Тем временем памирцы просят ООН, ОБСЕ, ЕС и ШОС уговорить президента Таджикистана Эмомали Рахмона остановить репрессии в Горном Бадахшане. Памирцы состоят из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Вхождение памирцев в состав Российской империи было мирным, и даже в советские 1950-ые местные старики себя называли поданными «Белого царя».
Кто они - эти памирцы ?
У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни.
В приданом невесты джурабы есть обязательно. Обычаи и нравы Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты.
Это место там, где сейчас стоит Мургабский пограничный отряд Республики Таджикистан. В ходе экспедиции также было найдено место, где в 1893 году капитан Василий Николаевич Зайцев построил Памирский пост. Это кишлак Кони Курган — в восьми верстах восточнее нынешнего Мургаба. Долгое время место стоянки Шаджанского погранотряда вызывало споры: считалось, что это Памирский пост построен на месте посёлка Мургаб. По инициативе Николая Захарчева на месте стоянки первого отряда установлена мемориальная доска. До этого на Памире не было ни одного памятного знака русским солдатам. Захарчев вот уже несколько лет занимается этой темой, отпуска проводит в экспедициях на Памир. Чего только не проделал он, чтобы найти стоянку отряда — встречи с потомками героев Памира, поиск документов в архивах, неопубликованные фотографии, переданные родственниками, прямо-таки детективные расследования на месте, сравнения очертаний гор, расчёты расстояний, указанных в письмах, расспросы местных жителей... В конце 19 века Памир был местом «столкновения» целого ряда держав.
В этом суровом, малозаселенном высокогорном районе стремились закрепиться сразу несколько держав — Россия, Англия, Китай и Афганистан. По сути, именно Шаджанский пограничный отряд поставил точку в закреплении Россией «крыши мира». Нам стараются внушить, что Россия — тюрьма народов, что малые народы угнетались и притеснялись, но пример Памира опровергает это — Россия спасла памирцев от афганского геноцида. Памирцы стали одной из самых образованных наций в бывшем СССР. И памирцы до сих пор это помнят и благодарны русским за нашу общую историю», — говорит Николай Захарчев. Готовясь к поискам места расположения Шаджанского отряда, Николай Александрович несколько лет кропотливо собирал документальные материалы. Большую помощь ему оказала внучка выдающегося русского военного учёного и этнографа Андрея Снесарева — Анна Комиссарова. Ее дед в начале прошлого века служил начальником Памирского отряда. Она поделилась уникальными документами и фотографиями из семейного архива, которые были переданы в архив Института Восточных рукописей РАН.
В частности, фотографиями, на которых запечатлено строительство Памирского поста, и снимками с надписью «Шаджан». Помогла и праправнучка легендарного генерала, «старого туркестанца» Михаила Ионова — Наталья Кареева. Ведь это ионов совершил несколько походов на Памир и вытеснил оттуда афганцев и китайцев. Захарчев познакомился также с писателем-петербуржцем Борисом Белоголовым, изучающим тему освоения Туркестана. У него есть интересные публикации о жизни русского офицера Василия Зайцева Зайцова , чей отряд сменил в 1893 году Шаджанский отряд капитана Кузнецова.
В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции. Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным. В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами. Основные занятия Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством.
Жизнь в Таджикистане. Таджикистан уровень жизни. Таджикские дети в кишлаке. Мигранты на красной площади. Таджики цыгане. Грязный гастарбайтер. Таджики в вагончике. Берегово цыгане. Таджикские цыгане. Шапка таджика. Наша раша Равшан и Джамшут. Наша раша Равшан насяльника. Равшан Исмаилов. Наша раша строители Равшан и Джамшут. Мунира Мирзоева. Красивые женщины Таджикистана. Самая красивая женщина в Таджикистане. Ягнобцы Таджикистан. Ягнобцы народы Таджикистана. Памирские таджики Ягнобцы. Ягнобцы Таджикистан внешность. Таджики едут в Россию. Таджикские мигранты в России. Таджикские гастарбайтеры в России. Мигранты в тюрьме. Преступность мигрантов. Мигранты преступники. Толпа мусульман. Пуштуны арии. Бедный рабочий. Таджикистан люди. Мигранты азиаты. Толпа узбеков. Мигранты средней Азии. Чурки на корточках. Таджики на корточках. Таджики нелегалы. Гастарбайтеры из Таджикистана. Столица Душанбе столица Таджикистана. Современные узбеки. Таджикские люди. Наша раша l;Evien. Цыганка таджичка. Народ Памира в Таджикистане. Народность Памирцы. Кавказцы гастарбайтеры. Таджикистан парни. Таджик подросток. Таджикские дети бедные. Таджики в Таджикистане. Мальчик таджик. Узбекистан рынок тюбетейки. Национальная тюбетейка Таджикистана. Пенджикент тюбетейки. Ташкентская тюбетейка.
