Новости парламентские выборы в иране

В Иране сегодня стартовали выборы в однопалатный парламент. Сторонники реформ вообще отказались от участия в выборах, поскольку сочли их непрозрачными. Сегодня в Иране проходят парламентские выборы. В Иране стартовали выборы в Совет экспертов и парламент. Эти выборы – важнейшее событие в политической жизни Ирана, поскольку определяют состав и направление работы двух ключевых органов власти. 11-ые парламентские выборы Ирана стартовали сегодня в пятницу по всей стране.

Власти Ирана опасаются апатии электората после протестов

По данным агентства IRNA, в парламентских выборах за 290 депутатских кресел будут бороться около пяти тысяч кандидатов. Парламентские выборы в Иране. Февраль 22, 2020 19:06 Europe/Moscow. 6 минут назад. Пожаловаться. Парламентские выборы в Иране: Тегеран нейтрализует у себя тюркский фактор Итоги состоявших в Иране парламентских выборов и выборов в Совет экспертов — государственный орган, в который входят 88 исламских богословов. Выборы в законодательные органы были проведены в Иране 1 марта 2024 года в первом туре, а позже, 10 мая 2024 года, во втором.

ВЫБОРЫ В ИРАНЕ: ПОБЕДА КОНСЕРВАТОРОВ

Что касается ассамблеи экспертов то, туда должны попасть 88 человек, которых сегодня также избирают люди. Она важна, так как эти эксперты будут выбирать нового Духовного лидера. Парламент избирается на срок 4 года, а ассамблея экспертов на 8 лет. Избирательные участки открылись в 08:00 по местному времени и закроются к 18:00. Кто может стать кандидатом? Выдвигать свою кандидатуру на выборах в парламент могут граждане Ирана в возрасте 30-75 лет с дипломом магистра и хотя бы 5-летним опытом госслужбы.

При этом кандидат должен быть убежденным в истинности ислама и доказывать это на практике. От этого требования освобождаются кандидаты от религиозных меньшинств. Первым выбор сделал Духовный лидер Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи одним из первых сделал выбор. Он призвал граждан принять участие в голосовании.

Более того, становится ясным, что теперь расшатать страну неэлекторальными инструментами будет непросто: консервативные кандидаты победили во всех провинциях Ирана, включая Тегеран. В более глобальном смысле такой расклад сил будет обеспечивать возможный транзит верховной власти. В провинциях Южного Азербайджана явка избирателей была значительно ниже остальных регионов.

Основная причина — оппозиционные политические партии иранских азербайджанцев призывали к бойкоту. Но он пошел на пользу курдам, проживающим в провинциях Южного Азербайджана: они активно участвовали в выборах и получили десятки мандатов.

Так, пока консервативные политики занимают более 70 процентов мест и около четверти кресел отвоевали реформисты.

Наблюдатели прогнозируют острые дискуссии в меджлисе нового созыва, поскольку даже в партии победителей нет единства по ряду ключевых вопросов.

Тегеран с 30 местами является крупнейшим избирательным округом, на втором месте — провинция Восточный Азербайджан с 6 местами и др. В многопартийных округах неформальные фракции согласовывают списки кандидатов для избрания, и места распределяются между кандидатами пропорционально количеству полученных ими голосов. Несколько представителей в столичном округе избираются во втором туре выборов, которые будут проведены предположительно в мае. Совет по наблюдению за выборами, возглавляемый заместителем министра внутренних дел по политическим вопросам, проводит первичную проверку регистрируемых кандидатов. Затем они проходят проверку Советом стражей, состоящим из 12 членов, в состав которого входят 6 исламских законоведов, отобранных Верховным лидером, и 6 юристов, избранных парламентом из числа кандидатов, выдвинутых Главным судьей, который, в свою очередь, также назначается Верховным лидером. Критерии, исходя из которых Совет стражей должен основывать своё решение о квалификации или дисквалификации кандидатов, перечислены в статье 28 Закона о выборах. В «гибридной» политической системе Ирана, известной как велаят-е факих, верховный лидер возглавляет параллельные государственные институты, включая Совет стражей и судебную систему, играющие важную роль в сохранении исламской системы Ирана перед вызовами, исходящими от «республиканских» институтов, включая канцелярию президента и национальный парламент. Таким образом, речи идёт о вполне демократической системе «сдержек и противовесов».

Кроме того, поскольку многие лидеры и движения, которые доминировали в политике Ирана в течение последних трех десятилетий, уходят со сцены, параллельное государство воспользовалось возможностью создать сплочённую политическую систему, населенную молодым поколением консерваторов», — отмечает индийский исследователь. В январе 2024 г. Али Хаменеи охарактеризовал участие в выборах одновременно как долг и право народа. Среди 26 действующих членов парламента, дисквалифицированных Советом стражей, несколько принадлежат к традиционному «умеренному консервативному» лагерю, занимая высокие посты при бывшем президенте Хасане Роухани.

Рекордно низкая явка на парламентских выборах зафиксирована в Иране

Выборы в парламент Ирана и Совет экспертов: исламская демократия проходит проверку на прочность 290 членов парламента представляют 207 избирательных округов Ирана, продолжает индийское издание.
One moment, please... Статья автора «ИА REX» в Дзене: Итоги состоявших в Иране парламентских выборов и выборов в Совет экспертов — государственный орган, в который входят 88 исламских богословов, призванных следить за.
В Иране — парламентские выборы. Новости. Первый канал Нынешние парламентские выборы в Исламской республике Иран (ИРИ) проходят на фоне достаточно серьёзных проблем, переживаемых этой страной и её обществом.

Поделиться

  • Выборы в парламент Ирана и Совет экспертов: исламская демократия проходит проверку на прочность
  • В Иране стартовал второй тур парламентских выборов
  • Попытки сближения с Западом привели Иран к изоляции – эксперт | Евразия эксперт
  • Больших потрясений в Иране сейчас не будет
  • Итоговая явка на парламентских выборах в Иране составила 42%

Популярное

  • В Иране начались парламентские выборы | Вестник Кавказа
  • В Иране начался подсчёт голосов на выборах в парламент и духовные органы | Октагон.Медиа
  • Новая нормальность
  • Почему в парламент не дали избраться никому, кроме консерваторов
  • Попытки сближения с Западом привели Иран к изоляции – эксперт | Евразия эксперт

Итоговая явка на парламентских выборах в Иране составила 42%

Итогом парламентских выборов в Иране станет новый виток дискуссий в западных СМИ о недемократичности и нелегитимности иранских властей. 6 минут назад. Пожаловаться. Парламентские выборы в Иране: Тегеран нейтрализует у себя тюркский фактор Итоги состоявших в Иране парламентских выборов и выборов в Совет экспертов — государственный орган, в который входят 88 исламских богословов. Консервативные партии одержали убедительную победу на парламентских выборах в Иране, прошедших в минувшую пятницу. Первые парламентские выборы в условиях серьезного усиления санкционного давления США пройдут в Иране в феврале. Нынешние парламентские выборы в Исламской республике Иран (ИРИ) проходят на фоне достаточно серьёзных проблем, переживаемых этой страной и её обществом.

Власти Ирана опасаются апатии электората после протестов

По-видимому, основная цель — увеличить явку. Экс-министр юстиции Ирана Мостафа Пурмохаммади заявил, что иранцы заметно обеспокоены ситуацией в сфере национальной экономики. По его словам, это может привести к апатии среди избирателей. Он возложил вину за кризисную симптоматику прежде всего на администрацию президента Эбрахима Раиси. При этом в процессе регистрации важна не столько подача заявки, сколько то, кого допустили до выборов». Собеседник «НГ» подчеркнул, что власти отфильтровывают множество претендентов. Смагин полагает, что слишком большой разрыв и слишком большое недоверие к нынешней политической системе сложились на сегодня в иранском обществе.

Собеседник «НГ» не исключил, что до голосования в конечном счете допустят более широкий спектр политиков — ради увеличения доверия к процессу в целом. Скорее всего допущенные кандидаты тоже станут результатом показательного компромисса».

Впрочем, надо отметить, что в это время Иран не только находился в состоянии войны в Ираком, но и переживал острейший внутриполитический кризис - достаточно сказать, что первый президент страны Абольхасан Банисадр был смещен парламентом со своего поста и бежал за границу.

А следующий президент Мохаммад Али Раджаи погиб в результате теракта вместе с тогдашним премьер-министром жертвой террористов тогда чуть было не стал и сам Хаменеи, который был ранен террористами. В 1985 году результаты выборов были также предсказуемыми, хотя два соперника Хаменеи уже не выражали своей сервильности. Затем также два раза победителем становился Али Акбар Хашеми-Рафсанджани.

В 1989 году сколько-нибудь серьезная конкуренция была совершенно невозможной - после кончины имама Хомейни иранский истеблишмент был заинтересован в максимально спокойной передаче власти новым лидерам страны. Впрочем, в 1993 году соперничество несколько обострилось - представитель консерваторов, бывший министр труда Ахмед Тавакколи получил достаточно значительную поддержку избирателей. Но реальных шансов на избрание он все же не имел - скорее, речь шла о демонстрации возможностей влиятельных политических сил, которые критически относились к деятельности Хашеми-Рафсанджани.

В 1997 году конкуренция стала уже реальной, а результаты выборов - непредсказуемыми. Фаворит избирательной кампании, спикер парламента Натег-Нури, торжественно принятый в российской Думе, где по инерции были уверены в его гарантированном избрании, потерпел сокрушительное поражение от лидера реформаторов Хатами, которого западные СМИ несколько поспешно назвали "аятолла Горбачев". Такое развитие событий было связано с несколькими факторами.

Среди них харизма Хатами, выгодно отличавшая его от соперника, который скорее являлся администратором, чем публичной политической фигурой не случайно, что Натег-Нури более не участвовал в выборах. Кроме того Хатами стал кандидатом от достаточно широкой политической коалиции, в которую входили как сторонники реформ, находившиеся тогда на подъеме, так и умеренные консерваторы, включая и Хашеми-Рафсанджани. В то же время на стороне Натег-Нури оказался аятолла Хаменеи.

Четыре года спустя Хатами смог удержаться у власти, несмотря на попытки противодействия со стороны консерваторов. Более того, он получил даже большую поддержку, чем за четыре года до этого. Это было связано как с общественными настроениями реформаторы убедительно выиграли парламентские выборы 2004 года , так и с тем, что Хаменеи был вынужден учитывать объективную расстановку сил и не сопротивлялся избирательной кампании президента.

На нынешних выборах конкуренция была беспрецедентной для Ирана. Два ярко выраженных реформаторских кандидата - Мостафа Моин и Мохсен Мехрализаде - вначале получили отказ в регистрации, но затем все же стали кандидатами. Такое решение принял аятолла Хаменеи с тем, чтобы избежать усиления напряженности в стране.

Сам по себе такой шаг духовного лидера весьма показателен для характеристики ситуации в стране - он носил явно вынужденный характер. Таким образом, вроде бы всесильный аятолла был вынужден учесть мнение значительной части истеблишмента Ирана. В поддержку такого решения выступили не только сторонники реформ, но и умеренные политики - такие как Хашеми-Рафсанджани, который небезосновательно рассчитывал на поддержку со стороны реформаторов перед вторым туром выборов.

Реформаторы и консерваторы Еще одна распространенная точка зрения заключается в том, что иранские политические силы делятся на прогрессивных сторонников реформ и реакционных консерваторов, представителем которых является победитель нынешних выборов Ахмади-Нежад. В принципе, она имеет под собой существенные основания, но нуждается в определенной корректировке. Дело в том, что значительная часть реформаторов в течение 80-х - первой половины 90-х годов проделали непростую идейную эволюцию.

Так, занявший на выборах пятое место Моин является характерной для иранских реформаторов фигурой. В молодости он был крайним радикалом и даже участвовал в известном захвате американского посольства в 1979 году. Затем занимал высокие посты в исполнительной власти, был министром при президентах Хашеми-Рафсанджани и Хатами.

Постепенно из радикала стал реформатором, из фанатичного исламиста - сторонником демократизации. В ходе нынешней кампании Моин выступал за свободу слова и вероисповедания, интеграцию страны в мировое сообщество, против вмешательства государственных органов в личную жизнь граждан. По этому пути прошли многие приверженцы реформ в современном Иране, включая и инициатора захвата американских заложников в 1979 году, ходжат-оль-ислама Мохаммада Мусави-Хоениха, политическая биография которого выглядит следующим образом: активист радикальной исламской организации, генеральный прокурор в середине 1980-х годов, депутат парламента популистского толка до 1992 года, журналист-реформатор, поддерживавший деятельность президента Хатами.

Кстати, и сам будущий президент в этот период в течение десяти лет руководил одним из наиболее идеологизированных ведомств - министерством культуры и исламской ориентации. При этом, по крайней мере, в течение первой половины этого срока он выглядел абсолютно ортодоксальным исламским деятелем, никак не склонным к какому-либо реформаторству. К числу реформаторов относился и бывший спикер парламента Мехди Кярруби - один из двух религиозных деятелей, баллотировавшихся сейчас на пост президента вторым был Хашеми-Рафсанджани.

В течение 80-х годов он также принадлежал к числу политиков радикального толка - в этом качестве Кярруби был депутатом парламента.

Для привлечения избирателей на выборы власти запускали ролики с танцующими девушками по центральному телевидению с просьбой прийти на выборы, что является несовместимым с канонами ислама, а также дарили девушкам цветы и проводили другие мероприятия, чтобы создать иллюзию влияния голосования на улучшение жизни. Напомним, как президент Исламской Республики отказался от интервью с журналисткой CNN Аманпур 22 сентября 2022 года во время начала протестов.

Оппозиция, возглавляемая принцем Резой Пехлеви, решила полностью бойкотировать выборы и начала кампанию в социальных сетях, в рамках которой люди выкладывали ролики с клоунами, дабы символически представить выборы в виде циркового представления. Было создано много граффити с призывом к бойкоту, а также сжигались и уничтожались баннеры и плакаты, призывающие проголосовать. На рисунке ниже виден значительный рост среди числа опрашиваемых по поводу поддержки бойкота выборов.

Рисунок 3 Результаты опроса В день голосования в социальных сетях широко распространялись кадры с пустых избирательных участков, на которых было наглядно видно, что никто не пришел голосовать. Таким образом, успешность бойкота объясняется способностью мобилизовать оппозицией избирателей, а также сформированый в рамкам избирательного процесса конфликт между элитами.

Второй тур выборов в Меджлис парламент стартовал в пятницу в Иране. Об этом сообщило агентство ISNA. Голосование на участках началось в 08:00 по местному времени 06:30 мск и продлится в течение 10 часов.

РОССИЙСКИЙ ФОНД СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ

  • На парламентских выборах в Иране проголосовали менее половины избирателей
  • Выборы в Иране — Википедия
  • В Иране завершились парламентские выборы
  • Явка на парламентских выборах в Иране составила 41%

В Иране завершились парламентские выборы

В Иране начались парламентские выборы | Вестник Кавказа При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день – пятницу.
Попытки сближения с Западом привели Иран к изоляции – эксперт | Евразия эксперт Многим кандидатам, выступающим за проведение реформ в Иране, запретили участвовать в парламентских выборах, а некоторых политических деятелей, в том числе бывшего президента Ирана Хасана Рухани, не допустили до выборов в Совет экспертов.

Парламентские выборы в Иране выиграли сторонники президента Роухани

Парламентские выборы в Иране 1 марта 2024 года (неопр.). По данным агентства IRNA, в парламентских выборах за 290 депутатских кресел будут бороться около пяти тысяч кандидатов. При проведении парламентских выборов внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено. Явка на парламентских выборах в Иране достигла исторического минимума — около 40%. 21 февраля в Иране пройдут выборы депутатов Меджлиса. По прогнозам экспертов, консерваторы сохранят за собой парламентское большинство.

Парламентские выборы в Иране: консерваторы побеждают

Первое заседание нового состава парламента пройдет в конце мая. Также 1 марта прошли выборы в Совет экспертов - консультативный орган при руководителе Ирана. За 88 мест в Совете боролись 144 кандидата. Их отобрал Совет целесообразности из 510 претендентов, зарегистрировавшихся для участия в выборах. Многим кандидатам, выступающим за проведение реформ в Иране, запретили участвовать в парламентских выборах, а некоторых политических деятелей, в том числе бывшего президента Ирана Хасана Рухани, не допустили до выборов в Совет экспертов.

Сам по себе такой шаг духовного лидера весьма показателен для характеристики ситуации в стране - он носил явно вынужденный характер. Таким образом, вроде бы всесильный аятолла был вынужден учесть мнение значительной части истеблишмента Ирана.

В поддержку такого решения выступили не только сторонники реформ, но и умеренные политики - такие как Хашеми-Рафсанджани, который небезосновательно рассчитывал на поддержку со стороны реформаторов перед вторым туром выборов. Реформаторы и консерваторы Еще одна распространенная точка зрения заключается в том, что иранские политические силы делятся на прогрессивных сторонников реформ и реакционных консерваторов, представителем которых является победитель нынешних выборов Ахмади-Нежад. В принципе, она имеет под собой существенные основания, но нуждается в определенной корректировке. Дело в том, что значительная часть реформаторов в течение 80-х - первой половины 90-х годов проделали непростую идейную эволюцию. Так, занявший на выборах пятое место Моин является характерной для иранских реформаторов фигурой. В молодости он был крайним радикалом и даже участвовал в известном захвате американского посольства в 1979 году.

Затем занимал высокие посты в исполнительной власти, был министром при президентах Хашеми-Рафсанджани и Хатами. Постепенно из радикала стал реформатором, из фанатичного исламиста - сторонником демократизации. В ходе нынешней кампании Моин выступал за свободу слова и вероисповедания, интеграцию страны в мировое сообщество, против вмешательства государственных органов в личную жизнь граждан. По этому пути прошли многие приверженцы реформ в современном Иране, включая и инициатора захвата американских заложников в 1979 году, ходжат-оль-ислама Мохаммада Мусави-Хоениха, политическая биография которого выглядит следующим образом: активист радикальной исламской организации, генеральный прокурор в середине 1980-х годов, депутат парламента популистского толка до 1992 года, журналист-реформатор, поддерживавший деятельность президента Хатами. Кстати, и сам будущий президент в этот период в течение десяти лет руководил одним из наиболее идеологизированных ведомств - министерством культуры и исламской ориентации. При этом, по крайней мере, в течение первой половины этого срока он выглядел абсолютно ортодоксальным исламским деятелем, никак не склонным к какому-либо реформаторству.

К числу реформаторов относился и бывший спикер парламента Мехди Кярруби - один из двух религиозных деятелей, баллотировавшихся сейчас на пост президента вторым был Хашеми-Рафсанджани. В течение 80-х годов он также принадлежал к числу политиков радикального толка - в этом качестве Кярруби был депутатом парламента. Почему же радикалы стали реформаторами, сторонниками демократизации страны. Очевидно, что свою роль в этом сыграл их нонконформизм, обращенный в течение 80-х годов против либералов-западников. Когда же западники перестали быть реальной угрозой, то существенным ограничителем для политической активности для политических активистов стали лидеры консервативно настроенного духовенства, которые не были заинтересованы во всякой политической активности, которая могла бы нанести ущерб сбалансированной системе управляемой демократии. Кроме того, есть и еще одна причина такой идеологической эволюции.

Период "бури и натиска", свойственный хомейнистскому Ирану, закончился. Война с Ираком завершилась, причем многие "ревнители" испытали явное разочарование: саддамовский режим свергнуть не удалось, стороны были вынуждены вернуться к довоенным границам. Иран отказался и от "экспорта революции" - так, в Ливане первоначально проиранская организация "Хезболлах" диверсифицировал свои интересы и сейчас находится явно ближе к Сирии. В этой ситуации политический радикализм перестал соответствовать интересам и иранского истеблишмента, и населения страны. Поражение многих радикалов на парламентских выборах 1992 года обозначило политический тупик, в котором они оказались. Перед радикалами, по сути дела, открывались две возможности - или уход из политики как поступил, к примеру, одиозный участник массовых казней в начале 80-х годов Садек Хальхали , или "смена вех", которую выбрали большинство из них.

Впрочем, надо отметить, что идеологическая эволюция целого ряда нынешних реформаторов в частности, Хатами началась еще до 1992 года. При этом, отказавшись от исламского радикализма, эта генерация политиков, однако, сохранила верность другой идеологической составляющей - этатизму, то есть признанию ведущей роли государства в экономике. В течение 80-х годов именно нынешние реформаторы наиболее активно выступали за ограничение частной инициативы в бизнесе, борьбу с "черным рынком" с помощью силовых средств, конфискацию имущества эмигрантов последняя мера была блокирована консерваторами , национализацию собственности. В настоящее время, разумеется, реформаторы не требуют прибегать к столь радикальным средствам некоторые из них допускают частичную либерализацию экономики , но общая этатистская направленность их экономического курса сохраняется. На нынешних выборах, как и на двух предыдущих, конкуренцию реформаторам составили консерваторы. Однако с последовательных консервативных позиций выступал только один из них - Али Лариджани, который наиболее активно апеллировал к традициям Хомейни.

Показательно при этом, что Лариджани, несмотря на свой жесткий консерватизм, вовсе не являются сторонником автаркии - так, в его предвыборной программе содержался тезис о необходимости вступления Ирана в ВТО. Бывший начальник полиции Мохаммад-Багер Калибаф весьма прагматично пытался синтезировать консервативные и реформаторские тезисы, апеллируя к иранской молодежи. Хашеми-Рафсанджани также стремился стремившийся дистанцироваться как от наиболее последовательных реформаторов, так и от консервативных сил.

Если реформисты действительно представляют собой подлинное политическое течение и верят в демократию, они должны сделать все возможное, чтобы повысить процент участия в выборах». Обсуждая призыв верховного лидера аятоллы Али Хаменеи к повышению уровня участия в выборах, Имен-Абади добавил: «Лидер революции недавно сделал важные замечания относительно уровня участия в выборах, но Министерство внутренних дел, Совет стражей, «Голос и видение Исламской Республики», государственное информационное агентство Ирана, «и другие институты ничего не сделали для реализации пожеланий лидера.

Народу ясно, что фракция, контролирующая кабинет министров и парламент, не заинтересована в максимальном расширении участия населения в выборах». Выступая с критикой в адрес режима, Имен-Абади сказал: «В Иране, когда кандидата дисквалифицируют, он не получает никаких объяснений, почему его дисквалифицировали». Нападая на парламентское большинство, он продолжил: «Посмотрите, что происходит сегодня в парламенте. Парламент в основном озабочен Интернетом» он сказал это, ссылаясь на парламентские дебаты о том, как ограничить доступ населения к Интернету , он также обсуждает «вопрос о прическах девочек и женщин и тому подобное.

В рамках второго этапа — регистрации кандидатов на парламентских выборах — после проверки выдвинутых кандидатур Советом стражей Конституции к участию в парламентских выборах первоначально было допущено зарегистрировано 24. В конечном счете, в дальнейшем при проведении дополнительной проверке представленных кандидатами документов на регистрацию Советом стражей Конституции, в том числе в связи с поступившими апелляциями, к участию в настоящих очередных парламентских выборах допущено 14.

Необходимо отметить, что при проведении настоящих очередных парламентских выборов некоторые политические партии приняли решение об их бойкоте. Информационное обеспечение парламентских выборов. Предвыборная агитация и ее финансирование. В соответствии со статьей 24 Конституции Ирана пресса свободна в публикации материалов, за исключением тех случаев, когда она наносит ущерб основам ислама или общественным правам. Эти случаи определяются законом. Обеспечивается свобода собраний и демонстраций без оружия и без нарушения основ исламских норм и принципов статья 27 Конституции Ирана.

На телевидении и радио обеспечивается свобода слова при условии соблюдения исламских норм и с учетом интересов страны статья 175 Конституции Ирана. В соответствии с законодательством национальное общественное телевидение и радио должны транслировать информационно-разъяснительные и образовательные электоральные программы, которые МВД Ирана или центральный наблюдательный комитет, назначенный Советом стражей Конституции, сочтут необходимыми. Кроме того, общественное телевидение и радио должны информировать избирателей о роли Меджлиса Исламского совета как парламента Ирана и обязанностях его депутатов, а также транслировать на центральных и местных каналах все сообщения уведомления , относящиеся к проведению настоящих очередных парламентских выборов. В соответствии с законодательством военнослужащим Корпуса стражей Исламской революции, а также сотрудникам правоохранительных органов запрещается в какой-либо форме вмешиваться или участвовать в организации и проведении выборов, осуществлять общественное наблюдение за ними. В агитационный период при проведении парламентских выборов Советом по телерадиовещанию Ирана проводится информационно-разъяснительная работа в государственных средствах массовой информации. При этом информационно-разъяснительные программы должны быть предварительно одобрены Министерством внутренних дел Ирана или Центральным избирательным комитетом при Совете стражей Конституции.

В указанных программах должна разъясняться роль Меджлиса как парламента Ирана, а также роль и ответственность его депутатов. Кроме того, Совет по телерадиовещанию Ирана должен обнародовать информацию, относящуюся к подготовке и проведению парламентских выборов, на национальных либо местных каналах электронных средств массовой информации. Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи призвал избирателей принять участие в голосовании, поскольку такое участие является религиозным долгом каждого иранца, при этом всякий, кто вступает в оппозицию к выборам, вступает в оппозицию к Исламской Республике Иран15. Тегеране на встрече с представителями провинции Восточный Азербайджан он заявил, что путь реформ в стране проходит через выборы, которые являются одной из основ Ирана, и призвал избирателей к массовой явке на предстоящих парламентских выборах: каждый иранец должен принять участие в голосовании. В преддверии настоящих очередных парламентских выборов правительство Ирана мобилизовало священнослужителей и молодых семинаристов для стимулирования явки избирателей: так, студенты Ассоциации студентов семинарии Кума сформировали группу под названием «Сорок дней советов», чтобы мотивировать избирателей в течение 40 дней, предшествующих дню голосования на парламентских выборах необходимо отметить, что, в целом, священнослужители не пользуются значительной популярностью в иранском обществе, что создает проблемы для эффективности этих электоральных пропагандистских усилий. В целом, государственные средства массовой информации подготовили новые телевизионные шоу и пригласили более широкий круг гостей для обсуждения деликатных политических вопросов.

Кроме того, национальное телевидение IRIB впервые разработала новую информационную стратегию по побуждению женщин-избирателей к участию в голосовании: Джила Садеги, одна из популярных телеведующих одной из утренних телевизионных программ, непосредственно обращается к женщинам с призывом принять участие в голосовании на парламентских выборах как светского долга, будучи облаченной не в традиционный женский дресс-код хиджаб , в течение длительного времени принятый на телевидении, а в современный светский женский костюм. Джила Садеги, одна из популярных телеведущих одной из утренних телевизионных программ, в новом облике вверху слева и внизу, вверху справа — в традиционном облике обращается к женщинам с призывом принять участие в голосовании на парламентских выборах 1 марта 2023 года В соответствии с законодательством со дня выдвижения кандидатов до дня начала официального календарного восьмидневного периода проведения предвыборной агитации любая агитационная деятельность запрещена. Агитационный период предвыборная агитация начинается за 7 дней и заканчивается за 24 часа до дня голосования избирателей на парламентских выборах: таким образом, предвыборная агитация накануне дня голосования и непосредственно в день голосования избирателей запрещена. При проведении 1 марта 2024 года настоящих очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством продолжительность агитационного периода для непосредственных участников парламентских выборов составляет семь календарных дней — с 22 февраля и до 08:00 по местному времени 29 февраля 2024 года, то есть предвыборная агитация заканчивается за 24 часа до начала времени голосования голосование избирателей начинается в 08:00 по местному времени 1 марта 2024 года. Продолжительность периода электоральной тишины — с 20:00 по местному времени 29 февраля до завершения времени голосования 1 марта 2024 года 18:00. В агитационный период запрещается, в частности, повреждать или уничтожать агитационные материалы, распространять кандидатами и их уполномоченными представителями несоответствующую действительности информацию в отношении других кандидатов, размещать печатные агитационные материалы в запрещенных законодательством местах, использовать официальные средства массовой информации, пятничные намазы в мечетях для проведения предвыборной агитации, государственные либо государственно-общественные ресурсы и структуры для проведения предвыборной агитации.

В целом, в соответствии с законодательством государственные средства массовой информации должны быть политически нейтральными при освещении избирательного процесса, тогда как частные средства массовой информации могут проводить агитацию в поддержку того или иного кандидата. Негативная предвыборная агитация законодательно запрещена16. Государственная телерадиокомпания Ирана IRIB начала вещание 200 телевизионных каналов по освещению парламентских выборов и выборов Собрания экспертов по выборам Духовного лидера страны, проводимых 1 марта 2024 года, проведению участниками указанных выборов предвыборной агитации. Вещание телевизионных каналов было открыто Президентом Ирана Ибрахимом Раиси 9 февраля 2024 года на телевизионной церемонии в городе Тегеране; указанные телеканалы должны работать в течение всего агитационного периода. При этом, транслируя телепрограммы с местной направленностью во всех 31 провинции страны, телеканалы должны, в частности, транслировать теледебаты кандидатов; кроме того, они могут также транслировать агитационные видеоматериалы и документальные фильмы кандидатов за плату17. В целом иранскую электоральную политику определяют два крыла консерваторов.

Первое крыло консерваторов — Фронт Пайдари «Стойкость» , придерживается пуританских взглядов, выступает за экономику, контролируемую государством, заявляет о своей приверженности социальной справедливости, особенно искоренению коррупции и повышению эффективности правительства; при этом более воинственно относится к внешней политике и настаивает на необходимости сближения Ирана с незападными державами, прежде всего Китаем и Российской Федерацией. Второе крыло консерваторов включает традиционных или основных консерваторов во главе с Мохаммадом-Багер Калибафом, Председателем действующего Меджлиса Исламского совета, которые склонны быть более прагматичными и менее идеологизированными, выступают за более сильный частный сектор вместо контролируемой государством экономики, более склонны к открытию политического пространства, при этом признают, что возвращение некоторых реформистов в избирательную политику может сделать дебаты более яркими, а Иран — более устойчивым; кроме того, они также более открыты для взаимодействия с внешним миром, включая европейские страны. Законодательство о выборах детально не регулирует вопросы финансового обеспечения парламентских выборов, однако, не устанавливает каких-либо ограничений на расходы участников указанных выборов, иных организаций, союзов и ассоциаций при проведении предвыборной агитации18. Использование каких-либо государственных финансовых ресурсов для финансирования проведения предвыборной агитации на парламентских выборах законодательно запрещено19. Создание непосредственными участниками парламентских выборов избирательных фондов законодательством о выборах прямо не предусмотрено. Автоматизация парламентского избирательного процесса, электронное голосование избирателей.

Вопрос о разработке и внедрении технологии электронного голосования избирателей применения технических средств подсчета голосов избирателей имеет долгую и неоднозначную электоральную историю. Так, во время правления Президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани при формировании в 1972 году его второго правительства впервые было решено использовать при проведении выборов факсимильный аппарат для подсчета голосов избирателей, однако, данное решение не было реализовано. При правлении Президента Ирана Мохаммеда Хатами правительство Ирана в 1977 году применяло электронный подсчет голосов избирателей на выборах в один из городских советов; этот первый электоральный опыт стал одновременно и первым успешным применением технологии электронного голосования избирателей на выборах. После проведения указанных выборов правительство Ирана при проведении в 1978 году очередных парламентских выборов выборов депутатов Меджлиса Исламского совета 6-го созыва также намеревалось использовать технологию электронного голосования избирателей, однако, Совет стражей Конституции, за два дня до дня голосования на данных парламентских выборах, не согласился с данным решением, хотя ранее решение Совета было положительным. На этой основе электронное голосование избирателей на указанных парламентских выборах не применялось. Затем, при проведении в 1980 году президентских выборов Совет стражей Конституции также выступил против использования технологии электронного голосования, поскольку не был уверен в функционировании программного обеспечения для подсчета голосов избирателей.

При проведении в 2006 году очередных парламентских выборов Совет стражей Конституции согласился с тем, что некоторые этапы указанных выборов могут проводиться в электронном виде, но только в 13 городах. При проведении в 2008 году соответствующих выборов Совет стражей Конституции не одобрил разработанное программное обеспечение, и на этой основе электронное голосование избирателей на указанных выборах не применялось. При проведении 2 марта 2012 года парламентских выборов впервые в экспериментальном порядке было применено электронное голосование, в основном, на главных избирательных участках 14 провинций всего в Иране — 31 провинция. Перед проведением 26 февраля 2016 года парламентских выборов Министерство внутренних дел Ирана обратилось в Совет стражей Конституции с предложением об использовании специального программного обеспечения для электронного подсчета избирательных бюллетеней, однако, не получило на это положительного ответа. В этих условиях в первом туре парламентских выборов подсчет избирательных бюллетеней производился вручную. При этом избиратели, не имеющие в документе, удостоверяющем их личность, отметки об участии в голосовании в первом туре парламентских выборов, имели право принять участие в голосовании на любом избирательном участке любого избирательного округа, имеющие же отметку об участии в первом туре голосования — только в соответствующем избирательном округе.

Электронная система Министерства внутренних дел Ирана проверяла вероятность голосования избирателей в первом туре голосования в различных избирательных округах, сверяя идентификационные номера документов, удостоверяющих личность. В 2018 году выборы в городской совет Тегерана, которые проводил муниципалитет города, были полностью проведены в электронном виде и стали первым успешным опытом проведения полностью электронных выборов в Иране. В настоящее время при проведении парламентских выборов автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей и электронный подсчет подсчета избирательный бюллетеней голосов избирателей законодательством о выборах предусмотрены. В частности, в 2017 году парламент внес изменения в законодательство о выборах, предусматривающие возможность проведения электронного голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов на президентских и парламентских выборах. В соответствии с обновленным Законом о выборах в Меджлис Исламского совета, а также статьей 9 Закона о выборах Президента Ирана, предусматривается возможность использования технических средств подсчета голосов избирателей, в том числе на территории одной или более провинций страны. Порядок использования технических средств подсчета голосов, а также специального программного обеспечения определяется Министерством внутренних дел Ирана и Советом стражей Конституции.

К исключительной компетенции Совета стражей Конституции относятся вопросы сертификации специального программного обеспечения, которая должна быть проведена до объявления даты выборов, а также обеспечение целостности и сохранности специального программного обеспечения. Специальное программное обеспечение инсталлируется в соответствующие технические средства подсчета голосов, применяемые на избирательных участках, только в присутствии уполномоченных представителей Министерства внутренних дел Ирана и Совета стражей Конституции. При проведении в феврале 2020 года очередных парламентских выборов Совет стражей Конституции не одобрил предложение МВД Ирана о применении электронного голосования избирателей на указанных выборах в связи, в частности, с имеющимися проблемами при электронной идентификации избирателей и обеспечением безопасности электронного голосования, в том числе в случае хакерских атак или иного внешнего, в частности, иностранного вмешательства в парламентский избирательный процесс, которые требуют своего адекватного решения. При этом в столице Ирана — городе Тегеране технические средства подсчета голосов не применялись в связи с тем, что в один и тот же день 18 июня проводилось голосование на четырех разных видах выборов президентские выборы, выборы в городской представительный орган, промежуточные дополнительные выборы в Меджлис Исламского совета по соответствующему городскому избирательному округу, а также выборы членов Собрания экспертов по выборам Духовного лидера страны. В июне 2023 года, в преддверии проведения в 2024 году очередных парламентских выборов, в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения, и на этой основе принята его новая редакция парламент работал над подготовкой обновленного законодательного акта о парламентских выборах с 2022 года. Обновленный законодательный акт о выборах был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу; на этой основе очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству20.

В соответствии с обновленным законодательством предусматривается, в частности, возможность использования МВД Ирана на первых после принятия нового законодательства парламентских выборах электронного голосования избирателей, а также подсчет голосов избирателей, но не более чем на одной восьмой части многомандатных избирательных округов избирательных участков. В преддверии проведения 1 марта 2024 года очередных парламентских выборов Министерство внутренних дел Ирана обратилось в Совет стражей Конституции с предложением об использовании специального программного обеспечения для электронного голосования избирателей и электронного подсчета избирательных бюллетеней голосов избирателей. Технические средства подсчета голосов избирателей предлагалось разместить на 34. При этом Министерство коммуникаций Ирана обеспечивало предоставление избирательным комиссиям необходимой технологической инфраструктуры для проведения электронного голосования избирателей. МВД Ирана получило от Совета стражей Конституции положительный ответ, при этом, однако, Совет предлагает провести электронное голосование избирателей не более чем на 8. В этих условиях при проведении указанных парламентских выборов электронная система голосования избирателей не применятся.

При проведении указанных парламентских выборов предполагается также использовать пять мессенджерских платформ — Gap, Soroush, Bale, Eitaa и iGap —для создания виртуальных электронных платформ для проведения кандидатами предвыборной агитации в каждом из избирательных округов; кроме того, Министерство внутренних дел Ирана разработало единую электронную систему для демонстрации всех официальных виртуальных электронных страниц кандидатов на парламентских выборах. Кроме того, в преддверии проведения настоящих парламентских выборов избирательные участки оснащаются техническими средствами идентификации избирателей, которые в течении шести месяцев проходили предварительное тестирование. При этом было разработано специальное программное обеспечение для около 60. Указанные технические средства являются отечественной иранской разработкой, не имеют зарубежных аналогов, являются надежными техническими средствами, которые могут работают как в онлайн, так и в оффлайн режиме. Порядок голосования избирателей на парламентских выборах. При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день.

Парламентские выборы проводятся на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Голосование является добровольным и свободным, при этом мужчины и женщины голосуют, как правило, раздельно в отдельных местах. При проведении парламентских выборов порог явки избирателей Конституцией и законодательством о выборах не предусмотрен и не имеет юридического значения для признания парламентских выборов несостоявшимися, при этом, однако, как отмечают некоторые эксперты, явка избирателей может, хотя и косвенно, служить одним из индикаторов доверия избирателей к выборам и их результатам21. При этом специальные избирательные участки и участковые избирательные комиссии могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях. В случаях наступления чрезвычайных обстоятельств например, наводнений, землетрясения и др. При проведении настоящих очередных парламентских выборов образовано около 65.

При этом в соответствии с обновленным законодательством и по решению МВД Ирана, одобренному Советом стражей Конституции, на 8. В соответствии с законодательством продолжительность голосования не может быть меньше 10 часов, и может быть, при необходимости, продлена по решению МВД Ирана. На настоящих очередных парламентских выборах голосование избирателей начинается 1 марта пятница 2024 года в 08:00 по местному времени и завершается в 19:00; таким образом, продолжительность голосования избирателей составляет 11 часов, при этом в соответствии с законодательством время голосования может быть продлено, но не более чем на два часа в частности, при наличии высокой явки избирателей время проведения голосования может быть продлено по решению Министра внутренних дел Ирана 22. При этом избиратели, находящиеся в помещении для голосования избирательного участка, вправе проголосовать после окончания официального времени голосования на парламентских выборах. Помещение для голосования избирательного участка должно иметь отдельный вход и отдельный выход для избирателей, принимающих участие в голосовании. Для голосования избирателей используются, как правило, полупрозрачные пластмассовые стационарные ящики для голосования с контрольными опечатывающими боковыми скобами лентами желтого и белого цветов для обеспечения ненарушимости соединения емкости и крышки стационарного ящика для голосования.

Полупрозрачные стационарные ящики для голосования имеют крышки как правило, темно-синего цвета с прорезью для опускания избирательных бюллетеней, опечатанные неразборными пластмассовыми зажимами по два зажима — желтого и белого цветов — с каждой стороны крышки и стационарного ящика для голосования. На лицевой стороне стационарного ящика для голосования имелась наклейка с соответствующей информацией о проводимых выборах. Перед началом голосования избирателей стационарные ящики для голосования предъявляются для визуального осмотра присутствующим лицам, затем, закрываются и опечатываются в месте соединения емкости и крышки неразъемными скрепами в двух местах с каждой стороны стационарного ящика для голосования. На крышке стационарного ящика для голосования имеется наклейка, обозначающая голосование избирателей на парламентских выборах. Членами участковой избирательной комиссии составляется протокол, в котором указывается количество стационарных ящиков для голосования избирателей, а также отсутствие в них при вышеуказанном предварительном осмотре каких-либо вложений перед началом голосования избирателей. В случае одновременного проведения в один и тот же день иных, кроме парламентских, выборов, в помещении для голосования избирательного участка также размещаются отдельные ящики для голосования избирателей на соответствующих иных выборах 1 марта 2024 года, наряду с голосованием избирателей на выборах депутатов Меджлиса Исламского совета, проводится также голосование избирателей на выборах 88 членов Собрания экспертов по выбору Духовного лидера страны.

При проведении голосования используется бумажный избирательный бюллетень. В избирательном бюллетене в алфавитном порядке указывается фамилия и имя кандидата, напротив которых слева размещается место для простановки избирателем отметки; при этом наименование политической партии, выдвинувшей кандидата, в избирательном бюллетене не указывается. Избирательные бюллетени изготавливаются соответствующими избирательными органами. В соответствии с законодательством о выборах и в связи с отсутствием государственной системы регистрации избирателей, избиратель вправе принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении двух документов, удостоверяющих его личность: национальное удостоверение личности и иранский документ, напоминающий паспорт под названием «Шенанаме», в который на каждых выборах ставится специальная отметка об участии избирателя в голосовании, что делает невозможным многократное голосование избирателя23, при этом, однако, при проведении второго тура голосования избиратель может проголосовать только на том избирательном участке, на котором он принимал участие в первом туре голосования. Голосование избирателей проводится, как правило, в помещениях мечетей и других публичных зданий. При проведении голосования на каждом избирательном участке, как правило, находятся представители Корпуса стражей Исламской революции — формирования, подчиняющегося Духовному лидеру страны и превосходящего по своей мощи вооруженные силы страны.

При входе в помещение для голосования избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии указанный сертификат проверяется обладание лицом активным избирательным правом. Член участковой избирательной комиссии также проверяет отсутствие на указанном сертификате отметки о голосовании избирателя печати другой участковой избирательной комиссии; для каждых выборов используется свой цвет оттиска печати. После этого то есть после идентификации избирателя и его правомочности соответствующие сведения об избирателе заносятся на корешок избирательного бюллетеня, а отрывная часть избирательного бюллетеня — после ее отделения от корешка избирательного бюллетеня — выдается избирателю для голосования. Корешок избирательного бюллетеня опускается членом участковой избирательной комиссии в специальный ящик для корешков избирательных бюллетеней, который, наряду с документацией о регистрации и идентификации избирателей соответствующего избирательного участка, находится под контролем со стороны членов участковой избирательной комиссии и представителей соответствующего наблюдательного избирательного комитета Совета стражей Конституции. При этом на отрывной части избирательного бюллетеня должны проставляться оттиски печати штампы соответствующих органов: участковой избирательной комиссии, уполномоченного представителя соответствующего наблюдательного избирательного комитета, ответственного за регистрацию и идентификацию избирателей, а также уполномоченного представителя соответствующего наблюдательного избирательного комитета, осуществляющего функции наблюдателя. После получения избирательного бюллетеня избиратель заполняет избирательный бюллетень в кабине для голосования.

Избиратель заполняет избирательный бюллетень, изготовленный типографским способом, путем проставления отметки напротив фамилии и имени кандидата его выбора в случае если избирательный бюллетень является бланкетным, избиратель вписывает в избирательный бюллетень фамилию и имя фамилии и имена кандидата кандидатов , иные сведения о кандидате кандидатах его выбора рукописным способом. После того как избиратель, заполнив в кабине для тайного голосования избирательный бюллетень, сложил его пополам и опустил в стационарный ящик для голосования, член участковой избирательной комиссии возвращает избирателю его сертификат о рождении с отметкой печатью участковой избирательной комиссии об участии в голосовании. При проведении парламентских выборов одним из членов участковой избирательной комиссии указательный палец левой или правой руки избирателя маркируется несмываемыми чернилами с целью недопущения множественного голосования. На этом процедура голосования избирателя завершается и он покидает помещение для голосования избирательного участка через отдельный выход. Каких-либо особых процедур для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями законодательно не предусмотрено. Вместе с тем в рамках законодательства о правах инвалидов указанным лицам должно оказываться необходимое содействие в процессе голосования.

По просьбе избирателей-инвалидов при голосовании им может оказываться помощь как членами их семьи, так и иными лицами по их выбору. При этом члены участковой избирательной комиссии, представители государственных органов либо политических партий не могут оказывать избирателям-инвалидам какого бы то ни было содействия при выражении ими своего волеизъявления. Избиратели, находящиеся в помещении для голосования после окончания официального времени голосования 18:00 , могут получить избирательные бюллетени и принять участие в голосовании. Обеспечение общественного порядка при проведении голосования избирателей, сохранности стационарных ящиков для голосования возлагается на сотрудников правоохранительных органов без вмешательства в избирательный процесс. При необходимости по решению избирательных органов для обеспечения порядка могут быть привлечены представители вооруженных сил Ирана. При проведении второго тура голосования на парламентских выборах избиратели, не имеющие в документе, удостоверяющем их личность, отметки об участии в голосовании в первом туре парламентских выборов, имеют право принять участие в голосовании на любом избирательном участке любого избирательного округа, имеющие же отметку об участии в первом туре голосования — только на избирательном участке в соответствующем избирательном округе.

В Иране — парламентские выборы

У них это не получается, но они упорно пытаются», - заметил В. Эксперт считает, что получение, ядерного Ираном будет означать усиление нестабильности в регионе и серьезный вызов российско-иранским отношениям и стратегическому диалогу, сложившемуся у Москвы и Тегерана именно в период президентства Хасана Роухани. Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров согласился с тем, что меджлис остается важным центром силы и влияния в республике Правда, в последние годы он несколько растерял свое былое значение, поскольку прежний его состав в целом поддерживал курс главы государства и не оппонировал правительству по очень многим актуальным вопросам. По их мнению, не лишенному основания, главная задача США и Европы — любым путем изменить политическую систему в Иране», - заметил эксперт. По словам Р. Сафарова, в настоящее время антиамериканские настроения в Иране достигли своего апогея. Политолог считает, что неудача Роухани была во многом предсказуемой. Американцы по своей природе максималисты, и их в принципе не устраивает самостоятельная политика, которую Иран проводит на международной арене.

Поэтому они не успокоятся, пока не достигнут своей основной цели. В этих условиях ядерное оружие остается единственной гарантией для Тегерана, которая позволит ему отстаивать свои интересы. Сафаров не исключил, что действующее правительство может не досчитаться в своем составе ряда министров. Поэтому большее внимание будет уделяться взаимодействию по ключевым вопросам с Китаем и Россией. Заинтересован Иран и в сохранении своего присутствие на Ближнем Востоке, которое также усилится», - пояснил эксперт. Заместитель директора Центра прогноза и урегулирования политических кризисов Александр Кузнецов сравнил прошедшие выборы в парламент с предшествующей кампанией 2016 года, которая проходила на пике эйфории, связанной с ожиданием экономического роста и практически предопределенного снятия санкций.

Таким мнением с «Парламентской газетой» поделился ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Текущая внутриполитическая ситуация в ИРИ, по его словам, достаточно сложная. Она обусловлена санкциями, наложенными на него Западом, а также обострением отношений между Тегераном и Вашингтоном на фоне убийства генерала Сулеймани, произошедшего в начале января этого года. Большой войны на Ближнем Востоке пока не ожидается Сложившаяся обстановка вокруг страны, с одной стороны, консолидировала иранское общество вокруг руководства республики, но с другой — подогрела и оппозиционно настроенных граждан, которые не без помощи внешних сил активизировали свои действия, сказал Долгов. Всё это в совокупности, по мнению эксперта, безусловно, повлияет на парламентские выборы. Однако на данном этапе в любом случае не произойдёт каких-то кардинальных изменений ни во властной структуре Ирана, ни в раскладе политических сил в парламенте и Иране в целом. С учётом этого существенных изменений во внутренней и внешней политике страны по итогам голосования тоже ждать не стоит, резюмировал политолог.

Далее каждого из заявителей должен утвердить Наблюдательный совет, состоящий из 12 членов, половина из которых назначается напрямую Верховным лидером Ирана. Наблюдательный совет осуществляет конституционный контроль на соответствие исламу и конституции законов, принимаемых парламентом. Все законы и нормативные акты вступают в силу только после его утверждения.

К концу прошлого года заболеваемость немного пошла на спад, но ситуация по-прежнему остается сложной — в последние три недели выявляется не менее 7 тысяч новых случаев, а в общем страновом зачете Иран сейчас находится на 13-м месте в мире почти 3 млн заражений, более 80 тысяч умерших. О принципиальном изменении политических раскладов в стране свидетельствовали уже состоявшиеся в прошлом году парламентские выборы. В первом туре, прошедшем в феврале, незадолго до начала пандемии, консерваторы одержали сокрушительную победу над реформистами, обеспечив себе в Меджлисе 221 мандат из 279. На сей раз во главе консерваторов выступил Коалиционный совет сил Исламской революции, куда вошли политики, близкие к верховному руководителю ИРИ аятолле Сейиду Али Хаменеи, такие как бывший мэр Тегерана Мохаммад-Багер Галибаф, получивший на парламентских выборах наибольшее число голосов и ставший новым спикером вместо ушедшего в отставку Али Лариджани. Стопроцентно лояльным аятолле Хаменеи человеком является и Ибрагим Раиси, чья политическая карьера начиналась в иранской прокуратуре. Утверждается, что еще в 1988 году, будучи заместителем прокурора Тегерана, он участвовал в нашумевших политических процессах, которые увенчались массовыми казнями иранских оппозиционеров, что, похоже, навсегда определило репутацию Раиси для Запада. Спустя год, после смерти лидера Исламской революции аятоллы Хомейни и утверждения его преемником Али Хаменеи, Раиси был назначен прокурором иранской столицы, а в 1994 году возглавил Главное инспекционное управление Ирана, занимающееся надзором над органами исполнительной власти, вооруженными силами и т. После десяти лет в этой должности Раиси стал первым заместителем главы судебной власти Исламской Республики, проработав на этом посту еще десятилетие, а затем два года был генеральным прокурором Ирана. Проиграв президентские выборы 2017 года, Ибрагим Раиси на некоторое время ушел в тень, чтобы в марте 2019 года вернуться уже на должность главы судебной власти, на которую его назначил Али Хаменеи. Приход Раиси на один из ключевых постов в стране вызвал жесткую критику со стороны Госдепа США и международных правозащитных организаций, однако логика такого решения прочитывалась вполне легко: реформаторы во главе с Хасаном Роухани демонстрировали все большую неспособность противостоять американским санкциям на экономическом фронте и этим незамедлительно воспользовались «ястребы». В экономической части Раиси давно известен как верный адепт доктрины «экономики сопротивления», которую Али Хаменеи впервые выдвинул в 2011 году, в президентство Ахмадинежада, когда Иран находился под предыдущей серией санкций. В ходе своей президентской кампании 2017 года Раиси заявлял, что активизация «экономики сопротивления» является единственным способом покончить с бедностью в стране, а также призывал усилить поддержку сельского хозяйства за счет торгового сектора, который, по его утверждению, в конечном счете лишь играет на руку иностранным компаниям. Ибрагима Раиси давно называли одним из потенциальных претендентов на президентское кресло после ухода Роухани, однако на первом этапе кампании с большей уверенностью звучали другие имена, например спикера парламента Галибафа или бывшего министра обороны бригадного генерала Хоссейна Дегхана, а также, конечно, Махмуда Ахмадинежада. Однако Раиси до последнего не делал официального заявления о готовности участвовать в кампании — он выдвинул свою кандидатуру лишь 15 мая, в последний день регистрации заявок, а спустя десять дней она была одобрена Советом стражей. Остальные шесть кандидатов, внесенных в бюллетень, явно проигрывают Раиси по статусу и опыту, а умеренное крыло иранской политики и вовсе оказалось представлено заведомо непроходными фигурами — назначенным в 2018 году Хасаном Роухани председателем Центробанка Исламской Республики Абдольнасером Хеммати и Мохсеном Мехрализаде, который еще в 2001—2005 годах был вице-президентом страны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий