Новости гештальт подход в психологии

Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела.

Гештальт-терапия – мифы и реальность

То, каким образом человек устанавливает контакт с миром и представляет собой предмет гештальт-исследований. В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо. Также он отдает, то, что не нужно, делится тем, что необходимо другому. Граница контакта отделяет «я» от «не я». Она регулирует обмен и считается динамической характеристикой процесса. В случае здорового, естественного контакта с окружающей средой кривая контакта функциональна, проявляя открытость для обмена и прочность для автономии. В различные фазы контакта граница будет разной полное растворение или непроницаемость. В рамках теории кривой контакта возможность осознавать свои границы представляет собой важнейший признак здоровья человека.

Понятие «гештатьт» Гештальт — это термин, который описывает основные принципы организации и восприятия информации в человеческом мозге. Слово «гештальт» происходит из немецкого языка и означает «форму» или «структуру». Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира основано не только на отдельных элементах, но и на их взаимосвязи и организации в целостные образы или формы. Например, если у нас есть несколько точек на белом листе бумаги, наше восприятие склонно видеть их как группу или фигуру, а не просто отдельные точки. Это происходит потому, что наш мозг стремится видеть целостные образы и восстанавливать их из фрагментов. Главные принципы гештальта включают законы близости элементы, близко расположенные друг к другу, воспринимаются как связанные , сходства элементы, имеющие общие характеристики, воспринимаются как группа и замыкания мы склонны заполнять пробелы и видеть неполные фигуры как законченные. Эти принципы влияют на то, как мы воспринимаем мир вокруг нас и как организуем информацию.

Возьмем, к примеру, картину. Вместо того чтобы просто видеть отдельные краски и линии на холсте, мы воспринимаем их как целостный образ, который имеет свойство вызывать эмоции, передавать настроение или передавать информацию. Гештальт-подход помогает объяснить, каким образом наш мозг способен продолжать распознавать и организовывать такие образы. Он объясняет, что наше восприятие не ограничивается простым суммированием отдельных элементов, а зависит от взаимодействия между ними. Принципы гештальт-психологии В гештальт-психологии выделяются несколько основных принципов или законов, которые определяют наше восприятие и организацию информации. Вот некоторые из них: Закон близости: Этот закон гласит, что элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные и группируются вместе. Например, если у нас есть ряд точек, и некоторые из них находятся ближе друг к другу, мы склонны воспринимать их как группу или образ, а не как отдельные точки.

Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать?

Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей.

Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе.

Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня.

У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения.

Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались.

Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности.

Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства. Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным.

Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира.

Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека.

Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим.

На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения.

Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т.

Повышение осознанности и новый опыт неизбежно активируют работу головного мозга, увеличивая количество нейронных связей. Поэтому гештальт-терапия является важным дополнением и помощью в решении задач, стоящих перед нейрофизиологами. В данном случае речь идет об эффекте Зейгарник — прерванного действия. В начале выполнения какого-либо поступка у человека возникает напряжение, которое стимулирует его на поиск решений для завершения начатого. Как только действие завершается, оно разряжается, и человек получает удовлетворение. Если действие не закончено, психика будет стремиться это сделать, расходуя энергию, чтобы получить целостный образ или логически завершённое действие.

И именно поэтому мы продолжаем додумывать и фантазировать о резко разорванных отношениях, непрожитых обидах, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, несовершённых поступках. Высказывания, которые смогут поменять образ мысли: Чтобы изменить жизнь и стать счастливым: 50 мотивирующих цитат на каждый день Если человек склонен прерывать себя сам или не умеет противостоять, когда останавливают другие, у него накапливаются незавершённые ситуации. Выделенная и неизрасходованная на них энергия будет держать его в постоянном напряжении и направлять фокус внимания именно на незавершённые дела, мешая полноценно жить в сегодняшнем дне. Но у эффекта Зейгарник есть и положительная сторона. Если вам сложно приступить к какому-то делу, то можно использовать метод малых первых шагов. Речь о том, чтобы разбивать сложное на мелкие детали. И потом, даже если вы отложите это дело, фокус внимания, мысли будут постоянно возвращаться к этому процессу, стимулируя продолжить и уже наконец-то завершить начатое.

Сам Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии, тоже имел свой незакрытый гештальт. В 1936 году учёный приехал в Прагу на Международный психоаналитический конгресс с докладом и с целью встретиться с Фрейдом, которого почитал. Но эта встреча разочаровала его, не дав ответы на интересующие вопросы. Она длилась всего четыре минуты. Перлз вспоминал, что приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и увидеть легенду, но на вопросы получил лишь короткий ответ: «Ну и когда же вы уезжаете? Удовлетворять потребности нужно. Для этого важно уметь распознавать их.

Понимать, какие запросы важные и первостепенные, находить способы удовлетворения, устанавливать контакт и присваивать себе полученный опыт. Но это не всегда возможно. Человек способен прерывать себя сам, в силу своего травматического опыта или особенностей характера. Бывает, что не хватает опыта для решения какой-либо задачи. Например, человек не разбирается в интернете, не умеет пользоваться поисковиком и боится найти информацию.

Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии

В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. гештальт терапия это в психологии. Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода.

Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии

Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. Что такое гештальт-терапия простыми словами. Гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе.

Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?

Потому что вокруг полно народа, а проявлять чувства — чрезмерную радость или печаль — на людях стыдно и неудобно. Техники гештальт-терапии направлены на то, чтобы вернуть человека самому себе и сделать его внутренний мир для него же доступным. Благодаря ее установкам он должен стать тем, кто он есть, а не тем, кем старается быть, но не является. Как считают психологи, пусть хоть помидоры выращивает или метит в министры, лишь бы жил своею жизнью и полюбил её. Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз В середине XX века немецкий врач-психиатр Фредерик или Фриц Перлз написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В нем он предложил один из методов: поставить перед клиентом пустой стул, на котором, как он воображает, сидит важный для него человек. Либо он сам. Он начинает разговаривать с ним или с собой вслух.

Психологу разрешается вмешиваться в эту «беседу», акцентируя внимание на моментах, задавая вопросы, направляя. Современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами. В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни. Так что же такое гештальт-терапия простыми словами?

Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное.

На индивидуальной сессии клиенту предлагается проговорить волнующую его ситуацию с определенным человеком из собственного окружения, которого он представляет сидящим на пустом стуле. В группе роль собеседника может сыграть один из присутствующих. Беседу модерирует терапевт. В ходе разговора клиент концентрируется на своих ощущениях, эмоциях, телесных проявлениях и других феноменах. Именно реакции, которые он испытывает в настоящий момент, во время сессии, воспринимаются и анализируются терапевтом.

В этом проявляется важный для гештальта принцип «здесь и сейчас», согласно которому работа должна вестись только с чувствами в настоящем, даже если они относятся к прошлым событиям. Осознавание, актуальность, ответственность Обращая внимание на феномены в моменте здесь и сейчас, клиент работает над развитием осознавания — одного из главных навыков в рамках гештальт-системы. Идея направленного осознавания вдохновлена дзен-буддизмом, которым увлекался Фриц Перлз. Осознавание — своего рода расслабленное внимание, которое позволяет выявлять из всего спектра чувственной информации ее отдельные составные части. К примеру, если человек боится публичных выступлений и приходит к гештальт-терапевту с таким страхом, в ситуации эксперимента он может осознать, как реагирует его тело в момент страха, в какую цепочку выстраиваются его мысли, какие чувства он испытывает в каждый момент этой ситуации. В обычной же жизни эти ощущения ускользают от его внимания, и чувствуется только страх. Эта сумма осознавания дает новую глубину проживания опыта и позволяет выявить причины тех или иных реакций.

Еще одно важное понятие — актуальность. В рамках концепции «здесь и сейчас» гештальт работает только с проблемами и ситуациями, которые имеют значение в данный момент в отличие, в частности, от классического психоанализа, который пристально изучает детство клиента. Даже если человек приходит на терапию с запросом на долгосрочную перспективу например, желанием построить семейные отношения , гештальт-терапевт будет работать с этим запросом через текущие состояния на каждой отдельной сессии. Также в гештальте очень важно, чтобы клиент брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Если что-то не получается — значит, в том числе и сам человек делает определенный вклад в свой неуспех. Если клиент обижается на кого-то и при этом остается с ним в отношениях, значит, он выбирает оставаться в ситуации, которая ему некомфортна. Считается, что пока человек не присвоит свою часть ответственности, он не будет иметь власть над ситуацией.

И только когда это произойдет, он сможет что-то изменить. Противоположность осознавания — автоматические действия. Есть определенные паттерны в человеческом поведении, мышлении, они запускаются в ответ на внешние и внутренние стимулы и ускользают от сознания. У человека внутри что-то происходит, но он не понимает, какой именно это процесс, и не может увидеть альтернативные варианты. Когда мы начинаем уделять этому внимание, автоматизм уходит, и появляется более активная позиция. Дискомфорт перестает быть чем-то пришедшим извне, когда благодаря направленному вниманию можно явно увидеть, что с тобой происходит». Андрей Артемьев, клинический психолог, гештальт-терапевт: Цикл контакта.

Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить.

Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое.

Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости.

Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент.

В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса.

Без пропусков, без лакун. Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек. Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице.

Буквально: «Жизнь или кошелек! Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились? Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать. На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость. И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны. Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость.

Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию. И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости. Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена.

И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят. Дело не в этом. Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего! Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч.

Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза. Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т. Такая диагностика основана на том, что человек сравнивается с другими людьми. Говоря упрощенно, его как бы помещают в некую более или менее широкую группу шизофреники, социопаты, люди с органическими нарушениями, без органических нарушений…. Благодаря клиническому опыту мы знаем, что у людей из определенной группы возникают те-то и те-то проблемы, прогноз — такой-то, показаны те-то и те-то методы лечения.

Для терапевта, занятого консультированием и психокоррекцией, подобного рода диагностика интересна, но, в общем, не очень нужна. По сути, любая психотерапия занимается не лечением, а восстановлением способности человека к контакту с самим собой и окружающим миром другое дело, что восстановление контакта может стать частью лечения, например, при психических расстройствах. Поэтому, кстати, в большинстве терапевтических направлений не используется слово «пациент». Его заменяют словом «клиент», подчеркивая тем самым, что мы не лечим, а оказываем услуги по психокоррекции. Смысл диагностики для нас, прежде всего, состоит в том, чтобы понять, какие элементы психической системы конкретного человека мы будем считать здоровыми и значит, постараемся поддержать , а какие — патологическими тут мы попытаемся научить клиента как-то это компенсировать или реорганизовать. Для психотерапевта важно не отнесение человека к определенной категории, а то, как он сам понимает источник своих проблем.

В связи с тем, что рассказывает о себе клиент, мы можем спросить: «Как вы думаете, как такое происходит? Мы начинаем видеть его картину мира, его модель, объясняющую, почему ему плохо. Такая диагностика очень важна при психотерапии, поскольку от картины мира зависит, как действует человек, какой помощи он ищет. Для нас важно, что модель взаимоотношений с миром одновременно и объясняет человеку происходящее с ним, и запутывает его. Коль скоро он пришел к терапевту, значит, в этой модели есть противоречия, есть пропущенные мысли, которые сам клиент не видит. И первое, что, на мой взгляд, должен сделать терапевт в плане диагностики — максимально прояснить картину мира структуру взаимоотношений с миром своего клиента, поскольку от этого зависит стратегия и тактики дальнейшей работы.

Концепция здоровья и психосоматика В отношении физических заболеваний мы исходим из концепции биологического здоровья человека и способности организма поддерживать свое физическое функционирование. Мы предполагаем, что изначально то есть в соответствии с биологической природой человека , все физиологические и психические регуляторные механизмы функционирования, внутреннего взаимодействия гомеостаза и способности к организации внешней деятельности достаточно сбалансированы для того, чтобы человек мог приспособиться адаптироваться к любой ситуации. Тут опять нам придется вспомнить про первичную и вторичную сигнальные системы. Первичная система позволяет произвести самую общую и, скажем так, «грубую» настройку на изменение окружающей среды. Однако высшим животным и, в особенности, человеку, требуется настройка гораздо более тонкая. За нее как раз и отвечает вторичная система.

Чтобы как-то адаптироваться в новых условиях, человек должен понять происходящее, он должен назвать процесс каким-то словом, обозначить его образно, метафорически… Тогда приспособление становится более качественным. Однако этот баланс систем сам по себе очень хрупок, тем более, когда речь заходит об отношениях между близкими людьми. Представьте, ребенку жарко. Именно так он и говорит маме: «Жарко! Ты просто капризничаешь! Первичная система сигнализирует: жарко!

Вторичная система обрабатывает сигнал: «Мама сказала: не жарко! В результате формируется некоторый сложный по композиции процесс остановки и «запутывания» импульсов активности. Если мы используем термин «интенция», то заметим, что борьба побуждений и попытка сориентироваться ведет в результате к тому, что интенция теряет свою форму. Развивается «обратное направление внимания». Некоторые эффекты, связанные с такого рода изменением направления, психологи называют аутоагрессией: «Я злюсь на себя за то, что чувствую жару, и что мне дискомфортно». Энергия в результате не направляется вовне, не реализуется в форме активного поведения, которое вело бы к изменению ситуации, энергия направляется внутрь себя потому что у меня в голове возникает фигура матери, но «на мать злиться нельзя!

В гештальт-подходе эти эффекты «разворота интенции» замечаются, прежде всего, как проявления напряжения в теле и обозначаются термином «ретрофлексия». В результате развивается психосоматический симптом. В нашем представлении, все заболевания, в которых присутствует психический компонент, есть результат неудачной избыточной или недостаточной регулировки со стороны второй сигнальной системы. Значит, задача психотерапевта — поспособствовать тому, чтобы клиент нашел новый способ регулировки, в большей степени отвечающий ситуации «здесь и сейчас». Во всяком случае, не препятствующий мозгу проводить внутреннюю саморегуляцию организма. Это — с одной стороны.

И с другой стороны, — чтобы направленная вовне активность находила какой-то выход в действии. Такой подход вроде бы похож на то, что в аналитической психотерапии называется отреагированием. Но есть и существенные отличия. Слово «abreaction» можно перевести как «раскрытие», «распечатывание». Психоанализ в особенности, ранний психоанализ предполагал, что само по себе открытие вытесненных переживаний ведет к исцелению. Аналитик, используя функцию переноса, как бы «подыгрывал» пациенту, и тот заново переживал болезненные события.

Происходил эмоциональный взрыв, разрядка, и проблема вроде бы снималась. Гештальт-подход впрочем, как и современный психоанализ полагает, что такого взрыва или катарсиса недостаточно. Хотя Гештальт, к сожалению, зачастую как раз и обвиняют в склонности давать бездумную свободу аффектам: «Хочешь крикнуть? Хочешь стукнуть?

Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов.

В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит. Несбывшиеся мечты Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная. Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли. Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития. Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении.

Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна.

Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу.

Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами

это научно-популярный проект посвященный популяризации психологии и поиску наиболее эффективных способов психологической помощи. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци.

Что такое гештальт?

  • Что такое гештальт и как его закрыть
  • Гештальт-терапия. В чем суть метода?
  • Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
  • Еще раз о гештальт-терапии

Гештальт: что это такое и как его закрыть?

Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. В каждом выпуске ведущая подкаста Анна Ягода и специалисты Уральского института Гештальта и современной психологии подробно и доступно рассказывают о базовых понятиях и инструментах, которые помогают сделать жизнь осмысленнее. Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах. Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии.

Что такое гештальт в психологии

Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоанализ – это три различные формы психотерапии, каждая из которых имеет свой уникальный подход к лечению и имеет полярно разные техники. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. Проявлять психологу собственные чувства – это также подход гештальт-терапии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий