Пятый и шестой российские атомные ледоколы проекта 22220, планируется заложить на «Балтийском заводе» в Петербурге в 2024-ом и в 2025-ом годах, сообщил в интервью РИА Новости замдиректора Дирекции СМП госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. Ледоколы проекта 22220 будут способствовать раскрытию транспортного потенциала Северного морского пути, в том числе обеспечению круглогодичной проводки в восточном секторе СМП.
Русская "Арктика"
- Ледоколы проекта 22220 «Арктика» назвали в «Росатоме» самыми локализованными российскими судами
- Атомный ледокол «Якутия» проекта 22220 передадут заказчику в декабре 2024 года — Медиапалуба
- Инновации и наука
- Рассылка новостей
- Итоги года корабелов 2022: Балтийский завод
В России предложили построить еще два атомных ледокола
В среду, 21 октября, был подписан акт приемки корабля, на судне подняли государственный флаг Российской Федерации. Сам ледокол на прошлой неделе прибыл в порт Мурманска, завершив этап ледовых испытаний. За три недели «Арктика» преодолела около 4800 морских миль почти 9000 километров , пройдя при этом через географическую точку Северного полюса Земли. Судно было заложено почти семь лет назад, в ноябре 2013 года.
С учетом увеличения грузопотока по Севморпути Росатом наращивает группировку ледоколов. Их количество к 2030 году должна составить 17 единиц, сообщали в госкорпорации ранее. Это ледоколы «Якутия» и «Чукотка». Введены в эксплуатацию головной ледокол проекта «Арктика» и два ледокола серии — «Сибирь» и «Урал». Еще один ледокол — «Лидер» — строится на судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края.
Ледокол станет первым судном, который будет сдан под руководством нового генерального директора Балтийского завода Юрия Гордиенкова. Ожидается, что подписание акта приемки состоится 20 декабря 2024 года. Новые ледоколы планируют принимать каждые два года: в 2026 году «Чукотку», в 2028 — «Ленинград», «Сталинград».
Предполагаемый срок окупаемости проекта — 15 лет. Если успеем подготовить инфраструктуру, то третье электросудно начнет работу в следующем году и в Перми», — заявили «Ведомостям» в пресс-службе компании «Водоходъ». Ecocruiser — первый в России серийный проект судов на электродвижении. Его отличие от дизельных судов заключается в том, что катамаран практически не создает шума от двигателей и не требует использования горюче-смазочных материалов, что исключает их разлив в реку, объяснили «Ведомостям» в пресс-службе «Водохода». По словам представителей компании, спрос на электросуда с каждым днем возрастает, по мере того как регионы узнают о новых технологиях, в том числе об экологической нейтральности судна. В «Водоходе» заявили, что возможности перехода на электросуда актуальны для Санкт-Петербурга, Самары, Красноярска, Нижнего Новгорода, Ярославля, Перми и других городов, расположенных на реках с плотным пассажиропотоком. По его словам, вопрос подзарядки может притормозить развитие использования таких судов на 2—3 года. Малышева добавляет, что спрос на экологичные суда ограничен дороговизной и требованием особой береговой инфраструктуры для его эксплуатации. Система судна была создана таким образом, что тепловые выбросы от работы судна в атмосферу сводятся к минимуму, а тепло от двигателей используется для обогрева пассажирского салона. По словам Шапошникова, такие суда также помогут разгрузить туристические перевозки из Петербурга до Петергофа и Кронштадта и будут пользоваться популярностью на фоне отсутствия запаха работы двигателя, к которому и у жителей, и туристов Петербурга «накопились вопросы». Технологии для науки Инновации в судостроении применяются и для научно-исследовательского флота. В его проектировании принимали участие ученые СевГУ. Стоимость «Пионер-М» — 300 млн руб. Судно предназначено для экспедиционной деятельности в прибрежных районах Черного моря. В сентябре директор дирекции научной деятельности СевГУ Алексей Чуклин сообщал, что группы будут работать по археологическому направлению, робототехнике и морской биологии. По его словам, рассматривается также возможность сформировать четвертую группу — например, геологов, гидрологов или гидрографов. Длина судна составляет около 26 м, ширина — 9 м, максимальная скорость — 10 узлов. Оно может работать автономно в течение пяти суток, дальность плавания составляет 500 миль. В задачи двух пока еще безымянных судов будет входить проведение фундаментальных и прикладных научных работ в акваториях Мирового океана. Завершить строительство планируется в 2024 г. Эксплуатировать суда будет Единый ведомственный оператор научно-исследовательского флота Минобрнауки России.
Атомный ледокол «Якутия» проекта 22220 передадут заказчику в декабре 2024 года
Спуск на воду строящегося атомного ледокола "Якутия" (строительный номер 05709) проекта 22220 (ЛК-60Я) на АО "Балтийский завод". Второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» 14 октября 2022 года отправился с достроечной набережной Балтийского завода на выполнение заводских. Основная задача ледоколов проекта 22220 состоит в обеспечении круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Закладка пятого серийного (шестого по счету) универсального атомного ледокола проекта 22220 запланирована на Балтийском заводе (входит в ОСК) на май 2024 года. Об этом в интервью "РИА Новости" рассказал заместитель директора Дирекции Северного морского пути. В основном атомные ледоколы проекта 22220 работают в западной части Севморпути — в Обь-Енисейском районе Карского моря.
Почему сейчас?
- Универсальные атомные ледоколы проекта 22220
- Проект 22220. Третий и четвертый ледоколы тоже построит Балтийский завод
- Седьмой и восьмой серийные атомные ледоколы проекта 22220 получат имена «Ленинград» и «Сталинград»
- Проект 22220 новости. Последние новости по теме проект 22220
- Как устроен атомный ледокол проекта 22220
- Ледоколы проекта 22220 — Википедия
Арктическая мощь
серия российских универсальных атомных ледоколов (УАЛ) для работы в Северном Ледовитом океане. 60 МВт (на валах), а дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин" - 25 МВт. Госкорпорация «Росатом» подготовила изменения, которые планируется внести в договор на выполнение работ по строительству третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». Статья Ледоколы России (Атомное судостроение), Освоение Арктики, Атомные ледоколы проекта 22220, 2024 «Балтийскому заводу» выделили 22 млрд рублей на строительство трех ледоколов, «Росатом» построил самый мощный реактор для атомных ледоколов.
Содержание
- Ледоколы проекта 22220: «Полный вперед!» – – Портал о развитии Арктики
- Балтийский завод построит ещё два атомохода
- Русская "Арктика"
- Седьмой и восьмой серийные атомные ледоколы проекта 22220 получат имена «Ленинград» и «Сталинград»
Ледокол "Арктика" погорел на импортозамещении
В частности, ледоколы проекта 22220 обеспечат достижение плановых объёмов транспортировки грузов по Северному морскому пути (СМП) в 80 млн т к 2024 году. На Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) состоялась торжественная церемония закладки пятого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Ленинград». Ледоколы проектов 23550 и 22220, а в будущем и 10510 смогут обеспечить беспрепятственное прохождение судов по магистрали. Ледоколы проекта 22220, которые строятся по заказу Росатома и являются самыми большими и мощными в мире. Атомный ледокол Камчатка проекта 22220 начали строить на Балтийском заводе.
У России два новых атомных ледокола: на воду спущена "Якутия", а над "Уралом" поднят флаг
Самому юному зрителю не было и года. Мама Александра взяла с собой в коляске малышку Софью. Рабочие занимали лучшие места в цехах еще за два часа до начала. Этого дня они ждали 2,5 года. Иногда пропадал и днями, и ночами. Можно сказать, ледокол - его второй ребенок, - улыбается Александра. Судостроители пригласили родственников на спуск ледокола на воду. Многие приходили целыми семьями. Сегодня небольшая праздничная суматоха, все только и ждут спуска «Якутии». Смотрите на окна верхних этажей в цехах. Народ занимает лучшие места за два часа до начала.
Вы попробуйте зайти к ним, не получится — запирают двери нарочно, - смеется усатый мужчина. Атомоход длиной в 173 метра, шириной 34 метра и высотой более 15 метров — примерно как пятиэтажный дом с пятью парадными. Махина способна разгоняться до 40 километров в час и пробивать лед толщиной в три метра.
В свою очередь губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обратил внимание, что атомный ледокольный флот является воплощением мощи и огромного научного и производственного потенциала России: «Я очень рад и горд, что ледокол "Атомфлота" получит имя "Сахалин".
Уверен, эти чувства разделяют все жители нашего островного региона. Это решение - знак глубокого уважения к Сахалинской области, ее жителям, тому вкладу, который мы вместе вносим в развитие нашей Родины». К этому времени предприятие намерено значительно обновить флот, из атомных ледоколов предыдущих проектов останется только атомоход "50 лет Победы". Напомним, в рамках строительства серии атомоходов проекта 22220 корабелы Балтийского завода входит в ОСК уже передали "Атомфлоту" ледоколы "Арктика", "Сибирь" и "Урал".
Как правильно понимать намерение властей и как это решение может повлиять на развитие Северного морского пути, «Фонтанка» выяснила у экспертов. Указ, который положил начало дальнейшему совместному будущему предприятий, так и назвали — «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Мощностей действующего на тот момент атомного флота не хватало, да и тот, что был в строю, требовал замещения. Более того, для провоза газовозов по Северному морскому пути — кратчайшей водной дороге между Европейской частью России и Дальним Востоком — требовалось судно с широким корпусом специальной конструкции, и станцевать от российских атомных ледоколов ЦКБ «Айсберг» не вышло. Судно нового проекта 22220 конструкторы представили в 2009 году, а уже в 2012-м на Балтийском заводе в Петербурге начали строить головной корабль «Арктика». Первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 официально вошёл в состав ФГУП «Атомфлот» в 2022 году, следом за ним в конце года заказчику передали «Урал». Еще четыре атомохода «Якутия», «Чукотка», «Камчатка» и «Сахалин» пока строятся. Планировалось, что они будут сданы в 2024 году, 2026-м, 2028 и 2030 соответственно. Сейчас по Севморпути проводят суда шесть атомных ледоколов: четыре двухреакторных «Арктика», «Сибирь», «Ямал» и «50 лет Победы» и два с однореакторной установкой «Таймыр» и «Вайгач». Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть».
Это только планы Финансирование строящихся ледоколов на Балтийском заводе в Петербурге правительство планирует сократить более чем на 4 миллиарда рублей. Если прицениваться к цифрам в разрезе каждого судна, то в 2024—2026 годах «Якутия» и «Чукотка» могут недосчитаться 0,56 миллиарда рублей, «Камчатка» — 2,36 миллиарда, «Сахалин» — 1,36 миллиарда рублей. Но серьезных поводов для переживаний эксперты атомной отрасли пока не видят. На всё бы хватило. То, что написано в проекте, не означает, что это произойдет в реальности. Поэтому надо смотреть совершенно спокойно. Проект — «технический» документ, который прогнозирует возможность сокращения расходов на производство ледоколов. На самом деле, если будет профицит бюджета и государство будет понимать, что ледоколы необходимы, то, естественно, найдут деньги на их финансирование, — считает доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГс, координатор Экспертного совета Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» Александр Воротников. Отталкиваться от мысли, что у государства попросту не хватает средств на закупку импортного оборудования для ледоколов, тоже неверно. В цене ледоколов импортное оборудование не так много стоит.
Двигатели, энергетическая установка, корпуса — это всё российское, объясняет Воротников. Глава аналитической компании infraproject Алексей Безбородов считает, что к сокращению финансирования могли привести действия самого «Росатома». Скорее всего, запутался в финансовых потоках и направил на бизнесы, которые не являются государственным приоритетом, от государственно приоритетных, типа атомных ледоколов. Доложили в правительство, я подозреваю, что деньги используются вроде как по цели, их никто не украл, но расходуются бестолково. Правительство моментально такие вещи наказывает, — говорит Алексей Безбородов. Поддержать текущую рентабельность На сокращение бюджетного финансирования ледоколостроения толкнуло существенное подорожание процесса, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на собственный источник. По данным издания, пятый и шестой ледоколы, на строительство которых из бюджета в 2022 году выделили 60 миллиардов рублей, могут вырасти минимум вдвое от цены госконтракта. Удорожание ледоколов может привести как минимум к двум закономерным последствиям, считает Алексей Безбородов. И вполне уже четко сформулированным вопросом: почему вы в «Росатоме» занимаетесь всем чем ни попадя, вместо того чтобы заниматься тем, что вам положено по статусу — атомными станциями и атомными ледоколами?
При сжатии главное не прочность судна, а время спасения. Дело в том, что для льдов корабельный корпус, что бумага, они сминают его независимо от конструкции. Но чем грамотнее корпус спроектирован и чем он проч нее, тем больше времени есть у команды на спасение. По практике нам известно, что подобные космические объекты оставляют на поверхности земли воронку диаметром в несколько километров и около 200 метров в глубину». Деревянный корпус противостоять подобной мощи не мог. Существовало лишь одно решение: придать судну такую форму, чтобы лед его не зажимал, а выдавливал на поверхность, откуда можно было бы уйти, волоча ко рабль за собой. Как устроен коч Название «коч» происходит от диалектного новгородского «коца» — шуба, что связано с двойной обшивкой судна, укрепляющей его борта и защищающей от давления льда да и просто от ударов. В первую очередь коч был очень простым и легким: одномачтовым, однопалубным, длиной от 16 до 24 ме тров и шириной до 6,5 метра, полностью построенным из дерева без применения металлических элементов. По сле XVI века появились более сложные разновидности: с двумя мачтами, с металлическими деталями и крепежами-скобами, гвоздями. Коч мог двигаться как под парусом, так и на веслах. Форма дна не давала кочу опрокидываться набок, и его было относительно легко буксировать, примерно как сани. Из-за этого коч имел очень низкую осадку — всего 1-1,5 метра, практически он представлял собой большую лодку, способную плавать по мелководью. Чтобы киль не повреждался при волоке, защищал так называемый фальшкиль внешняя деталь которую можно было легко заменить, не разбирая корабль. Команда коча состояла из 10-15 человек, судно могло взять на борт до 25 тонн груза или полсотни пассажиров. Поздние разновидности кочей имели еще большую грузоподъемность, порядка 40 тонн. Изначально кочи строились только поморами, но по мере покорения сибирских земель и основания там портов и городов, кочи все шире распространялись в Зауралье. Их активно использовали в речном судоходстве, поскольку форма корабля позволяла не только быстро вытаскивать его на лед, но и причаливать почти к любому берегу без дополнительных приспособлений — коч просто «выезжал» на сушу. Якоря, симметрично расположенные по обе стороны корпуса, помимо основного назначения, использовались при перемещении коча волоком. Одной из важных особенностей этого судна была его быстроходность. При Петре I кочи чуть не прекратили свое существование. В ходе реформы флота 28 декабря 1715 года царь по велел отказаться от прежних принципов кораблестроения и делать суда исключительно по привезенным из Европы чертежам. Причем сперва он распорядился полностью обновить флот всего за два года, но затем смилостивился и разрешил до поры оставить старые суда, но строить уже только по новым принципам. Коч спасло то, что контролировать большую часть Русского Севера царь просто не мог - там люди жили по своим законам и со столицей были связаны в основном экономически, а не юридически. Поэтому и поморы, и сибиряки проигнорировали петровский указ. Коч лучше европейских судов был приспособлен для плавания в холодных водах. По мере того как Россия продвигалась на восток, кочи стали появляться в Карском море, но, кроме того, распространились и на Запад — в Норвежское и Гренландске моря. Со временем их стали оснащать кожаными пару сами, чтобы избежать обледенения, и это позволяло мореходам забираться еще дальше на север. Строительство кочей было обычно семейным делом причем многие детали создавались впрок. У корабелов, имевших много заказов, всегда был хороший запас готовых днищ и мачт, что позволяло при необходимости делать корабли с очень большой скоростью. Дело было выгодное, стоил коч дорого, до 300 рублей для сравнения: чиновник среднего ранга в Москве получал тогда около 30 рублей в год. По примерным подсчетам, к концу XVII века в северных морях одновременно ходили более 7000 кочей. Интереснейшая история связана с ныне не существующим западносибирским городом Мангазея , основанным в 1600 году царским указом на месте стихийно вазникшего поморского порта. Из Мангазеи сибиряки организовали морской ход через так называемый Ямальский волок - этот путь позволял добираться с товарами непосредственно до Архангельска или даже дальше и торговать с иностранцами напрямую, минуя царскую бюрократию и налоги. Пройти этим путем могли только коч, поскольку сухопутный участок маршрута для других судов был непроходим. Михаил Федорович Романов в 1619 году запретил использовать Мангазейский морской путь под страхом смертной казни и установил в районе Ямальского волока стражу, поскольку контролировать сибиряков и поморов у него не было никакой возможности. Это привело к тому, что жители Мангазеи стали покидать процветавший прежде город, и в итоге он был упразднен царским указом в 1672 году. Коч стал основой современного ледокола, который впервые придумал и построил в 1864 году кронштадтский судовладелец Михаил Бритнев. Фритьоф Нансен, проектируя знаменитый «Фрам», парусно-моторную шхуну для полярных экспедиций, изучил все типы северных судов и в итоге использовал при разработке корпуса именно принцип коча. Сегодня этот корабль выставлен в специально созданном для него музее в Осло. Если немного утрировать, то можно сказать, что «Фрам» — это и не шхуна вовсе, а осовремененный поморский коч. В 1987 году в Петрозаводске группа энтузиастов с точностью до мелочей воссоздала классический коч, назвав его, соответственно, «Помор». За следующие несколько лет на «Поморе» немного походили по Белому и Карскому морям, а потом совершили известное плавание вплоть до Канады через Чукотское море.