Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. Надежда Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Среди старых большевиков ходили слухи, что Крупская собиралась выступить на съезде с критикой репрессий. 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
(Комсомольская правда "Почему Надежда Крупская заботилась о детях Инессы Арманд?"). Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг. Профессор МПГУ, доктор исторических наук Василий Цветков рассказал интересные факты о первой леди Страны Советов – Надежды Крупской, как она познакомилась с Лениным, конфликте со Сталиным и деятельности в партии.
«Отравленный торт» от Сталина и другие шокирующие факты о Надежде Крупской
Ленин якобы отдал его на поруки няньке, а та была косая, потому и Косыгин. Ни один факт родства пока не подтвердился. Бездетный брак В. Ильич обожал мясо на гриле - Крупская делилась, каким Ленин был в быту? В последних работах она старалась «очеловечить» мужа - вспоминала, что Ильич любил слушать соловьев, что на прогулке останавливался и долго выискивал среди веток снегирей, мылся талой водой, радовался новогодней елке в Горках. Любил темное баварское пиво и мясо на гриле. Был нетребователен к одежде и до дыр занашивал ботинки.
Терпеть не мог, когда курят. В молодости хорошо бегал и дрался на кулаках. Любил ходить пешком - в Горках отмахивал по десятку километров. Кстати, в первое после революции время у Ильича не было серьезной охраны. В 1918 году в Москве, еще до покушения, его даже смогли ограбить. Он вез приболевшей Надежде Константиновне бидон с молоком.
Машину остановили местные «авторитеты», под дулом пистолета вывели водителя, Ленина и охранника с бидоном, а автомобиль угнали. Сталин с Молотовым, жившие в гостинице «Националь», тоже запросто ходили без сопровождения от Кремля к Тверской. Однажды нищий попросил у них копеечку. Молотов не дал и схлопотал: «Ах вы, буржуи, жалко вам рабочему человеку». А Сталин протянул десять рублей - и услышал другую речь: «Ах, буржуи, мало вас не добили». После чего Иосиф Виссарионович глубокомысленно изрек: «Нашему человеку надо знать, сколько дать: много дашь - плохо, мало дать - тоже плохо».
Некий документ ходит в списочном варианте, но его нельзя ни признать подлинником, ни опровергнуть. Но с трудом веришь, что Ленин мог о таком попросить. Он стойко пережил первый инсульт, учился заново говорить, ходить, писать - все свидетельствует о том, что человек не сдавался. Безусловно, здоровье его ухудшалось, но не было ничего катастрофического, что могло бы подтолкнуть к самоубийству. В результате ранения, полученного в 1918 году, пуля травмировала сонную артерию, питающую головной мозг, и в ней стал образовываться тромб, который перекрыл просвет сосуда. Закупорка сосудов кальцием была такой, что в них не проходил волосок.
Ильичу же после ранения давали кальцийсодержащие препараты... Популярные версии о том, что пуля, попавшая в Ленина, была отравлена и что он умер от сифилитического поражения мозга, не подтвердились.
Свыше полмиллиона трудящихся прошло через Колонный зал. В скорбно-величавом акте прощания народ выразил свою искреннюю любовь и большое уважение к Надежде Константиновне —другу и помощнице Ленина , старейшей большевичке, замечательной женщине героической эпохи Ленина — Сталина. Вчера был последний день прощания. Утром в Колонном зале была установлена бронзовая урна с прахом покойной. Знакомое и дорогое, миллионам людей лицо Надежды Константиновны смотрит с портрета, окаймленного траурной рамкой. Возле урны — друзья, близкие, родные покойной. В сменах почетного караула — рабочие и работницы предприятий столицы, партийные и государственные деятели, работники науки и искусств.
Волнующий момент — в почетный караул становится делегация трудящихся Ленинграда. Все чаще меняются люди в карауле. Героя Советского Союза тт. Шверник, заместитель наркома обороны тов. Локтионов, нарком авиационной промышленности тов. Каганович, руководящие работники московской партийной организации тт. Понов и Черноусов. Отдать последний долг покойной приходят делегаты Московской объединненной городской и областной партийной конференции. Траурная процессия направляется от Дома союзов на Красную площадь.
На всем протяжении этого пути выстроен почетный воинский эскорт: пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы, пограничники. Впереди несут венки — их очень много. Медленно под звуки похоронного марша урна плывет над головами молчаливой человеческой колонны... Последний путь Надежды Константиновны Крупской! Охотный ряд...
Троцкого, Г. Зиновьева, Л.
Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве. После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.
Познакомились в 1894 году. Обвенчались 22 июля 1898 года в церкви в ссылке в селе Шушенское. В качестве шаферов они пригласили шушенских крестьян, а обручальные кольца им сделал их союзник из медных пятаков. Вопросы народного образования. Народное образование и демократия. РСФСР, 1921. Заветы Ленина в области народного просвещения.
То же. О дошкольном воспитании в деревне: III Всеросс. Главсоцвоса, 1926. О школе крестьянской молодежи: Речи и статьи. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях.
Единый план и новые методы культработы. Собрание сочинений. В 4 томах. Клара Цеткин, М. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. Ленинские установки в области культуры: сборник статей.
По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка.
С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания.
В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.
Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения.
Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»?
Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата.
Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда.
Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.
К сожалению, далеко не всегда книги списываются по причине «потрёпанности». Зачастую действует так называемый закон пятилетней неспрашиваемости.
Между тем, списывая из библиотеки хорошие издания, которые в последние годы не берут читатели, стоит задуматься: а почему это происходит? И должны ли мы идти на поводу у малокультурного, малообразованного читателя, у современных тарзанов и эллочек-людоедок, убирая из фондов наших библиотек серьёзную литературу мол, ими она невостребована и им неинтересна , или наша задача — формировать культуру чтения, повышать образовательный уровень «человека читающего», чтобы он был не только читателем постов в интернете, популярных пабликов и лёгких книжонок, а понёс — и не с базара, а из библиотеки — Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Маяковского, Платонова, Распутина и др. Не следует забывать и о том, что библиотека, как и её собратья музей и архив, является институтом памяти и наследия, обеспечивающим историческую и культурную преемственность, способствующим диалогу поколений. Когда родители, бабушки, дедушки имеют возможность познакомить своих детей и внуков с теми любимыми книгами, которые они читали в детстве, это создаёт необходимую почву для взаимопонимания и общения. К сожалению, из-за того, что в последнее время библиотеки, особенно в столице России, активно избавлялись от «старых» изданий, зачастую складывается ситуация, когда родители, приходя в библиотеку за книгой, которую когда-то в детстве читали сами, с удивлением узнают о том, что книги больше нет: она списана.
Школьники и студенты, готовясь к занятиям, выполняя проектные работы и рефераты, не могут обратиться к научно-популярным и научным изданиям прошлых лет, а ведь многие из них не только выдержали проверку временем, но и стали классикой литературы non-fiction. Избавляясь от изданий советского времени, мы не только обедняем фонды библиотек, но и вместо преемственности формируем исторический, образовательный, культурный разрыв. Недалеко от библиотеки имени Тургенева, на Сретенском бульваре, стоит памятник Крупской, к которому мы сегодня положили цветы. Рядом и Чистопрудный бульвар, здание Наркомпроса, в котором Надежда Константиновна самоотверженно трудилась чуть ли не до последнего дня своей жизни. И, конечно, совсем недалеко ещё одно здание, где она бывала не раз.
Это знаменитый Дворец пионеров имени Н. Крупской в переулке Стопани. Вчера я побывал там и, скажу прямо, разочаровался. Переулок теперь называется иначе: Огородная Слобода. Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло.
Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной. В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне.
Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно. И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки. И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно. В феврале создаётся специальная комиссия, в которую входит Крупская.
А в марте готово постановление Политбюро об организации исторической библиотеки. Но всё тормозил поиск здания. Перебиралась масса вариантов. Задействован был Моссовет. В конце концов было выбрано здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке.
На машинах сюда были перевезены книги из Исторического музея и остальные. Вот у меня в руках документы о выделении для оборудования библиотеки линолеума и ковровых дорожек, что в ту пору было большим дефицитом. По воспоминаниям директора Кировской областной библиотеки им. Герцена Клавдии Михайловны Войханской, начинавшей свой трудовой путь у нас в Историчке, однажды во время переезда она работала с коллекцией книг по истории Москвы известного московского купца — мецената, коллекционера и библиофила Алексея Петровича Бахрушина после его смерти коллекция была пожертвована Историческому музею. И вдруг видит, к ней на этаж поднимается Надежда Константиновна, которая сразу же обратила внимание на эти книги, проявив при этом очень хорошее знание московской истории, что для уроженки Санкт-Петербурга было довольно-таки удивительно.
Добавлю, что к 150-летию Крупской у нас в библиотеке была организована большая выставка. Должны быть доступны каждому Любовь ХАЙЦЕВА, заведующая отделом Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук: — Не одно десятилетие специалисты сектора библиотечной истории нашей Ленинки занимались подготовкой сборников «Ленин о библиотечном деле» и «Крупская о библиотечном деле». В советское время эти труды не раз переиздавались. Тогда они были доступны каждому. Они стали и предметом научных изысканий.
А вот в наше время мы столкнулись с тем, что этих работ порой не найти даже в крупных библиотеках бывших республик СССР. А интерес к ним есть. Исследователи из Средней Азии, Армении, Прибалтики приезжают к нам в библиотеку, где хранится обязательный экземпляр каждого издания, для того чтобы ознакомиться с этими книгами. В их странах, похоже, слишком уж лихо освободились от библиотечных фондов советской поры. Думаю, что сегодня самое время поставить вопрос о доступности основополагающих произведений Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской, чтобы они были представлены в электронной библиотеке РГБ и в системе национальной электронной библиотеки.
Остра она, к сожалению, не только в бывших союзных советских республиках за пределами России, но также в нашей стране. Ведь и у нас после августа 1991 года началась своего рода «чистка» библиотечных фондов от изданий советского периода, и она в большей или меньшей мере продолжается. А результат? Очень печальный! Людям становятся недоступны не только работы классиков марксизма-ленинизма, но и выдающиеся произведения художественной литературы советского периода: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» и другие.
Если же учесть, что их нет теперь и в школьных программах по литературе, то очевиден огромный урон в деле воспитания новых поколений. Согласитесь, это не что иное, как «декоммунизация по-российски». Но чем же она лучше украинской «декоммунизации»? То же самое... Всё правильно, одними заклинаниями тут вряд ли что сделаешь.
И сразу вспоминается чуть позже поясню почему , как ещё в 1924 году, выступая на XIII съезде РКП б , Крупская убеждала, что социализм невозможен без культурного подъёма деревни. Это не осталось только словами, а стало одной из основ культурной политики и строительства Советского государства. Могу о том свидетельствовать. По долгу службы часто бывал в сельских клубах и домах культуры, библиотеках и краеведческих музеях глубинки. Они были повсюду.
И практически всегда там было что-то интересное: где-то выставка самодеятельных художников, где-то концерт сельских музыкантов или спектакль народного театра, где-то встреча писателей с читателями… Так вот, по-моему, о патриотизме можно говорить только тогда, когда человек живёт на земле не только своим огородом, а когда он трудится среди интересных и талантливых земляков, когда чувствует, что он один из них, когда люди объединены сотворчеством на клубной сцене, сопереживанием в зрительном зале, где обычно собирались чуть ли не всей деревней. А уж на праздник или смотр художественной самодеятельности всегда приглашали всю округу. В таком вот добром общежитии и зарождается атмосфера людского единения в своей любви к Родине, которая от одного села к другому связывает страну, делая её сильнее и богаче. Крупская это понимала. А вот российская буржуазная власть определённо нет.
Бесплатно: курсы компьютерной грамотности и основы создания видеоигр, помощь юриста. Надежда Константиновна Крупская 26 февраля 1869 — 27 февраля 1939 Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было… Глеб Максимилианович Кржижановский Надежда Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 года входила в марксистские студенческие кружки. В 1891-1896 гг. В 1894 году познакомилась с В. В 1895 году участвовала в организации и работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В августе 1896 года была арестована. В 1898 году приговорена к ссылке на 3 года в Уфимскую губернию, которая по её просьбе была заменена на село Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь Надежда Константиновна стала его женой.
После окончания ссылки приехала к В. Ленину в Мюнхен, где работала секретарём редакции газет «Искра», «Вперёд».
В жизни Ленина она играла большую роль — помощница, друг, советчик, поддержка, своеобразная «каменная стена». Но нельзя отрицать и того, что она сама отличалась житейской мудростью. Она смогла не раствориться в своем супруге, как многие из жен политиков. Окружающие считались с ней, и это было понятно самому Ленину. После того, как Надежда поняла, что ее личная жизнь не сложилась, что ее муж находит удовлетворение в объятиях любовницы Инессы Арманд , она не пустилась в разборки и не начала биться в истерике. Крупская просто предложила Ленину расстаться, а сама продолжала дружить с разлучницей. После смерти Арманд именно Надежда опекалась ее детьми, а позже внуком. Но Ленин не решился на развод, он понял, что на Надежде держится очень много, он расстался с Инессой, несмотря на свою любовь к этой женщине.
Личная жизнь Почти на всех фото Крупская запечатлена уже в зрелом возрасте, когда она сильно располнела, и ее глаза стали выпуклыми. Это все последствия наследственного заболевания — базедовой болезни, которая не только изменила ее внешность, но и привела к бесплодию. В юные годы Надя была не красавицей, но достаточно милой девушкой. Главными чертами ее характера называли решительность и целеустремленность. Она могла бы прожить спокойную жизнь, преподавать в гимназии или зарабатывать гувернанткой, но этого ей было мало. Она хотела активных действий, участия в чем-то масштабном и грандиозном. Нужно сказать, что Ленин сразу сватался именно к ней, но девушка ему отказала. Надя об этом прекрасно знала, но, тем не менее, все же согласилась выйти за него замуж. Чтобы привлечь к себе внимание, Крупская просто «включила» женскую мудрость — показала, что тоже увлекается марксистскими идеями, а потом начала «прикармливать» теми блюдами, что готовила ее мама. Елизавета Васильевна очень хорошо готовила, чего не скажешь о ее дочери — кулинарных способностей Надежды хватало разве что на яичницу и омлет, больше она ничего не умела.
Мама кормила дочь и зятя до последних дней своей жизни. На месте Надежды многие девушки переживали бы из-за изменений своей внешности, но она никогда не позволяла себе раскисать. Хотя наверняка ей было очень обидно слышать, как муж называл ее «Рыбой» или «Миногой» конспиративные клички Крупской. Его родственники подчеркивали, что выпуклые глаза девушки придают ей «селедочный вид». Возможно, она страдала от всего этого, но ни разу не показала своих истинных чувств на людях. Крупская стала женой вождя и автоматически примерила на себя роль «первой леди» страны.
Увлечение цензурой
- Субботние чтения: «Ах, Надя, Наденька!» Фурия революции Надежда Крупская :: СамолётЪ
- Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
- КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Надежда Крупская - биография и жизнь жены Ленина
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Курсы валюты:
- Надежда Константиновна Крупская
- Крупская Надежда Константиновна. Персональные помощники руководителя
- Надежда Константиновна Крупская | Истограф
- КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Биография Надежды Константиновны Крупской
российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания. После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи.
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
Оказывается, сегодня в библиотечное дело Москвы и Подмосковья пришло довольно много парней. И это очень хорошо. Но после их рассказов было ощущение, что при всём их желании проявить себя в нашем деле они вынуждены сегодня «изобретать велосипед». Потому что были утрачены связь времён, преемственность поколений профессионалов.
Так что сегодня вместе с большой историей страны нужно возрождать и малую историю наших библиотек. Фёдорова: — Публичная библиотека обеспечивает человеку, нуждающемуся в актуальном знании, путь к этому знанию, предоставляет бесплатный доступ к книжным новинкам, художественным, научным, научно-популярным изданиям. Для этого, безусловно, необходимо широкое комплектование фондов.
С комплектованием, особенно в регионах, ситуация зачастую катастрофическая. Всеобщая цифровизация — удобная отговорка для чиновников голословно утверждать демонстрируя вопиющую некомпетентность , что всё, мол, давно есть в интернете и бумажная книга устарела. Но плохое комплектование — это ещё полбеды.
Другая беда — списания книг прошлых лет, зачастую проходящие без профессиональной экспертизы, что приводит к тому, что из библиотек исчезают добротные издания 1960— 1980-х годов, в том числе собрания сочинений, книги серий «Всемирная литература», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», научные и научно-популярные издания, энциклопедии. К сожалению, далеко не всегда книги списываются по причине «потрёпанности». Зачастую действует так называемый закон пятилетней неспрашиваемости.
Между тем, списывая из библиотеки хорошие издания, которые в последние годы не берут читатели, стоит задуматься: а почему это происходит? И должны ли мы идти на поводу у малокультурного, малообразованного читателя, у современных тарзанов и эллочек-людоедок, убирая из фондов наших библиотек серьёзную литературу мол, ими она невостребована и им неинтересна , или наша задача — формировать культуру чтения, повышать образовательный уровень «человека читающего», чтобы он был не только читателем постов в интернете, популярных пабликов и лёгких книжонок, а понёс — и не с базара, а из библиотеки — Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Маяковского, Платонова, Распутина и др. Не следует забывать и о том, что библиотека, как и её собратья музей и архив, является институтом памяти и наследия, обеспечивающим историческую и культурную преемственность, способствующим диалогу поколений.
Когда родители, бабушки, дедушки имеют возможность познакомить своих детей и внуков с теми любимыми книгами, которые они читали в детстве, это создаёт необходимую почву для взаимопонимания и общения. К сожалению, из-за того, что в последнее время библиотеки, особенно в столице России, активно избавлялись от «старых» изданий, зачастую складывается ситуация, когда родители, приходя в библиотеку за книгой, которую когда-то в детстве читали сами, с удивлением узнают о том, что книги больше нет: она списана. Школьники и студенты, готовясь к занятиям, выполняя проектные работы и рефераты, не могут обратиться к научно-популярным и научным изданиям прошлых лет, а ведь многие из них не только выдержали проверку временем, но и стали классикой литературы non-fiction.
Избавляясь от изданий советского времени, мы не только обедняем фонды библиотек, но и вместо преемственности формируем исторический, образовательный, культурный разрыв. Недалеко от библиотеки имени Тургенева, на Сретенском бульваре, стоит памятник Крупской, к которому мы сегодня положили цветы. Рядом и Чистопрудный бульвар, здание Наркомпроса, в котором Надежда Константиновна самоотверженно трудилась чуть ли не до последнего дня своей жизни.
И, конечно, совсем недалеко ещё одно здание, где она бывала не раз. Это знаменитый Дворец пионеров имени Н. Крупской в переулке Стопани.
Вчера я побывал там и, скажу прямо, разочаровался. Переулок теперь называется иначе: Огородная Слобода. Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло.
Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной.
В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне. Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно.
И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки. И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно.
В феврале создаётся специальная комиссия, в которую входит Крупская. А в марте готово постановление Политбюро об организации исторической библиотеки. Но всё тормозил поиск здания.
Перебиралась масса вариантов. Задействован был Моссовет. В конце концов было выбрано здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке.
На машинах сюда были перевезены книги из Исторического музея и остальные. Вот у меня в руках документы о выделении для оборудования библиотеки линолеума и ковровых дорожек, что в ту пору было большим дефицитом. По воспоминаниям директора Кировской областной библиотеки им.
Герцена Клавдии Михайловны Войханской, начинавшей свой трудовой путь у нас в Историчке, однажды во время переезда она работала с коллекцией книг по истории Москвы известного московского купца — мецената, коллекционера и библиофила Алексея Петровича Бахрушина после его смерти коллекция была пожертвована Историческому музею. И вдруг видит, к ней на этаж поднимается Надежда Константиновна, которая сразу же обратила внимание на эти книги, проявив при этом очень хорошее знание московской истории, что для уроженки Санкт-Петербурга было довольно-таки удивительно. Добавлю, что к 150-летию Крупской у нас в библиотеке была организована большая выставка.
Должны быть доступны каждому Любовь ХАЙЦЕВА, заведующая отделом Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук: — Не одно десятилетие специалисты сектора библиотечной истории нашей Ленинки занимались подготовкой сборников «Ленин о библиотечном деле» и «Крупская о библиотечном деле». В советское время эти труды не раз переиздавались. Тогда они были доступны каждому.
Они стали и предметом научных изысканий. А вот в наше время мы столкнулись с тем, что этих работ порой не найти даже в крупных библиотеках бывших республик СССР. А интерес к ним есть.
Исследователи из Средней Азии, Армении, Прибалтики приезжают к нам в библиотеку, где хранится обязательный экземпляр каждого издания, для того чтобы ознакомиться с этими книгами. В их странах, похоже, слишком уж лихо освободились от библиотечных фондов советской поры. Думаю, что сегодня самое время поставить вопрос о доступности основополагающих произведений Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской, чтобы они были представлены в электронной библиотеке РГБ и в системе национальной электронной библиотеки.
Остра она, к сожалению, не только в бывших союзных советских республиках за пределами России, но также в нашей стране. Ведь и у нас после августа 1991 года началась своего рода «чистка» библиотечных фондов от изданий советского периода, и она в большей или меньшей мере продолжается. А результат?
Очень печальный! Людям становятся недоступны не только работы классиков марксизма-ленинизма, но и выдающиеся произведения художественной литературы советского периода: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» и другие. Если же учесть, что их нет теперь и в школьных программах по литературе, то очевиден огромный урон в деле воспитания новых поколений.
Согласитесь, это не что иное, как «декоммунизация по-российски». Но чем же она лучше украинской «декоммунизации»? То же самое...
Здесь у домовладелицы Прасковьи Чеглоковой она сняла мезонин. Это две маленькие комнаты и кухонька. Простотой своего убранства, граничащей с аскетизмом, они впечатляют посетителей, особенно иностранцев. Крупская жила в Уфе до окончания срока ссылки в марте 1901 года, после чего, 1 апреля эмигрировала в Германию, где уже находился Ленин. После разгрома революции 1905—1907 года Крупская отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» До конца жизни Крупская была активна, выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Она автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию.
Ленин и Крупская выходят из Дома Союзов после заседания I Всероссийского съезда по внешкольному образованию. Москва, 6 мая 1919 г. Умерла Надежда Константиновна Крупская 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летнего юбилея. Тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади.
Это мало похоже на правду. В общем-то, это была уже сломленная, опустившаяся, даже выпивающая женщина. Но хотя она и голосовала за репрессии, и поддерживала их, но иногда и она не выдерживала. Профессор Владимир Лавров: Да, гораздо больше оснований говорить о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась раньше, чем если бы это произошло естественным образом.
Дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие. Крупская готовила очень плохо, вернее, готовить не умела. В ее семье с Владимиром Ильичом готовила мама Крупской Елизавета Васильевна, а когда мама Крупской умерла, они ходили в столовую. Надежда Константиновна только яичницу могла пожарить. Но на свое 70-летие она сделала пельмени, и принесли торт от Сталина. И в связи с этим тортом у старых большевиков стойкое убеждение, что Надежда Константиновна умерла от отравления. Почему тогда говорят так? Или кто-то тоже умер?
Съела она этот торт, и на следующий день ее не стало. Вообще, Сталин любил такие спектакли разыгрывать. Скажем, когда он приказал устроить обыск у Бухарина, то во время обыска Иосиф Виссарионович ему позвонил, Сталин хотел почувствовать смертельный ужас в голосе Бухарина. Почувствовал, якобы удивился, сыграл — сказал: «Какой обыск? Кто посмел?! Тут тоже очень похоже на спектакль, свойственный диктатору Сталину. Но когда глубже знакомишься с делом, с документами, то склоняешься к тому, что все-таки это было не отравление. То есть, действительно, торт ела не только она.
Конечно, можно так сделать, что она съест именно тот кусочек, который нужно, но это сложно. Когда же знакомишься с записями врачей, то открываются другие вещи. Во-первых, очень долго не ехала скорая помощь. Как такое может быть? К жене Владимира Ильича… Даже к обычным людям скорая помощь приезжала достаточно быстро. Тут почему-то долго не ехала. Затем, что у нее обнаружили? У нее обнаружили обыкновенный аппендицит.
И, конечно, ее нужно было оперировать, но врачи этого делать не стали. Дождались, пока обыкновенный аппендицит перейдет в гнойный, затем дождались, пока гнойный аппендицит разорвется… И Надежда Константиновна умирала в страшных мучениях. Написано, что 70 лет, набор болезней, но как у любого человека в таком возрасте. Ничего такого уж страшного у нее не было. Она оставалась на ногах, она ходила, она работала. Конечно, врачи были обязаны вырезать ей этот злосчастный аппендицит, обязательно. Если не вырезать, то с аппендицитом можно умереть, что и произошло. Спрашивается, почему?
Причем не делать то, что должно, это само по себе — большой риск. Вот ты не сделаешь операцию, а тебя обвинят, что убил супругу вождя революции. Значит, не сделать операцию, я думаю, могли, только если последовала команда не делать. Профессор Владимир Лавров: Да. То есть ей дали умереть как бы своей смертью. Думаю, что дело было именно так: неоказание помощи. И, кстати, это вернется как бумеранг к Сталину — ему тоже не окажут необходимую помощь.
Её называли «первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов». Как Надежда советской педагогики изменила страну через доступное образование, смотрите в нашем ролике. Его можно найти в Личном кабинете 0.
Придумала пустышку
- Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской | Правмир
- Крупская, Надежда Константиновна — Википедия
- КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
- Ильич обожал мясо на гриле
- Надежда Константиновна Крупская
Крупская Надежда Константиновна
Они пробыли в Уфе около трех недель. Ульянова в письме младшей дочери Марии Ильиничне в Подольск так описала жилищные условия Крупской: «Приехали, наконец, в 12 часов. И здесь также льют дожди, так что и в город — 4 версты в гору — пришлось ехать, отчасти под дождем… Квартира у наших не нравится нам очень. Низкие комнаты, духота страшная и к тому же высокая крутая лестница, по которой приходится часто подниматься». Но хозяева затеяли ремонт дома, и ей накануне приезда Владимира Ильича пришлось сменить жилье. Здесь у домовладелицы Прасковьи Чеглоковой она сняла мезонин. Это две маленькие комнаты и кухонька. Простотой своего убранства, граничащей с аскетизмом, они впечатляют посетителей, особенно иностранцев.
Крупская жила в Уфе до окончания срока ссылки в марте 1901 года, после чего, 1 апреля эмигрировала в Германию, где уже находился Ленин. После разгрома революции 1905—1907 года Крупская отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» До конца жизни Крупская была активна, выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Она автор многочисленных работ о В.
На эту пару равнялись миллионы людей, выбравших для себя коммунистическую идеологию. Об этой пламенной революционной паре известно немало, но в основном то, что нужно знать с точки зрения пропаганды. Но была у этих людей и другая жизнь, настоящая, о которой известно немного. Сейчас многие с удивлением узнают, что жена вождя Надежда Крупская была обычной русской женщиной. Она имела свои «скелеты в шкафу», а также свои «изюминки» и недостатки. Мы выбрали 6 фактов из жизни соратницы и жены Ленина, о которых не рассказывали официальные источники. Дворянка по происхождению Да, тут нет ошибки. Непримиримый борец с монархией и классовым неравенством Надежда Крупская была дворянкой в третьем поколении. Она родилась в 1869 году в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского. Надя была единственным и очень любимым ребенком. Поручик служил отчизне верой и правдой в Польше, пока не был замечен в симпатиях к участникам польского восстания. Говорят, вина Крупского была в том, что он знал польский язык, умел танцевать мазурку и защищал поляков от произвола военных. В итоге отца Надежды разжаловали и уволили из армии. Его также лишили права поступать на госслужбу, с чем Константин Игнатьевич был несогласен. Он много лет судился с целью восстановить свое честное имя и в итоге выиграл дело. Увы, к этому времени он растерял остатки здоровья и вскоре после победы умер от чахотки. Поручик Константин Игнатьевич Крупский Пока отставной прапорщик искал правду и маялся по судам, семью обеспечивала мать. Елизавета Васильевна работала гувернанткой у знатных особ и умела делать любую работу по дому. А вот Надя так и не стала хозяйкой. Мать считала, что девушке дворянских кровей негоже пачкать руки и гнуть спину. Дошло до того, что когда дочь вышла замуж, мать переехала к молодоженам, чтобы стирать, убирать и готовить. Да, дворянство Крупские получили через дедушку по отцовской линии, прославившегося на полях сражений с армией Наполеона. Закончив духовную семинарию, он отправился на войну, где получил за доблесть сначала офицерское знание, а чуть позднее стал жалованным дворянином.
Их стартовый уровень был практически нулевой. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Бабушка Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике. Честно скажу, о прошлом своём, особенно о детстве и самой ранней юности, бабушка распространяться не любила. Это не от неё, а от мамы я узнал, что моя Мария Борисовна рано стала сиротой. Так или иначе, но ее маленькой девочкой взял к себе в семью некий архангелогородский священник, наградил своей фамилией настоящую я не знаю до сих пор и потом устроил в церковно-учительскую школу. Были и такие в Российской Империи. Принимались в них на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже. Срок обучения там, как и во второклассной школе, составлял три года. В церковно- учительской школе преподавали церковные и общеобразовательные предметы: Закон Божий, церковную историю, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковно-славянский язык, «русский язык, словесность и историю литературы», всеобщую и русскую историю, всеобщую и русскую географию, математику арифметику, главные основания геометрии и землемерие , «сведения о природе, ее силах и явлениях», черчение и рисование, гигиену. Освоение азов профессиональной педагогической деятельности осуществлялось в ходе изучения «дидактики и главных оснований педагогики». Для практической подготовки при церковно-учительских школах существовали двухклассные церковно-приходские школы, где будущие учителя давали свои пробные уроки. В церковно-учительской школе преподавали дополнительные курсы, например, иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов. Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием, выдавались аттестаты, а остальным — свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища». Бабушка окончила школу с отличием и была отправлена учить детей в Подмосковье. Там и встретила Октябрьскую революцию. Потом попала в МГУ... С этим вузом, расположенным в Ленинских горах столицы очевидно, у бабушки было связано многое, и не только встречи с Крупской. И опять-таки скрытный её характер и моё нелюбопытство не позволили прояснить что именно. Помню только неизменные слёзы у неё на глазах, когда изредка по радио начинала звучать старая советская песня: Когда взойдешь на Ленинские горы, Во всей красе предстанет нашим взорам Великий город сбывшейся мечты. Шумит над нами юная листва. Надежда мира, сердце всей России, Москва — столица, моя Москва... Но Москва была лишь отправным пунктом долгого педагогического пути Марии Борисовны. На котором были и такие полярные пункты назначения, как северная русская Вологда, где, кстати, родилась моя мама. Или далёкий среднеазиатский Ташкент, в котором эвакуированная во время войны бабушка преподавала русский язык и литературу русским и узбекским детям... Война со временем покатилась на запад, а вслед за ней отправились из эвакуационной ссылки миллионы людей. Среди них и Мария Борисовна. Это общее возвратное движение занесло её в, хоть и сильно порушенный боями, а всё-таки тёплый и относительно сытный Донбасс, в восстановление которого страна начала вкладывать силы и средства ещё до окончания войны. И бабушка стала вкладывать силы — в школы шахтёрского края. Работала сначала учительницей, потом — директором школы, а потом — инспектором районного отдела образования. Пешком, на попутках, в любую погоду обходила и объезжала она городские и сельские школы немаленького Ясиноватского района — помогала, подсказывала учителям, воевала с местным начальством, выбивая все, что нужно было учебным заведениям в ту пору — от дров или угля, до парт и учебников...
Ленин якобы отдал его на поруки няньке, а та была косая, потому и Косыгин. Ни один факт родства пока не подтвердился. Бездетный брак В. Ильич обожал мясо на гриле - Крупская делилась, каким Ленин был в быту? В последних работах она старалась «очеловечить» мужа - вспоминала, что Ильич любил слушать соловьев, что на прогулке останавливался и долго выискивал среди веток снегирей, мылся талой водой, радовался новогодней елке в Горках. Любил темное баварское пиво и мясо на гриле. Был нетребователен к одежде и до дыр занашивал ботинки. Терпеть не мог, когда курят. В молодости хорошо бегал и дрался на кулаках. Любил ходить пешком - в Горках отмахивал по десятку километров. Кстати, в первое после революции время у Ильича не было серьезной охраны. В 1918 году в Москве, еще до покушения, его даже смогли ограбить. Он вез приболевшей Надежде Константиновне бидон с молоком. Машину остановили местные «авторитеты», под дулом пистолета вывели водителя, Ленина и охранника с бидоном, а автомобиль угнали. Сталин с Молотовым, жившие в гостинице «Националь», тоже запросто ходили без сопровождения от Кремля к Тверской. Однажды нищий попросил у них копеечку. Молотов не дал и схлопотал: «Ах вы, буржуи, жалко вам рабочему человеку». А Сталин протянул десять рублей - и услышал другую речь: «Ах, буржуи, мало вас не добили». После чего Иосиф Виссарионович глубокомысленно изрек: «Нашему человеку надо знать, сколько дать: много дашь - плохо, мало дать - тоже плохо». Некий документ ходит в списочном варианте, но его нельзя ни признать подлинником, ни опровергнуть. Но с трудом веришь, что Ленин мог о таком попросить. Он стойко пережил первый инсульт, учился заново говорить, ходить, писать - все свидетельствует о том, что человек не сдавался. Безусловно, здоровье его ухудшалось, но не было ничего катастрофического, что могло бы подтолкнуть к самоубийству. В результате ранения, полученного в 1918 году, пуля травмировала сонную артерию, питающую головной мозг, и в ней стал образовываться тромб, который перекрыл просвет сосуда. Закупорка сосудов кальцием была такой, что в них не проходил волосок. Ильичу же после ранения давали кальцийсодержащие препараты... Популярные версии о том, что пуля, попавшая в Ленина, была отравлена и что он умер от сифилитического поражения мозга, не подтвердились.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Среди старых большевиков ходили слухи, что Крупская собиралась выступить на съезде с критикой репрессий. После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК.
Биография Надежды Константиновны Крупской
Знала, что такое петербургская знать. В то время ее считали толстовкой — да, она увлекалась идеями яснополянского гения. Почему она ринулась в революцию, с головой ушла в марксизм? Таких девушек не устраивала расчисленная и унизительная женская участь. Идея равенства с мужчинами стала для нее и многих таких же дворянских и купеческих дочерей первой ступенью в мир революционного подполья. Надеюсь, это сегодня никого не смущает? Время доказало, что в унижении женщины нет ничего хорошего.
Хотя у нас по-прежнему с несправедливым заведомым скепсисом относятся к женщинам в политике. Даже Крупскую иногда демонизируют… Жена и секретарь Осенью 1891 года она начала работать учителем в вечерне-воскресной школе в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте, под Петербургом — до ареста, который последовал через 5 лет. Проводила агитацию среди рабочих — и оказалось, что они готовы ей внимать. Надежда Крупская после окончания гимназии в 1887 г. Фото: Wikimedia В 1894 году она познакомилась с Владимиром Ульяновым, который на 24-м году жизни уже носил кличку Старик — за ум и лысину. Вместе они стояли у истоков социал-демократического марксистского движения в России.
Конечно, Надежда Константиновна играла куда более скромную роль. И по характеру не годилась и не стремилась в лидеры. По существу, она была секретарем-референтом супруга. И выполняла эту хлопотную работу, по воспоминаниям современников, замечательно. Сохранилась легенда — ее подтверждала сама Надежда Константиновна, — что руку и сердце он ей предложил из ссылки в Шушенском, письмом. А она ответила: «Ну, что ж, женой так женой».
И отправилась к нему из своей уфимской ссылки в сибирскую. Ни в этом принятии своей судьбы, ни в поспешной поездке не прочитывалось обреченности. Скорее, она сразу разглядела, что это — ее выигрыш, прямая дорога к воплощению мечты. Там она, не без помощи супруга, но все-таки самостоятельно, написала свою первую брошюру — «Женщина-работница». Только в 1905 году ее можно было напечатать открыто. Ее подписали выдуманной фамилией, которой меня иногда называли, — Саблиной.
Потом она была опять запрещена», — вспоминала Крупская. В этом манифесте она хотела показать, что, «лишь борясь рука об руку с мужчиной за рабочее дело, женщина найдет ключи от «счастья женского, от женской вольной волюшки». Книга оказывала сильное воздействие на читательниц. И писала Крупская убежденно — разве что слишком много цитировала любимого Некрасова. Надежда Крупская в молодости. Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви.
Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе. Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец. Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества. Это поможет определить ее картину мира.
Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье. И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства. По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым. Ее ценили и как публициста. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги.
И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции. Есть там и характеры — прежде всего, его и ее. Но не только! Совсем по-учительски сдержанно, с налетом сентиментальности.
Но именно из ее воспоминаний мы знаем, что Ленин нередко до слез хохотал, при этом «отбрасываясь назад». И петь он, оказывается, любил. Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», «Vous avez pris Elsass et Lorraine», «Soldats dix-septieme»». Неплохой репертуар, не каждому по силам. В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов. У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей.
С подачи Надежды Крупской в Советском Союзе было открыто немало музеев. Она избиралась в разные детские комитеты, где продолжала заниматься реформами в вопросах детского воспитания и образования. В 1937 г.
Карьера Крупской Надежда Константиновна, как и все остальные, прекрасно понимала, что свою известность она получила не столько за свои заслуги, сколько потому, что являлась вдовой Ленина. При этом было бы неправильно говорить, что она отличалась глупостью и совершенно не разбиралась в политике. Крупская не была тенью своего мужа, а наоборот, неоднократно доказывала свою значимость.
Это хорошо осознавал и сам Ленин, поскольку еще во время знакомства с ней обратил внимание на острый ум будущей супруги. Вызывает уважение и то, что когда Надежда поняла, что не сможет родить Ленину детей, она закрыла глаза на его отношения с Инессой Арманд. Более того, Крупская даже дружила с любовницей мужа.
Возможно именно поэтому Ленин не захотел разводиться с Крупской, расставшись с Арманд, так как по достоинству оценил поступок жены. Личная жизнь В молодости Надежда Крупская была весьма привлекательной девушкой. Это уже позже у нее развилась Базедова болезнь, которая обезобразила ее внешность ниже вы увидите фото Крупской до и после болезни.
Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес. Крупская и Ленин Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм. В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане.
Вступив в брак в 1898 г. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение. Смерть Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет.
Самое деятельное участие в ее создании принимала Крупская, возглавлявшая Главполитпросвет молодой Советской Республики. Надежда Константиновна не только основала первое педагогическое издание в стране, но и была его активным автором. Чуть ли не каждый номер газеты выходил с ее статьями, в которых Крупская откликалась на самые актуальные вызовы первых лет Советской власти. Страна еще не оправилась после глобальных потрясений Первой мировой войны, Революции, Гражданской войны , отчаянно боролась с разрухой, голодом, повальной безграмотностью, детской беспризорностью. Только новая революция, на этот раз культурная, могла вывести ее из нищеты и тотального невежества. Любопытные факты. На одном из заседаний комиссии, которая рассматривала проект программы по педагогике, Крупская всех, мягко говоря, удивила. Она упрекнула составителей проекта в том, что те говорят о воспитании детей, начиная с периода Октябрьской революции. Так, как будто до этого никакого воспитательного процесса в стране не было.
Она родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в обедневшей дворянской семье. Педагогический класс гимназии Наденька окончила с золотой медалью и поступила на Высшие женские курсы, но проучилась там всего лишь год. Надежда Крупская, 1895 год. Фото: www. Отца не стало в 1883 году, после чего Наде с матерью пришлось особенно туго. Девушка зарабатывала на жизнь частными уроками, одновременно преподавая в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой. И без того не самое хорошее здоровье Надежды сильно пострадало в годы, когда она бегала от ученика к ученику по сырым и холодным улицам Петербурга. Впоследствии это отразится на судьбе девушки трагическим образом. Статья по теме Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок Партийная красавица С 1890 года Надежда Крупская являлась членом марксистского кружка. В 1894 году в кружке она и познакомилась со «Стариком» — такую партийную кличку носил молодой и энергичный социалист Владимир Ульянов. Острый ум, блестящее чувство юмора, великолепное ораторское мастерство — в Ульянова влюблялись многие революционно настроенные барышни. Позднее напишут, что будущего вождя революции в Крупской привлекла не женская красота, которой не было, а исключительно идейная близость. Это не совсем так. Безусловно, главным объединяющим началом для Крупской и Ульянова стала политическая борьба. Однако правда и то, что влекла Владимира к Наде и женская красота. Она была очень привлекательна в молодые годы, но эту красоту у неё отняло страшное аутоиммунное заболевание — базедова болезнь, поражающая женщин в восемь раз чаще, чем мужчин, и известная также под другим названием — диффузный токсический зоб. Одно из самых ярких её проявлений — выпученные глаза. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению болезни. Надежде Крупской базедова болезнь искалечила всю жизнь. Работа вместо детей В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Крупская сводила с ума многих мужчин
Надежда Крупская (справа) и секретарь ВЦСПС Клавдия Николаева, усадьба Архангельское, 1936 год. Надежда Крупская. 26 февраля исполняется 145 лет со дня рождения супруги и верной спутницы В. И. Ленина. Из отчета тюремного врача: «Арестантка Надежда Крупская похудела, ослабла в результате расстройства пищеварения, не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения». Почему скромной петербургской девушке — Надежде Крупской суждено было стать великой революционеркой и первым в мире педагогом-марксистом?».