Новости рыболовства и аквакультуры Азиатско-Тихоокеанского региона, ЕС, обзоры рынков, статистическая, аналитическая информация (контакт: fecrs@).
Рынки акций стран АТР закрылись без единой динамики индексов
Несмотря на достигнутые успехи, эта политика не способствовала созданию реальных механизмов институционализированного и постоянного сотрудничества. Первый выдвинул проект создания «Группы видения будущего Восточной Азии», второй предлагал проект превращения Кореи в связующий хаб в Северо-Восточной Азии. В обоих случаях не было достигнуто сколько-нибудь заметных результатов. Первая успешная попытка институционализации сотрудничества была сделана администрацией Ли Мен Бака, когда был учрежден секретариат трехстороннего сотрудничества с центром в Сеуле, в рамках которого за стол переговоров сели Китай, Южная Корея и Япония. Но в новом формате были достигнуты лишь скромные практические результаты, на его работу влиял нестабильный характер отношений между тремя странами, в особенности, между Китаем и Южной Кореей, с одной стороны, и Японией, с другой.
Инициатива Пак Гын Хе должна была дать старт многостороннему сотрудничеству, которое в настоящее время отсутствует в регионе. В то же время ставилась задача укрепить роль Южной Кореи в качестве «средней державы» и использовать преимущества дружественных отношений со всеми региональными акторами для занятия лидирующих позиций в регионе. В отличие от инициативы развития трехстороннего сотрудничества, инициатива Пак должна была дополнить стратегический альянс США и Южной Кореи, который рассматривался в качестве ключевого элемента для достижения региональной стабильности. С этой точки зрения инициатива не может рассматриваться в отрыве от новой стратегии США в Азии, учитывая ту роль, которую отводит Сеул США в регионе, а также состояние отношений между Вашингтоном и Пекином34.
Инициатива Пак Гын Хе ставила задачу отталкиваться от незначительных с точки зрения безопасности вещей таких как защита окружающей среды, энергетическая безопасность, борьба с пандемиями, защита прав интеллектуальной собственности, финансовые вопросы и затем переходить к сложным проблемам политического характера. Однако данная инициатива так и осталась декларацией о намерениях и не привела к сколько-нибудь заметному улучшению межкорейских отношений. Также мы показали, какое влияние оказывает Северная Корея на развитие регионального сотрудничества. Изменения регионального баланса сил, а также рост национализма в некоторых странах региона способствует тому, что возможности интеграции и сотрудничества сегодня невелики.
И хотя речь пока не идет о реальном кризисе — за исключением отдельных случаев, — уровень напряженности в Северо-Восточной Азии сегодня достиг наивысшей точки со времени окончания холодной войны. Однако, как показывает опыт, именно в таких ситуациях страны АТР могут создавать новые площадки и находить новые возможности для развития регионального сотрудничества. Рассмотрена роль многосторонних форматов, которые Китай использует, отстаивая свои интересы в отношениях с ключевыми партнерами — региональными интеграционными группировками. Показано, что по мере возрастания экономической и политической мощи Китая на международной арене меняются и его дипломатические инструменты.
Авторы подчеркивают, что это не отменяет использования традиционных двусторонних форматов, а также их комбинаций с многосторонними площадками. После мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. Одно из них — стремительное возвышение Китая с точки зрения абсолютной и относительной мощи. Это привлекло внимание академических и политических кругов.
В их дискуссиях акцент нередко делался на взаимоотношениях Китая с соседями и великими державами, но взаимоотношения КНР с региональными экономическими интеграционными организациями почти не обсуждались. Именно этому аспекту будет посвящена настоящая статья. Во внешней политике Китай уделяет особое внимание двусторонней дипломатии как наиболее традиционному способу взаимодействия на международной арене. Однако по мере того как Китай становился все более значимой и могущественной державой, в его внешней политике росла роль многосторонней дипломатии.
Можно выделить три подхода, объясняющие интерес КНР к использованию многосторонней дипломатии. Первый заключается в том, что, прибегая к многосторонней дипломатии, Китай социализировался и изучал широко принятые в международном сообществе стандарты, то есть адаптировался к существовавшим «правилам игры». Сторонники второго подхода подчеркивают, что Китай прагматично использует многостороннюю дипломатию как политический инструмент влияния, преследуя свои национальные интересы. Например, развивая отношения с региональными экономическими интеграционными организациями, Китай выступает адвокатом многополярного мира с целью уравновесить могущество США.
Адепты третьего подхода считают, что Китаю будет трудно полноценно интегрироваться в систему многосторонних международных отношений. Поэтому он будет стремиться изменить саму существующую систему и ее ценности, в том числе, возможно, прибегая к стратегии «разделяй и властвуй» при выстраивании отношений с региональными организациями. Наличие трех подходов демонстрирует разногласия, существующие в интерпретации природы многосторонней дипломатии Китая, и указывает на то, что последняя нуждается в дополнительном изучении. Становление современной модели дипломатии Китая Развитие дипломатии Китая особенно многосторонней по отношению к региональным экономическим организациям можно условно разделить на три этапа.
Первый охватывает период от становления КНР до окончания холодной войны 1950-е — конец 1980-х гг. Условно назовем этот период «установлением контактов». Китай выстраивал многосторонние связи только на глобальном уровне к примеру, с ООН , но был скептически настроен в отношении многостороннего взаимодействия на региональном уровне, полагаясь на двустороннюю дипломатию с государствами Европы и Юго-Восточной Азии. Второй этап пришелся на период между окончанием холодной войны и началом мирового экономического кризиса 2008—2009 гг.
Китай начал присоединяться к различным международным и региональным форматам и применять на практике многостороннюю дипломатию. Выстраивая отношения с ЕС, Китай в равной степени опирался на двустороннюю и многостороннюю дипломатию, однако оба этих трека не были взаимодополняющими. Ключевой особенностью китайской дипломатии в отношении ЕС и АСЕАН оставалась избирательность, что объяснялось порой отсутствием политической воли и ограниченными возможностями. С началом мирового финансового кризиса 2008 г.
Китай начал активно и со знанием дела применять многостороннюю дипломатию, используя ее в национальных интересах и преследуя заложенные в национальных стратегиях цели. Хотя «установление контактов», «интеграция» и «становление» —— это основные характерные черты выделенных нами этапов, в рамках какого-либо отдельно взятого этапа могут проявляться и другие. Чуть ниже мы подробнее рассмотрим третий этап — становление многосторонней дипломатии. Особенность внешнеполитической стратегии Китая современный период состоит в том, что в его взаимоотношениях с региональными экономическими интеграционными организациями двусторонняя и многосторонняя дипломатия дополняют друг друга.
КНР развивает новые формы дипломатии, такие как многосторонняя экономическая дипломатия, многосторонняя культурная дипломатия и т. Эти процессы свидетельствуют о переходе Китая от интеграции в международное сообщество и принятия международных правил к изобретению новаторских международных механизмов взаимодействия и активному формированию благоприятных внешних условий для достижения своих целей. Рассматривая трансформацию китайской дипломатии в отношении двух крупнейших региональных экономических интеграционных организаций ЕС и АСЕАН , важно подчеркнуть изменение характера китайской дипломатии в целом. Если ранее Китай осторожно относился к многостороннему взаимодействию, то сегодня многосторонний трек полностью интегрирован во внешнюю политику страны благодаря полученным знаниям о том, как многосторонние инструменты дипломатии позволяют активно взаимоотношения и преобразовывать их.
Эволюция политики Китая в отношении ЕС Сегодня Европейский союз — один из главных источников распространения модели многосторонней дипломатии в мире. В рамках Европейской политики соседства, запущенной в 2003—2006 гг. Принимая активное участие в налаживании диалога с другими региональными экономическими организациями, ЕС проводит успешную внешнюю экономическую политику, опираясь на свои очевидные преимущества: выход любой страны на единый рынок ЕС регулируется единым внешним тарифом. В то время Китай был больше заинтересован в налаживании связей с государствами Западной Европы в мире и в развитии отношений с двумя сверхдержавами.
Внешняя политика Китая в отношении ЕЭС была в первую очередь сосредоточена на двусторонней дипломатии в отношении каждой из стран-членов Сообщества. В 1990-е гг. ЕС начал делать шаги в сторону сотрудничества с КНР. Так, с 1995 по 2008 гг.
ЕС издал шесть документов по внешней политике, которые затрагивали отношения с Китаем. Объемы торгово-экономических и отношений сторон стали быстро возрастать. ЕС начал координировать с Китаем свои шаги в рамках ООН, активно выступал в поддержку вступления Китая в ВТО, осознавая, что присоединение Китая —— шанс для дальнейшего развития этой организации. Чтобы выстроить сбалансированные торговые отношения с ЕС, Китай начал изучать нормы ЕС, в которых многостороннему подходу —— в том числе, в области дипломатии —— отводилась центральная роль.
На протяжении этого периода 2000-е гг. Так, в 2004 г. В 2008 г. В китайских академических кругах резко возросла популярность такого направления как «европеистика» изучение европейской интеграции : оно помогало глубже изучить основы и механизмы региональной интеграции.
Тем не менее позиция Китая в политико-экономическом диалоге с ЕС в этот период еще носила пассивный характер. Это определялось асимметричной взаимозависимостью Китая и ЕС. В торговых войнах между Китаем и ЕС китайские компании всегда оказывались в худшем положении, поскольку Китаю не доставало понимания правил и предписаний ЕС —— а значит, их сложно было соблюдать. Недостаток опыта многосторонней дипломатии у Китая сказывался и в решении политических вопросов.
Например, в 2004 г. Китай обратился к ЕС с просьбой отменить эмбарго на поставку вооружений, но та не была услышана. Характер дипломатии Китая в отношении ЕС часто подвергался критике со стороны государств Запада. Китай даже обвиняли в том, что тот пользуется возможностями, вытекающими из характера институтов Европейского союза, с целью разобщить и дезинтегрировать ЕС.
Финансовый кризис 2008—2009 гг. Ухудшение экономической ситуации в ЕС повлияло на его отношения с Китаем. Китай, напротив, успешно справился с кризисом и стал второй по величине экономикой в мире. С 2013 г.
Параллельно с этими изменениями, а также усвоив уроки прошлого дипломатического опыта, Китай начал активно выстраивать новые отношения с ЕС, стремясь добиться большего учета Брюсселем интересов КНР. Для этого Китай разработал политику «двойного укрепления» в отношении ЕС. В ней учитывалась важная роль Лиссабонского договора в интеграции внешней политики стран-членов ЕС и в налаживании отношений Пекина уже с институтами ЕС. В 2011 г.
Она предполагала усиление комплексного стратегического партнерства между Китаем и ЕС в интересах взаимовыгодного сотрудничества». В то же время для достижения своих целей Китай продолжает выстраивать двусторонние отношения с ключевыми странами-членами ЕС: Германией, Францией и Великобританией. Особенно активно во время экономического кризиса развивались китайско-германские отношения: вырос объем их двусторонней торговли, а лидеры обоих государств регулярно посещали страны друг друга. На 2014 г.
Во время долгового кризиса еврозоны Китай оказал финансовую помощь странам Южной Европы Греции, Испании, Португалии и Италии , а также Исландии, что существенно улучшило его двусторонние дипломатические отношения с указанными государствами. Анализ китайской политики «двойного укрепления» после европейского долгового кризиса показывает, что Китай активно использует многостороннюю дипломатию, но при этом не забывает о преимуществах традиционной двусторонней дипломатии. Укрепление двусторонних отношений со странами-членами ЕС —— не только инструмент укрепления отношений Китая с ЕС в целом, но и наглядный пример того, что Китай прибегает к более прагматичной и гибкой форме многосторонней дипломатии в отношении региональных организаций. Отношения Китая и стран Центральной и Восточной Европы После европейского долгового кризиса государства Центральной и Восточной Европы ЦВЕ перестали полагаться исключительно на страны-члены ЕС и обратили внимание на другие располагающие ресурсами центры силы, проводя политику «открытости на восток».
Одновременно Китай активно искал новые возможности для вложения своих огромных валютных резервов. Это второй пример того, как Китай начал работать над форматированием отношений со странами Европы. В июне 2011 г. Второй форум прошел 25 апреля 2012 г.
Во время встречи Вэнь Цзябао озвучил четыре принципа развития дальнейших отношений: усиление прагматичного экономического сотрудничества; создание и совершенствование механизмов взаимодействия; реализация инициатив так называемые «двенадцать мер» для достижения значительных результатов сотрудничества в скором будущем; поддержка взаимодействия в таких сферах как институциональное строительство, торговля и финансы, создание инфраструктуры, культура, образование, туризм, научные исследования, международный обмен и т. Некоторые из объявленных Китаем «двенадцати мер» уже запущены: спецпроект по предоставлению займов общий бюджет 10 млрд долл. В Европе аналогичный механизм пока не создан. В целом, заметна асимметрия сотрудничества Китая со странами ЦВЕ, в котором Китай играет доминирующую роль.
Заявления должностных лиц или документы не подтверждают однозначно, что именно Китай —— инициатор сотрудничества со странами ЦВЕ, но в пользу этой точки зрения можно привести ряд аргументов. Во-первых, Китай сильно заинтересован в развитии отношений с ЦВЕ. Объем торговли между Китаем и ЕС упал из-за кризиса государственного долга, в то время как объемы взаимных инвестиций и торговли между Китаем и ЦВЕ в 2013 и 2014 гг. С точки зрения китайского правительства, в сотрудничестве с ЦВЕ заложен огромный потенциал.
Во-вторых, Китай играет активную роль в этих многосторонних отношениях. Так, именно китайское правительство сформулировало четыре принципа взаимодействия и разработало «двенадцать мер» для развития отношений Китая с ЦВЕ, а также позаботилось об успешной реализации запланированного. Инициативы Китая стали основой для развития механизмов сотрудничества. Различия в экономической мощи между Китаем и 16 странами ЦВЕ не позволяют последним выстраивать отношения на равных.
Также между странами ЦВЕ существуют разногласия относительно их политических и экономических целей, разнятся и их взгляды на вопросы безопасности, поэтому им сложно консолидировать свою позицию в переговорах с Китаем и взять на себя роль лидера. Это укрепляет доминирующую позицию Китая в диалоге с ЦВЕ. В-третьих, китайское правительство использует имеющиеся в его распоряжении разнообразные механизмы и развивает сотрудничество с ЦВЕ как на правительственном, так и на региональном уровнях. Инициатива «Один пояс, Один путь», которая отражает китайское видение европейско-азиатского сотрудничества, также призвана развивать отношения между Китаем и ЦВЕ.
Тем не менее, будучи вынужденным считаться с позицией ЕС, Китай должен занимать сдержанную и прагматичную позицию в вопросах сотрудничества со странами ЦВЕ. Европейская комиссия и некоторые влиятельные страны ЕС склонны полагать, что Китай стремится разобщить Евросоюз и сформировать отдельную интеграционную группу с государствами ЦВЕ. Китай воспринимает эту критику без удивления —— он к ней вполне готов —— и берет курс на укрепление экономического и торгового сотрудничества с ЦВЕ, избегая вовлечения в политическую сферу и сферу безопасности. Даже в случае с коммерческим сотрудничеством Китай тщательно изучает и анализирует политические факторы экономических взаимоотношений.
Дело в том, что отношения нынешнего правительства Венгрии с ЕС оставляют желать лучшего, и этот фактор не позволяет Китаю развивать тесные экономические и торговые связи с ней. Одновременно Китай неоднократно заявлял, что с точки зрения китайского правительства сотрудничество с ЦВЕ следует воспринимать исключительно как продолжение и дополнение взаимоотношений Китая с Евросоюзом. Созданная c целью региональной экономической интеграции развивающихся стран, АСЕАН имеет ряд специфических черт и демонстрирует характеристики, которые легли в основу понятия «путь АСЕАН». Оно подразумевает осторожное отношение к формальной институционализации, принцип инклюзивности вовлечения , особое применение принципа консенсуса и невмешательство во внутренние дела стран-членов.
Например, Китай приобщился к многосторонней дипломатии в процессе разрешения вопросов в Восточной Азии, принимая участие в вышеупомянутых многосторонних механизмах. Первоосновной задачей основания АСЕАН была стабилизация ситуации на внутренних рынках и экономический рост. Болезненный опыт становления национальной независимости объясняет сильную неприязнь, которую и по сей день испытывают страны АСЕАН к внешнему вмешательству. В этот период, пока внутренняя координация Ассоциации еще не была сформирована, АСЕАН не развивала дипломатических отношений с третьими странами или объединениями.
В то же время взаимоотношения между Китаем и некоторыми странами АСЕАН прошли через трудности и нередко становились напряженными. Государствам-членам Ассоциации требовалось преодолеть внутренние трудности, тектонические политические и экономические изменения в мире вынуждали их ставить новые задачи в политике в экономике. Тогда же многостороннее сотрудничество стало необходимым элементом внешней политики Китая. С 1991 г.
Китай начал принимать участие в многосторонних механизмах АСЕАН, в частности, его представители присутствовали на министерских встречах организации и принимали активное участие в обсуждениях. Финансовый и экономический кризис 1997 г. С учетом своего экономического и политического потенциала Китай быстро стал важным участником региональных многосторонних механизмов Восточной Азии например, АСЕАН плюс три. Этот многосторонний торговый механизм принес Китаю и странам АСЕАН ряд преимуществ: он повлек за собой не только изменения в региональный производственных цепочках, но и региональный инвестиционный бум.
С развитием зоны свободной торговли Китая и АСЕАН взаимоотношения сторон также улучшились, что способствовало реализации стратегии «мирного подъема» Китая. Таким образом, Китай глубоко заинтересован в дальнейшем развитии этого соглашения. В 2013 г. В рамках инициативы по обновлению и совершенствованию соглашения о свободной торговле его участники уделяют особое внимание укреплению торговых механизмов взаимодействия и оптимизации структуры торговли.
Как отмечает Э. Гох, «в последнее десятилетие подход Китая к построению отношений со странами Юго-Восточной Азии отличается сознательной деэскалацией региональных споров, готовностью принимать участие в многостороннем диалоге и институтах, стремлением к добрососедству и взаимной выгоде». Декларация и кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море далее —— Декларация , подписанная в 2002 г. Но из-за недостаточной эффективности инструментов по реализации заложены в Декларации 2002 г.
Разработка Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море далее —— Кодекс серьезно повлияла на который содержал бы в себе ограничительные статьи, стала важным фактором развития отношений Китая со странами АСЕАН. По итогам переговоров и консультаций 14—15 сентября 2013 г. Хотя для достижения удовлетворительных результатов потребуется больше времени, уже сегодня можно отметить существенный прогресс. В переговорах по Кодексу Китай также использует многосторонний подход, однако двусторонние механизмы продолжают играть существенную роль.
Китай укрепляет двусторонние отношения со странами АСЕАН особенно теми, кто не имеет отношения к разногласиям по проблеме Южно-Китайского моря : например, через всеобъемлющие стратегические партнерства с Индонезией и Малайзией, а также выстраивая более доверительные отношения с Таиландом. Таким образом, в сфере политики и национальной безопасности многосторонний механизм «Китай —— АСЕАН» постепенно становится все более значимым и успешно сочетается с двусторонними механизмами взаимодействия. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций В октябре 2013 г. Многие азиатские страны —— особенно страны АСЕАН —— поддержали данную инициативу, а некоторые пожелали стать соучредителями.
Согласно официальной позиции Китая, предложенный механизм отражает «межправительственную природу институтов регионального многостороннего развития Азии, […] и его основная цель — поддерживать развитие инфраструктуры и инвестиционные проекты в других областях, способствовать экономическому развитию в азиатском регионе и региональному экономическому сотрудничеству». Согласно оценкам Азиатского банка развития, в период с 2010 по 2020 гг. Для стран АСЕАН и других развивающихся государств азиатского региона подобный банк станет подспорьем для местных инфраструктурных фондов, а также поможет укрепить отношения между странами Азии —— в первую очередь, между Китаем и его соседями. Эту инициативу также можно рассматривать рассматривается как попытку Китая подорвать монополию многосторонних финансовых институтов Запада26 и обрести большее влияние на конфигурацию мировой финансовой инфраструктуры.
В данный момент у Китая есть ресурсы и возможности для проведения активной внешней политики. Страны-соседи рассчитывают, что Китай будет играть более существенную роль в отношениях с ними и сможет генерировать больше «общественных благ» в регионе посредством многосторонних механизмов. Приверженность многосторонней дипломатии имеет для Китая несомненные преимущества. Многосторонний трек может облегчить положение Китая в условиях международного давления, поможет Пекину активнее на международную политику и повысит конкурентоспособность страны.
Переход Китая к третьему этапу формирования своей многосторонней дипломатии —— это открытие новых возможностей и для его международных партнеров, поскольку этот этап может способствовать формированию взаимного доверия, расширению международного сотрудничества и нахождению решений общих проблем. Сегодня Китай активно продвигает многостороннюю дипломатию в отношениях с региональными экономическими интеграционными организациями. Однако это не означает, что он игнорирует традиции и преимущества наработанной веками двусторонней дипломатии. Фактически двусторонняя и многосторонняя дипломатия дополняют друг друга.
В XXI в. Захаров А. Американо-индийское сотрудничество в АТР: проблемы и перспективы В статье анализируются экономические и военно-политические аспекты американо-индийского сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор рассматривает противоречия стран в области торгово-экономического взаимодействия, в частности — причины отсутствия Индии в проекте Транстихоокеанского партнерства.
Проанализирован политический диалог стран, определена роль китайского фактора в политике США и Индии в регионе. Исследованы военно-технические аспекты сотрудничества США и Индии. Автор делает вывод об общем укреплении американо-индийского взаимодействия в АТР и Индийском океане, но отмечает, что в силу многовекторности внешней политики Индии партнерство двух государств будет носить ситуативный характер. За последние годы американо-индийские отношения получили серьезное развитие и достигли исторических высот.
Взаимодействие двух стран, которое с начала XXI в. Несмотря на значительные подвижки в ядерной проблематике см. В 2016 г. Тем не менее ближайшее рассмотрение взаимодействия США и Индии показывает: несмотря на значительные шаги, сделанные Вашингтоном и Нью-Дели навстречу друг другу, говорить о превращении «стратегического диалога» в «стратегическое партнерство», а тем более в союзнические отношения рано.
В статье мы постараемся проанализировать три основных направления в американоиндийских отношениях в АТР экономика, политика, военно-техническое сотрудничество и рассмотреть факторы, вынуждающие стороны сохранять некоторую дистанцию и воздерживаться от слишком сильного сближения. Экономическое направление В последние годы торгово-экономическое сотрудничество стран стабильно развивается, являясь одним из приоритетных направлений двусторонних отношений. По состоянию на конец 2015 г. С сентября 2015 г.
На открытии диалога государственный секретарь США Дж.
Китайская экономика, ориентированная на экстенсивное развитие и экспорт, работает по простому принципу: быстрый рост или коллапс. Для того, чтобы экономическая машина крутилась на предельно быстрых оборотах, Китай отчаянно нуждается в новых рынках сбыта. Затоваренность традиционным для Китая ширпотребом внутри страны достигает уже десятков миллиардов долларов, что вынуждает его искать пути на соседние рынки, в частности в Россию. В последние полтора-два десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в нем, насколько МЭИ способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т. В настоящее время в АТР предпринимаются достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС - организации, созданной в 1989 году. В ней представлены все страны с весомым и растущим экономическим присутствием в АТР. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, психологией.
Но развитые и развивающиеся страны АТР выступают как равноправные партнеры. В силу своего географического положения, исторических, социально-политических и других факторов страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются основными внешнеторговыми партнерами Дальнего Востока России. Внешнеторговое сотрудничество Российского Дальнего Востока со странами АТР имеет давнюю историю и в 90-е годы ХХ века, в связи с проведением рыночных реформ получило новый импульс развития. В целом динамика внешней торговли на протяжении 90- начале 2000-х годов в целом имеет повышенную тенденцию и экспортно-ориентированную направленность. В структуре экспорта традиционно преобладают сырьевые товары, а в импорте — продукция обрабатывающих отраслей, что в целом не отвечает стратегическим и геополитическим интересам страны. В настоящее время необходимы качественные сдвиги во внешнеторговых отношениях России со странами АТР, что, в свою очередь, невозможно без укрепления внутреннего экономического потенциала Дальнего Востока. Мировой исторический хозяйственный опыт показывает: при осуществлении международных экономических отношений наибольший эффект получает страна с более высоким уровнем экономического развития. По данным интернет-источников. Для отправки своего комментария Вам необходимо авторизоваться!
В разных частях страны говорят по-разному, но те десятки миллионов китайцев, которые живут за рубежами страны, чувствуют себя прежде всего китайцами, а не гражданами той страны, чей паспорт у них в кармане. В массе это народ богатый и весьма патриотически настроенный. Когда открылись свободные зоны, китайские капиталы потекли в Китай. Сейчас в Китае отсталость соседствует с высокими технологиями, но он в целом он неуклонно поднимается. Китайская экономика, ориентированная на экстенсивное развитие и экспорт, работает по простому принципу: быстрый рост или коллапс. Для того, чтобы экономическая машина крутилась на предельно быстрых оборотах, Китай отчаянно нуждается в новых рынках сбыта. Затоваренность традиционным для Китая ширпотребом внутри страны достигает уже десятков миллиардов долларов, что вынуждает его искать пути на соседние рынки, в частности в Россию. В последние полтора-два десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в нем, насколько МЭИ способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т. В настоящее время в АТР предпринимаются достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС - организации, созданной в 1989 году. В ней представлены все страны с весомым и растущим экономическим присутствием в АТР. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, психологией. Но развитые и развивающиеся страны АТР выступают как равноправные партнеры. В силу своего географического положения, исторических, социально-политических и других факторов страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются основными внешнеторговыми партнерами Дальнего Востока России. Внешнеторговое сотрудничество Российского Дальнего Востока со странами АТР имеет давнюю историю и в 90-е годы ХХ века, в связи с проведением рыночных реформ получило новый импульс развития. В целом динамика внешней торговли на протяжении 90- начале 2000-х годов в целом имеет повышенную тенденцию и экспортно-ориентированную направленность. В структуре экспорта традиционно преобладают сырьевые товары, а в импорте — продукция обрабатывающих отраслей, что в целом не отвечает стратегическим и геополитическим интересам страны.
Она же явно демонстрирует укрепление Приморьем статуса нового центра сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Фото: primorsky. В частности, в ходе разговора с представителями Торгово-промышленной палаты Индии поднимался вопрос привлечения с их стороны инвестиций. Андрей Блохин отметил, что на данный момент в Приморье созданы крайне благоприятные условия для ведения зарубежными партнёрами здесь бизнеса. В частности, он напомнил собравшимся о существовании в крае территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, преимущества которого уже успели оценить как минимум три индийские компании. Министр подчеркнул, что правительство региона готово и намерено помочь зарубежным партнёрам преодолеть административные сложности, с которыми они могут столкнуться в ходе реализации на территории Приморья инвестиционных проектов. Он также добавил, что уже сейчас в рамках развития партнёрства Индии с Россией существует необходимость налаживать отношения с Приморским краем.
Си Цзиньпин: АТР не должен быть втянут в новую холодную войну
Согласно данным от 2017 года, абсолютная бедность или нищета характеризуются проживанием одного человека менее чем на 2,15 доллара в день. Инфляция в большинстве стран АТР выросла до многолетних максимумов в прошлом году на фоне восстановления экономической активности и сбоев в цепочках поставок, указали в Азиатском банке.
Политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных Публикуемые на сайте Совета аналитические тексты отражают личные мнения авторов, которые могут не совпадать с позицией РСМД. Использование материалов РСМД на электронных ресурсах допускается только при условии указания ФИО автора, статуса «эксперта РСМД» и наличии активной и открытой для индексирования гиперссылки на russiancouncil.
Однако, как считают эксперты, в ближайшие пару десятилетий развитие, во всяком случае в АТР, должно носить довольно спокойный характер. Аргументы тому - элементарная выгода всем возможным противникам: и Китаю, и Америке.
Для США - это огромный рынок набирающего силу полуторамиллиардного народа. Китай шаг за шагом входит в мировую экономическую систему. Но делает это крайне осмотрительно. В разных местах страны возникают особые промышленные зоны — преимущественно с продукцией высших технологий. И в этих зонах концетрируются немалые капиталовложения. Успешное развитие постиндустриальных зон в Китае связано с одной из особенностей культуры этого народа.
Внутри страны множество противоречий. В разных частях страны говорят по-разному, но те десятки миллионов китайцев, которые живут за рубежами страны, чувствуют себя прежде всего китайцами, а не гражданами той страны, чей паспорт у них в кармане. В массе это народ богатый и весьма патриотически настроенный. Когда открылись свободные зоны, китайские капиталы потекли в Китай. Сейчас в Китае отсталость соседствует с высокими технологиями, но он в целом он неуклонно поднимается. Китайская экономика, ориентированная на экстенсивное развитие и экспорт, работает по простому принципу: быстрый рост или коллапс.
Для того, чтобы экономическая машина крутилась на предельно быстрых оборотах, Китай отчаянно нуждается в новых рынках сбыта. Затоваренность традиционным для Китая ширпотребом внутри страны достигает уже десятков миллиардов долларов, что вынуждает его искать пути на соседние рынки, в частности в Россию. В последние полтора-два десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в нем, насколько МЭИ способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т.
По его словам, РФ может отказаться от моратория в том случае, если США решат развернуть такие системы в любой точке мира. Прежде Штаты объявили, что намерены до конца 2024 года разместить в Азиатско-Тихоокеанском регионе ракетные системы среднего радиуса. Кто именно из американских союзников примет у себя ракетные системы, пока неизвестно.
Регион включает в себя 58 государств.
Азиатско-Тихоокеанский регион завершил торговую сессию смешанными результатами
Эксперты признали, что именно азиатский регион в среднесрочной перспективе станет самым влиятельным с экономической точки зрения. В Росрыболовстве обсудили порядок оформления «сертификата здоровья» при экспорте рыбопродукции в ЕС через территорию стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Состояние экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будет улучшаться постепенно в 2013 году на фоне улучшения мировых экономических перспектив, но в некоторых частях региона растет риск финансовой неустойчивости, передает Росбалт. Россия в этом году продолжит переориентацию поставок нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в том числе в Китай и Индию, заявил 20 сентября в ходе пленарной сессии Промышленно-энергетического форума TNF вице-премьер Александр Новак. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона / Восточный центр государственного планирования.
Азиатско-Тихоокеанский – последние новости
Сфера вещания ИА REGNUM охватывает все регионы России и сопредельные государства Европы, Средней Азии и Закавказья. Начало нынешним событиям в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) было положено окончанием второй мировой войны и тоже планом Маршалла, который помог подняться Японии до ведущей державы и превратиться в одного, может. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Мьянмы Тан Све заявил, что планы НАТО повлиять на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) представляют для него особую опасность.
Взаимодействие России со странами АТР пока не сбалансировано
Он подчеркнул, что от качественного российского нефтепродукта мало кто отказывается.
И наконец, при анализе региональной динамики нельзя обойти стороной тайваньскую проблему, уже очевидно перестающую быть сугубо внутренним делом КНР и выходящую за пределы повестки американо-китайских отношений. Тайваньская проблема стремительно интернационализируется. Положения о важности сохранения мира и стабильности в Тайваньском проливе в последние два года стали появляться в заявлениях, принимаемых по итогам саммитов G7, различных встреч президента США с американскими союзниками и даже в ходе встреч без участия Вашингтона — например, по итогам саммитов Япония — Австралия и ЕС — Япония. Ещё три года назад появление подобных положений в заявлениях европейских государств было трудно представить. В этой связи важно отметить относительно новую динамику в развитии ситуации в АТР — это всё большая вовлечённость внерегиональных игроков в дела АТР.
Она находит свое проявление как в экономической плоскости, так и в военно-политической. Но если возрастающая активность внерегиональных партнеров в экономической сфере в АТР открывает новые возможности для регионального развития, то усиление их военно-политической вовлечённости не всегда носит конструктивный и содействующий стабильности региона характер. Вряд ли возросший поток парламентских делегаций из Европы на Тайвань можно считать стабилизирующим региональную ситуацию.
По мнению автора статьи, НАТО хочет казаться оборонительным союзом, но это не мешает альянсу расширяться и инициировать военные конфликты. Теперь она переключила внимание с Атлантики на Азиатско-Тихоокеанский регион, где постоянно играет мускулами, — говорится в материале.
В публикации уточняется, что Штаты рассматривают КНР как препятствие на пути к господству.
Во-вторых, через Дальний Восток будет лежать путь через Арктику. Кратчайший выход в Европу — гораздо короче, чем через Суэцкий канал. Поэтому многие страны заинтересованы в этом маршруте поставки своих товаров. Тихоокеанская политика — Есть ли вообще в нашей стране "тихоокеанская политика" и в чем она заключается? Мы чисто конъюнктурно сотрудничали с теми странами, которые что-то у нас просили. Это Китай, Корея, Япония. До 90-х годов у нас были неплохие связи с Северной Кореей. Потом практически все прервали, а страна очень интересная.
В ней огромное количество свободных рабочих рук. До пандемии на Дальнем Востоке работало 47 000 северокорейцев, а это довольно дешевая рабочая сила, плюс они готовы сотрудничать, развивать, но не знают, как. На ВЭФ и обсуждался вопрос о том, чтобы с такими странами наладить взаимоотношения. И я уже знаю, что были первые контакты с корейскими консульствами наших предприятий, причем не дальневосточных даже, а сибирских. У них есть филиалы на Дальнем Востоке, они готовы сотрудничать, развивать промышленность Северной Кореи, использовать их рабочую силу, готовы привезти их делегации на наши предприятия, показать, что мы производим, что мы умеем, проводить обучение их персонала. Ну и совместно уже налаживать работу. К слову, не стоит забывать и про Мьянму. Мьянма сейчас является пророссийским государством. Они выступают против политики США, и очень заинтересованы в покупке нашей военной техники.
Сама страна в какой-то мере напоминает Северную Корею. Огромное количество населения, слабо развитая промышленность. И мы тоже можем помочь им в этом направлении. Давние связи у нас и с Вьетнамом, мы помогали им во время войны. Сейчас развиваем экономические отношения. В частности, наша компания разрабатывает нефть на их шельфе. Насколько эти две организации могли бы уравновешиваться? Они по ВВП уже практически сравнялись. Еще немного, и Китай обгонит по экономическим показателям США.
А остальные члены семерки это кто? Италия, Франция, Германия — страны, которые так скажем, не сравнить, с Индией, которая уже по населению обогнала Китай и развивается просто стремительными темпами. А вместе с ней Аргентина, Венесуэла, Боливия, потому что видят в этом хорошие перспективы. Нет вариантов кроме победы... Сейчас уже видно, что мы "увязли", не отразится ли это на позициях страны на геополитической арене? Такая осторожная позиция, на мой взгляд, связана с тем, что операция пока идет, я бы сказал, не очень быстро. Поэтому как только мы продемонстрируем, что Россия действительно может добиться целей, у них сразу настроение изменится по отношению к стране и ее военной мощи. Как наш президент сказал, мы еще там ничего не задействовали, ничего не показывали. Я думаю, что в течение зимы все решится.
И тогда настроение среднеазиатских стран будет совершенно другое. Они потянутся к России как к сильной военной державе, и у них есть на то основания. Тот же конфликт между Киргизией и Таджикистаном. Пограничные споры, кто их поможет разрешить? Только Россия. Мы обязаны это сделать. Мы должны встать всем народом на защиту своих интересов. То есть демилитаризации Украины. Американские обозреватели считают, что российская армия уничтожила украинскую за первые три месяца.
Основной кадровый состав был выбит и была уничтожена практически вся украинская техника.
атр – последние новости
Тихоокеанский регион, последние военные новости, Дальний восток РФ, АТР, Китай, Вьетнам, Корея, Тайвань, политические события, вооружение и технологии. Россия воспринимает Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) в качестве стержневого механизма углубления экономического взаимодействия в РИА Новости, 17.11.2023. Азиатско-Тихоокеанский регион имеет для всего мира стратегическое значение. По итогам саммита АТЭС в Таиланде приняты Заявление лидеров экономик – участниц форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» 2022 года и Бангкокские цели по биоциркулярной зелёной экономике.
Из торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона Россия вынесет всю бумагу
Посол также подчеркнул, что "после всесторонней эскалации украинского кризиса США манипулировали НАТО", чтобы "раздуть" так называемую "китайско-российскую угрозу". Это американцы сделали предлогом для продвижения Альянса в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Сама страна в какой-то мере напоминает Северную Корею. Огромное количество населения, слабо развитая промышленность.
И мы тоже можем помочь им в этом направлении. Давние связи у нас и с Вьетнамом, мы помогали им во время войны. Сейчас развиваем экономические отношения.
В частности, наша компания разрабатывает нефть на их шельфе. Насколько эти две организации могли бы уравновешиваться? Они по ВВП уже практически сравнялись.
Еще немного, и Китай обгонит по экономическим показателям США. А остальные члены семерки это кто? Италия, Франция, Германия — страны, которые так скажем, не сравнить, с Индией, которая уже по населению обогнала Китай и развивается просто стремительными темпами.
А вместе с ней Аргентина, Венесуэла, Боливия, потому что видят в этом хорошие перспективы. Нет вариантов кроме победы... Сейчас уже видно, что мы "увязли", не отразится ли это на позициях страны на геополитической арене?
Такая осторожная позиция, на мой взгляд, связана с тем, что операция пока идет, я бы сказал, не очень быстро. Поэтому как только мы продемонстрируем, что Россия действительно может добиться целей, у них сразу настроение изменится по отношению к стране и ее военной мощи. Как наш президент сказал, мы еще там ничего не задействовали, ничего не показывали.
Я думаю, что в течение зимы все решится. И тогда настроение среднеазиатских стран будет совершенно другое. Они потянутся к России как к сильной военной державе, и у них есть на то основания.
Тот же конфликт между Киргизией и Таджикистаном. Пограничные споры, кто их поможет разрешить? Только Россия.
Мы обязаны это сделать. Мы должны встать всем народом на защиту своих интересов. То есть демилитаризации Украины.
Американские обозреватели считают, что российская армия уничтожила украинскую за первые три месяца. Основной кадровый состав был выбит и была уничтожена практически вся украинская техника. Сейчас уже мы не с Украиной сражаемся.
Мы сейчас противостоим НАТО, натовскому оружию. Натовское обмундирование, натовское финансирование, натовское обучение, натовские спутники, разведданные натовские. То есть, разгромив одну армию, мы сейчас боремся с другой.
Мы долгое время очень плотно взаимодействовали с Южной Кореей и Японией. Скажем, это были, наверное, одни из серьезнейших наших партнеров в АТР после Китая. Последние события повлияли на сотрудничество с этими государствами?
Мы полностью прекратили всякие переговоры по поводу Курил. Для нас такой проблемы нет. Это территории наши и с японцами мы больше об этом разговаривать не будем.
Мы отменили безвизовые посещения для японских граждан южных Курильских островов. И вы знаете, я читал комментарии японцев по поводу этого, и все они говорят: "А что вы хотели? Какого черта Япония полезла вступаться за эту Украину?
Зачем нам нужна эта Украина? Почему мы под Америкой все время, почему мы делаем так, как хотят американцы? Хотя это не в наших экономических интересах".
Как только заявили о том, что японские нефтяные компании будут вынуждены покинуть Сахалин, сразу же пошли на попятную, что нет, мол работать продолжают и ничего вводить не будут.
Прежде чем начать разговор об Индо-Тихоокеанской области, чтобы исключить сверхрасширенное понимание термина, следует обозначить: речь пойдет о Восточной Азии и Индии, об общих тенденциях без детализации на уровне странового анализа. Естественно, что обсуждая ближайшее будущее, мы говорим и о проблемах, которые лежат на поверхности.
Как бы ни пугали масштабы распространения нового заболевания, человечество уже воспринимает это как известную угрозу и способно очертить границы происходящего. Очевидно, что масштабные кампании по вакцинации, количественное увеличение приобретенного иммунитета и научный прогресс в целом позволяют и просчитывать динамику заболевания, и принимать определенные меры. Конечно, можно считать его слова заказом компаний «большой фармы» Big Pharma , но можно трактовать подобное заявление и иначе: специалист просто говорит о рутинной вакцинопрофилактике, а не о новых витках социальных ограничений.
Глобальные процессы, заторможенные распространением новой вирусной инфекции, так или иначе будут ускоряться. И прежде всего об этом уместно говорить в отношении обозначенной нами части Индо-Тихоокеанского региона ИТР. Даже появление новых штаммов коронавируса вряд ли сможет сильно повлиять на постепенное увеличение экономической активности и объема пассажиропотоков внутри государств и регионов.
С другой стороны, следует ожидать более детальную институализацию профилактических мер против COVID-19. В 2022 году большее количество стран будет требовать обязательную вакцинацию и рассматривать ее как необходимое условие для пересечения границ. В этом контексте уже не будет казаться чем-то необычным включение сертификата о вакцинации в удостоверение личности.
Такой фон будет способствовать и взаимному признанию препаратов, чего упорно добивалась Россия весь 2021 год. Экономика, заторможенная первой волной коронавирусной инфекции, очевидным образом покажет рост, но каждое государство в масштабе ИТР будет реагировать на это с учетом специфики конкретных хозяйственных и финансовых секторов. В любом случае прибавление экономических показателей в мегарегионе будет превышать аналогичные данные в Европе и США.
Естественно, структура экономики будет меняться, отражать новые реалии постковидного мира. В государствах региона она также ускорится. Прогнозируемый дефицит природных ресурсов не будет выглядеть значимым фактором в наступившем году, однако эта тенденция закрепится в среднесрочной перспективе.
Она же явно демонстрирует укрепление Приморьем статуса нового центра сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Фото: primorsky. В частности, в ходе разговора с представителями Торгово-промышленной палаты Индии поднимался вопрос привлечения с их стороны инвестиций. Андрей Блохин отметил, что на данный момент в Приморье созданы крайне благоприятные условия для ведения зарубежными партнёрами здесь бизнеса. В частности, он напомнил собравшимся о существовании в крае территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, преимущества которого уже успели оценить как минимум три индийские компании. Министр подчеркнул, что правительство региона готово и намерено помочь зарубежным партнёрам преодолеть административные сложности, с которыми они могут столкнуться в ходе реализации на территории Приморья инвестиционных проектов. Он также добавил, что уже сейчас в рамках развития партнёрства Индии с Россией существует необходимость налаживать отношения с Приморским краем.