Новости первый земский собор созвал кто

Именно члены Совета всея земли созывали Земский избирательный собор 1613 года и затем участвовали в его заседаниях. Созыв первого земского собора положил начало либерализации политики и предсказал существенные законодательные реформы на века вперед. Земский собор не являлся регулярным органом власти, их созывали в случае необходимости.

Первый земский собор

Художник А. Четвёртый период. Земский собор в 1613 году избрал на царство первого Романова — Михаила Фёдоровича. Земский собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Он решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор налогов, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращение новой агрессии со стороны Польши. С 1622 -1632 гг. Пятый период. В данный период Земские соборы собираются редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, по вопросу восстания в Пскове по русско-польским и русско-крымским отношениям, присоединение Малороссии, решение вопроса об Азове. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года». Шестой период.

Возникновение сословно-представительных учреждений считается закономерностью в развитии различных государств. Такой собор в большей степени отвечает стандартам стран Скандинавии, а также Германии и Австрии. Аналогичные органы существовали в Голландии и Франции. Иностранные историки замечают схожесть Земских соборов с парламентами рассматриваемых стран. Собор было принято созывать, чтобы решать важные государственные вопросы. Они могли касаться политических или экономических проблем. На советах решали, стоит ли продолжать войну или лучше заключить мир. Также эти учреждения рассматривали вопросы сбора податей на нужды армии и избрания царей. В разные времена собор выполнял разные функции. Он мог выступать совещательным органом при существующем правительстве или обладать собственной волей, реализуя выбор своих членов.

В частности, в период Смуты, во время которого власть сильно пошатнулась, Земские соборы стали ее опорой, превратившись в главный управляющий орган. Если рассматривать организацию как явление, она была весьма гибкой и соответствовала текущим условиям страны. Впервые создать учреждение придумал Иван IV. Исторический контекст Земского собора Первый Земский собор был организован при Иване IV, который взошел на престол в 1533 году, однако не мог в полной мере руководить страной в силу возраста. Его отец Василий III скончался, когда сыну было 3 года. Незадолго до смерти правитель назначил совет опекунов. В его структуру входило 7 бояр. Эта комиссия отвечала за порядок в государстве и финансовое положение Ивана до достижения им 15-летнего возраста. Предполагалось, что именно тогда он сумеет взять бразды правления в свои руки. Тем не менее, замысел Василия III не был реализован.

Менее, чем через год опекунский совет распался. Это случилось вследствие переворота. При этом регентом при Иване стала его мать — Елена Глинская. Княгиня отличалась жестким стилем правления. Она даже реализовала в государстве финансовую реформу и ввела единую денежную единицу. Однако женщина умерла до того, как ее сын стал совершеннолетним. Высказывается предположение, что Глинская была отравлена. Дело в том, что в ее теле нашли следы ртути.

Восьмилетний номинальный Великий князь остался круглым сиротой. Началось «боярское правление», которое принесло и державе, и простому народу неисчислимые бедствия. Русское государство стало местом насилий и кровопролития. Много лет проработавший в России итальянский архитектор А. Фрязин, бежав за рубеж, рассказал, что бояре «делают жизнь на московской земле совершенно невыносимой». В политике того времени царили заговоры и перевороты. Только ожесточенная борьба между боярами Шуйскими Рюриковичами и Бельскими Гедиминовичами спасла ребенка на троне и сохранила в целости его владения. До 1540 г. При нем решения Боярской Думы, в которой он безраздельно господствовал, стали законодательно равны царским указам. Правление Шуйских отличалось хищениями и беспорядками: наместники временщика в городах и весях вели себя «как лютые звери», посады пустели, кто мог — спасался бегством. Беглый народ сбивался в разбойничьи шайки по всем центральным уездам страны. Южным границам угрожали татары и турки, Северо-западу — Литва и Швеция. Государство стояло на грани гибели. Спасая державу от разорения, часть придворных совместно с митрополитом всея Руси патриаршество еще не было учреждено поддержали Бельских, которые в 1540 г. Новое правительство укрепило государственную власть и отразило нападение внешних врагов. После кадровой чистки были отправлены в отставку особо непопулярные наместники городов и среди них «один из самых ненавистных Пскову наместников» — Андрей Шуйский. Тяжелая рука государства пришлась не по вкусу аристократам. Шуйские встали во главе нового заговора и в январе 1542 г. Во время мятежа бояре ночью ворвались в спальню малолетнего Великого князя в поисках своих врагов, а митрополита Иоасафа «с великим бесчестием согнали с митрополии». Двенадцатилетний Иоанн был в ужасе, опасаясь за свою жизнь. Шуйские, опьяненные торжеством победы, потеряли всякую меру. Разыгрывая роль полновластных хозяев, они расхищали государственную казну, обзавелись золотой посудой из царской ризницы, раздавали своим приверженцам чины, награды и вотчины. Иностранные послы уже величали Шуйских «принцами крови», как бы подтверждая их право на престол. Унижая мальчика, глава мятежного клана Иван Шуйский сидел в присутствии государя, опираясь при этом локтем о постель его покойного отца и положив ноги на царский стул. Впоследствии Иван Грозный вспоминал, что в то время он часто не имел самого необходимого: одежды и пищи. Если такое приходилось терпеть царю, то каково же было его подданным? Будущего царя опекал святитель Макарий, которого Шуйские посадили на митрополичий престол после изгнания ими из Москвы митрополита Иоасафа 1542. Они надеялись, что св. Макарий станет их послушным сторонником, но ошиблись. Митрополит оказался не только государственником, но и стал покровителем и воспитателем малолетнего Великого князя, его наставником в вере и в управлении государством. Именно с благословения свт.

Однако замыслу Василия III не суждено было сбыться: меньше чем через год после вступления на пост опекунский совет распался в результате переворота, а регентство при Иване заняла его мать Елена Глинская. Княгиня правила решительно и даже провела в России денежную реформу, введя единую для страны денежную единицу, но также не дожила до совершеннолетия юного князя. Считается, что Глинскую отравили, так как в останках была обнаружена ртуть. Она умерла в 1538 году, оставив восьмилетнего Ивана IV на милость бояр Василия и Ивана Шуйских, которые захватили власть и стали фактически править от имени юного наследника престола. Судя по словам и письмам Ивана в будущем, бояре плохо с ним обращались, лишали пищи и одежды и всячески унижали. Никто больше не мешал им раздирать страну дворцовыми интригами, казнокрадством и нечестными податями. В это непростое время у Ивана был наставник — митрополит Макарий. Считается, что он немало повлиял на решения князя, в том числе навел его на мысль первым в российской истории венчаться на царство, став тем самым равным европейским королям и упрочив свою власть. Предпосылки для Земского собора 1549 года Смерть Василия III и малолетство его наследника повлекли за собой острый социально-политический кризис: в стране больше не было властного и авторитетного монарха, при дворе воцарилась атмосфера интриг: плелись заговоры и совершались перевороты. Правящие от имени юного Ивана бояре злоупотребляли властью, увеличивали налоги и ужесточали повинности народа. Кульминацией кризиса стали череда разрушительных пожаров в 1547 году и последовавшее за ними Московское восстание, в котором народ ополчился против рода Глинских, виня их в поджогах и колдовстве. Тогда семнадцатилетний Иван IV, уже ставший царем, взял судьбу страны в свои руки и в 1549 году созвал 1 Земский собор. Цели собора В Степенной книге сказано: Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина. Главными целями созыва Земского собора были примирение между собой сословий, устранение хаоса, учиненного за прошедшие годы Боярской думой. Также народу было важно знать о приходе царя, посланного Богом истинного властителя. Иван IV должен был заявить о себе и вместе с тем заручиться поддержкой народа, чтобы положить конец распрям. Кроме того, страна нуждалась в реформах. Россия уже давно пережила эпоху раздробленности, и власть над объединенной державой сосредоточилась в руках московского князя. Суть Земского собора Само слово "земский" означало "общегосударственный". Так называли дело, которое было важно для всех земель страны. Созыв представителей бояр, дворян и духовенства для решения насущных проблем был беспрецедентным шагом в истории Отечества.

Первый созыв земского собора: дата, причины, последствия

Ещё один древний род, но его позиции были ослаблены тем, что его лидер, князь Василий, в это время пребывал в польском плену в Варшаве. Поддержкой не пользовались, так как запятнали свою репутацию во время правления Семибоярщины , когда сотрудничали с польскими интервентами. Та же причина, что и у Куракиных, так что Мстиславские не были сильными кандидатами на Земском соборе 1613 года. Дмитрий Черкасский. Участник второго ополчения Смуты, сподвижник Минина и Пожарского , прославленный в сражениях воевода. Дмитрий Пожарский. Настоящий герой, военный лидер второго ополчения Смутного времени. Однако, он был недостаточно знатен, и, кроме того, многие бояре боялись его растущего влияния.

Дмитрий Трубецкой.

Земский собор. Реформы середины XVI века Государство нуждалось в реформировании, в соответствии с требованиями времени.

Еще в период регентства были начаты две реформы — денежная и губная. В 1550 году в царстве Русском появился новый Судебник. Согласно его пунктам, в государстве вводилась новая единица сбора налогов — большая соха.

Такое наименование получили 400-600 десятин земли. Данный порядок налогообложения просуществовал до 1678 года. К 1550 году относится и начало военной реформы.

Вместо прежних пехотинцев-пищальников были сформированы шесть стрелецких полков, по 500 человек каждый.

Казачье лобби Это правда, что победу Михаилу Романову, против которого сначала выступало старомосковское боярство, обеспечила агрессивная поддержка казаков, которые в марте 1613 года вместе с московским простонародьем ворвались на заседание Земского собора в Кремле? На самом деле мы знаем только один источник об этом — «Повесть о Земском соборе 1613 года» неизвестного автора.

Ее в свое время выявил и ввел в научный оборот замечательный историк Александр Лазаревич Станиславский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Согласно тексту этого документа, главными сторонниками избрания на царство Михаила Федоровича Романова были казаки, которые во время проведения Земского собора составляли львиную долю всех вооруженных людей в Москве. В этой ситуации казачья верхушка имела реальную возможность диктовать свою волю делегатам, наверное, надеясь впоследствии стать новым сословием в России В «Повести» рассказывается, как казаки вели переговоры с боярином Иваном Никитичем Романовым , дядей Михаила Федоровича.

Большинство современных исследователей сходятся с ее основным посылом. Судя по всему, это было именно так, и участникам Земского собора при принятии решения приходилось учитывать настроения казаков. О каких казаках тут идет речь?

Запорожских или донских? Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II.

Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику. Дело в том, что в годы Смуты произошло крушение многих внутренних структур русского общества. До этого оно строилось строго по служебному принципу, когда всякий человек был приписан к какому-либо сословию: крестьянству, посадским людям, стрельцам, детям боярским или духовенству.

Когда произошел слом всей прежней системы общественных отношений, казачество активно пополнялось за счет маргиналов — «охочих людей», поневоле выпавших из своей социальной страты. Почему именно царь-подросток в 1613 году стал консолидирующей фигурой для всех? Потому что он объективно оказался наиболее приемлемым кандидатом.

В соборах участвовали также представители торгово-ремесленного населения, прежде всего крупного купечества гостей , гостиной сотни и суконной сотни , и, как правило, посадского населения Москвы и уездного дворянства , в исключительных случаях — черносошных крестьян. С начала 17 в. История Земских соборов В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития Земских соборов в их истории выделяются 4 периода. Первый период конец 1540-х — конец 1590-х гг. Большинство исследователей считают первым Земским собором т.

Собор примирения 27—28 февраля 1549 , на котором при участии монарха, митрополита Московского и всея Руси Макария и иных духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и других представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530—1540-х гг. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника вместо Судебника 1497 г. В Земском соборе, созванном в начале опричнины 28 июня 1566 г. На этом Земском соборе обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённой ситуации продолжить военные действия.

Активизация общественно-политической жизни, связанная с Земским собором 1566 г. Участники Земского собора конца 1580 г. Некоторые учёные к Земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 г. Александров Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам Земского собора относят войсковые собрания соборы в ходе Казанских походов 1545—1552 гг.

Второй период конец 1590-х — начало 1620-х гг. Второй период совпал с системным кризисом общества и государства события Смутного времени и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей 1598 объективно расширило права и сферу деятельности Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при их созыве и во время работы. В 1605—1622 гг. Земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2—3 года депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618.

Расширилось сословное представительство Земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп в том числе иноэтнических , а в трёх случаях при создании Земского правительства в 1612, на Земских соборах 1613 и 1616 — за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах в сочетании с частичной выборностью в «городах» уездах получил развитие особенно с 1610 принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха в представлениях эпохи только через правильно сформированный Земский собор мог проявиться Божий выбор. От имени Земского собора велись переговоры с другими государствами и предварительно заключались акты о будущем государственном устройстве Русского государства Московский договор 1610 , Новгородский договор 1611 , так что они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти. На ряде Земских соборов избирались правители государства или Земское правительство.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

сословно-представительный орган, собиравший депутатов от всех слоёв населения (кроме частновладельческих крестьян и городских "белослободчиков") европейской части России. Земский Собор, созванный в 1598 г. по результатам своей работы, внес некоторые изменения в список представителей столичного купечества, в основной принцип представительства. Собор примирения позднее стал называться Земским, т.к. его участники собрались со всех земель. Первый земский собор был созван в Константинополе в 1054 году императором Византии Константином IX Мономахом.

Земские соборы 1549–1653 гг. Их структура, полномочия

При этом важно учитывать, что крепостные крестьяне туда не входили. Возникновение сословно-представительных учреждений считается закономерностью в развитии различных государств. Такой собор в большей степени отвечает стандартам стран Скандинавии, а также Германии и Австрии. Аналогичные органы существовали в Голландии и Франции. Иностранные историки замечают схожесть Земских соборов с парламентами рассматриваемых стран. Собор было принято созывать, чтобы решать важные государственные вопросы.

Они могли касаться политических или экономических проблем. На советах решали, стоит ли продолжать войну или лучше заключить мир. Также эти учреждения рассматривали вопросы сбора податей на нужды армии и избрания царей. В разные времена собор выполнял разные функции. Он мог выступать совещательным органом при существующем правительстве или обладать собственной волей, реализуя выбор своих членов.

В частности, в период Смуты, во время которого власть сильно пошатнулась, Земские соборы стали ее опорой, превратившись в главный управляющий орган. Если рассматривать организацию как явление, она была весьма гибкой и соответствовала текущим условиям страны. Впервые создать учреждение придумал Иван IV. Исторический контекст Земского собора Первый Земский собор был организован при Иване IV, который взошел на престол в 1533 году, однако не мог в полной мере руководить страной в силу возраста. Его отец Василий III скончался, когда сыну было 3 года.

Незадолго до смерти правитель назначил совет опекунов. В его структуру входило 7 бояр. Эта комиссия отвечала за порядок в государстве и финансовое положение Ивана до достижения им 15-летнего возраста. Предполагалось, что именно тогда он сумеет взять бразды правления в свои руки. Тем не менее, замысел Василия III не был реализован.

Менее, чем через год опекунский совет распался. Это случилось вследствие переворота. При этом регентом при Иване стала его мать — Елена Глинская. Княгиня отличалась жестким стилем правления. Она даже реализовала в государстве финансовую реформу и ввела единую денежную единицу.

Однако женщина умерла до того, как ее сын стал совершеннолетним. Высказывается предположение, что Глинская была отравлена.

Декабрь 1543 года. Юный князь готов заявить о своих правах. Для этого он использует единственный известный ему способ, показанный десятки раз при дворе — жестокость и расправы. Он отдает приказ об аресте князя Шуйского. Процесс закончился не так как планировалось — до тюрьмы боярина не довели, его убили царские псари. Хотя достоверных сведений о том, что было планом нет. Возможно, приказ заключался в этом. Но даже после серьезного шага Грозного на пути к своему становлению в качестве самодержавного правителя, распри между кланами не прекратились.

Изменилось только отношение к самому князю. Если раньше его игнорировали, то теперь стали проявлять внимание, выказывать знаки уважения и почтения. Иван Васильевич венчается на царство. В ближайшем круге царя происходят перестановки, связанные с его женитьбой и выдвижением нового боярского рода. В народе зреет недовольство отсутствием управления и произволом знати. Усугубляется противостояние нового феодального сословия и бояр. Грозный постепенно понимает, что в тех условиях, которые действовали до венчания его на царство, он постоянно будет пешкой в чужих руках. Кроме того, он должен был управлять огромной территорией, но гарантировать исполнение своих решений он не мог. Так, постепенно стала очевидной необходимость перемен. Первый созыв Земского собора 1549 года — причины и предпосылки: установление и регламентация новых порядков в управлении признание самодержавной власти царя и возвращение порядков, существовавших в период правления Василия III ; создание политической опоры для самодержавной власти объединение ведущих политических сил — феодального сословия и посадской верхушки ; необходимость межсословного договора о сотрудничестве; разделение ответственности за проводимую политику между представителями знати; народное недовольство, обострившееся на фоне Московского пожара 1547 года; потребность в реформах как следствие — необходимость поддержки разных слоев населения, а также представителей всех земель, входящих в состав государства.

Этот собор получил название «собора примирения». Он подвел неутешительные итоги правления бояр после смерти Елены Глинской. При этом, царь не винил во всех бедах исключительно бояр, он брал значительную часть ответственности на себя, в то же время давая понять, что он великодушно прощает все бесчинства и прошлые обиды в обмен на лояльность. Однако уже тогда стало понятно, что боярская власть будет существенно ограничена в пользу дворянской — отдавать бразды правления в руки одного сословия юный царь был не намерен. Если предпосылками созыва первого Земского собора 1549 года были аспекты личностного развития царя, а также годами копившиеся противоречия в верхнем эшелоне власти, то относительно главной причины споры между историками ведутся до сих пор. Кто-то в качестве ключевого фактора выделяет грандиозный Московский пожар, в котором люди обвинили родственников Грозного — род Глинских. За ними начались гонения, осуществлялись расправы. Одни считают, что царь испугался бесчинств народа, другие видят в этом начало идеи очищения правителя от разврата и ошибок молодости: ему казалось, что пожар — это кара за грехи. Был ли это правительственный запал или Грозный просто испугался ответственности, которая оказалась в его руках — сейчас дать однозначный ответ сложно. Важно, что именно в 1549 году был созван первый в истории России Земский собор, протопарламент в условно формирующей сословно-представительной монархии.

Ограниченная монархия на российский манер фото с сайта slavyanskaya-kultura.

События, развернувшиеся в стране, вынудили народ прийти к общему стремлению избавиться от разрухи. Было две попытки изгнать самозванцев из Кремля. Выходит, что созыв Земского собора 1613 года был просто неминуем. Если бы не подобный поворот событий, кто знает, как бы сложилась история и каково было бы положение в государстве сегодня. Таким образом, в 1612 году Пожарский и Минин во главе народного ополчения изгнали польско-литовские войска из столицы.

Были созданы все предпосылки для наведения порядка в стране. Созыв Как мы знаем, Земские соборы в 17 веке были элементом управления государством в противовес духовным. Светская власть нуждалась в совете, который во многом повторял функции славянского вече, когда сходились все свободные мужчины рода и решали насущные вопросы. До этого первый Земский собор 1549 года был еще совместным. В нем участвовали представители церкви и светской власти. Позже от духовенства выступал только митрополит.

Так произошло и в октябре 1612 года, когда после изгнания польско-литовских войск, оккупировавших сердце столицы Кремль, начали приводить страну в порядок. Армия Речи Посполитой, занимавшая Москву, ликвидировалась достаточно просто из-за того, что гетман Хоткевич перестал её поддерживать. В Польше уже поняли, что в назревшей ситуации им не выиграть. Таким образом, после зачистки всех внешних оккупационных сил необходимо было установить нормальную крепкую власть. Для этого были разосланы гонцы во все края и волости с предложением присоединиться выбранным людям к всеобщему собору в Москве. Однако ввиду того, что в государстве все еще была разруха и не очень спокойная обстановка, горожане смогли собраться только через месяц.

Таким образом, Земский собор 1613 года был созван 6 января. Единственным местом, которое смогло вместить всех приехавших людей, был Успенский собор в Кремле. По разным данным, общее их количество составляло от семи сотен до полутора тысяч человек. Кандидаты Следствием подобного хаоса в стране было большое количество желающих воссесть на престоле. Кроме исконно русских княжеских фамилий, присоединились к предвыборной гонке правители других стран. Среди последних, например, были шведский принц Карл и королевич Речи Посполитой Владислав.

Последнего нисколько не смутил тот факт, что его только месяц назад вытурили из Кремля. Русская же знать, хоть и представила свои кандидатуры на Земский собор 1613 года, особого веса в глазах общественности не имела. Давайте посмотрим, кто из представителей княжеских фамилий стремился к власти. Шуйские, как известные потомки династии Рюриковичей, несомненно, были достаточно уверены в победе. Однако опасность того, что они, и оказавшиеся в схожей ситуации Годуновы, начнут мстить прошлым обидчикам, свергнувшим их предков, была очень высока. Поэтому шансы на их победу оказались мизерными, так как многие из избирателей пребывали в родстве с теми, кто мог пострадать от новых правителей.

Куракины, Мстиславские и прочие князья, некогда сотрудничавшие с Королевством Польским и Княжеством Литовским, хоть и сделали попытку приобщиться к власти, потерпели фиаско. Народ им не простил предательства. Голицыны вполне могли бы править Московским царством, если бы их наиболее сильный представитель не томился в плену в Польше. Воротынские не отличались плохим прошлым, но по тайным причинам их кандидат, Иван Михайлович, подал на самоотвод. Наиболее правдоподобной считается версия его участия в «Семибоярщине». И, наконец, самые годные для данной вакансии претенденты — Пожарский и Трубецкой.

В принципе, они и могли бы победить, так как особо отличились во время Смуты, выбили польско-литовские войска со столицы. Однако подвела их, в глазах местной знати, не сильно выдающаяся родословная. Кроме этого, состав Земского собора не беспочвенно опасался последующей «чистки» участников Семибоярщины, с которой с большой вероятностью могли начать политическую карьеру эти кандидаты. Таким образом, получается, что необходимо было найти ранее неизвестного, но при этом достаточно знатного потомка княжеского рода, способного возглавить страну. Официальные мотивы Многие ученые интересовались этой темой. Шутка ли - определить реальный ход событий во время формирования основы современной российской государственности!

Как показывает история земских соборов, вместе людям удавалось принимать наиболее правильные решения. Судя по записям протокола, первым решением народа было исключение из списка кандидатов всех иностранных претендентов. Ни Владислав, ни шведский королевич Карл теперь не могли участвовать в «гонке».

Государев стряпчий Иван Андреевич Бутурлин, правда, предлагал реформировать соборы в постоянно действующее учреждение с выборными людьми, имеющими годичные полномочия и обеспеченными квартирами в столице. Но от него отмахнулись как от человека «не в целом уме». Впрочем, один раз, уже при следующем Романове, Земский собор был созван по прямой инициативе «снизу». Но последняя вряд ли состоялась бы, не случись московского восстания в июне 1648 года, часто неправильно называемого Соляным бунтом.

Всё началось с возмущения посадских людей, но не против косвенного налога на продажу соли, отменённого ещё в декабре 1647 г. Главным объектом ненависти бунтовщиков был второй человек в государстве, воспитатель и свояк молодого царя Алексея Михайловича боярин Борис Иванович Морозов, а также его ближайшие помощники Леонтий Плещеев и Пётр Траханиотов. Разъярённая толпа требовала от юного монарха их крови, и он был вынужден целовать крест, что выполнит её волю, отмолив только дорогого для него человека — Морозова. Но ни на жизнь, ни на прерогативы самодержца бунтовщики не покушались, антимонархические лозунги в их дискурсе отсутствовали. Это отчасти напоминает французскую Фронду, участники которой также клялись в верности малолетнему Людовику XIV, а виновником всех зол называли первого министра кардинала Мазарини. Сходства добавляет временное изгнание и новое возвращение к власти, как Морозова, так и Мазарини. Более того, И.

Андреев находит в Москве 1648 года своих аристократов-«фрондёров» — боярина Н. Романов, двоюродного дяди царя Алексея, и князя Я. Черкасского, использовавших народный бунт для устранения своего конкурента Морозова и выступивших в качестве посредников между посадом и царём [17]. Но уже здесь хорошо видна большая разница между Россией и Францией. Московские «фрондёры» не имели политической субъектности: интриги Романова и Черкасского и военные действия армий французских принцев-оппозиционеров — явления разного порядка. Принцев могли арестовать и подвергнуть заключению, но с ними потом вели переговоры и заключали перемирия, бояре же всегда оставались лишь государевыми слугами, самое дерзкое, что они могли себе позволить даже в разгар общественной нестабильности — демонстративно не явиться ко двору или отказаться от назначения на воеводство в провинцию. Не являлась, по сути, политическим субъектом и московская бунтующая толпа, спонтанная и аморфная, не имеющая организующего центра.

У парижской Фронды таким центром стал парламент, формулировавший требования мятежных парижан на языке закона и отстаивавший их на переговорах с верховной властью. Да и сами по себе парижские обыватели были достаточно структурированной силой, ибо охрана порядка в городе находилась в руках городской милиции. В Москве городская милиция как институт отсутствовала. Тем не менее московское восстание сумело достичь невероятных по российским меркам результатов. Произошло это потому, что, во-первых, бунтовщиков отказались разгонять стрельцы, также недовольные политикой правительства Морозова, а, во-вторых, потому, что посад поддержало провинциальное дворянство. Такому союзу государство ничего не могло противопоставить, ибо дворянство — это армия. Власти пришлось согласиться, уже в июле состоялся ЗС, на котором было принято решение о создании нового точнее, первого полноценного свода законов.

Для принятия последнего осенью был созван ещё один собор, «своей численностью, уступавшей разве что избирательному собору 1613 года», на нём «присутствовало чуть меньше 300 выборных, причем от уездного дворянства — более 170 человек, от городов — 89, от московских сотен и слобод — 12 и от стрельцов — 15. Обращает на себя внимание решительное преобладание представителей уездов. Никогда еще голос провинции не звучал так явственно, никогда еще перепуганные правящие круги не прислушивались к нему с такой чуткостью… Многие выборные привезли с собой наказы избирателей. Текст одного из таких наказов сохранился. Сами законы делегаты собора не разрабатывали, этим занимался специально созданный Уложенный приказ во главе с князем Н. Одоевским, но, несомненно, в их обсуждении они активно участвовали. К концу января 1649 г.

Уложение было готово. Перед нами вроде бы решительная победа «средних слоёв» по терминологии С. Платонова Московского государства, закреплённая на законодательном уровне. Но вот что поразительно, никаких перемен в политическом строе России эта победа не принесла. Уложение молчит о дальнейшей судьбе соборов, никак не прописывает их права и функции, молчит оно и о каких-либо политических правах «сословий», а тем более об ограничении самодержавия, в нём «нет ни одной статьи, которой бы обеспечивалось значение земщины в государственных делах» [20]. Не произошло никакого обновления правящей элиты страны за счёт выдвижения лидеров дворянской оппозиции да мы их, собственно, и не знаем. Судя по всему, подобных требований выборные и не выдвигали.

Но ещё поразительнее, что в Уложении никак не отразились звучавшие в Большой всенародной челобитной пожелания о реформе местного суда и управления. В преамбуле, правда, провозглашается принцип равенства всех перед законом, выдвигавшийся в наказах — чтобы «от большаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна». Но о механизмах, обеспечивающих это равенство, нет ни слова. Более того, Уложение отменило участие представителей посада в судебных делах, предоставив судопроизводство исключительно воеводам и приказным людям. Немногим позже, в 1650 г. Чего же реально добились «средние слои»? Служилые люди — окончательного закрепощения владельческих крестьян и введения бессрочного сыска беглых, посадские люди — ликвидации «белых слобод», жители которых не несли городского тягла, последнее теперь распространилось и на них.

Удовлетворив свои узкосословные интересы, дворяне и горожане нимало не расширили своей возможности влиять на государственные дела, оставив их, как и прежде, полностью в государевых руках. Они резко усилили градус несвободы в России для подавляющего большинства её населения — крестьян, но при этом нисколько не расширили пространство собственной свободы. Наметившийся было новый политический субъект — союз служилых людей и посада — распался, не оставив и следа.

Интересные факты о Земском соборе

Созыв Иваном Грозным первого Земского Собора, его деятельность. Первый земский собор был созван по инициативе Ивана Грозного, который столкнулся с необходимостью провести собрание важнейших представителей русского общества. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью — данный период продолжается вплоть до 1565 г. 21 января 2019 София Веселова ответила: Земский собор был учреждён при царе Иване Грозном в XVI веке. Тегипервый собор на руси, решение собора 1549, где проходил земский собор 1613, земский собор итоги, первый собор был созван в 1549 году.

Первый земский собор

Историки до сих пор гадают, какую категорию населения они представляли? Предположительно, это были выборные от черносошных, то есть лично свободных крестьян. С другой стороны, они представляли Коломенский и Тульский уезда, где к началу столетия уже не было свободных от крепостной зависимости крестьян. Во всяком случае крестьяне, свободные или владельческие, за всю историю соборов призывались на них лишь однажды в период общенационального кризиса. Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. Самым представительным был Земский собор 1613 г. Как происходили выборы на соборы? Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать "свое государство из городов всякого чина". В 1613 г.

В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы "лучших людей, добрых, умных и постоятельных". Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию. Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. Служилые люди "по прибору" в столице посылали выборных от полков, в провинции - от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни. От провинциального посадского населения - по одному человеку от города.

Во-первых, этот претендент был достаточно молод и неопытен. Его неискушенность в государственных делах позволила бы боярам стать «серыми кардиналами» и в роли советчиков быть фактическими царями. Вторым фактором стала причастность его отца к событиям, связанным с Лжедмитрием II. То есть всем перебежчикам из Тушино можно было не бояться мести или наказаний состороны нового царя. Кроме этого, патриарх Филарет, его отец, пользовался авторитетом в духовной жизни Московского царства, и большинство монастырей поддержали эту кандидатуру. Из всех претендентов только этот род был наименьше связан с Речью Посполитой во время «Семибоярщины», поэтому патриотические чувства народа были полностью удовлетворены. Еще бы: боярин из рода Ивана Калиты, имеющий среди родственников духовное лицо высокого сана, противник опричнины и к тому же молодой и «повадный», как его описывал Шереметьев. Вот какие факторы, по официальной версии событий, повлияли на воцарение Михаила Романова. Вторая версия собора Оппоненты же считают основным мотивом избрания упомянутого кандидата следующий фактор. Шереметьев достаточно сильно стремился к власти, но прямым путем не мог достичь ее по причине незнатности рода. Ввиду этого, как нас учит история 7 класс , он развил необычайно активную деятельность по популяризации Михаила Романова. Для него было все выгодно, ведь его избранник был простым, неискушенным молодым человеком из глубинки. Он ничего не понимал ни в государственном управлении, ни в столичной жизни, ни в интригах. А кому он будет благодарен за подобную щедрость и кого станет слушать в первую очередь при принятии важных решений? Конечно же тем, кто помог ему занять престол. Благодаря активности этого боярина, большинство из съехавшихся на Земский собор 1613 года были подготовлены к принятию «правильного» решения. Но что-то пошло не так. И первые результаты голосования объявляются недействительными «ввиду отсутствия многих избирателей». Решающее голосование переносится на три недели вперед. И в это время происходит много важных событий в обоих противостоящих лагерях. Бояре, противившиеся подобной кандидатуре, сделали попытку избавиться от Романова. Был послан отряд польско-литовских солдат для ликвидации неугодного претендента. Но будущего царя спас прежде безвестный крестьянин Иван Сусанин. Он завел карателей в болото, где они благополучно и сгинули вместе с народным героем. Шуйский же разворачивает немного другой фронт деятельности. Он начинает контактировать с атаманами казачества. Считается, что именно эта сила сыграла главную роль в воцарении Михаила Романова. Конечно, не стоит умалять роль земских соборов, однако без активных и срочных действий этих отрядов у будущего царя фактически не было бы шансов. Именно они фактически силой посадили его на престол. Об этом расскажем чуть ниже. Последней попыткой бояр избежать победы Романова стал выход его к народу, так сказать, «на смотрины». Однако, судя по документам, Шуйский испугался провала, ввиду того, что Михаил был человеком простым и неграмотным. Он мог дискредитировать себя, если бы начал держать речь перед избирателями. Именно поэтому понадобились жесткие и срочные действия. Зачем вмешались казаки? Скорее всего, благодаря активным действиям Шуйского и близившемуся провалу его компании, а также вследствие попытки бояр «бесчестно обмануть» казаков, произошли следующие события. Значение земских соборов, конечно, большое, но агрессивная и грубая сила зачастую оказывается эффективнее. Фактически, в конце февраля 1613 года произошло подобие штурма Зимнего дворца. Казаки вломились в дом митрополита и потребовали созвать народ для обсуждения. Они единодушно желали видеть своим царем Михаила Федоровича Романова, «человека от благодоброго кореня являющего собой добрую отрасль и честь рода». Испуганный священнослужитель созвал бояр, и под давлением было принято единогласное решение о воцарении этого кандидата. Соборная клятва Это фактически протокол, который составляли земские соборы в России. Копию такого документа делегация и доставила второго марта в Коломну будущему царю с матерью. Поскольку Михаилу на тот момент было всего семнадцать лет, неудивительно, что он испугался и сразу наотрез отказался восходить на престол.

Созыв первого земского собора положил начало либерализации политики и предсказал существенные законодательные реформы на века вперед. Историческими вехами соборы стали со смертью Ивана Грозного в 1584-м, оставаясь на пике власти до избрания Михаила Романова в 1613-м, когда эти учреждения исполняли функции и законодательного, и исполнительного органов. С приходом Романовых произошла постепенная деградация Земского собора: 1613 — 1622 г. Из принятых в XVII веке решений можно отметить, например, земский собор 1613 года, созванный ради избрания нового царя и исполнивший эту функцию, заложив начало для правления новой династии — дома Романовых. Так положили начало новой династии русских правителей, продержавшейся до Октябрьской революции. Обычно в этом контексте упоминают еще принятие «Соборного уложения» в 1649-м, а также принятие Запорожского Войска в состав государства на земском соборе 1653-го. Земской собор как главный политический институт История русских земских соборов органично связана с историей развития общества, с процессами формирования общественных отношений, с эволюцией государственного аппарата и изменениями, неизбежно происходившими в сословном строе. По сути, Земский собор — это собрание, определившее будущее России. Усиление его влияния в конце царствования Ивана IV привело к тому, что после смерти царя новые правители избирались с согласия собора. При этом сами участники Земского собора по-прежнему назначались государем.

Выбрать такой день семнадцатого столетия, который был бы достойным представителем своего века, одновременно и трудно и легко. Легко, потому что столетие оставило по себе огромное число документов и колоссальное культурное наследие, большее по объему, пожалуй, чем все предыдущие, вместе взятые. А сколько событий! Даже глаза разбегаются: раскол, восстание Степана Разина, открытие первого высшего учебного заведения — Славяно-Греко-Латинской академии. И трудно, потому что век бурный, «бунташный» в самых различных смыслах, но в нем не было событий, изменивших лицо страны так, как разгром Хазарии или Куликовская битва. При всех «бунтах» семнадцатый век монолитен и даже «нерешителен». Много раз уже писали и говорили о том, что продолжительность исторического века отлична, иногда резко отлична от продолжительности астрономического. Шестнадцатый исторический, например, плавно и величественно вылился на страницы истории еще в пятнадцатом астрономическом, в правление славного воссоздателя Руси Ивана III, а великой трагедией Смуты захватил и кусок астрономического семнадцатого. Совсем не то — семнадцатый исторический. Смутное время неразрывно связано с наследием шестнадцатого века: его политической мыслью, неудачной Ливонской войной, опричниной, началом оформленного крепостничества. А Петр уже весь в восемнадцатом, хотя формально его правление началось 27 апреля 1682 года. Видимо, нельзя четко разделить семнадцатый век эти от силы семь десятков лет на периоды. Рубежом, вообще говоря, может быть революция, крупная реформа, иногда война, иногда даже грань царствований. Историк культуры свободно пользуется термином «елизаветинское время» 1741-1761 , которое не менее характерно, чем екатерининское или даже петровское. А царствование Алексея Михайловича не имеет резких отличий ни от правления его отца Михаила, ни от правления его сына Федора. Этот день можно выбрать не потому, что он «из ряду вон выходящий», но потому, что он вобрал сразу много тенденций своего времени. То был день выбора пути, неокончательного, конечно, но все же выбора: ускорить или замедлить развитие буржуазных отношений в недрах феодального общества и государства. Участники собора, разумеется, не знали, что перед ними практически стоял выбор между смягчением крепостничества или окончательным закрепощением, а также между усилением в стране абсолютизма или укреплением сословного представительства. Причем каждый участник собора вполне мог в одном из двух случаев быть сторонником прогрессивного пути, а в другом — наоборот. Строго говоря, у нас нет прямых сведений, что открытие собора состоялось именно 1 сентября 1648 года. Более того, мы знаем, что не все земские представители успели к 1 сентября приехать в Москву. Но сомневаться в дате не стоит. Любой собор был событием немалым в жизни страны, а Уложенный — особенно. Для значительного события в XVII веке должны были подобрать значительный день. Праздник для заседания не годился, а вот 1 сентября подходило как нельзя лучше — это было «новолетие». В этот день начинался 7157 год «от сотворения мира». Соборные представители неторопливо шествовали в Кремль. По сторонам шествия попарно выстроились московские стрельцы, возможно, только Стремянного, гвардейского полка. Несомненно, то было эффектное зрелище. Кафтан из цветного сукна с длинными, узкими рукавами был для XVII века наиболее распространенной мужской одеждой во всех сословиях, кроме духовенства, от крестьян до бояр. Само собой, отличие даже выходных, опушенных мехом и старательно украшенных кафтанов провинциальных дворян и посадских от придворных кафтанов знати из бархата и парчи было огромным. Горлатные собольи шапки придворных к тому времени стали высокими; у всех же прочих головные уборы были и пониже и «пожиже». Многие соборы начинали свои заседания в Грановитой палате, и скорее всего, так было и в 1648 году. Земские соборы к 1648 году были привычным явлением политической жизни, они имели уже столетнюю историю. Первый известный российский собор состоялся еще в 1549 году. Это обычная для всей Европы позднего Средневековья форма сословного представительства, которая в Испании носила название «кортесов», во Франции — «генеральных штатов», в Англии — «парламента». Заседания сословий везде проходили по палатам куриям , которых в Англии было две, во Франции — три; в испанском Арагоне — четыре. Кстати, они так и переводят русский термин «собор»: англичанин сообщает о созыве в Москве «парламента», а поляк — «сейма». Известный советский историк Л. Черепнин приводит даты возникновения сословных учреждений по странам: 1188 год — Леон и Кастилия, 1218 год — Каталония, 1254 — Португалия, 1265 — Англия, 1274 — Арагон. Более позднее оформление в России сословно-представительной монархии, возможно, связано с ослаблением значения городов в ордынское время. Прежде Русь, как раз наоборот, отличалась развитием городов и городских институтов. В связи с этим важно вспомнить о созыве великим князем Всеволодом Юрьевичем собора в 1211 году. Таким образом, собор как орган и форма сословного представительства появился на Руси раньше, чем в большинстве европейских стран, но вскоре ордынское вторжение оборвало эту линию развития. Представляется вполне закономерным, что возрождение соборов в середине XVI века совпало с возникновением выборных органов земского самоуправления губных старост и целовальников в короткий период правления Избранной рады при Иване IV. Наивысшего авторитета сословное представительство достигает к концу так называемой Смуты, в 1611-13 годах, когда страной вообще управляет Совет всея земли; то есть, первая половина XVII века была периодом наибольшего влияния земских соборов. Пожалуй, самым интересным подтверждением влияния сословий остается то, что, несмотря на обычно строгое соблюдение принципов престолонаследия и понятия о «природном царе» в политической теории, каждый государь XVII столетия, вступая на престол, получал подтверждение своей власти от избирательного земского собора. Черепнин указывает, что впервые это произошло еще в 1584 году, в царствование Федора Ивановича. Можно полагать, что при определенных исторических условиях земский собор как представительная форма мог бы получить дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует проект Ивана Андреевича Бутурлина, предложившего в 1634 году превратить земский собор в постоянно действующий орган с годичным сроком полномочий участников. Состав Уложенного собора 1648-49 годов достаточно типичен и представителен. В любом значительном и продолжительном земском соборе можно выделить четыре курии. Первую из них составляют Боярская дума и некоторые представители высшей администрации казначей и печатник, то есть хранитель государственной печати. Вторую курию, так называемый Освященный собор, составляют помимо епископов настоятели влиятельных монастырей и протоиереи московских соборов. Если в эти две курии входили государственные и церковные деятели, занимавшие определенное положение, то две другие составлялись из земских выборных представителей московского дворянства и дворянства других городов и, наконец, выборных от московского посада и других посадов. Можно полагать, что на некоторых соборах были и выборные черносошного крестьянства, то есть крестьян государственных, а не помещичьих. Определенно они были в составе Совета всея земли 1611-13 годов. А на Уложенном соборе крестьян не было, что, несомненно, отрицательно сказалось на характере крестьянских статей Уложения. Перечислим «по чинам» участников этого собора на основании «рукоприкладства», то есть подписей. Уложение подписали патриарх, два митрополита, три архиепископа, епископ, пять архимандритов, игумен, благовещенский протопоп, пятнадцать бояр, десять окольничих, думный дворянин, казначей, печатник, думный дьяк, пять московских дворян, сто сорок восемь провинциальных дворян, три гостя крупнейших из купцов , двенадцать представителей московского посада, восемьдесят девять выборных других посадов, пятнадцать стрельцов. Таким образом, Освященный собор дал четырнадцать подписей, Дума — двадцать девять, служилое дворянство — сто пятьдесят три, посадские круги — сто девятнадцать если причислить к ним и стрельцов. Цифры приблизительны, историк А. Зерцалов установил, что около тридцати членов собора Уложения не подписали. На соборе было представлено сто семнадцать городов с уездами. Собор состоял из двух палат. Дума и Освященный собор большую часть времени заседали отдельно, вместе с царем, а депутаты сословий заседали под председательством боярина обычно руководителя подготовительной комиссии, князя Никиты Ивановича Одоевского или в особых комиссиях, разбирая отдельные главы Уложения. Что же думали о себе и своей государственной роли сами представители сословий?

Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования

Созыв первого Земского Собора был начальным этапов в борьбе царя Ивана Грозного с боярской думой. Первый земский собор был созван в 1549 году Иваном IV для обсуждения отмены кормлений и получил название «собор примирения». Последний Земский собор полного созыва, на котором находились представители разных сословий, был созван в 1653.

Земский собор 1613 года: избрание Михаила Романова. Роль земских соборов в России

Первое совещание Земского собора продолжалось два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей решение о неподсудности боярских детей наместникам. Укажите: а) причину созыва первого Земского собора, связанную с социально-политической ситуацией в стране б) укажите причину наибольшей активности этих собраний в 1610-1620-е гг., связанную с социально—экономической ситуацией в стране в данный период в). Первый Земский собор был созван при Иване 4 Грозном и получил название «собор примирения», так как рассматривал проблемы отмены кормлений и пресечение злоупотреблений наместников и волостителей. Последний Земский собор полного созыва, на котором находились представители разных сословий, был созван в 1653.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий