Новости кто такой кант

Иммануил Кант родился в Кенигсберге в 1724 году, прожил в городе всю жизнь, не покидая его пределов, и был похоронен у северной стены Собора в профессорском склепе. Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград, несколько лет даже был российским подданным.

Главное правило жизни, которому учит философия Канта

Россия, по сравнению с другими странами, сделала самый большой вклад в увековечивание памяти философа Иммануила Канта. Международный Кантовский конгресс приурочен к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта — основоположника немецкой классической философии. Дебаты провела вместе со своими студентками Юлия Николаевна Овсянникова, доцент кафедры истории философии и логики НИ ТГУ, замдекана по научной работе, сделав в начале короткий экскурс по основным философским воззрениям Канта. В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Анализ антиномий и критика доказательств бытия Божиего принесли Канту славу, о них наслышаны даже те, кто никогда не открывал его книг.

Иммануил Кант: биография и учение великого философа

Кантовская этика формулируется в полемике с британским утилитаризмом, в первую очередь с моральной философией Юма. Если для утилитаристов исходным пунктом в этике является польза, то есть удовлетворение индивидуального интереса, то Кант стремится преодолеть этот индивидуализм и эгоцентризм. Моральный закон для него имеет форму категорического, а не гипотетического императива, и носит абсолютный и универсальный характер. В то же время, хотя Кант и называет свою практическую философию «критикой», то есть анализом способности морального суждения, то есть практики на языке эпохи Просвещения «мораль» обозначала прежде всего «образ действия», устойчивые формы социального поведения , де-факто его этика сугубо нормативна и предписывает, а не описывает определенный тип поведения. Действовать морально, согласно Канту, значит действовать так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом. Иными словами, нужно поступать согласно правилу, которое ты мог бы пожелать видеть универсальной нормой. Но такая этика в состоянии работать практически, только если все люди будут ей следовать. Кантианство не дает однозначного ответа на моральные дилеммы в ситуациях конкретного жизненного выбора. Классический пример — должен ли человек, укрывающий жертву нацистских преследований, солгать гестаповцам, спрашивающим о ее местонахождении? С точки зрения кантовского ригоризма здесь возникает противоречие между запретом на ложь и запретом на предательство. Вместе с тем Кант настаивает, что моральное поведение — это не просто следование правилу, а реализация человеческой свободы и разумности.

Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград. Несколько лет Кант даже был российским подданным. Тем не менее, в России созданная им теория не столь популярна. В чем причины русского «антикантианства»?

Фактически мыслитель сформулировал концепцию "конца истории" за 200 лет до Фрэнсиса Фукуямы.

Последний, впрочем, от значительной части своих идей отказался, признав, что авторитарные государства могут быть реальной и вполне эффективной альтернативой либеральной демократии, а не просто переходным этапом на пути её построения. Может, и так. Но не исключено, что и мысли Канта тоже ещё на что—нибудь сгодятся. Читайте также:.

Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, то есть противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», то есть свобода как начало причинного ряда. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и все совершается по законам природы. Антиномии, которые представляют собой предвосхищение проблем диалектики, кажутся неразрешимыми противоречиями. Однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинен необходимости как явление, природное существо.

Одно из основных понятий этой системы — понятие чистого практического разума, то есть чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Тем не менее Кант утверждает, что «мораль неизбежно ведет к религии» Об изначально злом в человеческой природе. Такое воздаяние, как правило, не осуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Однако это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, вовсе не утверждает, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Религия, таким образом, сводится к нравственному сознанию, практическому разуму, которому, по учению Канта, принадлежит примат над теоретическим разумом. Всеобъемлющим нравственным законом является, согласно Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима то есть побудительный мотив, правило твоей воли могла бы быть принципом всеобщего законодательства.

Следовательно, нравственное поведение должно определяться не частными, а общими интересами. Это значит, что чистое нравственное сознание, независимое от индивидуальных предпочтений, представляет собой, по существу, общественное сознание. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других членов общества. Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признает равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Республика есть такое общественное устройство, в котором власть означает господство законов, а последние соответствуют интересам граждан, ибо «чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа» «О поговорке: «может быть, это и верно в теории, но не годится для практики»» там же, с. В вопросе о свободе человека как гражданина внешней свободе в отличие от моральной, внутренней свободы Кант сугубо категоричен: «В самом деле, что касается моей свободы, то даже божественные законы, познаваемые мной только разумом, обязательны для меня лишь постольку, поскольку Я сам мог бы дать на них свое согласие ибо единственно на основе закона свободы, устанавливаемого моим разумом, я составляю себе понятие о божественной воле » К вечному миру.

Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права, так как они обосновывают необходимость правового строя, гарантирующего гражданские свободы, равенство перед законом и самостоятельность граждан, их право на любой вид законной деятельности, в т. Примечательной особенностью философии истории Канта является то, что в ней придается первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж. Руссо, будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как и овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы свое существование более достойным, чем существование домашних животных. Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми.

Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что для его рода хорошо; и она хочет раздора» Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Главным направлением культурного прогресса является, по Канту, сближение народов, благодаря которому, вследствие действия того же «механизма природы», будет навсегда покончено с войнами и народы всей планеты объединятся в мирном союзе. К вечному миру. Заключительной частью системы Канта является «Критика способности суждения». Кант различает два вида способности суждения: определяющую и рефлектирующую размышляющую. В первом случае речь идет о том, чтобы подвести особенное под уже известное общее. Во втором случае особенное должно быть подведено под общее, которое не дано, а должно быть найдено.

Жизнь Канта

«Позор предателям!» Как Иммануил Кант стал «врагом» в Калининграде? | Аргументы и Факты Правильность максимы Канта относиться к другому человеку как к цели, а не как средству подтверждается ещё тем, что именно при таком отношении друг к другу между людьми возможен тот самый диалог, или диалогос друг с другом.
Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап Учение Канта в области гносеологии иморальной философии обладает вневременным значением, занимая признанное место в интеллектуальной сокровищнице человечества.
Иммануил Кант - биография и и суть философского учения |Живое Наследие А Ливерная колбаса Шольц попытался запретить ВВП цитировать Канта. Хотя большие сомнения что Олух Шмольц знает кто такой Кант.
Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7].

Иммануил Кант Цитаты о мужчинах

  • Восемь мифов об Иммануиле Канте: человеческий фактор
  • Иммануил Кант: биография и учение великого философа
  • Иммануил Кант знаменитые цитаты
  • Чем известен Иммануил Кант

Чем известен Иммануил Кант

  • Иммануил Кант - Краткая биография, интересные факты
  • Недавние Посты
  • Кант, Иммануил | Virtual Laboratory Wiki | Fandom
  • «Позор предателям!» Как Иммануил Кант стал «врагом» в Калининграде? | Аргументы и Факты

Иммануил Кант: биография и учение великого философа

Интересные факты. Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» (серия «Жизнь замечательных людей») будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). Владимиром Лениным.

Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России

Каким образом табличка Канта оказалась не на своем месте, объяснить было невозможно. Но на этом сюрпризы раскопок не закончились. По свидетельствам многочисленных очевидцев, Кант был погребен справа от Шульца, однако поиски в этом направлении результата не дали. Отчаявшись, решили копать в противоположную сторону и через некоторое время наткнулись на скелет еще одного человека преклонного возраста. По мнению комиссии, которое определилось не за один день полемики и споров, именно эти останки и принадлежали Канту. К такому выводу ученые пришли, изучив череп и посмертную маску Канта. Выводы комиссии оспариваются некоторыми кантоведами до сих пор.

Шум по этому поводу систематически поднимает пресса. Тем не менее, слепки лобной части и челюсти умершего полностью совпали с маской Канта. Экспертиза длилась почти четыре месяца, взвешивались все за и против. Разумеется, члены комиссии пытались и найти объяснение подобной ротации тел под землей, и отыскать вторую половину таблички Иммануила Канта.

В 1764 Канту исполнилось 40 лет. Он все еще приват-доцент, следовательно, не получает денег от университета. Ни чтение лекций, ни публикации не давали возможности преодолеть материальную неопределенность. По свидетельству Яхмана, ему приходилось продавать книги из своей библиотеки для того, чтобы удовлетворять самые насущные потребности. Тем не менее, вспоминая об этих годах, Кант называл их временем самого большого удовлетворения в своей жизни. Он проводил много времени в обществе, участвовал в светский жизни. Гаман говорит в 1764, что у Канта в голове множество замыслов мелких и крупных работ, но при той суете развлечений, которой он придается, он, вряд ли их завершит. Преподавание Канта в это время тоже носило оттенок светскости. Он стремился в своем образовании и преподавании к идеалу широкого практического знания о человеке. Это привело к тому, что Канта продолжали считать «светским философом» даже тогда, когда полностью сменились формы его мышления и образ жизни. Студенты, как пишет Боровский, обращались к нему по всем вопросам жизни: с просьбой прочесть им курс красноречия, с просьбой придать погребению кенигсберского профессора должную торжественность и т. По решению прусского правительства ему предложили в 1764 занять кафедру поэзии в Кенигсберском университете: в его обязанности входила бы цензура всех стихотворений «на случай» и подготовка немецких и латинских carmina — песен для академических празднеств. Несмотря на трудное положение, Кант отказался. Через некоторое время он добился должности библиотекаря с жалованием в 62 талера. К концу 1760-х Кант стал известен уже и за границами Пруссии. В 1766 он написал работу Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика — направленную против мистика Сведенборга , а также с критикой метафизики. В 1768 — работу О первом основании различия сторон в пространстве, в которой начал отходить от лейбницевско-вольфианских установок. В 1769 профессор Хаузен из Галле намеревался издать Биографии знаменитых философов и историков 18 века в Германии и за ее пределами. Кант был включен в сборник, и Хаузен обратился к нему за материалом. Почти одновременно пришло приглашение на работу в Эрланген на кафедру теоретической философии. Кант отклонил это предложение вместе с предложением, пришедшим в январе из Иены. Философ сослался на привязанность к дому, родному городу и на проблески близкой вакансии — освободилась должность профессора математики. Это место Кант занимал до самой смерти и исполнял свои обязанности с присущей ему пунктуальностью. Предварительно Кант защитил диссертацию, необходимую для занятия этой должности, О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира, в которой разводит в разные стороны чувственный и умопостигаемый миры. Некоторые исследователи именно эту работу считают переломной. Чувственность дает нам: «…причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта…». В письме к Ламберту, которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать специальную дисциплину с задачей очертить границы чувственного познания. Эту задачу он выполнил в Критике чистого разума, которая вышла в свет только через 11 лет, в мае 1781. В Критике чистого разума Кант обращается к природе познания как такового. Он хотел выяснить, что вообще означает вопрос о бытии. Каких конкретных результатов может добиться метафизика, отвечая на этот вопрос — это волновало Канта и в более ранних трудах. Кант отталкивается от критики гносеологии как эмпирического, так и рационалистического толка. Их порок в том, что и та и другая начинают с набора утверждений о действительности, о природе вещей и души. Кант же в качестве исходного берет не предмет, а специфическую закономерность познания — наш собственный рассудок. Рассудок, обрабатывая полученный опыт, оперирует суждениями. Суждения бывают аналитические и синтетические. С помощью аналитических суждений уже имеющийся опыт упорядочивается. Это анализ уже имеющегося знания, разъясняющий понятия о вещах. Напротив, благодаря синтетическим суждениям рассудок в состоянии получать знания, недоступные в непосредственном опыте. Такие суждения могут быть сделаны на основе уже имеющегося накопленного опыта — их Кант называет апостериорными, основанными на эмпирических знаниях о мире. Но опытные суждения, привязанные к конкретным условиям опыта, могут обладать только условной или сравнительной всеобщностью. Априорные суждения — безусловные, независимые от всякого опыта, то есть необходимые. Только синтетические априорные суждения могут быть прочным основанием для науки. Синтетическими являются математические суждения, естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы. Метафизика тоже должна заключать в себе подобные суждения для того, чтобы быть строгой наукой. Объективные законы характеризуют и определяют понятия опыта в процессе его синтеза. Синтез необходим для того, чтобы представить объект, данный в чувственном опыте. Например, чтобы помыслить такой объект как дом, мы должны представить себе все его четыре стороны, хотя в непосредственном опыте такое невозможно. Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте. Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума — Трансцендентальной аналитике.

Так, в 1747 году философ был школьным учителем у детей пастора Андерша. Проживал этот выходец из французской Швейцарии в местечке Юдшен. Сегодня это посёлок Веселовка Черняховского района, располагающийся в 100 км восточнее Калининграда между Черняховском и Гусевом. Кстати, с 1938 по 1946 годы Юдшен именовался Кантхаузен. Затем Кант перебрался в имение Гросс-Арнсдорф, принадлежащее майору Хюльзену. Оно находилось между современным Эльблонгом и Острудой где-то в 100 км юго-западнее Калининграда. Кстати, один из сыновей Хюльзена спустя годы, вероятно, под впечатлением идей учителя, чуть ли не первым среди прусских помещиков добровольно освободил своих крепостных крестьян. Последним местом работы Канта семейным учителем стал дом графа Гербхарда Иоганна фон Кайзерлинга. Графское семейство зимы проводило в Кёнигсберге, а лето — в фамильном замке Раутенбург. Он располагался на территории нынешнего посёлка Большие Бережки Славского района в 75 км на северо-восток от Калининграда. Психотерапевт Кант - Первый серьёзный успех Канта, который принёс ему известность среди соотечественников, был связан с Лиссабонским землетрясением. Это чудовищное бедствие случилось в День всех святых 1 ноября 1755 года. Старый свет не помнил таких катастроф со времён гибели Помпеи. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане. Лиссабон — один из духовных и политических центров католической Европы — лежал в руинах. Известие об этом событии не только быстро распространилось по миру, но и моментально обрело идеологическую окраску. И в то время пока богословы и политики верещали о конце света и каре небесной, вгоняя население религиозной Европы в страх и уныние, Кант решил выступить в роли коллективного психотерапевта. Эхо землетрясения отозвалось и в Кёнигсберге. Жители были напуганы, представители местной власти — обеспокоены. Поэтому очень кстати пришлись лекции Канта о научно обоснованных естественных, а не мистических, причинах землетрясений, которые он читал студентам в рамках курса физической географии. Философу предложили выступить для более широкой публики в Кафедральном соборе. Его лекция имела настолько мощный терапевтический эффект, что их пришлось повторять — за один раз собор не смог вместить всех желающих послушать Канта. В начале 1756 года философ опубликовал на тему землетрясений три статьи, которые стали бестселлерами. Рассказывают, что типографы не успевали полностью отпечатывать тираж — обыватели раскупали эти труды постранично. Таким образом, Кант и прославленный португальский премьер-министр маркиз Себастьян ди Помбал стояли у истоков современной сейсмологии. Кант — гражданин России - В разгар Семилетней войны в 1758 году, когда Кёнигсберг был взят русскими войсками, Кант вместе с профессурой Альбертины впрочем, как и представители всех остальных сословий присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Так великий философ стал нашим соотечественником. Этот факт сегодня не вызывает сомнений. Однако до сих пор не утихают споры о том, сохранил ли Кант российское гражданство после возвращение Кёнигсберга прусской короне в 1762 году. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать исторический контекст. Дело в том, что некогда блистательное Прусское герцогство с центром в Кёнигсберге начало угасать после присоединения к нему Бранденбургских земель и образования в 1701 году объединённого Королевства Пруссия со столицей в Берлине. Разрастанию культурной и социальной пропасти между двумя частями нового государства способствовала их географическая оторванность. Восточная часть Пруссии превратилась в эксклав, отрезанный от метрополии польскими землями. К началу Семилетней войны Кёнигсберг уже считался захолустьем. Однако жители города и прилегающих к нему земель хранили память об утраченном величии. Поэтому неудивительно, что часть населения могла желать покровительства могущественных соседей в надежде на возвращение прежнего уровня жизни. Представители древних германских родов Восточной Пруссии даже начали активно поступать на службу российской короне. Например, когда юный Кант учил сыновей графа Гербхарда Иоганна фон Кайзерлинга, его брат — Герман Карл фон Кайзерлинг — служил посланником Российской Империи при различных европейских дворах. Известен он защитой прав славянских народов и православных христиан, а в начале русской карьеры был вторым по счёту президентом Петербургской академии наук.

От прекрасного должно отличать возвышенное: возвышенное безмерно, хаотично, бесформенно океан, буря. Возвышенное в природе порождает в нас двойной род чувств: сознание своего физического ничтожества и сознание нравственного величия. Человек — ничто в сравнении с океаном, как физическая сила; но он неизмеримо выше его, как нравственная личность. Кроме суждений эстетических мы руководимся еще суждениями телеологическими, оцениваем все с точки зрения целей. Теоретический разум объясняет нам все механически, но разум практический рассматривает все механически произведенное, как назначенное для высших целей. С этой точки зрения Кант рассматривает историю, утверждая, что даже борьба и затруднения, в которых оказывался человек, в конце концов содействовали развитию его высших способностей. В нравственном отношении человек характеризуется независимостию, но в действительности это качество принадлежит человеку лишь в том случае, если бы на самом деле желает и действует разумно, т. Нравственный закон, по Канту, есть в сущности безусловный разум, ничему не подчиненный и в себе самом имеющий последнее основание. Но, как таковой, безусловный разум не совпадает ни с отдельными единичными стремлениями и наклонностями индивидуумов, ни с суммою их. В таком случае, что же он такое? Этот вопрос естественно направляет мысль к тому, чтобы человеческий разум вывести из высшего принципа, из божественного перворазума и таким образом связать автономию человека с теономиею, его свободу с его зависимостию от Бога. Кант мог бы, идя последовательно, истолковать таким образом нравственность из религии, но Кант не сделал этого. Кант остановился на независимости практического разума, т. Здесь естественно должен был напрашиваться вопрос, в чем лежит причина той дисгармонии, которая фактически открывается между отдельными человеческими разумными существами и разумом, как таковым, или между действительными желаниями разума и его чистою волей, как она находит себе выражение в нравственном законе? Ответ таков: человек не есть только разумное существо, но он есть еще существо чувственное, и как его теоретический разум весь материал для своего познания должен получить из чувственного мира, так его практический разум — вопреки столь резко утверждаемой его независимости — в конкретных требованиях и действиях опять-таки связан с чувственною стороной человеческой природы. Нравственный закон, как таковой, содержит в себе только форму поведения всеобщая значимость правил ; если он проявляется в действиях, то материал должен быть дан отвне — из чувственного мира, ближайшим образом из чувственных естественных стремлений. Эта реализация всеобщего разума, который возвещает себя индивидуумам, как постулат в нравственном законе, таким образом in соncreto всегда связана с условиями, которые лежать совсем не в разуме, но прямо противоположны ему и находятся в чувственности. Такая чувственность для реализации чистого разума служит необходимым материалом и субстратом и вместе с тем вечным препятствием, которое не позволяет никогда достигнуть дели. Подобно тому, как в локомотиве трение, сопротивление материи служит необходимым субстратом и вместе неизбежным препятствием поступательного движения колес, так в кантовской морали чувственность для разума есть необходимое средство и неизбежное препятствие для его самостоятельной реализации; поэтому независимость разума не есть действительность, но всегда только идеал, задача, постулат, осуществление которого в бесконечном процессе есть вечно werdende и никогда seinde. В практической области происходит, следовательно, то же, что в теоретической: как там бесконечное никогда не есть действительно познанный предмет, но всегда только регулятивный принцип, вечно достигаемый и никогда недостижимый идеал знания, так здесь безусловная независимость есть всегда только задача, идеал для действия; отсюда собственно можно было бы сделать такое заключение, что вообще бесконечное и безусловное не есть реальность, но только осуществляемое или лучше только становление, стремление. Кант не пошел столь далеко; напротив, обсуждаемое отношение разума и чувственности он сделал исходным пунктом для того, чтобы вывести нравственную веру в Бога и бессмертие. Прежде всего существование нравственного закона утверждает, по Канту, существование свободы. Долг — великое, возвышенное слово. Происхождение долга может быть только в том, что возвышает человека над самим собою, как частию чувственного мира, и что связывает его с порядком вещей чисто интеллектуальных. Началом долга может быть только личность, т. Есть ли хотя один человек, сколько-нибудь честный, который не отказался бы когда-нибудь от лжи хотя бы и безвредной, единственно затем, чтобы не презирать самого себя? Не поддерживается ли человек, пораженный крупным несчастием, сознанием того, что он сохранил в нем свое человеческое достоинство? Человек живет и не хочет сделаться недостойным жизни. Эта идея достоинства, понятно, неотделима от идеи свободы. Но это свое достоинство человек не может поднять на ту высоту, которая рисуется ему как идеал, и затем между нравственным достоинством человека и его внешним положением не редко оказывается несоответствие: праведник страдает, а нечестивый благоденствует. Эти факты, по Канту, обусловливают постулаты бессмертия души и бытия Божия. Деятельность человека, как существа чувственно-разумного, имеет своею целию достижение высочайшего блага, каковая цель распадается на две частные цели: 1 святость или добродетель, 2 счастие. Для достижения первой цели требуется бесконечное усовершенствование. Отсюда следует, что бессмертие души есть необходимый постулат идеи высочайшего блага, поскольку в нее входит понятие высочайшего нравственного совершенства. Второй цели человек не может достигнуть своими силами. Должно, чтобы было такое существо, которое бы хотело и могло произвести гармонию между счастием и добродетелию. Желание произвести такую гармонию заставляет предполагать в этом существе благость, святость, правду, а возможность произвести ее заставляет предполагать в нем всемогущество, всеведение, вечность, неизменность и т. Таким образом бытие Бога и бессмертие души суть постулаты нравственной деятельности человека признание обоих этих постулатов, по Канту, меньше знания и больше мнения. Нельзя отказаться от того, что с этими обоими постулатами — Богом и бессмертием — открывается возможность полного примирения того дуализма, который — по Кантовской морали — утверждается между разумом и нравственностию, и без сомнения уже в этом заключается уступка религии, делаемая независимою моралью. Еще более дается уступок, когда утверждается, что нравственный субъект сам не может достигнуть последней цели — высшего блага, что для этого он нуждается в сверхъестественной силе. Поэтому нравственная воля, по крайней мере, с одной стороны достижения конечной цели уже не является независимою, но зависимою от высшей Божественной воли. Кант остается при том, что нравственная воля не должна иметь никакого отношения ни к Божественному Законодателю, ни к высшему благу, как определяющему мотиву. Воля через это, по Канту, запятналась бы, нравственная деятельность стала бы простою легальностию, необходимым послушанием внешнему авторитету ради его авторитета и его силы, и если бы стремление к высшему благу было определяющим мотивом, то это было бы эвдемонистическое и ненравственное стремление к награде. Нравственная автономия остается, таким образом, строго замкнутою в себе, не нуждающеюся и неспособною к божественному воздействию. Где же остается место религии подле такой самоопределяющей и самодовольной нравственности? В том, — отвечает Кант, — состоит религия, что мы наши нравственные обязанности сознаем, как божественные заповеди. Но эти обязанности не потому обязанности, что мы видим в них божественные заповеди, но потому, что мы их признаем божественными заповедями, что непосредственно сознаем обязанностями. Нравственность есть таким образом заключающаяся в себе сущность религии. Что религия мыслится как отношение человека к Богу, — это есть только внешний придаток; это воображаемое отношение к Богу не стоит ни в каком необходимом отношении с существом нравственности, но примыкает к нему отвне, как платье или украшение, чтобы прикрыть ее суровые формы и сделать для слабого человека приятною и привлекательной. Убеждение в возможности привлечь на себя действия благодати отличной от нас природы есть мечта, так как мы не можем никакого сверхчувственного предмета познать в опыте, ни тем менее — влиять на него так, чтобы привлечь его к себе. Это вид суеверия привлекать к себе небесные явления, это — мечты, в которых хотя и может быть согласный метод, однако мнимые внутренние влияния должны сводиться на нравственные, как разумные. Религия всегда будет убыточным самообманом. Это не суеверие только совершением нравственно безразличных действий культа благорасположить Бога, но это есть нелепая мечта стремиться к мнимому общению с Богом, так как это чувство непосредственного присутствия высшего существа и отличие этого чувства от всякого другого, даже от нравственного, было бы восприятием воззрения, для которого в человеческой природе нет никакого органа. Такая галлюцинирующая мечта была бы нравственною смертию для разума, без которого не может утверждаться никакая религия, так как всякая религия, как и вся нравственность, должна утверждаться на правилах. Отсюда церковная вера, если она не может обойтись без твердо установленных положений которые содержат нечто большее, чем чистую нравственность , во всяком случае должна иметь принципом, что она должна представлять конечною целию религию доброго образа жизни и что без всего прочего она может обойтись. Религия, по Канту, заключается следовательно в благоповедении и совпадает с моралью. Все прочее, что приходит сверх этого, состоит или во внешнем культе, или во внутренних религиозных возбуждениях: — частию это плод самообмана, частию нечто полезное для человеческой слабости. Полезное, поскольку несомненен факт, что человек слаб, его природе присуще радикальное зло, отдельные злые поступки указывают на живущую в человеке наклонность ко злу, которая не находит для себя дальнейшего объяснения. Для начальной борьбы с этим радикальным злом и могут быть полезны и внешние, и посторонние побуждения к нравственной деятельности. Целию нравственной деятельности каждого лица должно быть осуществление в себе нравственного идеала человека. Такой нравственный идеал представлен в лице вечного Сына Божия — Христа. Верить во Христа значит осуществлять в себе идеал угодного Богу человека, но не значит веровать в Иисуса Назаретского. Жизнь Иисуса Назаретского и Его чудеса, по Канту, должно толковать моральным образом. Совершенная праведность, т. Для грешного человека страдание есть необходимый момент в процессе избавления от зла, оно есть неизбежное наказание за грех; но страдание человека безгрешного Сына Божия , не будучи следствием собственного греха, может иметь замещающую силу, или покрывать грехи человечества. Для истинной религии необходима практическая вера в нравственный идеал, т. Суждение умопостигаемого характера об эмпирическом есть совесть.

Кто такой Иммануил Кант

  • Чем известен Иммануил Кант
  • Шольц расстроился из-за ссылок Путина на Канта
  • Кант: краткая биография известного философа.
  • Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку

Известные люди Иммануил Кант

КАНТ - что это такое? значение и описание Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград).
Иммануил Кант — жизнь и смерть великого философа. Канцлер Германии Олаф Шольц остался недоволен тем, что президент России Владимир Путин процитировал философа Иммануила Канта.

Иммануил Кант цитаты

Иммануи́л Кант — немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики. Биографы отмечают, что сам Кант полагал, будто его предки прибыли в Восточную Пруссию из Шотландии. Иммануил Кант – великий немецкий философ, оставивший значительный след в истории всего человечества.

Иммануил Кант — подданный Российской империи

Кант понимает активность не только эмпирически, но и метафизически. В первом случае он акцентирует роль Галилея в основании науки Нового времени: великий итальянец своим экспериментаторством совершил поворот от созерцания природы к ее активному целенаправленному опрашиванию. Однако мало услышать ее ответ. Мы не только слышим, мы сами конструируем услышанное из материала слышимого. Кант предельно заостряет тезис, выдвинутый еще Аристотелем: мы познаем только то, что создаем. При этом он проводит различие между познанием и мышлением, трактуя последнее довольно-таки расширительно. Мыслить подразумевая: воображать, фантазировать можно все что угодно, познание же предполагает конструирование образов и представлений по определенным правилам. При этом сконструированное поступает во владение познающего субъекта, становится в некотором смысле его собственностью, чего не сказать о фантазиях или домыслах. Эти-то правила и выясняет трансцедентально-критическая философия, которая делает предметом познания само познание, еще до построения какой-либо онтологии и умозрительной космологии.

Критический анализ познания имеет цель выявить его неосознаваемые предпосылки. Критика — метод, но не цель. Наподобие того, как у Декарта методологический скепсис не перерос в скептицизм, критическая философия Канта не разрушает ради разрушения, она разоблачает иллюзии, высвечивая не очевидное, но фактически основополагающее содержание когнитивных актов. В выявлении скрытых оснований и условий заключается суть трансцендентального метода. Кант дает свою трактовку трансцендентального, которая после него и закрепляется в континентальной философии. До Канта трансцендентальное, как правило, отождествлялось с трансцендентным. Кант жестко их разводит. Трансцендентное недоступно нашему познанию и в этом плане противоположно имманентному.

Трансцендентальное, напротив, лежит внутри познания, выступая условием его возможности, хотя до Канта и не осознается как таковое. Трансцендентальная философия отвечает на вопрос «как возможно? В случае «Критики чистого разума» — как возможно познание? Для здравого смысла вопрос об условиях возможности познания может показаться избыточным. Кант конкретизирует проблему. Познание может носить опытный — апостериорный и доопытный — априорный характер при этом Кант, вполне в духе своего времени, фактически приравнивает опыт к чувственности. В случае чувственного опыта все более или менее понятно: увидел и познал, в т. Однако опыт не дает нам всеобщих и необходимых истин, он всегда ограничен, имея дело с возможным и случайным.

Философия же стремится познать всеобщее и необходимое. Значит, путь ее — априорный. Однако, замечает Кант, успехи метафизики на этом пути за истекшие тысячелетия не очевидны. В этих науках в отношении математики бесспорно мы имеем дело отнюдь не только с апостериорным познанием. Математика по своей глубинной сущности — наука априорная. Но, по Канту, мало того, что априорная. Он водит различие между аналитическим и синтетическим суждениями: анализ уже известного извлекает лишь относительно новое так протяженность содержится в понятии тела , а синтез даст существенно новое. Как получается новое из опыта, понятно, а вот как возможны синтетические суждения априори?

По факту они есть. Когда-то ведь люди не знали, что сумма углов треугольника равна двум прямым, но после свершенного открытия никакой опыт уже опровергнуть его не может. Но каковы трансцендентальные условия таких открытий и возможны ли такие же неопровержимые суждения в отношении к сверхчувственному — бессмертию души, свободе и бытию Божию? Чтобы обосновать возможность построения действительно научной философии, требуется ответить на вопросы «Как возможна чистая математика? Кант пытается встать над противоположностью эмпиризма и рационализма. Соглашаясь с первым в том, что познание начинается с опыта, который дает материал, он полагает, что далее вступает в действие рассудок, формирующий данные опыта в представления и понятия, разум же формирует содержание, уже отформатированное рассудком. Эмпиризм сводит все понятия не исключая и «врожденные идеи» рационалистов к аббревиатурам опыта. Печальным итогом объяснения природы мышления по образцу ассоциативной психологии является скептицизм Юма.

Согласно шотландцу, понятие причины — продукт привычки так всегда происходит и веры так было всегда и везде и будет всегда и везде. Дезавуируется не только базовое понятие науки ведь наука ищет причины, которые оказываются фактически, согласно Юму, субъективными миражами , но и теологии Бог как первопричина мира и психологии душа как духовная субстанция, монада. Для эмпиризма опыт, в значении потока событий в пространстве и времени, выступает нерефлексируемой данностью. Ни один эмпирик не задался вопросом «как возможно событие», они просто принимаются без различия сущего и должного, действительно и возможного. Эмпиризм внутренне догматичен, поскольку даже и не озадачивается вопросом «как возможен опыт? Утонченный скептик Юм оказывается догматиком по отношению к своим собственным убеждениям. Кант полагал, что «разгадал загадку Юма», и в определенном смысле это подтвердит анализ категорий. Опыт не происходит просто так, сам по себе, он возможен благодаря доопытным или априорным предпосылкам.

Речь не идет о «теоретической нагруженности» опыта, этот концепт появился позднее. Речь идет о всеобщих и необходимых условиях возможности всякого опыта. Таковыми выступают трансцендентальное пространство и время. Они суть «чистые воззрения», сами способности конструировать образы предметов в пространстве и времени, нечто вроде «софта» — программного обеспечения чувственного познания. Кант последовательно прослеживает различие между эмпирическими понятиями о местах и временах, которые все люди формируют в соответствии со своим опытом, и самой способностью формировать их. Такая способность — трансцендентальная форма. Трансцендентальное пространство — сама способность воспринимать мир как целое, организованное как система мест. Трансцендентальное время — сама способность воспринимать протяженный мир как целостную последовательность моментов, структурированную на прошлое-настоящее-будущее.

Трансцендентальные формы суть всеобщие и необходимые условия познания. Мы их не создаем, и в этом смысле они объективны, но они не в вещах самих по себе Кант относил все разговоры о пространстве и времени вне нас к области «баснословия» и в этом смысле субъективны. Трансцендентальное содержание познания образует, если воспользоваться терминологией Гуссерля, «интерсубъективную объективность». Трансцендентальные пространство и время суть «чистые воззрения», обеспечивающие функционирование чувственного познания. Они — структуры самих актов чувственного познания, в которых мы сколь познаем, столь и создаем явления в пространстве и времени. Хотя Кант и не акцентирует этого, интуиция оказывается основой чувственного опыта. Благодаря наличию чувственного созерцания читай: чувственной интуиции в формах трансцендентального пространства и времени, возможно не только чувственное познание апостериори. Это для Канта не столь и важно, хотя и по отношению к апостериорному познанию открытие его трансцендентальной механики образует совершенно новую перспективу, в русле которой впоследствии сформировалась феноменологическая философия времени, ценностей и экзистенции Гуссерль, Шеллер, Хайдеггер.

Благодаря признанию чувственного созерцания интуиции Кант объясняет возможность чистой математики, в которой мы познаем, т. В онтологическом плане хотя сам Кант от онтологических построений воздерживался открытая им трансцендентальная чувственность представляет собой антропоморфную интерпретацию «божественной чувственности» Sensorium Dei , которая занимает в системе Исаака Ньютона место между материальным физическим и божественным метафизическим мирами. Можно сказать, что «абсолютное пространство» Ньютона представляет собой трансцендентальное условие творения, благодаря которому вещи и обретают возможность быть как нечто относительное обособленное от Бога, дающего им не только бытие, но и правила существования. В «Критике чистого разума» Sensorium Dei вращается в Sensorium аntropos. Аналогичную трансцендентально-критическую процедуру Кант проделывает в области рассудка, который представляет собой способность формирования понятий существенного различения между представлением и понятием у Канта не проводится. Большинство понятий имеют опытное происхождение, но априорными условиями их формирования выступают «чистые понятия рассудка» — категории. Категории суть всеобщие и необходимые операции, благодаря которым формируются все рациональные содержания нашего духа. В анализе категорий Кант отталкивается от традиционной так называемой «формальной» логики.

Рассудок выносит суждения, разум составляет из суждений умозаключения. Категории суть всеобщие значения или функции связки «есть» в суждении. Видов суждений в формальной логике — двенадцать, таково и число чистых рассудочных понятий фактически их больше за счет парности категорий группы модальности и группы отношений. Категории соответствуют видам суждений в формальной логике. Категории количества: единое — многое — всеобщее; категории качества: реальность — отрицание — ограничение; категории отношения: субстанция и акциденция, причина и следствие, взаимодействие; категории модальности: возможность, действительность, необходимость. Категории обеспечивают синтезы всех понятий, однако и сами функционируют в единстве синтезов. Таким синтезом синтетических функций рассудка выступает трансцендентальное самосознание.

И один из первых, которых эта безумная мысль свела в буквальном смысле этого слова Ницше попал в психушку. Разбор причин этой моральной катастрофы - возможно интересная тема для других новых постов, но сейчас коротко о результате. Самый важный из них в том, что отныне понятия морали, нравственности и добродетели во взгляде большинства людей перестали быть окружены своим возвышенным божественным ореолом. Взгляд многих людей замылился, а разум померк. Мораль стала казаться чем-то субъективной, Вселенная - безналичной к нашей судьбе. В отчаянии одни кинулись на Восток, в надежде что там ещё пока можно обрести мудрость и стали адептами восточной эзотерики. Другие, особенно поклонники Ницше, лишь нордически усмехнулись и поделились здесь, даже на Пикабу, что по сути от совершения различных злодеяний их останавливает вовсе не какая-то мораль, которая есть "оружие слабых", а один лишь уголовный кодекс. Короче говоря, в метамодерне, как и давно несколько веков назад, вновь сложилось мнение, что мораль есть нечто субъективное и что человек есть мера всех вещей. Сократ, Платон, софисты и Эллада Знакомое чувство дежавю. История часто движется по спирали. И нечто похожее уже было раньше в симпсонах. И в древней Элладе, во времена жизни Платона и Сократа их противники, софисты, такие как Протагор, слово в слово утверждали что "человек есть мера всех вещей". Сократ и Платон без всяких апелляций к Богу, Сатане, британским учёным, Википедии авторитетам чисто логическими средствами философская наука была тогда действительно на высоте убедительно доказали, что, по всей видимости, это совсем не так и их оппоненты относительно окружающего их мира, мягко говоря, очень сильно ошибаются. Окружающий мир действительно переменчив и наши представления о нём целиком зависят от его субъективного восприятия и поэтому подобен миражу и блеклой тени. Но существует также и другой мир: мир чистых идей, существующих независимо от их восприятия кем-либо, мир объективной истины и в конечном итоге мир Бога. Так произошло рождение объективного идеализма, получившего название "платонизм", в честь своего основателя Платона, который в дальнейшем также основал первую во всём мире и в Афинах академию - академию Платона. Не вдаваясь глубоко в детали, краткая суть философии Платона заключается в том, что восхождение человека к Высшему Благу происходит через занятия философией, а также через развитие добродетелей. Признавая полезность таких добродетелей как мужество, мудрость, умеренность и справедливость ни Сократ, ни Платон тем не менее не смогли дать ответ на вопрос а что такое добродетель вообще как идея.

Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога , написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой. Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или кофе. Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра. Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений». Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм. Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом — таков девиз Просвещения». Кант был достаточно низкого роста — всего 157 см. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде». Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина. Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве. Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию. Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма.

Обсудить Редактировать статью Иммануил Кант — немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». По масштабу деятельности приравнивается к Платону и Аристотелю. Давайте поближе познакомимся с жизнью Иммануила Канта и основными идеями его наработок. Детство Будущий философ родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге нынешний Калининград , в многодетной семье. За всю жизнь он не выезжал из родного города далее чем на 120 километров. Кант рос в среде, в которой особое место имели идеи пиетизма. Его отец был ремесленником-седельщиком и с детства приучал детей к труду. Мать же старалась позаботиться об их образовании. С первых лет жизни Кант имел слабое здоровье. В процессе обучения в школе у него были обнаружены способности к латинскому языку. Впоследствии именно на латыни будут написаны все четыре диссертации ученого. Высшее образование В 1740 году Иммануил Кант поступил в университет «Альбертину». Из преподавателей особое влияние на него оказал М. Кнутцен, который познакомил амбициозного молодого человека с достижениями современной, на тот момент, науки. В 1747 году тяжелое финансовое положение привело к тому, что Кант вынужден был отправиться в пригород Кенигсберга дабы устроиться там домашним учителем в семье помещика. Трудовая деятельность Вернувшись в родной город в 1755 году, Иммануил Кант завершил обучение в университете и защитил магистерскую диссертацию под названием «Об огне». В течение последующего года он защитил еще две диссертации, которые дали ему право на чтение лекций в качестве сначала доцента, а затем профессора. Однако от звания профессора Кант тогда отказался и стал экстраординарным тем, который получает деньги от слушателей, а не от руководства доцентом. В таком формате ученый работал до 1770 года, пока не стал все-таки ординарным профессором на кафедре логики и метафизики родного университета. Удивительно, но в должности преподавателя Кант читал лекции по широчайшему кругу предметов, начиная с математики и заканчивая антропологией. В 1796 году он перестал читать лекции, а через четыре года и вовсе оставил университет из-за слабого здоровья. В домашних условиях Кант продолжал работу до самой смерти. Образ жизни Пристального внимания заслуживает образ жизни Иммануила Канта и его привычки, которые особенно стали проявляться с 1784 года, когда философ приобрел собственный дом. Каждый день Мартин Лямпе — отставной солдат, который выступал в доме Канта слугой — будил ученого. Проснувшись, Кант выпивал несколько чашек чая, выкуривал трубку и начинал подготовку к лекциям. После лекций наступало время обеда, за которым компанию ученому составляли обычно несколько гостей. Обед часто затягивался на 2-3 часа и всегда сопровождался оживленной беседой на различные темы. Единственное, о чем не хотел говорить ученый в это время — философия. После обеда Кант ежедневно отправлялся на прогулку по городу, которая позже стала легендарной. Перед сном философ любил смотреть на собор, здание которого отчетливо виднелось из окна его спальни.

Всё, что нужно знать о философии Канта

Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Событие, в котором принимают участие более 500 учёных из 23-х стран, посвящено 300-летию со дня рождения Иммануила Канта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий