В России аудитория Коляда-театра — женщины бальзаковского возраста и дети, обеспечивающие кассовые сборы. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря. С колядками молодежь ходит по всем дворам, чтобы сообщить о том, что новое молодое солнце родилось на свет. Многие называют все праздничные новогодние и рождественские песни колядками, а походы развлекать людей зовут одним глаголом – колядовать.
Колядки: что это?
- Какого числа отмечают Святки и колядки в 2023 году
- Колядки: кто и о чём поёт в Рождество / Skillbox Media
- Главный славянский народный праздник Коляда – его история и традиции.
- Коляда – праздник славян. Какая дата в 2023?
- Детские колядки: интересно о празднике
- Откуда разногласия в определении дня праздника
Старый Новый год, День российской печати, Васильева коляда: праздники и приметы 13 января
Праздник Рождения Христа православные выражают по-разному: и в посещениях богослужений, и в приготовлении праздничных яств, и в празднованиях с песнями, вместе с которыми колядующие приносят в дом атмосферу праздника. В отличие от святочных гаданий, которые не поддерживаются церковью, колядки являются особенностью христианской культуры. Очень часто колядующие ходят по домам с самодельной звездой, закрепленной на шесте, которая символизирует Вифлеемскую звезду, желают хозяевам благополучия, счастья, здоровья и процветания на предстоящий год. Пришедших в ваш дом колядующих можно отблагодарить шоколадками, конфетами, пирогами и другими вкусностями с рождественского стола.
За несколько веков сложились традиции этого праздника. Вечером накануне Рождества семьи собираются за праздничным столом, а затем молодежь идет колядовать. Вы можете обойти соседей по подъезду, а можете устроить веселый праздник с конкурсами и танцами дома, пригласив гостей. Проходят такие праздники и в школах, детских садах и других детских учреждениях.
Вы можете разыграть несколько веселых сценок, устроить костюмированные представления, попросив гостей надеть русские народные костюмы, костюмы и маски зверей и сказочных персонажей: Бабы Яги, домового, лешего и др. Можно надеть старые дубленки мехом наружу, прикрепить на голову небольшие рожки, украсить себя разноцветными ленточками. Запаситесь конфетти и мишурой, чтобы создать праздничное настроение. Когда отправитесь колядовать, исполните песни с пожеланиями благополучия и богатого урожая в наступающем году. Хозяева в ответ должны одарить гостей сладостями и мелкими деньгами.
Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью.
Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы. Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами , сладостями, пряниками , медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных.
Что такое чайный пакетик? Если его разорвать, там пыль. Там то, во что мы все превратимся. Мы все помрем и станем пылью. Эта пыль — образ смерти… Когда они держат эти чайные пакетики во рту, цепляют на грудь, как орден, или друг другу передают, я понимаю, что они держат в руках чью-то смерть. Просто, наивно и поэтому честно.
Такой принцип от безысходности? Я работал в больших театрах, поставил десять спектаклей в Польше, в «Современнике» два спектакля или один в Театре Вахтангова. В Польше на спектакль «Двенадцать стульев» в Катовице мне не подобрали, а сшили 200!!! Я говорил: «Не надо». А они: «О, пан Коляда, чего хочешь тебе сделаем». Потому что там — художник, ассистент художника, хореограф, ассистент хореографа, художник по костюмам, ассистент художника по костюмам, два переводчика. Мне там не надо ехать на рынок покупать какие-нибудь поварешки — все принесут. Но знаешь, как говорят: «Из курочки сварит суп и дурочка». Когда есть деньги, чего же не размахнуться. А если денег нет, так давайте возьмем чайные пакетики.
Вот ты говоришь, стакан. Одно дело, если я просто держу его, другое, когда оживляю. Артист должен оживить неживой предмет, тогда это превращается в чудо, в каменный цветок. В это же надо вдохнуть жизнь, перевернуть. Что угодно можно сделать, даже со стаканом… — Если к тебе придут и скажут: Николай Владимирович, вы нас так убедили своим великолепным искусством, давайте-ка мы вам дадим огромный бюджет, целых полмиллиона. Вот что ты сделаешь? Не стану делать спектакль, шить костюмы… Когда приходишь в какой-нибудь театр, видно, что артисты выходят в костюмах, которые сняты с вешалки. Они неживые, это мертвые костюмы, сшитые. А если еще и плохо сшитые, и ткань тянет… А мои — живые. В «Анне Карениной» мне очень важно, что: Вронскому — 21 год, а Анне — 26.
Я знаю несколько историй из своей жизни, они, что называется, неравный брак. Когда надо ровню себе брать, но Анна решила, что Вронский — ее пара. Для меня в детстве потрясением было, когда я читал про ее смерть. Как она под поезд кинулась и в какой-то момент подумала: «Что же я делаю? Отбросила смерть или жизнь? Мама дорогая! И все-таки легла, и свеча, которая озаряла, погасла… Конечно, все пляски, танцы как в «Карениной», так и в «Бульбе» все-таки идут к самому главному. В «Бульбе» Тарас говорит: «Да разве найдется сила, которая пересилит русскую силу? Эх…» Театр — это прежде всего игра и детство. Все идет из детства.
Ехал тут в метро и наблюдал за мальчишкой, ему лет пять, он ехал с мамой. На эскалаторе, на коричневых панелях, он играл в лошадку: поставит три пальчика, и они у него так скачут, скачут. Доходит до железяки, и раз — перепрыгивает. А пальчики маленькие, крошечные, и так он ехал до самого конца эскалатора. Еду за ними и думаю: «Что у человека в голове? Он верит, что пальчики — это лошадка, может, он в пропасть прыгнул и он — герой? Старый дурень. А думал, в какой спектакль это вставить? Надо верить во все. И артист должен верить во все.
Что бы мы ни делали: «Вишневый сад», «Гамлет», «Маскарад», все начинается с баловства. Потом я привезу с рынка кучу барахла, которое, как мне кажется, может быть в спектакле, а может и не быть, и скажу: «Давайте поиграем с костями из «Гамлета», с белыми панелями в «Маскараде». А панели взял у себя в квартире после ремонта. С Виктором Сухоруковым. Тысячу раз говорил артистам: «Мама ушла на работу. Открываем шкафы, сундуки, достаем мамины платья, которые нам большие. Мажем глаза и щеки и в маминых туфельках бегаем, прыгаем по дому, и падаем на пол, и ржем. Играем в одно, другое, третье. А в шесть часов придет мама, по жопе надает, но до шести-то можно играть». Так и в театре, в шесть часов придут критики и скажут, что спектакль — говно.
Но ты-то можешь играть и баловаться. Короче, баловство и больше ничего. Какая реакция тебя удивила? И какие открытия сделал за границей? На спектакле перевод шел с титрами. В зале ржали, просто умирали от хохота. А я стоял за кулисами и думал: «Почему они смеются? Над нами, русскими? Над нашими проблемами, над нашими бабушками, которые поют в ансамбле «Твое тепло, мое тепло…»? Над чем?
Что они такие же, бабки старые, и проблемы у них такие же. Куда им деваться? Идут в хоры — точно такие же хоры в Венгрии, в Польше, Болгарии, в Германии. Люди на старости лет не знают, куда себя приткнуть, а хочется общения, разговора. И находят такой ансамбль, и там бабушки выпивают, ругаются, ссорятся — кто из них звезда, кто не звезда.
Сначала кричали «Позор!», потом привыкли. Как Коляда-театр приучил зрителей смотреть свои спектакли
Само название Славяно-Арийского календаря получилось от словосочетания бога Коляды — Коляды Даръ (или Каляды Даръ, буквы – а, о — в разные периоды были взаимозаменяемы). Русские люди устраивали святые вечера с гаданием и веселыми колядками по дням с 7 по 14 января, которые являлись продолжением новогодних праздников. Коляда, коляда Коляда, коляда, На другой день Рождества!
Как правильно колядовать и как правильно встречать колядующих?
Когда колядуют в России в 2024 году. | Коляда́ — славянское народное название рождественского сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Что такое колядки Колядки — это обрядовые песни, которые поют во время святок, когда ходят колядовать — собирать угощения. |
Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать
Отсюда и колядки, колядование — когда дети деревни обходили крестьянские дома группами, пели песни, твердили имя Коляды и просили денег. Одно другому не мешает в Колядках нет ничего плохого. В России аудитория Коляда-театра — женщины бальзаковского возраста и дети, обеспечивающие кассовые сборы. Часть из них забылась, некоторые, такие как гадания и колядки, сохранились только в отдаленных населенных пунктах или утратили связь с праздником.
Когда колядуют в России в 2024 году.
21:30 Коляда заявил об отмене ледового шоу Мишина: «Не люблю сообщать печальные новости, но иногда приходится»|120. Колядки – это песни, которые пели молодые люди в каждом дворе, чтобы известить хозяев о рождении бога, воспеть хвалу божеству и самим хозяевам. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря.
Коляда приостанавливает свою карьеру. Но есть ли шанс еще увидеть Михаила в деле?
Колядки, щедровки, христославия, овсеньки пели колядовщики и вертепщики, которые ходили по домам, славили Христа, давали представления, чествовали добрых хозяев, а те щедро одаривали гостей. А на праздничных вечорках звучали уже песни более общие, "внесезонные" - плясовые и протяжные, весёлые и лирические... Песня из вертепного спектакля:.
Как правильно колядовать Колядовать могут и взрослые и дети. Для этого нужно подготовить маски и костюмы, например, волка, зайца, лисы или солнца. Не лишними будут музыкальные инструменты и мешок для угощений. Также важно выучить песни, стихи и придумать конкурсы для хозяев дома.
Чтобы соблюдать эту традицию, нужно как минимум три человека. Одному, самому главному, пристаивают должность звездаря. Он должен нести самодельную звезду и озарять ей путь. Это отсылка к Вифлеемской звезде, которая зажглась на небе после рождения Иисуса и осветила дорогу волхвам. За ним идет звонарь. Он бьет в колокол, чтобы люди слышали, что к ним идут и могли подготовить угощения и открыть ворота.
Далее следует мехоноша, обычно это мужчина.
Немного иначе праздновали городские жители этот славянский праздник Коляда. Сценарий его заключался в следующем: — проведение праздничной программы и гуляний в парке и в центре города; — организация ярмарки; — бал и танцы устраивались для богатых горожан. Дети, как и сегодня, могли радоваться елке, подаркам, ходить на спектакли и танцевальные программы. Весело праздновали и Щедрец 14 января. В этот день не только пели и танцевали, а и выбирали самую красивую девушку села. Ее наряжали, надевали венок, ленты, она возглавляла команду красавиц, которые ходили по дворам и щедровали.
Хозяева и в этот день старались как можно лучше и больше одарить щедрующих, чтобы наступающий год был удачным и богатым. Место кутьи во время колядных святок Праздник Коляды у древних славян не проходил без кутьи. Было 3 особых святых вечера, на каждый из которых и готовили обрядовую кашу, причем разную: 1. Постную с орехами, сухофруктами, маком и узваром готовили в первый предрождественский вечер — 6 января. Называлась такая каша великой кутьей. В этот день на стол подавали всевозможные довольно сытные блюда, и даже каша была заправлена жиром, салом, маслом и скороминою. Третья кутья — накануне Крещения 18 января — назвалась голодной и была, как первая, постной, приготовлена на воде.
Существовала традиция, которая заключалась в том, что глава семьи в этот вечер выходил на улицу и на всех воротах, калитке и дверях чертил кресты, чтобы уберечь жителей дома и семью от нечистой силы, бед и ненастий. Праздник Коляда в России во времена СССР практически не праздновался, но в 60-е потихоньку начали возрождаться славянские традиции, а в 90-е они уже полным ходом стали возвращаться в русские семьи. Сегодня колядуют в Святой вечер — с 6 на 7 января, при этом многие обычаи возвращаются: дети и молодые люди переодеваются в праздничные наряды, берут с собой звезду, разучивают обрядовые песни. Хозяева, в свою очередь, стараются щедро отблагодарить колядующих, чтобы год был удачным и богатым. Место гаданий в праздничные дни Коляды Гадания в праздничные дни Коляды занимали особое место, их проводили обычно с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января Новый год по старому стилю. Было поверье, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу и раскрыть тайну будущего, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы. Существовало множество ритуалов.
Наиболее популярными из них являются следующие: 1. Девушка должна была выйти во двор и бросить сапог со своей левой ноги через забор. Потом посмотреть, как он упал. Если носком к дому, то в этом году она не выйдет замуж, если в противоположную, то смотрели, в какую сторону указывает сапожок - дескать, оттуда и нужно ждать суженого. Брали 2 иголки, намазывали их жиром или салом и опускали в воду. Если они тонули сразу же, то год предвещался неудачный, а если остались на плаву, да еще и соединились, то стоило ждать богатого года и скорого замужества. Гадали и по полену.
Молодая девушка из дровяника вытаскивала вслепую один пенек и внимательно его рассматривала. Если он был шероховатым, то суженый будет с неприглядной внешностью, если гладкий и ровный, то будущий муж будет красивым и статным. Множество сучков на пеньке указывали на то, что парень будет из семьи с множеством сестер и братьев. Если попадалось кривое и покрученное полено, то жених будет с внешними дефектами кривой, рябой и т. Гадание на кольцах. Оно заключалось в том, что в решето засыпали любую крупу или рожь, пшеницу, клали сюда же и 4 вида колец: металлическое, серебряное, с камушком и золотое, и хорошо перемешивали все это. Для этого гадания собиралась компания из незамужних девушек, каждая из которых зачерпывала по одной горсти содержимого: — если попадалось только зерно, то в этом году девушка не выйдет замуж вовсе; — если простое металлическое кольцо, то выйдет она замуж за бедного парня; — если кольцо серебряное, то жених будет простым; — кольцо с камушком предрекало семейную жизнь с боярином; — золотое кольцо — знак, что выйдет замуж девушка за купца.
Существует также такое гадание, для которого нужно взять миску и заполнить ее зерном, приготовить листочки бумаги, на одном из которых написать заветное имя суженого, остальные оставить пустыми. Брать горстями зерно и смотреть, с какого раза попадется желанный листочек: — если с первого, то девушке стоит ждать скорого сватовства; — со второго — значит, вам придется столкнуться с некоторыми трудностями; — с третьего — молодой обманывает вас, лучше не верить его словам; — с четвертого — парень совершенно равнодушен к вам.
Екатерина 22 комментария Всем привет! Если вы отметили с шумом и гамом Новый 2024 год , то на подходе очередной праздник это Рождество Христово. Но перед этим по традиции с 6 на 7 января во всей стране проходят колядования. Самыми основным атрибутами данного мероприятия являются переодевания, то есть ряжение и прочтение и пение колядок и нужных песенок. А также проходят игры и гадания. А вы вообще в курсе, что такое колядка?
Колядки: кто и о чём поёт в Рождество
Святая Мелания Младшая умерла в 439 году, но ее наследие продолжает вдохновлять многих христиан. Ее жизненный путь служения и самоотверженности стал примером для многих женщин, стремящихся следовать Христу и сделать добро окружающим. В этот день, 13 января, православные христиане совершают молитвы и отдают дань уважения памяти святой Мелании, благодаря ее примеру милосердия и благочестия. Народные приметы 13 января Бледная и мутноватая луна — признак снегопада. Если в эту ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, а с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — урожай фруктов.
Васильева ночь звездиста — к урожаю ягод. Если стоит теплая погода, то лето будет дождливым. Много пушистого инея на деревьях — к хорошему урожаю зерновых и медосбору. Дрова березовые горят с треском в печи — жди крепких морозов.
Прекращение неустойчивого дневного ветра к ночи на фоне ухудшившейся погоды — предвещает недолгое ненастье. Тетерев во время морозов забивается в высокие сугробы — к продолжительным холодам. Если в январе частые метели, в июле — частые дожди. Если в январе эхо далеко уходит — морозы будут крепчать.
Воробьи сидят на деревьях втихомолку — пойдет снег без ветра. Собака растягивается на полу и спит, раскинув лапы, — к теплой погоде. Туман на старый новый год — к плодородному году. Сильная вьюга — будет много орехов.
Новолуние на Васильев вечер — реки весной не выйдут из берегов. Небо звездное — будет много грибов и ягод, а люди станут здоровее. Оттепель — лето будет дождливым. Деревья в инее — уродятся хлеб и мед.
Солнце высоко встало — садоводы соберут богатый урожай. Ребенок, родившийся в этот день, повзрослев, обнаружит у себя способности к магии и целительству. В Старый Новый год на столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины, чтобы скот был плодовитым, год — урожайным, а в семье царили мир и лад. Чем обильнее стол, тем благополучнее будет год.
Хорошо принять колядовщиков — к счастью в новом году. Хорошо в этот день готовить блюда из свинины — скот будет плодовитым, а в семье будет царить лад и мир. Чем богаче застолье, тем удачнее будет весь год. Считать мелочь — к слезам.
Заболеть в Старый Новый год — к медленному выздоровлению. Отряхнуть от снега и инея деревья в своем саду — к урожаю фруктов. Чтобы в наступившем году уродились яблоки, ровно в полночь следует выйти в сад и хорошенько потрясти яблоню. Сны в Васильеву ночь считаются вещими.
Нельзя произносить вслух слово «тринадцать» — к неприятностям в этот день. Ведьмы на Васильев вечер спешат на шабаш, улетая из дома на кочерге или на помеле через дымовую трубу. Запрещалось 13 января начинать свой день с разговоров. Говорить можно было только после умывания.
Если же не следовать данному совету, то весь год проведешь в пересудах и пустой болтовне. Застолье в честь праздника должно быть богато на мясные продукты и выпечку, чтобы хватило накормить не только семью, но и соседей, знакомых, друзей, зашедших в гости. Тогда в доме на протяжении всего года будет достаток. А вот не открывать им двери было запрещено — ряженые проклянут жадных хозяев, и заживут они бедно и голодно, потеряв даже имеющееся добро.
Кутья должна была быть «щедрой» — с медом, маком, изюмом, орехами. За день нужно поменять хотя бы три наряда, тогда весь год она будет красивой и привлекательной для мужчин. Что можно и обязательно нужно сделать 13 января в Васильев вечер — Обязательно 13 января на столе должны быть блюда, приготовленные из свинины, — тогда скотина будет плодовитой, а семья заживет в богатстве, мире и ладу. Добро вернется сторицей.
Щедрец в 2024 году Известный народный праздник, главной традицией которого является обильный стол со всевозможными блюдами. Немногие знают, но до перехода с Юлианского на Григорианский календарь, Щедрец или Щедрый вечер праздновался накануне Нового года, отсюда и пошла традиция в Новый год накрывать богатый стол. После переноса, Щедрец и Новый год разъединились. Помимо щедрого стола, который сулит богатство, достаток, благополучие и урожай в текущем году, также проводились Щедровки, которые напоминают колядки или колядование.
Ещё одно важное значение этого праздника — завершение первой части Святок, которая называется Святыми вечерами, и начало второй части Святок, которая называется Страшными вечерами.
На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины. Как отмечалась Коляда в последнее столетие За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды. Как только ее видели, на стол выставляются блюда, среди которых обязательной оставалась кутья и узвар из сухофруктов, мясные и сдобные вкусности.
В рождество, 7 января, люди направлялись в гости к крестникам, чтобы поздравить их, подарить им сувениры. Вечером наряженная в праздничные костюмы молодежь шла петь колядки. Важно, что один человек в группе обязательно должен был быть в костюме козы. Хозяева слушали песни, смотрели на танцы, благодарили и в ответ раздавали вкусную еду печенье, кексы, тортики, колбасу — что есть. Не пустить колядующих решались не многие, так как это дурная примета. Сегодня Коляда уже не празднуется с таким размахом, как раньше В городах Коляда проходила более цивилизованно.
Обычно организовывалась веселая праздничная программа в центре, проводилась ярмарка, во времена балов богатые горожане съезжались, чтобы потанцевать и отметить праздник в каком-нибудь шикарном особняке. Надо сказать, что после принятия христианства церковь старалась запретить обычаи колядования, поклонение языческим богам, по дворам все чаще ходили священнослужители и верующие, рассказывающие о рождении Христа. Но традиции искоренить не удалось, во многих деревнях и городках Коляда отмечалась и отмечается по старинному сценарию. Верить в приметы или нет? С Колядой связаны многие народные приметы. Например, не рекомендовалось в Рождество плести лапти, чтобы ребенок не родился кривым.
А если в Рождество шить — то малыш мог быть и слепым. Если на Рождество разыгрывалась метель, то можно было ждать хорошего роения пчел. Иней, появившийся в дни праздника, символизировал урожайный хлебный год. Звездное небо — горох уродится. Дороги не замело — с гречей проблем не будет, вырастет много. Хочешь, чтобы куры хорошо неслись — посади колядников на порог.
Сравнить колядование можно с современным европейским праздником — Хэллоуином, или Днем Всех Святых. Схожесть заключается в хождении по домам, исполнении традиционных песен и в костюмах, которые являются обязательным условием. История возникновения Принято подразделять этот обряд на две формы: Рождественскую, которую проводят непосредственно в праздник Рождества Христова.
Посевную, которая проводится в старый Новый год и причастна к плодородию грядущего урожая. Если первая разновидность колядок является христианской, то вторая имеет языческие корни и связана непосредственно с влиянием природных сил. Ежегодно, в день зимнего равноденствия, древние жители Руси почитали эту богиню, прося ее о хорошем урожае.
Как только государство приняло Крещение, обряд приобрел христианский характер. Ходить колядовать стало принято в Рождество. Постепенно рождественский обряд стал затмевать языческий.
Особенно распространен первый вариант в южных регионах страны. Мелодия и слова языческого обряда были простыми и легко запоминающимися. Христианские же приобрели несколько усложненный характер.
А вот если прислушаться к словам и мотиву, то можно отметить то, что большинство песен колядок имеют украинское происхождение. Колядовать на Руси было принято не поодиночке, а группами. Причем было условие, которое должно было соблюдаться: взрослые отдельно от детей и подростков.
Поэтому чего сравнивать-то? У нас своя жизнь, они на бюджете сидят, бюджет пилят наверняка как следует… - Сейчас обидные нотки для тебя прозвучат. Этот вопрос мне часто задают. Аншлаги мы собираем прежде всего, Саша, Люба, потому, что есть такое понятие по Станиславскому в театральном деле: есть театр живой, а есть театр мертвый. Может быть театр богатый до невозможности, и снег идет на сцене, и вода бежит, и костюмы, и оркестр, и все что угодно, а все мертвое, и весь зал спит. А есть маленький театр: коврик расстелили, как говорится, и играют, а глаз оторвать невозможно. Вот мы из этих театров, где декорации из г..
А москвичей что, проведешь на мякине, что ли? Господи, москвичи видели Стрелера, Шмеллера, кого они только не видели, весь Запад, и Восток,всё пересмотрели. Я думаю, что мы живые, радостные, веселые, смешные, юморные, мы придуриваемся на сцене, мы балуемся. Зрителям это нравится, вот и всё. Театр, это ведь детство. В зрительном зале сидят люди, у которых сердце открыто, они смеются, радуются, им весело. Вот в этом причина, я думаю.
Евгении Николаевиче Агурове, и Агуров предсказал тогда, что Коляда станет выдающимся деятелем русского театра. Агуров преподавал в театральном училище на курс младше меня, так что я его как бы видел, здоровался, знаю. Я стал, может быть, не Народным артистом, но два месяца назад дорогие, можете меня поздравить я стал профессором Екатеринбургского государственного театрального института. Так что вот так. Кстати, тогда слова Агурова стоят еще дороже, потому что он смотрел со стороны, и увидел то, что другие и вплотную иногда рассмотреть не могут. Он был на наших экзаменах. А что мне, пузо вперед, погоны на себя надеть?
Люба, Саша, это же смешно. Зачем я это буду делать? Что, дураки люди, что ли, вокруг?
Старый Новый год, День российской печати, Васильева коляда: праздники и приметы 13 января
Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.
Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев. Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики говорком. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Кто тут орет, Спать не дает? Это мы — колядовщики! И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать?
Уходит в дом. Колядующие хулят говорком. Ну не будет у вас удачи. Одна была корова — и та не здорова, один был петух — и тот хлопотух, одна была кобыла — и та бога забыла. У скупого мужика показывает на дом Николая , Родись рожь хороша — Колосом пуста, Соломой густа. Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются. У Ивана на дворе да три терема.
Сам Иван — господин светлый месяц. Красно солнышко — его Варварушка. Часты звездочки — его детушки. На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках. Здравствуйте, люди добрые, Вот вам угощение — Сыр да печенье. Пряники, конфетки Кушайте, детки!
Ряженые ходили по домам, пели, плясали под звуки народных музыкальных инструментов, разбрасывали зерно, поздравляли с праздником хозяев дома: «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин... Отказать колядующим в угощении или мелкой монете считалось грехом, поэтому люди заранее готовились к приходу этих гостей, пекли пироги и закупали леденцы «Христославные» колядующие устраивали на Рождество шествие с вифлеемской звездой, установленной на длинном шесте, и изображали поклонение волхвов младенцу Христу.
Рождественские колядки в наше время одновременно могут содержать и сюжеты, связанные с Рождеством Христовым, и пожелания богатства и плодородия, и быть смешанными. Вот только воцерковленных православных среди колядующих обычно не бывает: эта традиция в сознании людей мало связывается с верой, несмотря на то, что речь в песнях идет о Рождестве Христовом Ольга Пушилинасотрудник института русской литературы РАН В других славянских государствах есть свои собственные обряды, связанные с колядованием. Так, например, на старый Новый год в белорусском селе Семежево принято проводить процессию «колядных царей» : мужчины стучат в дома, поздравляют хозяев с праздником и получают угощение. А в Карпатах и сегодня на Рождество колядуют практически все. Чем отличаются колядование, щедрование и посевание Часто колядование продолжается и после Рождества. В некоторых случаях оно иначе зовется: так, 13 января, в канун старого Нового года Щедрый вечер , — щедруют, то есть поют щедровки. А утром 14 января, в первый день старого Нового года, посевают — то есть разбрасывают зерно и приговаривают: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю…». Считается, что посевание приносит достаток в дом на весь год. Посевальщика тоже нужно обязательно чем-нибудь угостить.
Чтобы праздник прошел интересно и весело, можно устроить костюмированное представление, надев русские народные костюмы и костюмы животных. Можно надеть меховые жилеты, шубы или дубленки мехом наружу, маски животных, прикрепить на голову небольшие рожки, украсить себя разноцветными ленточками. Не забудьте взять мешок, куда будете класть угощение. В качестве музыкальных инструментов подойдут колокольчики, трещотки, свистульки, бубны. Вы можете исполнять не старинные, а современные колядки, например, такие.
Славянский люд еще с самых далеких времен начал Коляду праздновать. Встречали Солнце Новое, радовались, что день становится на заячью лапку, стало быть, и ночь отныне все короче да короче будет. Сегодня это переломное время кличут зимним солнцестоянием, но я, старая северянка, еще помню, как и почему истинные праздники назывались. Знаю, да тебе рассказываю. А знаешь ли ты, добрый человек, на какой день Коляда — праздник славян в нынешнем году приходится? Когда следует в ряженых облачаться, да песни колядные заводить? Об том тебе сегодня мой сказ. Ты слушай, слушай, да мотай на ус, предки наши поболе нашего знали, да что могли, нам передали. Коляда — старинный праздник славян У нас на севере два друга — мороз да вьюга. Оттого-то мы особо чтим праздники зимние, зимой-то ведь одна на всех забота — весну ждать. Коляда — древний праздник славян, дата которого выпадала в современном ладу на конец декабря. Это сейчас люди корни свои позабыли, да от Родных Богов отвернулись, и по незнанию празднуют Коляду в январе, во время православного рождества. Большое невежество это! Коляда — молодой Бог Зимнего Солнца с каждым зимним солнцестоянием рождается, да тьму со дворов прогоняет.
Коляда – праздник славян. Какая дата в 2023?
Другой скажет: «Фу, как я могу», а он пьет из этого тазика грязного. Взял пьесу, взял пепельницу, повернул голову, а у меня на окошке стоит коробка с чайными пакетиками. Думаю, а почему бы из этого не сделать театр, это же очень просто? Вывалил коробку на сцену, сказал: «Давайте работайте». Главное тут — образ. Что такое чайный пакетик? Если его разорвать, там пыль.
Там то, во что мы все превратимся. Мы все помрем и станем пылью. Эта пыль — образ смерти… Когда они держат эти чайные пакетики во рту, цепляют на грудь, как орден, или друг другу передают, я понимаю, что они держат в руках чью-то смерть. Просто, наивно и поэтому честно. Такой принцип от безысходности? Я работал в больших театрах, поставил десять спектаклей в Польше, в «Современнике» два спектакля или один в Театре Вахтангова.
В Польше на спектакль «Двенадцать стульев» в Катовице мне не подобрали, а сшили 200!!! Я говорил: «Не надо». А они: «О, пан Коляда, чего хочешь тебе сделаем». Потому что там — художник, ассистент художника, хореограф, ассистент хореографа, художник по костюмам, ассистент художника по костюмам, два переводчика. Мне там не надо ехать на рынок покупать какие-нибудь поварешки — все принесут. Но знаешь, как говорят: «Из курочки сварит суп и дурочка».
Когда есть деньги, чего же не размахнуться. А если денег нет, так давайте возьмем чайные пакетики. Вот ты говоришь, стакан. Одно дело, если я просто держу его, другое, когда оживляю. Артист должен оживить неживой предмет, тогда это превращается в чудо, в каменный цветок. В это же надо вдохнуть жизнь, перевернуть.
Что угодно можно сделать, даже со стаканом… — Если к тебе придут и скажут: Николай Владимирович, вы нас так убедили своим великолепным искусством, давайте-ка мы вам дадим огромный бюджет, целых полмиллиона. Вот что ты сделаешь? Не стану делать спектакль, шить костюмы… Когда приходишь в какой-нибудь театр, видно, что артисты выходят в костюмах, которые сняты с вешалки. Они неживые, это мертвые костюмы, сшитые. А если еще и плохо сшитые, и ткань тянет… А мои — живые. В «Анне Карениной» мне очень важно, что: Вронскому — 21 год, а Анне — 26.
Я знаю несколько историй из своей жизни, они, что называется, неравный брак. Когда надо ровню себе брать, но Анна решила, что Вронский — ее пара. Для меня в детстве потрясением было, когда я читал про ее смерть. Как она под поезд кинулась и в какой-то момент подумала: «Что же я делаю? Отбросила смерть или жизнь? Мама дорогая!
И все-таки легла, и свеча, которая озаряла, погасла… Конечно, все пляски, танцы как в «Карениной», так и в «Бульбе» все-таки идут к самому главному. В «Бульбе» Тарас говорит: «Да разве найдется сила, которая пересилит русскую силу? Эх…» Театр — это прежде всего игра и детство. Все идет из детства. Ехал тут в метро и наблюдал за мальчишкой, ему лет пять, он ехал с мамой. На эскалаторе, на коричневых панелях, он играл в лошадку: поставит три пальчика, и они у него так скачут, скачут.
Доходит до железяки, и раз — перепрыгивает. А пальчики маленькие, крошечные, и так он ехал до самого конца эскалатора. Еду за ними и думаю: «Что у человека в голове? Он верит, что пальчики — это лошадка, может, он в пропасть прыгнул и он — герой? Старый дурень. А думал, в какой спектакль это вставить?
Надо верить во все. И артист должен верить во все. Что бы мы ни делали: «Вишневый сад», «Гамлет», «Маскарад», все начинается с баловства. Потом я привезу с рынка кучу барахла, которое, как мне кажется, может быть в спектакле, а может и не быть, и скажу: «Давайте поиграем с костями из «Гамлета», с белыми панелями в «Маскараде». А панели взял у себя в квартире после ремонта. С Виктором Сухоруковым.
Тысячу раз говорил артистам: «Мама ушла на работу. Открываем шкафы, сундуки, достаем мамины платья, которые нам большие. Мажем глаза и щеки и в маминых туфельках бегаем, прыгаем по дому, и падаем на пол, и ржем. Играем в одно, другое, третье. А в шесть часов придет мама, по жопе надает, но до шести-то можно играть». Так и в театре, в шесть часов придут критики и скажут, что спектакль — говно.
Но ты-то можешь играть и баловаться. Короче, баловство и больше ничего. Какая реакция тебя удивила? И какие открытия сделал за границей? На спектакле перевод шел с титрами. В зале ржали, просто умирали от хохота.
А я стоял за кулисами и думал: «Почему они смеются? Над нами, русскими? Над нашими проблемами, над нашими бабушками, которые поют в ансамбле «Твое тепло, мое тепло…»? Над чем?
Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России. С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря. Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажженной свечей в середине. Старший из парней называется «березой» или «михоношей».
В Белоруссии обычай колядования такой же, в Великороссии ходят колядовать парни, дети, иногда девушки, смотря по местности 19. Как праздник в честь солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров. Благосклонное внимание богов — с языческой точки зрения — обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках Владимирская губ. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.
Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия. Снегирев, О. Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической. Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы — символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. Позднее А. Потебня Объяснения малорусских и сродных песен, т. II, Варшава 1887 г. В 1874 г.
Антоновича и М. Драгоманова ср. Костомарова в «Вестнике Европы» 1874 г. Академии Наук», т. Между прочим, в Славонии колядовщики ходят со змеем, сделанным из дерева, с короной на голове. Во время пения колядок или в пути змей посредством веревок приводится в движение и раскрывает свою пасть, возбуждая восторг у зрителей.
Сказал: «Батенька, мы Чехова играем своими словами, а уж вас и подавно». Добиться своего Коляде удалось в 2000 году, когда «Современник» пригласил его ставить пьесу «Уйди-уйди» с Еленой Яковлевой и Валентином Гафтом. Критики, которых Коляда называл недоучками, ненавидящими театр, и которые всегда об этом помнили, в тот раз спектакль почти не ругали. Говорили, автор создал реальность, где тоску чеховских интеллигентов подхватили провинциальная кассирша и брачный аферист. Московские гастроли Коляда-театра начались в 2006 году. С первых спектаклей — три на малой сцене «Современника» и три в Центре Мейерхольда — половина зрителей уходила в других местах было не лучше — питерские зрители кричали «Позор! Мы приучили публику, что театр может быть еще и таким». RU Первые годы, приезжая в Москву, труппа останавливалась в общежитии медицинского института — по 6—8 человек в комнате, потом все перебрались в «Измайлово», а оттуда — в Holiday Inn. Пока все спали, Коляда готовил борщ для «Суп-театра» в буфете центра «На Страстном» — варил бульон, заправлял овощами, снимал 50-литровую кастрюлю с огня, жарил на сале лук, снова поднимал кастрюлю с пола на плитку «Думал, ежа рожу — помочь-то некому, пустое здание, три часа ночи». По его словам, Коляда-театр — единственная провинциальная труппа, которая научилась зарабатывать в Москве. Из 12 миллионов выручки половина уходит на аренду зала, остальное — на транспорт, гостиницу, суточные и зарплату актеров. Ведущие артисты получают 60—70 тысяч рублей, молодые — 25—30. В 2017 году Коляда сообщил, что собирается открыть в Москве «Театр новых пьес», чтобы продвигать уральских драматургов. Московские театры уже ставят Богаева, Сигарева, Васьковскую и Пулинович, сказал он, но есть другие, о которых никто не знает, — им надо помогать. Зал на 50 мест присмотрели в «Театре Труда», арендовавшем помещение на Петровке. Главным режиссером стал Олег Билик — в прошлом ведущий актер Коляда-театра. На кастинге, который Коляда проводил сам, он отобрал в труппу 38 актеров — претендентов было в 10 раз больше. Рассчитывали, что Коляда, как художественный руководитель, станет полмесяца проводить в Екатеринбурге, полмесяца — в Москве. Открыть сезон хотели 20 октября. За четыре дня до церемонии все изменилось — в «Театр Труда» приехали чиновники Мосимущества и потребовали освободить помещение. Оказалось, что право собственности на здание оспаривал муниципалитет, и суд вынес решение в его пользу. Арендаторам разрешили задержаться до ноября, а потом велели съезжать. До этого срока «Театр новых пьес» успел сыграть три спектакля. Расставаться с мыслью о собственной площадке в Москве Коляде не хотелось, но других залов он не нашел — арендные ставки в Москве были высокими, заработать столько денег театр не смог бы. RU Алексей Серебряков мог сыграть в комедии «Группа ликования» — Коляда почти месяц репетировал пьесу с московскими актерами в Театре драмы, но проект свернули. Такое же предложение они сделали и Коляда-театру, увидев его спектакли в Москве. Сначала речь шла о фестивале восточноевропейских театров Passages в Нанси — в сентябре 2009 года туда повезли «Ревизора», «Короля Лира» и «Гамлета». По словам Коляды, он запомнил жару, деревянный театр «Барак Марго» на 200 мест в городском парке — перед спектаклем его поливали водой, чтобы зрители могли свободно дышать, и крики павлинов, заглушавшие слова персонажей. На следующий год Коляда-театр гастролировал во Франции дважды. Зимой Лошак и Герасева отправили артистов в турне по 12 городам. Когда наступила тишина, мы поняли — публику увлекло действие. Но если для нас пьеса Гоголя — это картина нравов, то французов больше интересовали приключения Хлестакова». Водителю фуры, доставившей реквизит, интерес к театру спас жизнь. Вечером 21 января он запер машину и ушел смотреть спектакль. Утром следующего дня Лошаку и Коляде пришлось отложить дела и сопроводить автомобиль в мастерскую. На этом неприятности закончились. В конце маршрута директор Осеннего парижского фестиваля Мари Колен сообщила, что хочет видеть Коляда-театр в списке участников. RU В Париж театр отправился в октябре. По словам Лошака, программу фестиваля к тому времени уже сверстали, денег почти не осталось, и продюсерам пришлось искать дополнительные источники. Доставку декорацией оплатил фонд Ирины Прохоровой. Выдающиеся критики Европы писали восторженные статьи, сравнивая Ягодина с Михаилом Барышниковым. Коляду ставили в один ряд с мировыми театральными знаменитостями и всякий раз упоминали о нем как о режиссере из Екатеринбурга». Выбраться на «Русские сезоны в Авиньоне» театру не удалось из-за пандемии, а после 24 февраля, когда Россия начала спецоперацию на Украине, за границу уже никто не звал, и кое-где постановки Коляды начали снимать из репертуара.
Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьёй, молодец — любовью и т. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам например, запевы и заключения. Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник например « Ключ разумения », Иоанникия Голятовского. Лучшие колядки сохранились в Галиции , у карпатских русинов.
Традиции и обряды Беларуси. Коляды
Перейти к содержимому. Новости. Коляда, драматург, режиссер, худрук, уложил Москву на лопатки. Когда начинаются Колядки в 2024 году Традиционно, есть несколько дат: Колядки и Святки.