Святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила венец в Царствии Небесном. По народному календарю 30 мая 2023 года отмечается день Евдокии Свистуньи, православная церковь вспоминает преподобную Евдокию Московскую, жившую в четырнадцатом веке.
Приметы на 14 марта: что можно и нельзя делать в день Евдокии Свистуньи (Авдотьи Плющихи)
Многое связывало Дунюшку с Троицком. Она часто здесь бывала, гостила в семьях верующих, помогала восстанавливать православные храмы. Любят и почитают Евдокию Чудиновскую и в Свято-Казанском женском монастыре. Первая настоятельница восстановленной обители, схиигумения Ксения Кадомцева была крестницей Дунюшки и передавала сестрам обители воспоминания о ней. Она всегда вставала сразу у входных дверей, в сторонке, стояла не шелохнувшись, как свеча, никогда не разговаривала, молилась сосредоточенно, как будто никого не видела. Но после службы, выйдя на улицу, она ласково говорила некоторым: «А вот о чем ты думала сегодня? Где ты была? Матушка Ксения сохранила кресло, на котором когда-то давно, в ее детстве, сидела Евдокия Маханькова, во время посещения их семьи.
Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала. Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы. Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду… В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына — танкиста. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале. Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой. Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Илларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку. Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика. Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний… Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться.
Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе. Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве. Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами. Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Разжигаемый нечистой страстью, он под видом инока проник в монастырь и стал уговаривать преподобную Евдокию возвратиться в Илиополь, чтобы снова начать прежнюю жизнь. Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю.
По пути они собирают хворост обычно сухие ветки дуба , поэтому, когда они входят в дом, после поздравления с наступлением летника, пожеланием здоровья и благополучия на многие годы, бросают хворост в огонь и желают: чтобы у хозяев рождались мальчики, у коров телята, а у овец ягнята, и т. Хозяйка одаривает их лесными и грецкими орехами, мёдом, который был извлечён в этот день из улья. Хозяева хотели, чтобы первым вошёл в дом мальчик, если желали рождения сына, или девочка, если желали появления дочери. Крестьяне старались в этот день увидеть птицу, чтобы год был лёгким, как птица, и иметь деньги в кармане, чтобы они умножались и прибавлялись. Во время празднования летника в дом вносили веточки кизила, с которых каждый ребёнок брал кизиловые почки и проглатывал как причастие. Большое внимание уделялось полазнику — первому посетителю, от которого зависело семейное благополучие в новом году. В день летника выбрали нового или оставляли прежнего сельского старосту [23]. У западных славян[ править править код ] У западных славян день слабо отмечен. Сохранились представления о том, что ночь накануне 1 марта вещая, когда девушки гадают морав. У поляков и чехов назывался — Святой Альбин польск. Albin, словацк. Albina biskupa. Собирались до восхода солнца на кладбище, молились за умерших и оставляли жертвы на могилах [24]. Поговорки и приметы[ править править код ] Холодно на Евдокею — весна холодная, поздняя [25]. Eсли на Евдокию оттепель — весна будет ранней удм. Какова Евдокея, таково и лето [25].
14 марта – День святой Евдокии
После этого случая святая множество раз помогала людям, исцеляя больных и воскрешая мертвых. За ее поступки Евдокию заключили в темницу, где пытали и всячески пытались отвести от христианской веры. Однако, она не сдавалась, за что в итоге была казнена. С тех пор Евдокию стало почитать множество людей, обращаясь к ней в молитвах об исцелении и упокоении душ усопших. Что нельзя делать в день памяти святой Евдокии Илиопольской?
Нельзя 14 марта отказывать тем, кто просит милостыню, иначе грехи умерших родственников перейдут на того, кто отказался. В этот день нельзя рушить ласточкины гнезда — появится оспа, а если сегодня взять в руки ласточку или ее яйцо, то все лицо будет покрыто крупными веснушками. Нельзя покупать мебель, бытовую технику и вообще совершать крупные покупки в этот день, иначе все это придет в непригодность.
