Премьера фильма «Брат 3» Валерия Переверзева состоится в ноябре 2023 года. Фильм своего времени, средний боевичок или сплошное предсказание будущего — что пишут зрители про вышедшие в повторный прокат фильмы Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2».
Смысл фильма Брат 1998
Такая откровенно экспериментальная картина вряд ли привлекла бы к себе интерес, если бы не привязка к фильмам Балабанова. Но на поверку лента Переверзева не имеет с историей о Даниле Багрове ничего общего. В начале фильма, как будто в оправдание, на экране мелькают титры с лексическими значениями слова «брат»: тут и родственник, и товарищ. Найти в этом смысл при желании совсем несложно — все-таки в фильме есть братья и товарищи. Герой рэпера Птахи очень долго собирается на разборки. Закадровый голос называет это «едет жарить мясо» С другой стороны, нейминг может отсылать к традициям параллельного кино.
Часть фильма "Брат" сняли на оставленные зарубежной съемочной командой пленки. В интервью "Экспресс газете" оператор картины Сергей Астахов признался: "Когда иностранцы уехали, мне говорит один знакомый: "Серега, тебе не нужна пленка? Американцы оставили — коробки вскрыты, но замотаны. Пленка оказалась хорошая, свежая — "Кодак", никаких проблем с ней не было". Артист Сергей Мурзин, желавший получить роль бандита Круглова, приехал на пробы в малиновом пиджаке и крупной цепью на шее.
Балабанов утвердил его сразу и не прогадал. Как поясняет портал "Дом кино" , после того, как "Брат" увидел свет, у Мурзина появились обеспеченные поклонники из криминального мира.
Трейлер фильма тоже не из тех, что захватывает, хотя обычно именно в него кинематографисты стараются вставить самый яркие моменты — все-таки это реклама, по которой зритель решает, отдавать ли ему деньги за билет в кино.
Режиссер Переверзев Ответы на многие вопросы о фильме можно найти, ознакомившись с биографией и интервью режиссера — 48-летнего Валерия Переверзева. Он родился и вырос в Тамбове да, неожиданный факт , там же окончил высшее военное командное училище химической защиты, сообщили «Аргументы и факты». Потом Переверзев перебрался в Москву, где возглавлял объединение десятка частных музеев — аквариумистики, редкостей, подарков «Поля чудес», истории пьянства, телесных наказаний, проституции и так далее.
В трех последних он был основателям и владельцем. Работы дилетанта нашли отклик за рубежом: его документалки крутили на международных кинофестивалях, выигрывали награды. Российский же зритель восторгаться не спешил.
Не оценили в России и организованный Переверзевым и бывшим мэром Архангельска Александром Донским в 2022 году перформанс в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Действо сводилось к тому, что по залам деловито прогулялись барышни в запачканных трусах. Видимо, у них эту идею позже подхватили украинские активистки.
Он рассказывал «РБК» , что название «Брат-3» картина получила по требованию некоего таинственного спонсора, который щедро выдал на съемки 60 миллионов рублей. Ну и еще это «большая, высокохудожественная провокация». Основой стали «пять идеальных сценариев» по версии режиссера , сюжеты которых «прошли проверку ридеров Остинского фестиваля сценарного искусства и получили оценку excellent».
Почему именно их мнение стало поворотным, история умалчивает.
Фанат фильма. Фанат до такой степени, что придумал свою авторскую экскурсию по местам Данилы Багрова. Вот один из адресов. В картине эта локация появляется ровно на 30 секунд. Но до сих пор это место притяжения тех, для кого слово «брат» — больше, чем просто слово.
И таких экскурсий в Петербурге десятки. Только у Олега стабильно две-три группы в неделю. Казалось бы, прошло 25 лет. Всё изменилось вокруг. Но почему «Брат» до сих пор так интересен и так популярен? Её сложно не узнать в толпе.
Заслуженная артистка России, звезда театра Ленсовета. Светлана Письмиченко. Но для каждого из нас она просто Света. Та, которая до сих пор считает «Брат» актуален и сегодня. Как никогда. Он действительно сделан честно.
Потому что в конце 90-х центральные телеканалы отказались финансировать фильм. Сценарий посчитали неполиткорректным. У продюсера Сергея Сельянова было всего 20 тысяч долларов. Для большого кино — это копейки, на которые смогли себе позволить купить лишь плёнку. Вернее, ее остатки от съемок «Анны Карениной» в главной роли с Софи Марсо.
«Брат 3»: смотреть ли экспериментальный фильм, который не связан с дилогией о Даниле Багрове
И даже спустя 25 лет, он остаётся своим. Для каждого». Давайте сразу договоримся, что «Брат» и «Брат-2» в этом сюжете для нас — один фильм. Фразы из которого давно уже стали народными. Героев мы считаем, если не родственниками, то, как минимум, близкими друзьями. Да и про сам фильм мы, кажется, знаем уже всё. Потому что создатели за эти годы уже устали отвечать на одни и те же вопросы». Он даже не может сосчитать: а сколько раз смотрел брата. Это Олег. Фанат фильма.
Фанат до такой степени, что придумал свою авторскую экскурсию по местам Данилы Багрова. Вот один из адресов. В картине эта локация появляется ровно на 30 секунд. Но до сих пор это место притяжения тех, для кого слово «брат» — больше, чем просто слово. И таких экскурсий в Петербурге десятки. Только у Олега стабильно две-три группы в неделю. Казалось бы, прошло 25 лет. Всё изменилось вокруг. Но почему «Брат» до сих пор так интересен и так популярен?
Её сложно не узнать в толпе. Заслуженная артистка России, звезда театра Ленсовета. Светлана Письмиченко.
Данила идет в гости к Свете, купив ей в подарок магнитофон. Оставшись в комнате один, он сталкивается с неожиданно пришедшим мужем Светы. Данила отбирает у него ключи от комнаты и запрещает появляться впредь. Вечером того же дня, решив попробовать новое развлечение, он звонит Кэт и оказывается на рейве, где множество незнакомых ему людей, в том числе и иностранцев, танцуют под музыку с непонятыми словами и курят марихуану.
Пообщавшись с присутствовавшим на тусовке французом и приняв его за американца, Данила радостно обещает Америке скорый «кирдык». На следующий день Данила просыпается у себя в квартире от телефонного звонка: это звонит брат. Под предлогом болезни Виктор просит его поучаствовать вместо себя в еще одной разборке, и Данила снова соглашается, хотя у него самого неважное самочувствие после вчерашнего. На окраине Васильевского острова Данила встречается с двумя бандитами и вместе они идут на квартиру, где должен появиться некий Макар, якобы задолжавший крупную сумму денег. Взяв хозяина квартиры в заложники, они ждут Макара, ушедшего за водкой. В это же время этажом выше компания из петербургского андеграунда празднует чей-то день рождения, и один из гостей, звукорежиссер Степан, ошибается этажом и попадает в квартиру, где находятся Данила и бандиты. Степан оказывается нежелательным свидетелем, и бандиты берут его в заложники.
При этом Данила обещает ему, что его не тронут. Через некоторое время в квартиру по ошибке звонит кумир Данилы - Вячеслав Бутусов камео ; Данила узнает его, и это спасает музыканта. Под предлогом раздобыть таблетку от головной боли Данила поднимается вслед за Бутусовым в квартиру этажом выше, тусуется там с известными рок-музыкантами и слушает их песни. Возвратившись в квартиру и видя, что бандиты убили хозяина, его гостя и уже собираются расправиться со Степаном, Данила говорит, что сделает это сам, берет пистолет у одного из бандитов, но неожиданно расстреливает его сообщника, а затем и его самого. Трупы при помощи Степана он прячет на кладбище и просит Гофмана, чтобы тот их похоронил.
Почему фильм, снятый за месяц с почти нулевым бюджетом, вызвал такие эмоции? Ведь там не было ни экшена, ни спецэффектов, ни особой динамики. Был Питер, суровые 90-е, нищета… Многие актеры участвовали в съемках, не претендуя на гонорар, по старой дружбе с Балабановым. Актриса, сыгравшая Светлану, вспоминала, что снималась в домашней одежде, в которой пришла на пробы.
Серый свитер крупной вязки, который напрочь ассоциируется у нас с Братом, был куплен на Блошином рынке за копейки. Как удалось в таких условиях творческой группе сделать Настоящее кино?!? Гений Балабанова в особом психологизме, в удивительной тонкости характеров, создаваемых режиссером. Но чем объяснить некоторую «топорность» образа Данилы? Ведь многие критики после просмотра обвиняли актера в неспособности оживить характер главного героя. Есть мнение, что простота Данилы — это простота Сергея Бодрова, который в целом и не играл. Он жил на съемочной площадке, был самим собой. И этим вызвал особое доверие у зрителя. Но это, конечно же, не всё.
Суть характера главного героя заключается в самом названии фильма. Он Брат. Часть своей семьи и часть нации. Не случайно образ Данилы выписан скупо.
Деньги, хорошая одежда ему не нужны. Он не буржуазен бандиты мелкобуржуазны. Кинокритик Юрий Гладильщиков Сломать четвертую стену Рассуждая о том, почему первый «Брат» оказался настолько популярным, критики в один голос говорят о том, что фильм получился «настоящим». В роли города — Петербург, в роли героя-протагониста — непрофессиональный актер.
Снимали быстро, легко, без серьезной подготовки со стороны артистов. Сначала думала: ужас, кошмар, что получится. Впервые я столкнулась с таким проектом — легким, модным, инновационным». По словам актрисы, никто не менял ее стиля, манер, не требовал делать то, чего она обычно не делает: «Было ощущение, что жизнь, какая она есть, будто бы втекала в кадр». Балабанов требовал тотального реализма. Даже концерт «Нау», на который пришли Света и Данила, снимался во время настоящего выступления. В Петербурге, как назло, никаких музыкальных событий не было, поэтому пришлось ехать в Москву, на «Горбушку», и снимать концерт Сергея Чигракова. Светлана Письмиченко, сыгравшая Свету, вспоминает, что их с Бодровым тогда здорово помяли в толпе.
Режиссер был счастлив: эмоции — настоящие, актеры — в ужасе, ведь до этого в слэмах они не участвовали. Зрители, попадая в кинотеатр, будто перешагивали порог чьей-то квартиры. Они видели ту же жизнь, что и вокруг себя, но с более обаятельным «соседом» в лице Данилы Багрова, который все-таки пытается защищать «хороших» ребят от «плохих». Так в чем же сила? В правде. В первом фильме режиссер не только сломал «четвертую стену», связав вымышленный мир с реальным. Не только показал питерскую молодежь «как она есть», но и сделал это с юмором, почти документальной точностью и... Традиционно-осуждающую убивать плохо!
К возвращению легенды в прокат: почему «Брат» – все еще величайшее русское кино
Надо было больше дыма, поэтому пороху не пожалели. И вот съемка, выстрел дуплетом, грохот, дым, он падает, как подкошенный… Отлично, снято! Дым рассеивается, а артист лежит в луже крови — повыше колен две дырки от пыжей. Пришлось сесть за руль оператору Сергею Астахову. Жители Петербурга неоднократно замечали, что с пространством в фильме творится что-то непонятное: Данила Багров забегает во двор в одной части города, а выбегает совершенно в другой, трамвай в эпизоде с кавказцами катается взад и вперед по одной и той же улице Васильевского острова. Но для Балабанова было намного важнее, чтобы ландшафт органично вписывался в канву фильма и привносил новый смысл. Съемки родного города Данилы Багрова проходили в Приозерске Ленинградская область. Крепость, на фоне которой модель «снимает вечернее платье, стоя лицом к стене», называется Корела. Далее Данила попадает в милицейский участок с видом на площадь.
На самом деле в месте, откуда мог бы быть такой вид, находится сквер и никакого здания там нет. Окно в буквальном смысле висит в воздухе, чтобы камера сквозь него запечатлела героя на фоне церкви и памятника Ленину, который на эту церковь смотрит. По задумке Балабанова, это все должно было быть видно из окна милицейского кабинета. Горбунова в Москве. Кадры с поющим Бутусовым были сняты отдельно. Публика на концерте была тоже настоящей. Светлана Письмиченко говорила в интервью, что фанаты напирали со всех сторон, и актриса боялась, что их затопчут. Оператор находился на сцене и, закончив работу, ушел, а Сергею со Светланой пришлось выбираться самим.
Засветилась в фильме и квартира самого Балабанова на Малом проспекте Васильевского острова.
Наш русский герой должен быть с червоточинкой. Поэтому он становится человечнее и понятнее. Александр Шагин кинокритик Данила Багров воплотил образ народного защитника в тяжелые времена.
Он действует по понятиям, а не по закону ведь по закону скучно, тяжело и тоталитарно , и этим отзывается в душе зрителя. Кадр из фильма «Брат» Как хорошее вино Можно заметить, что в последние годы популярность «Брата» получила новый виток. Не так давно фильм выходил в повторный прокат, российские бренды выпустили коллекции одежды с тематикой «Брата». А сейчас в кинотеатрах показывают документальную ленту «Балабанов.
Колокольня» Любови Аркус. По словам Шпагина, фильм «пророс», настоялся, как хорошее вино, и набрал свою культовость с годами. Причем сегодня происходит обратная ситуация, нежели в конце 90-х. После выхода второй части было снято много похожих по стилю картин, хотя они и не дотягивали по уровню до ленты Балабанова.
Так что эта картинка, «полугламурная-полуклиповая», надоела зрителю.
После выхода фильма у Мурзина сразу появились поклонники из мира криминала. Они демонстрировали ему своё уважение не только на словах, но и делами — однажды прямо к подъезду актёра подогнали новый «Бьюик Лесабр», посчитав, что Круглый не должен ездить на разбитой «пятерке». Балабанов Для роли Светы актриса Светлана Письмиченко специально училась водить трамвай. Для обучения ей выдали списанный грузовой трамвай, профессионального водителя и полдня на постигание азов. Пока Письмиченко разбиралась с рычагами и педалями — гримёрша фильма решила проверить, как актриса будет выглядеть в кадре, и подошла к стоящему трамваю. Балабанов Роль тусовщицы Кэт сыграла 24-летняя актриса Мария Жукова — Балабанов увидел её фотографию в картотеке «Ленфильма». На тот момент она училась в театральном институте, собиралась замуж и уже ждала ребёнка, но на роль, которая не имела ничего общего с её образом жизни, с интересом согласилась. На съёмочной площадке ей выдали кожаную куртку певицы Насти Полевой, под которую она уже сама придумывала весь образ героини. За эту роль Жукова получила приз «Кинотавра», но её дальнейшая актёрская карьера не сложилась.
В картине эта локация появляется ровно на 30 секунд. Но до сих пор это место притяжения тех, для кого слово «брат» — больше, чем просто слово. И таких экскурсий в Петербурге десятки.
Только у Олега стабильно две-три группы в неделю. Казалось бы, прошло 25 лет. Всё изменилось вокруг.
Но почему «Брат» до сих пор так интересен и так популярен? Её сложно не узнать в толпе. Заслуженная артистка России, звезда театра Ленсовета.
Светлана Письмиченко. Но для каждого из нас она просто Света. Та, которая до сих пор считает «Брат» актуален и сегодня.
Как никогда. Он действительно сделан честно. Потому что в конце 90-х центральные телеканалы отказались финансировать фильм.
Сценарий посчитали неполиткорректным. У продюсера Сергея Сельянова было всего 20 тысяч долларов. Для большого кино — это копейки, на которые смогли себе позволить купить лишь плёнку.
Вернее, ее остатки от съемок «Анны Карениной» в главной роли с Софи Марсо. Вот так, просто и по-домашнему он шлифует свои деревянные стулья, которые сделал сам. Любимый оператор Балабанова Сергей Астахов.
Теперь ведет другую, более размеренную и спокойную жизнь.
«Брат» (1997)
Легендарный "Брат" Алексея Балабанова потряс не только жюри различных кинопремий, но и миллионы зрителей. В документальном фильме о съемках «Брата» Сергей Бодров рассказывает. Предлагаем вам узнать краткое содержание фильма, чем он закончится, а так же актеров, которые сыграли в нем главные роли. Съёмки фильма «Брат» – по признанию многих критиков, одного из лучших российских фильмов 1990-х годов – проходили в условиях строжайшей экономии. Сейчас Голливуд ушел, и мы снова остались с «Братом», можно сказать, главным фильмом постсоветской России.
От шаржа к национальному герою: почему «Брат» стал символом поколения 90-х
Однажды Татарин крупно подставляет Данилу, но тот словно не желает этого замечать. По ходу фильма главный герой знакомится и заводит отношения с персонажами, не принадлежащими к криминальному миру. Он словно Иван из сказки встречает на своем пути, лежащем в неизвестность, разных героев. Обрусевший немец Гофман, которого Данила спасает от рэкетиров. Светлана — вагоновожатая, укрывшая Багрова от бандитов.
Тусовщица Кэт. Все эти персонажи второстепенны, но они нужны Балабанову, чтобы полнее раскрыть образ Данилы. Смысл фильма Брат В чем же секрет картины? Почему фильм, снятый за месяц с почти нулевым бюджетом, вызвал такие эмоции?
Ведь там не было ни экшена, ни спецэффектов, ни особой динамики. Был Питер, суровые 90-е, нищета… Многие актеры участвовали в съемках, не претендуя на гонорар, по старой дружбе с Балабановым. Актриса, сыгравшая Светлану, вспоминала, что снималась в домашней одежде, в которой пришла на пробы. Серый свитер крупной вязки, который напрочь ассоциируется у нас с Братом, был куплен на Блошином рынке за копейки.
Как удалось в таких условиях творческой группе сделать Настоящее кино?!? Гений Балабанова в особом психологизме, в удивительной тонкости характеров, создаваемых режиссером. Но чем объяснить некоторую «топорность» образа Данилы? Ведь многие критики после просмотра обвиняли актера в неспособности оживить характер главного героя.
После этого Данила едет в трамвае и видит, как двое кавказцев, не заплатив за проезд, глумятся над робким контролером. Угрожая отобранным ранее револьвером, он заставляет «зайцев» заплатить штраф, сопровождая свое требование репликой, унижающей их национальное достоинство. Напуганные кавказцы отдают кошелек с деньгами, умоляя не убивать их. Данила, отсчитав нужную сумму, бросает кошелек на пол, и кавказцы, подобрав его, убегают. Затем Данила идет в рокерский музыкальный магазин, чтобы найти диск «Крылья», возле которого знакомится с тусовщицей Кэт, она сразу примечает его плеер Sony Discman.
Наконец Данила встречается с братом Виктором, киллером, известным под кличкой Татарин, который, пытаясь выглядеть перед младшим братом солидным бизнесменом, снабжает его деньгами - купить себе приличную одежду и снять на первое время жилье. Накануне бандит по кличке Круглый, сыплющий придуманными им же поговорками, заказал Татарину убийство криминального авторитета Чечена, захватившего рынок. Татарин согласился выполнить заказ, но потребовал больше обычного - двадцать тысяч долларов. Это не понравилось Круглому, и он приказал своим людям следить на рынке и за Чеченом, и за Татарином. Виктор, жалуясь брату, что Чечен вымогает у него деньги и притесняет русских, втягивает Данилу в криминальные разборки и передает ему «заказ» на Чечена, обещав заплатить две тысячи долларов.
Данила соглашается, но от предложенного за шестьсот долларов пистолета отказывается. Через друзей Гофмана Данила снимает себе еще и комнату[3] в квартире пожилого алкоголика, ветерана войны. Придя на рынок в образе студента в старом плаще, берете и очках, для отвлечения внимания телохранителей Данила взрывает несколько самодельных взрывпакетов и, воспользовавшись суматохой, убивает Чечена, однако люди Круглого преследуют Данилу и успевают его ранить. Данила с трудом уходит от погони, запрыгнув в грузовой трамвай, и в перестрелке ранит одного из бандитов, который впоследствии, умирает. Вагоновожатая Светлана предлагает раненому Даниле помощь, но тот отказывается, обещая найти ее позже и отблагодарить.
Заботами Гофмана Данила выздоравливает и отправляется искать спасшую его Свету.
Первый показ состоялся в петербургском Доме кино. Увидев картину, критик Сергей Добротворский заявил [7] , что фильм Алексея Балабанова станет «главным событием страны». Премьера на телевидении состоялась 12 декабря 1997 года на телеканале « НТВ » [16]. Она сопровождалась обсуждением картины в прямом эфире с участием её создателей.
По сведениям ведущих оптовых компаний, фильм замыкал список 50 самых продаваемых видеофильмов в 2000 году примечательно, что на вершине этого списка находился фильм « Брат 2 » [17]. Сайт вести. Продюсер фильма Сергей Сельянов признался, что «Мы не делали никаких прогнозов, но результат превзошёл наши самые смелые ожидания. Нас впечатлило, что зрители, которые по 10-20 раз видели оба фильма всё-таки пришли в кино. Вроде фильмы легендарные, удивляться нечему, но всё же поразительно» [20].
На 3 апреля 2022 года фильм в повторном прокате собрал 59,5 миллионов рублей или 577 тысяч долларов США при количестве зрителей 219 тысяч [2]. Смыслы[ править править код ] По словам продюсера Сергея Сельянова [9] , один из основных смыслов «Брата» заключался в фиксации перехода от « общинной системы жизни » при социализме к « индивидуальной ответственности » капитализма. Он отметил, что в «1990-х у отдельного человека появился шанс реализоваться максимально», но даже родственные связи, дающие объяснение названию фильма, перестали работать. Балабанов хотел показать важность и ценность потерянных связей, хотя главный герой в одиночку противостоял всем обстоятельствам окружающего мира. Культурные аллюзии[ править править код ] Литературный критик и публицист Виктор Топоров , изучая первую версию сценария фильма, отметил, что он различными деталями и режиссёрскими цитатами связан с другими фильмами Балабанова, как предыдущими, так и последующими.
Цельность Балабанова становится особенно очевидной в процессе чтения написанных им киносценариев, внутренние связи между которыми становятся здесь чем-то вроде единой системы кровообращения. Что, с одной стороны, увязывает её воедино да простится мне этот каламбур с обеими «порнодивами» из «Уродов» и с дочерью секретаря райкома из «Груза-200», а с другой, чисто по-фасбиндеровски, превращает в многострадальную матушку-Россию! Именно так, то есть не больше, но и не меньше. При этом сцены прибытия в Санкт-Петербург сняты в обоих фильмах на одном и том же вокзале — Витебском. Кинокритик Сергей Кудрявцев подтверждает это наблюдение и разворачивает дальше мысль о том, что фильм «Брат» и новеллу «Трофимъ» нельзя рассматривать в отрыве: и Данила, и крестьянин-«убивец» Трофим приезжают в им одинаково враждебный, пугающий их город.
Единственное, пожалуй, отличие — современный город утратил приметы имперской столицы и превратился в «некое подобие унылого кладбища». Образы персонажей[ править править код ] Кинокритик Антон Долин описывает главного героя фильма как «человека, выпавшего из контекста, живущего в пору больших перемен, но переставшего чувствовать Историю». По его мнению, Даниле Багрову нужны близкие и родные, а он их не находит, либо находит в них не то, что искал. Близкий, почти родной зрителю персонаж живёт в мире фильма — главного, если не единственного за все 1990-е, исчерпывающе описавшего и резюмировавшего то переломное десятилетие. И, конечно, главного для Балабанова.
В нём нет ещё открыточной лубочности «Брата-2» и жёсткого гиньоля « Груза 200 », но уже не пахнет эзотерической задумчивостью «Счастливых дней» и «Замка». Зато есть то, что Балабанов позже определит термином «фантастический реализм», где неприкрашенная документальность граничит с крайней условностью.
Как удалось в таких условиях творческой группе сделать Настоящее кино?!? Гений Балабанова в особом психологизме, в удивительной тонкости характеров, создаваемых режиссером. Но чем объяснить некоторую «топорность» образа Данилы? Ведь многие критики после просмотра обвиняли актера в неспособности оживить характер главного героя. Есть мнение, что простота Данилы — это простота Сергея Бодрова, который в целом и не играл. Он жил на съемочной площадке, был самим собой. И этим вызвал особое доверие у зрителя.
Но это, конечно же, не всё. Суть характера главного героя заключается в самом названии фильма. Он Брат. Часть своей семьи и часть нации. Не случайно образ Данилы выписан скупо. Он словно белый лист, на котором начертаны лишь немногие особенности. Если присмотреться, то Данила Багров почти лишен индивидуальности и человеческого эгоизма. Он прост, но в этой простоте скрывается железная монолитность, цельность. Он предельно сконцентрирован на единственной цели — служении Высшей справедливости.
В момент совершаемых убийств у Данилы Багрова не дрогнет рука.
Фильму «Брат» 25 лет
25 лет назад на экраны вышел фильм Алексея Балабанова "Брат", ставший не просто культовым, а, пожалуй, народным. Съёмки фильма «Брат» – по признанию многих критиков, одного из лучших российских фильмов 1990-х годов – проходили в условиях строжайшей экономии. А героя присвоят и обзовут своим братом тривиальные воры из банды Круглого, что безуспешно пытались его завалить в фильме. TV Mag вспоминает дилогию «Брат» и пробует разобраться, почему она настолько актуальна и спустя 25 лет, анализирует грандиозный успех обоих фильмов и призывает не ждать наследников славы народного «благородного разбойника». 25 лет назад на экраны вышел фильм Алексея Балабанова "Брат", ставший не просто культовым, а, пожалуй, народным. И поэтому фильм состоялся благодаря этому звонку", – вспоминает оператор-постановщик фильма "Брат" Сергей Астахов.
«Фильм запретили»: «Брат-3», в котором снялся бывший мэр Архангельска, не покажут в кинотеатрах
Родной брат оказался киллером, который успешно втягивает Данилу в свои дела. Фильм «Брат» вошёл в историю отечественного кинематографа. Снятый буквально «на коленке» по квартирам друзей и знакомых, без особых затрат и знаменитых актёров, он неожиданно произвел эффект взорвавшейся кинобомбы — народных героев, каким моментально стал Данила Багров, на экранах не было уже много десятилетий. Фильм приобрели для проката более двадцати стран, он собрал награды на международных кинофестивалях, а саундтрек был выпущен отдельным диском.
Багров тоже уязвим, от остальных он отличается лишь небывалым хладнокровием. Пусть он раз за разом повторяет мантру, что просидел всю войну в штабе, не нужно быть гением, чтобы разгадать обман. Он явно закалённый боец, который не раз оказывался в стрессовой ситуации и убивал. При этом Данила знает человеческую психологию и умело берёт на слабо. Эпизод в финале, когда он с незаряженным оружием уложил бандитов на пол, намекает на стальные яйца героя. Впрочем, куда любопытнее экшена — подготовка к нему. В те времена были необычайно популярны боевики с Брюсом Уиллисом Bruce Willis , Арнольдом Шварценеггером Arnold Schwarzenegger и прочими звёздами девяностых.
Пока они бездумно палили по противникам, Данила словно великий Агент 47 изучал местность, разрабатывал план и модифицировал оружие. Это было необычно и впечатляло реалистичностью. Подобный подход привлёк немало внимания. Для зрителей, которым наскучили голливудские экшены той эпохи, «Брат» стал глотком свежего воздуха. Конечно, местами фильм мог напомнить культового «Таксиста» Taxi Driver Мартина Скорсезе Martin Scorsese , но питерский антураж и узнаваемая атмосфера для россиянина смотрелись выигрышнее Нью-Йорка и поствьетнамской эпохи. В итоге экшен добавляет фильму очков. Для кого-то он и вовсе стал главной причиной смотреть творение Балабанова. Музыка в фильме «Брат» Нельзя сказать, что в «Брате» нет места оптимизму. Повсюду разруха, за компакт-диск приходится вывалить сотни тысяч, люди относятся друг к другу потребительски, а банды то и дело бьются за влияние — однако есть в мире нечто, что даёт надежду. Для Данилы это музыка: героя невозможно представить без плеера, а в музыкальном магазине его знают в лицо.
Любопытно, что многие треки тех времён не менее депрессивны, чем сама эпоха — как-никак творчество Nautilus Pompilius не всегда жизнерадостно.
Гонорар за съемки он потратил на пирожки. Федорцов расхваливал красоту тех мест, и, возможно, поэтому Сергей Бодров отправился туда снимать свой второй фильм «Связной», съемки которого трагически оборвались, когда съемочная группа попала под лавину. Балабанов снимал их еще в Екатеринбурге в своих ранних короткометражках. Ему было очень важно снять в своем фильме настоящих музыкантов, чтобы зритель поверил, что Данила Багров тоже настоящий.
На его призыв с энтузиазмом откликнулись многие представители питерской музыкальной тусовки 90-х. Официальный саундтрек к «Брату» был выпущен 3 года спустя, после выхода второй части фильма. Оператор Сергей Астахов вспоминал, как обрадовался, когда ему позвонил знакомый и сказал, что иностранцы оставили целую коробку свежей пленки «Кодак». На нее и сняли фильм «Брат». Балабанов, однако, его забраковал: «Слишком крутой».
Тогда сверху надели дешевую болоньевую ветровку, чтобы упростить образ, — получилось то, что нужно. После того как Сергей Бодров погиб, Надежда передала этот свитер его вдове. Оно отлично подошло Сухорукову, который не отличается крупным телосложением. Желтый пиджак одолжил брат актрисы Анастасии Мельниковой «Улицы разбитых фонарей» , а цветастый галстук накануне подарили отцу Надежды. Сергей Мурзин, который сыграл бандита Круглого, на пробы приехал в красном пиджаке и с золотой цепью на шее — и сразу же был утвержден.
Питерские братки после выхода фильма так прониклись этим персонажем, что подарили ему новенький «Бьюик-Лесабр», так как, по их мнению, старая «пятерка» — неподходящая машина для такого авторитета. Тогда она была студенткой театрального вуза и в реальной жизни не имела ничего общего со своим персонажем. Мария никогда не общалась на сленге и не одевалась так, как ее героиня. К тому же во время съемок она была беременна, поэтому изображать легкомысленную питерскую тусовщицу было для нее вызовом. Долгое время для Кэт не могли найти косуху и берцы маленького размера.
Куртка в итоге нашлась у Насти Полевой, а ботинки одолжила дочь оператора Сергея Астахова. Мария быстро вжилась в эту роль и даже сама придумывала себе наряды и прически. Спортивный и молодой актер сделал это с легкостью.
Создан он без господдержки на скромные средства мецената. Режиссер Валерий Переверзев рассказывает, что ему неоднократно угрожали, даже физической расправой.
Но он упрямо настаивает на выбранном названии и неубедительно объясняет, почему решил его сохранить. Одна из причин связана с тем, что под таким названием фильм запомнили на его родине в Тамбове, где проходили съемки, и разочаровывать людей, принимавших участие в создании картины, режиссеру не хочется. Первым об отмене премьеры сообщил питерский продюсер Владислав Пастернак. Он учился у Сергея Сельянова — продюсера знаменитой дилогии Балабанова «Брат» и «Брат-2», много работал с авторским кино и тоже убеждал Валерия Переверзева отказаться от названия «Брат-3», но ничего не добился. Однако согласился на дальнейшее сотрудничество, и это вселяет надежду, что фильм как минимум небезнадежен.
Кстати, и актер Юрий Торсуев, когда рассказывал «МК», что вместе с братом Владимиром работает в двух необычных проектах, был оптимистичен: «Мы снимаемся в продолжении фильма «Приключения Электроника», где наши герои повзрослели, и в «Брате-3» Валерия Переверзева. Про него чего только не говорят, заранее ругают, но работа очень интересная. Мы вас еще удивим». Авторы нового проекта с первых дней заявляли, что их фильм никакого отношения к дилогии Алексея Балабанова не имеет, и накануне несостоявшейся премьеры разослали приглашение, где об этом тоже сообщалось. Тогда зачем дублировать название?
Фильм «Брат» (1997): содержание, чем закончится, актеры и роли, трейлер
TV Mag вспоминает дилогию «Брат» и пробует разобраться, почему она настолько актуальна и спустя 25 лет, анализирует грандиозный успех обоих фильмов и призывает не ждать наследников славы народного «благородного разбойника». Фильм «Брат» вошёл в историю отечественного кинематографа. Снятый буквально «на коленке» по квартирам друзей и знакомых, без особых затрат и знаменитых актёров, он неожиданно произвел эффект взорвавшейся кинобомбы — народных героев. «Брат» – один из главных фильмов конца 90-х в том числе и потому что у него не было конкурентов на эту роль. Вот одна из последних новостей. Представители российского кинопроката заявили о том, что наши кинотеатры выпустят в повторный прокат фильмы «Брат» и «Брат 2», они выйдут на экраны 24 марта.
«Брат» вошёл в топ-3 в российском прокате по итогам уикенда
Рассказываем, как Валерий Переверзев снял фильм «Брат 3», не связанный с дилогией Балабанова, но по-своему примечательный. «Брат» стал третьим полнометражным фильмом в творчестве Балабанова. «Брат 3»: смотреть ли экспериментальный фильм, который не связан с дилогией о Даниле Багрове. Пожалуй, по обстоятельствам создания "Брат" может претендовать на награду в номинации "Самый непрофессиональный фильм", но в этой живости, естественности и заключается один из секретов того, что картина стала культовой сразу после премьеры. В документальном фильме о съемках «Брата» Сергей Бодров рассказывает.