Новости принципы бизнес планирования

Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. Хотя каждый бизнес-план индивидуален, ключевые принципы бизнес-планирования остаются неизменными. Основные принципы формирования и использования информации в системе бизнес-планирования состоят в следующем. Принципы, при которых планирование будет плодотворным.

Функции, задачи, цели бизнес-планирования

  • Основы составления бизнес-плана
  • Цели, принципы и этапы бизнес-планирования организации
  • Содержание
  • Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании) | Rusbase
  • Методы и принципы планирования бизнес плана

Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать

Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес. профильный эксперт по бизнес-планированию центра «Мой Бизнес», заместитель директора Ломоносовского фонда поддержки предпринимательства. Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект.

Сущность и принципы бизнес-планирования

Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Если предприниматель на первоначальном этапе планирования не составляет бизнес-план своего стартапа, то велика вероятность, что такой бизнес в скором времени станет убыточным, а сам предприниматель потеряет вложенные средства и ресурсы. Расскажу, что такое бизнес-план, кому и зачем он нужен и как правильно составить этот документ, а в конце — можно ли скачать готовый план в интернете. В статье рассказывается о том, что такое бизнес-планирование и для чего оно необходимо, какие виды бизнес-планов существуют, каковы этапы их разработки.

Сущность и принципы бизнес-планирования

Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города. А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях. Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы. Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании. Шаг 2. Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3. Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса.

Например, это: Выбор системы налогообложения. Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов. Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников. Перечень прочих затрат. Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов. Численность персонала и размер оплаты труда. Анализ закупки сырья. Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать.

Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости. Политика ценообразования. Определите, за счёт чего будет формироваться цена на услуги. Это только минимальный перечень сведений, которые нужны для планирования.

На основе данного документа кредитор предоставлял необходимую сумму. Могли приниматься в расчет и другие аспекты, например, личные контакты заемщика, наличие рекомендаций, объемы собственных средств, задействованных в производстве и прочее. В последнее время большинство кредиторов для оформления займа хотят видеть перед собой бизнес-план деятельности предприятия. Для привлечения дополнительных инвестиций. Вкладчиками капитала в развитие предприятия могут быть частные лица или другие компании возможно, инвесторские фонды. Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете. Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг. На данный момент это практикуется лишь как дополнительный инструмент развития. Для заключения бизнес-тандема с зарубежным партнером. Инвесторы из других стран стараются осуществить капиталовложения в российские предприятия, но проявляют большую осторожность и проводят скрупулезную оценку деятельности потенциальных компаньонов. Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки. Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки. Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей. Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией. Кроме того, конкуренты стараются переманить к себе лучших ваших работников. И большая зарплата не всегда может оказаться действенным рычагом. А вот роль бизнес-планирования окажется тут решающей. Получив возможность детально изучить цели предприятия, возможные перспективы и доходы, опытный специалист примет решение остаться в компании и найти свое предназначение именно здесь. Для объединения с другим предприятием. Нередко бизнес-планирование становится главной ступенью на пути к слиянию двух компаний.

Основываясь на этом списке, вы сможете наметить четкие цели. А вот чтобы их достичь, вам потребуется качественно составленный и детально проработанный бизнес-план. Этап 3. Определение цели адресатов плана. Чтобы бизнес-планирование принесло максимально полезные результаты, важно понимать, кто будет изучать документ, внутренний это проект или внешний, предназначен он для сотрудников предприятия , банковских учреждений или для потенциальных инвесторов. Этап 4. Проработка структуры бизнес-планирования. Этап 5. Подготовка информации по каждой главе бизнес-плана. На данном этапе важно получить поддержку от опытных специалистов, которые знают, как проводить бизнес-планирование. Обратитесь к работникам, у которых четкое представление обо всем, что происходит в компании, а также к сторонним консультантам, способным проанализировать рынок и спрогнозировать финансирование проекта. Полезными также окажутся знания экономистов более широкого профиля и специалистов в области управления предприятием. Благодаря им оценка бизнес-планирования будет объективной. Этап 6. Составление самого бизнес-плана. Основное правило на этом этапе следующее: бизнесмен должен разработать план своими силами, даже если не обладает должным опытом. Ряд консультантов и экспертов уже оказали ему помощь и поддержку, озвучив тонкости бизнес-планирования, собрав и подготовив сведения о рынке. Однако есть причины, по которым разработка бизнес-планирования может быть поручена иным исполнителям: Предпринимателям не хватает системных полноценных представлений обо всех слабых и сильных сторонах предприятия, а также о перспективных направлениях в его работе и потенциальных планах. Квалификация в сфере продаж, презентации бизнес-плана и его конкурентных преимуществ недостаточна. Отсутствуют знания в области современного бизнес-планирования. Если дела обстоят именно так, то составленный документ будет бесполезным и, более того, вызовет негативные последствия для компании. В подобных ситуациях лучше поручить бизнес-планирование профессионалам, поскольку из-за некачественно подготовленного проекта фирма может потерять доверие партнеров , инвесторов, акционеров. Этап 7. Проработка вероятных возражений. Можно завершить бизнес-планирование фирмы на предыдущей ступени. Но лучше передать проект для изучения авторитетным бизнесменам, у которых нет заинтересованности в вашем плане. Они проанализируют всю информацию и поделятся мнением, с учетом которого вы сможете внести коррективы и доработать проект. Особенности бизнес-планирования для предприятий малого бизнеса Предпринимательская деятельность в России сегодня очень распространена. При этом существенный процент частных компаний составляют фирмы мелкого бизнес-сегмента. Их большое количество обусловлено простотой создания и отсутствием необходимости в большом штате работников. Но у малого предпринимательства есть и другие особенности. Чтобы бизнес был эффективным, руководителю следует заранее детально изучить особенности малых фирм и в дальнейшем учесть их при формировании бизнес-плана. Сегодня в производственных и информационных технологиях наблюдаются глобальные изменения, на практике широко используются научные достижения и позитивный накопленный опыт. В связи с этим важность материальных активов компании несколько снижается. Главными ресурсами развития становятся специалисты и их знания, интеллектуальный капитал и профессиональный уровень сотрудников. Бизнес-планирование малого бизнеса обладает своими особенностями. Первая заключается в ограниченности человеческих ресурсов, а потому руководителю приходится держать их в определенных рамках. Вторая особенность — взаимодействие с поставщиками. Перед крупными предприятиями с хорошей репутацией поставщики всегда стремятся выполнять договорные обязательства в четко установленные сроки.

План по персоналу — его состав, число сотрудников, требования к ним. Контроль качества продукции. Способ утилизации отходов. План логистики и доставки готовой продукции клиентам. Лучше не использовать специфические термины, которые могут быть непонятны некоторым читателям плана. Пишите своими словами, как если бы рассказывали об этом своим знакомым. Например, кто чем будет заниматься в компании, как сотрудники будут взаимодействовать друг с другом, каких внешних экспертов привлекать. Если команде ещё нет никого, кроме, например, двух учредителей, — нужно описать, как они видят организационную структуру в будущем. Этот раздел включает в себя такие данные: Организационная структура — состав и иерархия команды, их обязанности и зона ответственности. Нужно указать, какие специалисты понадобятся, в каком количестве, назвать вилку их зарплат. Состав управленческой команды — ключевые руководители и их заслуги — например, образование, уникальный опыт и навыки, достижения в других проектах, стаж работы и так далее. Важно не приукрашивать факты, но убедить читателей плана, что эти люди справятся с задачами компании или проекта. Внешние консультанты — если они понадобятся. Нужно написать, к каким экспертам и по каким вопросам вы будете обращаться. Раздел организационного плана лучше иллюстрировать диаграммами или схемами, чтобы наглядно показать читателям функции команды и взаимодействия в ней. Маркетинг и продажи В этом разделе описывают то, как бизнес будет привлекать клиентов и продавать свой продукт или услугу.

Принципы и функции бизнес-планирования

В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов. Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок. Говоря об основных принципах и подходах к разработке бизнес-плана, стоит рассмотреть его общую структуру и два основных метода разработки.

Forbes Экспертиза

Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством. Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. Рассмотрим основные принципы, которые применяются в бизнес-планировании. Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод. Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании.

Вебинар «10 шагов по разработке бизнес плана»

Метод построения сценариев. Балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы. Методы календарного планирования и имитационного моделирования. Виды информации, используемой в бизнес-планировании, и источники ее получения. Плановые показатели, нормы и нормативы. Определение[ править ] Планирование — это разработка метода для создания или выполнения чего-либо для достижения цели [1]. Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы предприятия в целом, так и ее отдельных элементов структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников. Результатом планирования является план или система планов [2] [3].

Цель планирования — достижение целей предприятия. Задачи планирования: согласованность достижения целей и действий работников, отделов разных уровней управления; своевременное раннее выявление и предупреждение проблем; координация частных планов и их взаимосвязь со стратегией; подготовка принятия решений; определение основных показателей и точек контроля; информирование сотрудников о целях, альтернативах, сроках и ограничениях; мотивация сотрудников [2]. Планирование и прогнозирование Различие между планированием и прогнозированием и, соответственно, между планом и прогнозом состоит в том, что прогнозирование является пассивным предсказанием например, прогнозом инфляции, курса валюты и пр. Планирование устанавливает то, что должно быть сделано [2]. Стратегическое планирование и долгосрочное прогнозирование Значение стратегическое добавляет к определению значение важное. В отличии от долгосрочного прогнозирования стратегическое планирование — это разработка комплекса мероприятий и программ, которые должны быть реализованы уже сейчас в течение года , и не является синонимами [1]. Применительно к управлению бизнесом стратегическое планирование имеет следующие признаки: направляет на достижение определенного набора целей; изучает альтернативные способы выполнения работы и предоставляет оценку необходимых ресурсов; обеспечивает контрольный показатель для измерения того, что было сделано [1].

Методология планирования Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем. Она определяется пониманием путей, средств и возможностей для достижения поставленных целей [2]. Объект планирования — процесс планирования в различных социально-экономических системах корпорациях, предприятиях, структурных звеньях [2]. Предмет планирования — сама деятельность и отношения между объектами планирования и внешней средой [2]. Подходы к организации процесса планирования в иерархических системах управления: сверху вниз, снизу вверх и встречное планирование сочетания первого и второго подходов [2]. Подходы к организации планирования[ править ] На практике используются следующие подходы [3] : Подход «сверху вниз». Центральная плановая служба формирует совместно с руководством стратегический план, который доводится до нижестоящих руководителей различных отделений.

Стратегии и задачи каждого отделения формируются на уровне предприятия в целом и затем являются руководством к действию для всех руководителей и сотрудников. Подход характерен для однородного специализированного, однопродуктового производства. Подход «снизу вверх». Производственные планы формируются непосредственно в отделениях, а центральная плановая служба лишь сводит данные планы на уровне предприятия.

Поскольку схема действий зависти от того, под каким углом ее рассматривать, все обобщения и упрощения являются несколько произвольными. Описание изначально предполагает искажения, поэтому вопрос заключается в степени серьезности искажений по сравнению с чем-либо другим.

В любом случае, мы нуждаемся в обобщениях, хотя нам известно об их ограниченности. Основные допущения и ограничения касаются таких областей, как: определению проблемы; природе инвестиций; оценкам будущих затрат и выгод; дополнительным денежным потокам; важным данным учета; необратимым затратам; дисконтированию будущих денежных потоков. Рассмотрим основные принципы, которые применяются в бизнес-планировании. Принципы и концепции из экономической теории. Поскольку бизнес-планирование базируется на экономическом образе мышления, часто говорят, что экономический образ мышления предвзятый. Это означает, что не все наличные факты учитываются в равной мере — из широкого круга возможностей выхватываются лишь немногие, остальные отбрасываются.

Любое решение следует рассматривать и анализировать с позиций того лица, которое и будет его принимать — с учетом соответствующих возможностей, предпочтений и проч. Принцип альтернативной стоимости. Все издержки, связанные с решениями, являются альтернативными стоимостями, то есть ценностью тех альтернативных возможностей, от которых пришлось отказаться, выбирая тот или иной образ действий. Это очень важный принцип. Здесь содержится указание, какую ставку сравнения ставку дисконтирования выбрать — рентабельность, стоимость и т. Альтернативные стоимости — всегда дополнительные или предельные затраты, то есть те затраты, которые возникают в результате принимаемых решений; при этом реальные затраты — это альтернативные стоимости, то есть ценность утрачиваемых возможностей.

Настоящие затраты — это не доллары или рубли, а альтернативные возможности от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Экономическое мышление не признает никаких объективных стоимостей. Сами «вещи» не могут иметь стоимости, только действия связаны с отказом от возможностей, и поэтому только действиям свойственны издержки. Эти два подхода важны при составлении модели — проведении упрощений реальной ситуации. Из всего многообразия факторов и параметров следует выбрать именно те, которые меняются в случае следования тем или иным курсов и на которые мы еще можем повлиять Экономический анализ — предельный анализ так как решения принимаются на основе сопоставления дополнительных затрат и выгод; никакие другие факторы не играют роли в принятии решений. Основа для выяснения какое же решение лучше без лишнего усложнения модели — анализ приращений, а все что не меняется при принятии решения — не учитывается.

Принцип исключения из рассмотрения необратимых затрат sunk cost. Текущие решения не могут влиять на прошлые расходы, эти расходы являются необратимыми затратами и поэтому не имеют значения в процессе принятия решений это не затраты, так как они не связаны ни с какой возможностью выбора. Мы не можем повлиять на прошлые события — точка принятия решения «здесь и сейчас», поэтому их не рассматривают. Эффективность — оценочная категория она связана с отношением ценности результата к ценности затрат; экономическая эффективность — получать как можно больше из доступных ограниченных ресурсов. Точка зрения влияет не только на то, что включать или не включать в модель, какие возможные альтернативные способы действий рассматривать, но и на понятие эффективность. Один и тот же проект решение может быть эффективным и неэффективным например, эффективным с позиций проектоустроителя, но неэффективным с точки зрения инвестора — одна сторона получает достаточную компенсацию [доход], а другая — нет.

Это история, в которой крайне важно будущее. Лояльность покупателей и сотрудников, имидж, позиционирование нарабатываются годами, разрушить все достаточно просто, а вот вернуть обратно почти невозможно. Одно дело — операционное управление бизнеса, и совсем другое — построение стратегии и миссии бренда. Операционная деятельность стала сильно короче в связи с тем, что необходимо реагировать на внешние факторы, но долгосрочная стратегия компании и то, какими мы хотим быть в глазах наших сотрудников и покупателей, остаются на уровне миссии. И крайне важно, чтобы вся команда разделяла этот подход. У каждой компании здесь свои инструменты, и во многом они зависят от внутренних ценностей. В ДНК «Асконы» зашито постоянное развитие и движение вперед. Мы уверены, что нельзя останавливаться и ничего не делать, поэтому мы продолжаем запускать принципиально новые для себя проекты и инвестировать в новые направления.

Такой подход можно назвать диверсификацией каналов продаж и продуктовых категорий. Например, сейчас мы запускаем проект Askona Home. Это мебельный гипермаркет с большой зоной household и добавлением новых категорий мебели. То же самое происходит и с точки зрения вертикальной диверсификации: мы запускаем новые производства, которые в данный момент актуальны и повлияют на себестоимость и качество продукции, а еще снизят риски, которые появились с точки зрения поставок материалов. Вне зависимости от того, как развивается рынок, всегда есть вещи, которые оказываются полезными для компании, чтобы их воплотить в жизнь. Правильно сделанная диверсификация способна вдохнуть новую жизнь и дать новый виток развития компании, но с этим надо быть очень аккуратным, чтобы не уронить основной бизнес. Что делать с цепочками поставок Вариант в текущей ситуации один — высокая степень локализации товарных групп причем как сырьевых, так и готовой продукции и быстрый переход на других поставщиков. Другими словами, ваша база поставщиков должна быть собрана таким образом, чтобы можно было быстро изменять цепочки между странами и партнерами в зависимости от сложностей на разных логистических направлениях.

Тут крайне важны гибкость отдела закупок и профессионализм его сотрудников. Еще один вариант — создание собственного сырьевого подразделения. Но подходить к этому стоит очень аккуратно. Во-первых, нужно взвесить риски срыва поставок. Во-вторых, рассмотреть возможность смены поставщика без потери себестоимости и ухудшения качества. И только если оба эти пункта невозможны, ввязываться в производство собственного сырья. По сути, должны сойтись три показателя: контроль качества, контроль себестоимости и снижение риска по поставкам. Сырьевое производство, которое мы запускали в «Асконе», было экономически оправдано.

Но мы не готовы создавать такие фабрики по всем товарным категориям. Потому что уже есть поставщики, которые полностью устраивают нас по эффективности и себестоимости и с которыми нет смысла вступать в открытую конкуренцию. Если вы планируете расширять производство, то к этому тоже стоит подходить крайне взвешенно. Исходя из этого, строим новую фабрику, потому что в ближайшие два года спрос на эту продукцию не упадет. Как спланировать загрузку производства Мы можем сколько угодно говорить про сценарии, но производству и логистике в любом случае нужны цифры. В «Асконе» мы решили этот вопрос следующим образом: команда договаривается, как компания будет развиваться в ближайшие шесть месяцев, и директор Supply Chain готовит под это ресурсы. Если вопрос более точечный, то ежемесячно смотрим, как развивается ситуация и как реагирует спрос на наши действия. В зависимости от обстановки производство и логистика вынуждены оперативно выстраивать и менять свои операционные инструменты: набор персонала, увеличение площадей, дополнительные смены, склады и так далее.

Инвестиции в обновление производственного парка Один из главных приоритетов в «Асконе» — безопасность. И мы не можем жертвовать этим принципом ни при каких условиях. Поэтому если необходима замена оборудования, оно меняется. Если даже появляется небольшой риск, что с оборудованием может что-то случиться и это повлияет на здоровье людей, мы принимаем решение о его замене. Отслеживание новинок, безопасность и правильное выстраивание технологических цепочек, безусловно, может требовать инвестиций.

После этого составьте демографический портрет клиента: его пол, возраст, хобби, платёжеспособность и прочее. Поиск и изучение конкурентов.

Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик. Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города. А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях. Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы. Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании.

Шаг 2. Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3. Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса. Например, это: Выбор системы налогообложения. Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов.

Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников. Перечень прочих затрат. Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов. Численность персонала и размер оплаты труда. Анализ закупки сырья.

Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать. Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости.

Бизнес-план: как его написать?

Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме. Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать. Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели. Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные.

Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца. Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с похожими документами других компаний, которые можно использовать в качестве образца. Применяйте современные инструменты для анализа рынка и бизнес-среды. Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов, имеющих знания и опыт в этой сфере.

Список использованных источников Аскинадзи, В. Аскинадзи, В.

Афонин, И. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. Басовский, Л. Басовский, Е. Просмотров работы: 40.

Виды планирования: Стратегическое — совокупность программ стратегий , принятых руководством организации для достижения долгосрочных целей 5 лет. Его задача — достижение баланса реальных возможностей и ресурсов организации и желаемых результатов, а также оценка последствий достижения этих результатов. Стратегические планы обосновываются основными показателями развития организации. Тактическое — охватывает краткосрочный и долгосрочный периоды планирования 1,2,3 года , является предметом деятельности среднего звена управления организации. Задача — обосновать способы технологические достижения стратегических целей на основе внутренних возможностей организации. Дополнительные материалы по теме.

Первоочередная задача для компании — самоконтроль. Допустим, организация начинает работу в новой для себя сфере или смежной с основной деятельностью. Здесь важно просчитать перспективность проекта, обойти возможные риски.

Поэтому необходимо провести бизнес-планирование. Для оформления банковского займа. Некоторое время назад достаточно было технико-экономического обоснования, умещавшегося на паре страниц.

На основе данного документа кредитор предоставлял необходимую сумму. Могли приниматься в расчет и другие аспекты, например, личные контакты заемщика, наличие рекомендаций, объемы собственных средств, задействованных в производстве и прочее. В последнее время большинство кредиторов для оформления займа хотят видеть перед собой бизнес-план деятельности предприятия.

Для привлечения дополнительных инвестиций. Вкладчиками капитала в развитие предприятия могут быть частные лица или другие компании возможно, инвесторские фонды. Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете.

Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг.

На данный момент это практикуется лишь как дополнительный инструмент развития. Для заключения бизнес-тандема с зарубежным партнером. Инвесторы из других стран стараются осуществить капиталовложения в российские предприятия, но проявляют большую осторожность и проводят скрупулезную оценку деятельности потенциальных компаньонов.

Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки. Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки.

Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей. Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией.

Принципы и функции бизнес-планирования

Какой результат должен быть получен? В ходе бизнес-планирования нужно подготовить всю важную информацию и преподнести ее максимально емко и кратко, что поможет легче воспринять суть изложенного и все важные моменты. Вот несколько рекомендаций, придерживаясь которых удастся составить хороший бизнес-план. Рекомендации Используйте максимально конкретные формулировки, цифры, факты.

План должен получиться без воды и двусмысленностей. Составляйте документ по стандартной структуре. Избегайте утверждений в стиле «у продукта нет аналогов», «конкуренты отсутствуют», если у вас не уникальная разработка, которая действительно не имеет аналогов.

Приводите максимально точные расчеты. Не завышайте и не занижайте значения показателей, чтобы получить нужные результаты и сделать план привлекательнее. Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения.

Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме.

Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений.

Принцип точности — каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Принцип обязательности выполнения — принятый к исполнению план является обязательным для выполнения всеми сотрудниками компании. Система бюджетирования в бизнес-планировании Главным инструментом бизнес-планирования является сметное планирование. В рыночных условиях хозяйствования данный вид планирования рассматривается в качестве системы бюджетирования, то есть организационно-экономического комплекса системы управления организацией, который заключается в разработке бюджетов.

К целям составления бюджетов относятся: Выработка концепции ведения различных бюджетов; Планирование финансовой и хозяйственной деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период; Оптимизация издержек и прибыли компании; Согласование деятельности подразделений фирмы; Оценка и контроль работы руководителей; Определение потребности в финансовых ресурсах и оптимизация денежных потоков. Бюджеты могут быть следующих видов: Бюджет продаж, который показывает объемы продаж, цены и выручку для каждого вида продукции. Бюджет продаж находится в тесной связи с планом объема производства, его составление основано на исследовании спроса и предложения, степени конкуренции, масштабов маркетинговой кампании. Бюджет прямых материальных расходов. Бюджет расходов на заработную плату — разрабатывается отдельно для каждого подразделения предприятия. Бюджет накладных издержек — состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т.

Схема кликабельна План должен быть непрерывным — планировать лучше в равных периодах: месяц, квартал, год и т. Таким образом вы получите не только достижение показателей, но и грамотную аналитическую базу для дальнейших стратегий. План должен быть гибким. Сколь точным бы ни был прогноз, корректировки плана неизбежны. Если корректировки приводят к дополнительным сложностям или затратам, значит, планирование исходит из неправильных данных или выбрана не та стратегия. К тому же, компания находится во внешней среде, и нужно быть готовым к изменениям извне — например, изменению законодательства, уходу клиентов или поставщиков и т. План должен быть совместным и прозрачным. Вообще, существует три основных метода планирования. Ретроградный реактивный метод — план спускается сверху и не подлежит корректировкам и обсуждению. Его можно выполнить или не выполнить, но не изменить даже по объективным причинам.

Такие планы работают, в основном, на оборонных предприятиях и предприятиях с госзаказом, однако ничего не мешает так поступать руководителям малого и среднего бизнеса. Но, в отличие от завода, такой руководитель может столкнуться с потерей кадров или постоянным невыполнением плана ввиду его косности и оторванности от реальных возможностей. Прогрессивный метод — план составляется сперва по каждому менеджеру, затем согласуется и корректируется в подразделении и затем предлагается на утверждение руководству. Это хороший метод, работающий в ритейле, у провайдеров, в филиальных компаниях, но он чреват занижениями плана и KPI — поэтому руководитель должен владеть всей совокупностью реальной информации. Опять же, на помощь приходит CRM-система , в которой он может просматривать не только планы и факты, но и воронку продаж по каждому менеджеру, проводить АВС-анализ, а также видеть просроченные и выполненные досрочно задачи. Встречное планирование — общий стратегический план спускается сверху, детальный план по реализации стратегии поднимается снизу. Например, руководитель хочет продать за год 1000 моторных лодок, а маркетологи и продажники анализируют результаты прошлых периодов и с учётом сезонности разбивают его: в январе — 10, в феврале — 10, в апреле — 300, в мае — 300 и т. Пожалуй, это оптимальный метод, учитывающий интересы всех сторон. Вернёмся к совместности. Если вы не оборонный завод, то сотрудники обязательно должны быть допущены к обсуждению и составлению плана, потому что именно за ними стоит тактика, которая воплощает в жизнь стратегию и порой им видны факторы, уходящие из поля зрения руководителя.

Но при этом голословное «мы сдохнем, но не сделаем» и «ну вот тут обычно плохо идёт» не должны приниматься — только аналитическое обоснование всех цифр и сроков. В планировании тактика и стратегия должны соответствовать друг другу. Это стратегии. Тактика — это конкретные действия, которые должны быть нацелены на достижение каждой из этих целей. Приоритизация — важный момент в планировании всех уровней. Всегда есть задачи разной степени важности: и руководитель, и подчинённые должны уметь расставлять приоритеты и рассчитывать ресурсы исходя из сложности и важности этапа или показателя. Кстати, в RegionSoft CRM можно не только расставлять приоритеты по клиентам и задачам, но и проставлять веса коэффициентов KPI — таким образом, сотрудник получит сигнал о том, что сейчас стоит на первом месте, а не будет делать то, что у него быстрее и лучше получается. Автоматизация — помощник при планировании. Мы уже показали примеры автоматизации персонального планирования, рассказали, какие показатели можно для плана вытащить из CRM. На самом деле, планирование обслуживают практически все программы корпоративного сектора: системы мониторинга и ИТ-аудита помогают спланировать затраты на программное и аппаратное обеспечение ITAM— IT asset management , CRM-система — планировать продажи, закупки, работу с проектами, багтрекер — план работы разработчиков и тестировщиков, ERP-система — производство и т.

M — измеримый measurable — должна быть система оценки выполнения плана показатели, точки состояния системы, этапы работ. A — достижимый attainable — компания должна составлять план, исходя из ресурсов и готовности понести финансовые затраты. R— значимый relevant — план должен быть направлен на достижение стратегии, регулировать каждый этап продвижения к цели. T — соотносимый с конкретным сроком time-bounded — у плана должен быть период с датой начала и окончания, внутри которого будет в дальнейшем оцениваться факт. Вот так выглядит примерная схема работы с планом продаж в компании продавать нужно практически всем, но иногда продажи строятся без плана или план берётся с потолка. Схема кликабельна А что там со сроками? В каждой компании существуют свои сроки планирования, которые определяются продуктом, особенностями модели продаж и т. Но, как правило, они примерно вписываются в общепринятые отрезки времени. Стратегическое планирование — свыше 5 лет. Определяет перспективы развития компании.

Если говорить общеизвестным HR-штампом, то оно отвечает на вопрос «Какой вы видите свою компанию через 5 лет? Такой план определяет, куда стоит инвестировать, каких конкурентов превосходить, для кого работать, как будет двигаться рынок. Сегодня внешняя среда бизнеса настолько динамична, что такой план во многих сферах становится сродни гаданию на кофейной гуще, но тренды всё равно нужно уметь улавливать. И, конечно же, компания, у которой полная бюджетная дыра и денег достаточно только для оперативной работы, стратегическим планированием заниматься не должна вовсе — это просто воздушный замок и мечты о будущих миллиардах. Финансовое и стратегическое планирование прочно увязаны между собой: стратегия знает что и почему, а финансы — как и когда мы это сможем. Среднесрочное планирование — 3-5 лет.

Маркетинг и продажи стратегия проникновения бизнеса на рынок; стратегия развития, в том числе: внутреннее развитие — увеличение объемов бизнеса, численности персонала, развитие франшизы; горизонтальная интеграция — приобретение другой компании того же направления; вертикальная интеграция — расширение сфер деятельности за счет приобретения новых активов; сбытовая стратегия; PR-стратегия. Финансирование Этот раздел необходим, если инициатор проекта ищет финансирование для своего бизнеса.

Сюда включаются имеющиеся и потенциальные потребности в капитале, планы по использованию привлеченных средств и предполагаемые способы их возврата. Прогнозы В раздел включаются финансовые показатели компании за предыдущие годы, финансовые прогнозы в будущих периодах. Также для наглядности в раздел следует включить анализ финансовой информации с графическими приложениями и таблицами. Приложения Приложения в бизнес-плане нужны для его большей репрезентативности.

Как составить бизнес-план

Быстрое реагирование и адаптация планов — вот чему стоит учиться в первую очередь, если вы хотите продолжать мыслить стратегически. Непредсказуемая, изменчивая бизнес-среда — то, что досталось поколению современных предпринимателей. С этим нужно учиться работать. Шаг первый — мониторинг. Следите за последними тенденциями, изменениями на рынке, поведением конкурентов. Используйте данные и аналитику для прогнозирования возможных сценариев. Шаг второй — гибкость. Все вокруг говорят о гибкости в бизнес-среде, но о чём это?

Быть гибким в бизнесе Business Agility , значит применять современные методы менеджмента и построения организации, чтобы быстро и безболезненно сориентироваться в случае чего. Один из примеров адаптации к неожиданным ситуациям — реакция сервиса Airbnb на пандемию COVID-19, когда аэропорты массово закрылись и в связи с карантином люди перестали путешествовать и бронировать квартиры на Airbnb. Компания быстро переключилась в новый режим: долгосрочная аренда и предложения отпусков для жителей стран, где ограничения были не такими строгими. Airbnb также запустила новый продукт — виртуальные впечатления, и организовывала интерактивные события онлайн. Благодаря этому компания не только смогла пережить трудные времена, но и обрела новые возможности для расширения бизнеса. Другой пример — реакция на пандемию сервиса Zoom. Во время начала эпохи удалёнки спрос на видеоконференции взлетел до небес.

Чтобы удовлетворить потребности миллионов новых юзеров, компания быстро масштабировала свои операции и улучшила безопасность сервиса. Эти примеры показывают, что с помощью наблюдения, гибкости и быстрого принятия решений, даже в условиях неопределённости можно преуспеть. Как мы будем планировать в будущем: тенденции и прогнозы Давайте заглянем в будущее и посмотрим, какие тенденции в области планирования нас ожидают: Расширение использования AI и анализа big data. Ожидается, что использование AI и больших данных в планировании будет только расти. Что из этого следует? Более точные прогнозы и взвешенные решения — более разумное планирование. Возрастание тренда на дистанционную работу.

Всё больше компаний будут включать в свои планы удаленку или гибридный формат для сотрудников. Устойчивость и ответственность. Забота о сотрудниках, экологические проекты, благотворительность — ориентиры нового мира. Как учитывать эти тенденции в своем бизнесе: Обучение и развитие. Чтобы использовать AI и big data, важно иметь квалифицированный персонал, который может работать с этими технологиями. Планируйте тренинги и обучение для своей команды.

Мы можем начать снижать риски с самого первого дня. Наилучшим подтверждением плана, который будет работать, является не вымышленная история на бумаге о том, что может случиться, но фактическая история о том, что произошло, когда ваша идея встретила клиентов — понятие, также известное, как трекшн». Трекшн - это потенциал, с которым компания может монетизировать ценность своего продукта в глазах клиентов. Маурья пишет: «если вы войдете в любой офис потенциальных партнеров с хоккейной клюшкой, вы этим создадите интригующий образ. Они как минимум заинтересуются и захотят понять, в чем заключается ваша идея». То есть инвесторы и предприниматели заинтересованы именно в притяжении, a не в плане для притяжения. Бизнес-план против бизнес-планирования Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Но и в этом, констатирует эксперт, не слишком много смысла. Попытка построить бизнес без какого-либо планирования сродни строительству дома без чертежа. Дом в сравнении с бизнесом является менее сложной и неопределенной конструкцией. Вот как я различаю бизнес-план и планирование бизнеса. И я большой сторонник последнего», - говорит Эш Маурья. Кроме того, он рассказывает, что главная проблема, с которой приходится сталкиваться в связи с бизнес-планами — это не содержание, a формат.

Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентами Скачать бесплатно Долгосрочное бизнес-планирование должно являться неотъемлемой частью деятельности любой средней или крупной компании, промышленного предприятия. Подобный подход позволяет прогнозировать будущий уровень доходов организации и избегать ненужных рисков. К сожалению, в России практика составления стратегических бизнес-планов пока не так популярна, как на Западе. Для грамотного бизнес-планирования необходима предварительная информационная подготовка, а также выбор подходящей методологии. Из нашего материала вы узнаете о наиболее важных моментах процесса. Выгоды бизнес-планирования Предпринимательская деятельность — сложная совокупность различных бизнес-процессов, для осуществления которой необходим план на ближайший период развития предприятия и на перспективу. Бизнес-план — это документ, отражающий исходное состояние рынка, положение на нем компании, ее место по отношению к конкурентам, а также основные направления развития бизнеса и цели, которые должны быть достигнуты в процессе его деятельности. В ходе планирования закладываются потребности компании в материальных, финансовых, интеллектуальных и трудовых ресурсах, определяются источники их формирования, предусматриваются возможности максимально эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения бизнес-целей. Российские предприятия регулярно отчитываются перед контролирующими органами, представляя квартальные и годовые финансовые сводки в Министерство финансов, статистические данные — в Госкомстат и т. Требований по обязательному контролю бизнес-планирования организаций не существует, поэтому насущную необходимость составления таких документов многие руководители осознают только после выявления просчетов и ошибок в деятельности предприятия, выявленных по результатам квартального баланса. Попытки исправить ситуацию путем принятия срочных мер не всегда дают ожидаемые результаты, поскольку являются интуитивной реакцией на сложившуюся негативную ситуацию. Такие спонтанные действия изначально проигрывают с точки зрения эффективности шагам, заложенным в бизнес-плане. Управленец, вынужденный постоянно принимать решения без опоры на стратегический документ развития компании, занимает менее выгодную позицию по сравнению с конкурентами, придерживающимися четкого плана с заранее предусмотренными действиями в критических ситуациях. Другими словами, если предприятие намерено прочно обосноваться на рынке, собирается составлять серьезную конкуренцию другим игрокам и ставит перед собой долгосрочные цели, ему не обойтись без процедуры бизнес-планирования. Работа над стратегическим документом компании закладывает основу для будущего развития, позволяет сформулировать перспективные направления деятельности организации, предусмотреть вероятные источники привлечения инвестиций.

Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: 1 заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого — реализация проекта и получение дохода; 2 инвестора, интерес которого — возврат вложенных средств и получение дивидендов; 3 потребителей, использующих продукцию, интерес которых — удовлетворение потребностей в товарах; 4 органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых — удовлетворение общественных потребностей. В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах бизнес-единицах. В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно. Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально. Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 — 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: 1 в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них — ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации; 2 стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени.

Принципы подготовки профессионального бизнес-плана

Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством. Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. 0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий