Новости кто играл сталина в советских фильмах

Актер стал известен многочисленными исполнениями ролей Сталина в разных фильмах: больше него эту роль никто не играл.

Кто впервые в советском кинематографе воплотил образ И. В. Сталина?

Вердиктом Военной коллегии Верховного суда СССР Василия Сталина приговорили к восьми годам тюрьмы за антисоветскую пропаганду. играть) 1) а) во что, на чём Провести время в каком-л. занятии, служащем для заполнения досуга, для развлечения и т.п. Сыграть в футбол. Ещё один актёр, который удивил меня, сыграв роль Сталина Игорь Кваша снялся в образе Сталина в фильме «Под знаком Скорпиона».

Возвращение Отца Народов: кто сыграл Сталина в фильмах и какие у актеров впечатления от роли

Он не был похож на Сталина В ноябре 1938 года на советские экраны вышел фильм "Великое зарево", в котором Михаил Геловани дебютировал в роли Сталина. Именно эта картина принесла ему большую славу. До этого он играл вождя только на театральной сцене. Следует сказать, что Геловани снимался в кино с 1924 года. Первый фильм с его участием называется "Три жизни".

Но параллельно он поступил еще и в театральный техникум. Причем, как показало время, артистическое начало взяло верх.

Проект возглавляет известный писатель и историк, уроженец Макеевки, Почетный гражданин Донецка Святослав Рыбас Доктора из Гольштаба не вышло, зато его стали охотно приглашали играть в различные провинциальные театры. В 1924 году, отточив свой актерский талант в Бакинском театральном техникуме, он поступил в труппу бакинского же театра «Чайка». Затем были Современный театр, поочередно Курский, Кузбасский и Томский драматические театры. С 1935 по 1940 год Гольдштаб служил в Кировском театре имени Кирова. А оказавшись в штате упомянутого Кировского театра, выходец из Донбасса просто-таки работал Сталиным, других ролей у него просто не было. И вот случился грандиозный карьерный взлет.

Артиста заметил Михаил Ромм и пригласил сняться в ленте «Ленин в Октябре». Премьера фильма состоялась 7 ноября 1937 года. На родине исполнителя Роли Иосифа Сталина, в городе Сталино, зрители увидели киноленту 13 декабря того же года. Корреспондент газеты «Донецкого времени» Евгений Митин нашел в подшивках издания «Социалистический Донбасс» интересную информацию, собственно говоря, анонс предстоящего показа политически важной киноленты: 2 сентября 2018, 09:09 Кача: Сталин, Фрунзе и Покрышкин летали здесь. ФоторепортажКолыбель российской авиации хранит и обновляет свои славные традиции «Донецкая прокатная контора выпустила на экраны Донбасса 17 экземпляров фильма «Ленин в Октябре». Фильм с огромным успехом демонстрируется в г.

Сталино, Ворошиловграде, Макеевке, Старобельске и др. В Старобельске в первый же день демонстрирования фильма билеты в кинотеатре были проданы на пять дней вперед.

Операторам приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы "укоротить" его на экране.

Геловани долгое время был любимым актёром Иосифа Виссарионовича. Он настолько вошел в образ генералиссимуса, что после войны принимал у себя на квартире ходоков из народа, улаживал семейные конфликты. Он сидел в военном кителе на диване, покрытом персидским ковром, и курил трубку.

Однако, по воспоминаниям режиссера Георгия Данелия, Михаил Георгиевич играл Сталина много раз, но ни разу с ним лично не встречался. В какой-то момент Сталин решил, что грузинский актёр «страдает национальной ограниченностью». Разве у меня такой акцент?

Подумайте о подходящем актёре на роль товарища Сталина. Лучше всего из русских", - сказал он министру кинематографии Большакову. Выбор пал на театрального актёра Алексея Дикого.

Канонический образ Сталина в кино создал Михаил Геловани. Фото: кадр из фильма Для Геловани роль Сталина стала своеобразной надгробной плитой. После смерти вождя в 1953-м году и особенно после XX съезда КПСС о нем забыли, в кино его больше не приглашали, кадры, где он в роли Сталина, были вырезаны.

По иронии судьбы Михаил Геловани умер от сердечного приступа 21 декабря 1956 года - в день рождения Сталина. В газетах не было некролога, который полагался народному артисту СССР, только короткие информации в траурной рамке.

Естественно, во всех случаях Иосиф Виссарионович был одним из тех, кто утверждал актерский состав патриотических фильмов. Хотя режиссеры и постановщики настолько потрудились, что смотря это кино, любой понимал: роль Сталина в Октябрьской революции лишь ненамного меньше, чем у ее непосредственного вождя В. Первый Хрущев в кино Борец с культом личности Никита Сергеевич Хрущев так никогда и не увидел себя на киноэкране. В эпоху, когда он был генсеком, фильмы такой тематики не снимались. Да и вряд ли бы Хрущев одобрил подобное художественное кино. В первую очередь из-за своей схожести с генсеком.

В исторической ленте нашлось место и советскому генсеку Л. Брежневу, роль которого исполнил актер Борис Михайлович Сичкин.

Жизнь и судьба Василия Сталина

Несмотря на проклятья отца, поносившего корыстного актера, пришлось выплатить требуемый гонорар. В роли И. По дороге на дачу в Зубалово Сталин с подачи Берия распорядится привезти туда Геловани. Актёра привозят к накрытому столу. Сталин пристально изучает своего кинодвойника и приглашает за стол.

Сталин сильно разочарован. Позже, когда Геловани увезут, он скажет Чиаурели: «Обидно Мишико, очень обидно. Недалёкий, слабый человек ваш тёзка, изображающий товарища Сталина». Вскоре в разговоре с главным киноначальником Большаковым Сталин недовольно замечает: «У Геловани сильный грузинский акцент.

Разве у меня такой акцент? Подумайте о подходящем актёре на роль товарища Сталина. Лучше всего из русских». В кино начинаются поиски нового исполнителя Главной роли страны.

Подъехав к воротам Спасской башни, Геловани, загримированный Сталиным, высунулся из машины и спpосил у часового: - Вы меня пpопустите? Часовой упал в обмоpок. Удивительны кадры фильма, созданного к семидесятилетию Иосифа Сталина. Лучшие силы советского кинематографа были привлечены к его созданию: оператор Косматов, композитор Шостакович, художники Каплуновский и Пархоменко.

Перед началом съёмок актёр Михаил Геловани попросил разрешить ему пожить несколько дней на даче Сталина у озера Рица для лучшего вживания в образ любимого вождя. Когда Сталину передали эту просьбу, Иосиф Виссарионович сказал, ухмыляясь: "Для создания образа, не лучше ли начать с Туруханской ссылки? Чиаурели снимал фильм про Сталина, к нему на съемочную площадку пришел Роман Кармен 1906-1978. Там он с удивлением увидел следующее: перед камерой прохаживается Геловани в роли Сталина, а за ним чуть ли не на корячках идут Константин Зубов 1888-1956 в роли Молотова и Юрий Толубеев 1905-1979 в роли Ворошилова.

На недоуменный вопрос Кармена Чиаурели тихо ответил: "Никто не имеет права быть выше Сталина". Дело было в том, что хотя сам Геловани был ростом выше Сталина, актеры Зубов и Толубеев были значительно выше ростом, чем Геловани. Вот и выкручивались... Молча с трубкой в руке он проходит мимо ошеломлённых сотрудников, оценивая степень произведенного эффекта.

Великое зарево Сталина играли многие актеры. Сам вождь был доволен тем, как его воплощал на экране Михаил Геловани, дебютировав в этой роли в фильме «Великое зарево» 1938 г. Позже Геловани постоянно приглашали на эту роль, он получил четыре Сталинские премии. Еще один актер, в копилке которого 15 картин и соответственно ролей Сталина, — Андро Кобаладзе.

Рекордсменом является Георгий Саакян: он сыграл Сталина в 36 фильмах. Дебют состоялся в картине «Тегеран-43», затем он снялся в лентах «Не о Сталине», «Завещание Сталина» и т. Кино про настоящих людей.

Который его уважал и очень снисходительно относился. Сериал расскажет о годах правления Сталина, а он его охранял более двадцати лет и служил в безопасности вождя. Это исторический сериал, который будет насыщен различными событиями и центральная роль в нем принадлежит Власику. Леван Мсхиладзе сыграл более 80 ролей в кино, и последние фильмы с его участием перечислены ниже.

Актер удивительно похож на вождя, и это все замечали еще когда Саакян был студентом. Его дебют состоялся в картине «Тегеран-43», затем он снялся в «Не о Сталине», «Завещании Сталина» и т.

Георгий Маркарович также возглавлял «Клуб двойников отца народов». Арчилу Гомиашвили, который, надо сказать, больше ассоциируется у зрителей с ролью Остапа Бендера в комедии Гайдая "12 стульев", роль отца всех народов впервые досталась в 1986 году в телевизионном фильме «Государственная граница. Год сорок первый».

Кто играет Сталина в сериале Власик? Чем известен актер?

Подбор актеров на роли исторических личностей Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Михаил Ульянов можно посмотреть на Иви.
Миры Валтасара: как изображали Сталина в кино В отличие от историков, актеры, игравшие Сталина в кино и театре, никогда не вникали в эти тайны.
Как снимали кино об охраннике Сталина Первыми значительными ролями Михаила Ульянова в кино были комсомольский руководитель Колыванов в фильме "Они были первыми" (1956) и геолог Каширин в картине "Дом, в котором я живу" (1957) — сильные целеустремленные люди.

Подбор актеров на роли исторических личностей

Миры Валтасара: как изображали Сталина в кино - Кто из секссимволов советского кино должен был сыграть главную роль в фильме "Экипаж", но отказался уже в процессе съёмок (4 буквы).
Иосиф Сталин Грузинский актёр Михаил Геловани сыграл Сталина в 15 фильмах, был всячески обласкан властями, получал звания и награды.
Михаил Геловани: как роль Сталина испортила актеру жизнь - Экспресс газета Ниже фильм, в котором актёр Михаил Геловани сыграл свою первую роль Сталина.

Сыграл сталина

30 апреля скончался Георгий Демуров, советский, российский актер и театральный деятель, народный артист России. Сыграл сталина. Анатолий Дзиваев Сталин. Для Сталина был даже организован отдельный небольшой кинозал, где Сталин смотрел кино вместе с самыми близкими ему людьми. Признанный "Сталин" советского кинематографа. Сыграл Сталина в 15 фильмах.

Кто и как играл в кино Сталина при его жизни?

Фигура Иосифа Сталина по сей день вызывает множество споров: одни считают его великим вождём, превратившим СССР в настоящую сверхдержаву, другие — кровавым тираном, чьи преступления и репрессии не могут быть оправданы высокой целью. Признанный "Сталин" советского кинематографа. Сыграл Сталина в 15 фильмах. Российский актер Никита Джигурда сыграет советского вождя Иосифа Сталина в фэнтезийном фильме.

«До сих пор помню запах валерианки, который стоял по всем коридорам школы»

  • Кто из актеров первыми сыграли в кино роли советских вождей и генсеков
  • Иосиф Сталин был крайне недоверчивым человеком, достичь его благосклонности было совсем не просто.
  • Сталин: кто изображал вождя в кино и на сцене
  • Фильмы с Иосифом Сталиным - «Кино »
  • Молчаливая роль вождя народов
  • Подбор актеров на роли исторических личностей (Александр Щербаков 5) / Проза.ру

Слишком красив для Сталина

Впрочем, упрек можно было отнести ко всей киногруппе: на фоне прославляемого Ленина Сталин оставался в глубокой тени. Кадр из фильма "Ленин в Октябре" Кадр из фильма "Ленин в Октябре" Ромм и его коллеги учли пожелания высшего руководства: через два года на экраны страны вышел фильм "Ленин в 1918 году". В нем образ Сталина был одним из центральных, а на роль вождя пригласили Михаила Геловани, который уже играл Иосифа Виссарионовича в фильме "Великое зарево" - и очень понравился генсеку в 1941 году и картина, и артист были удостоены Сталинской премии 1 степени. О художественных достоинствах данного кинопроизведения можно судить по совсем крохотному эпизоду. Ленин скрываясь в Разливе, спрашивает у прибывших товарищей, как без него проходит 6 съезд партии в Петрограде. Ему отвечают: "Как при вас". Такой пламенный рулевой как Сталин! Кадр из картины "Ленин в 1918 году" Кадр из картины "Ленин в 1918 году" Первый исполнитель роли вождя Семен Гольдштаб в образе Сталина появлялся на экранах еще трижды - во всех случаях это были небольшие эпизодические роли. Главный кино-двойник Михаил Геловани стал известным артистом уже в зрелом возрасте. До этого актер Тбилисского театра гораздо больше времени посвящал сцене, причем не только играл в спектаклях, но и активно занимался режиссурой.

Его жизнь радикально изменилась, когда в театре поставили пьесу Шалвы Дидиани "Из искры... Зрители просто ахали: сходство актера с его героем было поразительным. Через год его пригласили в картину "Великое зарево", а позже он исполнял роль вождя во многих кинолентах. Михаил Геловани Михаил Геловани Генсеку его кино-двойник поначалу очень нравился. Главной проблемой актера стало то, что никаких других ролей ему не предлагали: да и как показать в кино или на сцене "вождя" в образе злодея или героя-любовника? Режиссеры не хотели рисковать, и Геловане отныне играл только отца народов. Артист был выше Иосифа Виссарионовича. В кино его рост уменьшали за счет разного рода уловок, а на сцене приходилось ходить, сгибая ноги. По свидетельствам современников, Геловани поначалу был скромным человеком, но с годами настолько сроднился с образом вождя, что мог позволить себе многое - к примеру, накричать на какого-нибудь начальника.

Самотейкин старался на все вопросы отвечать искренне. Из его ответов Матвеев узнал, что Леонид Ильич по характеру человек добрый и сентиментальный. А в заключение беседы помощник предложил гостю пройти в кабинет Брежнева. Вот как об этом вспоминает сам Матвеев: «Перешагнув порог кабинета генерального секретаря, я изумился: кабинеты некоторых художественных руководителей творческих объединений «Мосфильма» пошикарнее и побольше будут. Здесь же на стульях, стоящих вдоль стен, лежали стопки книг, подшивки газет и журналов, какие-то диаграммы.

На столе кроме бумаг — кусок руды, подшипники, металлическая труба…» Самотейкин, заметив замешательство актера, сказал: «Вы, как и все зрители, чаще видите Леонида Ильича в кремлевских апартаментах, где он принимает высоких гостей. А здесь он работает…» Матвеев как можно деликатнее поинтересовался, почему в кабинете такой беспорядок. Он что, неряха?

Но самой запоминающейся картиной была киноэпопея «Сталинград» Юрия Озерова. В ней вождь показан властным и бескомпромиссным, не желающим делиться с командующими войсками славой. Актеру пришлось кардинально поменять амплуа. Вождь у Збруева получился с воровскими замашками, эдакий испорченный подросток, полный максимализма. Но Кончаловский считал, что Збруев обладает тем самым «рысьим взглядом», который был у Иосифа Виссарионовича. Актер удивительно похож на вождя, и это все замечали еще когда Саакян был студентом.

Его дебют состоялся в картине «Тегеран-43», затем он снялся в «Не о Сталине», «Завещании Сталина» и т. Георгий Маркарович также возглавлял «Клуб двойников отца народов». Эту роль Кваша считал лучшей в своей кинокарьере, потому что на экране не узнавал себя. В 2005-м он вновь сыграл отца народов в многосерийной картине «В круге первом» Глеба Панфилова по одноименному роману Александра Солженицына.

Георгий Саакян актер. Арчил Гомиашвили Сталин. Арчил Михайлович. Арчил Гоголашвили 12 стульев.

Иосиф Сталин фильм. Сталин фильм 2021. Сталин Иосиф в кино. Исполнители роли Сталина в кинофильмах. Анатолий Дзиваев. Александр Збруев. Збруев в роли Сталина. Александр Збруев Сталин.

Роберт дюваль Сталин. Роберт дюваль в роли Сталина. Сталин фильм 1992. Фильм Сталин 1992 Роберт дюваль. Геловани актер Сталин. Михаил Геловани в образе Сталина. Алексей Петренко в роли Сталина. Бухути Закариадзе актер в роли Сталина.

Жерар Депардье в роли Сталина. Фильм Депардье Сталин. Диван Сталина фильм. Евгений Князев в роли Сталина. Евгений Князев в роли Троцкого. Евгений Князев роли в кино. Роли Орлова и Александров. Фильм блокада 1977.

Блокада фильм 1974. Сталин фильм 2006. Юрий Соломин в фильме блокада. Алексей дикий в роли Сталина. Сергей Колтаков Сталин. Сергей Колтаков Союз спасения. Колтаков актер в роли Сталина. Сергей Колтаков Иосиф Сталин.

Геловани актер. Актер Геловани в роли Сталина. Збруев Сталин. Михаил Геловани. Геловани в роли Сталина. Сталинград фильм, 1989 Гомиашвили. Сталинград фильм 1989 Юрия Озерова. Анатолий Дзиваев могила.

Анатолий Дзиваев фильм Сталин. Анатолий Дзиваев похороны. Алексей дикий. Алексей Денисович дикий. Актер дикий Алексей Денисович. Алексей Петренко Сталин. Алексей Петренко актер пиры Валтасара. Петренко Алексей Сталин в роли Сталина.

Алексей Петренко в фильме пиры Валтасара. Семнадцать мгновений весны фильм 1973.

Кто из актеров играл в кино советских вождей?

Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. В нашумевшем многосерийном фильме Андрея Эшпая-младшего «Дети Арбата» Сталина сыграл Максим Суханов. А ещё он играл Сталина в нескольких документальных фильмах. В 1949 году на экраны вышел фильм «Сталинградская битва» – со звездами советского кино. Алексей Дикий сыграл Сталина. Сталин фильм 2021. Сталин Иосиф в кино. Гольдштаб последний раз сыграл Сталина в 1942 году в "Александре Пархоменко" Леонида Лукова.

Джигурда сыграет Сталина в фэнтезийном фильме

Этот талантливый актёр пропал из отечественного кинематографа почти сразу после смерти Сталина. По приказу Хрущева советское кино было зачищено от образов вождя. А его главным исполнителем и, по сути, кинематографическим двойником был грузинский актёр Михаил Геловани. Михаил родился в 1893 году и был потомком древнего грузинского рода, ведущего летопись ещё с XII века. По семейному приданию, один из его предков был секретарем легендарной царицы Тамары. Впрочем, к концу XIX века род растерял былое величие, и родители Михаила были всего лишь мелкопоместными обедневшими дворянами. Поэтому после революции семья почти ничего не потеряла. Но зато перед Михаилом открылись большие возможности.

Ещё в детстве он пел в церковном хоре и мечтал о карьере актёра. В 1918 году Михаил поступил в самую известную актёрскую школу Тбилиси, а получив диплом, был приглашён в Тбилисский театр имени Шота Руставели — лучший театр Грузии начала двадцатого века. Его карьера развивалась постепенно. Он играл в театре и снимался в кино, но каких-то выдающихся ролей у него не было.

Сталин, как правило, брал готовую фигуру в истории, которая могла быть утилитарно полезна с точки зрения современной политической ситуации и идейной борьбы Иван Грозный, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов, Пирогов, Попов, Мичурин, Павлов. Языком уставов гарнизонной и караульной службы, в присущем ему бюрократическом стиле — выделяя отдельные пункты и параграфы — Сталин писал записки возглавлявшим в разные годы советский кинематограф лицам: какие конкретные изменения внести в заказанный сценарий, каким должен быть образ того или иного киногероя. Рождалась нормативная эстетика нашего кинематографа. Например, когда Сталин посчитал необходимым сковать все население страны железной дисциплиной, в 1940 году появляется его наказ относительно сценария фильма « Суворов »: «В сценарии не раскрыты особенности военной политики и тактики Суворова…. Умение поддерживать в армии суровую, поистине железную дисциплину. Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии не высоко ценил дисциплину и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм.

Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше». Можно только догадываться, какой смертельный ужас овладевал кинематографистами, к которым относились подобные сталинские реплики: «…недоразумение, если не сказать больше». В особенности остро, я бы сказал, как ни в одном искусстве, сказался культ личности в кинематографическом мире, — свидетельствовал Михаил Ромм. Таким образом, каждая картина, какую бы мы ни сделали, непременно дожидалась, иногда по полгода и больше, просмотра ее Политбюро, а фактически — Сталиным». И кинематографисты привыкли, что один-единственный директивный вкус определяет однозначно все требуемое, желаемое в искусстве. С учетом чудовищной системы перестраховочного мышления на всех этапах производства и «прохождения» фильма последний рассматривался как доклад или статья в газете, и творческий работник терял собственное лицо. Над ним довлели страх перед возможностью ошибиться творческая неудача могла стоить даже жизни и абсолютная беспомощность в защите своих позиций, своих взглядов, полное лишение неотъемлемого права всякого цивилизованного человека — права возразить. В итоге в кинематографе сталинского периода восторжествовали лакировка действительности, бесконфликтность, высокомерное отношение к «винтикам», народу, с одной стороны, и неуемное подобострастие к вождю — с другой, пренебрежение исторической правдой и реальными фактами биографии выдающихся деятелей России в частности. В своих воспоминаниях «Глазами человека моего поколения» Константин Симонов утверждал, что в советской кинематографии «в самые жестокие годы — тридцать седьмой и тридцать восьмой — было затронуто репрессиями людей куда меньше, чем в любой другой сфере искусства». Но если подсчитано число писателей — тысяча погибла, и еще множество прошли через тюрьмы, лагеря и ссылки, то репрессированных кинематографистов пока еще никто не считал… Трудно провести здесь четкое разграничение — среди погибших писателей ведь были и авторы киносценариев.

По свидетельству того же Симонова , Сталин, бичуя отдельные фильмы, часто сваливал грехи только на сценаристов. Например, выступая в 1940 году с речью по поводу фильма «Закон жизни» режиссеров А. Столпера и Б. Иванова , беспощадно критикуя автора сценария А. Авдеенко , Сталин не поддержал реплики, что надо, мол, наказывать и режиссеров. Небрежно покрутив пальцем в воздухе, показывая, как крутится в аппарате лента, он сказал: «А что они? Они только крутили то, что он написал». Велико было количество жертв сталинизма в среде организаторов кинопроизводства. Уничтожили заместителя директора киностудии «Мосфильм» большевичку с дореволюционным стажем Елену Кирилловну Соколовскую , в годы гражданской войны неоднократно побывавшую в белогвардейских застенках, многих других работников этой студии. Был арестован и расстрелян замечательный критик и теоретик кино, сценарист, драматург Адриан Пиотровский , художественный руководитель киностудии «Ленфильм».

А также практически весь руководящий состав этой ведущей киностудии. Погибла сценарист и режиссер популярного детского фильма « Рваные башмаки » Маргарита Барская. Был репрессирован замечательный оператор, применявший новые методы съемки, в том числе комбинированной, Владимир Нильсен. Уничтоженный Вениамин Зускин работал в театре, но классической явилась его роль Пини в фильме «Искатели счастья». Репрессированные замечательные театральные режиссеры Всеволод Мейерхольд , Лесь Курбас и Соломон Михоэлс внесли свой вклад и в киноискусство. Артисты Валентина Караваева? Еще недавно мало кто знал о трагической судьбе популярного киноактера Георгия Жженова , потрясающие воспоминания которого о «колымском периоде» жизни мы теперь читаем в его «Омчагской долине». А сколько потеряла наша кинематография безвестных звукорежиссеров и звукооператоров, ассистентов, помощников кинорежиссеров и операторов, редакторов и киноинженеров. Их всех необходимо назвать. Кровавые сталинские репрессии обрушились на зарубежных кинематографистов, спасавшихся от фашизма в нашей стране.

Так, погибла в лагере известная немецкая киноактриса Карола Неер-Геншке — блистательная исполнительница главной роли в фильме прогрессивного режиссера Георга Пабста « Трехгрошовая опера » по пьесе Бертольта Брехта. А известнейший актер Эрвин Гешоннек в ГДР опубликовал недавно воспоминания о том, как его, коммуниста с 1929 года, выслали в 1938 году из Советского Союза в Чехословакию, где он попал в гестапо. Ударом по советскому кинематографу явилась инспирированная Сталиным в послевоенные годы кампания борьбы против «безродных космополитов». В космополитизме обвинялись один из зачинателей документального кинематографа Дзига Вертов , режиссеры Л. Трауберг и С. Юткевич , кинокритики и сценаристы М. Блейман и Н. Коварский , B. Сутырин и Н. Оттен , историк и теоретик кино Н.

Когда читаешь опубликованную в «Правде» 3 марта 1949 года статью «Разгромить буржуазный космополитизм в киноискусстве» , не веришь, что такое могло происходить. В ходе этой кампании культивировались самые низменные чувства, разжигались взаимная подозрительность и недоброжелательство. Нелишне напомнить, что 9 августа 1946 года на заседании Оргбюро ЦК ВКП б наряду с судьбой ленинградских журналов и отдельных писателей и поэтов была предрешена и судьба вторых серий фильмов « Большая жизнь » Л. Лукова и « Иван Грозный » C. Как свидетельствуют участники событий того периода, начиная с середины 30-х годов Сталин лично не смешивать с верноподданнической фальсификацией застойных лет — действительно лично! Публикация этих «приказов», написанных Сталиным по поводу первых вариантов сценариев фильмов « Великий гражданин », « Суворов », « Георгий Саакадзе », поможет, на наш взгляд, по-новому подойти к ключевым проблемам истории советского кино. Когда обращаешься сегодня к сталинским указаниям по развитию кинематографа, вновь и вновь вспоминаешь предупреждение, что благими намерениями вымощена дорога в ад. А ведь лицемерие Сталина поистине не знало границ! Истинно гуманистическими кажутся планы Сталина, высказанные им в декабре 1927 года в Политическом отчете Центрального Комитета на XV съезде партии: «Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело, вместо водки, такие источники дохода, как радио и кино. В самом деле, отчего бы не взять в руки эти важнейшие средства и не поставить на этом деле ударных людей из настоящих большевиков, которые могли бы с успехом раздуть дело и дать, наконец, возможность свернуть дело выпуска водки».

Но, «раздувая» в последующие годы репрессии в стране, Сталин четко представлял себе, что они окажутся невозможными без психоза подозрительности в народе, без массового помутнения общественного рассудка. И поэтому особую роль отвел «самому важному» из искусств — кинематографу — в «раздувании» шпиономании. В фильмах любого жанра, если они не носили исторического характера, должны были вкрапляться сюжеты о борьбе с троцкистами и бухаринцами, врагами народа и вредителями, диверсантами и саботажниками. Например, кинокритики едины во мнении, что первая серия фильма « Большая жизнь » была более удачна, чем вторая, буквально разгромленная лично Сталиным. Но не будем забывать и о тех моментах, которые объединяют обе серии. В первой гнусные вредители вначале пытались совратить «положительного» Валуна, а затем обвалом сорвать установление им рекорда. Во второй серии бюрократ Усынин — комический персонаж в первой — становится полицаем, и фашисты оставляют для диверсионной работы в советском тылу тех вредителей, которые, казалось бы, столь легко и окончательно были уже разоблачены в первой серии. Фильм « Великий гражданин », о котором столь часто пишут в наши дни, явно выделяется на фоне других, близких по тематике, то есть разоблачающих «врагов народа». Например, именно этот фильм, а никакой другой массированно демонстрировался в Китайской Народной Республике в начале каждой политической кампании типа «культурной революции». Ибо в наиболее яркой форме выражал он сталинскую идею обострения классовой борьбы при социализме, что совпадало с поставленной тогдашним китайским руководством задачей — усилить бдительность масс по отношению к «скрытым врагам».

Острая критика в последние месяцы обращена в первую очередь в адрес создателей фильма «Великий гражданин». Например, в журнале « Ринашита » — теоретическом органе Итальянской коммунистической партии — несколько месяцев назад была опубликована обширная статья о советском кинематографе. В ней автор доказывает, что советская система кинопроизводства «даже в худшие периоды не подавляла полностью творческие прерогативы создателей картин. Вот лишь один, но убедительный пример. Этот его фильм, глубоко личный, а не придворно-конъюнктурный подчеркнуто нами. Два фильма — антипода, но выросшие в одно и то же время, на одной и той же почве». Как бы легко было, если мы сегодня могли объективно разделить кинематографистов сталинского периода на пары «чистых» и «нечистых». На первую полку положить ленты Марка Донского , на вторую — фильмы Фридриха Эрмлера. Ведь перечень кинокартин, а также их режиссеров, раздувавших шпиономанию, велик: « Аэроград » 1935 г. Довженко и « Комсомольск » 1938 г.

Герасимов , «Граница на замке» 1937 г. Журавлев и «Родина» 1940 г. Шенгелая , « Партийный билет » 1936 г. Пырьев и «Высокая награда» 1939 г. Шнейдер , « Честь » 1938 г. Червяков и « Мужество » 1939 г. Калатозов , «Ночь в сентябре» 1939 г. Барнет и « Шахтеры » 1937 г. Предшествовал им снимавшийся еще в 1934 г. Эрмлера «Крестьяне».

Поимка диверсанта или вредителя становилась обязательным атрибутом даже лирических кинокомедий. Напомним « Девушку с характером » 1939 г. Юдин , « Аринку » 1940 г. Кошеверова и Ю. Музыкант , « Светлый путь » 1940 г. Как сегодня оценить тот факт, что сценарий низкопробного фильма « Ошибка инженера Кочина » написал по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина «Очная ставка» столь стойкий и благородный писатель, как Юрий Олеша? Нет, не был «Великий гражданин» только «глубоко личным» фильмом Ф. Эрмлера, он носил и «придворно-конъюнктурный характер». Об этом наглядно свидетельствует никогда не публиковавшееся ранее письмо Сталина в адрес руководителя кинематографического ведомства тех лет Б.

Шумяцкого год спустя он был расстрелян как «враг народа» : «Б. Сценарий т. Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны. Имеются, однако, ошибки. Это нетипично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами — пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов и революционером Желябовым. Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии.

Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова — Радека. Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа — за победу социализма в СССР, за ликвидацию всех остатков капитализма, за независимость и территориальную целостность СССР, за антифашизм и сближение с нефашистскими государствами против фашистских государств, против войны, за политику мира; другая программа — за реставрацию капитализма в СССР и свертывание социалистических завоеваний, против независимости СССР и за государственное расчленение СССР в угоду фашистским государствам, за сближение с наиболее сильными фашистскими государствами против интересов рабочего класса и в ущерб интересам нефашистских государств, за обострение военной опасности и против политики мира. Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий[ 1. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по всему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека. С ком. Эту сталинскую концепцию, столь четко выраженную в письме, следует рассматривать на фоне той истеричной вакханалии «охоты на ведьм», которая развернулась в стране — на страницах газет, на собраниях, на киноэкранах. Ровно неделю спустя после сталинского письма относительно «Великого гражданина» передовая статья «Правды» провозглашала: «Ни одна неполадка, ни одна авария не должны пройти для нас незамеченными. Мы знаем, что агрегаты сами не ломаются, котлы сами не взрываются. За каждым таким актом спрятана чья-то рука. Не рука ли это врага — вот первый вопрос, который должен возникнуть у каждого из нас в тех случаях».

И горе тем, кто, по мнению Сталина и его ближайшего окружения, разоблачал «скрытых врагов» и агентов, их жен и детей недостаточно энергично. Так, летом 1937 года в статье о перевыборах в комсомоле, указав, что они прошли уже в более чем полторы тысячи первичных организаций, «Правда» угрожающе констатировала: «Между тем по пальцам можно пересчитать собрания, где остро, боевито обсуждались вопросы комсомольской работы, где в ходе обсуждения кандидатур были разоблачены отпрыски фашистских агентов, пробравшиеся в комсомол». Только с учетом условий тех лет, когда нарастал чудовищный террор против собственного народа, когда население страны ежедневно отравлялось ядом подозрительности, когда процветали вопиющие беззакония, пытки, когда в потоке взаимного доносительства невозможно уже было отделить обезумевших от страха обывателей от беспринципных карьеристов, следует анализировать фильм «Великий гражданин» и письмо Сталина относительно первого варианта его сценария.

Соглашусь с Георгием в оценке актерского мастерства Геловани, а также Трипольского, Гомиашвили и Горбатова. В наше время Сталина играет кто угодно, лишь бы мужеска полу, с накленными усами, имитацией... На мой взгляд, неудачная формулировка, борис заборский.

Сталина в фильм «Ленин в Октябре», став первым актёром, воплотившим этот образ на экране.

После смерти Сталина эпизод с его участием был вырезан из картины, но в 1990-е годы зрители смогли увидеть фильм в первоначальном варианте. Чаще всего эта роль доставалась Михаилу Геловани. Начиная с «Великого зарева» 1938 года это амплуа приклеилось к нему на следующие 15 лет. Геловани Сталина идеализирован, актер облагородил своего героя и создал канонический образ вождя.

Как снимали кино об охраннике Сталина

Сталиниана — совокупность произведений музыкального, изобразительного и других искусств, а также кинематографии, прозы и поэзии. В нашумевшем многосерийном фильме Андрея Эшпая-младшего «Дети Арбата» Сталина сыграл Максим Суханов. Первым советским фильмом с участием Сталина-персонажа стала классическая историко-революционная драма Михаила Ромма «Ленин в Октябре» (1937). Создание фильма было инициировано лично Иосифом Сталиным, а снимался он под руководством двух режиссеров, Леонида Варламова и Ильи Копалина. Однажды Поскребышев доложил Сталину: Тут бумага от артиста товарища Геловани, который готовится сыграть роль Сталина в кинокартине. В фильме роль Николая Власика сыграл Константин Милованов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий