Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. Какое изобразительно-выразительное средство использует Лесков при описании героя? 10 кл. Скачать 3 Мб. Автор: Круглова И. А. Источник: Источники указаны в презентации.
Николай Семёнович Лесков (1831-1895)
10 кл. Скачать 3 Мб. Автор: Круглова И. А. Источник: Источники указаны в презентации. Обзор жизни и творчества а. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873). К юбилейной дате писателя Подгоренская сельская библиотека подготовила презентацию "Жизнь и творчество а".
Презентация "Биография Лескова Н.С."
Презентация биография Лескова 10 класс. Урок 10 класс лесков жизнь и творчество. 10 Интересных фактов о Николае Семёновиче Лескове. Началом творческого пути Лескова-писателя. 16. РЕМОНТ Творчество Лескова в 1860-х гг. В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. Жизнь и творчество.» на канале «Оформление праздничной атмосферы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 декабря 2023 года в 12:14, длительностью 00:07:31, на видеохостинге RUTUBE. Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».). Полный текст материала Презентация по литературе "Н.С. Лесков" смотрите в скачиваемом файле. Учебные материалы школьной программы к уроку: “Наука и образование” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной.
Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова
Его рассказы и романы посвящены широкому кругу тематик, включая сельскую жизнь, городскую суету, бюрократию и жизнь русской провинции. Как автор, Лесков проявил себя как проницательный наблюдатель и критик, раскрывая сложности русской души. Он использовал различные литературные приемы, такие как сатира и ирония, чтобы передать свои идеи. Он также писал для журналов и газет, представляя свои мнения по актуальным темам дня.
В своих произведениях Лесков умело сочетал реализм и фантазию, создавая яркие образы и захватывающие сюжеты. Его работы по праву заслуживают внимания и изучения, особенно для учащихся 10 классов. Лесков умер в 1895 году, но его литературное наследие живет до сих пор.
Его произведения продолжают вдохновлять и поражать читателей своим острым взглядом на современное общество и неповторимым стилем. Биография Лескова Николай Семенович Лесков — русский писатель, журналист и публицист, один из величайших мастеров русской классической прозы. Он родился 16 28 февраля 1831 года в семье проприетора в городе Грязи Орловской губернии.
С юных лет Лесков был очень увлечен чтением, особенно литературой, но родители не поддерживали его интересы и желания получить хорошее образование. В 1850 году Лесков добивается согласия родителей и поступает в Грязинский уездный учительский институт. В 1857 году Лесков начинает публиковать свои первые произведения в периодической печати.
Его первый роман «Некрасов в Некрасовых» выходит в 1862 году. Самыми известными произведениями Лескова считаются «Леди Макбет Мценского уезда» 1865 , «Очарованные» 1873 , «Левша» 1881 и «Некуда» 1883. Он также создал ряд рассказов и повестей, в которых воплотил свое мастерство и тему сложных человеческих отношений.
Лесков умер 5 17 марта 1895 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Ранние годы Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля 1831 года в городе Орёл.
В 1852 году был переведен на службу в 36 пехотный Ясинский полк в Пензу, где прослужил до 1857 года. В 1855 году впервые опубликовал свое произведение в «Русском вестнике». Его первые опубликованные произведения были далеки от литературного реализма, который прослеживается в его более поздних работах. Первая повесть Лескова «Правдивая история о неудачном писателе» была опубликована в 1857 году. В этом же году Лесков начал сотрудничать со столичными журналами: «Русский вестник», «Время» и «Московский вестник».
Признание пришло к нему через несколько лет, после публикации повести «Выть, и быть», которую автор провозгласил своей лучшей работой. Первые произведения Лескова были отмечены оригинальностью и художественной изощренностью, а также необычной тематикой. Именно эти качества сделали его произведения интересными для читателей и принесли ему популярность. Важным событием в жизни Дмитрия Лескова стало знакомство с Максимом Горьким в 1893 году. Они встретились в Таганроге, а позже стали друзьями. Творчество Лескова Творчество Лескова характеризуется острым проникновением в жизнь и нравы различных слоев общества. Он создавал образы реальных людей и ярко показывал конфликты, противоречия и трагедии их судеб.
Писатель совершенно уникальным способом сочетал в своих произведениях реализм и фантазию, создавая оригинальный и неповторимый художественный мир. В творчестве Лескова важное место занимают его новеллы и повести. Среди самых известных произведений писателя можно отметить «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Приказчик и сведомый», «Подросток», «На дне» и многие другие. В этих произведениях Лесков с легкостью передает острый психологизм и своеобразие каждого изображенного им персонажа. Одной из особенностей творческого метода Лескова является его оригинальный язык. Благодаря своей верности языку Лесков стал одним из ярких представителей русского национального стиля.
Преподаватели были невысокого мнения о нерадивом ученике. Николай Семенович Лесков в молодости Это заведение Николай посещал целых пять лет. Но засчитали ему только два класса, поскольку он считался неуспевающим.
Литературоведы, исследователи советского периода проводили прямую параллель с Некрасовым. Лесков, талантливый и жадный до знаний молодой человек, просто не вписывался в тогдашнюю систему образования с ее зубрежкой и механическим пересказыванием материала. Что и стало причиной проблем с учебой. Формальное образование получить не удалось. Когда подошло время, молодой человек начал работать. В 1847 году под протекцией отца Николая взяли писцом в Орловскую палату уголовного суда, где работал и сам Лесков старший. Спокойное время продолжалось совсем недолго. Всего через год Семен Дмитриевич скончался. Его жизнь унесла холера, от которой в то время спасения не было.
Словно этого было мало, судьба преподнесла еще один сюрприз: имение отца полностью сгорело вместе со всем имуществом. В 1849 году Лесков получил приглашение от дяди по материнской линии. Родственник решил помочь племяннику и позвал того в Киев. Недолго думая молодой человек отправился в город. На новом месте он устроился в казенную палату, стал чиновником. Эта работа как нельзя лучше подошла любознательному Лескову. По роду службы он нередко ездил по мелким селам, уездам, городам, наблюдал за жизнью простых людей. Юный Лесков Свободное от работы время Николай Семенович использовал для самообучения. Он много читал, занимался своим образованием.
Наверстывал то, что не получил в ранние годы. В период работы молодой человек жил у своего дяди, Сергея Алферьева. Старался Лесков обучаться и у других. Он посещал местный университет, осваивал польский язык, интересовался иконописью и богословием. Много времени проводил в беседах с религиозными деятелями. Причем не только официального толка. Лесков с удовольствием слушал мнение старообрядцев и даже сектантов, отступников от единой веры. В 1857 году Николай Семенович бросает прежнюю работу и устраивается в компанию супруга родной тетки, англичанина А. Она называлась «Шкотт и Вилькенс».
По воспоминаниям самого писателя, это была организация, которая жадно эксплуатировала все, до чего могла дотянуться. Благодаря службе тут мужчина приобрел знания в разных областях промышленности, экономики и хозяйства. И вновь по роду работу, будучи агентом, он много путешествовал по всей стране. Николай Семенович Лесков В этот же период у него возникали мысли заняться литературной деятельностью. Вскоре туманное намерение превратилось в реальную практику. Творчество Творческая биография Николая Лескова началась в 1859 году. Правда, не с художественных произведений. Сперва литератор работал в жанре публицистики.
В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.
Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. Изображение слайда Слайд 6 роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой». Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства. В этом браке родились сын Дмитрий умер в младенческом возрасте и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св.
Биография Н. С. Лескова
В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника. Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем. Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний».
Орле Сын Николая Лескова Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё доВеликой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году. Сын Николая Лескова Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё доВеликой Отечественной войны. Лескова назван астероид 4741 Leskov, открытый Людмилой Карачкиной 10 ноября 1985 г. В честь Н. Святочный рассказ 1883 Зверь. Святочный рассказ1883 Зверь. Святочный рассказ1883 Тупейный художник 1883 Тупейный художник 1883 Тупейный художник1883 Тупейный художник1883 Грабёж 1887 Грабёж 1887 Грабёж1887 Грабёж1887 Пустоплясы 1892 Пустоплясы 1892 Пустоплясы1892 Пустоплясы1892 Административная грация 1893 Административная грация 1893 Административная грация1893 Административная грация1893 Скоморох Памфалон 1887 первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой Скоморох Памфалон 1887 первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой Скоморох Памфалон1887 Скоморох Памфалон1887 Старый Гений 1884 Старый Гений 1884 Старый Гений1884 Старый Гений1884 Овцебык Овцебык Овцебык Привидение в инженерном замке Привидение в инженерном замке Привидение в инженерном замке Привидение в инженерном замке Очарованный странник Очарованный странник Очарованный странник Очарованный странник Библиография изданий Н. Вольфа, 1867; СПб. Суворина, 1879, 1887; Н. Очарованный страник. СПб, Н. Собрание сочинений. Полное собрание сочинений в 36 томах. В 11 книгах. Маркса», 1903 г. Тупейный художник. Дух госпожи Жанлис.. Избранные произведения. В трех томах. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Собрание сочинений в шести томах.. Собрание сочинений в 5 томах.. Собрание сочинений в 12 томах.. Полное собрание сочинений в 30 томах.. Николай Лесков Левша.. Библиография литературы о Н. Лескове Лесков А. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. Лесков: [Крит. Лесковское ожерелье. Лесков и народная культура. С Столярова И. С Нечаенко Д. Сновидения и «просонки» в поэтике Н. Лескова: мифологический, религиозный и культурно-психологический аспекты. Лескове, СПб. Лесков: библиографический указатель, Петрозаводск, Н. Лесков: библиографический указатель, Петрозаводск, Коровин В. Лесков, Николай СемёновичЭнциклопедия Кругосвет Последние годы жизни Умер Николай Семенович Лесков 5 марта по старому стилю 21 февраля 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Умер Николай Семенович Лесков 5 марта по старому стилю 21 февраля 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Ширина блока Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт Подписи к слайдам: Н. Лесков Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловщине, в небольшом хуторе. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные. Марья Петровна Лескова, мать писателя Мать принадлежала к дворянскому роду. По словам Николая Семёновича: «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Впрочем, отец порвал с духовной средой и поступил на службу в орловскую уголовную палату. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Город Орел - город детства и юности Н.
Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Памфалона» и «Азу» были переведены на немецкий, причем издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя». Лескова к церкви. В 1883 году, в письме Л. Веселитской о «Соборянах» он писал: Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума»,[29] — писал Лесков о Толстом в одном из писем. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет»,[30] писал Н. Лесков Л. Толстому 8 января 1891 года. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» 1883. Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящен предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» 1884 , но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала, а «либералы» как отмечал Б. Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания содержавший в себе произведения на церковные темы задержан цензурой впоследствии он был издательством переформирован. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил:Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Лесков говорил, что процесс опубликования его работ, всегда трудный, в конце жизни стал для него невыносимым. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах в 1897 году переиздано А. Марксом , куда вошли большей частью его художественные произведения причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой. В 1902—1903 годах в типографии А. Маркса в качестве приложения к журналу «Нива» вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956—1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме тома 10-11. В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой хроника «Соборяне», роман «Некуда» , и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. Впервые по-настоящему полное 30-ти томное собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», А. Чехов считал его, наряду с И. Тургеневым, одним из главных своих учителей. Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний. Как художник слова Н. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих. Это отмечали и писатели-современники: Л. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой в письме от 3 декабря 1890 года говорил: «Сказка все-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше». В письме В.
Он использовал различные литературные приемы, такие как сатира и ирония, чтобы передать свои идеи. Он также писал для журналов и газет, представляя свои мнения по актуальным темам дня. В своих произведениях Лесков умело сочетал реализм и фантазию, создавая яркие образы и захватывающие сюжеты. Его работы по праву заслуживают внимания и изучения, особенно для учащихся 10 классов. Лесков умер в 1895 году, но его литературное наследие живет до сих пор. Его произведения продолжают вдохновлять и поражать читателей своим острым взглядом на современное общество и неповторимым стилем. Биография Лескова Николай Семенович Лесков — русский писатель, журналист и публицист, один из величайших мастеров русской классической прозы. Он родился 16 28 февраля 1831 года в семье проприетора в городе Грязи Орловской губернии. С юных лет Лесков был очень увлечен чтением, особенно литературой, но родители не поддерживали его интересы и желания получить хорошее образование. В 1850 году Лесков добивается согласия родителей и поступает в Грязинский уездный учительский институт. В 1857 году Лесков начинает публиковать свои первые произведения в периодической печати. Его первый роман «Некрасов в Некрасовых» выходит в 1862 году. Самыми известными произведениями Лескова считаются «Леди Макбет Мценского уезда» 1865 , «Очарованные» 1873 , «Левша» 1881 и «Некуда» 1883. Он также создал ряд рассказов и повестей, в которых воплотил свое мастерство и тему сложных человеческих отношений. Лесков умер 5 17 марта 1895 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Ранние годы Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля 1831 года в городе Орёл. Он рос в семье учителя, отца преподавателя гимназии, и матери, которая была дочерью священника. С детства у него была большая любовь к книгам и чтению.
«Писатель, в справедливости суровый…»
Презентация для класса по русской литературе: рассказ Н. Лескова «Левша», персонажи. Николай Семенович Лесков (1831 – 1895) Лесков как бы поставил целью себе одобрить, воодушевить Русь и начал создавать для России иконостас ее святых и праведников Его «праведники — маленькие великие люди». он начинает создавать для России иконостас её святых праведников». в доме Страховых, родственников 4. В семнадцать с половиной лет Лесков был 5. В 1853 году Лесков был произведен в 6. В 1860.
🗊Биография Николая Семеновича ЛЕСКОВА Выполнила: Ученица 10 класса Бабешко Надежда 2009 год
В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил [44] : Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает.
Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить. Печатание в журнале «Русская мысль» романа « Чёртовы куклы », прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов , было приостановлено цензурой.
Не смог опубликовать Лесков и повесть « Заячий ремиз » — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь в 1917 году. Ни одно крупное позднее произведение писателя включая произведения о « человеке без направления », такие как роман «Соколий перелёт» [45] не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку [46].
Рассказ « Юдоль » о голоде в России в 1840 году был впервые опубликован в журнале Книжки «Недели» 1892 году. Скончался 21 февраля [ 5 марта ] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге [47].
Могила Н. Лескова на Литераторских мостках Отзывы современников[ править править код ] Современники ценили Лескова как непревзойдённого знатока русской провинциальной жизни и в этом отношении ставили его в один ряд с А. Писемским [48].
Вместе с тем прогрессивная критика не могла простить Лескову нападок на послереформенное поколение радикалов «революционных демократов» , именуемое им нигилистами. Так, М. Салтыков-Щедрин заявлял, что Лесков Стебницкий излишне любит жаловаться на упрёки и нападки со стороны «врагов и недоброжелателей», что он постоянно преувеличивает и даже выдумывает упреки в свой адрес, чтобы использовать их в качестве повода для «ответных» нападок на русских «нигилистов»: Это всё, разумеется, напраслина, потому что г-ну Стебницкому сроду никто никогда упрёков не делал, и сам г.
Стебницкий это очень хорошо знает; но эти упрёки ему нужны. Нужно с чем-нибудь подойти к читателю, он и выдумал эти упрёки. Ни один из его героев — ни одна Платонида, ни один Овцебык не существуют в его глазах сами для себя; всё это призраки, которые дают только повод вызвать другой, ненавистный, но вечно милый призрак: призрак нигилизма.
В пользу этого призрака он жертвует всем: и запасом своей наблюдательности, и теми проблесками дарования, которые, по временам, пробиваются в его произведениях [49]. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей». Святополк-Мирский 1926 [50].
Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний: Как художник слова Н. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.
Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих. Это отмечали и писатели-современники: Л. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного».
Речь шла о сказке «Час воли Божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой в письме от 3 декабря 1890 года говорил: «Сказка всё-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше». В письме В. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею.
Этого нет в моих дарованиях. Я привык к отделке работ и проще работать не могу». Да разве у нас мало манерных людей?
Вся quasi-учёная литература пишет свои учёные статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нём разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»? У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной. Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н.
Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества. Личная и семейная жизнь[ править править код ] В 1854 [56] году Лесков женился на дочери киевского купца Ольге Васильевне Смирновой 1829 - 1909. В этом браке родились сын Дмитрий умер в младенческом возрасте и дочь Вера [8].
Гудовский, останавливался Тарас Шевченко. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: с первого дня в семье не прекращались скандалы. В 1856 году, когда родилась дочь, было принято решение, что Ольга Васильевна с дочерью остаётся в Киеве, а Николай Семенович едет в Москву, где будет заниматься журналистикой.
В 1857 Ольга Васильевна приехала в Санкт-Петербург, здесь она устраивала скандал за скандалом, выступая в роли покинутой женщины с ребёнком. Семейная драма Лескова разворачивалась на глазах редакции журнала «Русская речь», в котором работал Лесков. Окружение Лескова приняло сторону Ольги Васильевны, в итоге произошел разрыв не только с женой, но и со всей редакцией, что привело к краху успешно начавшейся писательской карьеры [57].
Жизненные перипетии в связи с неудачной женитьбой Лескова нашли отражение в романе "Обойденные". Лесков окончательно расстался с женой, он переезжает в Санкт-Петербург, Ольга Васильевна с дочерью Верой вернулась в Киев [8]. Позже обнаружилось, что Ольга Васильевна страдает психическим заболеванием.
В 1878 году она была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом больницы был известный в своё время психиатр О.
Чечотт, а попечителем — знаменитый доктор С. Боткин [59]. Бубнова Екатерина Степановна В 1865 году Лесков вступил в незарегистрированный брак с киевлянкой Екатериной Степановной Бубновой, урождённой Савицкой 1838-1901 , праправнучкой киевского зодчего Ивана Григоровича-Барского.
Екатерина Бубнова, имея четверых детей, давно уже не жила с мужем, Михаилом Бубновым. Она разошлась с мужем в начале 1860-х годов, но, как и Лесков, формально была несвободна. Лесков становится отчимом её детям — Николаю , Михаилу, Борису и Вере.
В гражданском браке Лесков прожил 12 лет: с 1865 по 1877 год. В 1866 году у них родился сын Андрей Дрон. В 1877 году Лесков расстался с Екатериной Степановной, вместе с детьми от первого брака она вернулась в Киев.
Сын Андрей остался с отцом в Санкт-Петербурге. Последние 17 лет Лесков жил холостяком. Лесков сделал военную карьеру, стал генералом и оставил книгу о своем отце «Жизнь Николая Лескова».
Его сын, Юрий Андреевич 1892—1942 , стал дипломатом, вместе с женой, Еленой Александровной Лесковой , урождённой баронессой Медем , после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова род. В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии — лицейский значок и лицейские кольца своего отца.
В январе 2022 года она в возрасте 99 лет была награждена медалью за вклад в развитие балета в Бразилии. Указ о награждении Татьяны Лесковой подписал лично президент страны Жаир Болсонару.
В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города. В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.
Творческая жизнь 1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции. Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников.
Личная жизнь писателя Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей — первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей 1866-1953. Со второй женой он разошелся в 1877 году. Последние годы Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге.
Похоронили писателя на Волковском кладбище. Хронологическая таблица В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е. Словарная работа.
Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию. Слайд 9 1870 году Н. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М.
Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант.
Словарь С. Ожегова, с. Странствовать — 1.
Постоянно менять место пребывания. Очаровать — произвести неотразимое впечатление на кого-что-н. Очарование — чарующая сила, прелесть кого-чего-н.