Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни.
Новости и события Российского исторического общества
Мы заходим с Мариной в первый зал и подходим к расположившимся в углу санях и длинному, прямо на всю высоту стены, свитку, где мелким-мелким почерком нанесены воспоминания из дневников тех страшных дней. Перед вами лента воспоминаний — это реальные события, описанные Софией Островской. Эту ленту можно развернуть, и мы увидим историю воспоминаний от первого дня блокады до последнего. Если мы вчитаемся, то поймем, какой должна быть сила духа у человека, и при этом узнаем очень трогательную историю. Инсталляция с санями воспроизводит фотографию, которая висит тут же на стене и отображает перед нами катастрофу города в то время: когда не было ни отопления, ни водоснабжения, ни продуктов, жители вынуждены были идти на Неву за водой.
Приходилось топить печки-буржуйки остатками комодов, деревянными ведрами, дубовым паркетом и проч. Мы разворачиваемся к другой стороне стены и перед нами уже множество оружий, мешки с песком для обороны и лыжи. Наверно, мало кто знает, что из Перми отправляли лыжную бригаду — группу лыжников, которые должны были прорвать блокадное кольцо. Вы видите реальные фотографии того времени, документы пермяков, которые находились на обороне Ленинграда.
Мы снова начинаем перемещаться по выставке, Марина продолжает: — Дальше мы переходим в зал, который символизирует путь эвакуированных жителей в тыл, то есть каким образом ленинградцы попадали к нам: с помощью железной дороги Марина указывает на сконструированную теплушку или по воде переводит внимание на макет корабля.
Лед достиг 20 сантиметров толщины, достаточной для пропуска грузовиков, всего за месяц до конца года, поэтому за 1941 год по этой Дороге жизни перевезли всего 16,5 тысяч тонн грузов. Но к концу декабря лед окреп, и темпы поднялись до 1000 тонн в сутки машины могли идти полными и часто. Мы знаем об этом потому, что в ноябре были редкие случаи сплошной облачности, в которой эти машины летали свободно, без противодействия немцев истребители малоэффективны в таких условиях. В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия.
Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да.
В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода.
Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25.
Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать.
При условии, что в квартире уже кто-то живет, ее можно было вернуть исключительно через суд. Они проживали в бараках в ожидании восстановления домов. Пройдя сквозь множество испытаний и оставшись в живых, люди радовались тому, что выжили, а не погибли, как многие, от голода. Некоторые делали попытки отстоять собственные права на жилье. В 1945 г.
Если вопрос был спорным, его урегулированием занимался управдом. Естественно, в таких условиях взяточничество было широко распространенным явлением. Человек, вселившийся до 01. Законодательство было настолько запутанным, что шансов вернуть себе квартиру у бывших владельцев почти не было. В квартиры тех, кто был эвакуирован, заселялись руководящие лица, а также их родственники.
Вводились законодательные ограничения на въезд в некоторые города и области. И ограничения на перемещение отдельных категорий эвакуированных. Хотя уже осенью 1943 года в некоторые из освобожденных областей например, Смоленскую и Орловскую был установлен свободный въезд, но в ряде городов был введен запрет на реэвакуацию: это касалось в первую очередь Москвы и Ленинграда, а также, в связи с большим разрушением жилого фонда, Киева и Харькова.
К тому же была и партийная дисциплина. Таким образом, с максимальным количеством запретов сталкивался столичный житель, коммунист, высококвалифицированный специалист, работник предприятия оборонного значения. Многие годами не могли вернуться в родные места. Вот, например, сведения о составе рабочей силы Кировского завода, эвакуированного в Челябинск. Данные на лето 1945 года: из 40 тысяч рабочих — 6 тысяч ленинградцев, 4,5 тысячи харьковчан, 2 тысячи сталинградцев, 11 тысяч демобилизованных из армии, 4 тысячи выпускников ремесленных училищ. Если бы эвакуированные вернулись домой, завод бы просто встал. В анонимном письме от 21 мая 1945 года, адресованном в партком Кировского завода, были следующие строчки: «Жить в таких собачьих условиях, которые вы нам создали, дальше невозможно. Мы раздеты, разуты, квартирные условия ни к черту.
