Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских.
Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
а виноват смотритель. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка. Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда.
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Ямщик — "Энциклопедия. Что такое Ямщик | Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. |
Русский ямщик – а вы знали, что | Ямщиков набрали из беднейших слоев населения, им отвели пахотные земли и луга, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. |
Ямы и почта в России в старину | Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. |
Значение слова ЯМЩИК | Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). |
История о ямщиках и почтовых трактах
Курские ямщики поддерживали связь Курска с Москвой, Киевом и др. Проживали в слободе простирающейся на две версты по левому берегу реки Тускарь , отделяющей её от города. В 1837 г. Ист: Исторический и географический путеводитель по Курской губернии от Орловской границы до Харьковской.
За кандидата должны были поручиться все или почти все односельчане и священник прихода, подписав «излюбленный список», что их земляк «человек добр, семьянист и непьяница и животом прожиточен и государеву ямскую гоньбу ему гонять мочно». Ямщики были людьми глубоко верующими, искренне набожными, привыкшими жить по отеческим преданиям и церковным традициям. Это подтверждается и наличием церквей в ямских слободах, и щедрые пожертвования ямщиков на благоукрашения храмов, и образом жизни ямских охотников и их семей, и гостеприимством русских постоялых дворов, что засвидетельствовано многочисленными путешественниками… Ямские охотники получали от государей пахотные, пастбищные и сенокосные наделы, освобождались от податей и повинностей, в том числе и рекрутской, получали от государства казенных лошадей и все потребное для гоньбы. Кроме этого, они не подлежали суду местного воеводы, а судились по челобитным в Ямском приказе в Москве, имели право заниматься ремеслами и промыслами и свой товар — «зделье» — сбывать, доставляя его в торговые места на ямских подводах, не платили пошлину за варку пива «про свой обиход», имели право нанимать работников и т. Благодаря таким льготам, ямщиков на Руси было достаточно. Традиционно ямщицкие семьи жили по городам в ямских слободах и по дорогам в ямских станах вытями, то есть большими семьями, по сведениям В.
Даля «от 30-50 душ» [46] , занимавшими три и более домов и совместно пользовавшими ямских казенных лошадей. Огромен вклад ямщиков в русскую национальную культуру, особенно в области устного народного и песенного творчества. Случайно услышанное от ямщика Владимиром Ивановичем Далем слово «замолаживает» стало первым словом «Толкового словаря живого великорусского языка». Несомненно, что к ямщицкой теме русские историки еще будут обращаться неоднократно. Почтовое сообщение в Санкт-Петербургской губернии в петровское время Что же касается почтового сообщения между Петербургом и Москвой, то оно было установлено царем Петром уже в 1704 году. Среди указов царя 1702-1704 годов встречаются: «О сбытии в Клинском Яму 30 вытям ямщикам, и о набирании в прибавок в те выти из вольных и из Иверского монастыря крестьян, и о даче тем ямщикам жалованья по 20 рублей на выть и прочее»; «О неимании с записавшихся крестьян в новоторжие ямщики никаких податей»; «О незаписывании ямщиков в посады, и о возвращении записавшихся в прежнее звание их» [47]. Выходили царские указы о ямской гоньбе и в последующие годы. Принято считать, что государственная почта была создана в России сенатским указом от 25 апреля 1711 года, но это вряд ли справедливо: Петр унаследовал от русских Великих князей и царей-предшественников прекрасно налаженную ямскую почту. О заслуге Петра Первого в этой области можно говорить лишь в приложении к Северо-западу России.
К 1713-му году, как видно из официальных документов, в Санкт-Петербургской губернии ямы стояли от Новгорода до Санкт-Петербурга, и было «на 3-х станах по 15, да в С. До 1714 г. На всех ямщиков выплачивалось «жалованья 11. Сложилась ситуация, когда из-за нехватки ямщиков, находившихся в постоянной работе в связи с большими расстояниями между станами, оказалось, что «почт и других подвод при С. Ими и стали ямщики, переселенные из центральных и окраинных губерний Руси. В указе 1712 года царь Петр распорядился для «братьи ямщиков» «дать… земли и всяких угодий под дворы, огороды, гумна и на пашню». Имея этот царский указ, вице-губернатор в 1713 году пытался выяснить, «откуда тех ямщиков и по сколько вытей селить», так как об этом в царском указе 1712 года ничего сказано не было. Для того чтобы определиться, сколько и откуда вытей переводить, царь повелел со всех губерний собрать «ведение немедленно», «сколько в Московской и прочих губерниях по дорогах… ямов», и «на котором яму сколько вытей и дворов», а «в них людей», и «в каковы лета», и «что у котораго яму пашенной и выгонной земли», и «по чему на выть дается в год жалованья» [56] и т. Указы царя и запросы о ямщиках были разосланы по губерниям в конце ноября 1713 года.
В нем, в частности, определялась плата за проезд и соотносились права, как проезжающих, так и ямщиков. Данный указ действовал в течение всего XVIII века, а выдержки из него включались в дорожные календари. Зато царь, накануне переселения ямщиков, отменяет им государственное жалование, рассчитывая, видно, что плата за проезд непосредственно ямщикам, сделает их материальное положение достаточно сносным. На практике отмена царского жалования больно ударила по ямщикам на этапе их переселения и обустройства на новом месте. И все же на фоне всё большего закрепощения пахотного крестьянства, [59] происходившего в стране в петровское время ускоряющимися темпами, условия существования ямщиков, несмотря на все трудности их служения, были в среде податного русского народа привлекательными. Хотя свобода ямщиков тоже была относительной: в царствование Петра I они не имели права перехода в другие сословия за редким исключением. Судьбоносный указ История основания Тосненского Яма во всей своей полноте еще не изучена и не написана. Поэтому так дорог краеведам каждый факт, имеющий отношение к переселению ямщиков на реку Тосну. Это обязывает и автора данного исследования рассмотреть последовательность событий с переселением ямщиков на Тосну с возможной полнотой, максимально познакомив читателей с найденными материалами.
Итак, в течение нескольких месяцев 1713-го — начала 1714-го гг. Ведомости о ямщиках, присланные из губерний, включали данные о ямских слободах Москвы, Тулы, Калуги, Костромы, Киева, Воронежа, Казани, Мурома, Нижнего Новгорода и многих других городов. Меньшикову, чтобы он «в Канцелярию Сената прислал известие: для поселения ямщиков в С. На основании собранных из губерний сведений, 26 июня 1714 года «по вышеписанному великого государя имянному указу», «Сенат приговорили: для поселения ямщиков в С. Этот указ Сената от 26 июня 1714 года по старому стилю и является точкой отсчета в истории основания Тосненского Яма. По данному указу должны были переселиться: в Петербург 105 вытей из Московской 73 выти, из Ярославской 8, из Рижской 8, из Архангелогородской 16 ; [62] а «на половину до Волхова» должны были прибыть ямщики «из Казанской 42, из Киевской 13, и того 55» вытей; [63] на Волхове предполагалось поселить 38 вытей из Азовской губернии и 18 из Киевской. И те деньги, собранные в Сибирской губернии, надо было «к вышеписанным в подмогу отдать… по расписке». Им вменялось иметь при себе собранную с ямщиков казну, а также «выбранных ямщиков с плотничими снастями и с лошадьми для воски на то строение припасов». Людей и лошадей надо было прислать «не мешкая не мало» в нужном количестве, чтобы «то дворовое строение было построено… нынешним летним временем».
Сенат приговорил губернаторам ямщиков-переселенцев «на житье перевесть… по первому зимнему пути» 1714 года. Меньшиков места для поселения ямщиков должен был отводить «на выть пристойно, по его великого государя указу и по своему разсмотрению», и «где отведены будут присланным к ним из губерний, те места показать». Принимает Сенат и карательные меры. Таковы были дух и методы Петрова царствования. В 1714 году к делу переселения ямщиков Сенат возвращался неоднократно. Так, 26 июля 1714 года выносится приговор, имевший большое значение для устройства будущего яма на реке Тосне. Дело в том, что в это время из состава Казанской губернии выделилась Нижегородская губерния с городами Нижний, Муром, Арзамас, Алатарь. До того, как главной дорогой России стал тракт Петербург-Москва, самой напряженной дорогой в нашем Отечестве был гужевой путь на восток, вошедший в историю страны под названием Большая Володимирская дорога или Владимирка. Именно на этом пути до переселения на Ям-Тосну несли государеву службу ямщики Казанской и Нижегородской губерний.
В 1332 г. Московские правители приобрели в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, то есть Москва получила право собирать с Нижегородской земли дань для татарского хана. Дорога, идущая из Москвы через Владимир к Нижнему Новгороду, стала играть огромную роль в создании централизованного Русского государства. В 1395 году по самой «велицей дорозе Володимерьской» из Владимира на Москву прошла чудотворная Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Руси. По Владимирскому тракту в 1552 году двигалось 150-тысячное войско Иоанна Грозного, чтобы покорить Казанское ханство. По этой дороге шли на Русь торговые караваны из Бухары, Китая, Индии… Вот почему на некоторых ямах находилась специальная военная охрана. По мере освоения и экономического развития этого края, разветвлялась и сеть дорог, где «гоняли ямщину» как предки будущих тосненских ямщиков, так, со временем, и они сами. Основной маршрут дороги, вокруг которой вращалась жизнь ямщиков — тосненских переселенцев — обозначен такими пунктами: Москва — Владимир — Муром — Нижний Новгород — Козмодемьянск — Казань — Ижевск — Егоршино — река Чусовая — верховья реки Туры … Это был летний путь в Сибирь. Из Москвы в Нижний Новгород добирались через Муром.
Вьезжали в Нижний с ополья — Муромско-Московской дороги — в том месте, где находились ямские слободы и государев постоялый двор. Многие ямские слободы и станы Казанской и Нижегородской губерний сложились преимущественно в результате миграции русского населения на юг и восток, что происходило по мере расширения границ Руси в связи с присоединением к ней территорий исчезнувшей с исторической арены Золотой Орды. На протяжении веков ямские станции на трактах являлись проводниками государевой воли Великих русских князей. Ямщики селились в новых краях, как правило, в одно время со стрельцами или сразу вслед за ними. Так возникли, например, города Козмодемьянск, Алатырь и др. Окрестные жители поставляли на ямы корм для лошадей, подводы, нанимались в работники к ямщикам, так как тем за гоньбой было некогда обрабатывать свои земли. Ямскую службу в восточных районах России осуществляли православные русские люди, держась обособленно от местного населения других вероисповеданий и племен. Ямщики по городам даже среди русского населения жили в особых, так называемых «не тяглых» слободах, селились отдельно от посадских людей. В XIX веке, когда империя набрала силу, поменялась ситуация и с национальным составом ямщиков.
Изъездивший всю Россию в исторической обстановке В. Даль, пишет о том, что ям — это татарское селение, «коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, …станок». Подобные свидетельства о ямщиках местных национальностей можно встретить в путевых заметках и воспоминаниях многих русских знаменитостей этого времени, проезжавших по Чувашии, Мордовии, Башкирии… Но в начале XVIII века государевыми ямскими охотниками были только русские или перешедшие в Православную веру инородцы. Необходимо отметить, что после того, как Петр отказался использовать в своих военных целях татарскую конницу, привыкшие к лошадям татары взяли на себя Сенные рынки в Казани и Нижнем. Они пригоняли табуны лошадей и в Петербург, использовались на петербургских пастбищах для «сторожбы и паствы лошадей до их раздачи в полки» [79] , что подтверждается документами, в которых фигурируют татарские имена и фамилии. Татары прибывали в Петербург на определенное время, но насильно сюда не переселялись. Эта участь досталась в петровскую эпоху русским.
В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30—70 копеек. Грузовое такси — ломовики — работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики — «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку.
Два первых гостевых дома новой туристической базы, беседки и хозяйственные постройки построены на родовых землях. Для развития проекта Аресу и Лидии потребовалась дополнительная территория. В 2020 году семья оформила «дальневосточный гектар», примыкающий к землям подворья. Сейчас на полученном по программе участке строится третий гостевой дом — самый крупный, вместимостью на 12 человек, и работает русская баня. Я родом из Синска, поэтому каждый уголок здесь мне хорошо знаком. Выйдя на пенсию, мы с мужем переехали из Якутска сюда, в родное село. Здесь занялись строительством: восстановили родовой дом, а затем стали строить туристическую базу: гостевые дома, баню, беседки. Как и у любого сельского жителя, у нас есть своё приусадебное хозяйство. Выращиваем всё, чем живут люди на селе: картофель, свеклу, морковь, капусту, в теплице вызревают помидоры и огурцы.
Происхождение слова Ямщик
русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». а виноват смотритель. Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках.
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Значение Реклама Ямщик — это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой».
Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой.
С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам.
Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись. След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту! Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор.
Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века. А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность.
К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей.
Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей. Тряпичники считались маргиналами и бедняками. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние. Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики. Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой. Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо.
В результате вещи стали намного дешевле и разнообразнее по ассортименту, а потому старый хлам, собранный без сортировки обыкновенным человеком, быстро стала морально устаревшей. А со временем правительство ряда европейских стран и вовсе запретили этот род деятельности на официальном уровне.
Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам.
После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В другом источнике указано что по Высочайшему повелению, после занятия Большой армией Москвы граф П. Голенищев-Кутузов , собрал между Москвою и Вышним Волочком 3 747 ямщиков, из которых сформировал казачий Ямской полк и конную артиллерийскую полуроту [13].
Лучшая почта — в России
- Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
- Служба и жизнь ямщиков
- Русский ямщик – а вы знали, что…
- Когда я на почте служил ямщиком…
- Ямы и почта в России в старину
- Большой современный толковый словарь русского языка
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной? | а виноват смотритель. |
Кто такой ямщик | Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4]. |
Поездки «на перекладных» — что это? | Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. |
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог | Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. |
Значение слова «ямщик»
Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей.
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов.
Значение слова «Ямщик»
Слово Ямщик (Александр Смирнов Мир Снов) / Проза.ру | Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Значение слова и примеры употребления Вы знаете, что такое ямщик? |
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной? | Ямщик (устаревшее, от тат. ямчи — проводник) — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. |
Почтовые станции и станционные смотрители | Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). |
Ямщик — значение и сущность этой профессии | Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). |