По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей РФ», последователями буддизма являются 0,5% россиян. история, численность последователей и основные учения религии Буддийские храмы и монастыри В России существует множество буддийских храмов и монастырей, расположенных на территории различных регионов. Последователи дзен-буддизма, с которым массовое сознание в основном ассоциирует японскую культуру, действительно составляют значительный процент от общего числа последователей японского буддизма. Что касается Буддизма, то количество его приверженцев практически останется тем же.
Количество верующих в мире
- Количество последователей буддизма в мире: статистика и показатели
- Буддизм в современном мире
- Все материалы
- Количество последователей буддизма в мире
- Религии мира: численность верующих
- Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире
Какие 5 религий самые крупные
Это так называемые буддисты и Кришнаиты. В этой статье я упомяну различные религии мира, у которых больше всего последователей, и объясню их происхождение, принципы и священные книги. Список 8 религий с наибольшим количеством последователей в мире. Христианство - религия с наибольшим количеством последователей в мире.
Христианство, ведущая мировая религия, основанная на учении Иисуса Христа, считается самой многочисленной с верой, имеющей последователей во всех странах мира. Христианские конфессии варьируются от католической, православной до протестантской и других, и каждая из них придерживается своих верований и практик, однако основными принципами являются вера в Иисуса Христа как Спасителя и Духа Святого. Ислам, последняя из абрахамических религий, основанная пророком Мухаммадом, утверждает, что мусульмане находятся под единственным Богом — Аллахом. Мусульманская община разделена на две основные группы — сунни и шииты, и каждая из них имеет свои особенности и традиции, однако все мусульмане стремятся следовать Корану и примеру пророка Мухаммада мир ему в своих жизнях. Верите ли вы в судьбу?
Да, конечноНет, не верю Таким образом, хотя все три религии — Буддизм, Христианство и Ислам — имеют миллионы последователей и значительное влияние на мировую культуру, количество их последователей значительно различается. В любом случае, эти религии предлагают людям наставления и советы по решению жизненных проблем, основанные на учении и практиках своих основателей и священных текстов. Независимо от того, каким путем мы идем, важно иметь уважение к вере и учениям других людей, чтобы достичь взаимопонимания и мира в нашем разнообразном мире. Он был основан в VI веке до нашей эры принцем Сиддхартхой Гаутамой, который стал Буддой, достигнув просветления. В Буддизме стремятся избавиться от страданий, достигнув нирваны. Христианство — это религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа. Она имеет мировое распространение и включает множество конфессий и вероучений. По данным Pew Research Center, на 2024 год количество христиан составляло около 2.
Христианство распространено во многих странах, но особенно в Европе и Америке.
Их имена широко известны и почитаемы в обществе. Крупнейшие секты имеют свои университеты, предлагающие программы по буддизму вообще и учениям определенных сект. Почти во всех сектах буддийским священникам разрешено жениться и есть мясо. Большинство храмов являются семейными, то есть управляются священником и его семьей. В таких храмах семьи проживают внутри храмовой ограды. Сыновья часто наследуют священнический сан от отца. Таким образом, в своем большинстве храмы в Японии являются наследственными. Структура общины В каждом храме есть данка прихожане или милостынедатели.
Если умирает кто-то из членов общины, то семья обращается за проведением похоронных ритуалов в тот храм, к которому она прикреплена исторически. Традиционно семьи организуют поминальные ритуалы в храмах на 49-й день, через год, три года и семь лет после кончины члена семьи. Таким образом, данка это семья, которая сохраняет связь с определенным храмом на протяжении поколений. Обычно один храм связан с тремя сотнями данка. Если у храма недостаточное количество данка, то священники вынуждены подрабатывать на стороне, как правило, учителями. В больших городах некоторые храмы сдают территорию, относящуюся к храму, под места для автомобильных парковок, а неиспользующиеся здания — для коммерческой аренды. Похоронные обряды — это то, что главным образом связывает храм с данка. Кроме того, люди посещают храмы для проведения обрядов жертвоприношений и молитв. Некоторые храмы функционируют исключительно с этой целью.
Кладбища и домашние алтари Большинство кладбищ расположено на храмовых землях.
Наш обычный ум, который цепляется за какие-то ментальные конструкции, не может постигнуть истину. Он не может выйти за пределы самого себя.
Он только мешает… Таким образом, задачей учителя является приведение ученика в такое состояние, в котором он полностью перестанет полагаться на какие-либо умственные выводы и свой прошлый опыт, отбросит все накопленные знания, которые лишь «замутняют» истинное видение вещей, и станет размышлять совершенно спонтанно, как размышляет только что родившийся младенец. Однако это вовсе не означает, что дзэнские мастера наивны и неразумны, как дети. Познаниям этих людей и живости их ума можно только позавидовать.
А уж быстроте их реакции и мгновенности выводов нет равных. Хотя со стороны некоторые их поступки и реакции могут казаться неадекватными. По крайней мере, с первого взгляда.
Иногда ученика приходится довольно долго «изводить», запутывать, сбивать с толку, прежде чем он откажется от попыток построить какие-то логические схемы, понять происходящее разумом, а не просто спонтанно реагировать на происходящее. Некоторые ищут логику там, где её нет, совершенно не понимая суть дзэна. С такими учениками мастеру приходится либо возится очень долго и тщательно, либо отказаться от попыток к обучению.
Однако прогресс в дзэне всегда внезапный, и зачастую он проявляется тогда, когда никаких подвижек от ученика уже никто не ждёт. Дзэнская тренировка включает в себя две важнейшие практики: дза-дзэн, или сидячую медитацию, и размышление над коанами. С коанами мы немного познакомились ранее.
Однако для успешной медитации могут использоваться не только записанные, «канонические» коаны, но и истории из жизни учителя, какие-то двусмысленные фразы, неоднозначные ситуации. Дзэнские учителя — настоящие режиссёры: в процессе обучения они могут моделировать самые различные положения, выпутываться из которых ученику приходится, мобилизируя все свои умственные и моральные силы. Особенно ярко это видно на примере «дзэнских» боевых искусств.
Однако и в «небоевых» школах дзэна экстремальные ситуации, где от ученика требуется в короткий промежуток времени принять ответственное решение, нередки. Дзэн чрезвычайно популярен. Дзэнские наставники проповедовали чуть ли не на площадях, собирали огромные аудитории и, естественно, деньги.
В Европу и Америке впервые в истории строились дзэнские буддийские храмы. Издавалась многочисленная литература, дзэнские психотехники и его философию изучали на государственном уровне в научных университетах. А виновником такой популярности дзэна на Западе был японский буддолог, долгое время преподававший в университетах Европы и США в том числе в таких престижнейших заведениях, как Колумбийский и Гарвардский университеты , Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.
Когда-то Судзуки сам был послушником в дзэнской школе Риндзай-сю. Однако интересы этого разностороннего человека не ограничивались одним лишь дзэн-буддизмом. Он написал множество работ по проблемным вопросам буддизма махаяны, чрезвычайно интересовался возможностями адаптации восточной культуры к западным реалиям.
Однако знаменитым он стал благодаря пропаганде дзэна. Являясь признанным мастером, носителем традиции, и в то же время чрезвычайно образованным человеком он имел филологическое образование , Судзуки смог донести до западного автора непростую суть дзэнского учения. Дзэн в изложении профессора стал близок и понятен западному читателю, и оказался довольно привлекательным учением для стран, где духовные традиции были либо утрачены, как в Европе, либо ещё не сложились, как в США.
Дзэн начал активно проникать в западную культуру. Его положения стали использовать в психологии, философии, литературе, музыке и живописи. Эти люди использовали в своём творчестве дзэн.
Дзэн виден и в их произведениях, написанных по наитию, в состоянии творческого озарения. Вы изучали философию Альберта Швейцера? Эта философия питается дзэном.
В их психологических построениях ясно звучат дзэнские мотивы. На сегодняшний день дзэн не является самой популярной буддийской школой. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов.
Однако дзэн сегодня сохраняет достаточно прочные позиции как на своей исконной территории, то есть в Китае, Японии, Корее, так и на Западе. Цифры говорят сами за себя: только приверженцев школы Сото-сю насчитывается около 7 миллионов человек. Школа Риндзай-сю, к которой принадлежал Судзуки, собирает под своими знамёнами не менее 3 миллионов человек.
Дзэн живёт и развивается. Теперь, когда бум дзэна прошёл, настало время серьёзно и основательно изучить все аспекты этого явления. Что и делается сегодня психологами, учёными, философами и медиками.
Издаётся серьёзные исследования, появилась практическая литература, есть выбор. Сегодня с уверенностью можно сказать, что дзэн является для западной культуры чрезвычайно ценным приобретением. Теперь, когда он прошёл школу аскетизма и созерцания, когда он получил знания из уст известнейших учителей, Сиддхартха понял, что идти ему больше не к кому.
То, что предложил ему Арата, что могли дать ему Алара и Уддаха, его не устраивало. Не такое спасение искал наследник Шакья. Не таким видел освобождение от страданий.
Но иного знания ему никто не мог дать. Оставалось одно: искать это знание самому. Благо инструменты для этого у него были: тело, закалённое в аскезе Аратой, и сильный, незамутнённый дух, познавший свою мощь в общине созерцателей.
Были у него и первые ученики. Это были послушники, которые покинули общину созерцателей после того, как Сиддхартха заявил о своём уходе. Что же — он постиг учение аскетов и созерцателей.
Отчего же он не может иметь учеников? Однако даже наличие учеников не снимало болезненного вопроса6 что же делать дальше? Практиковаться в созерцании?
Дойти до пределов возможного в аскетизме? Ведь сам-то он знал, что не достиг того, о чём мечтал. Как же он сможет учить других?
Над этим стоило поразмышлять. И Сиддхартха опустился в Падмасану, называемую великой позой Лотоса, и погрузился в глубокую медитацию. Незаметно прошёл день.
Ученики Сиддхартхи поглядывали на неподвижно сидящую фигуру учителя с некоторой тревогой. Сами они никогда не медитировали так долго, ибо даже физически высидеть в одной позе полный день было нелегко. Наконец Каундинья, как старший ученик, решился подойти ближе.
Он наклонился над лицом учителя… — Он не дышит! Учитель умер! Эта новость, как гром среди ясного неба, поразила остальных.
Все пятеро собрались у дерева, где всё тек же, в полной неподвижности, темнела фигура учителя. Мертвый бы упал. Да и руки не холодные… — рассуждал Асваджит.
А руки тёплые от жары. А у тебя похолодели от холода, — объяснил рассудительный Вашпа. А теперь вот в первый день потеряли учителя… — расстроился Бхадрика.
Глаза Гаутамы медленно раскрылись. Он словно выплывал из глубокого сна, с трудом распознавая в темноте лица своих учеников. Вы живы!
Среди учеников пронёсся радостный ропот. Ученики дружно кинулись помогать учителю. Некоторое время Гаутама разминал ноги, опираясь на плечи своих учеников.
Недостаточно ещё мы приложили усилий, чтобы постигнуть истинное знание. Нынче же даю обет, что не сойти мне с этого места, если не постигну я истину. И пусть кожа моя истлеет и мясо иссохнет, но я добьюсь этой цели!
С этого времени для учеников наступили тяжёлые времена. Такой отчаянной аскезы они давно не встречали. Их учитель сутками сидел в неподвижности, никогда не прятался ни от солнца, ни от дождя.
Москиты кусали его, слепни и мошки докучали несносно, однако он как будто и не замечал их. Он почти ничего не ел: девушки из ближней деревни, приносящие ему фрукты. Были спасением для учеников, но не для учителя, ибо он брал лишь несколько зёрен риса или проса.
От такой пищи помер бы и воробей. Но Гаутама жил, ибо сильным было его тело, но ещё сильнее — дух. Через годы аскезы тело его стало напоминать скелет, обтянутый кожей.
Он напоминал глубокого старика, или даже древнюю высохшую мумию. И только глаза его, горящие, решительные, напоминали о том, что это сидит живой человек, а не статуя из сожжённого огнём дерева. Ученики были в нерешительности.
С одной стороны, их снедала гордость за своего учителя: далеко не каждый великий аскет смог бы практиковать такое самоотречение. С другой стороны, их учителя всё чаще называли сумасшедшим, поговаривали о том, что усиленная аскеза помутила его разум. И это пугало.
Часто пастухи в открытую говорили им: уходите, он погубил себя и погубит вас. Разве вы не видите, что рассудок его помутился от горячих лучей солнца? Ведь он даже не закрывает своей головы.
Хмурые дровосеки, проходя неподалёку, только посмеивались. Но хуже всего были малые дети: боясь, что ученики погоняться за ними, они останавливались на безопасном расстоянии, называли их учителя всякими обидными именами и бросали в его комьями грязи. Казалось, он этого не замечал.
Первое время детей прогоняли все вместе. Затем Каундинья перестал гоняться вместе со всеми, пользуясь правом старшего. Вскоре лишь Бхадрика поднимался, чтобы защитить учителя.
Но и его порывы с каждым разом становились всё более вялыми. Жизнь учеников Сиддхартхи была однообразна. Некоторое время они пытались подражать учителю, но вынести подобную аскезу оказались не в состоянии.
Теперь они лишь терпеливо ждали заката солнца. Только поздним вечером их учитель как бы приходил в себя, пробуждался от долгой медитации. Они жадно ждали его слов.
Может быть, на этот раз что-то изменится. Может быть, он, наконец, постиг истину. Однако дни проходили за днями, недели за неделями, а знание Сиддхартхе никак не давалось.
С каждым вечером он становился всё замкнутее, всё молчаливее. Вскоре он перестал говорить вовсе. Лишь иногда на вопросительные взгляды учеников отвечал отрицательным кивком головы.
Буддизм по странам - Buddhism by country
Число последователей буддизма | Общее число последователей этой мировой религии равняется 14,6 млн. чел. |
Религии мира: численность верующих | Содержание: Сколько буддистов в мире Места проживания Как подсчитывается количество буддистов Российский буддизм Буддизм в западных странах Заключение. |
Буддизм — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | Количество последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России Количество последователей этих религий в России постоянно изменяется и зависит от различных факторов, таких, как демографические изменения. |
Буддизм в жизни современных японцев: 7 показательных фактов | Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика. |
Численность последователей основных религий — Википедия с видео // WIKI 2 | Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика. |
Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей
Тогда как количество христиан не изменится, составив 31,4%, или 2,9 млрд человек, а число мусульман вырастет с 23,2 до 29,7%, до 2,8 млрд человек. Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Мусульманина. Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Он учит своих последователей обретать просветление и достичь высшего состояния сознания.
Общее количество последователей
- Самые распространенные религии мира по числу верующих
- Численность исповедующих буддизм в России в 2023 году: актуальная статистика
- Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
- Общее количество последователей
- Количество последователей буддизма мирового масштаба и его значимость в современном обществе
Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей
В этой части мы поговорим о буддизме в современном мире. Значительное количество буддистов проживает в Непале. Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика. Это лишь несколько стран, где Католическая церковь имеет крупное количество последователей. Четвертая по распространенности религия — буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей во всем мире и более 250 миллионов только в Китае.
Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
Люди в буддийском храме. Буддизм про гомо. Буддист Мем. Buddhism on homosexuality. Мем буддисты Respawn in. Буддизм народы России исповедующие буддизм. Религии мира численность верующих. Статистика буддистов в России. Буддизм в мире. Буддийская община.
Численность буддистов в мире. Первые общины буддистов. Основные положения учения христианство Ислам буддизм. Буддизм христианство Ислам таблица. Мировые религии основы вероучения Православие. Кол-во приверженцев буддизма. Количество сторонников буддизма. Диаграмма религий мира. Религиозный состав мира диаграмма.
Процентное соотношение религий в мире. Религиозный состав населения. Перечислите основные мировые религии. Мировые религии таблица буддизм христианство Ислам таблица. Самая древняя религия в мире буддизм христианство Ислам. Прическа буддистов. Монахи Махаяны. Буддийский монах левитирующий. Буддизм Таиланд монахи.
Религии мира. Основные религии мира. Основные конфессии в мире. Наиболее влиятельные религии мира. Как буддизм относится к женщине. От что относится к буддизму. Отличие буддизма от других религий. Отличие буддизма от других Мировых религий. Самая древняя религия.
Приверженцами буддизма являются:. Карта распространения протестантизма в мире. Религиозные центры христианства в мире. Религиозный состав Австралии. Диаграмма религий. Христианские конфессии диаграмма. Религиозные конфессии России диаграмма. Религиозная структура населения. Самые крупные религии мира.
Религии мира статистика. Самая большая религия в мире по численности. Сиддхартха Гаутама Будда презе. Биография Будды кратко. Буддизм презентация. Презентация на тему буддизм.
Махаяна, также практикуемая в более широкой Восточной Азии , придерживается более половины буддистов мира. Вторая по величине группа буддийских школ - Тхеравада , которой в основном следуют в Юго-Восточная Азия. Третья по величине группа школ Ваджраяна , в основном используется в Тибете , Гималайском регионе , Монголии и некоторых частях России.
Ежедневная религиозная практика может включать поднесение на алтарь риса, воды или саке вместе с произнесением молитв. Люди молятся Будде за успокоение душ своих предков, а также обращают свои молитвы и к самим предкам, прося у них защиты для своей семьи. В реальности культ предков не является буддийским и восходит к добуддийским культам или к конфуцианской морали. Буддизм и синто Современные японцы обращаются к религии для защиты себя и своих семей от зла и привлечения удачи в свою жизнь. Для этой цели они посещают как синтоистские, так и буддийские храмы. При этом далеко не все усматривают разницу между этими религиями. Японцы привыкли, что синтоизм и буддизм сосуществуют в их культуре много столетий, и в массовом сознании они сливаются в единую национальную религию Японии. Тем не менее, большинство японцев посещают именно синтоистские храмы для проведения обрядов, связанных с рождением ребенка. Обряды защиты здоровья детей проводятся по синтоистскому обычаю в возрасте 3, 5 и 7 лет. Кроме того, как правило, синтоистские священники проводят обряды освящения земли под строительство. Как уже отмечалось, японцы неизменно обращаются в буддийские храмы за проведением похоронных и поминальных обрядов. Очевидно четкое правило: обряды жизни, здоровья и роста находятся в сфере компетенции синтоизма, а смерти и посмертного существования — буддизма. Сюда же можно отнести и гадание. Японцы к нему очень неравнодушны. Гадателей можно найти в маленьких лавочках или прямо на уличных мостовых. За предсказаниями гадатели часто обращаются к буддам и бодхисаттвам. Буддизм как культурная основа И буддизм, и синтоизм исповедуются японцами в основном в форме обрядовой системы. Помимо своего религиозного значения, эти религии до сих пор являются источником культурного вдохновения, а также несут в себе огромное культурное наследие.
Христиане маргинального толка. Примерная численность — 33 млн. Объединяют мормонов, свидетелей Иеговы и другие никак не связанные христианские верования. Христиане формируют большую часть населения сразу нескольких частей мира — Европы, обеих Америк и Океании. Ислам Принято делить ислам на три основных религиозных течения — суннитов, шиитов и схизматиков. Но такая классификация очень условна и не учитывает большое количество ответвлений и разновидностей мусульманства. Тем не менее, имеет смысл привести статистические данные в соответствии с общепринятым делением: Сунниты. Примерная численность — 1,3 млрд. Примерная численность — 221,5 млн. Примерная численность — 20,1 млн. Больше всего мусульман проживает в Азии — 913 млн.
Рейтинг самых правильных и многочисленных по распространению в мире религий
Общее число последователей этой мировой религии равняется 14,6 млн. чел. история, численность последователей и основные учения религии Буддийские храмы и монастыри В России существует множество буддийских храмов и монастырей, расположенных на территории различных регионов. Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика. Буддизм является одним из крупнейших религиозных течений в мире и имеет значительное количество последователей. Последователи дзен-буддизма, с которым массовое сознание в основном ассоциирует японскую культуру, действительно составляют значительный процент от общего числа последователей японского буддизма. Содержание: Сколько буддистов в мире Места проживания Как подсчитывается количество буддистов Российский буддизм Буддизм в западных странах Заключение.
Буддизм сегодня
Азиатская община бахаи насчитывает 3 млн последователей, африканская — 1,7 млн. На остальных континентах численность бахаистов составляет примерно 3 млн. Соответственно, по числу иудеев среди частей света лидируют Азия 5,97 млн и Северная Америка 5,67 млн. Немало иудеев в Европе — 1,9 млн. В Латинской Америке иудаизм исповедуют 907 тыс. Большинство сикхов проживают в Индии 22,9 млн ; в остальных азиатских странах насчитывается 400 тыс. Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке 680 тыс.
Азиатская община бахаи насчитывает 3 млн последователей, африканская — 1,7 млн. На остальных континентах численность бахаистов составляет примерно 3 млн. Соответственно, по числу иудеев среди частей света лидируют Азия 5,97 млн и Северная Америка 5,67 млн. Немало иудеев в Европе — 1,9 млн. В Латинской Америке иудаизм исповедуют 907 тыс. Большинство сикхов проживают в Индии 22,9 млн ; в остальных азиатских странах насчитывается 400 тыс. Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке 680 тыс.
Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь. Остальные ответы Наск пиши 3 менсто в мире...
Начальный этап становления буддийской мысли приходится на эпоху Нара 710—794 — время деятельности 6 школ, представлявшей собой схоластическое изучение буддизма, ограниченное монастырскими стенами и имевшее лишь небольшой круг последователей среди аристократии. Первой буддийской школой, проникшей в Японию, была санрон-сю её прообраз — кит. Школа хоссо-сю кит. Школа куся-сю кит. Школа дзёдзицу-сю появилась в 673 г. В школе риссю-сю кит. Учение школы кэгон-сю кит. В период Хэйан 794—1185 наибольшее влияние приобрели две новые для Японии китайские махаянистские школы, не имевшие индийских аналогов, — тэндай-сю кит. Первый патриарх школы тэндай Сайтё 767—822 опирался на «Лотосовую сутру». Кукай Кобо Дайси был основателем школы сингон, которая наряду со школой таймицу, ответвлением тэндай, представляла собой трансформированный японский вариант тантрического буддизма ваджраяны , имевший статус «тайного» учения япон. В отличие от большинства индийских и китайских школ, популярных в период Нара, Сингон и Тэндай проповедовали возможность мгновенного достижения состояния Будды япон. В их учениях был сформулирован важный для японского буддизма в целом принцип хонгаку — «изначальной просветлённости». В его основе лежала концепция «лона Истинно сущего» санскр. Кукай и Сайтё понимают хонгаку в духе полного тождества «истинного бытия» феноменальному миру, а не просто как потенцию, скрытую в нём. Даже не вступивший на путь бодхисаттвы человек изначально является Буддой. Поэтому все формы повседневного поведения, включая заблуждения, могут считаться проявлениями изначального просветления. Учения кэгон, тэндай, а затем дзен и нитирэн подчёркивали существование «природы Будды» даже в неодушевлённых предметах — травах, деревьях, горах и реках. Сайтё, создавшему доктрину охраны и защиты нации, принадлежит идея спасения «земли страны», т. Школа сингон также включала государство в число объектов спасения и разрабатывала соответствующие ритуалы. Политизация буддизма стала одной из характерных черт школ тэндай и сингон, отличавших их от китайских прототипов. Наряду с доктриной «изначальной просветлённости» в конце периода Хэйан возникла важная для японского буддизма теория «хондзи суйдзяку» буквально — след основного места пребывания , в соответствии с которой национальные синтоистские божества ками суть воплощения единого вечного Будды. На этой основе в 13—15 вв. Период Камакура 1192—1333 , считающийся эпохой расцвета японского буддизма, отмечен появлением наиболее оригинальных учений, несводимых к их континентальным аналогам. Буддийские школы этого периода принято называть «реформаторскими», поскольку на смену традиционным пришли более упрощённые формы религиозной практики. Если буддизм эпох Нара и Хэйан был достоянием элиты, то к концу 12 в. Ярким представителем буддизма нового типа является Нитирэн — основатель хоккэ-сю «школы Цветка дхармы» , с 1860-х гг. Взяв за основу догматику школы тэндай, Нитирэн, вслед за Сайтё, построил модель теократического буддийского государства на основе отождествления религиозной и политической жизни: человек и государство рассматривались как взаимосвязанные объекты спасения. Широкое распространение в период Камакура приобрели школы амидаизма — юдзу-нэмбуцу, основанная Рёнином 1073—1132 , дзёдо-сю , основанная Хонэном , дзёдо-синсю, основанная учеником Хонэна — Синраном 1173—1263 , и дзи-сю, основателем которой является Иппэн 1239—1289. Они выдвинули на первый план учение о спасении при помощи «внешней силы» япон. Возникновение дзен кит. Патриархом другого направления дзен — школы сото кит. Дзен, опиравшийся на учение о «внезапном просветлении», отводил первостепенное место медитативной практике обретения в себе «природы Будды», для чего разрабатывались различные методы размышления над парадоксальными текстами — коанами — в школе риндзай, «неподвижное сидение и безмолвное озарение» в школе сото и т. На протяжении 13—15 вв. В конце 16 в. В эпоху Токугава 1603—1867 , с ростом влияния идей неоконфуцианства , в недрах буддийских школ шёл активный процесс переосмысления философских концепций. В этот период многие проповедники Дзен начали отказываться от китайского языка и использовать в своих сочинениях и проповедях японский язык. Одновременно в японском буддизме усилились тенденции к синкретизму, проявившиеся во всё более частом обращении к конфуцианству и синтоизму. После Реставрации Мэйдзи в 1868 г. В 1872 г. Стремясь сохранить свое влияние, буддисты активно поддерживали власть и провозглашали ее сакральный статус. Так, богиня Аматэрасу мифическая прародительница японских императоров объявлялась воплощением абсолютного Будды. С введением западной философии в японские университетские программы появились интеллектуалы, предложившие переосмысление японских религиозно-философских традиций в категориях европейской философской мысли. Среди них известный популяризатор дзен-буддизма на Западе Судзуки Дайсэцу 1870—1966. Миссионерская деятельность японских проповедников за рубежом, прежде всего в США и Западной Европе активизировалась после 2-й мировой войны, а в самой в Японии буддизм переживал упадок. После отделения религии от государства Конституция 1947 для буддийских школ стала обязательной регистрация юридического лица с 1951 и членство во Всеяпонской буддийской федерации Дзэннихон буккё кай, с 1957. Вместе с тем в 1950—1960-е гг. В этих организациях т. Большая часть таких организаций восходят к школе нитирэн и опираются на текст «Лотосовой сутры». В меньшей степени необуддийские организации апеллируют к школам тэндай, сингон, дзёдо. Также в Японии распространена научно-просветительская деятельность сообществ буддистов-мирян. В последние десятилетия традиционные буддийские школы также занимаются изучением и популяризацией японского буддийского наследия, созданы специальные исследовательские институты отдельных школ. Важной задачей таких учреждений является актуализация буддийского наследия для осмысления проблем прав человека, пацифизма, окружающей среды, биоэтики и др. В начале 21 в. Однако отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. По данным Статистического ежегодника Японии за 2022 г. Эти данные в целом соответствуют результатам опроса 2018 г. Карелова Любовь Борисовна Буддизм в Тибете Буддизм в Тибете представляет собой синтез махаяны, ваджраяны и религии бон. В области философии тибетские мыслители создавали сложные схоластические доктрины, опиравшиеся в основном на мадхъямаку , идеи йогачары и учение о «лоне Истинно сущего» татхагата-гарбха. Институт диспута, созданный в индийских монастырях и перенесённый на тибетскую почву, не имел аналогов в других буддийских традициях. В области религиозной практики развивались эзотерические техники достижения «просветления» в этой жизни дзогчен. Для тибетских царей 7—8 вв. После открытия первого буддийского монастыря Самье 775—779 и объявления буддизма государственной религией царём Тисонг Дэцэном в течение нескольких веков господствовала школа ваджраяны ньингма , созданная Падмасамбхавой. Монастырский буддизм дополнялся в ней деятельностью сиддхов — мастеров тантрической йоги и магии. В результате успешного миссионерства Атиши в 1042—1054 гг. Огромную роль в сохранении буддийского письменного наследия в Тибете сыграл Будон Ринчендуб 1290—1364 — составитель и редактор тибетских канонических собраний Кангьюр в монгольском произношении — Ганджур; 108 томов энциклопедического формата и Тенгьюр в монгольском произношении — Данджур; 225 томов , автор многочисленных трудов свыше 200 , переводчик. При составлении канона он не включил в него тантры ньингмы, сомневаясь в их подлинности. С тех пор канон ньингмы отличается и превосходит по объёму Кангьюр и Тенгьюр. Они попеременно главенствовали в духовной жизни Тибета, имея собственные «вотчины» в виде монастырей и тибетских родов, содержавших их. Кагью тибет. Другие учители по линии духовной преемственности 11 — середина 12 вв. Позднее пхагмо дру распалась на 8 «младших» ветвей, из которых сохраняют традицию духовной преемственности дрикунг, таклунг и друкпа. Гампопа положил начало монастырской кагью, поскольку до него были лишь группы странствующих мастеров йоги. Карма-кагью, основанная Дусумом Кхьенпо 1110—1193 , известна как линия духовной преемственности кармапа [«Чёрных корон шапок »] с 1179 и линия духовного родства шамарпа [«Красных корон шапок »] с 13 в. Кармапа — титул главы школы — избирался как земное воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары тибет. Институт возрождающихся духовных учителей тулку сформировался именно в карма-кагью в 14 в. Этот институт заимствовали и другте школы тибетского буддизма например, аналогичные процедуры применялись по поиску и избранию далай-ламы в школе гелук. Шамарпа — высший духовный иерарх школы, воплощение будды Амитабхи, аналог панчен-ламы в школе гелук. Обе линии воплощений сохраняют преемственность до настоящего времени. В отличие от аскетичного образа жизни первых учителей, представители карма-кагью активно участвовали в политической жизни Тибета и боролись за власть в стране с сакьей и гелук. Ученик Гампопы — Пхагмо Друпа 1110—1170 — образовал подшколу пхагдруп, в которой делался упор на йогическую эзотерическую практику достижения «внутреннего жара в теле» туммо , а его ученик Линчен Рэпа Бема Дордже 1128—1188, его называли также Гьялва Лингрепа , построивший в 1180 г. Основоположником традиции шангпа-кагью, действующей и ныне, считается тибетский йогический мастер Кхьюнгпо Налчжор 1002—1064; по другим данным, родился в 990 и прожил 150 лет , ученик Нигумы сестры Наропы и ученицы Тилопы , передавшей ему йогический опыт созерцания «иллюзорного тела» и других практик Тилопы. Он построил ряд монастырей, где в течение 30 лет распространял учения Нигумы и Тилопы. Его ученики образовали несколько ветвей школы кагью. Сакья тибет.