Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Крещение есть личное повеление Господа, данное проповедникам Евангелия — крестить: “крестя их” (Мтф.
Курсы валюты:
- Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января?
- День крещения Руси: когда отмечают
- Как родился праздник Крещения Господня
- Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
Крещение Господне: история появления и традиции
Христианство захватило Русь в 988 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кровавый, крещение, русь на развлекательном портале Чтобы не заболеть после купания на Крещение господне в 2025 году, нужно как следует подготовиться. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Разбираемся, зачем люди купаются на Крещение в ночь с 18 на 19 января, кто их научил, и что об этом всем думают священники | myDecor. Крещение в водах Иордана стало началом общественного служения Господа Иисуса Христа, до той поры неведомого миру.
Крещение 2023: когда встречают, что можно и чего нельзя
Крещение Господне завершает цикл рождественских празднеств. В этот день православные христиане освящают воду и купаются в проруби, чтобы почтить крещение, которое принял Сын Божий. По словам церковных служителей, в Крещение Господне освященной становится даже вода из крана. Крещение Руси произошло в X веке, и оно считается одним из наиболее важных событий в отечественной истории. Зачем Владимир крестил Русь и почему он выбрал именно православие. Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Чтобы не заболеть после купания на Крещение господне в 2025 году, нужно как следует подготовиться.
Крещение Господне 2025 в России: история и традиции праздника
Среди первых епископов были представители греческих народов. По традиции митрополитом Киевским считается свт. При этом в некоторых документах говорится о том, что первым митрополитом выступил Феофилакт. Его перевели на территорию Руси из Севастийской митрополии. С 990-х годов начали строить храмы из дерева. Также именно во времена правления князя Владимира впервые появились монастыри. Примерно в 996 году на территории Киева освятили Десятинную церковь, выполненную из камня. Именно она являлась княжеским собором. После проведения крещения Руси возникло деление в сфере закона по византийскому стандарту церковной и княжеской юрисдикции. В области церковного права были брачные отношения, а также злодеяния, совершенные против нравственности. Там судили клириков и их близких родственников.
Об этом было сказано в княжеских уставах, которые существовали в X—XII веках. Важным считалось, чтобы в храмах служили русские священники. Чтобы так было, наследников высших слоёв общества силой забирали, чтобы они проходили «учение книжное». Также храмы стремились обеспечить богослужебными книгами. Христианство в XI—XII веках Главные направления христианизации страны, а также её жителей обозначили во время крещения Руси и продолжили в последующих веках. На тот момент Епархиальная структура стала более дробной, а количество епархий увеличилось до 12. По поводу приходской системы и её формирования в данный период нельзя ничего сказать, потому как точные сведения отсутствуют. Можно предположить, что это последовало за развитием государственного управления. Такой вывод можно сделать по той причине, что приходской храм обычно располагался в главном населенном пункте. Вносились новшества во взаимодействия церкви и государства в сфере проведения судов.
Увеличивался спрос на богослужебную литературу, и его удовлетворяли за счёт скрипторий, работающих при больших монастырях. Вероятно, что мастерские по переписке рукописей также находились при епископских кафедрах. Благодаря этому население начало значительно активнее принимать новую веру. Согласно имеющимся данным, языческие выступления в больших городах проводились в последний раз в 1070-х годах. Они были в Ярославле, Новгороде и Ростове. После этого язычество пошло на спад, и оно вызывало всё меньше интереса у общества. Что значило крещение Руси Благодаря принятию христианства возникли ощутимые последствия в области политики. Это позволило значительно повысить престиж Руси. После этого получилось укрепить, а также расширить и без того крепкие связи с Византией.
По окончании службы совершается первое освящение воды. Вечером проходит всенощное бдение, а ночью с 18 на 19 января в большинстве храмов — литургия, после которой еще раз освящается вода детали. Утром 19 января служат позднюю литургию, после которой Великое освящение воды совершают еще раз, ради множества приходящих людей. Чтобы понять их смысл, лучше всего предварительно дома почитать Евангелия, где в первых главах говорится о Крещении. Вот, например, тропарь праздника. Иконы, фрески и мозаики Самая ранняя фреска относится к III в. На ней Христос изображен как юноша — как обычно писали Спасителя в то время. Фреска нач. III в. Каллиста Первые иконы показывают лишь Его и Иоанна Крестителя, выше — голубя. Крещение Господне. Рельеф на саркофаге. V век Иконография, которая сейчас привычна христианам, сформировалась к VI в. С этого времени на образах — Иордан, стоящий в нем Христос и св. Иоанн Креститель. Вокруг — Ангелы. Самые древние подобные мозаики находятся в храмах итальянского города Равенна. Материал: Многофигурная композиция на фоне горок, реки Иордан и редкой растительности. В центре в водах Иордана стоит обнаженный Иисус Христос. Слева от него Иоанн Креститель, возлагающий правую руку на чело Христа. Вверху сегмент неба и исходящий из него луч со Святым Духом в образе голубя символы присутствия Бога. Справа группа ангелов, держащих белые пелены. В водах Иордана еще две фигуры — обнаженного мужчины и полуобнаженной женщины. Слева и справа на горках, в предстоянии группы людей. Вохрение ликов довольно плотное, по темному санкирю. Золотые нимбы с алой обводкой. Цвета одежд: алые, вишневые, зеленоватые, синие с золотым ассистом, воды Иордана темно-зеленые. Фон золотистый. Стилистический образ близок группе икон, происходящих из разных храмов и относящихся к одному из ведущих направлений в иконописи Костромы последней четверти ХVII века. Дерево, темпера. Поздравить близких можно как своими словами, так и стихами, которых о событии написано немало.
Ставропольские «фурии» огорчили баскетболисток из города невест 19. Но откуда идут истоки традиции окунаться в прорубь и почему они носят языческий характер? Итак, во время крещения, согласно всем трем синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Другое название этого праздника — Богоявление. Процесс крещения в христианстве совершается с помощью воды. Поэтому во время богослужения в канун Крещения в церкви происходит освящение воды, которая затем используется для освящения святынь, алтарей, чаши для причастия и святых икон. Однако на Руси этот православный праздник, как и многие другие, приобрел дополнительный смысл и особые традиции.
Например, именно так понимал это свт. Епифаний Кипрский, который в конце IV в. Сейчас же древнюю христианскую традицию сохраняет только Армянская Апостольская Церковь, не разделяя празднования Рождества и Крещения — так как она отпала от Вселенского Православия, не признав решения Халкидонского Собора 451 г. Ко времени Христа его принято было проводить над язычниками, принимающими иудейскую веру. Однако, «баптисма» св. Иоанна Предтечи имела ряд очень существенных отличий от традиционного омовения: оно совершалось не над язычниками, а над иудеями, которым по Закону Моисея такое омовение было не положено, как представителям народа, знающего Бога, избранного; как правило, ритуальное омовение иудей совершал сам — но омовение св. Иоанна происходило через посредника, его совершал сам пророк. Согласно сохранившимся свидетельствам, св. Иоанн сходил вместе с омываемым во Иордан, обливал водой его голову и плечи, затем требовал от пришедшего покаяния в грехах, возложив руку на его голову. После этого св. Иоанн полностью погружал его в воды со словами, которые доносит до нас древнее предание, но о которых не говорят Евангелисты: «Крещаю тебя во Имя Грядущего». Затем человек выходил на берег, где облачался в белые одежды. Но почему делаемое св. Иоанном вызывало недоумение священников и вообще многих иудеев, так что, согласно Евангелистам, они присылали к Иоанну служителей, желая узнать, что происходит Ин. Прежде всего, потому, что омовение и исповедь грехов касались иудеев, хотя сам ритуал был предназначен для язычников. Очевидно было, что речь идет о какой-то иной праведности, нежели ветхозаветная, о новой жизни, символом которой были белые одежды — но что это за жизнь? Ответ дал посланным сам святой: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» Ин. Иными словами, пророк — кстати, отрицавший, что он именно пророк, называвший себя лишь «гласом вопиющего в пустыне» — прямо говорит, что «крещение покаяния» необходимо для того, чтобы встретить Мессию, Который уже скоро будет явлен. Именно таков был смысл «крещения Иоаннова». Особенности богослужения Накануне праздника, как и перед Рождеством — день строгого поста, называемый Крещенским Сочельником. Затем служится литургия Василия Великого — но особым чином, она соединяется с Вечерней. По окончании службы совершается первое освящение воды. Вечером проходит всенощное бдение, а ночью с 18 на 19 января в большинстве храмов — литургия, после которой еще раз освящается вода детали. Утром 19 января служат позднюю литургию, после которой Великое освящение воды совершают еще раз, ради множества приходящих людей. Чтобы понять их смысл, лучше всего предварительно дома почитать Евангелия, где в первых главах говорится о Крещении. Вот, например, тропарь праздника. Иконы, фрески и мозаики Самая ранняя фреска относится к III в. На ней Христос изображен как юноша — как обычно писали Спасителя в то время. Фреска нач.
Крещение Господне
В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины. О том, откуда пошел этот праздник и что в этот день нужно делать всем верующим, читайте в материале "ТОЛКа". Ведь крещение Руси, согласно официальным данным, проводилось «огнем и мечом», т.к. коренные жители очень противились навязыванию новой иноземной религии. Православные верующие отмечают Крещение. В этот день вспоминают о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился в реке Иордан. С водой связаны и заговоры против пожаров, которые читали обычно на Крещение: «Шли святые за мной, несли чашу с водой.
Крещение Господне. История и традиции праздника
Где-то с помощью переговоров, где-то военной силой, но Владимиру удалось совершить радикальные изменения — крестить своё государство и встать в один ряд с ведущими державами своего времени. Любая вода, независимо откуда взята в Крещение меняет кристаллическую решётку и становятся в понимании православных "святой". И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Традиции и современность — Крещение Господне
Сейчас в Православной Церкви оба эти праздника, соединенные Святками с 7 по 17 января , составляют единый период. Накануне праздника, как и в рождественский сочельник, православные христиане соблюдают строгий пост. Он установлен в знак особого почитания Крещенской воды как великой святыни: не принято ничего есть до ее освящения. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из отваренной пшеницы или риса, добавив мед, изюм, сухофрукты, орехи, мак. Время праздника Крещения в наших широтах обычно совпадает с самыми сильными «крещенскими» морозами. Конечно, бывают исключения, но всё же, если не в сам день Крещения, то в предыдушие или последующие дни морозы чаще всего бывают. Да и неудивительно — как-никак, самая середина зимы! Освящение воды Главная особенность крещенского богослужения — это освящение воды, или великое водосвятие.
Воду освящают два раза. Первый - 18 января, в крещенский сочельник, чином великого освящения воды, в купели, стоящей в центре храма. Второй раз — в сам день Крещения Господня, 19 января. Освященную воду можно взять в храме в день самого праздника, после водосвятия, либо в последующие дни. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К крещенской освященной воде христиане с древних времен относятся с большим почтением.
Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать? Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас. Крещение это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести. Всё это приходит через воскресение Иисуса Христа… 1 Петра 3:21 Есть лишь один Господь, одна вера, одно крещение… Послание Ефесянам 4:5.
Также развивалась книжная традиция. Примечательно то, что после того, как Владимир крестил Русь, стали появляться памятники древнерусской письменности. Есть теория Анны Карасевой, что Русь была крещена насильно. Подобное суждение нельзя назвать справедливым. Действительно, в «Повести временных лет» говорится о том, что люди плакали в те моменты, когда происходило свержение языческих идолов. При этом там же говорилось о том, что уже на другой день народ радовался во время крещения. Люди положительно отнеслись к тому, что их дети начали посещать школы и получать образование. Известную фразу по поводу крещения «огнем и мечом» можно отнести разве что к крещению Новгорода. Именно в этом городе было особенно развито язычество. Люди, которые его придерживались, старались сопротивляться новой вере. При этом эксперт в области Древней Руси Пётр Стефанович утверждает, что информация по поводу сопротивления крещению не является достоверной. Все данные основаны на тех легендах, которые появились в более поздний период. Как сейчас отмечают крещение Руси? Датой крещения Руси сейчас считается 28 июля. Эта же дата является днём памяти князя Владимира — его причислили к лику святых за заслуги перед страной и верой. В 2008 году патриарх Алексий II предложил добавить 28 июля в перечень особо важных для государства дат. Так и случилось уже в 2010 году, когда президент Д. Медведев подписал соответствующий указ. Сейчас по обычаю каждый год 28 июля в 12 часов дня звонят в колокол. В столице России по традиции устраивают крестный ход к памятнику кн. Владимиру, который расположен на Боровицком холме. Именно там проводится праздничный молебен. В эту же дату во всех храмах проводятся торжественные службы. Их транслируют на православных каналах по телевизору. В разных городах проходят концерты и лекции, также организуются различные мероприятия. Крещение Руси — это, безусловно, важное событие, которое сказалось на будущем государства. Ушли многие проблемы, связанные с приношением жертв, а также кровной местью. У людей появилась единая вера, укрепилась государственная власть. Сама Русь за счёт данного решения смогла приобрести сильного союзника в виде Византии.
Происхождение праздника Церковный праздник Крещения Господня восходит к древнему восточнохристианскому, вероятно александрийского происхождения впервые упоминается Климентом Александрийским , празднику Епифании греч. Теофания стала первым большим христианским торжеством, имеющим фиксированную календарную дату — 6 января. Первоначально Теофания включала в себя и празднование Рождества Христова , поэтому её богословский смысл содержал больше оттенков, нежели смысл праздника Крещения Господня. После принятия христианским Востоком в 4—5 вв. При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещения Господня с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину святителя Василия Великого. Некоторые церкви, например Армянская апостольская церковь , сохранили традицию одновременного празднования Крещения Господня и Рождества: в календарях этих церквей нет отдельного праздника Рождества Христова. Особенности богослужения Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан». В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии великое водоосвящение. Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство — оглашенных. Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки. В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов — Каспара, Мельхиора, Бальтазара. Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен не повсеместно обычай освящения воды. В мозаике Баптистерия православных в Равенне 5 в.
19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
Что это - более позднее домысливание или факт телепатии и предвидения будущего? Дополнен 13 лет назад У евреев есть миква, но такого сакрального смысла, как у христиан, она не имеет: завет с Богом заключается посредством обрезания. Лучший ответ Павел Просветленный 23041 13 лет назад У нас слово крестить по-русски никак не связано с водой, а в греческом языке это не так. В греческом языке Таинство обозначено словом "баптизмо" и это слово как означает «погружение». А у нас это слово соединилось с понятием креста, потому что к нам на Русь крещение пришло уже через тысячу лет, когда это таинство соединилось с надеванием креста на грудь человеку.
Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас.
Крещение это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести. Всё это приходит через воскресение Иисуса Христа… 1 Петра 3:21 Есть лишь один Господь, одна вера, одно крещение… Послание Ефесянам 4:5.
Вот несколько отрывков из Библии о крещении если у вас есть дома Библия — посмотрите там : Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать? Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас. Крещение это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести.
Освящение воды Основная традиция праздника — освящение воды. После литургии священник опускает в воду крест. Сначала это делают в Сочельник в церкви, а на Крещение — в иордани.
Читаются одинаковые молитвы, поэтому «свойства» воды тоже одинаковые, вне зависимости от того, когда ее освящали. Фото: телеканал «Санкт-Петербург».
Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)
В иудаизме есть ритуал - твила. Твила - это ритуальное очищение посредством погружения человека в воду. В истории иудаизма были разные ситуации, по которым совершалась твила: принятие иудаизма, очищение тела после родов, очищение перед главным иудейским праздником Йом-Кипуром. Твила в микве Твила в микве Рекомендуется, чтобы твила происходила в водоемах естественного происхождения или в микве. Миква - это специальная ванна для ритуального омовения, которая имеет естественный источник наполнения. Твила в иудаизме может происходить многократно. В ветхозаветные времена она была особенно популярна. Когда у женщины происходили различного рода выделения по женской части, а мужчин по мужской части, то так они входили в состояние ритуальной нечистоты.
Слово «вода» сразу могло напомнить Никодиму о широко обсуждаемом во всём Израиле служении Иоанна Крестителя и о водном крещении как главной особенности этого служения.
Выражение «войти в Царствие Божие» также могло напомнить о призыве Иоанна «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Матф. Оно наводит на мысль о том, что крещение, которое введёт в практику Христос, будет сопровождаться воздействием Святого Духа, приводящим к возрождению человека. Эти же слова могли также напомнить Никодиму о недавно произошедшем крещении Иисуса, которое сопровождалось сошествием на Него Святого Духа. Таким образом, из библейского контекста этой беседы и условий тогдашней исторической обстановки напрашивается вывод, что Никодим однозначно воспринял бы слова Иисуса как указание на водное крещение. Тем более что он должен был хорошо знать о ритуале крещения прозелитов, после которого их называли «возрождёнными». Возможно, именно этот обряд имел в виду Иисус, когда в ответ на недоумённый вопрос Никодима «как это может быть? Познаний Никодима было вполне достаточно для того, чтобы понять, каким образом человек может родиться свыше: покаяться в грехах, отвергнуть свою ложную праведность, уверовать в Иисуса как своего Искупителя и стать Его учеником посредством принятия христианского крещения. Правда, на тот момент возрождение являлось делом будущего времени, так как прежде должно было совершиться искупление грехов смертью Христа и Его воскресение.
Впоследствии апостол Пётр писал об этом следующим образом: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому» 1Пет. Отсюда ясно видно, что возрождение стало возможным лишь после воскресения Христа, поэтому в ветхозаветное время не было и не могло быть ни одного возрождённого человека. Ной, Авраам, Моисей, Давид и все остальные праведники не были рождены свыше, и потому Иисус не мог привести никого из них в качестве примера получения возрождения. Позже апостол Павел написал так: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» Тит. Здесь он также образно описывает картину крещения, когда на находящегося в воде человека Бог изливает Святого Духа, Который производит в человеке возрождение и духовное обновление. Правда, многие христиане считают, что под «банею возрождения и обновления» Павел имел в виду не водное крещение, а какой-то невидимый внутренний процесс причём совершенно не похожий на баню. Нет нужды доказывать им, что Павел вовсе не был таким косноязычным писакой, ведь это далеко не единственное место, показывающее зависимость спасения от крещения. Яснее же всего эта связь видна в высказывании Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» Мар.
Эта фраза прямо и однозначно указывает на то, что христианское крещение является одним из условий получения спасения. Смысл первой части предложения очевиден: человек, который уверует в Иисуса и примет водное крещение, станет спасённым. Это единственный логически возможный вывод из исходного текста, и отрицать его значит игнорировать все языковые правила. Его также нельзя опровергнуть добавочными вопросами типа «А почему в условии осуждения о крещении не говорится? Первые христиане на этот счёт не беспокоились, хотя в те времена гонений многие уверовавшие были казнены до принятия ими водного крещения. Для них было вполне очевидно, что смерть за Христа равнозначна крещению и что при невозможности принять крещение верующий человек не лишится права войти в Небесное Царство. Современные же христиане путаются в толковании исходного стиха главным образом из-за того, что не осознают разницы между понятиями «попасть в рай» и «получить спасение». Ведь в вечную жизнь войдут не только христиане, но и ветхозаветные праведники, а также те, кто уверует в период после восхищения Церкви.
Иисус же говорил о другом спасении — о том, которое человек обретает уже на этой земле, когда вечная жизнь поселяется внутри него. Именно таких людей апостол Павел называет спасёнными см. Другое не менее однозначное место находится в послании апостола Петра: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» 1Пет. Вот простое задание для всех христиан, с которым легко могут справиться даже «младенцы во Христе» и «дети умом»: найдите в этом предложении основу, то есть подлежащее и сказуемое. Что у вас получилось? Правильно, «крещение спасает». А теперь вопрос на засыпку: могут ли все прочие второстепенные члены предложения из фразы Петра изменить её смысл на противоположный? Любой грамотный человек скажет, что это совершенно невозможно, тем более при отсутствии слов типа «однако», «правда», «хотя» или «вместе с тем».
Поэтому остаётся загадкой, как многие толкователи ухитряются делать из исходного стиха обратные выводы «крещение не спасает» или «спасает не крещение». Такое под силу разве что великим иллюзионистам, но всё равно их сложнейшие и искуснейшие объяснения — это всего лишь словесные фокусы, и очень жаль, что многие христиане доверяют им. В распиленную женщину не верят, а в запутанную казуистику почему-то верят. Им можно дать добрый совет: изучайте Библию самостоятельно и проверяйте ею слова любых авторитетов. Так и в нашем случае: написал Пётр, что крещение спасает — и точка, аминь. Значит крещение, подобно потопу, является способом спасения человека от греха. Ещё одно подтверждение этому можно вывести из слов, обращённых Ананией к раскаявшемуся гонителю верующих Савлу: «Итак, что ты медлишь? Некоторые комментаторы Библии совершенно правильно связывают этот стих с другим высказыванием: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» Деян.
Однако далее они опять начинают «плавать» и пытаются доказать, что на самом деле Савл уже был спасённым до принятия крещения а значит, как это следует из исходного текста, и до омытия своих грехов. Это всё те же фокусы из фантастической серии «автор имел в виду совсем другое». Любой же непредубеждённый читатель из сопоставления двух указанных текстов сделает логически однозначный вывод, что Савл должен был креститься для того, чтобы обрести спасение. Так что совершенно очевидно, что христианское крещение сохранило значение условия для получения спасения. Есть ли в Писании подтверждение этому? Долго искать не надо, мы можем прочесть об этом уже во второй главе книги Деяний Апостолов: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» Деян. Отсюда ясно видно, что крещение является вторым после покаяния условием для получения человеком не только прощения грехов, но также и Святого Духа. Несогласные с этим выводом могут выдвинуть против него лишь два мало-мальски разумных возражения, которые не начинаются с некорректного приёма «А давайте посмотрим, что было с Корнилием».
Нельзя просто игнорировать исходный текст, ему необходимо дать удовлетворительное объяснение. Одной из таких попыток является предположение о том, что здесь говорится о получении не Самого Святого Духа, а лишь какого-то духовного дара. Этой точки зрения придерживаются разве что самые отчаявшиеся толкователи, так как она не только противоречит контексту, но и на самом деле ничего не объясняет. Ведь Пётр обращался к людям, которые не верили в Иисуса Христа и нуждались в прощении грехов, а значит ещё не имели в себе Святого Духа. Поэтому они никак не могли в результате покаяния и крещения получить лишь какую-то дополнительную способность от Духа, якобы уже до этого пребывавшего в них. Поэтому более распространённым является другое возражение, согласно которому повеление Петра относилось лишь к иудеям, а для язычников Бог установил другой способ получения Святого Духа, — и далее уже обоснованный переход к случаю с Корнилием, когда его домашние получили Духа до принятия крещения. Однако сам Пётр, рассказывая позднее об этом случае на церковном соборе, заявил, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими» Деян. Таким образом, с его точки зрения, это происшествие нисколько не противоречило его первой проповеди в Иерусалиме.
Нет двух различных путей для евреев и для язычников, и обетование, о котором говорил Пётр, относится не только к тогдашним иудеям и их потомкам, но и ко «всем дальним», то есть к язычникам. И сегодня служители не проверяют, а вдруг покаявшийся человек является евреем и давно верует в единого Бога — типа тогда ему и креститься нужно по-особому. Так что и данное возражение совершенно несостоятельно. Что же касается случая в доме Корнилия, то все затруднения толкователей происходят из-за непонимания слов Петра: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? Из этой фразы многие делают логически необоснованный вывод о том, что человек должен получить Святого Духа до крещения. На самом же деле отсюда следует лишь одно: нет смысла запрещать креститься людям, получившим Святого Духа. А почему? Да потому что целью крещения как раз и является получение Духа.
Это самое простое и логичное объяснение, соответствующее как ближнему, так и дальнему и общебиблейскому контексту. Иудеи не хотели принимать язычников в Церковь без их предварительного обращения в иудаизм, но Бог Сам излил на них Святого Духа, и запрет на их крещение потерял смысл, так как результат уже был достигнут чудесным образом. Поэтому высказывание Петра является не опровержением, а наоборот подтверждением того, что, согласно Божьему плану, в результате водного крещения человек должен получить Святого Духа. Об этом же свидетельствует и самый последний записанный в Деяниях случай обращения в веру — с учениками в Ефесе. Вот начало диалога апостола Павла с ними: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Как мы видим, когда Павел узнал, что уверовавшие естественно, имеется в виду — в Иисуса ученики не получили Святого Духа, он сразу же задал им вопрос о способе их крещения.
То есть он был уверен, что они должны были принять Духа в результате христианского крещения. Далее так оно и вышло: «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» Деян. Этот случай кардинальным образом противоречит современной практике многих церквей, в которых принято крестить только тех, кто уже получил Святого Духа причём определяют это даже не по духовным дарам, а по изменению образа жизни, которое возможно и до принятия Духа, чему есть много примеров в Евангелиях. В отличие от таких наставников, апостолы — и Пётр, и Павел — учили верующих несравненно проще: креститесь — и получите Святого Духа. На эту тему у апостола Павла есть ещё одно высказывание, правда, не вполне однозначное: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» 1Кор. Очевидно, выражение «напоены Духом» означает получение Святого Духа, как это следует из параллельных образных текстов — беседы Иисуса с самарянкой Иоан. Ну а слово «крестились» указывает на водное крещение, хотя многим христианам трудно с этим согласиться. Они утверждают, что речь здесь идёт об особом «крещении Духом» — некоем внутреннем процессе, духовном помазании.
Однако данная форма глагола подразумевает действие, совершаемое самим человеком: он захотел — и крестился. А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе. И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело — Церковь Христову. В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» Тит. Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения. Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа. Что же Библия говорит на эту тему?
Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» Гал. Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном. Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова. Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал. Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении. Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей.
А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них. В самом деле, когда человек получает Святого Духа — «Духа усыновления» Рим. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные. И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником. Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения. Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего.
После же их смерти у христиан не осталось письменных инструкций о том, каким образом совершать крещение и как действовать в каких-либо особых ситуациях. Поэтому в поместных церквах верующие зачастую поступали по собственному разумению и по общему рассуждению. Таким образом и появлялись различные отклонения от апостольского учения и практики. Каким же тогда образом они могли бы стать учениками Христа и получить все спасительные благословения, связанные с водным крещением? В поисках выхода из такой ситуации отдельные христиане в подобных случаях использовали для крещения вместо воды какую-либо другую доступную им жидкость, например, виноградный сок, кровь животных или молоко. А некоторые вообще пользовались песком пустыни: лежащего человека засыпали им, а потом поднимали как из могилы. Можно понять их желание во что бы то ни стало совершить акт крещения, имеющий огромное значение для последователей Иисуса Христа. Вопрос только в том, правильно ли это и стоит ли так поступать в подобных исключительных ситуациях.
Давайте попробуем ответить на этот вопрос на основании Священного Писания. Итак, почему для христианского крещения используется именно вода? На это мы можем найти в Библии две символические причины. Во-первых, вода имеет очищающее действие, и как тело человека очищается водой от грязи, так и душа его при крещении очищается от греха. Немало мест Писания говорят об этой символической стороне крещения: «крестись и омой грехи твои» Деян. Другие же вещества — сок, кровь или молоко — не применяются в повседневной жизни для смывания грязи с тела и потому не могут служить приемлемой заменой воде при совершении крещения. Вторая же причина заключается в том, что вода является одним из библейских символов Святого Духа. Именно этот прообраз лежит в основе высказывания Иисуса Христа о рождении «от воды и Духа» Иоан.
Как тело человека при крещении погружается в воду, так его дух в этот момент погружается в Духа Святого и соединяется с Ним, результатом чего и является возрождение. Так что и с этой точки зрения другие жидкости не подходят в качестве заменителя воды для крещения. Разве что елей как ветхозаветный прообраз Святого Духа мог бы претендовать на эту роль, но опять-таки елеем невозможно мыться, так что и это была бы плохая замена. К тому же думается, что человек, у которого есть бочка дорогого елея, уж как-нибудь нашёл бы для крещения бочку воды. Таким образом, замена воды иным веществом является серьёзным нарушением символики христианского крещения и потому не может быть рекомендована. Поэтому при отсутствии воды лучше вообще не совершать крещения, как это было у первых христиан. Они верили, что человеку, не имеющему возможности креститься водой, Бог даёт все обещанные блага просто по его прошению. Возможно, его стали практиковать также в поисках выхода из ситуаций с нехваткой воды для полного погружения человека.
Вместо этого ему на голову выливали немного воды или окропляли его несколькими её каплями. А может быть, данный способ ввели для облегчения и ускорения акта крещения в случаях экстренного или массового совершения этого ритуала. Однако впоследствии для такой практики некоторые богословы стали подыскивать основание в Библии и утверждали, будто именно так крестили людей апостолы, а ещё раньше Иоанн Креститель. Наверно, многие христиане видели картины крещения Господня, где Иоанн держит руку над головой Иисуса. Так вот, Иоанн там не молится и не делает некий символический жест рукой, а просто льёт воду Иисусу на голову. Немного забавно, что в протестантских церквах, где крещение совершается через полное погружение, служители как правило принимают такую же позу, не сознавая, что в её основе лежит вымысел художника о крещении обливанием. Какие же доводы находят в Библии сторонники этого способа крещения? Да пожалуй, всего лишь один: в Деяниях есть случай массового обращения в веру, когда крестилось три тысячи человек Деян.
И вот некоторые толкователи говорят, что в той местности не хватило бы воды для погружения всех этих людей. Однако это совсем не так: в Иерусалиме имелось несколько больших водоёмов, куда эти ученики могли прийти для совершения крещения. Один из них упомянут и в Евангелиях — это купальня Силоам Иоан. Он сохранился до наших дней и имеет размеры около 17х5 м, а в древности был ещё больше. Так что в день Пятидесятницы с 9 до 18 часов в нём запросто могло креститься три тысячи человек. Теперь рассмотрим возражения, которые можно выдвинуть против крещения обливанием или окроплением. Во-первых, в Новом Завете есть несколько мест, указывающих на то, что для крещения требуется большое количество воды. Для обливания же достаточно было бы небольшого ручейка.
Два других текста показывают, что для крещения люди заходили в воду: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» Матф. Есть ли смысл искать глубокое место и заходить туда лишь для того, чтобы вылить на голову человека пригоршню воды? Вряд ли люди тогда были настолько неразумными, что не замечали нелепость такого странного способа. Во-вторых, при крещении обливанием теряется символический смысл омытия грехов, поэтому оно было бы плохой иллюстрацией для библейских текстов, например следующего: «кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» Евр. Здесь отчётливо видно по крайней мере то, что форма крещения отличается от окропления; также слова «омывши тело» вряд ли можно отнести к струйке воды, пролитой на голову. Да и назвать такую процедуру «баней» тоже мало у кого повернулся бы язык. В ветхозаветное время прокажённый при очищении должен был омыться полностью Лев. Поэтому для исцеления грешника от «проказы греха» ученики наверняка не стали бы использовать другую форму водного крещения.
Наконец, пожалуй, самое серьёзное нарушение при крещении обливанием заключается в том, что оно не соответствует символике смерти и воскресения. Оно вовсе не похоже на погребение, и к нему не подходят слова апостола Павла: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» Рим. Оно не отображает собой принятие смерти как наказания за грех, и потому для Иисуса крещение обливанием не имело бы никакого смысла, как мы это видели ранее при анализе этого события. На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что обливание и окропление не являются приемлемыми формами водного крещения. Оно должно совершаться только через полное погружение, и лишь такое крещение является действительным. Поэтому если человек был крещён посредством обливания, то ему необходимо принять повторное — а фактически первое настоящее — крещение погружением кстати, это предписание относится также и к рассмотренному ранее случаю крещения не водой. В последующие же времена появилось много лжеучений, для защиты от которых в практику крещения вошёл обычай задавать человеку три вопроса о его вере в каждую ипостась триединого Бога. И зачастую после каждого утвердительного ответа его погружали в воду.
Этот способ дожил и до наших дней, и в некоторых церквах сегодня крещение совершают троекратным погружением, произнося при этом фразы «во имя Отца», «во имя Сына» и «во имя Святого Духа». Существует и другой вариант, когда традиционная фраза произносится целиком, но человека погружают в воду три раза подряд. А иные толкователи говорят, что это отображает воскресение Христа после трёх дней пребывания в могиле. Какую же оценку следует дать троекратному крещению? В первую очередь бросается в глаза то, что данная форма опять-таки является искажением символики смерти и воскресения. Человек умирает для греха не три раза, а один, и воскресает к новой жизни тоже однажды. Так что с этой точки зрения два последних погружения являются просто лишними. Также поручение Иисуса подразумевает крещение не «в имена», а в одно имя Бога, и в этой фразе личности Отца, Сына и Святого Духа связаны между собой лишь простым союзом «и», что подчёркивает их неразрывное единство.
Вспомним также, что по своему смыслу крещение — это акт самоотдачи человека в собственность Бога. Он не отдаётся сначала Отцу, потом Сыну и наконец Духу, а сразу становится собственностью триединого Бога. Он поступает в ученики не к трём учителям, а к одному Наставнику, и принимает веру не в трёх отдельных Богов, а в единого Бога. Таким образом, при троекратном погружении происходит нарушение как символической стороны крещения, так и его смысла. И кстати, Иисус уж точно погружался в воду не три раза. Поэтому от такой практики лучше отказаться и не пытаться приукрасить и без того выразительный ритуал водного крещения. Но вместе с тем троекратное крещение нельзя считать недействительным. Ведь в нём наличествует по крайней мере одно полное погружение, которое является полноценным прообразом омытия греха, смерти и воскресения.
Поэтому если человек принял такое крещение, то он не должен перекрещиваться заново, даже если ему захочется сделать это более правильным образом. Бог уже принял его и даровал все обещанные блага, так что он может радоваться этому без сомнений. Сторонники данного способа обращают внимание на то, что в Новом Завете не описан ни один случай крещения в триединого Бога, зато дважды упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» Деян. На этом основании они утверждают, что повеление Иисуса крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» не означает, будто при крещении надо произносить именно данные слова, и что апостолы правильно понимали и исполняли это повеление, а значит крещение нужно совершать по их примеру, то есть во имя Христа. Давайте рассудим, верно ли такое толкование. Используя ту же самую логику, можно сказать, что упоминание о крещении «во имя Иисуса Христа» тоже не означает, будто при этом произносились именно такие слова. Вполне вероятно, что библейские авторы называли так для краткости крещение, которое ввёл Иисус Христос, то есть во имя триединого Бога. Заметим, что две различные формулы крещения встречаются в разном контексте: Матфей в своём Евангелии цитирует прямую речь Христа, в то время как Лука в Деяниях описывает события от своего лица.
В России традиция делать прорубь на Крещение и освящать воду существовала издавна. Но купаться в холодной воде верующие начали относительно недавно — в начале XXI века. Как празднуют Крещение Раньше — по «старому» стилю — праздник отмечали 6 января. Теперь эта дата приходится на 19 число. На Крещение всегда проходят богослужения и всенощное бдение, после этого купаются в прорубях — «иорданях».
Порой люди не хотят принимать крещение, утверждая, что они еще не готовы. Такие люди под готовностью подразумевают свое совершенство, они думают: вот когда я перестану грешить, когда я стану святым и сильным христианином, вот тогда я приму крещение. Но святость и духовная зрелость — это процесс всей нашей жизни, никогда не будет такой точки, где мы сможем сказать, что я достиг высот духа и дальше некуда подниматься. Другие люди думают, что водное крещение — это способ, которым они получают спасение. Они принимают крещение, не понимая, что Священное Писание ставит условием спасения веру.
Спасение нельзя получить, совершив какой-нибудь ритуал, пусть он даже взят из Библии, его нельзя заслужить добрыми делами. Водное крещение само по себе не производит перемены в человеке. Оно лишь служит публичным заявлением о том, что человек отдал свою жизнь Христу. Крещение является актом послушания Богу, исполнением Его воли. Это серьезный шаг, требующий ответственности. Принимая крещение, христианин берет на себя обязательство любить Иисуса Христа всем своим сердцем и жить на основании библейских заповедей.
Крещение Господне. История и традиции праздника
В это время в храмах уже ведут посвященные самому событию богослужения. Каждое из них имеет свое значение. В чем смысл названия «Крещение Господне»? Праздник Крещения Господня тесно связан с описанным в Евангелии фрагментом земной жизни Иисуса Христа.
В возрасте 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан — подробнее об этом рассказываем ниже. Именно в честь этого события торжество получило такое название. В чем смысл названия «Богоявление Теофания »?
Дело в том, что до середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечали отдельно — существовал лишь единый праздник Богоявления, который встречали 6 января 19 января по новому стилю. Он вбирал в себя всю палитру рождественских и крещенских событий, включая поклонение волхвов новорожденному Мессии. Рождество и Крещение стали отмечать в разные дни в 451 году, когда Халкидонский собор решил разделить эти два праздника, рассказал в беседе с «Лентой.
Название Богоявление отражает чудо, которое случилось во время крещения Иисуса Николай Ельчевпротоиерей У праздника Крещения Господня есть и другие названия: день Просвещения, праздник Светов или святые Светы. Все эти наименования указывают на то, что Таинство Крещения просвещает человека Светом Иисуса Христа и очищает от греха. В Евангелии сказано, что после долгих скитаний по пустыне пророк Иоанн Предтеча , который еще до своего рождения предрек пришествие Иисуса Христа, отправился в Вифлеем , к реке Иордан.
Ее воды с давних пор считались священными: именно там иудеи совершали религиозный обряд омовения. У берегов реки Предтеча стал рассказывать людям о покаянии перед скорым пришествием Мессии. Он призывал всех подготовиться к этому событию, очистившись от своих грехов через обряд крещения водой — именно Иоанн был первым, кто ввел эту традицию в Иудее.
Когда пророк увидел у берегов Иордана Мессию, он поклонился ему, гласит Евангелие. А после того, как Иисус Христос попросил его крестить , Иоанн Предтеча возразил, заявив, что не может этого сделать, ведь перед ним стоит истинный Бог. Однако Иисус, который действительно не нуждался в обряде крещения, поскольку был безгрешен, настоял на этом.
Он заявил, что пришел не нарушить закон, а выполнить, ведь «надлежит нам исполнить всякую правду». С этого события начинается мессианское служение Христа, которое проходило три года», — отметил протоиерей Николай Ельчев. Считается, что именно тогда людям впервые явилась Святая Троица: Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, который принял крещение в Иордане от Иоанна Предтечи, а также Святой Дух, который спустился во время крещения Христа в виде голубя.
Как и Крещение, каждый год его празднуют в один день — 18 января. Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — прийти на литургию Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни.
В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. А после литургии начинается Великое освящение воды. Освящение воды Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах.
Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать, отмечают в церкви.
Но сначала Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная примерно с конца IV века, Крещение стало праздноваться отдельно.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, поэтому этот день часто называли «днем Просвещения» — в знак того, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Сейчас в Православной Церкви оба эти праздника, соединенные Святками с 7 по 17 января , составляют единый период. Накануне праздника, как и в рождественский сочельник, православные христиане соблюдают строгий пост.
Он установлен в знак особого почитания Крещенской воды как великой святыни: не принято ничего есть до ее освящения. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из отваренной пшеницы или риса, добавив мед, изюм, сухофрукты, орехи, мак. Время праздника Крещения в наших широтах обычно совпадает с самыми сильными «крещенскими» морозами. Конечно, бывают исключения, но всё же, если не в сам день Крещения, то в предыдушие или последующие дни морозы чаще всего бывают.
Да и неудивительно — как-никак, самая середина зимы! Освящение воды Главная особенность крещенского богослужения — это освящение воды, или великое водосвятие. Воду освящают два раза. Первый - 18 января, в крещенский сочельник, чином великого освящения воды, в купели, стоящей в центре храма.
Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором. После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси.
Однако не везде крещение проходило мирно. В Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление: они не желали отказываться от своей веры и давать в обиду языческих идолов. Wikimedia Commons Что дало Крещение Руси Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения — искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения.
Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее. Ведь нужно было строить церкви, переписывать Библию и жития святых — все это способствовало росту грамотности.
В раковину или туалет выливать святую воду нельзя, потому что так она окажется в канализации вместе с различными нечистотами Крещенские купания По традиции в ночь с 18 на 19 января православные верующие окунаются в специальные проруби — иордани, которые заранее делают на водоемах. Считается, что крещенские купания служат символом закрепления очищения от грехов.
Однако аналогом покаяния или крещения этот обычай не является. Как проходят крещенские купания Выбор места Прежде всего, нужно выбрать правильное место. Окунаться можно только в иордань, которую подготовили для крещенских купаний специалисты. Возле проруби должны дежурить медики и спасатели, способные оказать помощь при необходимости.
Использовать самодельные проруби опасно для жизни: есть риск, что в водоеме будут течения, которые унесут окунувшегося человека под лед. Одежда Окунаться в иордань можно в длинной белой рубахе, а также в купальнике или плавках. На ноги лучше обуть резиновые тапочки или валенки — их нужно снять перед погружением в воду. Также в ожидании своей очереди к купели можно закутаться в махровый халат.
После выхода из купели нужно максимально быстро вытереться, одеться и обуться Молитва Перед погружением в воду верующим рекомендуют молиться Богу, прося его об исцелении и укреплении тела и духа. В иордань нужно заходить быстро и не оставаться там надолго. Окунаться в воду принято три раза, сопровождая это крестным знамением и словами «Во имя Отца. Аминь», «И Сына.
Аминь», «И Святого Духа. Этот обряд возник из народной среды — россияне самостоятельно начали окунаться в воду в память о крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом широкое распространение традиция получила не так давно: не существует упоминаний о том, что православные окунались в прорубь в древние времена. Первые отрывочные рассказы о крещенских купаниях появились лишь в произведениях XIX века, причем речь в них шла только о локальных традициях.
До революции как таковой традиции погружаться в прорубь не было. Это пришло к нам совсем недавно из Израиля. Дело в том, что там после освящения воды принято погружаться в реку Иордан протоиерей Николай Ельчев Особую популярность крещенские купания обрели только в конце 1990-х. Но раньше, если и находились такие смельчаки, то с верою брали на себя этот подвиг», — отметил протоиерей.
Приметы на Крещение Господне Существует множество различных примет, которые связаны с этим праздником. Многие из них касаются погоды. Погодные приметы о Крещении Если ночь с 18 на 19 января звездная, урожай ягод в сезон будет хорошим. Если за ночь выпало много снега, значит, в этом году ждать богатого урожая.
Если крещенские морозы оказались сильнее рождественских, урожай будет хорошим. Если в небе в ночь на Крещение будет полная луна, значит, весна принесет с собой сильное половодье. Если в Крещенскую ночь пойдет снег, лето будет дождливым, а если небо будет ясным и звездным, значит, лето в этом году будет сухим и жарким. Если в ночь с 18 на 19 января началась оттепель, значит, год принесет с собой много бед, которым придется противостоять.
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. Как праздновать Крещение, где купаться, чем удивительна крещенская святая вода и какие народные традиции и приметы на Крещение существуют, читайте в материале «Катунь 24». Крещение господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. Крещение господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. Почему воду освящают дважды и откуда пошел обычай окунаться в прорубь? О канале Где смотреть Новости.