Обретение Памирского поста
Столб Хусейн - символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома - «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь. Брак и семья Наиболее архаичной формой семьи у памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделённость хозяйства являлась основой существования большой семьи , которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения памирцев товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.
С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у памирцев играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. Памирцы - жители ГБАО - горно-бадахшанской области. В обширной области с самым низким местом 2000 метров над уровнем моря проживает богатый комплект древних народностей. Эти своевольные жители едва ли не самыми последними в азиатском регионе приняли ислам.
Сейчас памирцы в основном носят исламские имена. Традиции Зароастризма, этой древнейшей мировой религии в Бадахшане мирно сосуществует с мусульманством. И я думаю, что памирцы тяготеют к своим, более древним духовным обязательствам. Мужчины, рождённые на Памире, отмечены печатью огня. У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Памирцев крайне мало на фоне жителей Таджикистана. В котором, в основном, живут таджики и узбеки. До Великой Зелёной революции 1990 года представителей очень разных народов в Таджикистане было очень много.
Нечего сказать: Таджикистан - одна из самых ярких стран, из тех что мне доводилось видеть. Когда-то в ней селили по принуждению, а потом его заселяли, строя большие города, представители всех наций Союза очень охотно. Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы. До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в "понедельнике, их мама родила". Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути , проходил по памирским горам. Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы. Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения.
На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра. Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных. Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит. Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам. Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом. Александр, один из первых "авторитарных демократов", сочетался браком с местной принцессой, по её древнему обычаю огнепоклонников.
Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара. Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество. Хотя так делали все вокруг и друзья и враги. Полтора года Александр со своим войском провёл на Памире. До настоящего времени памирцы, со всем основанием утверждают, что они - потомки двух великих Александра и Авицены. И сейчас множество памирцев носит в своих глазах доказательство своего благородного происхождения. Среди памирцев много людей с глазами этакого крайнезападнославянского голубого цвета.
Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции. Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным. В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами. Основные занятия Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством.
Более того, не только племена Таджикистана как те же памирцы , но и ряд афганских народностей причисляет себя к этносам Памира. Если говорить о памирцах, то они — не один народ, а ряд объединённых племён. Но почему же их родина и они сами получили такое необычное название? В старину на территории, что сегодня принято называть Памиром, существовало несколько княжеств, ряд которых сохранял относительную независимость от соседних народностей и их государств. К таким принадлежал и Мургаб, который историки назовут восточным Памиром или просто Памиром. Он представлял собой лишь небольшую часть полунезависимых владений. В дальнейшем, по аналогии с названием региона, стали именовать и народности, проживающие в нём, — памирцами. Что интересно, несмотря на смену официального именования Памира, прежнее название остаётся приоритетным в разговорной речи и художественной литературе. Что за народ? Ответить однозначно, какие народности являются предками памирцев, не сможет ни один современный историк. Конечно, строится масса предположений, но не стоит забывать, что речь идёт о группе народов, а потому и предки могут быть разными. Да и сами памирцы с ходом времени не потеряли своей загадочности. Согласно самому распространённому мнению, основу для появления памирской группы племён составили ираноязычные народности, что перебирались на Памир в разное время.
Подобные ограничительные меры применяются исключительно в отношении граждан Таджикистана. Сложная ситуация наблюдается также в аэропортах Жуковский, Домодедово и Шереметьево российской столицы, где в зонах содержания граждан без надлежащих условий находятся десятки таджикистанцев. В связи с тем, что застрявшие граждане Таджикистана не обеспечиваются достаточным количеством горячего питания, таджикскими дипломатами во взаимодействии с представителями диаспоры в аэропорт Внуково доставляется питание.
Памирцы: самый загадочный народ СССР
Местные также поговаривают, что памирцы являются потомками Александра Великого, который отправлялся в труднодоступные горные долины Памира в IV веке до н. э. Представители. Себя они называли «памирцами», часто устраивали драки с незнакомцами, провоцировали на скандал, после чего снимали избиение на телефон. Памирцы: какая нация обитает на Памире?
Протестующих на Памире поддержали в США и Германии
Памирцы возмущены, что их автономия, упомянутая даже в названии региона — по сути формальность, раз даже губернатора им назначают из Душанбе. Памирцы не считают себя их словам их предки остались в этих краях после сразу,менталитет не зависит от на Мургабе. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине.
Таджикистан. Древнейшие горцы Памира
Живет в Подмосковье с женой. От него я впервые услышала о том, что жены памирцев приезжают к мужьям в Москву, беременеют, оставляют ребенка в Памире бабушками и дедушкам, а сами возвращаются к мужьям в Москву. Дочери Карима три года, и он ее ни разу не видел. Иногда он говорит с ней по телефону. С того конца провода обычно детский голос говорит две фразы: «Когда приедешь? Вместе с женой Карим начинает утро в Москве ширчой — соленым молоком с маслом и чаем, в которое опускают лепешки и едят как похлебку. Это традиционный памирский завтрак. Лепешки пекут сами. Джума отучился на геолога в Душанбе, вернулся в деревню и всю жизнь был крестьянином.
Он большой философ, много говорит о том, что все люди равны и неважно, где ты родился, какой национальности и религии, — все люди должны одинаково уважать друг друга. Алихон в 17 лет вместе с женой уехал в Москву на заработки. Сейчас трудится электриком. У него инвалидность по зрению, поэтому профессии грузчика или строителя ему не подходят. У них с женой Таминой есть шестилетняя дочка, которая живет в Памире. Алихон дочь никогда не видел. Она называет его «дядя», а свою маму Тамину — «тетя», часто говорит: «Мама моего брата звонит». Раз в год Алихону удается накопить на один билет до Душанбе — он стоит 10 тыс.
На два билета денег уже не хватает. Потому домой едет только жена. Когда я вернулась из Памира и показала Алихону фото его дочери, у него задрожали губы, но он сдержал эмоции. Тогда он говорил, что ждет возможности поехать домой. И дождался — недавно Алихона депортировали, потому что у него не было разрешения на работу. Домой он поехал впервые за 8 лет. Племянники, двоюродные племянники, тети, дяди, сестры — все живут в одном доме и спят в одной комнате. Не всегда легко проследить, кто кому кем приходится.
В Рошорве много солнца. В свое время какой-то активист из деревни подал заявку на грант Евросоюза и выиграл — в итоге во все дома поставили небольшие солнечные батареи. Мощности каждой хватает, чтобы круглосуточно давать свет одной лампочке. Племянник Джумы Бахтовар боится темноты, поэтому на ночь в доме всегда оставляют включенной одну лампу. Сам Джума уехал в Россию три года назад.
В интернете это тоже распространяли, я лично заходил в определенные беседы, пока из этого ещё не сделали шумиху. В этих чатах также были русофобские высказывания. К слову, 14 февраля должна была быть очередная такая вечеринка, но ее отменилили. На видео их обычно целая толпа, насколько я знаю, задержали только пятерых.
На самом деле их гораздо больше, человек 10-15. Один из них, кстати, больше всех выпендривался в переписке: якобы у него есть связи, мол, среди родственников есть полковники и ничего им за драки не будет. Вам также может быть интересно.
Существовавшая в советские годы промышленность сегодня не работает. Прокормить себя в этих краях практически нечем. Население Бадахшана невелико — всего 216 тыс. Примерно все здесь, кто способен работать, какой-то период жизни проводят в России на заработках.
По словам председателя региональной общественной организации «Нур» Карамшо Мамаднасимова, в России сегодня одномоментно находятся около 50 тыс. Памирцы говорят на дюжине разных языков восточноиранской группы. Эти древние диалекты наследуют языкам арийских племен, шедших через горные перевалы в Индию и Иран. Когда-то на них говорили жители великих цивилизаций Согда и Мавераннахра, но сегодня их ареал редко выходит за пределы одной-двух небольших долин. Есть языки, на которых говорят жители всего пары кишлаков, а число носителей едва превышает тысячу человек. Носителей одного из них, ишкашимцев, соседи называют «немцами», настолько их речь непонятна. Памирцы отличаются от других народов региона по религии. Большинство из них исмаилиты, а народы вокруг относятся к суннитской ветви ислама.
Среди жителей Памира необычно много людей с высшим образованием. Крохотные кишлаки, в которых часто нет автомобильной дороги и электричества, населены дипломированными врачами, инженерами, музыкантами и педагогами. Образование и знания редко кому приносят богатство в тех краях. Да и в Москве мало кого интересует, сколько языков знает или сколькими дипломами владеет сантехник, чинящий кран в ванной, или строитель. Памирцев не выделяют из общей массы таджикских трудовых мигрантов. А вместе с тем эта самобытная диаспора существует и создает свою уникальную культуру. Абдумамад Бекмамадов — Я никогда не думал, что придется взять в руки шпатель, — говорит Абдумамад. Говорил: «Ты музыкант.
Пальцы береги». Абдумамад не уберег. На большом пальце левой руки не хватает одной фаланги. В Москву Абдумамад впервые приехал еще в 1986-м как призывник Советской армии. Вместе с сослуживцами он ходил по столице во время увольнительных и самоволок, рассматривал достопримечательности. Сейчас, когда он рассказывает об этом землякам, ему никто не верит. Говорят, он пересказывает какой-то фильм. Но так и было: москвичи тогда были приветливыми и гостеприимными.
Потом Абдумамад вернулся на Памир. Окончил там институт культуры и даже чуть больше года успел поработать актером в театре в Хороге, столице Горного Бадахшана. Бадахшан оказался в блокаде, отрезанный от плодородных земель. В области начался голод, людям стало не до театра. Выживали натуральным хозяйством и гуманитарной помощью, которую поставлял в Бадахшан фонд Ага-хана, духовного лидера исмаилитов. Но даже после завершения войны жизнь в горах осталась тяжелой. Экономика лежала в руинах, а земли больше не стало. Тысячи людей отправились за границу.
Абдумамад уехал из дома на третий день после рождения своего первенца. Вновь он увидит сына только через пять лет. Москва конца 1990-х была не самым гостеприимным городом. Работу найти было сложно. Работодатели часто «кидали» на деньги. Мигранты жили по 10—15 человек в съемной квартире, в которую по ночам ломились милиционеры, собиравшие с них дань. Дни, месяцы и годы проходили в постоянных поисках работы и жилья, в тяжелом монотонном труде. Абдумамад был строителем, дворником, поваром, грузчиком, снова строителем.
Но еще он был музыкантом.
Фото: Кадр из видео В ходе расследования выяснилось, что лишь это одна из многих потасовок, в которых участвовала группа драчунов. Себя они называли «памирцами», часто устраивали драки с незнакомцами, провоцировали на скандал, после чего снимали избиение на телефон. В суд вместе с обвиняемыми в хулиганстве приехали их многочисленные родственники. Мать одного из них заявила, что это просто детские шалости, за которые нужно наказывать в административном порядке. В том же духе высказался и адвокат одного из несовершеннолетних участников инцидента Абусупьян Гайтаев. Он удивился, что следователь просит заключить подростка под стражу. Об агрессивной компании давно известно на юге Москвы. Излюбленным местом для тусовок у них был один из торговых центров в Чертаново.
Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
В данном ролике мы расскажем вам о таком народе как памирцы. Себя они называли «памирцами», часто устраивали драки с незнакомцами, провоцировали на скандал, после чего снимали избиение на телефон. Министр также упомянул, что в Таджикистане проживают около 100 национальностей и этнических меньшинств, при этом не называя памирцев среди прочих. Памирец нация Таджикистан. Памирская Национальная одежда.
Почему на Памире ныне не спокойно
Сложная ситуация наблюдается также в аэропортах Жуковский, Домодедово и Шереметьево российской столицы, где в зонах содержания граждан без надлежащих условий находятся десятки таджикистанцев. В связи с тем, что застрявшие граждане Таджикистана не обеспечиваются достаточным количеством горячего питания, таджикскими дипломатами во взаимодействии с представителями диаспоры в аэропорт Внуково доставляется питание. Кроме того, в целях оказания необходимой помощи соотечественникам на месте, консульской службой диппредставительства Таджикистана в Москве открыт круглосуточный оперативный штаб".
Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп.
Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки».
Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент.
Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое.
Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу.
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан — так называется историческая область их проживания.
Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям.
Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами.
Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский.
Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм.
Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана? Кто они такие? Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.
Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей.
У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский.