Верховный суд (ВС) России признал законным прекращение полномочий председателя Арбитражного суда Московской области Инны Воробьевой, которая лишилась работы за покровительство подчиненному. Согласно поправке, при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины). Несменяемость судей фактически упраздняется, чему в немалой степени способствуют “каучуковые” формулировки оснований для прекращения их полномочий по инициативе гаранта видоизмененной Конституции РФ.
О статусе судей в Российской Федерации (с изменениями на 27 ноября 2023 года)
Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи - Правоохранительные органы | ЮРКОМ 74 | представление президента будет рассматриваться в течение 14 дней. |
Проекты Александра Хинштейна | Закон, который вводит механизм прекращения полномочий судей Советом Федерации по представлению главы государства в случае совершения ими серьезных проступков, одобрен сенаторами. |
Проекты Александра Хинштейна | Несменяемость судей фактически упраздняется, чему в немалой степени способствуют “каучуковые” формулировки оснований для прекращения их полномочий по инициативе гаранта видоизмененной Конституции РФ. |
Совфед одобрил законы о прекращении полномочий судей за проступки | Курсовая работа посвящена изучению вопросов приостановления и прекращения полномочий судьи, а также рассмотрению срока полномочий судьи в России. |
Защита документов | Состоялось заседание Комиссии при Президенте по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий под руководством Председателя Верховного Суда Вячеслава Лебедева. |
Апелляционная коллегия ВС подтвердила прекращение отставки судьи
Закон «О статусе судей в РФ» определяет гарантии независимости судей , которыми являются: предусмотренная законом процедура правосудия; запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; система органов судейского сообщества; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому положению. Судьи, их семьи и имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если поступит соответствующее заявление от судьи или обращение председателя суда, а также если органы, обеспечивающие безопасность, получили оперативную информацию о наличии угрозы безопасности этих лиц. Судья имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия.
Срок полномочий судьи законом не ограничен, за исключением впервые назначаемых судей низшего звена судов общей юрисдикции.
Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей. Для целей настоящего Закона не зависящими от судьи обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими судьи чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных настоящим Законом. К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия в том числе землетрясение, наводнение, ураган , пожар, массовые заболевания эпидемии , забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами в том числе государственными органами иностранных государств и органами местного самоуправления. Не зависящими от судьи обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий судьи, ссылающегося на наличие этих обстоятельств. Причинно-следственная связь между возникновением не зависящих от судьи обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящей статьи, и невозможностью соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных настоящим Законом и или кодексом судейской этики, утверждаемым Всероссийским съездом судей, является условием признания таких не зависящих от судьи обстоятельств основанием для освобождения этого судьи от дисциплинарной ответственности за несоблюдение указанных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение данных обязанностей. Уведомление о возникновении не зависящих от судьи обстоятельств, препятствующих соблюдению ограничений, запретов и требований и или исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Законом и или кодексом судейской этики, утверждаемым Всероссийским съездом судей, подается судьей в суд, в котором он занимает должность судьи, мировым судьей - в районный городской суд по территории нахождения судебного участка. К указанному уведомлению прилагаются документы, материалы и или информация при наличии , подтверждающие факт наступления не зависящих от судьи обстоятельств. Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи 1.
Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: 1 признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2 возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3 участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления; 4 утратил силу. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом. Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи. Статья 14. Прекращение полномочий судьи 1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: 1 письменное заявление судьи об отставке; 2 неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3 письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4 достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5 утратил силу. Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3 , 6 - 11 , 13 пункта 1 настоящей статьи. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающегося ему ежемесячного денежного вознаграждения. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления о прекращении полномочий указанных в пункте 1 настоящей статьи категорий судей определяется Президентом Российской Федерации.
Статья 15. Отставка судьи 1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 , 2 , 4 , 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона. Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.
Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 для женщин - 50 лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи. Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях. Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере: инвалидам I и II групп - 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год; инвалидам III группы - 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год. Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание. Отставка судьи прекращается в случае: 1 выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.
Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения избрания его на должность судьи. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 16. Неприкосновенность судьи 1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; в отношении судьи иного суда и мирового судьи - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; абзац утратил силу с 1 января 2023 года.
Абзац утратил силу. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается: в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета Российской Федерации.
Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения. Место рассмотрения материалов о проведении в отношении судьи, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его конституционных прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности. После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи кроме заключения его под стражу производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 4 , 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3 , 4 , 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом. Утратил силу с 1 января 2013 года. Статья 17. Статья 18. Статья 19.
Материальное обеспечение судей 1. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи далее - должностной оклад , месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом далее - оклад за квалификационный класс , ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. Установить размеры должностных окладов судей Конституционного Суда Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону. Установить размер должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации в размере 98 процентов должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Установить размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации согласно приложению 7 к настоящему Закону. Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются индексируются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции потребительских цен. Решение об увеличении индексации размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации. Установить размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей: девятый квалификационный класс - 30 процентов; восьмой квалификационный класс - 40 процентов; седьмой квалификационный класс - 50 процентов; шестой квалификационный класс - 60 процентов; пятый квалификационный класс - 75 процентов; четвертый квалификационный класс - 90 процентов; третий квалификационный класс - 105 процентов; второй квалификационный класс - 120 процентов; первый квалификационный класс - 135 процентов; высший квалификационный класс - 150 процентов. Установить размеры ежемесячного денежного поощрения Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону. Установить размеры ежемесячного денежного поощрения судей согласно приложению 7 к настоящему Закону.
Исчислять ежемесячное денежное поощрение судей, установленное приложениями 6 и 7 к настоящему Закону, исходя из должностных окладов судей. Установить размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет судей в процентном отношении к должностным окладам судей: от 2 до 5 лет - 15 процентов; от 5 до 10 лет - 25 процентов; от 10 до 15 лет - 30 процентов; от 15 до 20 лет - 40 процентов; свыше 20 лет - 50 процентов. Порядок и условия определения выслуги лет судей утверждаются постановлением Совета судей Российской Федерации. Установить следующие размеры ежемесячной доплаты судьям: имеющим ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, - 5 процентов должностного оклада; имеющим ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10 процентов должностного оклада; имеющим почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", - 10 процентов должностного оклада. Установить размер ежемесячной доплаты судьям Конституционного Суда Российской Федерации за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей - 20 процентов должностного оклада. Судье выплачивается ежеквартальное денежное поощрение, которое не входит в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи. Ежеквартальное денежное поощрение выплачивается в размере ежемесячного денежного поощрения по замещаемой должности. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи и ежеквартальное денежное поощрение судьи, замещающего соответствующую должность судьи, не могут быть уменьшены. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации судьям производятся другие выплаты, которые не входят в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, ежеквартальному денежному поощрению судьи и другим выплатам, предусмотренным соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициент за работу в высокогорных районах и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пределах установленного фонда оплаты труда судьям могут выплачиваться премии и оказываться материальная помощь. Порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям определяется актами Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации для судей соответственно Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судья, достигший возраста 60 лет женщины - 55 лет , при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона. Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим удаленным в отставку, ежемесячное пожизненное содержание и ежемесячное денежное содержание по инвалидности назначаются и выплачиваются с учетом районного коэффициента к ежемесячному денежному вознаграждению независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием. Размеры ежемесячного пожизненного содержания судей, а также ежемесячного денежного содержания по инвалидности увеличиваются индексируются в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения индексации размеров должностных окладов судей. Также производится пересчет размеров ежемесячного пожизненного содержания судей и ежемесячного денежного содержания по инвалидности в случае увеличения индексации размеров любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации вправе перераспределять средства фонда оплаты труда судей между выплатами, предусмотренными пунктом 1. Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.
Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы в области юриспруденции: от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней; от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней; свыше 15 лет - 15 рабочих дней. Время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается.
Кроме того, особые нормы относительно предельного возраста пребывания в должности установлены для заместителей председателя Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, председателей кассационных судов общей юрисдикции и арбитражных судов округов. Предельный возраст пребывания в указанных должностях составляет 76 лет. Представляется, что такой подход противоречит принципу единства статуса судей, закрепленному в ст. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным ст. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в законодательный представительный орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.
Решение о возобновлении полномочий судьи или возобновлении его отставки принимает орган, приостановивший его полномочия или отставку. Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе. Последний пункт стоит рассмотреть подробнее, ибо вопрос о возможности лишения судьи в качестве дисциплинарной меры имеет принципиальное значения для обеспечения подлинной независимости судей, в том числе от председателей судов и вышестоящих судебных органов.
Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра.
Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.
Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция». Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков. Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр. Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.
В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР. Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.
Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств [12] ». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен. В-третьих, в п. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям.
Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется. В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи. Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду. То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» ст.
Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей. Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти муниципального образования. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении [15] от 18 июля 2006г.
В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом ч. Представляется, что в Закон о статусе судей и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных уставных судах необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных представительных органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы. Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда - по решению этого Суда. Любой судья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: он остается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежное вознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всех видов материального и социального обеспечения за исключением случая избрания в качестве меры пресечения заключения судьи под стражу , не лишается гарантий неприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с его участием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органов судейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималось специальное по приостановлению полномочий решение. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы или иную информацию.
Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и или в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе. Полномочия судьи федеральных судов за исключением судей Конституционного Суда РФ и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей ККС по следующим основаниям: 1 письменное заявление судьи об отставке; 2 неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3 письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4 истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком; 5 увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения.
В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п. Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке. Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах [16]. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции устава субъекта РФ.
Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть два исключения: 1. Полномочия судей конституционных уставных судов субъектов РФ прекращаются в схожем порядке — на уровне региональных властей.
Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, то есть эти вопросы там урегулированы весьма детально. Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие. Но в отношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком при условии, что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему было отказано , как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжают осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд и вступления его в должность.
Все перечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить на две группы по последствиям прекращения полномочий: 1. Уход судьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные и социальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия, оплата проезда и т. Следует сказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запрета необоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны.
Приостановление и прекращение полномочий судьи. Срок полномочий
В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса. Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования.
Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет. Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».
Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков. Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр. Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР. Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.
Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств [12] ». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен. В-третьих, в п. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется. В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи. Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.
То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» ст. Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей. Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти муниципального образования. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении [15] от 18 июля 2006г. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, а также принцип равенства всех перед законом ч. Представляется, что в Закон о статусе судей и в иные законы о судьях, включая законы субъектов РФ о конституционных уставных судах необходимо внести дополнения, предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участие судьи в качестве кандидата в выборах законодательных представительных органов власти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращения полномочий судьи, как избрание в эти органы.
Практически такие же основания приостановления полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда - по решению этого Суда. Любой судья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: он остается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежное вознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всех видов материального и социального обеспечения за исключением случая избрания в качестве меры пресечения заключения судьи под стражу , не лишается гарантий неприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с его участием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органов судейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималось специальное по приостановлению полномочий решение. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы или иную информацию. Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и или в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе.
Полномочия судьи федеральных судов за исключением судей Конституционного Суда РФ и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей ККС по следующим основаниям: 1 письменное заявление судьи об отставке; 2 неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3 письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4 истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком; 5 увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п. Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке. Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах [16]. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции устава субъекта РФ.
Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
Однако объем работы не позволяет остановиться на всех элементах правового статуса судьи, и будут рассмотрены лишь некоторые. Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности. Видится возможным формирование достойного и профессионального судейского корпуса двумя путями: это изначально формирование судейского сообщества только лучшими кадрами, чему будет способствовать качественный обор кандидатов на должность судьи и второй путь — это очищение судейской среды от лиц, умаляющих авторитет судебной власти. Поэтому в данной курсовой работы рассмотрены такие элементы статуса судьи, как требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и основания приостановления и прекращения деятельности судей. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения особенностей правового статуса судьи в Российской Федерации, а именно порядок формирования судейского корпуса и основания и порядок прекращения приостановления полномочий действующего судьи. Статус — правовое положение совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей гражданина или юридического лица и др» [1]. Исходя из такого понимания этого термина в юридической энциклопедической литературе рассматривается статус личности, предприятия, депутата и др. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словами «конституционный» или «правовой».
Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит судья, считает Е. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования — назначение или избрание; второй элемент — порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит компетенции субъекта, а также порядок и способы их реализации; четвертый элемент - особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов — носителей государственной власти [2]. В юридической литературе также приводится немало определений понятия «статус судьи». Так, большая юридическая энциклопедия дает следующее: статус судьи — это «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты» [3]. Авдонкин дает следующее определение правового статуса судьи — обусловленная профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей [4]. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения [5]. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе [6]. Из приведенных выше определений видно, что оно зависит от того, что автор берет за основу, что включает в состав элементов, характеризующих статус судьи. Видится возможным, дать следующее определение.
Статус судьи — это совокупность прав и обязанностей судьи, характеризующих его правовое положение как носителя судебной власти. Необходимо отметить, что правовое закрепление в соответствующих актах тех или иных элементов статуса судьи является основой статуса судьи. Прежде всего, это положения Конституции РФ ст. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти, гарантируется осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Далее положения, определяющие статус судьи определены главой 2 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996г. В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации». Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство — законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных уставных судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004г. Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также и законами субъектов РФ.
Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [7] », иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ например, для судьи Конституционного Суда РФ — безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство подданство иностранного государства. К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.
В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса. Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра.
Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.
Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: 1 признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2 возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3 участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления; 4 утратил силу. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
Порядок прекращения полномочий судьи. Приостановление полномочий судьи. Полномочия судьи. Порядок приостановления полномочий судьи. Порядок прекращения статуса судьи. Прекращение полномочий. Превращение полномочий. Приостановление и прекращение полномочий нотариуса. Порядок приостановления и прекращения судейских полномочий в РФ.. Каков порядок приостановления и прекращения полномочий судьи?. Правовой статус судей в РФ. Какие полномочия у судьи. Прекращение полномочий конституционного суда. Прекращение полномочий судьи конституционного суда. Прекращение полномочий судьи конституционного суда РФ. Приостановление полномочий судьи конституционного суда. Основания прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи прекращаются. Приостановление полномочий судьи конституционного суда РФ. Полномочия судьи конституционного суда РФ. Полномочия судьи приостанавливаются. Процедура прекращения полномочий судьи. Прекращение полномочий судьи и отставка судьи. Приостановление полномочий мирового судьи. Прекращение и приостановление полномочий мирового судьи. Полномочия мирового судьи прекращаются. Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда. Решение суда безвестно отсутствующего. Прекращение полномочий мирового судьи. Приостоновления статус судьи. Порядок приостановления полномочий судьи конституционного суда. Порядок прекращения полномочий конституционного суда РФ. Порядок прекращения полномочий суда РФ. Порядок наделения судей полномочиями. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий судей. Полномочия заместителя председателя суда субъекта. Приостановление полномочий конституционного судьи. Прекращение полномочий судей КС РФ. Досрочное прекращение полномочий судьи. Основания досрочного прекращения полномочий. Порядок прекращения полномочий конституционного суда. Полномочия конституционного суда РФ. Конституционный суд РФ полномочия по Конституции. Полномочия конституционного суда РФ кратко. Полномочия конституционного суда РФ по Конституции 2020 года. Полномочия судьи конституционного суда Российской Федерации. Основания прекращения полномочий судьи КС РФ. Досрочное прекращение. Дисциплинарные взыскания судей. Дисциплинарная ответственность судей. Освобождение от занимаемой должности. Освобождение от должности судьи.
Статья 121 Конституции России
Конституционный суд РФ прекратил полномочия судьи Константина Арановского, следует из сообщения на сайте органа. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи должно основываться на фактах, подтвержденных соответствующими доказательствами. Уточнены основания приостановления и прекращения полномочий судьи. 11 ноября. Предложение о приостановлении положений Закона Российской Федерации в части ежегодной индексации размера должностных окладов судей фактически дает возможность без учета мнения органов судейского сообщества уменьшить финансирование органов судебной власти в.
Популярные статьи:
- Госдума приняла законы о прекращении полномочий судей
- Госдума приняла законы о прекращении полномочий судей
- Популярные запросы
- Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судей
- Похожие материалы
52. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий
Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи должно основываться на фактах, подтвержденных соответствующими доказательствами. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным ст. 13 и 14 Закона «О статусе судей в РФ».
Определены основания, по которым президент сможет внести представление о прекращении статуса судьи
Порядок прекращения полномочий судей за проступки одобрен СФ 02. Действие документа распространяется на председателя, его заместителя и членов Конституционного суда РФ, главу и членов Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военных кассационных или апелляционных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, суда по интеллектуальным правам. Полномочия этих судей теперь могут быть прекращены верхней палатой в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 435-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 22 декабря 2014 г.
N 431-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 4 июня 2014 г.
N 2-ФКЗ Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 317-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 2 июля 2013 г.
N 179-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 174-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 166-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 4 марта 2013 г.
N 20-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 3 декабря 2011 г.
N 388-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом. Федеральных законов от 09. Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи.
Об этом 24 мая сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн, который существенно повлиял на судейскую судьбу. Уверен, что одним лишением полномочий — история для Ефанова может не закончиться», — написал Хинштейн в своем телеграм-канале и добавил, что «правда и закон восторжествовали». Сам Ефанов пока решение коллегии не комментировал, но, как сообщает 63. RU, незадолго до заседания отверг все обвинения в коррупции и добавил, что конспирологией не занимается. Ему многое не нравится в Самарской области: в судебной, в исполнительной системе.
Председателя Шестого кассационного суда Самары досрочно лишили полномочий судьи
Указом Президента Российской Федерации от 08.11.2023 № 829 «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации» Заграничный Иван Михайлович назначен. За совершение дисциплинарного проступка на мирового судью Переверзеву наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи с лишением 7-го квалификационного класса», — отметили в суде. Председатель Верховного суда РФ Ирина Подносова провела заседание комиссии при президенте, на котором предварительно рассматривались вопросы о назначении судей и прекращении их полномочий, рассказали в Кремле. Закон "О статусе судей" устанавливает, что приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплат судье, а если он признан безвестно отсутствующим.
Лишенных статуса судей-отставников послабления в законодательстве не коснутся
Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей, основанием для которого является. За совершение дисциплинарного проступка на мирового судью Переверзеву наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи с лишением 7-го квалификационного класса», — отметили в суде. 1. Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований. Председатель Верховного суда РФ Ирина Подносова провела заседание комиссии при президенте, на котором предварительно рассматривались вопросы о назначении судей и прекращении их полномочий, рассказали в Кремле.