Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Последний десерт: тайна смерти Надежды Крупской | Надежда Константиновна Крупская. |
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской | Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. |
Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу | Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. |
Крупская, Надежда Константиновна
Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 году, на следующий день после своего 70-летия. 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской.
Личная трагедия Надежды Крупской
Надежда Константиновна Крупская среди пионеров. /. После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа. Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. Кроме того, причиной венчания в церкви могло стать и разное происхождение Владимира Ильича и Надежды Константиновны: отец и дед Ленина имели личное дворянство, не распространявшееся на наследников, а Крупская происходила из потомственной дворянской. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа.
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской
Что случилось с отцом Надежды Крупской — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. |
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию | Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. |
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта | И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. |
Надежда Крупская. Женой так женой | Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. |
Н.К. Крупская. Тайна жизни и смерти
9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Существует версия, что смерть Надежды Константиновны не была естественной! Надежда Константиновна Крупская никогда не слыла красавицей даже в марксистской среде, об этом говорят ее многочисленные «рыбные» клички.
Крупская. Дочь гувернантки
Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Очередной обыск был устроен на квартире и даче Надежды Константиновны даже после ее смерти. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская.
Жена Ленина – Надежда Крупская
Разумеется, она считала главной задачей школы и пропаганды воспитание человека для коммунистического будущего. Эту задачу, по ее мнению, должны были с великим прилежанием решать и писатели, и литературоведы. Тем, в ком она видела единомышленников, Крупская помогала. А, например, сказки Корнея Чуковского считала вредными, мещанскими, хотя их автор с молодых лет считался, да и был леваком. Особенно Крупской не нравилась первая из классических сказок Чуковского — «Крокодил». По вполне политическим причинам. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку.
Сначала его манят пряником — веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть», — искренне бушевала Надежда Константиновна. Она увидела в этой сказке и некоторые достоинства — отметила юмор, удачную игру слов, но старорежимный дух перевешивал. Увы, не убедили Крупскую и статьи Чуковского о любимом ею Некрасове. За Корнея Ивановича заступился Горький. Словом, началась долгая дискуссия. При этом надо иметь в виду, что популярность Чуковского среди детей и их родителей в то время была невероятной.
Ее связывали, кроме прочего, с нэповским угаром, который, как опасались многие, мог заглушить в сердцах все революционное. Особенно в молодых сердцах. Думаю, это и напугало Крупскую. Любовь к сказкам Чуковского, как им казалось, превращалась в манию. К Корнею Ивановичу «жена Ленина» была несправедлива. Скорее всего, в какой-то момент она поняла это. Но дело не только в Чуковском, который постоянно вызывал у нее опасения.
Она не принимала литературу игры и парадокса. Авангардные поэты, художники, архитекторы в основном поддержали революцию. Но ни Ленин, ни Крупская их не принимали. Даже Маяковского, который старался быть и актуальным, и понятым, поначалу отторгали. Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку.
Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно. Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика. Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного. Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна.
И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы». Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова». Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто. В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульяновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В.
Ленин, Н. Крупская, А. Ульянова-Елизарова; стоят — М. Ульянова, Д. Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г.
Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более. Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела. Впрочем, этим правилом руководствуются очень многие, во все времена — а вовсе не только большевики. Просто большевики в этом смысле были откровеннее многих. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» — таково ее кредо.
Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе.
Учись не в одиночку, а вместе. Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят. Страшно много может дать в смысле привычки сообща действовать игра. Тут нужен тщательный подбор игр, нужно культивировать игры, которые укрепляли бы умение действовать по правилу «все за одного, и один за всех», которые приучали бы действовать сообща, иметь в виду общие интересы. Все игры по команде, без внутреннего увлечения, стоят очень мало.
Ульянова-Елизарова; стоят — М. Ульянова, Д. Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев.
Осень 1920 г. Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более. Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела. Впрочем, этим правилом руководствуются очень многие, во все времена — а вовсе не только большевики. Просто большевики в этом смысле были откровеннее многих. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» — таково ее кредо. А как иначе — особенно в представлении тех лет. Книга должна учить правильной жизни. А значит, хорошо бы несколько переписать детскую классику, удалив из знаменитых книг буржуазную начинку.
Так она предлагала поступить популярнейшим в то время и, в принципе, полезным для воспитания научного мышления Жюлем Верном. Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год Несомненно, среди педагогов и управленцев образования она была одним из самых последовательных сторонников приоритета коллектива над личностью, общественного над личным. Среди экспериментов, которые внедряла Крупская — групповые проекты, задания, которые оценивались по ответу одного — как правило, лучшего — ученика. Его оценку получали все. Вот такая школа коллективизма. В 1930-е от этих новаций отказались. Еще одна особенность «школы по Крупской» — приближение учебы к жизни. Секрет здесь видели в трудовом и производственном воспитании. В этом смысле союзником Крупской был Антон Макаренко, да и не он один.
Крупская не сомневалась, что человек не должен быть «всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда». А значит, необходимо «трудовое обучение». Ребята, окончившие семилетку, получали навыки нескольких ремесел, видели результаты своего труда. Сегодня многие педагоги — и не только в России — развивают это направление. Надежда Крупская, 1936 год Отметим и такой штрих. Когда стали чинить препятствия для приема в школы детей дворян, священников, кулаков, Крупская выступила против: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста».
Она ведь и сама — дочь и жена господ дворянского происхождения. С годами она стала ортодоксальнее. По крайней мере, нередко проявляла себя именно с этой стороны. А ведь в юности боролась с церковной ортодоксией, властвовавшей в царской России. Между тем, даже самые несправедливые ее статьи написаны мастерски, темпераментно, строгим, взвешенным языком. Думаю, даже порывистому Ленину было интересно беседовать с этой женщиной. К тому же она была дипломатична. Их споры и политические раздоры не выходили за порог дома. Азбука демонизации Чего только не приписывают «жене вождя» в наше время!
Даже сжигание книг. Без доказательств, зато с фанатической уверенностью. В собственной правоте. Крупскую упрекают и в исключении из школьной программы Достоевского. Действительно, он не стал главным героем советской школьной программы. И Крупская его недолюбливала — за приверженность религиозному дурману. И в то же время, стали ли в России в 1920-е годы меньше читать Достоевского? Вовсе нет. Его в особенности — роман «Преступление и наказание» постоянно обсуждали в литературных кружках, в то время весьма популярных.
Его, в отличие от Толстого, не подняли на официальный пьедестал — по понятным идеологическим причинам. Но и не запрещали. И тиражи Достоевского, и востребованность его книг в библиотеках хотя «Бесов» оттуда действительно изымали — и это неудивительно только росли. Надежда из киноленты Она ушла ровно в 70 лет, давненько растеряв здоровье. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Москва, Сретенский бульвар.
В своей книге «Нашествие чужих. Почему к власти приходят враги» Шамбаров утверждает, что истоки «рыбного» прозвища Крупской следует искать в ее родословной. Дело в том, что отец Надежды Константиновны рано ушел из жизни. О Крупской до конца своих дней заботилась ее мать Елизавета Васильевна, которая, по данным Шамбарова, до замужества носила фамилию Фишман. Именно по этой причине Крупская и стала «Рыбой». Известный журналист, Леонид Млечин, перу которого принадлежит издание «Демонтаж патриархата, или Женщины берут верх», также пишет о том, что недоброжелатели часто называли Крупскую «Селедкой». По мнению Млечина, виной тому стала развившаяся у Надежды Константиновны базедова болезнь, из-за которой глаза Крупской были навыкате, как у рыбы. Крупская действительно страдала «базедовой болезнью» из-за которой происходило опухание щитовидной железы то есть появление зоба и выпячивание глазных яблок.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Надежда. Трудное счастье революционерки | Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. |
Ответы : Кто виноват в смерти Крупской Н. К. Ваше мнение | Надежда Константиновна Крупская. |
Клинический случай. Единственная Надежда - Телеканал Доктор | Очередной обыск был устроен на квартире и даче Надежды Константиновны даже после ее смерти. |
Крупская. Дочь гувернантки (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру | Как позже признавалась Надежда Константиновна, маленькой она чувствовала себя очень одиноко, поэтому вечерами часто разговаривала с Богом. |
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины | Полное имя: Надежда Константиновна Крупская. |
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
За это Крупский заслужил уважение со стороны местного населения и ненависть со стороны чиновников. Вскоре он жестоко поплатился за свои демократические взгляды. В книге «Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 1899-1917» приведены слова Надежды Крупской о том, что вскоре на ее отца посыпались многочисленные анонимные доносы.
Крупского признали неблагонадежным и уволили со службы. Как писала Надежда Константиновна, Крупского обвинили в 22 преступлениях, среди которых значились «танцует мазурку», «говорит по-польски», «не ходит в церковь». Однако главным пунктом все же явилось так называемое «превышение власти».
Борьба за справедливость По мнению историка Бориса Соколова, поводом для увольнения Крупского стала перепись населения подведомственного ему уезда без приказа губернского начальства. Эта перепись и была обозначена как «превышение власти».
На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало. Ядовитый или безвредный десерт? Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Вера Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте.
Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков.
Крупская на похоронах Ленина В январе 1924 года Ленин умер. Надежда Крупская осталась одна. Утешение она нашла в работе. Продолжив трудиться в наркомате просвещения, Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, а также пионерской и комсомольской организаций. Правда, в это же время она раскритиковала ряд сказок Чуковского, из-за чего писатель перестал их писать до войны.
А еще ее критике подвергся знаменитый педагог Антон Макаренко. Тем не менее, вплоть до смерти Крупская трудилась и ежедневно писала, оставив после себя 11 томов сочинений. В дни репрессий она пыталась защищать некоторых бывших партийцев, но в то же время участвовала в общем хоре обвинений. По этому поводу она собрала дома небольшое застолье, а Сталин прислал в подарок юбилярше огромный бисквитный торт Надежда Константиновна любила сладкое. Этот торт потом стал поводом для обвинений в адрес Сталина: мол, тот специально прислал нелюбимой вдове Ленина отравленное угощение. Правда, этот торт ели все, а отравилась только Крупская, поэтому это обвинение было безосновательным. В этой истории странно другое. Почувствовав себя плохо, Надежда Константиновна вызвала врачей, но они прибыли только через три часа. Доктора решили пригласить для совещания академиков, которые тоже не торопились. А когда все прибыли, то врачи, поняв, что у Крупской аппендицит и нужна срочная операция, по телеграмме запросили разрешения Сталина, но ответа не последовало.
За это время аппендицит перерос в гнойный перитонит, который и погубил Надежду Константиновну. Она умерла 27 февраля 1939 года, прожив на свете 70 лет и один день. Ее прах похоронили в Кремлевской стене, недалеко от мужа.
Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина. А в связи со сложными отношениями, которые были между ними. Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным. И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили. Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти. Простое неоказание помощи. Слишком поздно приехал врач и слишком поздно ее привезли в больницу.
Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. Информация об история болезни Надежды Константиновны до сих пор остается засекреченной. Она станет известной лишь спустя девяносто лет со дня ее смерти. Несмотря на тяжелую болезнь, Крупская никогда не считала себя больной. В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная. Рекомендую почитать:.
Надежда Крупская. Женой так женой
Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги.
Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи. В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество.
Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство. Персоны этого периода: 1. Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2. Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24.
Крупский Н. Новочеркасск, коллежский секретарь 1901—1903 гг. Николай Яковлевич Крупский действительный статский советник, в 1893 г. Тифлис ныне г.
Тбилиси Грузии в дирекции народного училища Тифлисской губернии Министерства народного просвещения Российской империи. Кавалеры Военного ордена святого Георгия за русско-японскую войну 1904—1905 гг. Крупский Георгий Александрович — поручик отдельного конного полка Общий список офицерских чинов Российской Императорской Армии на 1-ое января 1909 г. Но, скорее всего, только потому, что советские историографы убрали это имя из данного списка.
Предполагать, что он был лишен дворянства — нет оснований, поскольку после десяти лет следствия Крупский был оправдан. Тут перед нами раскрывается вообще фантастическая картина. Кто же были эти люди? Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода.
Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И. Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца.
Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника.
В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя.
Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания.
В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений.
Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».
Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя».
Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.
За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Такое предположение возникает, когда знакомишься с истинной биографией Надежды Константиновны. Точнее — с ее родословной. Начну с фамилии Крупский. Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ». В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи. В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство. Персоны этого периода: 1. Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2. Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24. Крупский Н. Новочеркасск, коллежский секретарь 1901—1903 гг. Николай Яковлевич Крупский действительный статский советник, в 1893 г. Тифлис ныне г. Тбилиси Грузии в дирекции народного училища Тифлисской губернии Министерства народного просвещения Российской империи. Кавалеры Военного ордена святого Георгия за русско-японскую войну 1904—1905 гг. Крупский Георгий Александрович — поручик отдельного конного полка Общий список офицерских чинов Российской Императорской Армии на 1-ое января 1909 г. Но, скорее всего, только потому, что советские историографы убрали это имя из данного списка. Предполагать, что он был лишен дворянства — нет оснований, поскольку после десяти лет следствия Крупский был оправдан. Тут перед нами раскрывается вообще фантастическая картина. Кто же были эти люди? Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И. Ползунов, создатель первой паровой машины.
Владимир Ильич обратился с такой же просьбой. Через семь месяцев она добилась позволения отбывать ссылку в Шушенском. Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых выступали «пораженцы» — марксисты, которые, как и Ленин, желали военного поражения своим империалистическим государствам. В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни. Культурная революционерка Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции». Целью большевики считали не развитие «образования» в техническом смысле слова, а именно Просвещение с большой буквы, в этико-философском понимании данного термина. В 1918 году появились комсомол и первые внешкольные детские учреждения. Крупская выступила инициатором пионерского движения в 1921 году. Оно переросло в массовую пионерскую организацию, которая занялась воспитанием юных граждан Страны Советов. Надежда Константиновна в своих теоретических трудах разработала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. Большое место в воспитании детей Крупская отводила художественной и философской литературе. Она подготовила инструкцию по устранению из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей литературы». Каким бы ни был частный педагогический вопрос, который затрагивала Надежда Константиновна, она связывала его с политикой партии.
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта
По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов.