол Павел, пища не приближает нас к Богу и не удаляет меня от Бога. Если бы всё заключалось в пище, как пошутил кто-то, то коровы первыми попали бы в рай, потому что мяса вообще не едят.

То есть, традиции могут трансформироваться со временем, но внутренняя составляющая очень важна, когда меня ничто не должно отвлекать от той идеи, которую я уже обозначил, потому что в конце поста будет Голгофа и будет эта Жертва. И знаете, интересно то, что раньше, когда мы выносим Евангелие, особенно на полиелее, люди целуют его. Вы видите центральный медальон — там нарисован воскресший Христос, но в древней традиции там было нарисовано Распятие. То есть, Евангелие о чём?

Подготовительные недели перед Великим Постом

Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. О подготовительных неделях к Великому посту, их символике и значении в своей авторской программе «Град Креста» нам рассказал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Подготовительные недели Великого поста — 14 марта 2024.

Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)

Великий Пост: подготовительные недели. Подготовка к Великому посту начинается за три седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Перед Великим постом православные христиане отмечают три подготовительные недели. Первая из них – неделя о мытаре и фарисее (с 13 по 19 февраля). Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первая из них.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий