Эксперты с Уолл-стрит предсказывали, что экономика России рухнет после того, как страна вторгнется в Украину. Новости экономики сегодня. Мировая и российская экономика, финансы и бизнес, эксклюзивные материалы и мнения экспертов.
Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м
Экономика и бизнес | Загрузить еще новости. ДатаВыбрать дату. Подписаться на новости. |
Экономика и бизнес | Загрузить еще новости. ДатаВыбрать дату. Подписаться на новости. |
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике
Но её не случилось, и сейчас прогнозы по динамике мирового ВВП улучшаются. Так что с экспортными доходами России всё будет более—менее неплохо. Третий фактор — поведение международного бизнеса в России. Как отметил представитель Института Гайдара, непонятные схемы, когда иностранная розничная сеть продаёт свои активы российскому топ—менеджменту, оставляют много вопросов относительно того, откуда у менеджеров взялись такие суммы, но зато поддерживают как потребительский спрос, так и предложение. Наконец, четвёртый фактор — это правительственная политика. По оценке Ведева, она кардинально изменилась по сравнению с 2019—2020 годами. В дополнение к принятым государством мерам в текущем году необходим контроль над обменным курсом рубля, полагает эксперт. Курс ни в коем случае нельзя разгонять в сторону ослабления.
По итогам года мы ожидаем укрепления рубля и его стабилизации в коридоре 70—75 рублей за доллар. Также, на мой взгляд, необходим контроль за банковской сферой. Та олигополия, которая у нас существует сейчас на банковском рынке, ведёт к большим убыткам экономики. С точки зрения макропруденциальной политики необходим контроль за банковскими комиссиями и тарифами". Но это оценки так называемого потенциального роста, они не учитывают целый клубок негативных сценариев. Дефицит пугает С точки зрения Андрея Нечаева, председателя партии "Гражданская инициатива", особую тревогу сейчас внушает ситуация с бюджетом. Он оставался профицитным до середины прошлого года.
С ростом доходов Правительство получило возможность увеличивать расходы, избегая дефицита бюджета. В докрымский период номинальные государственные расходы увеличились в 10 раз, в 4 раза выросли выплачиваемые государственным сектором зарплаты. Оплата труда бюджетников улучшала ситуацию на всём рынке труда: учителя, врачи и чиновники поддерживали потребительский спрос, который позволял расширяться предприятиям. Экономика России росла по почти кейнсианскому рецепту. То есть, Россия продавала больше товаров и услуг, чем покупала у внешнего мира, накапливая иностранную валюту и номинированные в ней финансовые инструменты. Кейнсианство — направление экономической мысли, сторонники которого указывают на недостаточный потребительский спрос как основное препятствие для экономической стабильности.
Если экономика не функционирует с максимальной занятостью и загрузкой ресурсов, растущий спрос приводит к расширению выпуска, что создаёт спрос на средства производства и новые рабочие места. Новые рабочие места, в свою очередь, вновь расширяют потребительский спрос и так далее. В условиях застоя кейнсианцы выступают за расширение государственных расходов и иные способы увеличения совокупного спроса. Однако фискальная политика оставалась осмотрительной. Опыт перехода к рыночной экономике продемонстрировал опасность радикальных решений: в коллективной памяти были свежи взрывной рост цен, девальвация и сопутствующая социальная напряжённость. Даже во времена сырьевого бума государство ставило во главу угла бюджетную дисциплину и пристально следило за устойчивым, но упрямо высоким показателем инфляции.
Главным приоритетом экономической политики стала стабильность. Само содержание идеи «стабильности» заметно менялось с течением времени. Фискальная — Экономическая политика, связанная с бюджетными расходами и сбором налогов Стабилизировать экономику планировалось через снижение зависимости между экономической динамикой России и мировыми ценами на нефть. В периоды высоких сырьевых цен государственные расходы росли вместе с нефтегазовыми доходами казны, поддерживая экономический рост. При падении цены на нефть страдали и государственные доходы. В такие годы принцип балансировки бюджета требовал урезания расходов, несмотря на сопутствующую экономическую нестабильность.
В отсутствие других факторов роста российская экономика всё больше походила на хвост глобальной нефтяной собаки. Для преодоления этой динамики было принято решение отвязать государственные расходы от сырьевых доходов. С 2004 года потолок государственных расходов задавался бюджетным правилом. Новая бюджетная политика обосновалась в Вообразилии: вне зависимости от реальных цен на нефть казна обязалась тратить не больше, чем собрала бы в налогах, если бы нефть стоила 20 долларов за баррель. К 2007 году мировые цены на нефть выросли до 80 долларов, но базовая цена отсечения была поднята лишь до 27 долларов. Предполагалось, что Фонд обеспечит государству подушку безопасности в случае кризиса.
В 2008 году подушка безопасности в 200 миллиардов долларов себя оправдала: половина средств была потрачена на восстановление экономики и Россия сравнительно быстро вернулась на траекторию роста. После финансового кризиса бюджетное правило было скорректировано с более высокой ценой отсечения, но Стабилизационный Фонд продолжал расти. Государство продолжало копить на чёрный день. Приоритизируя бюджетную дисциплину, Россия накапливала финансовые ресурсы за счёт трат реальных ресурсов. Труд россиян и природные богатства страны обменивались на валютную выручку, в то время как сокращение производительных рабочих мест и стагнация промышленности игнорировались во имя бюджетного профицита. Баланс бюджета означает, что расходы примерно равны доходам.
Цена, разделяющая экспортные доходы на «базовые» и «сверхдоходы». В рамках действовавших правил бюджет мог называться сбалансированным, но фактически профицитные валютные доходы изымались в резервы. События восьмилетней давности доказали несостоятельность такого подхода. Посткрымский период нашей экономической истории характеризовался обнищанием и мучительным застоем. Модель роста, основанная на стабильности, привела к противоположным результатам. Сто миллиардов долларов, потраченные из Фонда Национального Благосостояния, оказались бессильны перед лицом геополитического кризиса и обвала сырьевых рынков.
Следуя бюджетному правилу, государство сокращало темп роста расходов, в то время как реальные доходы россиян падали на протяжении восьми лет. Бюджетная политика посткрымского периода переняла все худшие практики предыдущих пятнадцати лет. Цена отсечения, заложенная в бюджетное правило, была опущена со ста до семидесяти долларов за баррель и ниже — с каждого проданного барреля в экономику поступало ещё меньше средств. Темпы государственных расходов замедлились, зарплаты росли медленнее цен, сокращался спрос, исчезали рабочие места. Кейнсианские рецепты были забыты. Государство усугубляло кризис.
Несмотря на заявленную цель, бюджетное правило не стабилизировало государственные расходы, а поддерживало их процикличность. Хоть нефтегазовые доходы и отсекались по воображаемой цене, не-нефтегазовые налоги собирались в полном объёме. В периоды высоких цен на нефть рос и не-сырьевой сектор экономики, а вместе с ним государственные доходы. Бюджетное правило обязывало государство вливать полученные средства в уже растущую экономику — ведь бюджет должен был оставаться сбалансированным. При этом бюджетная политика не рассматривала собственных инфляционных эффектов, управление инфляцией было переложено на денежно-кредитную политику. Банк России, в докрымский период управлявший курсом рубля с помощью накопленных средств, отказался от политики валютного коридора и сосредоточился на таргетировании инфляции.
До 2014 года стабильный рубль улучшал инвестиционный климат и облегчал жизнь потребителям, но защита курса от геополитического кризиса оказалась слишком дорогой с точки зрения финансовых ресурсов. Резервный фонд больше не стабилизировал даже курс рубля. Он стал неприкосновенной копилкой в 200 миллиардов долларов. Триада стабильности — сбалансированный бюджет, низкий государственный долг и таргетирование инфляции — ставила своей целью накопление финансовых ресурсов за счёт драматического снижения темпов роста реальной экономики. Отдельно отметим, что именно период экономического застоя внёс наибольший вклад в ослабление геополитического положения России, её амбиций регионального лидерства. Политика воздействия на реальные переменные — занятость и спрос — посредством финансовых инструментов.
Инструменты денежно-кредитной политики включают изменение ключевой ставки, нормативы резервирования банковского сектора и управление денежным предложением в экономике. Денежно-кредитную политику также называют монетарной политикой. Резервные фонды за это время несколько раз делились и заново объединялись Валютный коридор появился в 1995 году, когда Центральный Банк привязал рубль к курсу доллара, определив границы его колебания. До начала крымского кризиса ЦБ обязывался держать курс в диапазоне 36 — 43 рубля за доллар. Как сейчас Экономическая история знает мало шоков подобных тому, который переживает Россия. Беспрецедентные санкции и добровольный уход частных иностранных компаний делают технически невозможным сохранение прежней отраслевой структуры экономики.
Накопленные десятилетиями финансовые ресурсы оказались до смешного бесполезными: часть накопленных средств была арестована «недружественными странами» , а возможности использования оставшейся валюты сокращаются день ото дня. Теория международных отношений часто классифицирует санкции как альтернативу насилию. В данном случае массовые санкции безоговорочно стали формой насилия над населением России. Исчерпывающее описание их эффектов вышло бы за пределы данного текста, они слишком объёмны и разнообразны. Однако вполне уместен вопрос о том, насколько традиционные рецепты стабилизационной политики способны защитить российскую экономику от подобного удара. Не говоря уже о возможностях послевоенного восстановления.
Запрет на импорт наукоёмкой продукции и техническое сопровождение. Многие из подсанкционных товаров — в частности, высокотехнологичные средства производства — представляют собой продукты штучного выпуска, изготавливаемые под конкретные инвестиционные проекты. Выпуск таких товаров не подлежит стандартизации и индивидуален в зависимости от условий дальнейшей эксплуатации. Их предложение на рынке контролируется небольшим числом транснациональных компаний. Это касается в том числе и оборудования для добычи минеральных ресурсов. Российские компании будут вынуждены полагаться на вторичный рынок и оборудование, пересобранное в дружественных странах.
Результатом станут рост издержек, падение производительности предприятий и снижение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках. А также в случае Ирака, Ирана, Кубы и ряда других стран. В том случае, если им будет позволено хотя бы частично на них вернуться. Импортозамещение высокотехнологичных областей невозможно без финансовых издержек. Инновации требуют вложений в основной капитал, что предполагает заёмное финансирование и долгие периоды окупаемости. Согласно триаде стабильности, инновационное развитие не требует особых усилий — частный бизнес проявит инициативу, почувствовав под ногами достаточно надёжную почву.
Но в текущей ситуации это едва ли сработает. В самом начале весны Правительство заявило, что ответом на ограничения станет развитие импорта из дружественных стран и локальное импортозамещение. Как показали последние полгода, оба направления действий всё больше походят на тупиковые. Запрет на экспорт российской продукции. В силу своей технологической ограниченности Россия практически не поставляет наукоёмкую продукцию и потребительские товары в недружественные страны. Европейская энергозависимость временно защищает сырьевой экспорт, составляющий половину товарного потока.
Не ясно, будут ли этим потери как-то компенсированы в будущем. Бюджетная политика здесь не единственный, но полностью доступный для контроля фактор. Торговое партнёрство с дружественными странами осложняется опасением вторичных санкций. Отечественные программы замещения рискуют быть сорванными из-за массового отъезда значительного числа квалифицированных специалистов. Сокращение экспорта рискует повысить безработицу и сократить доходы населения. Эффективность экономики упадёт в силу узости рынка сбыта и невозможности реализовать эффекты масштаба.
Резкое ухудшение финансовых балансов отечественных компаний приведёт к нарастанию рисков в банковском секторе, что в свою очередь негативно повлияет на благосостояние населения. Ради сохранения ответственной фискальной политики триада стабильности требует сокращения или заморозки государственных расходов в том числе сокращения социальных расходов в период кризиса. Наибольшее, что допускается — временный транзитный период, с выходом на заданные параметры нормализации к середине 2020-х годов. Перестройка логистических цепочек. Далеко не все подсанкционные товары и средства производства окончательно исчезли с российского рынка, но доступный импорт значительно подорожал. Необходимость перевозить грузы через «третьи страны» увеличила затраты на транспорт, а риски санкций существенно увеличили сроки поставок и порой сделали невозможным страхование грузов.
Каждое новое обострение ведёт к росту цен и ухудшению условий со стороны частных поставщиков. Подобный шок спровоцирует очередной этап роста цен. Ограничения на стороне предложения будут сохраняться как долгоиграющий проинфляционный фактор, а неоднородные всплески с ярко выраженной отраслевой спецификой могут серьёзно дестабилизировать экономику. Триада стабильности рекомендует реагировать на всплеск инфляции в первую очередь повышением ключевой ставки. В условиях дефицита товаров, простоя производств и организационного хаоса текущая экономическая политика предлагает усложнять доступ к кредиту, компенсируя это набором льготных кредитных программ и списанием выплат отдельным категориям мобилизованных граждан. Безработица и дефицит кадров Иностранные компании, годами пользовавшиеся относительно дешёвой, но при этом образованной рабочей силой в России, уходят с рынка, забирая с собой сотни тысяч рабочих мест и сложившуюся управленческую культуру.
Местные предприятия постепенно сокращают и переводят на неполную рабочую неделю многих сотрудников, хотя по традиции это не приводит к резким скачкам занятости. За несколько первых месяцев ведения боевых действий Россию покинули десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, часть из них вернулась летом. Запущенная мобилизация привела к моментальному отъезду уже сотен тысяч высокопроизводительных работников. Подобный отток рабочей силы критически усложняет задачи импортозамещения, которое практически исчезло из официальной риторики, уступив место уголовному наказанию за невыполнение оборонного заказа. Падение зарплат сократит доходы населения, и, если верить кривой Филлипса , замедлит рост цен. Бегство людей из страны также очевидным образом сократит и текущий спрос.
Разворачивающийся кризис на рынке труда означает, что процесс примитивизации российской экономики будет лишь набирать обороты, а качество человеческого капитала падать опережающими темпами. Впрочем, и сам процесс импортозамещения во многом предполагает замену более прогрессивных технологических процессов на устаревшие отечественные. В случае отмены санкций такая «импортозамещённая» промышленность не выдержит конкуренции с иностранным производителем, что вызовет новый всплеск напряжённости на рынке труда и в экономике в целом. Эффекты экономии при массовом производстве товаров на крупный рынок, позволяющие задействовать передовые трудо- и энергосберегающие технологии. В России, в отличие от ряда западных стран, показатели безработицы не очень чувствительны к экономической ситуации. Ответом на который стали серьёзные ограничения на движение капитала со стороны ЦБ.
Английский экономист Уильям Филлипс 1914 — 1975 предполагал, что существует обратная связь между безработицей и уровнем зарплат; позже экономисты распространили эту логику на общий уровень цен.
Наиболее пессимистические оценки строятся на том, что в ближайшие месяцы ситуация не претерпит радикальных изменений, в связи с чем опережающий рост бюджетных расходов сохранится и дефицит бюджета будет нарастать. В этом случае фактический размер дефицита может в 3-4 раза превысить прогнозный и составить 9-10 трлн руб. При таком сценарии развития событий правительству придется еще активнее использовать средства Фонда национального благосостояния ФНБ , а также усилить политику внутренних заимствований. Не исключено, что Минфину даже придется прибегнуть к такому болезненному приему, как бюджетный секвестр, который предполагает пересмотр определенных расходных статей с целью их сокращения. Учитывая нынешнюю ситуацию с валютными поступлениями, скорее всего, ЦБ и дальше будет продолжать политику ослабления курса рубля. На данный момент это является одним из главных рычагов по компенсации падения нефтяных доходов, в связи с чем уже скоро мы можем увидеть доллар по 80, а то и по 85 рублей.
Параллельно с этим будет наблюдаться рост процентных ставок, что может иметь весьма заметные последствия для рядового населения. Но самое интересное может начаться после того, как в ЦБ примут окончательное решение о дополнительной денежной эмиссии, которая активно обсуждается в последние месяцы. Проведена она может быть не в обычной форме, а в виде запуска цифрового рубля, который может частично появиться в обращении уже в самое ближайшее время. Впрочем, есть немало экспертов, которые оценивают перспективы российской экономики довольно оптимистично.
Впрочем, проверить это невозможно: сейчас нет привычки, да и особого смысла, следить за прогнозами на столь длинный срок. Мировая экономическая и политическая конъюнктура меняется стремительно, поэтому достоверно предсказать, что произойдет с российским нефтегазовым экспортом даже через год или три года, не говоря уже про десятилетний отрезок, невозможно. Можно с большой долей уверенности говорить лишь о том, что нефтегазовые доходы России в ближайшие год-два, независимо от хода и последствий специальной военной операции, не будут расти, а, скорее, наоборот, продолжат сокращаться. Мировая рецессия, которую многие экономисты уверенно прогнозируют на 2023 год, — тоже минус для российского бюджета. В случае замедления роста или даже падения мировой экономики снизится или, по крайней мере, не будет увеличиваться потребление нефти в ведущих мировых экономиках. В том числе в так называемых дружественных странах. Конечно, теоретически для покрытия дефицита бюджета можно просто печатать рубли в любых количествах.
Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
Новости экономики и финансов - | Экономика. На поклон к Росатому: Билл Гейтс продал Байдену ядерное топливо, которое не подходит для американских АЭС. |
Новости экономика | Новости экономики сегодня. Мировая и российская экономика, финансы и бизнес, эксклюзивные материалы и мнения экспертов. |
"Новости Экономики"- Последние новости экономики сегодня в России и мире | Экономика и финансы в России и в мире: последние новости, события, прогнозы, мнения экспертов, интервью с ведущими экономистами и специальные репортажи. |
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
Экономика России оказалась гораздо более устойчивой и самодостаточной, чем предсказывали большинство западных аналитиков. Самые главные новости экономики в мире и в России. 24 часа в сутки мнения экспертов, финансистов по вопросам политики, общественной жизни, экономики, финансов и недвижимости. Что происходит в экономике? Самые важные и актуальные новости экономики в журнале Эксперт. Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI: экономика России упала не так сильно, как предполагали многие? РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека.
Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м
Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м | Экономика/инфраструктура РФ работает и развивается даже в текущих условиях. |
Экономика России не рухнула в 2022-м, значит, рухнет в 2023-м? | Экономика. На поклон к Росатому: Билл Гейтс продал Байдену ядерное топливо, которое не подходит для американских АЭС. |
Прогнозы экономического развития России на 2024 год: ожидания российских и международных аналитиков | Самые важные новости экономики России и мира. |
Когда отменят санкции и что будет с экономикой России | Финтолк | В 2024 году стоит ожидать роста российской экономики, но не мирного договора между Россией и Украиной, полагает доктор экономических наук Владислав Иноземцев*. |
Новости экономики в России и мире сегодня — | "" публикует самые последние новости экономики и финансов в России и за рубежом. |
Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?
С экономической точки зрения, Россия может регулярно делать огромные государственные заказы, связанные с обороноспособностью страны и поддерживать экономику. новости экономики, экономика россии, новости экономики 2019, последние новости экономики, прогноз 2019. «Фундаментальная экономика России слабее, чем экономика США.
Названа главная проблема экономики России
У меня эти проценты не коррелируются с теми ценами, что я вижу на прилавках. Это какое-то лукавство или что? Для расчета инфляции можно взять какую-то потребительскую корзину — что-то убрать, что-то добавить и получить нужный результат. Можно вспомнить анекдот про 38 попугаев, когда удава измеряли в слонах, мартышках и попугаях. Вывод был такой, что в попугаях он значительно длиннее. Поэтому, если мерить инфляцию в стоимости автомобилей или динамике стоимости картофеля, получится совершенно разный результат. Все это искусственно регулируется в принципе. Там есть обоснование, целая методика — есть общий индекс инфляции, есть индекс инфляции потребительского рынка, то, что мы покупаем каждый день. Как вы считаете, что будет с этим сектором экономики? Мощности «Рено» в Москве уже используются для производства нашего нового китайского «Москвича».
Я думаю, что мощности в том или ином виде будут задействованы. Я думаю, что вряд ли мы увидим самые передовые технологии в автомобилестроении. Но определенную замену, компенсацию выпадающему ряду автомобилей мы увидим. Они формируют в бюджете РФ почти треть доходов. Повлечет ли снижение доходов бюджета введение потолка цен и как это скажется на доходах простых граждан? Санкции против нефтегазового сектора нацелены на постепенное удушение. Санкции рассчитаны на долгие годы вперед. Например, в Иране эти санкции применяются уже десятилетиями. Любое нефтяное месторождение рано или поздно иссекает.
Чтобы вводить в строй новые месторождения, требуются технологии и финансовые ресурсы. Это достаточно дорогое мероприятие. Эта идея изначально была глубоко порочная. Динамика импортозамещения определенно есть, но время было потеряно за счет этой идеи. Поэтому сегодня будут потенциально проблемы с добычей нефти и газа. В определенной степени дефицит бюджета будет покрываться за счет заимствований и ремиссии. Минфин занимает у Центробанка, ЦБ печатает деньги. На сегодня у нас 300 млрд долларов золотовалютных резервов. И еще у нас есть 70 трлн средств юридических лиц на депозитах в России — это 1 трлн долларов.
Особое внимание власти уделяют ценам на социально значимые товары. Для этого у правительства есть эффективные инструменты: ограничение экспорта и снижение импортных пошлин. Кроме того, ФАС будет следить за необоснованным повышением цен со стороны ритейлеров. Они были разработаны после выборов президента РФ в 2018 году и стали главным инструментом достижения национальных целей, обозначенных главой государства на пять лет. Нацпроекты охватывали три направления: "Человеческий капитал", "Комфортная среда для жизни" и "Экономический рост". Уже сейчас видно, что, несмотря на все сложности, с которыми столкнулась страна за пять лет, нацпроекты доказали свою эффективность. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил правительству актуализировать их и продлить до 2030 года.
Но после выборов президента РФ в марте 2024 года глава государства поставит новые долгосрочные цели, и возможно, появятся новые нацпроекты. С 2024 года пилот будет расширяться, а Минфин испробует его на социальных платежах. Цифровые валюты ускорят переход стран на расчеты в нацвалютах. Операции в цифровых валютах абсолютно прозрачны. Цифровой рубль нельзя похитить. Но для большинства людей главный плюс цифрового рубля — это бесплатные мгновенные переводы любых сумм.
По словам ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, сам термин «мобилизационная экономика» воспринимается обществом, скорее, негативно, поскольку ассоциируется с ущемлением различных прав и свобод. В том числе мелкому и среднему предпринимательству», — приводит мнение ученого « Российская газета ». Литвиненко полагает, что опасения либералов в переходе ресурсов под полный контроль государства в случае переориентирования страны на мобилизационную экономику чрезмерны. По его мнению, миссия правительства в таких обстоятельствах должна заключаться в выработке прозрачных нормативов и требований, выгодных всем участникам рынка — и самому государству, и бизнесу, а также в «надзоре за их надлежащим исполнением с использованием исключительно рыночных механизмов регулирования без участия государства в производстве».
Ученые предлагают сделать нефтепереработку частью системы мобилизационной экономики. Фото: Midjourney Это, по его словам, «даст возможность максимально эффективно эксплуатировать наши сырьевые и интеллектуальные ресурсы для противодействия внешним угрозам», — полагает ученый. В основе новой экономики должна лежать глубокая высокомаржинальная переработка природных ресурсов и энергоресурсосберегающая стратегия, которая позволит в течение ближайших 2-3 лет удвоить ВВП. В качестве успешного примера такой модели он привел систему, действующую на территории КНР. С мнением ректора, прославляющего мобилизационную модель, не согласились многие пользователи соцсетей, напомнившие, что такая система была ядром существования СССР с колоссальным перекосом трат на нужды армии, при этом на долю населения оставались пустые полки магазинов, очереди и набитые голодающими провинциалами поезда, отправлявшимися «в Москву за колбасой». Пустые полки советских магазинов периода мобилизационной экономики.
Великая депрессия 1929 года в США Все слышали о данном событии.
Только мало кто знает, что она означала. По-простому - это кризис в экономике. Были нарушены все торговые и производственные цепочки. Кризис неплатежей подобен современным санкциям. Ты не можешь купить то, что тебе необходимо. И было найдено простое и элегантное решение. Вообще - это был комплекс мер, но суть одна.
Государство печатало деньги и раздавало народу. Нет, никто не стоял на улице. Государственная программа предусматривала строительство и ремонт муниципальной собственности. Люди получали работу. За работу получали деньги. Тратили деньги на покупку товаров. Оживала торговля.
За торговлей оживали остальные отрасли. Работы экономиста Джона Кейнса и практические действия Рузвельта всем известны и досконально изучены. Уход инвесторов реклама Это плохо. Но тут есть некоторые моменты, о которых забывают упомянуть. Зарубежный капитал ушел домой, при этом отечественный капитал также попросили изменить свое проживание. Зарубежные банки поставили жесткие ограничения на выход российских инвесторов из России. И бизнесмены вынуждены инвестировать у себя на родине.
Они выкупают производственные линии ушедших компаний за бесценок. Не все из них смогут заработать в полной мере. Основным инвестором в будущем станет государство. Имея четкий план в монетарной политике мы знаем, что Эльвира Набиуллина - один из немногих специалистов, способных выполнить большинство поставленных целей , достаточно просто выполнять предписания. В отличие от политической игры, где сотни голов перетягивают одеяло на себя, в банковской сфере все еще работают специалисты высшей категории. Перспективы 2024 года Ваш пакет с санкциями мы положим в другой пакет для пакетов. Такого не будет.
Сейчас экономика работает по принципу "Минимальной достаточности". Непонятный период и ожидание неопределенности закончились. Экономика медленно и верно начала перестраиваться.
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям
Увидел хорошую новость – Росстат констатировал снижение уровня бедности в России в третьем квартале до 10,2%. Постойте, ну если ситуация с доходами улучшается, то почему же закредитованность населения и, главное, просроченные платежи растут как не в себя? О рисках перехода России на «мобилизационную экономику», связанную с резким увеличением роли государственного регулирования, экономисты и ученые предупреждали еще в прошлом году. На сайте в рубрике «Экономика» всегда свежие новости за день и неделю. Самые свежие новости часа на
Экономика – последние новости
Акции компании «Лукойл» в ходе торгов на Московской бирже впервые превысили 8 тыс. Несмотря на стандартные опасения распродаж перед длинными выходными, российский рынок рос на субботних торгах. В том числе и в финансовых вопросах — банковские приложения делают все сложные взаимодействия с государством простыми и удобными. А ведь всего десять лет назад все было по-другому.
Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений.
Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит.
Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества.
Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит.
Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита.
Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х.
Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег».
Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства. С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора.
Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом. Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики. Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях.
Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров.
Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование. Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы.
Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости.
Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников. Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях. Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции.
В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому. Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда. Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО. Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения.
Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют. Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения. Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны. Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации. Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в ключевых отраслях , включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно.
В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы. Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран. При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля. Нашей долгосрочной целью должна стать не военная, а технологическая мобилизация, неравная традиционному импортозамещению. Эффективная работа в этом направлении позволит предприятиям взаимодействовать с новыми рынками технологий, обмениваться знаниями и привлекать иностранный капитал. Самоочевидна необходимость массовых вложений в науку и образование.
Поддержка науки в России, к сожалению, часто будет эквивалентна поддержке наименее обеспеченных граждан. Ограниченная валютная выручка должна тратиться на товары, которые невозможно воспроизводить внутри страны. У государства нет финансовых ограничений в расходах в рублях, но есть вполне реальные ограничения в иностранной валюте. Ради этих целей разумен запрет на импорт товаров роскоши и прочей малоприоритетной продукции. Инициативное бюджетирование. Разрушение системы социальной защиты в Российской Федерации способствовало развитию ряда низовых гражданских инициатив.
Многие цели государственной политики — помощь пожилым людям, больным детям, благоустройство территорий и многое другое — уже в той или иной мере реализуются на ресурсы самих граждан. Такие организации представляют интересы самих жителей и часто уже обнаружили оптимальные цепи поставок и методы поддержки. Государственное вмешательство было бы неэффективно. Часть государственных финансовых ресурсов должна быть переведена в муниципальный бюджет на инициативное бюджетирование. Жители территории могут принимать непосредственное участие в распределении средств с помощью инструментов прямой соучаствующей демократии. Категории рабочих мест, создаваемых в рамках программ гарантированной занятости, также могут дополняться и корректироваться в ходе общественных обсуждений.
Новые методы борьбы с инфляцией. Основные инфляционные риски в ближайшие 5 лет будут на стороне предложения. Манипуляция ставкой в таких условиях не является эффективным методом контроля инфляции, а её частые изменения лишь увеличивают неопределённость. Высокая ключевая ставка усложняет доступ к кредиту для бизнеса провоцирует сокращение выпуска. Способствуя сокращению предложения, высокие ставки в сегодняшней среде имеют скорее проинфляционный эффект. При этом снижение ставки не имеет решающего влияния на темпы инфляции, что особенно справедливо в условиях закрытого счёта капитала.
В России ключевая ставка оказывает относительно слабый эффект на объём неипотечного потребительского кредитования и не провоцирует всплесков избыточного спроса. Первым инструментом борьбы с инфляцией должно стать снижение логистических издержек. Необходимы инвестиции в инфраструктуру и цепочки поставок, соединяющие внутренние рынки, а также государственные распределительные центры. Вторым фактором инфляционного давления останется курс рубля.
Польские власти объяснили раскручивающуюся инфляцию влиянием России Варшава стала лидером Европы по росту цен. Экономисты связывают раскручивание инфляции в Польше с провальным экономическим курсом, непомерными амбициями, действиями центробанка страны. Однако политики винят в сложившейся ситуации Россию.
Чтобы не быть голословным, возьмём для примера дефицит бюджета в январе-феврале 1,5 трлн рублей. Так что по итогам 2024 года дефицит бюджета будет не менее 5. Что это значит для фондового рынка и рубля? Рубль будут ослаблять, чтобы росли экспортные доходы, ставка ЦБ продолжит оставаться высокой для привлечения средств через рынок долга, а как следствие экономика страны войдёт в новую рецессию. К чему всё это приведёт в 2025?