Девушки взбирались на крыши домов и звали весну: пели песни, чтобы привлечь солнышко и теплую погоду. В современное время об этом обычае все позабыли, но хорошее настроение и смех никто не отменял. В этот день нужно заниматься благими делами. Нельзя отказывать нуждающимся, но подавать милостыню необходимо так, чтобы на это из окружающих никто не обратил пристального внимания, ведь скромное доброе дело ценится намного выше. В ночь на 14 марта может присниться вещий сон.
Днем на Евдокию Свистунью полагалось очищать крыши от снега и сосулек. Чтобы всю весну дома было тепло, мужчины приносили из лесу сучья и топили печи. Женщины в это время начинали ткать, занимаясь рукоделием до начала посевных работ. Все, что успевали сделать, спешили отнести к водоему. Вода, которой в этот день приписывали невероятные свойства, исцеляла от недугов и выбеливала полотна. Такими же качествами обладает снег, выпавший 14 марта. Фото: pixabay. На Евдокию Свистунью нельзя проходить мимо нуждающихся людей, чтобы самим не остаться нищими. Неслучайно это время называли днем милости. Но оказывать милосердие нужно так, чтобы этого никто из посторонних не видел. На Евдокию Свистунью запрещено: ввязываться в ссоры — они затянутся надолго; рассказывать о своих планах — они не сбудутся, что-то помешает этому; совершать крупные покупки — вещи, купленные на Евдокию Свистунью, быстро придут в негодность. В старину на Евдокию запрещалось стирать детские вещи, чтобы малыши не начали болеть. После заката солнца — выходить на улицу. Люди верили, что в это время темные силы могут напустить порчу. Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так?
Поэтому люди соблюдали определенные традиции. Что нельзя делать 14 марта 14 марта нельзя ничего планировать. По народным поверьям, все задуманное в этот день не исполнится, так как в планы вмешаются непредвиденные обстоятельства. Запрещается совершать крупные покупки, так как новое не пойдет в прок, быстро придет в негодность. Также не стоит мыть пол в детской комнате, чтобы не навлечь недуги. Не следует выходить из дома после заката солнца. Так как можно встретиться с неприятностями и даже получить порчу. Народные приметы на погоду: Ясная погода в этот день предвещает урожай пшеницы.
Житие святой Евдокии Илиопольской, почитание преподобномученицы и молитвы
Первым весенним праздником является день святой Евдокии, который по новому календарю выпадает на 14 марта, а ранее его встречали 1 марта. По народному календарю 30 мая 2023 года отмечается день Евдокии Свистуньи, православная церковь вспоминает преподобную Евдокию Московскую, жившую в четырнадцатом веке. Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии (где-то около 160–170 г. по Р. Х.). Первым весенним праздником является День святой Евдокии, который по новому календарю выпадает на 14 марта, а ранее его встречали 1 марта. Какой сегодня праздник. Первым весенним праздником является день святой Евдокии, который по новому календарю выпадает на 14 марта, а ранее его встречали 1 марта.
14 марта день Святой Евдокии: что категорически нельзя делать в этот день
По старому стилю это был первый день весны, 1 марта. На Руси в этот день соблюдали определенные традиции и обряды. По приметам погоды определяли, каким будет лето. Также существовали запреты, что нельзя делать в этот праздник. День Евдокии считался началом весны, празднуя его, наши предки зазывали в свой дом тепло, благополучие и счастье.
Обычаи на Евдокию Плющиху Женщины приступали к ткачеству. Готовые полотна выбеливали в мартовской воде, так как считали, что она придает особые качества. По народным поверьям, в этот день талая вода обретает огромную силу.
Помимо этого, 30 мая из своих нор вылезают змеи, поэтому, отправляясь в поле или лес, старайтесь соблюдать осторожность. В этот день ни в коем случае нельзя бездельничать, а, наоборот, нужно посвятить его работе. Также не стоит жадничать — в день памяти святой Евдокии следует оказывать помощь нуждающимся, как и святая при жизни.
Согласно поверьям, задуманное в этот день не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. Еще запрещается совершать крупные покупки. В частности, бытовой техники.
Иначе новые вещи быстро станут негодными. Также не стоит мыть пол в детской комнате. После этого ребенок может серьезно заболеть. Не следует выходить из дома после того, как солнце сядет. Можно навлечь на себя порчу и другие неприятности.
Дети и кошки - лучшее сочетание для интернетного фото.
Днем на Евдокию Свистунью полагалось очищать крыши от снега и сосулек. Чтобы всю весну дома было тепло, мужчины приносили из лесу сучья и топили печи.
Женщины в это время начинали ткать, занимаясь рукоделием до начала посевных работ. Все, что успевали сделать, спешили отнести к водоему. Вода, которой в этот день приписывали невероятные свойства, исцеляла от недугов и выбеливала полотна.
Такими же качествами обладает снег, выпавший 14 марта. Фото: pixabay. На Евдокию Свистунью нельзя проходить мимо нуждающихся людей, чтобы самим не остаться нищими.
Неслучайно это время называли днем милости. Но оказывать милосердие нужно так, чтобы этого никто из посторонних не видел. На Евдокию Свистунью запрещено: ввязываться в ссоры — они затянутся надолго; рассказывать о своих планах — они не сбудутся, что-то помешает этому; совершать крупные покупки — вещи, купленные на Евдокию Свистунью, быстро придут в негодность.
В старину на Евдокию запрещалось стирать детские вещи, чтобы малыши не начали болеть. После заката солнца — выходить на улицу. Люди верили, что в это время темные силы могут напустить порчу.
Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции.
Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так?
14 марта день Святой Евдокии: что категорически нельзя делать в этот день
Святые с именем Евдокия в 2024 году почитаются 17 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Евдокия. и Яндекс будет показывать их выше остальных. По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. Монах поведал Евдокии о тайнах Святого Писания.
14 марта – День святой Евдокии
Брак Евдокии с Дмитрием Донским закреплял связи между двумя могучими княжествами — суздальским и московским, которые в течение длительного времени боролись за великое княжение владимирское, и должен был впредь обеспечить мирные отношения между ними. В 1371 году Евдокия родила старшего сына Василия, впоследствии великого князя московского Василия I Дмитриевича 1389—1425. Всего же великокняжеская пара имела восемь сыновей и четырех дочерей, включая умерших во младенчестве. В 1373 году Сергий Радонежский, уже при жизни особенно почитаемый Дмитрием Донским и являвшийся наставником Евдокии, крестили в Переславле их второго сына Юрия.
Близкая духовная связь соединяла Евдокию так же и со святителем Московским Алексием. Проводы войска. Тогда у стен соборов Московского Кремля она провожала на Куликово поле любимого мужа.
Согласно «Сказанию», великий князь Дмитрий, видя это, «сам мало ся удръжа от слез, не дав ся прослезити народа ради», и утешил супругу словами из послания апостола Павла римлянам: «Жено, аще Бог по нас, то кто на ны! В 1382 году новый хан Золотой Орды Тохтамыш двинулся на Москву с карательным походом — победа в Куликовской битве над Мамаем, пусть и не легитимным золотоордынским правителем, грозила потерей контроля над Русью. При его приближении Евдокия укрылась в Переславле.
Древний город вновь принимал великую княгиню. Очевидно, Евдокия на протяжении жизни сохраняла особое отношение к Переславлю. По ее распоряжению там впоследствии была выстроена церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1389 году через четыре дня после рождения Евдокией младшего сына Константина на тридцать девятом году жизни умер Дмитрий Донской. Составитель «Слова о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Русского» вложил в уста Евдокии потрясающий по своей красоте плач об усопшем. Вот лишь некоторые строки: «Видев же его княгини мрътва на постели лежаша, въсплакася горкым гласом, огньныа слезы от очию испущающи, утробою распаляющи, в перси свои руками бюще.
Животе мой, како намилуюся тебе, како повеселюся с тобою! Горо великаа, како погибаеши!.. Дмитрий Донской постоянно повторяет наказ: «А вы, дети мои, матери слушайте».
Оставшись вдовой после двадцати трех лет брака, Евдокия посвятила жизнь Церкви и духовным подвигам. В то же время есть основания полагать, что она проявила себя и как умелая хозяйка многочисленных вотчин — об этом свидетельствует ее активная строительная деятельность, на которую требовались солидные средства. Жизнь Евдокии после смерти Дмитрия Донского характеризуется летописным «Сказанием о блаженной великой княгини Евдокии во инокинях Евфросинии», составленном в традиционном стиле древнерусской литературы похвалы умершим князьям: «По преставлении же супруга своего великаго князя Дмитрея Ивановичя по Бозе трудолюбезно пребываше, воздержанием же плоть свою изнуряа, целомудрие же съхраняа и чистоту душевную, вкупе же и телесную со всецем смиреномудрием просвещая, прочее же милостивным нищелюбием богоугодное житие исправляа, кроме всякого тщеславия, имиже въможно есть Богу угодити».
Благодаря этому она обладала властью по своему желанию выпускать на землю весенние воды раньше или позже. Поэтому ее уважали, боялись, и в день ее памяти не работали. Вообще в древности этот день был большим праздником, который сопровождался народными гуляниями. Земным олицетворением и проводником сил плодородия являлись беременные и родившие женщины. Этой силой они могли наделить и землю, чтобы и земля «родила» подобно им. Поскольку 1 марта по старому стилю или 14 по новому стилю начинали кликать весну и птиц, в этот день приносили жертвы беременным и родившим женщинам в виде пирогов, сладостей, платков, украшений или ткани, чтобы умиротворить их, задобрить и тем самым обеспечить хороший новый урожай.
Именно этот день впоследствии преобразился в весенний женский праздник и стал традиционно считаться «бабьим», «женским» днем. Этот весенний день был посвящен чествованию беременных и родивших женщин. К ним в этот праздник обращались как к проводницам неких высших сил, способных обеспечить продолжение рода и плодородие земли. Поднося подарки будущим и молодым матерям, люди одновременно пытались задобрить силы природы и обеспечить богатый урожай в наступившем году». По материалам Ж. Этот обычай пришел на Русь из Византии и восходит к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение.
Эта дата стала началом года, во-первых, потому, что в этот день Бог сотворил мир, а во-вторых, — вследствие «округления чисел» Пасхи. Так же, как Рождество — 25 декабря, являясь точкой отсчета новой христианской эры, было «округлено» церковью до 1 января как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, так и переходящие числа Пасхи были «округлены» до 1 марта. Святая Евдокия Кроме этого 14 марта стал днем памяти святой преподобной мученицы Евдокии, отмечаемый православной церковью. Евдокия родилась во II в. Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской.
В малороссийских краях носили чучело по деревням и полям, одетое в женское платье, которое называли Марена или мара призрак. Эту мару провожала толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении [19] В Великороссии, Польше, Богемии, Силезии первого марта посещать могилы родных.
Это первые весенние поминки, осенними же заключается народное прощание со всеми умершими, родными и знакомыми [20]. У белорусов Авдотья Весновка — окончание срока зимних и начало весенних наймов [2]. День Авдотьи Плющихи считался большим праздником [ где? Считалось [ где? Некоторые обряды праздника и даже название перешло на Масленицу, которую в некоторых обрядовых песнях, что исполнялись во время масленичного празднования, называли Дуней либо Авдотьей. В подмосковном Дмитровском уезде при встрече Масленицы пели [22] : Дорога наша гостья Масленица, Авдотюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная… Называние Масленицы Авдотьей обычай распространённый и устойчивый. Считается, что некоторые обряды Масленицы когда-то составляли с обрядами встречи весны единый комплекс проводов зимы и встречи весны, а среди масленичных обрядов есть те, что относятся к более позднему весеннему сроку, например, среди масленичных песен есть типичные песни-веснянки [22].
У балканских славян[ править править код ] Мартеница в Болгарии. Баба Марта, болг. Мартеница, болг. Първа Марта, Стара Марта, Мрта, серб. На Балканах день святой Евдокии посвящён очистительным обрядам. Сербы «изгоняют» из сада и со двора змей и ящериц, кладут на ворота и окна рога и копыта в качестве амулетов. В Зете звонят в колокола, стучат по металлическим предметам, чтобы выгнать всякую нечисть.
Английский посланник Джером Горсей, впрочем, называя невесту Еленой, называет другое приданое: «…царь выдал свою племянницу Елену Llona за герцога Магнуса, дав в приданое за нее те города, крепости и владения в Ливонии, которые интересовали Магнуса, установив его власть там, титуловал королем Corcell Магнусом, а также дал ему сотню богато украшенных добрых лошадей, 200 тысяч рублей, что составляет 600 тысяч талеров деньгами, золотые и серебряные сосуды, утварь, драгоценные камни и украшения; богато наградил и жаловал тех, кто его сопровождал, и его слуг, послал с ним много бояр и знатных дам в сопровождении двух тысяч конных, которым было приказано помочь королю и королеве утвердиться в своих владениях в их главном городе Дерпте в Ливонии». В 1577 году Магнус начал тайные переговоры с королем Польши Стефаном Баторием. Военная удача не была благосклонной к Магнусу, и его планы не увенчались успехом. Иоанн Грозный захватил Венден, где обосновался Магнус, который в конце концов был помилован и отпущен, но сложил с себя королевский титул и признал над собой польский суверенитет. Не хорошо складывалась и его личная жизнь: «Он растратил и отдал своим приятелям и названым дочерям большинство тех городов и замков, драгоценностей, денег, лошадей и утвари, которые получил в приданое за племянницей царя; вел разгульную жизнь», — пишет Горсей.
У королевской четы родились дети: Мария Ольденбург июль 1580—1597 и Евдокия Ольденбург январь 1581—18 марта 1589. Кроме того, по указаниям дореволюционного историка Д. Цветаева, в Каркусе Мария «взяла на себя заботливое попечение о двух малютках-приемышах, оставшихся круглыми сиротами после одного знатного трагически погибшего ливонского семейства». Но возможно, это были дети, рожденные ею вне брака. После войны в 1583 году Магнус умер в Пильтене, «в нищете, оставив королеву и единственную дочь в бедственном положении».
Вдобавок к своим несчастьям после смерти брата Василия в 1571 году Мария Владимировна оказалась следующей по крови в линии престолонаследия после своих троюродных братьев — бездетного Феодора Иоанновича и царевича Дмитрия. Узнав о смерти Магнуса, 23 мая 1583 года Стефан Баторий отправил его вдове письмо с соболезнованиями. Он писал, что готов поспособствовать ее возвращению на родину, если она, конечно, того пожелает, а также советовал иметь полное доверие к Станиславу Костке, посланному к ней с некими тайными поручениями. Местом пребывания Марии определили Рижский замок, выделили скромное содержание из королевской казны, содержали фактически под домашним арестом. Рижский замок В 1585 году с 25-летней красавицей-вдовой по дипломатическому поводу общался Джером Горсей, о чем оставил следующее сообщение: «...
Я мог получить разрешение видеть ее только от кардинала Радзивилла, крупного прелата княжеского рода, охотника до общества ливонских леди, самых прекрасных женщин в мире, который жил случайно в это время там». Вдовствующая королева проживала под контролем Польши, придерживавшей ее как козырь в политической игре и потенциальную наследницу, что, естественно, не устраивало русских, пытавшихся склонить ее к возвращению на родину. Горсей передал ей предложение царя: «Когда меня привели к Елене, вдове короля Магнуса, я застал ее за расчесыванием волос своей дочери, девятилетней девочки, очень хорошенькой.
Евдокия-плющиха
Каждый день святая Евдокия начинала с молитвы. Святейший Патриарх отметил особое место Евдокии в истории святых женщин Руси, поскольку она находилась у истоков новой, объединенной Москвой Руси. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: “Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой”. Поминали Дуню и в день ее ангела — святой мученицы Евдокии. В постные дни обязательно делали поминки по уставу, без спиртного н постной пищей.
Преподобная Евфросиния Московская — покровительница нашего монастыря
Звуки песен овсянки, услышанные в этот день, символизировали скорое приближение тепла и весны. Это был знак для крестьян, что пора готовиться к полевым работам. Высадка рассады, особенно капусты, в этот день обещала хороший и здоровый урожай. Считалось, что растения, посаженные на Евдокию, будут устойчивы к болезням и непогоде. Следование приметам и традициям позволяло людям вести счастливый и здоровый образ жизни, созидая и поддерживая благоприятное пространство вокруг себя. Евдокия — приметы Считалось, что в этот день приходила весна. По этой причине крайне важно было в этот период обращать внимание на народные приметы. Благодаря им можно было предсказать урожай пшеницы, а также прочих зерновых культур. Дождь на 14 марта — к отличному урожаю хлеба.
Туман в этот день — также к хорошему урожаю хлеба. Холодная погода — урожай гречихи может быть плохим. Метель — год обещает быть холодным, весна затяжной. Куры пьют талую воду — морозы могут задержаться. Длинные сосульки — к хорошему урожаю льна.
Авдотья весновка семь шуб снимает, весну сряжает. К этому времени подтаивают снеговые сугробы и во многих местах распадаются на «плюшки»-островки. Отсюда — плющиха. Дуют мартовские ветры — важнейшие показатели наступившей весны. Наши пращуры вслушивались в «голос» этих ветров и слышали посвист молодецкий, силу и напор, сметающие на своем пути все препятствия. Во многих местах встречали весну, выходя с глиняными свистульками на пригорки. Свистели и взрослые, и дети, уверенные в том, что чем громче и разнообразнее свист, чем больше людей дует в свистульки, тем скорее наступит весна. Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья. С Евдокии свистуньи ветры и вихри. Вот те раз, приехала свистунья! С Авдотьи начинаются первые настоящие оттепели. Евдокия — замочи подол, под порогом мокро. По погоде дня судили о весне, лете и даже делали прогнозы нам весь год, обращая внимание на ветер, наличие или отсутствие снегопада. Наблюдали за поведением птиц, животных и насекомых.
В народе отмечают Явдохин день, Свистуньи, так как в этот день дуют ветры, сильно посвистывающие. По приметам, с 14 марта обычно устанавливалась теплая погода, поэтому у крестьян начинались посевные работы. Евдокию Свистунью считали большим праздником, и его было принято отмечать с размахом и очень весело. Девушки и детвора залезали на крышу и «призывали» весну — пели песни, шутили, а также выкрикивали прибаутки. Хозяйки выпекали из теста птичек-жаворонков, символизирующих весну и новую жизнь. Этой выпечкой угощали детей, а те взамен давали бумажных жаворонков. Ребятня ходила по дворам и пела песни, призывающие весну скорее согреть землю своим теплом. На Руси до 19 века 1 марта по старому стилю праздновали Новый год, поэтому этот день еще называют Новичок. Обычно сегодня поселяне освобождались от зимнего найма и нанимались на весенние работы. Женщины на Евдокию высаживали капустную рассаду, ведь согласно поверью, она не может пострадать от холодов и морозов, которые могут еще вернуться этой весной. Беременные, чтобы выносить крепкого и здорового малыша, 14 марта на рассвете выходили на угорье, снимали верхнюю одежду и показывали свой животик восходящему солнцу. После крестились и уходили, трижды оглядываясь. Девушки, которые хотели в этом году выйти замуж, в день Евдокии шли на открытую поляну, где особенно чувствовалась сила ветра, и просили у него насвистеть парню, чтобы он с печки слезал и к ней шел свататься. При этом крутились вокруг своей оси, чтобы ветерок оценил их красоту со всех сторон. После с косы снимали ленту и отпускали ее по ветру. В народе верили, что сегодняшний снег обладает особой целебной силой, поэтому его собирали и несли в дом больного. Когда он таял, полученной водой поили заболевшего. Скоро он шел на поправку. День Авдотьи считался бабьим, потому сегодня женщины читали заговоры на привлечение мужчин, а также проводили ритуалы и обряды на красоту и очарование. Ритуал на привлечение мужчин 14 марта женщина искала подальше от людских взглядов проталину. Вставала в нее, протягивала руки к небу и говорила такие слова заговора: «От земли силы возьму, небесную красоту привлеку. Чтобы мужчины на меня смотрели, забыть не смели. Очарую и околдую. После выходила из проталины и засыпала ее снегом. Верили, что как только он растает, так и сила заговора начнет действовать.
В то же время есть основания полагать, что она проявила себя и как умелая хозяйка многочисленных вотчин — об этом свидетельствует ее активная строительная деятельность, на которую требовались солидные средства. Жизнь Евдокии после смерти Дмитрия Донского характеризуется летописным «Сказанием о блаженной великой княгини Евдокии во инокинях Евфросинии», составленном в традиционном стиле древнерусской литературы похвалы умершим князьям: «По преставлении же супруга своего великаго князя Дмитрея Ивановичя по Бозе трудолюбезно пребываше, воздержанием же плоть свою изнуряа, целомудрие же съхраняа и чистоту душевную, вкупе же и телесную со всецем смиреномудрием просвещая, прочее же милостивным нищелюбием богоугодное житие исправляа, кроме всякого тщеславия, имиже въможно есть Богу угодити». Наиболее известным и, пожалуй, самым главным детищем Евдокии в последние годы жизни становится Вознесенский женский монастырь, основанный ею в Московском Кремле за Фроловскими воротами на месте княжеских теремов разобран в 1929 году. Эта обитель стала третьим женским монастырем Москвы. Уже в XV столетии устанавливается традиция, по которой собор монастыря служил усыпальницей великих княгинь впоследствии — цариц и женщин из правящего дома. Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. Акварель Именно в Вознесенском монастыре 17 30 мая 1407 года незадолго до смерти Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния в переводе с греческого — «радость». В XIX веке Ефвросиния была местночтимо канонизирована и оказалась на долгое время, до прославления великой княгини Елисаветы, единственной женщиной в соборе московских святых. Более того, канонизация Ефросинии состоялась намного раньше прославления ее мужа, Дмитрия Донского, который был причислен к лику святых лишь в 1988 году. Осенью 1999 года состоялось знаменательное событие, по сути являющееся вторым обретением мощей Евфросинии. Археолог Т. Панова завершила исследование предполагаемых мощей великой княгини, находившихся вместе с другими останками после разрушения Вознесенского монастыря в подклете Архангельского собора, и надежно подтвердила их подлинность. В настоящее время в Москве в районе Котловки строится храм в честь преподобной Евфросинии Евдокии , великой княгини Московской. Конференция открыла череду мероприятий, посвященных празднованию юбилея. Первым выступал епископ Истринский Арсений с докладом «Святость как идеал образа жизни и мысли». В своем приветствии Святейший Патриарх подчеркнул, что в наше время важно восстановить историческую память об этой замечательной женщине, истинной христианской подвижнице, неутомимой спутнице великого князя благоверного Димитрия Донского. Евдокия, многодетная мать, впоследствии монахиня-строительница, служила образцом для окружающих и в великокняжеских чертогах и в тиши монастырских стен. Святейший Патриарх отметил особое место Евдокии в истории святых женщин Руси, поскольку она находилась у истоков новой, объединенной Москвой Руси. В заключение приветствия Святейший Патриарх еще раз обратил внимание на то, что сегодня, когда роль женщины в общественной и государственной жизни возрастает, нужны образы чистые, подвижнические, которые бы свидетельствовали о самых лучших проявлениях качеств женской души в истории и задавали идеалы, к которым следует стремиться. В докладе доктора богословия, профессора архимандрита Макария Веретенникова «Особенности церковной жизни в конце XIV века» речь шла об особом значении эпохи Сергия Радонежского в жизни Руси. Докладчик показал, что появление целого сонма подвижников в эту эпоху, и среди них Ефросинии, закономерное следствие духовного развития Руси к началу XV столетия.