Новости посол ссср в германии в 1941

Как сложились судьбы послов Германии и СССР после начала войны в 1941 году? Послом СССР в Германии был Владимир Деканозов, а германским послом в СССР был Вернер фон Шуленберг.

Советская дипломатия в годы войны

В центре внимания находился советский посол Деканозов, целыми днями разгуливавший в пижаме и поглощавший в компании двух племянниц невообразимые количества водки и икры. 14 июня 1941 года «Правда», «Известия» и другие центральные советские газеты опубликовали Сообщение ТАСС, в котором излагалась позиция руководства СССР в отношении Германии. Послом СССР в Германии был Владимир Деканозов, а германским послом в СССР был Вернер фон Шуленберг. Тщетные попытки Вскоре после нападения Германии на СССР в июле 1941 года через немецкого посла Вернера фон дер Шуленбурга Сталин обратился к Гитлеру с предложением о заключении мира. Советский Союз обязался компенсировать союзникам поставки вооружения сырьем для военного производства.

Последняя надежда

  • Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел
  • Послы ссср в германии
  • Посол СССР в африканских странах Георгий Тер-Газарянц скончался в возрасте 100 лет
  • «Путин прав на 200%»: как Сталин обогатил и укрупнил польскую гиену — факты
  • «Вероломно, без объявления войны…»
  • Как сложились судьбы послов Германии и СССР после начала войны в 1941 году?

Дипломаты в годы войны

С первого же дня войны советское руководство стало предпринимать все возможное, чтобы ВСЕ советские граждане, оказавшиеся в Германии и оккупированной Европе, были возвращены на Родину. Задался вопросом,как решился вопрос с эвакуацией посольств СССР и Германии после 22 не могли же они после начала боевых действий сесть в поезд, или самолет, и поехать домой? Хроника объявления войны Германии Советскому Союзу 22 июня 1941 года. нистр иностранных дел рейха в письме к господину Сталину дает широкое изло- жение политики правительства рейха после московских переговоров. В посольство Советского Союза был вызван наряд полиции противника. Речь идет об официальном дневнике посольства фашистской Германии в Москве, в котором зафиксированы события с 22 июня по 21 июля 1941 года.

Посол СССР в африканских странах Георгий Тер-Газарянц скончался в возрасте 100 лет

Речь Наркома обороны СССР Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко на военном параде 1 мая 1941 г. в Москве. нистр иностранных дел рейха в письме к господину Сталину дает широкое изло- жение политики правительства рейха после московских переговоров. По распоряжению Советского правительства полпредство Союза Советских Социалистических Республик в Германии имеет честь сделать Германскому правительству следующее заявление: Народный комиссариат иностранных дел СССР вербальной нотой от 21. сотрудниками посольств и представительств.

Документ 4 (СССР-Швеция, июнь 1941 г.)

Почему торопился Сталин? Современный историк Арсен Мартиросян обратил внимание на то, что многие исследователи обходят вниманием беспрецедентный порядок публикации рассматриваемого документа. Сталин явно торопился. Без выяснения причины этого невозможно понять смысл и значение спорного документа. Фюрер полагал, что ему удалось обмануть и усыпить бдительность Сталина. Однако он и не заметил, как сам же попал в капкан. Ровно через месяц, в 18. В капкане сидел агрессор — Гитлер! Самим фактом такого Сообщения ТАСС, содержавшего аргументацию самого же фюрера, Сталин во всеуслышание напомнил ему, что месяц-то прошел, так что или действительно отводи войска, или же делай заявление на весь мир об отсутствии у руководства Германии каких-либо агрессивных намерений, а если есть какие-то проблемы, то вырази готовность к диалогу. Ведь к 13 июня 1941 г.

Сталин располагал данными разведки о том, что гитлеровцы назначили начало выдвижения своих войск на исходные для нападения позиции именно на 13 июня 1941 г. Благодаря этому Сообщению Сталин смог провести глобальную разведывательно-геополитическую операцию, в результате которой были выявлены истинные намерения гитлеровцев, проверены данные разведки о дате нападения, решён вопрос о союзниках и нейтралах и оправдан факт выдвижения наших войск к западным границам». Этот документ предлагал фюреру лишь два варианта действий: либо официально, во всеуслышание разделить изложенную в Сообщении ТАСС позицию, то есть от имени германского государства подтвердить высказанную в нем беспочвенность слухов о готовящемся нападении для Гитлера это означало бы или отказ от агрессии, или же, как минимум, перенос даты нападения на более поздний срок , либо никак не реагировать на Сообщение ТАСС, что, в свою очередь, означало бы: все решения о войне приняты и бесповоротны.

РИА Новости Выступая на организованном посольством ФРГ совместно с Германским историческим институтом в Москве мероприятии «Блокада Ленинграда в зеркале современных дневников и документов», Ламбсдорф подчеркнул, что завоевательная война, которую развязала нацистская Германия, — вопиющее и непростительное преступление против международного права. Моя страна безоговорочно признаёт эту ответственность», — цитирует немецкого посла ТАСС. Ранее официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что возрождение милитаризма в Германии, происходящее на фоне одобрения неонацистских практик, может иметь тяжёлые для страны последствия.

Громыко на Ялтинской конференции.

Крымская Ялтинская конференция 4-11 февраля 1945 г. Ялтинская Крымская конференция 1945. Февраль 1945 Ялтинская конференция. Политика и дипломатия. Дипломатия и внешняя политика. Завершение холодной войны. Советско-японский пакт о нейтралитете 1941.

Подписание пакта о нейтралитете с Японией в 1941 г. Сталин Трумэн Черчилль Потсдамская конференция. Сталин Трумэн Черчилль. Визит Черчилля в Москву 1942. Черчилль в Москве 1942. Московская конференция 1942. Черчилль в СССР 1942.

Конференция в Думбартон-Оксе. Конференция в Думбартон-Оксе 1944. Конференция с Думбартон Окс 1944 участники. Конференции в Думбартон-Оксе и Сан-Франциско. Лондон 1942. На дипломатических фронтах. Политика разрядки при Брежневе.

Договоры при Брежневе. Отношения с западными странами при Брежневе. Политика мирного существования в 1950-х первой половине 1960-х гг. Московская конференция 1941 г. Сталин Советский дипломатие. Советские дипломаты в Каире. Советская Россия на международной арене.

Торговое соглашение с Великобританией 1921. СССР на международной арене 1920. Международные конференции в годы Великой Отечественной войны. Московская конференция 1941 года. Конференции в годы ВОВ таблица. Временное правительство де Голль 1944. Советско-японская декларация 1956 года.

Пекинский договор 1925. Совместная декларация 1956. Совет министров иностранных дел СМИД 1945 год.

Непосредственная цель заключалась в том, чтобы добиться выгодных для России соглашений и тем самым одновременно подготовить дальнейшее мощное наступление Советского Союза. Главной идеей оставалось ослабление небольшевистских государств, чтобы их легче было разложить и в нужный момент разбить. С грубой прямотой это выражалось в одном русском документе, найденном после взятия Белграда немецкими войсками 13 апреля 1941 года в тамошней советской миссии, в следующих словах: «СССР отреагирует только в подходящий момент. Советское правительство в Москве не прислушалось к голосу русского народа, который честно хочет жить в мире и дружбе с немецким народом, а продолжило старую двуличную большевистскую политику, взяв тем самым на себя тяжелую ответственность. III Если уже пропагандистская подрывная работа Советского Союза в Германии и остальной Европе не оставляет никаких сомнений в ее антигерманской направленности, то поведение советского правительства по отношению к Германии во внешнеполитической и военной области после заключения германо-русских договоров говорит еще более ясным языком. В Москве при разграничении сфер интересов советское правительство заявило рейхсминистру иностранных дел, что, за исключением находившихся тогда в состоянии распада областей бывшего польского государства, оно не намерено оккупировать, большевизировать или аннексировать находящиеся в его сфере влияния государства.

Но в действительности, как показал ход событий, политика Советского Союза в это время была направлена исключительно на одну цель, а именно на то, чтобы везде, где можно, продвинуть на Запад военную власть Москвы в пространстве между Ледовитым океаном и Черным морем и продолжить большевизацию Европы. Развитие этой политики отмечено следующими этапами: 1 Началось оно с заключения т. Когда советские требования, принятие которых означало бы утрату свободным финским государством суверенитета, были отклонены финским правительством, советское правительство велело создать коммунистическое псевдоправительство Куусинена, и когда финский народ не захотел иметь никаких дел с этим правительством, Финляндии был предъявлен ультиматум и в конце ноября 1939 года началось наступление Красной Армии. По заключенному в марте 1940 года мирному договору между Финляндией и Россией Финляндии пришлось отдать часть своих юго-восточных провинций, которые сразу же подверглись большевизации. Литва по первому Московскому договору входила в немецкую сферу интересов. По желанию Советского Союза правительство Рейха во втором договоре отказалось от своих интересов в преобладающей части этой страны, хотя и с тяжелым сердцем, в пользу Советского Союза, ради мира, хотя полоска этой области еще оставалась в сфере немецких интересов. После ультиматума, предъявленного 15 июня, вся Литва, то есть и часть Литвы, остававшаяся в сфере немецких интересов, была оккупирована Советским Союзом, так что теперь СССР непосредственно придвинулся ко всей восточной границе Восточной Пруссии. Когда он позже обратился к Германии по этому вопросу, правительство Рейха после трудных переговоров сделало дальнейший шаг по пути дружеского урегулирования вопроса и передала и эту часть Литвы Советскому Союзу. Вскоре после этого, таким же образом, злоупотребляя заключенными с этими странами пактами о взаимопомощи, СССР оккупировал также Латвию и Эстонию.

Вся Прибалтика, вопреки заверениям Москвы, была большевизирована, а через несколько недель после оккупации аннексирована. Одновременно с аннексией во всем северном секторе своей границы с Европой Советский Союз осуществил первое массовое сосредоточение частей Красной Армии. Упомянем попутно, что торговые соглашения Германии с этими государствами, которые по московским договорам должны были остаться в силе, были односторонне аннулированы Советским Союзом. Правительство Рейха имеет неопровержимые доказательства того, что, несмотря на эти соглашения, Советский Союз вскоре после оккупации этой территории не только допускал антигерманскую агитацию в Генерал-губернаторстве Польша, но и подкреплял ее большевистской пропагандой. И здесь сразу же после оккупации были созданы сильные русские гарнизоны. В то время, как в ходе московских переговоров советское правительство заявляло, что оно со своей стороны никогда не применит силу для решения бессарабского вопроса, 24 июня 1940 года советское правительство уведомило правительство Рейха, что теперь оно намерено решить бессарабский вопрос силой. Одновременно сообщалось, что советские притязания распространяются также на Буковину, то есть на старое владение австрийской короны, которое никогда не принадлежало России и о котором в Москве в свое время вообще ничего не говорилось. Германский посол в Мокве, граф Фридрих Вернер фон дер Шуленбург, заявил советскому правительству, что его решение было совершенно неожиданным для правительства Рейха и может нанести тяжелый ущерб германским экономическим интересам в Румынии и Буковине. Г-н Молотов возразил на это, что дело это чрезвычайно срочное и что Советский Союз хотел бы узнать позицию правительства Рейха по этому вопросу в течение суток.

Несмотря на это внезапное наступление на Румынию, правительство Рейха ради сохранения мира и дружбы с Советским Союзом и на этот раз приняло решение в его пользу. Оно посоветовало румынскому правительству Татареску, которое обратилось к Германии за помощью, уступить, и рекомендовало отдать Бессарабию и Северную Буковину Советской России. После того, как румынское правительство согласилось, Германия передала советскому правительству его просьбу предоставить ему достаточно времени для эвакуации этих больших областей и для обеспечения сохранности жизни и имущества тамошних жителей. Однако советское правительство снова предъявило Румынии ультиматум, и еще до истечения его срока начало оккупацию частей Буковины, а потом всей Бессарабии до Дуная. И эти области были сразу же аннексированы Советским Союзом, большевизированы и тем самым фактически разрушены. Оккупировав и большевизировав всю предоставленную СССР на переговорах в Москве правительством Рейха сферу интересов в Восточной Европе и на Балканах, советское правительство явно и однозначно нарушило Московские соглашения. Несмотря на это, правительство Рейха и впоследствии занимало в отношении СССР более чем лояльную позицию. Оно полностью устранилось от участия в финской войне и в решении прибалтийского вопроса, в бессарабском вопросе оно поддерживало точку зрения советского правительства против румынского правительства и мирилось, хотя и с тяжелым сердцем, с тем, что советское правительство ставит его перед свершившимися фактами. Кроме того, оно старалось по возможности заранее исключить разногласия между обоими государствами, и с этой целью предприняло великодушную акцию переселения всех немцев из оккупированных СССР областей назад в Германию.

Правительство Рейха считает, что трудно найти лучшее доказательство его желания достичь долгосрочного примирения с СССР. IV В результате продвижения России на Балканы в этом регионе обострились территориальные проблемы. Румыния и Венгрия летом 1940 года обратились к Германии с просьбой помочь в решении спорных территориальных вопросов, после того, как из-за этих разногласий, разжигаемых английскими агентами, в конце августа возник острый кризис. Румыния и Венгрия стояли на пороге войны друг с другом. Германия, которую Венгрия и Румыния повторно попросили о посредничестве в этом споре, желая сохранить мир на Балканах, вместе с Италией пригласила оба государства на конференцию в Вену и там по их просьбе 30 августа 1940 года было вынесено решение третейского суда. Была определена новая венгерско-румынская граница и, чтобы дать возможность румынскому правительству оправдать свои территориальные уступки перед своим народом и исключить на будущее какие-либо конфликты в этом регионе, Германия и Италия взяли на себя гарантию границ того, что еще осталось от румынского государства. Так как русские притязания в этом регионе были удовлетворены, эта гарантия никоим образом не могла быть направлена против России. Тем не менее, Советский Союз выступил с протестом и объявил, вопреки своим прежним заявлениям, согласно которым с получением Бессарабии и Северной Буковины его притязания на Балканах были удовлетворены, о своей дальнейшей заинтересованности в балканских проблемах, которые первоначально не были определены более точно. С этого момента антигерманская направленность политики Советской России стала проявляться всё более четко.

Правительство Рейха получало всё более конкретные сведения о том, что шедшие уже длительное время переговоры английского посла Криппса 3 в Москве принимают благоприятный оборот. Одновременно правительство Рейха получило в свое распоряжение документы об интенсивной военной подготовке Советского Союза во всех областях. Эти документы подтверждаются, в частности, найденным недавно в Белграде докладом югославского военного атташе в Москве от 17 декабря 1940 года, в котором говорится буквально следующее: «По данным из советских кругов, вооружение ВВС, танковых войск и артиллерии на основе опыта современной войны идет полным ходом и, в основном, будет закончено к августу 1941 года. Это, вероятно, также крайний предел во времени , до которого не следует ожидать заметных изменений в советской внешней политике». Несмотря на недружественное поведение Советского Союза в балканском вопросе, Германия предприняла, тем не менее, новые усилия для достижения взаимопонимания с СССР. Рейхсминистр иностранных дел в письме г-ну Сталину дал подробное описание политики правительства Рейха со времени московских переговоров. В этом письме особо подчеркивалось следующее. При заключении тройственного пакта 27 сентября 1940 года Германия, Италия и Япония единогласно выразили мнение, что этот пакт никоим образом не направлен против Советского Союза и что дружественные отношения трех держав и их договоры с СССР данным соглашением совершенно не затрагиваются. Это зафиксировано документально в ст.

Одновременно в этом письме выражались пожелание и надежда, что дружественные отношения с Советским Союзом, которые хотят поддерживать державы, заключившие Тройственный пакт, удастся совместными усилиями очистить от недоразумений и придать им конкретную форму. Для дальнейшего обсуждения этих вопросов рейхсминистр иностранных дел пригласил г-на Молотова в Берлин. Во время визита г-на Молотова в Берлин правительство Рейха убедилось, что Россия согласна на действительно дружественное сотрудничество с державами, заключившими Тройственный пакт, и с Германией, в частности, лишь в том случае, если последняя готова уплатить за это цену, которую требует Советский Союз. Этой ценой было дальнейшее продвижение Советского Союза на севере и юго-востоке Европы. В Берлине и в ходе последующих дипломатических переговоров с германским послом в Москве г-н Молотов предъявил следующие требования: 1 Советский Союз хочет дать Болгарии гарантию и, кроме того, заключить с этим государством пакт о взаимопомощи по образцу пактов, заключенных с прибалтийскими государствами, то есть с предоставлением военных баз, причем г-н Молотов заявил, что вмешательства во внутренние дела Болгарии не будет. Осуществлению этой цели служил и визит русского комиссара Соболева в Софию, состоявшийся в то же время. В том случае, если Турция не согласится на это, Германия и Италия должны будут поддержать русские дипломатические меры, чтобы заставить Турцию согласиться. Ещё полвека назад такие категории как "кредит" или "аренда" касались взаимоотношений каких-то очень крупных субъектов уровня целых государств. В наше же время смысл названных понятий кардинально изменился.

Теперь, например, аренда автовышки доступна любому желающему, кому требуется проводить некие работы на большой высоте. Нужно ли установить "растяжку" поперек улицы или покрасить клык в пасти льва, который выступает из лепнины на фасаде здения, - вам сюда. Само собой разумеется, Германия не могла принять эти русские требования, которые советское правительство выдвигало как предварительное условие присоединения к Тройственному пакту. В результате усилия держав, заключивших этот пакт, достичь взаимопонимания с Советским Союзом потерпели неудачу. Следствием такой германской позиции было то, что и без того все более открыто антигерманская политика России стала еще более интенсивной и стало вылезать наружу ее все более тесное сотрудничество с Англией. В январе 1941 года эта негативная русская позиция впервые проявилась и на дипломатическом уровне. Когда Германия в этом месяце приняла определенные меры безопасности против высадки британских войск в Греции, русский посол в Берлине Деканозов в официальном демарше указал, что Советский Союз рассматривает территорию Болгарии и обоих проливов как зону безопасности СССР и не будет оставаться безучастным к событиям на этих территориях, угрожающим интересам этой безопасности. Поэтому советское правительство предостерегает от ввода немецких войск на территорию Болгарии и обоих проливов. Правительство Рейха дало советскому правительству исчерпывающее объяснение причин и целей своих военных мер на Балканах.

Оно указало, что Германия будет всеми средствами препятствовать любой попытке Англии утвердиться в Греции, но у нее нет намерения оккупировать проливы, так как она уважает территориальную целостность Турции. Прохождение немецких войск через Болгарию не следует рассматривать как нарушение интересов безопасности Советского Союза, более того, правительство Рейха считает, что эта операция служит и советским интересам. По завершении операции на Балканах Германия снова выведет оттуда свои войска. Несмотря на это разъяснение правительства Рейха, советское правительство со своей стороны сразу же после ввода немецких войск в Болгарию 2 марта 1941 года, направило Болгарии ноту явно враждебного характера по отношению к Германскому Рейху, в которой указывалось, что присутствие немецких войск в Болгарии служит не миру на Балканах, а войне. Причины такого его поведения стали ясными правительству Рейха благодаря участившимся в это время сообщениям обо все более тесном сотрудничестве между Советской Россией и Англией. Несмотря на это, Германия опять промолчала. Эту же линию продолжила гарантия, данная в марте 1941 году советским правительством Турции на тот случай, если она будет втянута в войну на Балканах. Это было, как стало известно правительству Рейха, результатом англо-русских переговоров во время визита в Анкару 26-28 февраля 1941 года британского министра иностранных дел Идена, старания которого были направлены на то, чтобы таким способом еще больше втянуть Россию в английскую комбинацию. V Всё более агрессивная с этого времени политика советского правительства по отношению к Германскому Рейху и раньше ещё в какой-то степени завуалированное политическое сотрудничество между Советским Союзом и Англией, стали явными для всего мира в начале апреля этого года, когда разразился балканский кризис.

Сегодня достоверно установлено, что путч, устроенный в Белграде после присоединения Югославии к Тройственному пакту, был инсценирован Англией по взаимному согласию с Советской Россией. Уже давно, а именно с 14 ноября 1940 года, Россия тайно снабжала Югославию оружием против держав Оси. Это однозначно доказывают документы, попавшие в руки правительства Рейха после взятия Белграда 13 апреля 1941 года, по которым можно проследить все этапы поставок русского оружия в Югославию. После белградского путча Россия 5 апреля заключила с незаконным сербским правительством Симовича пакт о дружбе 5 , который укрепил тыл путчистов и увеличил их вес в общем англо-югославско-греческом фронте. С явным удовлетворением отнесся к этому заместитель государственного секретаря США г-н Самнер Уэллес, который заявил 6 апреля 1941 года, проведя предварительно переговоры с советским послом в Вашингтоне К.. Уманским, что русско-югославский пакт при определенных обстоятельствах мог бы иметь очень большое значение, он отражает многосторонние интересы и есть основания предполагать, что он представляет собой нечто большее, чем просто пакт о дружбе и ненападении.

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • Главное меню
  • Объявляла ли войну Германия СССР на самом деле?
  • Указания, которых не было
  • Гостиница в Красноярке
  • Дипломат суровой поры

Посол Германии: Берлин не отказывается от ответственности за нападение на СССР

Например, в 1940 году французская делегация по настоянию Гитлера была вынуждена объявить о поражении своей страны в том самом вагоне и на том самом месте, в лесу под Компьеном, где в 1918 году была подписана капитуляция Германии. Так Гитлер как бы расплатился победой над Францией за поражение от неё в Первой мировой войне. К такому важному событию, как объявление войны Советскому Союзу, Гитлер не мог не подойти с той же характерной манерой. Он и подошёл. В ночь на 22 июня 1941 года в Москву полетели шифрованные немецкие телеграммы. Согласно всем общепринятым нормам международного права, документ был передан Народному комиссару читай, министру иностранных дел СССР Молотову. Практически одновременно аналогичный документ был вручен в Берлине советскому послу Деканозову, причём в качестве бесплатного бонуса Деканозов получил три увесистых приложения — доклады различных немецких ведомств о провокациях СССР против Рейха, сосредоточении советских войск возле немецкой границы и политической агитации СССР на немецких территориях.

Очень красиво и символично. Одновременно вручается уведомление о начале войны и сразу же, с немецкой пунктуальностью, начинается сама война. Ты вроде как и в курсе уже, что песец пришёл, а сделать с этим песцом ничего не можешь: четыре утра, "Вайбер" ещё не изобрели, командиры на местах спят — за оставшиеся до первого "ба-бах" минуты такую махину, как Красная Армия, на ноги ни за что не поднять тем более в четыре часа утра. А тут Гитлер такой красивый, весь в белом, объявляет миру: я Союз предупредил заранее, вот документы, а то, что они отреагировать не успели — их проблемы, международные правила-то соблюдены. Иначе говоря, Советский Союз был совершенно официально уведомлен о начале войны с Германией. Более того, напомню, что к объявлению войны прилагались три документа, обосновывавшие, почему именно Германия нападает на СССР.

Да и безо всяких приложений в самой ноте перечислялись советские выпады против Германии и её союзников, упоминались имена советских агентов, ведущих деятельность против Германии, и — самое главное — говорилось о том, что Советский Союз нарушил протокол, прилагающийся к договору о ненападении, и оккупировал не только те страны, которые должен был оккупировать, но и те, которые он обещал отдать Германии. Конечно, о таком объявлении войны сообщать своим гражданам не очень хочется. Противника надо демонизировать, превращать в сознании людей в зверя и нечисть. А для этих целей куда больше подходит фраза "напали вероломно, без объявления войны", чем "напали, предупредив, да ещё и выкатив список претензий, одна из которых — что мы захватили чуть больше стран, нежели договаривались изначально". Мифы войны.

Конечно, о таком объявлении войны сообщать своим гражданам не очень хочется. Противника надо демонизировать, превращать в сознании людей в зверя и нечисть. А для этих целей куда больше подходит фраза "напали вероломно, без объявления войны", чем "напали, предупредив, да ещё и выкатив список претензий, одна из которых — что мы захватили чуть больше стран, нежели договаривались изначально". Мифы войны.

А 17 сентября 1939 года в войну с Польшей на стороне Германии вступила Красная армия. За неделю советские войска продвинулись вглубь соседней страны на 300 километров. Что ему докладывали по этому поводу органы государственной безопасности? Ответы на эти вопросы интересуют исследователей на протяжении нескольких десятилетий. За последние годы появилось большое количество публикаций по этой теме, издано большое количество документов, существуют разнообразные подходы в их оценке. C учетом того, что недавно были рассекречены новые материалы по этой проблеме, попытаемся еще раз проанализировать документы, доложенные Сталину накануне войны. Пограничные укрепления Вначале упомянем о том, что Сталина дважды информировали о строительстве мощных укреплений на восточных границах Германии. Во-первых, нарком внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия еще 1 августа 1940 года сообщил о полученных агентурных данных, согласно которым немцы вели на границе с СССР строительство полевых и долговременных укреплений. Было установлено, что в районе местечка Каркле, в 12 километрах к северу от Мемеля Клайпеды , располагалась береговая артиллерия.

СССР и Великобритания: афганский формат переговоров и консультаций 1941 года Между тем в отношении советских дипломатов нацисты скрупулезно соблюдали принятые мировые нормы. Он работал переводчиком в советском диппредставительстве, а в дальнейшем переводил Сталину на нескольких конференциях с союзниками. В посольстве нас ждали с нетерпением. В 6 часов утра по московскому времени мы включили приемник, ожидая, что скажет Москва. Но все наши станции передали сперва урок гимнастики, затем пионерскую зорьку и, наконец, последние известия, начинавшиеся, как обычно, вестями с полей и сообщениями о достижениях передовиков труда.

Он, видимо, полагал, что мы действуем по указке Гитлера и пытаемся побудить Кремль сделать шаг, который будет противоречить советским интересам. Чем дольше мы беседовали с Деканозовым, тем больше убеждались, что он совершенно не верит в наши добрые намерения. Его поведение подтвердило мое мнение: Сталин считает, что Гитлер всего лишь блефует… Сталин, очевидно, считал, что ему не следует делать ничего, что позволило бы Гитлеру еще больше повысить требования, выслушать которые Сталин был готов». В отношении процитированного выше текста, не имеющего, в общем-то, ничего общего с тем, что в действительности имело место, сразу отметим, что в нем Хильгер не только явно преувеличил свою роль в попытке «открыть глаза советскому правительству» на угрозу войны, но и проболтался о политических целях и содержании заключительного этапа германской дезинформационной операции, представив их в качестве точки зрения Сталина. Хотя нельзя не отметить, что в «обработке» советских представительств в Берлине немцам удалось добиться на этом направлении несомненного успеха. Как же на самом деле проходили беседы двух послов? Начнем с того, что Шуленбург встречался с Деканозовым в Москве не один, а три раза: 5 и 12 мая 1941 года по приглашению германского посла за завтраком на его квартире и 9 мая по приглашению советского посла за завтраком в особняке НКИД СССР на Спиридоновке. Во всех беседах принимали участие Хильгер и Павлов. Немецкие записи состоявшихся бесед, как и упоминавшиеся выше записки Шуленбурга и Риббентропа, в германских архивах не представлены, зато имеются довольно подробные советские записи, которые позволяют составить ясное представление о том, что обсуждалось и чего добивалась германская сторона. Встреча 5 мая началась с того, что Шуленбург рассказал о своей встрече с Гитлером и сообщил о неудовольствии последнего политикой советского правительства, прежде всего на балканском направлении, которая создает впечатление, «что Советский Союз стремится препятствовать осуществлению Германией своих жизненных интересов, помешать стремлению Германии победить Англию». Далее он сообщил, что Гитлер якобы сказал ему, «что Германия не имеет на Балканах территориальных, политических интересов. Она является только заинтересованным наблюдателем за развивающимися там событиями». В ответ же на жалобу посла на то, что циркулирующие «в Берлине и Германии слухи о предстоящем военном конфликте Советского Союза с Германией затрудняют его, Шуленбурга, работу в Москве», Гитлер якобы ответил, что он «в силу упомянутых действий советского правительства вынужден был провести мероприятия предосторожности на восточной границе Германии». Ложь Шуленбурга была шита белыми нитками, что особенно бросалось в глаза, когда он сообщил, что Германия является всего лишь «заинтересованным наблюдателем» за событиями на Балканах и это при том, что Югославия и Греция к тому времени уже были оккупированы вермахтом и его союзниками и что концентрация германских войск у советской границы а, по данным советской разведки, в мае 1941 года их численность достигла уже почти 3 млн. Заключительная часть беседы Шуленбурга и Деканозова 5 мая приняла и вовсе интересный оборот. В ответ на вопрос Деканозова, известны ли германскому послу слухи о близящейся войне, которые циркулируют не только «в Берлине и Германии», но и Москве, тот вопреки очевидным фактам «ответил отрицательно». Однако далее, в явном противоречии со сказанным ранее заявил, что «уже получил указание из Берлина категорически опровергать всякие слухи о предстоящей войне между СССР и Германией», что сам он считает эти слухи «взрывчатым веществом», что их надо пресечь, «сломать им острие», и «в этом он видит свою задачу как посла в СССР». Однако, продолжал Шуленбург, «он не знает, что можно было бы предпринять, чтобы пресечь их. Он не думал об этом и не имеет на этот счет никаких указаний из Берлина и вообще ведет со мной этот разговор в частном порядке. Вмешавшись в разговор, Хильгер заявил, что, по его мнению, нужно, может быть, сделать что-либо в противовес последним заявлениям советского правительства. Шуленбург добавил, что, по его мнению, надо обдумать нам обоим этот вопрос и, встретившись еще раз за завтраком в Москве, обменяться взглядами». На намек Деканозова, что такой важный вопрос лучше было бы решать путем прямого контакта с наркомом иностранных дел и советским правительством, ясного ответа со стороны Шуленбурга не последовало. На завтраке 9 мая Деканозов, доложивший перед этим о беседе с Шуленбургом Молотову и получивший от него соответствующие указания, выступил с предложением опубликовать совместное советско-германское коммюнике, «в котором, например, можно было бы указать, что с определенного времени распространяются слухи о напряженности советско-германских отношений и о назревающем якобы конфликте между СССР и Германией, что эти слухи не имеют под собой основания и распространяются враждебными СССР и Германии элементами». Шуленбург со своей стороны, ссылаясь на то, что согласование такого коммюнике может занять много времени, а «действовать надо быстро», предложил, чтобы Сталин по собственной инициативе обратился «с письмами к руководящим политическим деятелям ряда дружественных СССР стран, например, к Мацуоке, Муссолини и Гитлеру», в которых заявил бы, «что СССР будет и в дальнейшем проводить дружественную этим странам политику», а во второй части письма, адресованного Гитлеру, предложил бы также выступить с совместным коммюнике, содержащим опровержение слухов «по поводу якобы имеющегося обострения советско-германских отношений и даже якобы возможности конфликта между нашими странами. На это последовал бы ответ фюрера, и вопрос, по мнению Ш[уленбурга], был бы разрешен». Шуленбург высказал даже предположение, что для доставки в Берлин курьера с обращением Сталина Гитлер может выслать «специальный самолет». Он попросил доложить его соображения Молотову и предложил Деканозову еще раз встретиться и обсудить вопрос за завтраком. Предложение Шуленбурга было в высшей степени коварным. Его реализация могла не только дать немцам выигрыш во времени в их военных приготовлениях и автоматически парализовать действия советского правительства по укреплению обороны, но и иметь для СССР далекоидущие политические последствия. Тем самым Советский Союз продемонстрировал бы перед всем миром свою слабость и готовность следовать в фарватере политики Германии и Тройственного пакта. Это, в свою очередь, дополнительно осложнило бы его и без того непростые отношения с Великобританией да и с США и в случае войны с Германией и ее союзниками могло грозить Советскому Союзу полной политической изоляцией. Но что еще хуже, СССР сам поставил бы себя в определенную зависимость от Германии, поскольку та получила бы возможность интерпретировать любое его действие как отступление от официального обещания проводить дружественную политику и тем самым оказывать давления на Москву для принуждения ее к серьезным уступкам, вплоть до территориальных, а то и использовать как повод для объявления войны. Естественно, на принятие предложения Шуленбурга советское правительство пойти не могло. На встрече 12 мая Деканозов сообщил германскому послу, что Сталин и Молотов в принципе не возражают против сделанного им предложения, но речь может идти лишь об обмене письмами с заранее согласованным содержанием, причем только между руководителями СССР и Германии, и что «Сталин считает, что г-ну Шуленбургу следовало бы договориться с Молотовым о содержании и тексте писем, а также о совместном коммюнике». Такое предложение явно не вписывалось в рамки запланированной немцами акции. Поэтому в ответ на сказанное Деканозовым Шуленбург заявил, что сделал свое предложение «в частном порядке», «не имея на это никаких полномочий», что он «не может продолжить этих переговоров в Москве с Молотовым, так как не имеет соответствующего поручения от своего правительства» и в настоящее время «сомневается даже, получит ли он такое поручение». Он вновь предложил, чтобы «Сталин сам от себя спонтанно обратился с письмом к Гитлеру» и чтобы Молотов, принимая Шуленбурга, «сам начал беседовать с ним, Шуленбургом, на эту тему» или чтобы Деканозову была дана «санкция здесь, в Москве», сделать «соответственные предложения в Берлине Вайцзеккеру или Риббентропу». После этих заявлений Шуленбург свернул обсуждение вопроса, являвшегося предметом встречи. Намеки же германского посла и Хильгера в конце беседы на то, что Шуленбург, который, как он сам подчеркнул, «всегда стремился к дружественным отношениям между нашими странами», в любой момент может быть заменен на посту посла кем-то другим, имеющим иную позицию, должны были подтолкнуть советскую сторону к мысли о том, что действовать нужно немедленно, пока Шуленбург все еще находится в Москве. Нельзя не отметить, что позиция, занятая и озвученная Шуленбургом на последней встрече с Деканозовым, видимо, была заранее оговорена и затем еще раз подтверждена Берлином. Утром 12 мая, перед завтраком с советским послом, Шуленбург получил послание от Вёрмана, фактически представлявшее собой в завуалированной форме «инструкцию для беседы»: следует говорить, «что Вам не было дано никаких указаний относительно переговоров с Советами. Вы якобы будете ждать инициативы Советов для начала каких-то переговоров». Но инициативы советской стороны вплоть до Сообщения ТАСС от 13 июня 1941 года так и не последовало, как не последовало никакой реакции на это сообщение и со стороны германского руководства. Вышинским 28 мая и 14 июня 1941 года обсуждались лишь текущие вопросы. Относительно встречи Шуленбурга с Молотовым 22 мая Кёстринг доложил в Берлин: «Как мне по секрету сообщили, то, что он [Молотов] собирался сказать послу, имело такое второстепенное значение, что в голову приходит мысль: он просто хотел его снова увидеть и прозондировать почву… Вероятно, он ждет чего-то от противоположной стороны». Принципиальные вопросы, касавшиеся политики Германии и ее намерений в отношении Советского Союза, были заданы Молотовым Шуленбургу вечером 21 июня 1941 года, заданы прямо и в жесткой форме. Но сторонник «дружественных отношений» с Москвой ушел от ответа на них, сославшись на то, что «Берлин его совершенно не информирует», а слухам о близящейся войне он якобы «не может дать никакого объяснения». Через несколько часов, в 5. Молотова, он ничего не знал», что «действие» германского правительства является для него «неожиданным», и что он даже считает его «неоправданным». Думается, что в комментариях эти слова германского посла не нуждаются. Этот вопрос важен для понимания того, кто находился на германской «передовой» в советской столице и можно ли было этим людям хоть в чем-то доверять. Фридрих Вернер граф фон дер Шуленбург 1875-1944 гг. В этой должности он создал в Закавказье агентурную сеть, действовавшую в интересах Германии, и руководил ее работой. После начала Первой мировой войны в должности офицера связи при турецкой армии он был направлен в Эрзурум, где сформировал и возглавил «грузинский легион» для борьбы в составе турецкой армии против российских войск на Закавказском фронте. В 1918 году, после заключения Брестского мира, Шуленбург в составе германской миссии вновь прибыл в Тифлис, где возглавил работу над германо-грузинским договором и декларацией о независимости Грузинской демократической республики, а в 1918 году занял пост официального представителя Германии в Грузии. Там до сих пор его почитают как одного из отцов самостоятельной грузинской государственности. В своей должности он прилагал активные усилия, направленные на то, чтобы оторвать Закавказье от России и установить над ним германский протекторат. В 1922-1933 годах, будучи посланником в Иране, а затем в Румынии, Шуленбург продолжал курировать германскую агентурную сеть в Закавказье, а также руководил вербовкой представителей кавказской эмиграции на Ближнем, Среднем Востоке и в Европе. Впоследствии целый ряд его «подопечных» войдет в состав разведывательно-диверсионных подразделений вермахта «Тамара» и «Горец». В 1934 году Шуленбург вступил в нацистскую партию и в том же году был назначен германским послом в СССР. После начала войны и эвакуации персонала германского посольства на родину Шуленбург, вопреки часто встречающимся утверждениям, не отошел от дел. Он был назначен председателем «Российской комиссии» «Russlandgremium» внешнеполитического ведомства гитлеровской Германии. Задачей «комиссии» являлось оказание поддержки военным инстанциям и Министерству по делам оккупированных восточных территорий при формировании и осуществлении оккупационной политики, ведении пропаганды, а также при работе с советскими военнопленными. Шуленбургу нашлось применение и по «кавказской линии». В мае 1942 года в берлинском отеле «Адлон» он провел конференцию представителей кавказской эмиграции, после которой последовало формирование грузинского, азербайджанского, армянского и северокавказского «национальных комитетов» и соответствующих национальных формирований в составе вермахта. Считается, что «грузинский легион» в его втором издании, сформированный в Германии в годы войны, является непосредственным детищем Шуленбурга. Под его руководством был сформирован «Кавказский комитет», в который вошли находившиеся в эмиграции представители послереволюционных буржуазных правительств республик Закавказья и Северного Кавказа. В докладной записке начальника Смерш В. Абакумова от 28 сентября 1943 года, в которой указывалось на роль Шуленбурга в создании этой организации, отмечалось: «Перед «Кавказским комитетом» была поставлена задача оказать всемерную помощь немцам в деле свержения советской власти и вооруженной борьбы с Красной армией, в отборе, подготовке и переброске в СССР агентуры немецких разведорганов из числа военнопленных кавказских национальностей со шпионско-диверсионными и повстанческими целями». Вслед за «Кавказским комитетом» при участии Шуленбурга был образован «Национально-Туркестанский комитет единства». Бывший посол оказывал консультационную помощь командованию вермахта при разработке и проведении операций на Северном Кавказе в 1942 году, при планировании им будущих операций в Закавказье и акций по провоцированию там антисоветских восстаний. Однако, связавшись с оппозицией, прочившей Шуленбурга на пост германского министра иностранных дел и рассчитывавшей путем свержения Гитлера и заключения сепаратного мира с западными державами спасти Германию от поражения и продолжить при их поддержке войну против СССР, бывший посол оказался в итоге на виселице в тюрьме Плётцензее в Берлине. Это придало ему впоследствии ореол борца с нацистским режимом, мученика и миротворца. Эрнст-Август Кёстринг 1876-1953 гг. В годы Первой мировой войны Кёстринг был адъютантом и доверенным лицом генерала Х. В сентябре 1918 года Кёстринг в должности офицера связи прусского военного министерства получил назначение в Киев - столицу Украинской державы гетмана П.

Странность состояла в том, что посла привезли на немецкой машине. Обычно он ездил на своей. Риббентроп принял посла в кабинете Бисмарка. Руководитель канцелярии министра полчаса зачитывал заявление германского правительства. Деканозов слушал молча. Видно было, как его лицо краснело, кулаки сжимались. Когда ему сказали, что война началась, он произнёс: «Весьма сожалею». Потом Деканозов говорил немецкому переводчику Зоммеру, который провожал его на поезде до границы: «Крайне сожалею, что наши вожди, Сталин и Гитлер, не встретились. История пошла бы иным путем…» А в Москве в пятом часу утра Шуленбург приехал в Кремль. Немецкая авиация уже бомбила советские города, а наземные части перешли границу. Но Сталин не хотел верить, что это война. Когда посол попросил приёма, у Сталина, видимо, шевельнулась надежда: наверное, Гитлер решил пошуметь на границе, чтобы придать весомости своим требованиям. Шуленбург и Молотов. Он трагически переживал то, что ему предстояло объявить. Шуленбург зачитал меморандум Риббентропа, заканчивавшийся словами: «Советское правительство нарушило договоры с Германией и намерено с тыла атаковать Германию в то время, как она борется за своё существование. Поэтому фюрер приказал германским вооружённым силам противостоять этой угрозе всеми имеющимися в их распоряжении средствами». Молотов спросил: «Это объявление войны? Молотов был возмущён: «Германия напала на страну, с которой подписала договор о дружбе. Такого в истории ещё не было!

Объявляла ли войну Германия СССР на самом деле?

В 1941—1943 гг. — Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Иране. «В середине апреля 1941 года посол направился в Германию, чтобы составить ясное представление о планах Гитлера и попытаться в приемлемой форме донести до него мысль, что поход против Советского Союза представляет большую опасность. В печати и в настроениях общественности Германии в отношении к Советскому Союзу, начиная с первых чисел мая 1941 года, наблюдаются некоторые новые моменты.

Дипломат суровой поры

Посольство России в Германии заявило, что статья посла Польши в ФРГ Анджея Пшилебского, в которой СССР назвался главным выгодоприобретателем от войны с Третьим рейхом, далека от правды и аморальна. Восстановление дипломатических отношений между СССР и Норвегией 5 августа 1941 г. Письма министра иностранных дел норвежского правительства в изгнании послу СССР в Лондоне му 5 августа 1941 г. (На ). «21 июня днем мне МИДовцы сказали, что они вручили послу СССР в Берлине вербальную ноту с требованием к Германии объяснить концентрацию немецких войск вдоль границ СССР.

Как Германия объявила войну СССР

Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей. Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как народному комиссару иностранных дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы. В ответ на это мною от имени советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной. По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и потому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта. Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, советским правительством дан нашим войскам приказ - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы...

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Моя страна безоговорочно признаёт эту ответственность», — цитирует немецкого посла ТАСС. Ранее официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что возрождение милитаризма в Германии, происходящее на фоне одобрения неонацистских практик, может иметь тяжёлые для страны последствия.

Ошибка в тексте?

Посол встал, сказал что они об этом пожалеют и им всем наступит здец, и не пожимая руку пошёл на выход. Ребентроп догнал переводчика и на ушко шёпотом сказал что он и так в курсе что им всем здец, он был против войны но Гитлер его не послушал, так что замолвите товарищу Сталину что Ребентроп не при делах и был против.

Доклад содержал более 100 листов машинописного текста, 30 схем организационных структур боевых частей германской армии, общую группировку сил вермахта, схему группировки военно-воздушных сил Германии и другие военные сведения. Во второй половине апреля генерал-майор Тупиков В. В письме, сопровождавшем доклад, военный атташе сообщал: «За три с половиной месяца моего пребывания здесь я послал вам до полутора сотен телеграмм и несколько десятков письменных донесений. Сведения, содержащиеся в этих телеграммах и донесениях, касаются различных областей, различной достоверности и различной ценности.

Тупиков Но все они являются крупинками ответа на основной вопрос: стоит ли, не в качестве общей перспективы, а конкретной задачи, в планах германской политики и стратегии война с нами; каковы сроки начала возможного столкновения; как будет выглядеть германская сторона при этом? Изучение всего, что за эти три с половиной месяца оказалось доступным, привело меня к определенному выводу, который я докладываю вам…». Анализируя состояние советско-германских политических отношений генерал-майор Тупиков В. Генерал-майор Тупиков В. По оценке советского военного атташе, «качественное состояние вооруженных сил по признакам политико-моральным, обученности и оснащенности сейчас пребывает в зените, и рассчитывать, что оно продержится на этом уровне долгое время, у руководителей рейха нет оснований, так как уже теперь чувствуется, что малейшие осложнения, намекающие на возможную затяжку войны, вызывают острую нервозность среди широких слоев населения». На основании имевшихся в его распоряжении сведений, генерал-майор Тупиков В. Он писал: «1.

В германских планах СССР фигурирует как очередной противник. Сроки начала столкновения возможно более короткие и, безусловно, в пределах текущего года». Достоверные сведения, свидетельствовавшие о подготовке Германии к войне против СССР, направлял в Москву и военный атташе при советском посольстве в Югославии генерал-майор Самохин А. В начале марта 1941 г. Ближайшей задачей поставлено - захват Украины и Баку. К этому сейчас готовятся вооруженные силы Венгрии, Румынии и Болгарии». В целом, деятельность военных атташе при дипломатических представительствах СССР в Берлине, Будапеште, Париже, Риме, Белграде по вскрытию подготовки нацистской Германии к нападению на Советский Союз характеризовалась, в основном, достоверными информационными донесениями, подготовленными ими для Центра на основе сведений, полученных от различных источников.

Среди них были министры, авторитетные журналисты, военные дипломаты США, Великобритании и других стран, руководители крупных военно-промышленных корпораций и сотрудников военных министерств. Советские военные атташе, действовавшие в столицах европейских государств, не имели доступа к секретным военным документам нацистской Германии, тем не менее, в целом, они правильно оценивали нарастание военной угрозы безопасности Советскому Союзу и правильно ориентировали командование Красной Армии о подготовке Германии к нападению на СССР. Воронцов В предвоенные годы успешно решал информационные задачи в Берлине военно-морской атташе капитан 1 ранга Воронцов М. Военно-морской атташе капитан 1 ранга Воронцов М. В мае 1941 г. Среди его донесений были достоверные сведения, а также дезинформация, целенаправленно распространявшаяся в Берлине германским министерством иностранных дел, политической и военной разведкой третьего рейха. Видимо, советский военно-морской атташе был дезинформирован, как и некоторые другие военные дипломаты западных стран.

Удар будет направлен по аэродромам, железнодорожным узлам и промышленным центрам, а также по району Баку». В середине июня 1941 г. После окончания Великой Отечественной войны адмирал флота Кузнецов Н. Воронцов, только что прибывший из Берлина. В тот вечер Михаил Александрович минут 50 рассказывал мне о том, что делается в Германии. Повторил, что нападения надо ждать с часу на час. Судя по этому фрагменту воспоминаний адмирала Кузнецова Н.

Таким образом, основными направлениями деятельности советских аппаратов военных, военно-воздушных и военно-морских атташе в предвоенный год являлись: решение информационных задач в военной и военно-политической области; оказание содействия в реализации двусторонних межгосударственных договоров и соглашений в военной и военно-технической сфере; обеспечение визитов советских правительственных и военных делегаций; решение других представительских задач по заданиям Управления специальных заданий Генерального штаба Красной Армии. В январе — июне 1941 г. Стремясь поддерживать с представителями третьего рейха деловые отношения по военной линии, сотрудники советских военно-дипломатических представительств сообщали в Москву, что Германия готовится к нападению на СССР. Участие военной дипломатии в организации международного сотрудничества В первые же часы после начала Великой Отечественной войны советские военно-дипломатические представительства, действовавшие в европейских странах - союзниках нацистской Германии, были подвергнуты силовому воздействию со стороны органов контрразведки и полиции этих государств. В Берлине, Будапеште, Бухаресте, Риме и Хельсинки военно-дипломатические представительства были блокированы, а сотрудники аппаратов советских военных атташе интернированы. Своевременно и оперативно принятые военными атташе меры позволили уничтожить все документы, регламентировавшие деятельность военно-дипломатических представительств, а также всю их секретную переписку с Центром, шифры и коды. Были созданы новые военные аппараты, которые стали действовать в Аргентине, Канаде и Мексике.

Вероломное нападение Германии на Советский Союз внесло серьезные изменения в деятельность советской военной дипломатии. Главными задачами военно-дипломатических представительств были: содействие формированию системы международного сотрудничества в условиях войны; обеспечение работы советских правительственных делегаций на международных конференциях; содействие военному и военно-экономическому сотрудничеству стран антигитлеровской коалиции; добывание сведений о планах ведения войны нацистской Германией против СССР; оценка отношения правительств США и Великобритании к войне Германии против Советского Союза. В соответствии с заданиями начальника Управления специальных заданий Генштаба Красной Армии генерал-майора Н. Славина советские военно-дипломатические представители должны были решать и другие задачи. Главным же оставалось создание союза государств, способных противостоять германскому блоку, оказать нацистской Германии достойное сопротивление и добиться победы в войне. В этот союз могли и должны были войти СССР, США, Великобритания, а также другие государства, которые выступали против гитлеровской Германии и нацистской идеологии ее руководителей. Славин Трудности формирования антифашистского блока государств состояли в том, что до развязывания Германией Второй мировой войны Советский Союз, с одной стороны, США и Великобритания — с другой, представляли собой различные по устройству и идеологии государственно- политические формирования, не имели двусторонних договоров о противодействии агрессии и оказании военной и иной помощи в случае нападения на них.

Более того, усилия советской дипломатии в 1938—1939 гг. Эти политические и идеологические расхождения в 1939-м — первой половине 1941 гг. Для достижения победы над Германией и ее союзниками необходимо было в первую очередь преодолеть противоречия и взаимные опасения и создать нормативно-правовую базу для организации военного, военно-политического, военно-экономического и военно-технического сотрудничества стран, осуждавших агрессивный внешнеполитический курс нацистской Германии, или уже подвергшихся оккупации ее войсками. После нападения Германии на СССР необходимость создания такой системы международного военного сотрудничества стала очевидной как для руководителей Великобритании и США, так и для правительств других государств, обосновавшихся в Лондоне после оккупации германскими войсками территорий их стран, находившихся под управлением ставленников Гитлера. В июле - октябре 1941 г. Аппараты военных, военно-воздушных и военно-морских атташе тоже были подключены к решению этой важной и новой для них задачи. Среди лидеров западных стран первым о поддержке Советского Союза в войне против гитлеровской Германии заявил премьер-министр Великобритании У.

Черчилль 22 июня 1941 г. Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». Заявление У. Черчилля было многообещающим, но реализовать его на практике оказалось не простым делом. Сформировать антигитлеровскую коалицию удалось не сразу, процесс ее образования прошел несколько этапов и завершился лишь в первой половине 1942 г. На протяжении всего этого периода Советский Союз вел целеустремленную борьбу за создание боевого союза народов в войне против фашизма. Советская дипломатия, в том числе и руководители аппаратов военных атташе, проводили в странах пребывания разъяснительную работу, объясняя необходимость объединения усилий демократических сил в борьбе против нацизма.

Первые переговоры о возможных перспективах и направлениях военного и экономического сотрудничества начались в конце июня 1941 г. В состав делегации входили генерал-лейтенант М. Макфарлэйн и контр-адмирал Дж. Прибывших в Москву посла С. Харламов, который был включен в группу встречавших по указанию наркома ВМФ адмирала Н. Молотов заявил о необходимости открытия союзниками второго фронта в Европе, о целесообразности обусловить взаимную помощь в войне против Германии соглашением политического характера. В ходе переговоров между В.

Молотовым и С. Молотов в ходе очередной встречи с С. Вопрос о военном сотрудничестве в беседах с С. Криппсом поднимался трижды. В целом, английский посол заявил, что в принципе британское правительство готово сделать все, чтобы помочь советскому правительству в его борьбе против гитлеровской Германии. Вместе с тем он подчеркивал, что английский флот не может взяться за какую-либо операцию, не зная, в чем, собственно, она будет состоять. Во время третьей встречи с В.

Молотовым член британской делегации генерал М. В этом случае, по мнению генерала, английское командование выработает соответствующий план собственных военных операций. Члены британской военной миссии генерал-лейтенант М. На этой встрече были обсуждены проблемы безопасности северных морских коммуникаций, а также достигнуты соглашения об обмене военно-технической информацией по электромагнитным минам и достижениям в области радиолокации. Руководитель английской делегации в ходе бесед с наркомом иностранных дел В. Молотовым заявил, что правительство Великобритании готово сделать все, чтобы оказать СССР военно-техническую и экономическую помощь. Говоря о масштабах и размерах возможной помощи, посол С.

Криппс отметил, что не видит причин, которые ограничивали бы ее размеры, как и вообще не может определить предела той помощи, которая необходима для достижения обеими странами общей цели — победы над врагом. В ходе встреч В. Молотова и Н. Кузнецова с британским послом С. Криппсом сформировалась идея обмена между СССР и Великобританией военными миссиями, которым предстояло в перспективе решать все вопросы советско-британского сотрудничества в военной области. В Москве считали, что главная задача военных миссий должна состоять в содействии усилиям правительств двух государств, направленных на их взаимодействие в военной области, и создании предпосылок, которые могли бы способствовать скорейшему открытию второго фронта в Европе. При подписании этого соглашения присутствовали И.

Сталин, заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Б. Шапошников , нарком Военно-Морского Флота адмирал Н. Криппс, которого сопровождали сотрудники посольства и весь состав британской военно-экономической миссии в Москве. В этом соглашении в статье 1 говорилось, что «оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии». В статье 2 договаривающиеся стороны заявляли, что «в продолжение этой войны они не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия». В четвертом квартале 1941 г. В предварительном порядке была достигнута договоренность об обмене сведениями о Германии и ее вооруженных силах.

Советско-английское соглашение стало первым политическим документом, положившим начало формированию антигитлеровской коалиции. Подписание этого соглашения в Москве создало необходимую нормативно-правовую базу для последующего развития сотрудничества между СССР и Великобританией в войне против Германии и активизации взаимодействия аппаратов военных атташе. Пребывание посла С. Криппса в Москве инициировало ответный визит в Лондон советской военной миссии. По решению И. Сталина руководителем этой миссии был назначен заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии - начальник Разведывательного управления ГШ КА генерал-лейтенант Ф. Перед выездом из Москвы генерал-лейтенант Ф.

Тимошенко, наркомом внешней торговли А. Микояном и начальником Генерального штаба Красной Армии Б. В преддверии вылета в Лондон генерал-лейтенанта Ф. Голикова пригласил для инструктивной беседы и И. В состав миссии Ф. Голикова входили контр-адмирал Н. Харламов, полковник Н.

Пугачев, полковник В. Драгун, военный инженер 2-го ранга П. Миссия Ф. Голикова прибыла в Лондон 8 июля 1941 г. Руководитель советской военной миссии провел переговоры с министром иностранных дел Великобритании А. Иденом и руководителем военного ведомства Г. Уже после окончания Великой Отечественной войны, вспоминая встречу с Г.

Моргенсоном, генерал-лейтенант Ф. Голиков писал: «... Переговоры Ф. Голикова с начальниками штабов английских вооруженных сил в целом завершились положительно. Обещание У. Черчилля об оказании Советскому Союзу помощи в войне против фашистской Германии начало обретать конкретные формы. Во время визита советской военной делегации в Лондон речь шла о достижении договоренности с английским правительством об организации совместных действий против общего противника.

Советская делегация в ходе встреч с руководителями командования британских вооруженных сил пыталась добиться договоренности о последовательном осуществлении с участием ВС Великобритании нескольких операций против германских войск. По поручению командования Красной Армии генерал-лейтенант Ф. Голиков добивался создания общего с англичанами фронта на севере Европы. На этот фронт, по мнению советской стороны, англичане могли бы направить свои военно-морские силы ВМС , авиацию и несколько пехотных дивизий. От имени советского командования Ф. Голиков также предложил представителям британского военного ведомства осуществить высадку контингента войск на севере Франции. Руководитель советской военной миссии сообщил представителям высшего командования британских вооруженных сил, что в Москве считают особенно важным осуществление этой «французской операции».

В ходе встреч с представителями британского командования генерал-лейтенант Ф. Голиков предлагал начать боевые действия английских войск на Балканах, что позволило бы ослабить напряжение на советско-германском фронте. Голиковым, британское правительство уже в конце июля 1941 г. Советская миссия добивалась, чтобы английское правительство передало СССР также 700 истребителей «Томагавк», находившихся в то время в Каире, но представители британского правительства эту просьбу отказались удовлетворить, ссылаясь на недостаток английских боевых самолетов на Ближнем Востоке. О других, ранее обещанных поставках в Советский Союз, генерал-лейтенанту Ф. Голикову в Лондоне договориться не удалось. Лондон, 1941 г.

Визит миссии Ф. Голикова в Лондон новых импульсов в процесс формирования системы военного сотрудничества СССР и Великобритании, в чем было крайне заинтересовано советское правительство, не внес. Предложения о проведении военных операций на севере Европы, во Франции и на Балканах были выслушаны в военном министерстве Великобритании, но остались без ответа. Тем не менее, визит советской военной миссии в Лондон все же позволил расширить взаимопонимание между представителями военных ведомств двух государств, закрепил рабочие контакты, заложил основы для формирования международного сотрудничества, первые контуры которого были определены в ходе визита в Москву британской военно-экономической миссией во главе с британским послом в СССР С. Переговоры генерал-лейтенанта Ф. Голикова в Лондоне с британскими официальными лицами позволили также определить параметры и основные направления советско-британского сотрудничества в военно-экономической области. Поездка генерал-лейтенанта Ф.

Голикова и сопровождавших его офицеров в июле 1941 г. Документы свидетельствуют, что английская сторона «нехотя пошла на то, чтобы связать себя военно-политическими обязательствами». Во время нахождения советской военной миссии в Лондоне организацией ее деятельности в британской столице занимались сотрудники аппарата военного атташе при советском посольстве. Содействие генерал-лейтенанту Ф. Голикову во время его встреч с британскими официальными лицами оказывали военный атташе полковник И. Скляров и его помощник сотрудник аппарата военного атташе майор Б. После убытия генерал-лейтенанта Ф.

Голикова из Лондона руководителем советской военной миссии в британской столице был назначен контр-адмирал Харламов Н. В середине июля 1941 г. Сталина генерал-лейтенант Ф. Голиков во главе второй советской военной миссии был направлен в Вашингтон для ведения переговоров с американскими официальными лицами. Перед вылетом Ф. Голикова в Вашингтон он также был принят И. Сталиным, который четко определил задачи, которые должен был решить руководитель советской военной миссии во время переговоров с американскими официальными лицами.

Советский Союз был заинтересован в приобретении в США отдельных образцов оружия, военной техники, военных материалов, продуктов и медикаментов. Голиков также должен был выяснить отношение американского правительства к формированию политического союза в форме антигитлеровской коалиции, способного добиться победы над Германией. В конце июня 1941 г. Рузвельт на пресс-конференции заявил о необходимости оказания помощи Советскому Союзу в войне против гитлеровской Германии. Эти и некоторые другие шаги администрации президента Ф. Рузвельта свидетельствовали, что миссия Ф. Голикова в Вашингтон могла и должна была открыть новую страницу в советско-американских отношениях.

Однако переговоры Ф. Голикова с представителями государственного департамента и министерства обороны США проходили сложно. В Вашингтоне руководителя советской военной миссии слушали, но не слышали. Голиков понял, что американские официальные лица не верили, что Красная Армия сможет сдержать натиск наступавших фашистских армий, переломить обстановку на фронте и добиться победы. Поэтому они и не проявляли своей заинтересованности в оказании какой-либо помощи Советскому Союзу. В ходе визита в Вашингтон руководитель советской военной миссии генерал-лейтенант Ф. Голиков с помощью советского посла К.

Уманского добился встречи с Ф. В ходе встречи с американским президентом 31 июля 1941 г. Голиков рассказал Ф. Рузвельту о трудностях, которые возникли во время переговоров с представителями министерства обороны и государственного департамента США. Руководитель советской военной миссии попросил американского президента лично вмешаться в процесс налаживания советско-американского сотрудничества, покончить с волокитой и содействовать формированию реальной антигитлеровской коалиции, способной противопоставить фашистской Германии объединенные возможности демократических государств. В целом, в ходе визита в Вашингтон генерал-лейтенанту Ф. Голикову удалось добиться позитивных результатов, которые определили контуры будущих договоров о поставках американских военных материалов в СССР.

Всестороннюю помощь генерал-лейтенанту Ф. Голикову во время его пребывания в Вашингтоне оказывал военный атташе полковник Сараев И. Сараев Визиты советской военной миссии в Лондон и Вашингтон, в целом, оказали положительное влияние на развитие сотрудничества СССР с США и Великобританией в военной, военно-экономической и военно-политической сферах. Важным шагом в области формирования антигитлеровской коалиции явилось подписание Атлантической хартии, обнародованной 14 августа 1941 г. В этом документе американский президент Ф. Рузвельт и британский премьер-министр У. Майский заявил о поддержке советским правительством принципов хартии.

В заявлении советского посла отмечалось, что практическое применение принципов Атлантической хартии должно сообразовываться с обязательствами, нуждами и историческими особенностями той или иной страны и способствовать концентрации всех экономических и военных ресурсов для полного и возможно более скорого освобождения народов европейских стран, оккупированных немецкими войсками. Очередным важным документом, расширявшим рамки сотрудничества СССР и Великобритании в войне против Германии, стал советско-английский договор «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны». Подписание этого договора 26 мая 1942 г. Голикова в британскую столицу, неоднократных визитов британских высокопоставленных английских дипломатов в Москву и неутомимой деятельности советского посла И. Майского в Лондоне. Важным фактором, оказавшим позитивное влияние на развитие советско-английского сотрудничества в войне против нацистской Германии, явился разгром немецких дивизий в битве под Москвой и первое крупное контрнаступление Красной Армии весной 1942 г. Этот успех продемонстрировал потенциальные возможности Советского Союза противостоять Германии.

В первой части советско-британского договора «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны» говорилось об оказании военной и другой помощи в войне «против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе». Советско-британский и советско-американский договоры, подписанные в 1942 г. Этими и другими подобными двусторонними соглашениями и договорами руководствовались в своей деятельности и аппараты советских военных атташе, действовавшие в Вашингтоне, Лондоне и столицах других государств, входивших в состав антигитлеровской коалиции. Этими же международными документами регламентировалась деятельность советских военных миссий, действовавших в Лондоне, при главкоме союзных войск в Италии, при главнокомандующем Национально-освободительной армией Югославии НОАЮ , а также на завершающем этапе Второй мировой войны — при штабе американского генерала Д. Жестокие условия Второй мировой войны заставили союзников по антигитлеровской коалиции использовать в борьбе против агрессора самые разнообразные формы военно-дипломатической деятельности. Сотрудники аппаратов военных атташе и военных миссий принимали активное участие в организации конференций глав государств и правительств, многосторонних и двусторонних рабочих встреч представителей военных ведомств, заседаний межправительственных рабочих органов по вопросам международного военного сотрудничества. Военные дипломаты, выполняя указания начальника Генерального штаба Красной Армии, организовывали обмен разведывательными сведениями о противнике с союзниками, передавали захваченные образцы военной техники и оружия, содействовали обмену опытом в организации диверсионной борьбы в тылу противника.

Масштабной была деятельность советской военной миссии в Лондоне. Руководитель миссии контр-адмирал Н. Харламов лично занимался вопросами создания общего с англичанами фронта на севере Европы, организацией конвойных операций, которые начались летом 1941 г. Харламов Находясь в Лондоне, контр-адмирал Н. Харламов поддерживал контакты с командующими вооруженными силами США и Великобритании. По заданию начальника советского Генерального штаба Харламов решал вопросы, связанные с поставками в СССР вооружения и военных материалов, контролировал их своевременную погрузку на транспорты и отправку в советские северные порты под охраной советских и британских кораблей сопровождения. На одном из британских военных кораблей контр-адмирал Н.

Харламов 6 июня 1944 г. После завершения служебной командировки и возвращения контр-адмирала Н. Харламова в Советский Союз советскую военную миссию в Лондоне возглавил генерал-майор А. В начале июля 1941 г. Васильев Это соглашение знаменовало вступление Чехословакии в антигитлеровскую коалицию и заложило основы военного сотрудничества с Советским Союзом. Советское правительство согласилось оказывать помощь Чехословакии в формировании на территории СССР национальных чехословацких воинских частей под командованием лица, назначенного чехословацким правительством с согласия правительства СССР. В целях немедленной реализации Советско-чехословацкого соглашения 27 сентября 1941 г.

Вскоре в Советском Союзе начала формироваться первая чехословацкая воинская часть. На ее содержание и вооружение советское правительство предоставило 22 января 1942 г. Подписанные в Москве соглашения активизировали формирование чехословацких воинских формирований на территории СССР и создали правовую основу для целенаправленного взаимодействия советских и чехословацких военных дипломатов, которые действовали в Лондоне, Вашингтоне и Стокгольме. Советское правительство согласилось на создание на территории СССР «польской армии под командованием, назначенным польским правительством с согласия советского правительства».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий