В статье рассказывается о девяти русских Богинях, которые часто встречаются и известны из славянской мифологии. Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. Мара (Морена Кащеевна, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.
Однако череп продолжал меняться. Его очертания снова поплыли, как воск под лучами солнца. Верхняя часть провалилась, оставив пустоту, стенки покрылись рельефным узором. И снова Олег не уловил момента, когда трансформация закончилась. Мара держала перед ним небольшую серебряную чашу на короткой ножке. А внутри, вспыхивая рубиновыми искрами, плескалась тягучая жидкость. Только пригуби. Янковский, Ключ времен Ведун-5 Мара — ночной кошмар, Худ. Славук ВНЕШНИЙ ВИД — высокая черноволосая женщина Вдоль стен огненной змеей струилось пламя, ярко освещая высокий камень в центре и хрупкую женскую фигурку…Платье женщины с тихим шорохом колыхнулось, и она обернулась к вошедшему. Она удивленно изогнула черную бровь.
Кто Марой, кто Мареной, а кто и Погибелью Ледяной. Вот уж не знала, что есть те, которые Мару не узнают. А ведь наши пути уже пересекались. Ах, ведун, сколько раз ты был на краю! Сколько раз я подходила к тебе с чашей.
Всему своё время, а потому лишь гуляния на Масленицу открывали период весенних надежд и ожиданий. Где же жила Морена? Согласно им, между мирами проходит река Смородина. Через её огненные воды переброшен Калинов мост, что ограняется многоглавым змеем. Далеко за мостом располагаются ледяные чертоги Морены. Находятся они на далёком севере, а прийти ко дворцу богини может далеко не каждый. Согласитесь, такое описание и колоритная внешность Морены напоминают нам Снежную Королеву из известной сказки. На этот образ верования в богиню зимы оказали непосредственное влияние. Зимняя владычица судеб Морена Но так ли ужасна Морена? В ней достаточно жестокости и коварства, однако богиня исполняет свою миссию. Одним из важных аспектов деятельности Морены является суд над душами. Лишь она может решить, куда отправится человек после своей смерти — в мир Нави то есть будет забыт или в мир Слави останется прославленным в веках. Как видите, не только зло Морена может творить в разных мирах. Кроме того, у неё есть отличительная черта, которой обладают лишь немногие божества. Морена может путешествовать между Явью и Навью, а сила её от этих перемещений совсем не уменьшается.
Говоря о внешности Мары, то в зависимости от сезона она выглядела по-разному. Поздней осенью, в ноябре, она являлась как юная прекрасная девушка, бледная и с длинными черными волосами, в белых лазурных одеждах, но к концу зимы она превращалась в слабую истощенную старуху-нищенку, одетую в лохмотья, не желавшую уступать весне и всеми силами старающуюся удержать в Яви вечную зиму. Отсюда пошел обряд сжигать чучело на костре на Масленицу, чучело как раз старухи-Мары, чтобы она поскорее ушла и уступила место весне. Богиня Мара описывалась высокомерной, суровой и властолюбивой, желающей править вечно. Все это конечно так, но помимо этого Мара —Богиня справедливая и благоволящая тем, кто её уважает. Символы Мары — это в первую очередь серп или коса, которыми она жнет жизни. Помимо этого у Мары есть своим символы и обереги — зигзаг волны Мары — главный символ богини. Мара тесно связана со стихией воды, отсюда слово «марь» — мертвая вода. Оберег обладает большой силой, но подходит далеко не всем, также символом богини является знак Мара-Вий, изображенный как два треугольника направленные углами друг к другу, символизирующие неизбежность конца каждой жизни. Существует также отдельный крест Мары, символизирующий жертву богине, взамен чего получают её присмотр. Также существует несколько атрибутов — таких как, например, ель, сосна, которые в славянской мифологии считались деревьями смерти, коза, ворон, черный лебедь и чаша. Символы Мары Куда уходит Мара после зимы? В свои владения, которые находятся за рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов мост. В подчинении у Мары все духи воды и холода, а её владения — это ледяной замок. Правит она как в Нави, так и в подземном мире вместе с чернобогом.
Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей Лялей. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна. Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, которая оберегает людей. Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен. Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости заметно созвучие слов «скала» и «скелет» ; цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки. Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля! Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а также с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. Связана с Землей в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли и Водой которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды. Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат. Лада - славянская богиня любви и красоты.
Богиня смерти Мара
Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога — и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса. Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Тарха Дажьбога только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией. Не смогла устоять перед влюбленным Дажьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его — сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе Эльбрус , Алатырь, «всем камням отец», «пуп земли» в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире — лишь отражение Алатырь-камня. Магический алтарь — камень, на котором совершается жертвоприношение, — суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря. Народные верования Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает.
Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Её сакральные вещи — это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь мир живых и мёртвых. Марь — это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Древние славяне считали, что без смерти не может быть жизни, а смерть — это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни. Забирая души из Яви, Мара даёт душе новое существование. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. В день весеннего равноденствия современное название — Масленица, языческое название праздника — Комоедицы славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги — Мары.
Мары — это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар — это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты — духи злых воинов, шведы и датчане — души умерших, болгары — души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган. В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы.
Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг — иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно молодцы с девицами , держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей В неоязычестве Марену снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды — навии.
По преданию, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена. Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось. Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей. По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу. Она использует для рукоделия нити судьбы. Причем под ее влиянием находятся не только смертные. Мара может не только отнять жизнь, но и даровать бессмертие. Легенда гласит, что именно таким образом она обеспечила своему сыну Богумиру долгую жизнь. Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца. В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров. Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Среди людей Богиня появляется редко. По преданиям, мары носят собственные головы подмышкой и каждую ночь бродят по улицам. Есть и другая версия, по которой мары живут в домах людей и прячутся за печками.
Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота Легенды и мифы о славянской Богине Морене Самый известный миф о Богине Морене — миф о превращении её в чудовище вместе с сестрами Богиней Лёлей и Богиней Живой и о возвращении сестрам прежнего облика. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей. Много северных быличек посвящено тому, как Морена-Зима хотела захватить власть над миром Яви, править вечно. Богиню Морену всегда обижает, что её почитают меньше, чем Лёлю-Весну, что её прихода не ожидают с нетерпением и радостью. Мифология Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Она была воплощением льда и достоинства. Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами. Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода. Считается, что Мара — темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть. Помимо этого она также водила дружбу с женой Велеса — Ягой. Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями. Читайте также: Комнатные растения для водолея. Цветы для водолея Богиня Мара и Кащей Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави — Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом. Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены. Как у неё это получилось? Все оказалось довольно неожиданно. Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей. Но Кащей так и не получил эти жизни, так как Мара после замужества сковала его своими чародейскими цепями в казематах кащейского дворца. После этого хитрая богиня не раз пыталась повторить свою попытку выйти замуж, но уже за бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала. Богиня Мара и славяне Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости.
Это символ 4-х сторон света, 4-х стихий, 4-х времен года. Амулет с таким знаком предназначен сохранять жизненные силы владельца и сглаживать крайности в поведении и чертах характера. Кому покровительствует? Однако и любой другой может сделать ее своим защитником. Особенно она подойдет тем, кто обладает предприимчивостью, целеустремленностью, богатым воображением, стремится познавать новое, не обделен гордостью и бесцеремонностью. Поэтому отношения с окружающими не ладятся. Морена поможет укротить нрав, научиться на ошибках, найти способ самовыражаться без вреда для себя и близких. Ведь она сама не до конца смогла избавиться от черного колдовства из-за гордости. Девушек заколдовали и превратили в чудовищ, служивших похитителю. Когда Перун, Велес, Стрибог и Хорс освободили пленниц, их расколдовали. Однако Мара не пожелала расстаться с обретенными силами, и ее сердце осталось темным. Праздники почтения у древних славян Древние славяне не страшились смерти, и зима их тоже не пугала. Наоборот, они верили, что после сна, в который погружается природа на время зимы, наступит весна и принесет обновление, подарит плодородие и цветение. Прекрасную девушку Марену ждали, и в ее честь были названы дни со 2-го по 24-е ноября. Этот период считался временем прихода холодов и наступлением зимы. На Громницу уже начинали прощаться с Марой: девушки пели заклички для Лели, а парни затевали игры-зимоборы, символизирующие противостояние сестер. Однако в большей степени торжество было посвящено Перуну, потому что верили: огнем он помогает наступить весне. В начале весны женщины выходили в огород и гонялись с метлами в руках за воображаемой Мореной.
Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян
На самом деле таким образом «отгоняли» Мару, то есть зиму, и призывали весну. Отцом ее был бог Сварог, а матерью — Лада. Имя произошло от древнеславянского «мор», то есть смерть всего живого, включая животных и человека. Любопытной деталью в трактовке этой богини можно назвать ее способность не только забирать души умерших, но и давать им возможность заново родиться на Земле. Страх перед смертью пошел именно от образа Мары, корни его давно забыты, но страх смерти и инстинктивный ужас о конце жизни остался и в нашей жизни.
Значение образа Образ Мары, который часто изображается в легендах, представлен в виде красивой статной девушки, одетой иногда в красные одежды. Она не только воплощение тьмы и ночи, но, по большому счету, ее нельзя назвать исключительно злой и негативной стороной бытия. Мара не только соблюдает закон смерти и рождения, забирает жизнь и участвует в «переходах» от одного состояния к другому, но и дарит возможность новой страницы, новой жизни. Как и все подобные сложные образы для понимания, Мара — олицетворение ухода одного и прихода другого, символ пограничного состояния, которое с философской точки зрения и вызывает чувство тревоги и беспокойства, а иногда и страха.
Мара — ужасная и прекрасная Многоликость этого божества стала причиной совершенно разных трактовок не только ее внешнего вида, но самой сути Мары. Попробуем проанализировать, какие образы упоминаются чаще всего. Мифологическая трактовка В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Ее считали угрозой, чем-то неподвластным человеческому духу и безжалостным.
Поэтому из чувства страха перед богиней смерти ее не описывали практически никак. Особенно интересным остается вопрос о власти Мары над временем, о течении которого древние знали намного больше, чем современные люди. Эта богиня одна из немногих, обладающая властью над сроком жизни не только простых смертных, но и бессмертных богов. Власть ее была бы практически абсолютна, но она все-таки воплощение темной стороны, тревожной и непредсказуемой, тайной власти над судьбами.
Границы влияния у Мары есть — властвование ее периодично, временно, только во время переходного состояния из одного качества жизни в другое. В старину люди носили специальные обереги, чтобы не злить Морену, не провоцировать ее преждевременный приход. Обычно защитные пентаграммы вышивали на одежде нитями.
Зато на просторах всемирной сети можно найти довольно красочные описания того, как поклоняются богине Маре неоязычники сегодня. Заранее прошу прощения у чрезмерно впечатлительных читателей.
Вы можете просто пропустить этот раздел. Итак, основное описание берётся из книги, которая называется «Чёрной книгой Мары». Авторство этой книги принадлежит некоему волхву Велеславу, который, впрочем, не один корпел над этим трактатом, а в соавторстве с ещё шестью основателями нового направления. В основе книги лежит разделение родноверов на последователей Шуйного пути и пути Десницы. Путь Десницы — это путь правой и праведной руки, то есть следующие этому пути поклоняются светлым богам: Сварогу, Ладе, Живе и так далее.
Шуйный путь — это путь левой руки а мы все знаем, что левая рука та ещё блудница. Так вот, последователи этого самого лево-руко-блудного пути, поклоняются исключительно тёмным богам, таким как, Чернобог, Велес и Мара. В основном всё внимание получают именно эти два божества. Последователей богини Мары теперь принято называть радарями Мары — это те, кто исполняют радения богине. Занимаются они в основном загробными делами, в смысле отпевают усопших у родноверов, ведь не доверят же столь важное дело православным священникам?!
Так вот, если в древности похороны знаменовались десницей богини Кары и её сестры Жели, то сегодня видимо богиня Мара решила потеснить их. Итак, поклонение любимой богине радари начинают со сношений, и не с кем-нибудь, а с самой богиней как они это проделывают вообще тайна за семью печатями, не спрашивайте автора, он и сам недоумевает. До ритуального сношения следует очиститься. Нужно воздерживаться от еды в течении суток, советуется избегать душ и элементарные нормы гигиены в течении хотя бы трёх дней. И видимо последователи этого новоявленного культа решили, что их богиня фетиширует от нечёсаных волос, так что расчёсывать волосы тоже не стоит в течение трёх дней, если вы всё же надеетесь сойтись с богиней.
Кстати в данной книге, указывается, что последователь может взять с собой женщину, которая согласится пройти путь очищения ага, непричёсанная, не мытая и голодная женщина вообще горячая штучка и может совокупиться с ней. Тогда женщина эта становится подобно богине Маре. В книге так же присутствуют детальные описания, какая поза для чего предназначена. Всё просто, как сама табуретка, ибо это вам не Камасутра. Не знаю, как вам мои дорогие читатели представляется сей процесс поклонения богине, но все эти лишённые всякой цензуры описания вызывают в авторе данной статьи, желание вспомнить, что же было съедено им на обед в течении всей прошлой недели.
Символика богини Мары. Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Кстати именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов.
Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала. Насколько это соответствует правде неизвестно, ведь вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара. Кстати проводят параллель между Марой и римским богом войны Марсом, который первоначально имел аграрные функции. Мара — богиня войны?! Звучит заманчиво, однако прямых подтверждений этому нет, впрочем, как и опровергающих доказательств.
Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, чёрного лебедя или ворона. Не позитивный нынче набор, ну да что поделать, тёмная богиня на то и тёмная, чтобы мрачностью пугать. Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины кстати С-мор-одина, само название реки заставляет задуматься о его родстве с именем богини. Так вот, волнисто образная линия это и есть символ царства богини Мары.
Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите. Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего. Существует так же оберег богини Мары.
Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога - и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя. Об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса. Не стучит, не гремит копытами, А каленой стрелою летит Олень! У Оленя копыта серебряные, У Оленя рога - красна золота! Нужно в воду Оленю копытом ступить, Тем копытом серебряным воду студить? Не смогла устоять перед влюбленным Дажьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его - сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе. И от того все более лютыми делались морозы, и землю заметала пурга.
При внешне темном облике у Мары были золотые глаза, она была единственной из Богинь, которая сразу видела золотое качество человека, его самородный дар, и это качество Мара старалась всячески развить, но у некоторых людей ведь не светлый дар духа, а, наоборот, очень даже черный. И таких людей Мара тоже видела, и дары их душевные тоже зрила, и таких людей она уводила в мороки и делала их своими лихоманками, то есть люди становились лихими разбойниками, грабителями, ворами или сексуальными распутниками, то есть той сворой, которая норовила пожить за чужой счет. Согласно преданиям, владения Марены, лежат за рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинулся Калинов мост, охраняемый треглавым змеем. Ее дворец сделан из чистейшего, прозрачного льда и все духи воды и холода подвластны ей. Облик Мары: Весьма увлекательным является то, как выглядит Морена.
Богиня предстает перед смертными в совершенно разных обликах, в зависимости от времени года. Так, в конце осени она приходит в мир Яви как прекрасная молодая девушка. Ее лицо бело как снег, глаза чище горной реки, а волосы черны, словно зимнее небо. Также в это время Морена одевает только изысканные наряды, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Но по мере того как дни близятся к весне, меняется и внешность богини.
За три месяца она превращается из молодой девушки в седовласую старуху, которая не может ступить и шагу без своей трости.
Марена – славянская богиня смерти, связанные ритуалы и традиции
Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь. Discovery написал 16 января 2023 в 05:30: "Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.". В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян.
Скульптура Богиня смерти Мара
- Морена - богиня тьмы с прекрасным ликом
- Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян
- Добрый день!
- Гадания онлайн на 2024 год
- Славянская богиня Марена
- Славянская богиня Марена
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. воплощение смерти, ночи и зимы. Морана у славян древности также считалась воплощением нечистых сил. [1] и в меньшей степени восточно-славянской традиции [2] женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых писателей 163 Начертание славянской мифологии.
Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.
Многое из древних традиций было перенято христианством. Так, Мара преобразилась в Марию. Но в народной памяти осталась как символ круговорота времен года и патронесса судьбы. Образ в Искусстве и Татуировках Образ богини Мары оказал влияние на современное искусство. Его используют в татуировках люди, интересующиеся славянской мифологией. Художники также создают статуэтки и картины с изображением Мары, передавая ее загадочный облик и атрибуты. Это позволяет сохранять память об этом древнем персонаже и передавать его символизм будущим поколениям. Мара — Покровительница Жизни и Смерти В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы. Ее считали воплощением природных сил этого времени года.
Также она ассоциировалась с женской силой, плодородием и любовью. Зима рассматривалась как период подготовки к весеннему возрождению. Люди приносили дары и требы — еду, напитки, украшения. Это было своеобразным ритуалом благодарности и призывания покровительства. В целом, Мара олицетворяла круговорот времен года и жизненный цикл человека — от рождения до смерти. Поэтому ее почитали как хранительницу жизни и предводительницу мира мертвых. Верования и Ритуалы Славянского Язычества Символика оберега богини Морены На обереге изображены символы, наделенные глубоким значением: — Волны, изображающие воды реки Смородины. Это место соединения материального и духовного миров.
Морена как славянская богиня может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на людей. Оберег богини способен положительно воздействовать при условии гармоничного взаимодействия человека с духовным миром и готовности принимать помощь.
Также символами солнца были ватрушки и круглые баранки. Интересно, что изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл — они были поминальным блюдом, их ели на поминках, как ритуальное поминальное угощение. Блины связанны с почитанием предков. Чучело Масленицы в Абрау-Дюрсо. Чигарова Первый блин комом — это совсем не то, что мы имеем в виду, смятый блинчик.
Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. Отсюда же, «команика» — медвежья ягода, она же ежевика. После проводили зачин. Возжигали огонь, славили богов и предков, весь славянский род. Посолонь направляясь по движению Солнца закручивали хоровод, одевши хари-маски отсюда мы и говорим: ну у тебя и харя , дабы не узнали злые духи. Скоморохи разыгрывали представление, и им помогали колоброды. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея.
Медной И еще интересный факт: наши предки были уверены, что на Руси кроме честного народа полно бесов. Тема бесов, чертей хорошо описывается в сказке о «Правде и Кривде». Я нашла интересный ритуал, который проводился в эти праздничные дни. Утром люди на перекрёстке дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы черти и другая нечистая сила, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Чучело Масленицы из виноградной лозы в Абрау-Дюрсо. Так что это прежде всего грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы, и сожжение ее чучела.
Это глубокая древняя мистерия, связанная с Богиней-матерью. Богиня-мать многолика, у нее есть светлые прекрасные образы — летние, весенние, осенние лики, но есть и страшный зимний. Зимой Мара — сильная, красивая, могущественная. Великая Мара-Морена, Богини Зимы. Холст, масло. Попова-Гамаюн К весне становится старухой, с которой нужно попрощаться. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары.
К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Ее несут, как на похоронах, и сжигают, как на похоронах. Эту традицию нужно глубоко осознать и понять. С именем Мары, Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак». Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть.
Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи морав. Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» kralovna , и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны.
За это их одаривали и угощали. Зелёные ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья см. Деревце обрядовое. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko словац. На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара призрак. Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении [15].
В руках у Мораны может быть скипетр или серп, которые также являются её атрибутами. В мифологии Морана представлена как властная и беспощадная богиня, которая привносит смерть и холод в мир. Она управляет судьбами людей, но чаще всего её влияние проявляется в зимние месяцы, когда природа замирает под её властью.
Морана отвечает за угасание жизни, за то, что всё сущее в конце концов возвращается в землю. В славянской мифологии Морана имеет двойственное значение: с одной стороны, она символизирует смерть и уничтожение, но с другой стороны, она является источником обновления и возрождения. Зима, которую она приносит, предваряет весну, когда природа оживает и новая жизнь начинает пробуждаться.
Морана – богиня смерти
Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Термины и определения славянской мифологии. Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Дабы изгнать Морану и отправить богиню в ее мир, использовали кочергу и опахивание поселений. Саму богиню воспринимали еще как воплощение древней Великой Матери, которая и решает, кому жить, а кому умереть. Морану угощают и задабривают на Сречу, 15 февраля. Таким способом люди хотели попросить богиню не задерживаться и быстрее уступить место весне. В случае заболевания скота или людей в семье, славяне-язычники создавали образ Мораны и с ним обходили селение. Аналогичные ритуалы проводили в случае ожидания нападения врага или прихода войны. Таким образом, они просили Морану позволить прийти на поле военных действий духам предков, которым бы удалось помочь потомкам.
Иногда образ богини натыкали на колья, и в сопровождении печального пения и жалобного голоса торжественно бросали чучело в воду, надеясь, что благодаря таким действиям молодые жены вскоре смогут родить детей, весной будет хороший урожай, а город, вместе с его жителями, очистится от всяких проблем и болезней. Морана имеет свои символы, которые напоминают знаки воды. Речь идет о двух волнистых линиях. Бытовало мнение, что люди приходят в этот мир из воды, и согласно определенным погребальным традициям, человек покидал этот мир, войдя в воду, дабы очиститься перед новой жизнью.
Так они старались защитить свой дом и семью от смерти и несчастья.
Происхождение У этой богини есть еще несколько имен — Морена и Морана. В руках у нее всегда был серп как знак того, что она вправе забрать любую жизнь. Он и предназначался для того, чтобы жать жизни. Мара принадлежала к царству духов, черной Луны, а вместе с серпом одним из основных атрибутов был череп. Как и все зло, Морена покушалась на солнечный свет, но всегда была отвергнута светлыми силами.
Она считалась олицетворением тьмы, зла и ночи. Ее роль — провожать души в царство мертвых. В природных явлениях ее дух участвовал в обрядах вызова дождя и при смене времен года, когда одни явления в мироздании «умирают» и дают место другим конец зимы — начало весны. Персонаж интересен тем, что в разные периоды года она могла поменять внешний вид: весной это была прекрасная девушка, а зимой — страшная и отталкивающая старуха. Отсюда и придуман был ритуал сжигания чучела зимы.
На самом деле таким образом «отгоняли» Мару, то есть зиму, и призывали весну. Отцом ее был бог Сварог, а матерью — Лада. Имя произошло от древнеславянского «мор», то есть смерть всего живого, включая животных и человека. Любопытной деталью в трактовке этой богини можно назвать ее способность не только забирать души умерших, но и давать им возможность заново родиться на Земле. Страх перед смертью пошел именно от образа Мары, корни его давно забыты, но страх смерти и инстинктивный ужас о конце жизни остался и в нашей жизни.
Значение образа Образ Мары, который часто изображается в легендах, представлен в виде красивой статной девушки, одетой иногда в красные одежды. Она не только воплощение тьмы и ночи, но, по большому счету, ее нельзя назвать исключительно злой и негативной стороной бытия. Мара не только соблюдает закон смерти и рождения, забирает жизнь и участвует в «переходах» от одного состояния к другому, но и дарит возможность новой страницы, новой жизни. Как и все подобные сложные образы для понимания, Мара — олицетворение ухода одного и прихода другого, символ пограничного состояния, которое с философской точки зрения и вызывает чувство тревоги и беспокойства, а иногда и страха.
После этого хитрая богиня не раз пыталась повторить свою попытку выйти замуж, но уже за бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго.
Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала. Богиня Мара и славяне Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его.
Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок. Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной. Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить. Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло».
Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно. Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара — темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней — светлых богов. Атрибуты богини Мары Атрибуты славянской богини смерти и правосудия — трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены — поток замершей воды, который так и называется — «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя. Ещё одна метафизическая эмблема Мары, которая была широко распространена — это символ Зимы, часть времени года.
Комбинированный символ, состоящий из двух треугольников, который называется Мара-Вий, воспринимался нашими предками как очень плохой знак, так как он означал абсолютную гибель. Этот крест представляет собой пересечение двух линий, на концах каждой из которых есть ещё небольшие штрихи. Так символически обозначается заморозка, остановка, потому что линии креста не могут далее продолжиться в бесконечность. Знак Богини Морены используют как оберег от злого умысла и злых чар. Считается, что властительнице Нави подвластна остановка любой беды. Кроме того, символ Богини Морены может избавить человека от внутренней неуверенности.
Посмотрите обереги Богини Морены Символы богини Мары Как и у любого другого божества у Морены есть характерные символы, присущие только ей. Ее оружие. Серебряные серп и коса, которыми она не только подрезает нити жизни смертных, но и защищается от врагов. Черная Луна. Люди верят, что если Мора ступит на земли Яви во внеурочное время, сама Луна поможет укрыться ей. Она перестанет освещать мир и даст богини пройти незамеченной.
Чаша из черепа человека.
Вынесение Марены Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты [1].
Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни [1]. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян см. Иван Купала , Кострома , Русальная неделя , Масленица [1].
Чучело Марены, брошенное в реку.