прославлении около 30 местночтимых (почитаемых в пределах какой-то одной епархии) святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого, передает РИА Новости. За годы правления Ярослава Мудрого на Киевской Руси получило активное развитие строительство, появлялись на карте новые города и строились монастыри. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых.
День памяти Ярослава Мудрого в 2024 году — иконография
- Ярослав Мудрый
- О почитании князя Киевского Ярослава
- 4 марта 2024 года верующие вспоминают благоверного князя Ярослава Мудрого.
- 20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый)
- Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
День св. блгв. Великого князя Ярослава Мудрого
В этом году праздник возглавил правящий архиерей Ярославской епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. В день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого владыка отслужил Божественную литургию в ближайшем к городскому памятнику Ярослава Мудрого храме — Богоявленском соборе. Затем на Богоявленской площади состоялась лития и под звон колоколов всех православных церквей состоялся общегородской Крестный ход. Церковные торжества продолжились в стенах Ярославской Духовной Семинарии, где 4 марта, в день основания учебного заведения, состоялся день Открытых дверей. Ярославская славяно-латинская семинария была открыта в феврале 1747 года в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля при владыке Арсении Мацеевиче. В 1918 году Ярославская Духовная семинария в связи с известными событиями в стране прекратила свою деятельность, которая по прошествии времени была возобновлена в 2006 году.
В 1054 году он отошел ко Господу. Он родился в 1882 году в Гродненской губернии в семье дьякона. С малых лет решил пойти по стопам отца. В 1905 году был рукоположен в священнический сан. Перед этим, он сочетался браком с Ольгой Федоровной, в семье у о. Ярослава росло два сына и дочь. Служил он в Гродненском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но в 1919 году обитель ликвидировали, но за ревностное служение Церкви батюшку Ярослава возвели в сан протоиерея. Он продолжал окормлять общину, которая была создана вместо монастыря его насельницами. В 1929 году его назначили настоятелем храма в честь святых Флора и Лавра в Московской области.
Эта борьба длится веками. Коды взламываются, меняя ход истории навсегда. Королева Шотландии Мирия Стюарт лишилась головы, когда ее кодированные послания о заговоре были перехвачены и расшифрованы. Перехваченная телеграмма, посланная Артуром Циммерманом, заставила Америку вступить в Первую мировую войну. Убийца по прозвищу Зодиак продолжал держать в страхе улицы Сан-Франциско и убивал снова и снова... Потому что никто не мог расшифровать его закодированные послания. Это рассказ о шифрах, которые изменили мир, и о постоянном стремлении сделать их неразрешимыми.
Это стало первым этапом строительства храмового комплекса, посвященного святому, прославленному для общецерковного почитания совсем недавно — на Архиерейском соборе Русской Церкви в феврале 2016 года. Основателю этого города благоверному князю Ярославу Мудрому.
5 марта – день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого
Святой благоверный князь Ярослав Мудрый, подвижник благочестия, во многом продолжил дело своего отца – святого равноапостольного князя Владимира Святославича. Второй сын Святого благоверного князя Владимира, Ярослав Мудрый смог почти невозможное – в периоде, полном междоусобиц и войн, он сделал столицу Киевской Руси богатейшим городом. Об останках Ярослава, князя Киевского, в самой влиятельной и многочисленной православной общине в Северной Америке ничего не известно, признает настоятель собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых. Ярослав Мудрый Святой князь Ярослав Мудрый родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. около 30 местночтимых (почитаемых в пределах какой-то одной епархии) святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого, сообщает РИА «Новости».
Сегодня – день памяти Ярослава Мудрого
Благоверный князь Ярослав Мудрый - житие и молитвы | Записки Елицы | Об этом святого Ярослава Мудрого предупредила сестра Предслава, и он решил нанести упреждающий удар. |
181. Рассказы о святых Ярослав Мудрый – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Вера Серебрякова | телекомпании "Радость моя" посвящены некоторым святым Русской Православной Церкви, а также церковным праздник. |
Ярослав Мудрый: биография, правление, личная жизнь | По сложившейся традиции святой благоверный князь Ярослав Мудрый является небесным покровителем чиновников, юристов, судей, прокуроров, библиотекарей, ученых, учителей и студентов. |
Как Ярослав Мудрый и принцесса Ингигерда стали русскими святыми слушать онлайн на Яндекс Музыке | К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. |
5 марта – день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого | В День памяти Ярослава Мудрого в православных храмах читают канонические тексты. |
20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый)
Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий. Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника. около 30 местночтимых (почитаемых в пределах какой-то одной епархии) святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого, сообщает РИА «Новости». Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому.
В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол)
Святой благоверный князь Киевский Ярослав (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Князь Ярослав, прозванный в последствии, Мудрым был сыном святого равноапостольного князя Владимира. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. Георгий, родился в конце десятого века.
Главное меню
Тот узнал о планах вероломного правителя благодаря сестре Предславе и сумел одержать верх над Святополком. Это случилось и во второй раз, когда тот объединился с польским королем Болеславом Храбрым, своим тестем. В 1019 году Ярослав воцарился на престоле Новгорода, а единодержавным князем Киевской Руси сделался в 1035 году. За время его правления Киевская Русь стала могущественным государством.
В то время печенеги совершали набеги на Русь, а святой князь укрепил земли. Было построено множество церквей. Одна из них — Софийский храм в Киеве.
Построен он был в знак победы киевлян над печенегами. Во время правления святого открыли мощи страстотерпцев Бориса и Глеба. Также существует предание, что тогда же уже почитали святого равноапостольного князя Владимира.
И хотя были они разного возраста, часто их видели рядом: вместе читали книгу, вместе молились. Мы всегда будем вместе стоять за землю нашу Русскую! Когда братья подрастали, отец направил их княжить. Первым он отправил Святополка и дал ему не малое княжество, на границе с Польшей. Вторым — Ярослава в город Ростов. А потом уж Бориса и Глеба. У каждого было свое войско8-дружина, и каждый был готов по приказу отца защищать Русскую землю.
Однако княжение у братьев шло по-разному, потому что столь большую державу, как Русь, невозможно было сделать христианской в один миг. Для этого требовалось построить сотни храмов, воспитать и обучить сотни священников, написать тысячи икон. И создать несчитанное количество богослужебных книг. А пока жители многих уделов придерживались прежней языческой веры, или же крестившись, продолжали приносить жертвы идолам и жить по старым правилам. Так было и в городе Ростове Великом. Город стоял на берегу озера Неро. А вокруг него жили люди из племени меря.
Ученые называют их финно8-угорским народом, марийцами. Они ходили вместе с князем Олегом на Константинополь и всегда были союзниками Руси. Они и сегодня живут на Волге в республике — Марий Эл. А в те древние времена люди из племени меря селились среди лесов и болот на берегах рек и озёр. Принимать же святое крещение они не желали. Мы им приносим в жертву убитых зверей, а они за это дают нам удачу в охоте. Но люди племени меря слушать их не желали.
И тогда вместе с молодым Ярославом в Ростов прибыл знаменитый богатырь, дядя Великого князя Владимира, Добрыня, а с ним митрополит Михаил и несколько епископов. Добрыню жители Ростова уважали и послушались. Они вошли в воду озера Неро, а детей внесли на руках. Священники же плавали на лодках и крестили их. Но только отправился Ярослав на охоту в лес — а там капище. Стоят деревянные столбы, изображающие языческих божеств: бога солнца — Ярилу и бога Велеса, который ведал животными. Столбы эти были измазаны свежей кровью.
Так священники и делали. Рассказывали местным жителям о слове Божием, помогали им добрыми делами. И постепенно племя меря делалось христианским. А Ярослав заложил новый город. На этот раз не на озере, а на могучей реке Волге. Этот город стоит на Волге и сегодня. Называется он Ярославлем.
Когда стал взрослеть другой брат, Борис, отец передал ростовское княжество ему. А Ярослава послал в Новгород. И моё княжение началось — тоже отсюда. А теперь и твоё.
Но был ли Ярослав именно таким человеком или он вместе со своим сыном Владимиром придерживался иного религиозно-политического курса? Сначала обратим внимание на даты их канонизации. Владимир к лику святых был причислен по инициативе Новгородского архиепископа Евфимия II.
Это случилось осенью 1439 г. Среди подписавших оказался и грек Исидор, занимавший пост московского митрополита. Последовавший на Руси всплеск религиозно-патриотических настроений заставил власть в центре и на местах встать спиной к Византии, вспомнив тех князей, кто с ней боролся, став христианином. Первым в этом ряду оказался Владимир Ярославич, захороненный в Софийском соборе Новгорода в 1052 г. День его памяти был назначен на 4 октября. Интересно, что Ярослава Мудрого как новгородского князя и отца Владимира летописи даже не упоминают, указывая на его сына только как на «внука великаго Воло-димера»1. Но Владимир Ярославич был нужен Новгороду и как свой небесный заступник, способный защитить его от централизаторской политики Москвы.
К этому времени усобица Василия II Тёмного с домом Звенигородских князей была в разгаре, и Новгород занял к противникам Василия II благожелательный нейтралитет, готовясь к полному обособлению от центра и создавая свой пантеон святых. Гораздо более сложной представляется проблема изучения равнодушного отношения к Ярославу Мудрому как вероятному кандидату в список русских святых. Хотя А. Карпов указывает нам, что имя этого князя «присутствует во 2 многих русских святцах» , выводы напрашиваются совершенно иные. Если бы Ярослав был достоин такой чести, то был бы причислен к лику святых ещё до 1917 г. Между тем, это событие произошло только 9 марта 2004 г. ПСРЛ, т.
Ярослав Мудрый. Теперь есть смысл взглянуть на известные нам факты под иным углом зрения, чтобы понять причины столь долгого нежелания канонизировать Ярослава и его сына. Считается, что после принятия христианства в 988 г. Киевская Русь приступила к созданию относительно единой государственной доктрины, и политика Ярослава Мудрого виделась как продолжение широкой социальной модернизации, начатой Владимиром Святым. Однако можно заметить важное расхождение в их действиях. Оно указывает на то, что каждый из названных князей по-своему видел дальнейший путь развития Руси, разворачивая её на Восток и на Запад христианского мира. Поэтому мысль В.
Ключевского о том, что после Смуты социально-политическая ориентация власти и общества у нас разделилась на два направления, тяготеющих к Западу и к православному Востоку1, требует доработки. Попробуем в этом контексте рассмотреть политическую деятельность Владимира Святого и Ярослава Мудрого, чтобы понять, почему креститель Руси совершенно заслонил собой и сына, и внука. Когда Владимир решал вопрос о том, к какому из двух направлений христианства примкнуть тема неприятия ислама и иудаизма стоит особого разговора , Византия была на пике своего расцвета. Её конкурентом выступала только Священная Римская империя, возглавлявшая в указанный период обширное геополитическое поле из стран, ориентированных на престол Святого Петра. В то же время независимый православный мир, если не считать пришедшего в упадок Западно-Болгарского царства и нескольких мелких княжеств Грузии, съежился до размеров Византии. Поэтому, с точки зрения геополитической выгоды, Русь должна отдать предпочтение западному христианству. Но Владимир подчиняет страну духовной власти вселенского патриарха.
Произведенное «испытание вер» показало нравственную слабость западного христианства, где римские первосвященники, поправ принцип соборности как один из символов веры, подобно пророку Мухамеду, 1 См. III, с. Он, как известно, предоставлял римским папам «власть и почёт, равные императорским... Кроме того, престол святого Петра, стремясь увеличить число своих «духовных чад», стал подстраиваться под стереотипы и ценности язычников, спровоцировав на Западе движение к приоритету материальных благ над духовными. В православии же спасение «осмыслялось как внутреннее перерождение человека, его преображение духовное»2. Православный мир стремился, «пусть не всегда удачно, приблизить своё делание к церкви, поднять всё до её уровня, уйти в неё, а не отделиться, эмансипироваться и снизить всё возвышенное до потребностей обывателя»3.
Какие тайны хранят соборы святой Софии Прославление памяти князя велось на протяжении столетий. Такое решение было принято в 2016 году на Архиерейском соборе в Москве. С тех пор день памяти ежегодно отмечают 4 марта в високосный год или 5 марта в невисокосный. День памяти Ярослава Мудрого в 2024 году — иконография В русской православной традиции существует несколько образов святого князя. Наиболее распространены одиночные изображения. На них Ярослав Мудрый запечатлен по пояс или в полный рост в княжеском обличии. На голове у него богато украшенная шапка или царственный венец, над которым возвышается золотой нимб. В левой руке князь держит церковь храм , а в правой меч или крест. Часто его изображают с книгой или свитком, в котором приводится отрывок текста Священного Писания.
Правление Великого князя Ярослава Мудрого
ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Поскольку Великий князь Руси Ярослав Мудрый и император Священной Римской империи Оттон III были потомками византийского императора от его разных жен, то между ними могли быть сложные отношения. |
В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол) | После смерти Владимира Святого в междоусобице победил Ярослав Мудрый, который соправительствовал с Мстиславом Тмутараканским. |
Ярослав Мудрый
Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол. Междоусобная война. Ярослав против Святополка Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата. Святополк Окаянный. Wikimedia Commons К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно Окаянному, однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.
В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов , начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича. Победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться. В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами.
Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным. Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю.
Поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа. Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством Улеба в 1032 году. На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами , для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 году Ярослав ходил осаждать Брест ; в 1030 году он взял Бельз в северо-восточной Галиции ; в следующем году с братом Мстиславом возвратил в состав Руси Червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по реке Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Он наконец отвоевал Брест в 1044 году. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии ; последний поход был в 1047 году. Княжение Ярослава также ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот в 1043 году, под начальством старшего сына Владимира Новгородского и воеводы Вышаты.
Буря рассеяла русские корабли. Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при Варне. В 1046 году был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода , с Византийской царевной. Хотя ему приходилось почти постоянно вести войну, по словам летописца воевать он не любил. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения, чем на оружие. Его время было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами : сам он с 1018 года был женат на шведской принцессе святой Ингигерде, в крещении Ирине , а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Четверо сыновей Ярослава, среди них Всеволод , Святослав и Изяслав , также были женаты на иностранных принцессах. Иноземные князья, такие как Олаф Святой , Магнус Добрый , Гаральд Смелый , английские принцы Эдмунд Этелинг и Эдуард Изгнанник , и знатные норманны находили приют и защиту у Ярсослава, а варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Внутреннее управление Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом на его трудах по внутреннему устройству земли Русской.
Ярослав был князем-«нарядником» земли, ее благоустроителем. Подобно отцу, он заселял степные пространства, построил новые города как Юрьев ныне Тарту и Ярославль , продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Он огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 году начал ставить здесь города — Юрьев ныне Белая Церковь , Торческ , Корсунь , Треполь и другие. Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя ; ее оживленность, вызванная интенсивной для того времени торговой дятельностю, изумляла писателей-иностранцев XI века — показательно, что сын Ярослава, Всеволод , не выезжая из Киева, выучил пять языков. Украшая Киев многими новыми постройками, он обвел его и новыми каменными стенами «город Ярослава» , устроив в них знаменитые Золотые ворота, а над ними — церковь в честь Благовещения. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм святой Софии , великолепно украсив его фресками и мозаикой, а также построил тут монастырь святого Георгия и монастырь святой Ирины в честь ангела своей супруги. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Завершение строительства совпало с созданием великого памятника древнерусской литературы, « Слова о Законе и Благодати» , которое было произнесено будущим святителем Иларионом 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись — т. Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских.
Как в Киеве, так и в других городах, Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. При Ярославе приехали на Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению.
А что сильнее всего укрепляет народ и авторитет правителя в древние времена? Правильно, религия.
Так, князь Владимир стал инициатором проведения религиозной языческой реформы 980 года. В чем состоял основной смысл религиозной реформы? В Древней Руси существовал политеизм. Богов было много и каждый отвечал за что-то конкретное.
Подробнее о политеизме вы можете почитать в статье « Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян ». Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна — бога грома — главным богом среди всего славянского пантеона. Преобразование оказалось неудачным.
Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг.
Крещение Руси Выбор религии. В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле. Какие религии мог выбрать Владимир? Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма.
Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе. Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства?
Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников. Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. Владимир оказал помощь, но по окончании военной кампании византийский император не спешил отдавать свою сестру в жены языческому князю. Тогда Владимир со своим войском отправился в Корсунь, он же Херсонес город в Крыму в районе современного Севастополя , чтобы напомнить императору об их договоре.
В ходе переговоров было решено, что Владимир примет христианство в этом городе. По возвращении в Киев в 988 году князь крестил народ в водах реки Днепр, куда же были сброшены и языческие идолы. Почему у Владимира столько прозвищ? Принятие христианства имело огромное значение, поэтому в прозвищах отражается отношение к нему всего народа.
Васнецов, фреска «Крещение князя Владимира» Но мы знаем, как было на самом деле: Причины принятия христианства: Владимир стремился объединить под своей властью восточные племена, сплотив их верой в единого бога. Принятие христианства могло повысить международный авторитет и способствовать сближению с Византией и другими христианскими государствами. Религия обосновывала имущественное неравенство среди народа: не важно, беден или богат человек, если всех ждет суд перед богом. Принятие христианства могло усилить власть и авторитет князя.
Последствия принятия христианства: Произошло объединение восточных славян, так как, приняв христианство, человек не был частью определенного племени. Возрос авторитет Руси на международной арене, укрепились дипломатические связи с христианскими государствами. На Руси появились нормы морали, которые регулировали поведение людей в обществе, снизилось число грабежей и убийств. Произошел толчок к развитию культуры: началось строительство церквей и храмов, развитие письменности и иконописи.
С внутренними делами князя Владимира мы разобрались, пришло время узнать, как складывались отношения с соседями. Внешняя политика Владимира Главной целью Владимира было расширение государства. Рассмотрим схему, в которой приведены все основные направления внешней политики Владимира: Теперь кратко обсудим основные события: Походы на Волжскую Булгарию. В 985—986 годах Владимир совершил поход на Волжскую Булгарию и хазар, итогом которого стало выгодное торговое соглашение.
Оглядись вокруг: или ты не видишь, как любит тебя, больше, чем сына родного, король наш Болеслав, какие он оказывает тебе почести! Владимир стар, скоро умрет, и тогда ты должен стать великим русским князем. Держись Болеслава, и он поможет тебе! А можно и не дожидаться смерти Владимира… — осторож но предлагал Рейнберн — старые деревья часто рубят под корень, не дожидаясь, пока они упадут на голову. Только злые умыслы долго в тайне не держатся. Узнал и Владимир о тех беседах, призвал в Киев Святополка и отправил его на время в темницу, чтоб образумился. Одновременно с этим призвал он в Киев и Бориса. Я же, сам видишь, разболелся и войско повести не смогу.
Бери дружину, и иди врагам на перехват. А я буду ждать от тебя вестей в Киеве. Бориса любила княжеская дружина, и никто не удивлялся, когда увидели его впереди войска. Только не дождался святой равноапостольный князь Владимир вестей. Болезнь его с каждым днем усиливалась и, спустя не много времени, он скончался. А перед смертью простил приемного сына и приказал выпустить из темницы. Тут-то Святополк и вспомнил все, что внушал ему темными осенними вечерами в Турове королевский епископ. Он собрал горожан, наградил дорогими подарками, взятыми из отцовской казны, и объявил себя великим князем.
А потом принялся уговаривать нескольких верных ему бояр пойти Борису навстречу, чтобы убить его. Борис в это время возвращался с дружиной в Киев. Печенегов он так в степи и не встретил — они разбежались, узнав, что идет на них большое войско. И когда он остановился на реке Альте, прискакали из столицы всадники с тревожной вестью. Власть же в городе захватил Святополк, и замыслил тебя убить. А я — буду чтить его, как второго отца. О словах Бориса доложили и Святополку. Но Святополк, которого вся Русь скоро назвала Окаянным, не поверил в искренность брата.
Но я-то буду похитрей его. Все говорят о том, что Святополк желает лишь одного — твоей погибели! Веди нас, князь, на Киев! Окаянному Святополку больше не жить! Святополк — мне старший брат, и я должен ему подчиняться. Пусть уж лучше он меня убьет, чем я совершу страшное преступление перед Господом — подниму на своего брата меч! Да и он, увидев мое послушание, одумается. Воины пробовали уговорить Бориса, но когда поняли, что не станет князь защищаться, покинули его, так что при нем было лишь несколько верных слуг.
Оставшись в шатре, Борис долго молился. И во время его молитвы прискакали к шатру бояре, подосланные Святополком. Но Борис до последнего мгновения не верил в злодейский замысел и просил милости у Господа к старшему брату. А потом вышел из шатра навстречу убийцам и сказал, что прощает Святополка. Первым они закололи слугу — молодого воина. А потом пронзили копьем и князя. Скажите ему так: «Отец, великий князь, смертельно болен, и зовет тебя немедленно в Киев».
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
В истории он оставил след как основатель нашего города, великий дипломат и покровитель духовного развития страны. В связи, с чем Русской Православной Церковью он был причислен к лику святых. В этот день престольный праздник отметили в церкви у строящегося храма Ярослава Мудрого.
Память святого князя празднуется 5 марта, а в високосный год — 4 марта. Согласно древним поверьям, в этот день нельзя нагружать себя изнурительной работой, но и нельзя лениться. А еще нельзя хвастаться своими достижениями.
А я — буду чтить его, как второго отца. О словах Бориса доложили и Святополку.
Но Святополк, которого вся Русь скоро назвала Окаянным, не поверил в искренность брата. Но я-то буду похитрей его. Все говорят о том, что Святополк желает лишь одного — твоей погибели! Веди нас, князь, на Киев! Окаянному Святополку больше не жить! Святополк — мне старший брат, и я должен ему подчиняться. Пусть уж лучше он меня убьет, чем я совершу страшное преступление перед Господом — подниму на своего брата меч!
Да и он, увидев мое послушание, одумается. Воины пробовали уговорить Бориса, но когда поняли, что не станет князь защищаться, покинули его, так что при нем было лишь несколько верных слуг. Оставшись в шатре, Борис долго молился. И во время его молитвы прискакали к шатру бояре, подосланные Святополком. Но Борис до последнего мгновения не верил в злодейский замысел и просил милости у Господа к старшему брату. А потом вышел из шатра навстречу убийцам и сказал, что прощает Святополка. Первым они закололи слугу — молодого воина.
А потом пронзили копьем и князя. Скажите ему так: «Отец, великий князь, смертельно болен, и зовет тебя немедленно в Киев». А когда Глеб поедет, бросив все дела, по дороге его будет легко и кончить. Так и случилось — едва принесли Глебу весть о болезни любимого отца, как сразу он приказал седлать коней и отправляться в путь. Только по пути перехватило его письмо из Новгорода. А теперь он помышляет и с нами обоими покончить. И если станет он тебя звать в Киев, не езди к нему, брат.
Укрепи поскорей свой город, а уж дальше мы с тобой решим, как нам быть». Не предполагал Святополк Окаянный, что так обернется дело. Тут бы могли и рухнуть его злодейские планы. Но случилось другое. Прочитав это письмо, Глеб, горестно заплакал. В одно мгновение он потерял любимого батюшку и любимого брата. И рухнуло все то, о чем братья вместе мечтали.
Собирались они править Русью дружно, а теперь надо было поднимать меч против старшего брата, Святополка. А я хочу предстать перед Господом чистым, без этого страшного греха. Скоро перехватили его воины Святополка. И на берегу реки Смядыни между двух больших бревен осталось лежать бездыханное тело князя Глеба. Как узнал об этом злодействе Ярослав, стал он готовиться в Новгороде к войне со Святополком Окаянным, а потом выступил против него со своими дружинами. Испуганный Святополк позвал на помощь польского короля, немецкое войско и конницу печенегов. Всем он наобещал, что одарит их богатствами Русской земли, лишь бы помогли ему удержать власть.
И было не сколько страшных сражений. И летали стаи воронов над полями, где лежали тела убитых воинов.
При этом Римская церковь становится уже не носителем Святого духа, но крупнейшим феодалом, играющим по кровавым правилам феодалов в старании подмять их под себя, как и королевские дома Европы. Поэтому с IX-Х веков Римская церковь уже не мешает христианам предаваться сатанинским культам, а для реализации своих целей заручается поддержкой авантюристов и маргиналов.
Это последнее прямо касалось Русского государства и образа Святой Руси — великого православного идеала мирного и немятежного бытия русского народа в Русской земле. Это уже в ХХ-XXI веках будут говорить о «борьбе двух систем», холодной войне и ее возвращении, как о чем-то, неведомо откуда взявшимся. Однако, корни этого разлома следует искать здесь, в X-XI веках, в отторжении Римо-католическим западом христианского проекта мира и отличии западной цивилизации интересов от цивилизации ценностей, контуры которой складываются основателями Русского государства князьями Владимиром Святым и Ярославом Мудрым при поддержке русского народа. Ярослав Мудрый не увидит, но после «великого церковного раскола» 1054 года, Запад отделяет себя «железным занавесом» от христианского мира — Византии и России, организуя против них грабительские нашествия и «крестовые походы», планируемые самой Римо-католической церковью.
То, что Запад позднее стал мягко именовать «решением русского вопроса», с XII века объединяло страны Европы. С XIII века против Руси Рим организует датчан, венгров, военизированные монашеские католические ордена, шведов, германцев. Еще в 1147 году папа Евгений III благословляет «первый крестовый поход против славян», начиная от «Вендского похода» германцев, датчан и поляков под знаменами Генриха Вёльфа и Альбрехта Балленштедтского 1147 , до Конрада I Мейсенского и Фридриха Саксонского 1160 , и объединенного «крестового похода» на Русь подготовленного Григорием IX в 1230-1242 годах. Вооруженные походы на Русь, с поистине патологическим упорством, организуются кровавой чередой на протяжении всего тысячелетия — до объединения Запада против России уже в XXI веке.
Всего этого, как и того, что в XXI веке Западный проект, по сути, полностью рабовладельческий, исчерпает себя в глазах миллионов людей и большинства народов, Ярослав Мудрый не знал, но отчетливо понимал главное — ценностное направление, в котором следует двигаться, чтобы достичь расцвета истории человека, его духа и его свободы. Важнейшей частью представлений об идеальном человеке и обществе становятся и образы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Например, Владимир преображается в памяти народной во Владимира Красное Солнышко — героя народных былин, сказок и легенд. Оба князя являются не только великими деятелями Русского государства, его защитниками и полководцами, но основоположниками всего цивилизационного Русского проекта.
И если Владимир заложил духовное основание Русского проекта, как историко-культурного фундамента российской цивилизации ценностей, то уже при Ярославе Мудром Русский проект обретает универсально-всечеловеческие черты, которые пройдут через историю страны, вполне раскрываясь в духовной и общественной деятельности Ярослава и митрополита Илариона — автора знаменитого «Слова о законе и благодати» сер. Сам Ярослав Мудрый, брат русских святых Бориса и Глеба и отец святых Владимира и Святослава, закладывает основы Русской земли: он сплачивает земли славянские в единую Русь, основывает города, строит православные храмы, возводит первые монастыри в Новгороде и Киеве, издает общественный свод законов — «Русскую правду» и Церковный устав. При нем берет начало знаменитая русская иконопись и начинается работа по переводу священных книг Византии на церковнославянский и древнерусский языки. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава.
Его деятельность укрепляет образ Святой Руси, который включает в себя немало сказочного. В этот начальный период Русского государства многие русские люди становились активными причастниками христианской культуры и священной истории. Известная былина о хождении во святой град Иерусалим «сорока калик с каликою» передает настрой ходоков: «А идтить нам, братцы, дорога неближняя, Идти будет ко городу Иерусалиму, Святой святыне помолитися, Господню гробу приложитися, Во Ердань реке искупатися, Нетленною ризой утеретися». Первые русские паломничества былина относит ко времени великого князя Владимира.
При этом летописи упоминают и св. Варлаама, игумена Дмитриевского, ходившего к Гробу Господню в 1062 году, а за сорок лет до этого — и св.
4 марта 2024 года верующие вспоминают благоверного князя Ярослава Мудрого.
прославлении около 30 местночтимых (почитаемых в пределах какой-то одной епархии) святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого, передает РИА Новости. Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника. Ярослав Мудрый – сын Владимира I, стал киевским князем, после княжения в Ростове и Новгороде в результате очередной междоусобицы. – Сегодня мы чтим память святого князя Ярослава Мудрого, воздаем должное заслугам великого государственного деятеля, основателя нашего 1000-летнего города, – сказал на торжественном митинге заместитель губернатора Александр Грибов.