Смотреть видео про Татары это сунниты или шииты. ислам суннитского толка своей первоосновой считает, безусловно, Коран, а также Сунны, так называемые слова пророка Мухаммеда. Сунниты сравнительно равномерно распределены буквально по всей территории России, в отличие от шиитов. кто такие и в чем разница. потомственный имам, выходец из г. Касимова.
Суннитско-шиитское противостояние добралось до России
Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке. Основная статья: Шииты-двунадесятники Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране , Азербайджане , Бахрейне , Ираке и Ливане , а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба. Основная статья: Исмаилизм В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов , и карматов , считавших, что имамов должно быть семь.
После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов восточных исмаилитов , поддерживающих приход к власти старшего сына аль-Мустансира — Низара , и на мусталитов , признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины. К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов.
Основная статья: Зейдиты Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-западе Йемена ; также одна из ветвей — нуктавиты , распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам [10]. Основная статья: Гулат Гулат араб.
Алевиты — верят, что Али был представителем бога, а не Мухаммад. Гурабиты от араб. Дамийты — верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником.
Базигиты — верили, что Шестой имам Джафар ас-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками. Кайсаниты — верили в имамат, который после смерти Хусайна ибн Али перешёл на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию ; после его смерти распались на несколько мелких групп. Ахл-е Хакк — крайнее шиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов.
Основная статья: Хариджизм Хариджизм от араб. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин.
В день Ашура 10 мухаррама сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона. Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения. В некоторых регионах Пакистан, Ирак среди шиитов получила распространение практика нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями, однако эт практика вызывает критику как со стороны суннитов, так и самих шиитов. Сборники хадисов Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов Сахих-Сита , к которым относятся: 1. Сахих аль-Бухари ум. Сахих Муслима ум. Сунан Ибн Маджаха ум.
Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии , например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии?
Она ближе к шариату, получается? Аббясов: Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб.
И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности. В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой.
Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование. Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе.
За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть.
И начал получать азы вероучения. Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен.
Джума: Различия чисто такие… Адаты. У нас в России ислам — это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет.
И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан — призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси 988 год.
Волжская Булгария — именно оттуда пошло зарождение. У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами.
Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе.
Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно.
Более того, в России около трети мусульман — это так называемые светские мусульмане, которые вообще не считают, что какая-то из религий или её ответвлений главнее другой. Инфографика kommersant. Карта устаревшая, образца 2013 года.
Сунниты сравнительно равномерно распределены буквально по всей территории России, в отличие от шиитов. Последние предпочитают «кучно» обитать в Дагестане. Это в основном азербайджанцы, таджики, потомки иранцев, а также некоторые народы Дагестана. Большинство российских мусульман живут в Башкирии, Татарстане, на Северном Кавказе.
Отличие российских мусульман от всех остальных Считается, что мусульмане, живущие в России, более «цивилизованные», развитые во всех отношениях, ведь они, так или иначе, перенимали научно-технический и даже социально-культурный опыт у русских. Многие российские мусульмане вообще не задумывались на тему принадлежности к суннитам или шиитам до самого распада СССР, то есть были так называемыми светскими мусульманами, которых я уже упоминал выше.
Сунниты и шииты
Подписаться Российские мусульмане — это сунниты или шииты? Есть шииты и сунниты. Если не понимаете разницу, рекомендую почитать мою статью об этом, где описаны главные отличия ссылку оставлю в конце. Как мусульмане появились в России Самые первые мусульмане проникли на территорию России примерно в VII веке нашей эры, в эпоху арабских завоеваний. Сперва ислам в России имел преимущественно форму суфизма, который успешнее других направлений вбирал в себя местные, ещё дохристианские, верования. Быстрее всех стал исламизироваться Северный Кавказ. В частности, много последователей ислама было в Крыму, который присоединила к Российской империи Екатерина II. Наиболее сложные времена настали для мусульман после прихода к власти большевиков, пытавшихся искоренить любые проявления любой из религий, а также период после Второй мировой, когда даже мусульмане, проживавшие в Европейской части СССР, большей частью были депортированы на азиатские территории, либо убиты. Распределение мусульманского населения по регионам России.
В период политического противостояния между суннитами и шиитами на Индостане в начале XVII века этот суфийский шейх написал книгу «Отпор рафидитам», которая была издана в Казани в переводе на русский язык в 2002 году в издательстве «Иман» и впоследствии неоднократно переиздавалась другими мусульманскими издательствами. При этом совершенно не учитывается тот историко-политический контекст, когда была написана эта книга имамом Раббани. В 2007 году вышел в издательстве Badr Media, специализирующемся на издании трудов салафитских богословов, перевод книги Абдуль-Азиза ибн Салиха аль-Махмуда «Возвращение Сефевидов», где распространение шиизма среди мусульман во второй половине ХХ века воспринималось как реставрация Иранской империи. Книга в 2012 году была переиздана. В том же издательстве вышел перевод книги Сулеймана ибн Салиха аль-Хараши «Вопросы, которые привели шиитскую молодёжь к истине». Одной из последних можно назвать «Сокрушительный удар по шиитским воззрениям», изданную в 2020 году издательским домом «Даруль-Фикр», специализирующемся на издании суфийской литературы. Книга представляет собой сокращенный перевод исследования, подготовленного группой студентов под руководством «Управления Наук и Призыва» в городе Тарим Йемен. Но шииты в долгу не остаются: опровергают таких авторов, разоблачают, вступают в полемику. Опыт ведения богословских споров в шиизме накоплен значительный, поэтому интернет-баталии — явление нередкое в наши дни. Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом, который вступает в открытые диспуты с суннитами, является Курбан Мирзаханов, которые можно увидеть в интернете. Какие группы шиитов имеются в России? Как они между собой взаимодействуют? В России преимущественно представлены шииты-имамиты из числа азербайджанцев и хазарейцев, в меньшей степени — исмаилиты из числа таджиков Горного Бадахшана. Но между собой они мало пересекаются. Бывает даже так, что азербайджанцы-имамиты спрашивают: «А кто такие исмаилиты? Чем они от нас отличаются? Известны ли вам богословские труды российских шиитов? Во-первых, это Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины, который создан в 2007 году в Санкт-Петербурге. Этот фонд издает много богословской и научной литературы, среди которой видное место занимает выпускаемый с 2010 года ежегодник исламской философии «Ишрак» «Озарение» , где охотно публикуются российские и зарубежные ученые-исламоведы. Во-вторых, это представительство Международного университета «Аль-Мустафа» в Москве, которое также выпустило много книг шиитских авторов и исламоведов на русском языке. В-третьих, это издательство «Садра», открытое в России в 2008 году под названием «Исток», которое в 2012 году было переименовано в «Садра», и сейчас наиболее активное и заметное на книжном рынке исламской литературы на русском языке в нашей стране. Из собственно российских шиитских религиозных деятелей, чьи книги на русском языке увидели свет, я бы отметил нескольких авторов. Последняя книга — первый в России шиитский перевод Корана на русский язык. Зейналов также с 2009 года издает русскоязычный печатный журнал «Мусульманка», рассчитанный на женскую аудиторию. Вторым шиитским богословом, кто пишет свои книги на русском языке, я бы назвал уже названного ранее Амина Рамина. У него есть несколько авторских трудов в интернете в открытом доступе «Вероубеждение шиитов», «Хадисы у шиитов и суннитов», «Критика идеологии Гейдара Джемаля: ислам, гнозис и история» , а из вышедших из печати я бы отметил его книгу «Человек в исламе» 2020. Третьим шиитским автором, пишущим на русском языке в современной России, можно считать выпускника Международного университета «Аль-Мустафа» Айрата Баешева. Он больше известен как переводчик трудов шиитских богословов в России и составитель книг, одна из которых — «Познание шиизма» 2011 — весьма популярная и распространенная в русскоязычной шиитской среде. Эти личности — заметные фигуры в российском исламском информационном пространстве. Причины конверсии в шиизм разные: часто это бывают люди ищущие, находящиеся в духовном поиске. Причем если у русских мусульманское неофитство — это принятие совершенно другой религии, в культурной среде которой ни они, ни их родители не были воспитаны, то для татар переход в шиизм — это последовательный выбор между суннизмом и шиизмом в пользу последнего. Как правило, в случае с татарами, а также теми этническими мусульманами, которые стали шиитами, у них присутствовал определенный опыт нахождения в суннитском исламе, после которого они предпочтение отдали шиизму. Обычно этому предшествует длительный поиск ответов на теологические вопросы, которых они не находят в суннизме, но находят его в шиизме. Естественно, русские или татарские шииты — это меньшинство от общего числа шиитов, но среди них есть весьма колоритные фигуры. Например, бывший православный священник Украинской православной церкви Киевского патриархата Олег Балехов, служивший в церкви Св. Бориса и Глеба в Харькове. Отдельная тема, когда сунниты ваххабитского толка переходят в шиизм. И это при том, что салафизм наиболее враждебен шиизму из всех суннитских доктрин. Наиболее яркий пример перехода из ваххабизма в шиизм — это личность бывшего заместителя муфтия Саудовской Аравии Ибн База, ученика ваххабитского богослова Раби аль-Мадхали шейха Исама аль-Имада. Его книга «Воспоминания бывшего ваххабита» на русском языке есть в интернете. Также я бы выделил азербайджанского салафита Али Гамбарова, который перешел в шиизм. Кто и с какой целью их публикует? И такие диспуты на самом деле позволяют разоблачить такие предубеждения. Организаторами диспутов являются обе стороны, которые между собой договариваются о процедуре диспута. Если начинаются жаркие споры, все друг друга пытаются переубедить. Переубеждать крайне сложно, правильный подход — доказать. Поэтому шииты приводят свои аргументы, а их оппоненты — свои.
Согласно поверью священная книга была передана Аллахом мусульманам всего мира через посланника - пророка Мухаммеда. Коран - это выражение Божьего слова, истины, в котором каждый мусульманин может найти ответы на интересующие вопросы и узнать верный путь. Брать Коран можно только чистыми руками. В доме, как правило, Коран хранится на самой высокой полке в специальном сундуке. Тюбетейка Религиозный канонический головной убор, который мусульмане надевают как во время посещения мечети, так и в обыденной жизни. Многие связывают ношение тюбетейки с предписаниями шариата. Другие считают, что ношение тюбетейки в первую очередь связано с культурой народов, исповедующих ислам. В тоже время, как одна, так и вторая сторона считают, что отсутствие тюбетейки у мужчин во время намаза молитвы неприемлемо и порицаемо. Платье для намаза Во время совершения намаза шариат требует прикрыть все тело женщины, кроме лица и кистей рук. Ткань, из которой сшито платье не должна быть прозрачной и просвечивать. Крой платья свободный, дабы не подчеркивать фигуру женщины. При этом тело должно оставаться покрытым во время всех молитвенных движений во время намаза. Если же какая-то часть тела женщины во время молитвы откроется, то молитва считается недействительной.
Татарские мечети, в основном, принадлежат суннитскому направлению и имеют свои особенности, которые отличают их от шиитских мечетей. Кто и какое влияние оказал на распространение суннитского ислама в Татарстане? В это время Суннитский ислам был подвергнут значительному влиянию вождей Золотой Орды, принявших мусульманство. После падения Золотой Орды Татарстан стал частью Казанского ханства, где суннитское направление ислама было государственной религией. Какое влияние оказало преобладание суннитов на толерантность и религиозные отношения в Татарстане? В Татарстане преобладающее суннитское направление ислама не противоречит толерантности и уважению к иным религиям и культурам. Татарстан постоянно проводит работы по расширению диалога между религиозными группами и повышению их взаимопонимания. Сунниты и шииты с уважением относятся к друг другу, что создает благоприятную атмосферу религиозной толерантности в регионе. Суннитский ислам преобладает в Татарстане и имеет свою динамическую историю. Преобладание этого направления не противоречит толерантности и уважению к другим религиям и культурам. Сунниты и шииты живут вмире, и взаимодействуют друг с другом, что создает благоприятную атмосферу в Татарстане. Исторические и культурные особенности суннитов Татарстана Толка к выбору ислама какого направления Существует несколько версий происхождения ислама в Татарстане, однако все они подтверждают, что первые мусульмане появились здесь еще в VII веке. Освоение территории Татарстана мусульманами происходило долгое время, что впоследствии привело к формированию двух основных направлений — шиитов и суннитов.
Российские мусульмане — это сунниты или шииты?
Шииты и сунниты в чем разница кратко простыми. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма. Смотреть видео про Татары это сунниты или шииты. Сунниты и шииты верят в одного пророка, читают один и тот же Коран и совершают намаз в сторону Каабы.
Татары - сунниты или шииты?
Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Просто наши интересы больше совпадают с интересами шиитов – в частности прекратить произвол воинствующего ислама – суннитов – ИГИЛ (запрещенной в РФ группировки). Зачастую, говоря о практике татарского ислама, наши мыслители, муфаккиры, говорят о том, что татарский ислам должен значительно отличаться от Ислама, изложенного в его источниках: Коране, сунне и иджме, консенсусе богословов-суннитов.
Какие мусульмане в России сунниты или шииты?
Но между ними ведь пропасть! Аббясов: Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам. Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество. Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ.
Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры. Джума: Перевод такой же? Аббясов: Да. Но так же слово «даеш» - это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам. И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык.
У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру. Джума: Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии , например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается?
Аббясов: Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности. В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой. Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование.
Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе. За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть. И начал получать азы вероучения. Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен.
Джума: Различия чисто такие… Адаты. У нас в России ислам — это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан — призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси 988 год. Волжская Булгария — именно оттуда пошло зарождение.
У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются.
И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся. У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог. Джума: Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат.
А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином? Аббясов: Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний — обязанность каждого мусульманина.
Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации! Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как.
Особая роль имама Али р. Сунниты почитают Пророка Мухаммада с. Шииты же, наряду с Мухаммадом с. При произнесении азана — призыва на молитву — шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества. Подход к рассмотрению сунны Пророка с. Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка с. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка с. У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости. Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Исторически на территории других городов России были шиитские мечети. Так, в Астрахани выходцами из Персии была открыта своя шиитская мечеть, построенная в 1860 году. В 1939 году мечеть была закрыта и передана под цех местной швейной фабрики. Здание до сих пор не возвращено верующим. Во Владикавказе в 1870-х годах была построена шиитская мечеть, также выходцами из Персии, которая в советское время использовалась под планетарий до 1992 года. В постсоветский период азербайджанская община Северной Осетии обращалась к властям с просьбой вернуть здание мечети шиитской общине, и даже муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов мусульманин-суннит по вероисповеданию предлагал открыть в здании мечети исламский культурный центр, но в итоге в 2015 году местные власти решили снова открыть в нем планетарий. В 1909 году в Чите действовала официальная шиитская община, которая с 1912 года ходатайствовала о строительстве шиитской мечети в городе. Однако эти примеры демонстрируют нам тех шиитов, которые традиционно, исторически, жили на территории России. Куда больше шиитов проживает сегодня в городах России, где имеются свои шиитские мечети и молельные комнаты хусайния. Аналогично это относится и к таджикам перепись указывает их численность в 200 тыс. Также учету не подаются те азербайджанцы и таджики-исмаилиты, кто в России находятся в качестве мигрантов. Имеются также хазарейцы из Афганистана, хотя и немного. Наконец, надо понимать, что далеко не все, кто по происхождению шиит, является активно верующими. Многие могут вести светский образ жизни и не позиционировать себя в качестве мусульманина-шиита. Поэтому назвать даже приблизительные цифры численности шиитов в России крайне затруднительно. Есть ли однозначный духовный лидер у российских шиитов или несколько таких лидеров? В основном, шиитские общины в разных городах контактируют между собой на низовом уровне. Несмотря на то, что в 1990 году в Иране была создана Всемирная ассамблея «Ахль-аль-Бейт» для координации шиитских общин за пределами Ирана, сказать, что она однозначно управляет российскими шиитскими общинами, сложно, хотя влияние оказывает. В 1996 году было зарегистрировано в Москве общество мусульман-шиитов «Ахль-аль-Бейт» председатель — Муса Курбанов. Аналогичное общество «Ахли-Бейт» было создано в 2006 году в Екатеринбурге председатель — Эльхан Самедов. В Московской области, в Одинцовском районе, с 2018 года существует община «Ахль-аль-Бейт» председатель — Алмардан Курбанов. Аналогичные шиитские общины есть в Тюмени, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, городе Мыски Кемеровской области, Чапаевске Самарской области, Астрахани, Дагестане, где они имеют либо мечеть, либо молельное помещение хусайния. Но при этом все шиитские общины существуют автономно, нет какой-то объединяющей их религиозной организации по типу духовного управления мусульман. Важно также подчеркнуть, что все перечисленные выше шиитские общины представлены преимущественно азербайджанцами, которые являются шиитами-имамитами. А есть еще шииты-исмаилиты в России из числа таджиков Горного Бадахшана, которые существуют параллельно шиитам-имамитам со своими общинами. Что же касается единого духовного лидера у российских шиитов, то такого объективно не существует. Института муфтиев, распространенного у мусульман-суннитов в России, у шиитов нет. У последних есть институт Марджа ат-таклид тот, кому подражают , т. Такие духовные авторитеты находятся за пределами России: это рахбар Али Хаменеи род. Из русскоязычных духовных лидеров я бы назвал Амина Рамина, который активно ведет лекции, аудио- и видеозаписи, которых размещает в интернете, переводит и пишет свои собственные книги. Кстати, его даже сунниты порой слушают, поскольку он объясняет доходчивым и понятным языком. Причем его случай уникальный: он сам русский по национальности, стал шиитом, учился в Иране, хорошо знает арабский и персидский языки, переводит богословские тексты и комментирует их. Такие есть в Дербенте их там семь, которые выступают подразделениями Джума-мечети: мечеть им. Имама Махди и мечеть им. Ситуация в российской столице имеет свою особенность: здесь имеется шиитская мечеть на территории посольства Ирана в России, куда так просто с улицы любой желающий не сможет попасть, до 2016 года в качестве шиитской использовалась мечеть «Инам» в Отрадном, которая входила в Духовно-просветительский комплекс Москвы вместе с православной церковью, часовней, суннитской мечетью «Ярдам», синагогой и буддистским храмом. Однако в 2016 году владелец комплекса бизнесмен Ряшит Баязитов резко поднял арендную плату за ее пользование, которую не смогла осилить азербайджанская община. В итоге он закрыл мечеть «Инам» и не пустил туда шиитов. Также до 2016 года шииты посещали Московскую соборную мечеть, однако им муфтий ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, в чью юрисдикцию входит эта мечеть, также запретил там молиться. Помимо этих мечетей, шииты молятся в Московском исламском центре на Алтуфьевском шоссе и, по данным исследований московского этнолога из Института этнологии и антропологии РАН Эрика Сеитова, имеют несколько молельных помещений хусайния в российской столице. Например, шиитские мечети Дагестана — в юрисдикции муфтията Дагестана? С муфтиятом Дагестана у местных шиитов отношения нейтральные, но во внутреннюю жизнь шиитских мечетей муфтий Дагестана не вмешивается: например, он не может своим указом снять ахунда шиитской мечети в Махачкале или Дербенте. Наиболее устойчивыми и организационно оформленными являются исмаилитские общины Москвы «Нур» с 1999 года, председатель — Алимамад Баймамадов и Екатеринбурга «Дидор» с 2017 года, председатель — Мастбегим Ошурбекова. В обоих общинах председатели — люди с высшим образованием. Как я уже сказал, есть шииты-имамиты и исмаилиты. Причем обе религиозные группы ориентируются на разных религиозных лидеров, и исмаилиты не ходят молиться в мечети шиитов-имамитов. Очевидно, что шиитские общины, где доминируют азербайджанцы среди прихожан, ориентируются больше на Иран, это тенденция последних 15 лет четко прослеживается. Но, например, там, где в общине доминируют хазарейцы из Афганистана, они на Иран не ориентируются.
Имама Махди и мечеть им. Ситуация в российской столице имеет свою особенность: здесь имеется шиитская мечеть на территории посольства Ирана в России, куда так просто с улицы любой желающий не сможет попасть, до 2016 года в качестве шиитской использовалась мечеть «Инам» в Отрадном, которая входила в Духовно-просветительский комплекс Москвы вместе с православной церковью, часовней, суннитской мечетью «Ярдам», синагогой и буддистским храмом. Однако в 2016 году владелец комплекса бизнесмен Ряшит Баязитов резко поднял арендную плату за ее пользование, которую не смогла осилить азербайджанская община. В итоге он закрыл мечеть «Инам» и не пустил туда шиитов. Также до 2016 года шииты посещали Московскую соборную мечеть, однако им муфтий ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, в чью юрисдикцию входит эта мечеть, также запретил там молиться. Помимо этих мечетей, шииты молятся в Московском исламском центре на Алтуфьевском шоссе и, по данным исследований московского этнолога из Института этнологии и антропологии РАН Эрика Сеитова, имеют несколько молельных помещений хусайния в российской столице. Например, шиитские мечети Дагестана — в юрисдикции муфтията Дагестана? С муфтиятом Дагестана у местных шиитов отношения нейтральные, но во внутреннюю жизнь шиитских мечетей муфтий Дагестана не вмешивается: например, он не может своим указом снять ахунда шиитской мечети в Махачкале или Дербенте. Наиболее устойчивыми и организационно оформленными являются исмаилитские общины Москвы «Нур» с 1999 года, председатель — Алимамад Баймамадов и Екатеринбурга «Дидор» с 2017 года, председатель — Мастбегим Ошурбекова. В обоих общинах председатели — люди с высшим образованием. Как я уже сказал, есть шииты-имамиты и исмаилиты. Причем обе религиозные группы ориентируются на разных религиозных лидеров, и исмаилиты не ходят молиться в мечети шиитов-имамитов. Очевидно, что шиитские общины, где доминируют азербайджанцы среди прихожан, ориентируются больше на Иран, это тенденция последних 15 лет четко прослеживается. Но, например, там, где в общине доминируют хазарейцы из Афганистана, они на Иран не ориентируются. Но при этом есть общины, которые ориентируются на шиитов Ирака, для которых марджа Али Систани выступает в роли духовного авторитета, который в 2001 году в Москву направил своего представителя Мохаммад-Али Мосули, который до этого в 1996—2001 годах был его официальным представителем в Азербайджане. Ливанские шииты слишком далеки от России, чтобы выступать в качестве духовных авторитетов для российских шиитов. В социальных сетях в различных шиитских группах, естественно, публикуются фотографии Хасана Насраллы, но его труды, насколько я могу судить, на русский язык не переводились. Такие же диски потом продавались в Казани в мусульманских магазинах. В марте 2009 года Генеральное консульство Ирана в Казани выступило с нотой протеста, диски, к счастью, были изъяты из продажи. Этому предшествовали два события в Дагестане: 29 апреля 2012 года в Соборной мечети Махачкалы состоялось так называемое «примирение» суфиев и ваххабитов Дагестана, а затем в мусульманской газете «Ас-Салам», официальном печатном органе Муфтията Дагестана, вышла в двух номерах за июль и август статья «Шииты и вся правда о них», являющаяся оскорбительной по отношению к шиитам. И вот потом произошла трагедия в Хасавюрте. Были и менее резонансные конфликты в Дербенте. Правда, все конфликты перешли потом в интернет. В 2016 году в Москве произошла история с запретом шиитам молится в мечети «Инам» и Московской соборной мечети. В 2017 году муфтий Чечни Салах Межиев заявил, что «территория республики будет закрыта от проникновения шиизма и ваххабизма». Наблюдатели объясняли такой запрет тем, что в Чечне таким способом пытались как-то снять негативную реакцию в Саудовской Аравии и других странах Аравийского полуострова на принятую в 2016 году Грозненскую фетву, согласно которой салафиты не считаются суннитами. Видимо, резкая негативная реакция на шиизм, вплоть до запрета на его исповедование в регионе, призвана была продемонстрировать, что Чечня завуалированно поддерживает разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном в 2016 году. Причем в Каире вышло несколько ее переизданий. Правда, через три года в 2006 году был издан перевод книги шиитского автора Габдулхусейна Мавсуви «Ответы на вопросы Джаруллы Бигиева » 1935. Оба перевода книги были изданы в казанском издательстве «Иман». Однако сейчас критика шиизма в основном ведется на сайтах, в специальных группах в социальных сетях и роликах на YouTube. Нередко инициативу для такой интернет-пропаганды на себя берут салафиты, хотя не только они. В период политического противостояния между суннитами и шиитами на Индостане в начале XVII века этот суфийский шейх написал книгу «Отпор рафидитам», которая была издана в Казани в переводе на русском языке в 2002 году в издательстве «Иман» и впоследствии неоднократно переиздавалась другими мусульманскими издательствами. При этом совершенно не учитывается тот историко-политический контекст, когда была написана эта книга имамом Раббани. В 2007 году вышел в издательстве «Badr Media», специализирующемся на издании трудов салафитских богословов, вышел перевод книги Абдуль Азиза ибн Салиха аль-Махмуда «Возвращение Сефевидов», где распространение шиизма среди мусульман во второй половине ХХ века воспринималось как реставрация Иранской империи. Книга в 2012 году была переиздана. В том же издательстве вышел перевод книги Сулеймана ибн Салиха аль-Хараши «Вопросы, которые привели шиитскую молодёжь к истине». Одной из последних можно назвать «Сокрушительный удар по шиитским воззрениям», изданную в 2020 году издательским домом «Даруль-Фикр», специализирующейся на издании суфийской литературы. Книга представляет собой сокращенный перевод исследования, подготовленное группой студентов под руководством «Управления Наук и Призыва» в городе Тарим Йемен. Но шииты в долгу не остаются: опровергают таких авторов, разоблачают, вступают в полемику. Опыт ведения богословских споров в шиизме накоплен значительный, поэтому интернет-баталии — явление нередкое в наши дни. Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом, который вступает в открытые диспуты с суннитами, является Курбан Мирзаханов, которые можно увидеть в интернете. Какие группы шиитов имеются в России? Как они между собой взаимодействуют? В России преимущественно представлены шииты-имамиты из числа азербайджанцев и хазарейцев, в меньшей степени исмаилиты из числа таджиков Горного Бадахшана. Но между собой они мало пересекаются. Бывает даже так, что азербайджанцы-имамиты спрашивают: а кто такие исмаилиты?
Кто по толку ислама азербайджанцы: сунниты или шииты?
На территории России преобладают мусульмане-сунниты (Приуралье, Поволжье). Шииты преимущественно проживают в ближайших к границе районах Северного Кавказа. Шииты отличаются от суннитов своей верой в Имама — лидера мусульманского сообщества, который имеет божественное происхождение. Имамы, принадлежащими к разным течениям ислама – суннитам и шиитам – проводят в ней богослужения поочередно. Точки соприкосновения между суннитами и шиитами более фундаментальны, глубоки, нежели чем различия? люди сунны) в отличие от шиитов не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат. — Существуют негативные стереотипы относительно шиитов, весьма популярные в среде суннитов, вплоть до того, что шииты не являются мусульманами.
УМК предупредил религиозных деятелей относительно разговоров о суннитах и шиитах
названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. сунниты, более 98 % татар – это сунниты. шииты, а треть - сунниты. Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Аллаху и чтут одну книгу - Коран.