Начальство четыре года воровало и набило себе карманы… Вы, как партийные люди, тоже смирились с начальниками. Мы спрашиваем: скоро ли в Ленинград? Занятые собственной реорганизацией министерства фактически бросили предприятия на произвол судьбы, не решали вопросы финансирования конверсии оборонные предприятия переводили на производство патефонов, электрочайников, кроватей и тому подобной продукции. Этот приводило к хронической невыплате зарплаты, постоянным изменениям плановых заданий и их номенклатуры и, в конечном счете, снижению уровня жизни людей. Завод в годы войны получал дополнительные бескарточные фонды продовольствия, в цехах было организовано второе горячее питание. Но 1946 год был неурожайным, а в четвертом квартале правительство сняло дополнительные продовольственные фонды. Настроения ожидания охватили и Кировский завод в Челябинске. Протестные практики традиционно выражались в написании жалоб и коллективных петиций, адресованных высшим руководителям страны.
Некоторые эвакуированные рабочие сознательно нарушали трудовую дисциплину, рассчитывая, что за это их уволят с заводов и таким способом они получат возможность уехать домой. Были случаи невозвращения работников из командировок. По архивным документам прослеживается рост дезертирства и случаев самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий и учреждений после мая 1945 года. Например, за 7 месяцев с июля 1946-го по январь 1947-го Кировским заводом было предано суду за дезертирство и прогулы 4046 человек. В феврале 1947 года с целью устрашения на заводе были проведены 3 показательных судебных процесса о дезертирах. Если на 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось около 560 тысяч жителей, то к июлю население возросло до 725 тысяч, а к началу сентября 1944 года оно составило 920 тысяч человек. За 1945 год только из Челябинской области был реэвакуирован 21 ленинградский детдом в количестве 1700 воспитанников и 500 человек обслуживающего персонала. Массовая организованная реэвакуация ленинградцев проводилась в соответствии с распоряжениями Совета Министров СССР от 30 июня 1946 года.
Дальнейшая реэвакуация в Ленинградскую область в связи с создавшимся временным продовольственным затруднением почти прекратилась.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. Как я пережила блокаду, эвакуацию и вернулась в Ленинград. Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов. Жители блокадного Ленинграда покидают разрушенные дома.
Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
Мы с мамой вернулись из эвакуации в Ленинград в 1944 году после снятия блокады. Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. На этой неделе в стране отмечают 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.
Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
Для перевозки по льду людей была организована работа диспетчерской службы и круглосуточные станции технического обслуживания. За 84 дня по льду Ладожского озера автотранспортом вывезли более 500 тысяч человек. В город доставили тысячи тонн продовольствия. За героизм и мужество более 20 работников ленинградских автопарков — водителей, механиков, руководителей эшелонов — наградили орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», — напомнили в комитете.
И пусть они вас собирают. Мы домой пришли, маме объявили. Таким образом этот детский сад стал детским домом», — рассказала житель блокадного Ленинграда Галина Мицкевич. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Из-за наступления немецких войск воспитанникам уже детского дома номер 51 пришлось вернуться в Ленинград и пережить в городе самую страшную, первую, блокадную зиму.
Вторая попытка эвакуации — уже в марте 42-го — в Краснодарский край. В поезде, который следовал до Краснодарского края, воспитателям пришлось столкнуться с такими страшными попутчиками детей, как цинга, дистрофия и воспаление лёгких. На выставке можно услышать воспоминания педагогов детского дома. Всю дорогу болела и самая маленькая путешественница Виктория Борк. И в конце концов они оказываются в Армении, где война их оставляет в покое», — рассказал куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» В Санаин прибыли 107 маленьких ленинградцев. Потерь за долгий путь практически не было.
Ранее Минобороны России к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады опубликовало рассекреченные документы. Среди них — описания боевых действий, карты с планом советского командования, фотоотчёт работы артиллерии Балтийского флота, наградные листы защитников города. Также сообщалось, что программа «Память сильнее времени» , посвящённая 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, прошла в пятницу, 26 января, в Доме офицеров городского округа Краснознаменск в Московской области. Ошибка в тексте?
Со всего Ленинграда ехали грузовики с людьми. Самое страшное было потеряться. Над головами то и дело летали самолёты. Нас посадили в теплушки: там были установлены печки и нары. Так мы ехали 2,5 месяца. В декабре нас привезли в Челябинск». По пути умерло очень много людей — порядка 300 тысяч человек. Смерть шла по пятам, даже когда война осталась позади.
Дело в том, что практически у всех эвакуированных была дистрофия последней стадии. Им нельзя было много есть, лишний кусок хлеба оказывался ядом. Организм отвык от еды. Мы простаивали по 5-7 дней. Тут же прибегали местные жители, чтобы накормить детей. Они несли с собой хлеб, масло, сметану. Тех, кто хорошо поел, на следующей остановке выносили мёртвыми и укладывали их вдоль рельсов». В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации.
В результате бомбёжек и обстрелов город был почти полностью уничтожен, деревянные дома пришлось разобрать на дрова. Мы уехали в Ленинградскую область — в посёлок Оредеж Лужского района. Там я окончил среднюю школу, поступил в Ленинградский электротехникум связи. После армии работал в Выборге, потом меня пригласили в Калинин на должность главного инженера предприятия связи, — делится Аркадий Борисович. Общество блокадников города он возглавил в 2009 года, когда ушёл на пенсию. Сегодня в организации — 91 житель Блокадного Ленинграда, в 2009 году было 260 очевидцев тех событий», — приводит печальные цифры Аркадий Борисович. Редакция Tverigrad. На их долю выпали тяжелейшие испытания.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда». Мы с мамой вернулись из эвакуации в Ленинград в 1944 году после снятия блокады. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21].
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
Систематизированный поиск судеб эвакуированных жителей блокадного Ленинграда был начат Архивным комитетом Санкт-Петербурга еще в 2011 году на основе документов, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга ЦГА СПб и части ведомственных архивов Санкт-Петербурга. Несмотря на прошедшее со времени блокады Ленинграда время, каждый год в архивные учреждения Санкт-Петербурга поступают обращения граждан, продолжающих разыскивать сведения о своих родственниках, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Эта огромная работа, которую сложно переоценить, сделала возможным последующее создание и публикацию в сети Интернет электронной базы данных «Блокада Ленинграда. Эвакуация», которая сегодня содержит 833 899 имен. Однако, до недавнего времени судьбы еще сотен тысяч блокадников оставались неизвестны, а имена многих — потеряны.
Привилегированные В работе «Неизвестная блокада» исследователь Николай Ломагин полагает, что власти, проводя эвакуацию, в первую очередь они занимались переброской в безопасные регионы сотрудников важных для обороноспособности страны предприятий и учреждений.
Историк Даниил Коцюбинский утверждает, что первоочередной задачей, стоявшей перед руководством СССР и Ленинграда, был вывоз из окружённого города базировавшихся в нём военных частей со всем их личным составом. Не желая допустить попадания в плен около 500 тысяч матросов Балтийского флота и солдат Ленинградского фронта, власти в первую очередь организовали их переправу в ущерб интересам мирных граждан. Не принимая в расчёт вывоз детей, Н. Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц». Предполагая, что они при первой возможности могут перейти на сторону гитлеровских войск и начать среди горожан антикоммунистическую агитацию, власти удалили их из города.
В этой же книге отмечается, что некоторые ленинградцы не покидали осаждённую родину из чувства патриотизма, другие из-за страха утратить нажитое имущество, иные не верили в безопасную жизнь в эвакуации, а четвертые просто не имели на то желания: «Для меня выехать из дома, из города куда-то в пространство и в обезумевшей и приведенной в отчаяние массе людей — будет смертью, гибелью... Я предпочитаю умереть у себя от бомбы, от голода, но у себя и не страдать...
Списки умерших детей и детей, взятых родителями. Отчет яслей при эвакопункте на ул. Рубинштейна о заболеваемости и смертности детей пофамильный список в декабре 1941-январе 1942 года.
Списки детей: патронируемых, безродных, госпитализированных, умерших на эвакопункте Лиговка. Информационное письмо о положении детских учреждений, эвакуированных в Алтайский край. Список эвакуированных детей Дома малюток города Пушкина. Список детей умерших во время эвакуации.
Кемерово «Блокадный хлеб» Муниципальное казённое учреждение культуры «Крыловский исторический музей» муниципального образования Крыловский район «О жителях Крыловского района, которые участвовали в обороне Ленинграда» 13:00 Музей политической истории России «Ко Дню снятия блокады. Архив Бориса Полоскина: эвакуация и возвращение в Ленинград» 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. До того, как в сентябре 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады, удалось эвакуировать часть населения, в первую очередь детей. В 1941 году Полоскин вместе с другими детьми был эвакуирован из Ленинграда в Челябинскую область.
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда». Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. В Лычково поезд подвергся бесчеловечной бомбардировке Первая волна эвакуации жителей Ленинграда началась 29 июня 1941 года.
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда. Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права. Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек.