Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ» на канале «Шоу Известь» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 октября 2023 года в 13:25, длительностью 00:23:57, на видеохостинге RUTUBE.
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?
Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Владимир Ильич Ленин и его супруга Надежда Константиновна Крупская были без преувеличений знаковыми личностями 20 столетия. В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР.
Первые симптомы
- Годовщина свадьбы Ленина и Крупской
- Навигация по записям
- Ленин заново возвращается в нашу историю - КПРФ в Ярославской области
- Крупская, Надежда Константиновна - ПЕРСОНА ТАСС
Годовщина свадьбы Ленина и Крупской
Эти работы, дополняющие и расширяющие ее «Воспоминания о Ленине», пропагандируют идеи Ленина, раскрывают его роль как организатора и вождя Коммунистической партии и Советского государства. В сборниках содержались также биографические подробности, помогающие читателю ближе ознакомиться с обаятельным образом Владимира Ильича, его привычками, вкусами, думами и переживаниями. Все три издания были хорошо приняты читателями и прессой и быстро разошлись. В новом, четвертом издании сохранен тематический принцип расположения материала как во всем сборнике, так и внутри каждого раздела. Материалы печатаются в основном по тексту последнего прижизненного издания работ Н. Крупской, сверенному с рукописями и первыми публикациями. В конце каждого документа указывается дата его написания, первая публикация и источник, по которому данная работа печатается. Примечания Н. Крупской к тексту подписаны инициалами Н.
В воскресенье, 20 января, пригласили профессора Авербаха. Как вспоминает Крупская, В.
Но наступило 21 января. Время у меня спуталось как-то. Когда он проснулся вновь, уже не мог совсем говорить. Дали ему бульон и опять кофе, он пил с жадностью. Потом успокоился немного, но вскоре заклокотало у него в груди. Все больше и больше клокотало». Бессознательнее становился взгляд: «Владимир Александрович Обух и Петр Петрович держали его почти на весу на руках, временно он глухо стонал, судорога пробегала по телу, - пишет Крупская. Ферстер и д-р Елистратов впрыскивали камфору, старались поддерживать искусственное дыхание. Ничего не вышло, спасти нельзя было». Владимира Ленина не стало в 18.
Надежда Крупская пережила мужа на 15 лет. Крупского, находилась под опекой Николая Уткина, который поддерживал контакты с Карлом Марксом. По окончании с золотой медалью гимназии Оболенской училась на Бестужевских курсах, вступила в марксистский кружок. Преподавала в Петербургской воскресной школе, в 1894-м познакомилась с Владимиром Ульяновым, с которым создавала Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В 20-е годы была членом ЦК и заместителем наркома просвещения, некоторое время открыто пикировалась со Сталиным. Скончалась 27 февраля 1939 года, на следующий день после 70-летия, от воспаления брюшины.
Было ли отравление? Скрыть «Похожа на селёдку» Сейчас принято вспоминать, что Крупская внешности была непритязательной. Надежда и сама это знала и сравнивала себя с русской природой: «нет во мне ярких красок». Сестра Ленина Анна в письме брату представила Надю того проще: «похожа на селёдку», а среди революционеров Крупская была известна по подпольным кличкам Рыба и Минога, и кличками эти свободно пользовался сам Ленин. В интернете уже успели подметить, что чертами лица и, по описанию, нежностью кожи и румянца она была очень похожа на Скарлетт Йоханссон. Как меняют человека макияж и причёска, а взгляд на его красоту — актуальная мода! Возможно, из-за внешности в какой-то момент распространился миф, что отношения между Лениным и Крупской были товарищески чистыми, на одной только общей идее. Но позже, через много лет после смерти Ленина, Надежда писала: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти», и вспоминала, что очень скрашивало им двоим ссылку то, что они «молодожёнами были». Ленин был, как всегда, говорлив и непоседлив. Крупская, тихая, серьёзная девушка, сразу влюбилась — противоположности притягиваются. А Ленин влюбился тоже, но... Девушки пришли на встречу вместе. Вместе с другими мужчинами-революционерами он послал весточку на свободу — парни просили девушек приходить под окна, когда арестованных ведут по коридору. Чтобы хоть видеть товарищеские взгляды... Апполинария не пришла. День за днём вместо неё Ленин видел лицо Крупской. Как всегда, маловыразительное, бледное, сосредоточенное. Но со свадьбой пришлось подождать: арестовали и Крупскую. Наконец уже в ссылке они смогли пожениться. С невестой приехала к Ленину тёща: Наденька сама не умела по дому ни-че-го. Готовила и многими бытовыми вопросами занималась её мать. Кадр из фильма «В дни Октября» Позже, когда мамы и тёщи не стало, молодые всегда предпочитали обедать и ужинать вне дома. Крупская делала только завтрак, всегда один и тот же — яичницу-глазунью. Домашнего уюта она создавать тоже не умела и не собиралась уметь. В эмиграции они с Владимиром жили в тесной комнатке, которая, по воспоминаниям современников, выглядела очень аскетично, даже неуютно.
Крупская перенесла тяжёлое женское заболевание, это отголоски пребывания в тюремном заключении, с октября 1896 г. Её мать 6 раз писала прошение об освобождении дочери ввиду её крайне тяжёлого состояния.
В шествии липецких коммунистов приняли участие Ленин и Крупская
Владимир Ленин женился на Надежде Крупской в 1898 г., когда ей было 29 лет, а ему самому — 28. Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. И снова верная себе Крупская рассказывала о первом инсульте Ленина с удивительной искренностью и простотой. Серьезно еще больше могло подорвать и без того пошатнувшееся здоровье Крупской и путешествие к ссыльному Ленину в холодную Сибирь в 1898-м году. Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok.
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского.
Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки?
Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции.
Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.
Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе.
По воспоминаниям Крупской, Чоглокова не была замешана в политической деятельности, но так или иначе поддерживала молодых людей. Она была образованной и очень мудрой, и в лицах Крупской и Ленина она нашла интересных собеседников. Особенно в лице Крупской — она же позже придумала пионерию, и у нас скоро будет экспозиция об этом, — рассказывают в музее. Ленин и Крупская жили в мезонине на втором этаже. Это три соединенные друг с другом небольшие комнаты — спальня, столовая и комната матери Крупской — Елизаветы Васильевны. В столовой на втором этаже социал-демократы проводили собрания, в небольшую комнату могло поместиться около десяти человек. Слышимость была хорошей, поэтому собравшихся было легко предупредить об опасности. Так выглядит мезонин — печку топили только для приготовления пищи В небольшую столовую могло набиться около десяти человек — Внизу был колокольчик, да и просто можно было громко разговаривать. Отсюда было хорошо слышно, если пришли жандармы, и в случае чего собравшиеся могли, к примеру, вылезти через окно. Документальных подтверждений, что такое происходило именно в этом доме, у нас нет, но в других местах проживания Ленина и Крупской такое не было редкостью, — говорит сотрудница музея. К Елизавете Васильевне Ленин относился с уважением и любовью. Именно она стала надежным тылом в бытовом смысле — готовка, стирка, уборка и прочие домашние дела. И она, и Ленин были полностью погружены в социально-демократические идеи, жили мыслями и разговорами о революции, — рассказал экскурсовод. Если во время ссылки в Шушенском Ленин успевал поохотиться и ходил собирать грибы в лесу, то в Уфе такой возможности не было. Зато здесь революционеры гуляли в саду на Случевской горе ныне — Сад Салавата Юлаева.
То ли по природе, то ли от головных болей и бессонницы был он крайне вспыльчив, легко срывался на крик, на грубости. Зато, вопреки некоторым анекдотам, ходоком по женщинам Владимир никогда не был. Арманд стала исключением, с которым тогда уже серьёзно больная Крупская смирилась... Надежда закончила Бестужевские курсы, получив самое лучшее по своим временам образование из доступных для женщины. В том числе за этот ум Ленин ценил Наденьку да, он к ней так обращался практически всегда. У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие. Статуса у неё могло быть два. Сначала — жена Ленина. Потом — вдова Ленина. А что делала она сама, какой вклад внесла в революцию или формирование новых советских реалий, было уже не важно. Ещё до революции Крупская стала для Ленина бессменным секретарём. Занималась его перепиской, помогала работать с бумагами, прессой, с ним вместе работала над подпольной газетой «Искра». Настолько же доверенным лицом была для Владимира только его Инесса Арманд. Она выполняла для Ленина переводы. Крупская также была связной, когда Ленин скрывался от очередного ареста — ездила к нему на конспиративную квартиру и привозила указания прочим революционерам. Но современники, очевидцы их молодой совместной жизни замечали другое: революционер Григорий Петровский считал, что по Ленину видно — ему иногда «попадает». Он же отмечал, что все речи Владимира проходили придирчивую проверку Крупской — она указывала на несуразности, застревание на какой-то детали. Например, раскрывала связь между повальной проституцией в среде фабричных работниц и оплатой их труда на фабрике — женщинам при тех же нормах платили во много раз меньше, чем мужчинам, и оплата эта никак не учитывала ни стоимость наидешёвейшего жилья, ни необходимость кормить детей. До Крупской были больше слышны вздохи морализаторов: мол, докатились, нынешнее поколение женщин просто пало от желания красивой жизни... До революции же вышла её книга «Народное образование и демократия», высоко оценённая соратниками. Отличалась Надежда и бесстрашием. Когда представители Временного правительства пришли арестовывать Ленина как немецкого шпиона, сам Владимир Ильич скрылся, зато Крупская встречала полицейских не просто свободно — спокойно и с оскорблениями. Она не переставала отпускать вооружённым людям колкие замечания всё время, что шёл обыск. В детстве она страдала от одиночества. Может быть, поэтому Надежда так горячо приняла к сердцу детский вопрос и занималась вопросами превращения всякой детской жизни в СССР в коллективную.
Реквизировать имущество у культовых учреждений стали только через пять лет после революции, в беспрецедентной ситуации, когда голод был страшный, до каннибализма. Был эпизод: Ленин должен был выступать на каком-то предприятии и углядел самодельный плакат: «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Он его дико разозлил! Будет, еще как будет! Коммунизм — это бесклассовое общество, а не вечная диктатура какого-то одного класса, даже пролетариата. Ленин с сомнением относился к обожествлению пролетариата - класс-мессия, который освободит мир от капитализма. Освободит, да, но затем должен будет исчезнуть. Ленин практически не писал о том, как именно будет устроена жизнь при коммунизме, - потому что ненаучно прогнозировать. Смерть титана Кто в него все-таки стрелял? Каплан, не Каплан? Почему ее так спешно казнили прямо в Кремле? И сожгли - б-рр! Лев Данилкин: Есть много свидетелей, был следственный эксперимент - им, интересно, руководил Юровский, тот самый, который за полтора месяца до того занимался расстрелом семьи Романовых, а потом долго был директором Политехнического музея. Стреляла Каплан. Казнили ее потому, что тогда был критический момент, видных большевиков подкарауливали и расстреливали на улицах - и им пришлось ответить тем же, а одновременно шли бои с белочехами за Казань и Свияжск, немцы могли взять Петроград и на Москву пойти. Большевики на ниточке висели, уже фабриковали документы поддельные на случай свержения, разрабатывали пароли, явки. Даже в Кремле опасно было. Хотели Ленина отправить в Тушино болеть, под видом отца какого-то рабочего, потом остановились на Горках, но тоже отвезли его туда конспиративно. Некогда было с Каплан разбираться, чего ждать, ради чего судить? Вывозить тело, наверно, сложно, а где ее хоронить - в Кремле? Нравы были простые, на рыбалку с динамитом ходили. Александровский сад был полузаброшен, там была свалка, его восстановили как культурный объект только к 7 ноября 1918 года, 1-й годовщине революции, памятники новые поставили революционные. Ленину повезло, что выжил. Каплан - что вошла в историю, в массовое сознание. Другим повезло меньше - например, биографу Ленина Герману Ушакову, который участвовал в покушении на своего будущего героя 1 января 1918 года. Вот история - но кто про нее помнит? Никаких бочек с бензином. Ленин отпустил Ушакова, просто простил; и тот запомнил это и «заболел» потом Лениным, на похороны пришел, Бонч-Бруевич его пропустил к гробу. Затем в Шушенское поехал. Вот это судьба! От чего он все-таки умер? Это связано было с покушением? Или это результат титанической работы, когда приходилось самому вникать во все вопросы и не спать круглыми сутками? Лев Данилкин: Не связано с покушением, не связано с сифилисом. У него был наследственный атеросклероз, его самого изумлявшая болезнь, вызывавшая частичное поражение коры головного мозга. После третьего инсульта Ленин находился в странном состоянии, которое заинтересовало бы какого-нибудь Оливера Сакса, нейропсихолога, который коллекционировал странные случаи - все эти «человек, который принял жену за шляпу», жертвы эпидемии летаргического сна, в этом духе. Для нас существенно, что между мартом 1923 года и январем 1924-го Ленин не мог контролировать то, что происходило с документами, которые циркулировали как его, ленинские. Это важно; у него странный очень «Реквием», это его «политическое завещание», «Письмо к съезду». Оно напоминает пародийно «городничий глуп, как сивый мерин». Статья против СССР, по сути... Иногда говорят, что Ленин погиб от столкновения с созданной им «бюрократией», что он сам стал жертвой своего монстра, как Франкенштейн. По-моему, нет. И про убийство, буквальное, с отравлением, тоже сомнительно. Но ситуация детективная, смерть не толстовская, а скорее софокловская. Каким, по-твоему, может быть идеальный памятник Ленину? Лев Данилкин: Хороший вопрос... В Питере его украденный бюст, у Сергея Носова я про это прочитал, заменили каменным шаром. В Ленине, да, есть нечто шарообразное, он такой колобок из Симбирска. Не устроил, но закруглил революцию, придал ей идеальную форму. Голова-нимб, опять же. Поэтому силуэт круглый - это правильно для памятника. Но просто круг или шар - неточно. Ленин не сводится к бездушной геометрии. И вообще ставить ему памятники, буквальные, больше не нужно. Как монументальная пропаганда это больше не работает. У меня к гагаринской книге был эпиграф - я, разумеется, понятия не имел, что мне потом доведется писать про Ленина. Пожалуй, вот такой ответ: было бы здорово, если бы на русском флаге появился профиль Гагарина в шлеме, как солнце на японском. Вот это будет хороший памятник Ленину. Главный продукт революции - успешная модернизация пространства, которое к началу ХХ века оказалось в кризисе, проигрывало конкуренцию с Европой, Америкой, Японией.
«Ильич в июле сбежал»
- Секретарь, связная, идеолог
- 53 необычных факта о Ленине: Все не знает даже историк
- Оставляйте реакции
- Женщины в жизни Ленина
Ум против красоты: как Надежда Крупская отстояла Ленина у Инессы Арманд
Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка.
С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька».
В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью.
Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах.
Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках.
Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе.
Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».
Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя».
Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата.
Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность.
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
По окончанию срока ссылки Владимир Ильич вывез из Шушенского более 240 кг литературы. Крупской разрешили отбывать ссылку в Шушенском вместе с Ульяновым, но обязательным условием было их венчание. Ей они платили только за аренду дома и огород — 4 рубля. Хозяйка оставила за собой лишь одну.
Правильной дорогой идем, товарищи!
Голосование во всех участках проходит активно. Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа Оставляйте реакции.
TASS «Почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитями связана с мыслью о тебе», — спустя несколько лет, в 1913 г. Из письма ясно: революционерка была искренне влюблена в своего соратника и учителя: «Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал... Вопреки соперничеству из-за вождя большевиков, между женщинами установились дружеские отношения. Крупская писала : «Уютнее, веселее становилось, когда приходила Инесса». Та, в свою очередь, с любовью говорила о Крупской: «Я ее полюбила почти с первого знакомства.
По отношению к товарищам в ней есть какая-то особая чарующая мягкость и нежность». Надежда Крупская, жена Ленина. РИА Новости Лев Данилкин, автор недавней биографии Ленина, напоминает , что документальных свидетельств романа Ленина и Арманд если не считать воспоминаний современников не существует, но предполагает, что отношения между Лениным, Арманд и Крупской могли развиваться в соответствии с новой социалистической моралью, описанной Чернышевским в романе «Что делать? Именно поэтому, считает Данилкин, и Крупская, и Арманд смогли отложить ревность в сторону —они были единомышленницами, уважавшими друг друга.
Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж
Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Подписывайтесь на "Комсомолку", чтобы комментировать пост! надежда_крупская, владимир_ленин, новости. Репродукция картины художника Н. А. Сысоева "В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции в Кашино". Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое.
Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина?
Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин. История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. В письмах к Надежде Крупской Владимир Ленин проявлял заботу о ее здоровье, делился последними новостями и рассказывал о знакомых. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал.
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
Правда или вымысел? Еще в 1992 году в Ульяновске он опубликовал брошюру «Ленин, Крупская, Арманд. Любовный треугольник? Спустя некоторое время он снова возвращался к этой теме в другой книге «Правда и кривда о Ленине». А был ли треугольник? Что это за женщина? Арманд родилась в Париже в артистической семье, у нее было две сестры. Когда она была еще девочкой, умер ее отец. Мать не могла их содержать и отправила детей в Москву к своим бабушке и тете. Там Инесса изучила русский язык, много занималась музыкой, иностранными языками — стала весьма образованной женщиной. В в нее влюбился фабрикант Александр Арманд, который и стал ее мужем, у них родились четверо детей.
В браке с Крупской Владимир Ленин состоял с 1898 года. Несмотря на продолжительную совместную жизнь, у пары не было совместных детей. Революционер скончался 21 января 1924 года.
И только в Лонжюмо, когда стала помогать Ленину с переводами, она несколько поуспокоилась. Инесса писала ему, что "тогда еще не была влюблена, но уже очень сильно любила". Ответных писем Ленина к Инессе от тех лет не сохранилось: в 1914 году, когда страсть их стала ослабевать, он просил Инессу вернуть ему его письма, очевидно, для того, чтобы уничтожить их. Но ни у кого из близких Ленина не было сомнений в том, что между ним и Инессой Арманд в 1910-12 годах был полноценный роман.
Французский марксист Карл Рапопорт оставил нам поэтичное описание разговора Владимира и Инессы в парижском кафе: "Ленин не мог оторвать своих горящих монгольских глаз от этой маленькой француженки". Крупская и Арманд, очевидно, никогда не испытывали друг к другу никакой вражды. Они вместе работали в "партийной школе" в Лонжюмо, им было легко друг с другом. К тому же обоим Ульяновым, которые страдали оттого, что бездетны, очень приятно было присутствие детей Инессы. Andrew SytinЗнаток 348 8 лет назад "В 1910 году в Париже тридцатилетний Ульянов познакомился с Инессой Арманд и влюбился" - что за бред? Ленин, как и А. Якубова, был 1870-го года рождения.
Венок к ее могиле имел ленту, на которой было написано: «Товарищу Арманд от В. А рядом была и Крупская. Если бы Владимир Ильич чувствовал за собой какой-то грех, то он настоял бы на том, чтобы на подписи было не только его имя, но и Крупской. Потому что она была подругой Владимира Ильича. Вот и вся история. И никак ее нельзя подавать, что это любовь втроем. Это была со стороны Инессы Федоровны платоническая любовь, а Владимир Ильич очень уважал ее, во-первых, как активного товарища в революционной борьбе, а во-вторых, как прекрасного музыканта. Он очень любил слушать исполнение Инессой Федоровной классических произведений. Вот, собственно говоря, и вся история, в которой все трое: и Владимир Ильич, и Инесса Федоровна Арманд, и Надежда Константиновна Крупская оказались достойными друг друга. И всякие сплетни вокруг этой дружбы не имеют под собой никакой документальной основы.