Традиционно Таинство Соборования проводят в храме, исключением может стать приход батюшки в дом к немощным православным.
Соборование — что это за обряд и для чего он совершается
ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ ПРОВОДИТСЯ В ДНИМНОГОДНЕВНЫХ ПОСТОВ В дни Великого Поста таинство Соборования в Богородско-Уфимском храме совершается в 15:00 по субботам 30 марта, а также 6, 20, 27 апреля. Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать собором священнослужителей. Соборование длится долго, от 2 до 6 часов Соборование длится долго, от 2 часов, при условии, что будет собороваться 1-2 человека, но если людей, желающих собороваться много, то и времени нужно больше. В это время проходит Великий пост, в течение которого обычно и проводится соборование.
О соборовании
Только поняв, что стало причиной страданий совершенные грехи , человек может исцелиться, приняв эти страдания, как дар страданий Христа. Но и приблизить смерть человека таинство не может: длительность жизни человека зависит исключительно от воли Господа, очищение от греха и помазание елеем не могут на это повлиять. Еще одно заблуждение относится к понятию «миропомазание» — его совершают сразу после крещения. Оно не имеет никакого отношения к елеосвящению и проводится при совершенно другом таинстве. Порядок и условия проведения Соборование совершается собором из семи священников отсюда происходит название «соборование» , однако при необходимости обряд может быть проведен и одним лицом. Обычно используют смесь елея и вина. Ими смазывают больные места, при этом смазать можно любой участок, включая неблаговидные места. Но обычно смазывают крестообразным движением лоб, щеки, губы, грудь, голени, ладони и кисти. Помимо исцеления болезни, священник отпускает грехи больного, о которых тот не сообщил на исповеди или забыл. Поскольку считается, что болезни насылаются на человека за его грехи, важно не только помолиться о здоровье физическом, но и убрать духовную причину.
Предварительная подготовка Если соборование происходит в храме, к нему необходимо подготовиться: Узнать точное время и предварительно записаться, если это необходимо. Обычно это требуется в небольших храмах с большим количеством прихожан. По возможности стоит исповедаться у того же батюшки, что будет проводить соборование. Если перед елеосвящением это невозможно сделать, стоит сделать это после обряда, заодно причаститься. Получить благословение на таинство. Накануне соборования необходимо почитать Библию или молитвы, настроиться на таинство. Приходить в храм стоит в свободной одежде с открытой верхней частью груди, чтобы священнику было проще смазывать ее елеем. Лучше выбрать старую одежду, которую будет не жалко случайно испачкать маслом. С собой нужно взять: Небольшую бутылочку: в нее после церемонии можно собрать остатки елея и использовать дома например, смазывать больное место помолившись.
Немного растительного масла: его отдают священнику. Бумажные салфетки: ими вытирают с кожи остатки елея, после сжигают. Выбрасывать эти салфетки нельзя. Свечи: требуются именно освященные, из церковной лавки. Если елеосвящение проходит над тяжелобольным дома, никакой особой подготовки не потребуется. Больному достаточно настроиться на нужный лад, прочитав молитву, а его родственникам — подготовить все необходимое. Точный список даст священник.
На соборование нужно попросить благословение у священнослужителя. Перед событием желательно исповедаться.
Но можно пойти на исповедь и после таинства. Также после соборования нужно причаститься. Как происходит обряд Помазание совершается елеем — освящённым в церкви растительным маслом, предпочтительно оливковым. Это масло — древнейший христианский символ, с древних времён оно не только употреблялось в пищу, но и считалось лекарственным и даже косметическим средством, а также использовалось в светильниках. Если елея было много, это воспринималось как Божье благословение. Перед служением и царствованием им помазывали священников, пророков, царей. Известно, что святые апостолы использовали елей при молитвах за их исцеление. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы.
Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
Эти отрывки подобраны не случайно. Они глубоко назидательны для принимающего Таинство Соборования, так как в них раскрываются условия действенности нашей молитвы и получения от Бога помощи и исцеления. После прочтения этих отрывков, читается тайносовершительная молитва то есть молитва, во время чтения которой человеку сообщается Дар Святого Духа :«Отче Святый! Врачу душ и телес! Крестообразно помазываются части тела: лоб, щеки, ноздри, уста, грудь и кисти рук. Семикратное помазание является символом полноты Даров Духа Святого.
В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования.
Соборование для тяжелобольных: на дому
Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие. До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса». Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг. Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина. Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию.
Настоятель храма св. А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни? Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу.
Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование. Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов но не сокрытых сознательно. Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Читайте также: Молитва на освящение всякой вещи: мирянином Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься.
Олег Кудряков Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Максим Козлов По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Что же на самом деле понимает церковь под этим таинством?
О том, что это такое, когда нужно это делать и всем ли нужно, мы сегодня и говорим. Соборование — от слова собор Соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. В требнике написано, что семь священников должно собраться и совершить это таинство над болящим. Семь священников — это не всегда выполнимо, бывает, что и один священник все совершает. Но название, тем не менее, именно отсюда — от собрания. Два варианта, одна суть Таинство соборования имеет два варианта своего совершения. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Иногда соборование совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться?
Как правило, к таинству соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве маслособорования. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние, то в таинстве соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после соборования.
Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство елеосвящения соборования , как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о таинстве елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как это происходит Современный чин соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.
Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.
Хор: «Аминь». Затем читается «обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш», состав молитв в котором описан выше. Далее следуют молитвы: «Слава, и ныне»; «Приидите, поклонимся…» трижды. Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…» помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и псалом 50-й — вершина покаянного псалмотворчества царя Давида.
После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти…, соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…». Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении…» Соборование. Художник Клавдий Лебедев Освящение елея для помазания Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей.
Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.
Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак. Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие Лк. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие. При этом читается тайносовершительная молитва.
Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде. Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем — Евангелия. Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк.
Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного. Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и третье помазание больного. Четвертое чтение 2 Кор. А в четвертом евангельском чтении Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного.
Пятое чтение 2 Кор. В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.
После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство. Если вы не имеете веры, если во время Таинства не молитесь и не внимаете тому, что происходит, то вы зря теряете время. К Елеосвящению следует приступать со страхом Божиим и верой — и только так, а не иначе. Соборование не заменяет и не отменяет назначения врача!
Солдата Корзуна.
Из глубины веков. Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.
Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники.
Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства, как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Два варианта, одна суть. Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм.
В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько.
Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз.
Соборование для тяжелобольных: на дому
Соборование в пост - Православный журнал «Фома» | У нас в храме соборование будет 28 марта и 7 апреля. |
Соборование | Или сколько дать батюшке за исповедь, причастие и соборование? |
Все о таинстве соборования в православной церкви | Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называетс. |
Соборование: какие грехи прощаются? | Соборование может длиться от одного до двух часов. |
Навигация по записям
- Кто же может собороваться?
- Часто задаваемые вопросы о Соборовании
- Соборование — что это за обряд и для чего он совершается
- Часто задаваемые вопросы о Соборовании – Александро-Невский храм
- 5 вопросов о соборовании
Соборование. Таинство для болящих и не только
Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. это зависит от числа прихожан, пришедших на таинство. Соборование что это и для чего, когда проводится, сколько идет по времени: как проходит Соборование.
Что такое Соборование?
Зачем зажигают свечи? Зажженные свечи в руках молящихся являются символом усиленной молитвы. Ведь именно искреннее пламенное прошение человека является той силой, которая исцеляет и очищает от греха. И вещественным отражением этой молитвы является зажженная свеча, которая своим горением означает направленность молящихся к Богу.
Нельзя ожидать автоматического чуда, просто приходя на богослужение. Ведь исцеление — это дар Божий. Вознося свои молитвы, человек не знает, есть ли воля Божия о его исцелении, полезно ли это на данный момент для его спасения.
И будет ли он готов к той реальности, которая будет ждать его после выздоровления. Но чудо исцеления может касаться не только тела, прежде всего оно направлено на очищение души. И на это можно надеяться, моля Бога об отпущении грехов.
Прощаются ли после соборования забытые грехи? Здесь тоже не стоит ожидать автоматизма магического ритуала. Забытые грехи отпускаются на соборовании при искреннем покаянии и желании человека таким образом исцелить свою душу и тело.
Ведь накопленные нераскаянные грехи, забытые по своей, казалось бы, незначительности — это тяжелый груз на сердце, при бездействии ведущий к заболеваниям духовного, а затем и телесного характера. Детей до 7 лет не соборуют. Но это возможно, если у ребенка есть серьезный недуг или предстоит операция.
В иных случаях нет необходимости соборовать детей — ведь они не способны в полной мере осознать суть происходящего на этом богослужении и им не надо приносить сугубое покаяние за свои проступки. Как часто можно собороваться? Нет никаких канонов, регламентирующих этот вопрос, однако бытует большое количество мнений.
Различные утверждения в духе «раз в год», «раз за течение одного заболевания» не имеют под собой никаких оснований. Конечно же, если человек страдает много лет тяжелым заболеванием, по благословению духовника он может посещать соборование и несколько раз в год во укрепление души и тела. Здоровому же нет необходимости собороваться часто — лучше тщательно и ответственно подготовиться к участию в таинстве хотя бы раз в год.
Но одежда должна быть свободной, чтобы священник мог помазать руки, шею, верхнюю часть груди декольте глубокое не нужно. Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника.
Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство.
Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность — пять раз за месяц на всякий случай. Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника — «Требник» — заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьёз об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме.
Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой. Если есть магическое отношение — ожидание, что всё произойдет само собой, если только исполнишь обряд — то не надо собороваться. Человек, ради которого оно совершается, должен всё зависящее от себя, чтобы исцелиться от болезни, сделать прежде, чем просить церковь сугубо помолиться за него. Но главная подготовка к соборованию заключается в том, чтобы жить церковно, то есть соборно — любить своё церковное собрание, быть в дружестве с людьми и Богом. Это как раз то, чего не хватает на сегодняшний день практически во всех церковных таинствах: личностности и соборности. А это таинство даже называется «соборование». И сегодня есть необходимость в том, чтобы возвращать ему изначальное значение, восстанавливать качество, осмысленность и действенность таинства, что зависит в том числе от отношения и подготовки к нему.
Но «опоздавшие» могут найти храмы, где соборование совершается даже на Страстной седмице. В городе верующий с очень напряженным графиком сможет подобрать для себя подходящий вариант. А вот в не крупных населенных пунктах можно остаться и без соборования. В таком случае стоит вспомнить, что массовые соборования в Великий пост — это необязательная практика, которая приобрела популярность не так давно. Участие в Таинстве, безусловно, полезно, но если христианин не имеет серьезных проблем со здоровьем, не пребывает в тяжелом душевном состоянии, регулярно исповедуется и причащается, то у него нет необходимости собороваться, и он может делать это по желанию и по возможности. Для человека же малоцерковного важнее в Великий пост будет не соборование, а Таинство покаяния и Таинство причастия. Когда нужно соборование? Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги например, уныние и отчаяние. Через Елеосвящение верующие получают благословение Божие. Воспринимать соборование как волшебное лекарство неправильно. Церковное Таинство — это встреча с Богом, и она в любом случае будет поддержкой и помощью, если человек идёт на нее с открытым сердцем и глубокой верой. Но только Господу известно, что будет полезнее — скорейшее выздоровление, облегчение состояния или смирение и принятие своих скорбей. Особое значение приобретает Соборование, когда христианин находится при смерти. Через него он получает прощение забытых грехов. Соборование может быть совершено, когда состояние верующего таково, что ему сложно полноценно исповедаться, но он пребывает в сознании и желает участия в Таинстве. Неверно воспринимать Соборование как «последнее помазание». Самим Христом было дано указание апостолам помазывать верующих елеем именно для их исцеления.
Для чего нужно Соборование?
- 5 вопросов о соборовании
- Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
- Как подготовиться к соборованию, что с собой взять?
- Сколько раз в году можно собороваться? | Радонеж.Ру
- Как часто можно собороваться?
Как именно проходит таинство Соборование?
Что такое соборование и для чего оно проводится | По опыту предыдущих лет — в нашем храме соборование обычно длится два часа. |
Как именно проходит таинство Соборование? | Церковь рекомендует соединять Соборование с Исповедью и Евхаристией. |
Соборование — что это за обряд и для чего он совершается | Обычно общие соборования проходят в храмах во время Великого поста. |
Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому | Наступает ли исцеление после елеосвящения, и что, если человек умер после него. |
Соборование
Сколько стоит Соборование в Православной Церкви. Проведение Соборования в храме Узнать точное время и предварительно записаться, если это необходимо. Соборование в современной Церкви совершается по примеру апостольскому. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения. Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называетс. Также нельзя проходить соборование женщинам во время критических дней.
Соборование — что это за обряд и для чего он совершается
В церкви рекомендуется даже здоровому человеку хотя бы один раз в год Великим или Рождественским постом собороваться. Церковь верит, что при этом его давно забытые и не названные по этой причине грехи прощаются Господом. В больницах или на дому Соборование может совершаться в любое время по договоренности со священником, и по необходимости для больного. Не может Таинство совершаться над человеком, находящимся без сознания, потому как он должен в таинстве участвовать сознательно, каяться в грехах. Грехи нам прощаются при Покаянии, если оно действительно искреннее, глубокое, с желанием исправляться, избавляться от своих страстей и грехов, и вести более достойную жизнь во Христе.
Некоторые прибегают к соборованию, думая, что при этом все грехи их одним махов и простятся, это не так. Как Отец, который желает своему дитю только добра, и помогает ему во всем, и желает, чтобы ребенок его рос хорошим человеком, поучает его в жизни, наставляет и поддерживает. Также не следует путать простое помазанием елеем на Всенощной от Соборования. Пост — самое время для совершения милостыни и добрых дел — примите участие в строительстве подземного храма , да простит Вам Господь многие грехи за участие в таком благом деле!
Как совершается Таинство В храме в день, когда Соборование проводится, устанавливается стол, на нем крест, Евангелие они свидетельствуют, что Сам Господь присутствует среди людей, пришедших к соборованию , и блюдо с пшеницей, которая символизирует новую жизнь после воскресения. В пшеницу устанавливается пустой сосуд, в него вливают масло елей с вином, вокруг водружают 7 палочек, обёрнутых ваткой для помазания. Обычно вокруг сосуда ставят и семь зажжённых свечей, изображая этим седмиричное число священнослужителей, совершающих Таинство. Желающие собороваться люди выстраиваются рядами и стоят с зажжёнными свечами, внимательно вникая в слова молитвы священнослужителей, молясь и ожидая помазания.
Каждого предстоящего человека помазывают семь раз поочередно священнослужители елеем крестообразно: на лбу, ноздрях, щеках, губах, груди, руках с обеих сторон. Помазание сопровождается определенными молитвами и чтениями по чину. Когда осуществиться в седьмой раз помазание и чтение Евангелия, на голову соборующегося, который читает краткое «Господи, помилуй» водружается Евангелие текстом вниз, в данном случае обозначающее руку Самого Господа.
Что делать с маслом после Соборования Что такое обряд Соборование Данное действо считается сильнейшим церковным обрядом, потому как, одновременно молитвы читаются сразу семью священниками. Соборной молитве во все века уделяли большое значение. Чудеса этого дня проходят исключительно по ласке Господней. В ходе Соборования всем участвующим и искренне раскаявшимся прощаются их грехи. Каждый человек грешен.
Большинство из обыденных грехов настолько нам уже привычны, что они остаются в нашей жизни даже незамеченными, не покаянными. Заседая глубоко в душе, они отравляют наше подсознание. Забытый, неосознанный грех «не освобождает нас от ответственности». Единственное, что поможет нам очиститься духовно и морально, так это помазание Елеем во время Соборования. В ходе искреннего раскаяния при общей храмовой молитве свершаются чудеса, исцеляются от недугов. Все священники в один голос твердят, это не магический ритуал, гарантирующий мгновенное исцеление. Тут исцеляет вера, чистая, как слеза ребенка. Обряд помазания Елеем был установлен Самим Спасителем.
Проводимое Спасителем помазание давало веру на выздоровление как телесное, так и духовное. Как видим, помазание берет свое начало задолго до мучений Спасителя. Само Соборование призвано исцелить душу и тело, избавляет человека от забытых грехов. К помазанию подлежит лоб, щеки, кисти рук, область декольте. Все действо проходит под чтение молитв, Апостольских Писаний, Святого Писания. Соборуют человека на протяжении года по заявлению, особенно если он тяжело болеет. Общее соборование проводят в Великий пост, изредка на Рождество. Для Елея в древности использовали масло оливкового дерева.
Его применяли для приготовления еды, лекарств, в качестве средства для заправки светильников, в косметических целях. Большой урожай оливок для производства масла воспринимался, как Божье благословение. Позже, к помазанию подключили всех, кто находился в доме с болеющим человеком. Кроме этого Елеем помазывали весь дом, считалось, что болезнь обитает в воздухе, цепляясь ко всему живому и не живому. В наши дни к Соборованию прибегают часто, ведь больных грехом много. В действительности, нужно стараться исправить свое мышление, отношение к жизни, покаяться в церкви, а не заменять это все Соборованием. Когда будет Соборование в 2019 году расписание Соборование в столице пройдет согласно ниже представленному расписанию. В регионах много церквей, храмов, монастырей, все имеют свое расписание.
Узнать ближайшую дату и время соборования можно обратившись в храм. Сегодня практически каждый приход имеет свою страницу в интернете, социальных сетях. Где регулярно выставляют последние новости, изменения касательно графика и расписания служб. Поэтому уточнить расписание в ближайшей к вам церкви труда не составит. Как подготовиться к Соборованию Подготовка к Таинству понятие абстрактное. Тут самое главное вера в душе и смирение в сердце. Многие из нас отправляются на службу, ожидают помазания лишь только потому, что так нужно. Рассчитывая на то, что а вдруг сработает.
Возле Спасителя всегда было много людей, но больше всего из толпы выделялись те, кто искренне верил Его словам. Исцеление в толпе получила та женщина, которая руками притронулась к одеждам Спасителя. На что Иисус ей ответил: «Верой своей ты исцелилась». Тоже произошло и со слепцом, который кричал на всю площадь: «Иисус смилуйся надо мной! Несмотря на то, что ему велели умолкнуть, он не переставал молить о помощи. На что Иисус сказал: «Вставай, дано по вере твоей». Именно поэтому на Соборование нужно идти с чистым сердцем. Желательно конечно почитать акафисты: Пребывая в молитве мы настраиваемся на помазание Елеем и принимаем самое главное, Господний дар — исцеление.
Собираясь на Соборование не забудьте об исповеди. То, что по случайности забудете, будет отпущено на Соборовании. Помните, что это ответственное действо. Вам придется искренне простить своих врагов, всех без исключения. Иначе это уже не Соборование, а фарс чистой воды. Во время пребывания на службе, когда читаются молитвы собором священников, нужно всеми мыслями своими, чувствами, воздавать хвалу Господу, просить прощения. Это важно не только для Соборования, но и во все дни нашей жизни. Очень важно научиться искоренять даже греховные помыслы, постоянно обращаясь к Всевышнему.
И что самое важное, научиться доверять свою жизнь и все что в ней происходит Всевышнему. Тогда в вашей жизни во все дни будет Господняя благодать. Во время действа помазания Елеем мы вверяем себя в руки Господние и при этом свято верим в Его ласку, посланное нам исцеление. Каждый, кто придет в Святую обитель с чистым сердцем, получит от Святого Духа чистоту помыслов, видения и восприятия жизни.
Соборование Что такое Соборование? Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников — собор. Зачем надо собороваться? Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» Мк.
В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи Иак. Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения. Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения. Может ли Соборование приблизить смерть человека? Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни.
По вере Церкви в таинстве Соборования нам может быть даровано прощение наших неосознанных забытых грехов. Соборование в пост нужно для того, чтобы получить прощение тех грехов, которые христианин забыл, и потому в них не покаялся, но имеет смысл оно лишь тогда, когда верующий на самом деле искренне желает избавиться от страстей и духовных недугов, отдаляющих его от Господа. Соборование не может стать заменой таинствам исповеди и Причастия. Ежегодное участие в Елеосвящении в пост — хорошая традиция, но оно вовсе не обязательно для здоровых людей. А люди, страдающие тем или иным заболеванием, могут пособороваться в любое время года. Как подготовиться к соборованию в пост? Нет необходимости как-то специально готовиться к соборованию в пост, тем более, если вы по мере сил его соблюдаете. Нужно узнать, когда таинство будет совершаться в том или ином храме, и прийти немного заранее, чтобы записаться и приобрести свечу. Можно также найти текст богослужения, чтобы с пониманием присоединиться к молитвам и следить за чтением фрагментов Священного Писания.
Желательно незадолго до или сразу после Соборования исповедаться. Нужно понимать, что в этом таинстве мы просим о прощении забытых, но не скрытых грехов, и участвовать в нем надо с чистым сердцем и верой, что Господь поможет избавиться от пагубных привычек и навязчивых соблазнов, подняться после падений и что Он излечит духовные раны и изъяны.
5 вопросов о соборовании
Соборование проходит во вторник и четверг по окончании Великого повечерия, которое начинается в 18:00. Церковь рекомендует соединять Соборование с Исповедью и Евхаристией. Обычно храм сам устанавливает, сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить.